Преданность отечеству отличительная черта воина десантника. Оружие россии

В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества армии и флота, нависла реальная угроза их утраты. Во многом это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой – расширился круг нежелательных воздействий на их духовный мир.

Как известно, во все времена ослабление внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам всегда приводили к деградации нации.

Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздания эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга (см. схему 1).

Изучение отечественной военной истории

Проведение воинских ритуалов

Использование плановых занятий, особенно по ОГП

Пути формирования патриотизма, верности воинскому долгу

Пропаганда боевых традиций

Разъяснение требований уставов и приказов МО РФ

Проведение культурно-досуговыхмероприятий

Усиление внимания государства к укреплению ВС РФ

Повышение воспитательной роли ВС

Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к Родине, конкретному Отечеству. И об этом должны всегда помнить армейские воспитатели.

На формирование патриотических чувств у российских воинов большое внимание оказывают служба в Вооруженных Силах, то внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами в каждой части.

Большую роль в воспитании патриотизма у личного состава играет целенаправленная политико-воспитательная работа офицеров и прапорщиков.

В современных условиях значение умелой организации патриотического воспитания воинов армии и флота возрастает. Это обусловлено сложностью решаемых в ходе военной реформы задач, нерешенностью многих материально-технических и социально-бытовых проблем в некоторых воинских частях, необходимостью повышения эффективности работы всех звеньев воинского организма, более ответственного выполнения воинского долга каждым военнослужащим и другими факторами.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой учебы, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражение его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой учебы, особенно по общественно-государственной подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет офицерам, прапорщикам, всему личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными воинов, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. В некоторых частях подобные занятия проводятся в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие военной присяги, вынос боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы воинов в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям.

В некоторых частях хорошо организована пропаганда боевых традиций, в частности, регулярно проводятся уроки мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск.

В местах боевых сражений многие воины участвуют в Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Важное значение в патриотическом воспитании воинов имеет изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

Таким образом, в Вооруженных Силах России проводится активная работа по патриотическому воспитанию воинов. Она ведется по различным направлениям с использованием разнообразных форм. Успех ее зависит от многих факторов и прежде всего от активности и инициативы офицеров, всех воспитателей.

Тема 1. Основы военно-патриотического воспитания
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и защита Российской Федерации.

Военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать свою Родину, с честью выполнять свой воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации. Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм - это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения. Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства. Для военнослужащих патриотизм проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу. Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независимым от него. Все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятие долга и чести. Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть - есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение его гражданского долга. Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Без патриотизма и верности воинскому долгу нет защитника Отечества, а сеть просто наемник, выполняющий свои обязанности за деньги, всегда готовый перейти туда, где больше заплатят. Патриотизм и верность воинскому долгу - это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

^ Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений

Дружба и войсковое товарищество - это неотъемлемые составляющие Российской Армии. Это боевая традиция развивается на протяжении всей истории Российской Армии. Отличительными чертами настоящего товарищества являются добросовестность и ответственность. Ответственность предполагает добровольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Товарищеские взаимоотношения в армейских условиях играют наиболее значимую роль, что связано с самим предназначением Вооруженных Сил и ответственностью каждого военнослужащего за выполнение воинского долга по защите Отечества. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы. Так, в общих обязанностях военнослужащего определено: "Дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков". Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знаменитой "Науке побеждать": "Сам погибай, а товарища выручай". Это стало традицией воинов русской армии. Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами - все это делает любой воинский коллектив единым целым, увеличивает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Наиболее полно традиции войскового товарищества нашей армии проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине советские воины в боях с врагом проявляли образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на смерть ради достижения победы в бою. Дружба и войсковое товарищество создаются и крепнут в повседневной армейской жизни. Одна из ее главных традиций в мирное время - всяческая поддержка военнослужащих молодого пополнения. Это прежде всего помощь при адаптации к условиям воинской службы, постижении всех тонкостей военной профессии, овладении оружием и техникой. Современная военная техника, как правило, подразумевает коллективную эксплуатацию, а это значит, что целая группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т.д.) решает одну общую задачу. В таких условиях ошибка даже одного члена воинского подразделения может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение поставленной задачи. В современных условиях успех в бою любого подразделения, части, корабля складывается из боеспособности каждого воина, входящего в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, от психологической совместимости членов любого подразделения, от их способности действовать слаженно, как единое целое. Достичь этого можно, только воспитывая себя в духе морально-психологических основ боевой дружбы и войскового товарищества. Так, например, воинское подразделение есть воинское формирование, имеющее, как правило, постоянную организацию и однородный состав. К подразделениям относятся: батальон, дивизион, эскадрилья, рота, батарея, звено, боевая часть корабля, взвод, отделение.

Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества »

Эпиграф: «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые

трудные дела» ()

Главная дидактическая цель урока – формирование готовности к защите своей Родины и чувства гордости за Вооруженные Силы РФ

    обучающие – рассмотреть такие качества человека как патриотизм и воинский долг; дать понятие, что такие духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. развивающие – развить умение выделять главное, сравнивать, работать самостоятельно, делать выводы. воспитывающие – воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной и уважение в ВС РФ.

Учебные вопросы:

Патриотизм – источник духовных сил воина. Воинский долг – обязанность к вооруженной защите страны. Курение и патриотизм.

Ход урока

Вступительная часть:

Защита Отечества являлась и является долгом и обязанностью ее граждан. Об этом говорится в ст. 59 Конституции РФ, говорилось и в первых воинских уставах Петра Первого, уставах Вооруженных Сил Советского Союза и в современных уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время внешне-политическая обстановка складывается таким образом, что несмотря на вроде бы миролюбивые заявления наших западных соседей, о том, что они не рассматривают Россию в качестве вероятного противника, тем не менее они не упускают случая как можно поближе подобраться к нашим границам. Последние события с развертыванием системы противоракетной обороны США тому наглядное подтверждение. Таким образом, надобность в защите своей Родины нисколько не отпадает.

Великие полководцы и военачальники , всех времен и народов, подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал, что в значительной мере способствовало его победам, из проведенных 60 сражении он не проиграл ни одного

Какие же силы и источники питают мужество и героизм российских воинов, укрепляют их морально-психологические качества, закладывают основы успеха в повседневной военной службе и на войне? Давайте попробуем это выяснить.

Первый учебный вопрос:

Патриотизм – источник духовных сил воина.

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл мы вкладывает в эти понятия? Когда и как они зарождаются в сердце человека и становятся той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?

Вопрос классу: Что мы понимаем под патриотизмом? (ученики высказывают мнения)

Обобщая, даем определение: Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину – свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы – патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи. А чем же может гордиться наша страна? (привести примеры – география, знаменитые люди, достижения и т. п.)

При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга – в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    – первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); – во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); – за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович – выпускник нашей школы, за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

Вопрос классу: Какие качества помогли им совершить подвиг? (мнения учащихся затем обобщаются). Беззаветная служба своему Отечеству, патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Второй учебный вопрос: Верность воинскому долгу.

Дается различные понятия долга:

1) Патриотический, гражданский долг – обязанность по отношению к Отечеству.

2) Обязанности по отношению к товарищам – товарищеский долг.

3) Обязанности по отношению к семье – семейный долг.

4) Обязанность по вооруженной защите своей страны – воинский долг.

Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы . Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Работа в группах (парах). Разбор значения девизов некоторых воинских подразделений Российской Федерации: (например)

Там где мы, там победа!

Доблесть, мастерство, стабильность!

Себе – честь, Родине – слава!

Честь и Родина превыше всего!

Дело настоящих мужчин!

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

Вопрос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? (ответы учащихся обобщаются):

В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины. (Объяснить разницу между наемником и контрактником).

Наш отечественный пример говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и девушки(прос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? олгуи Героев России.

О Родина! П, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов , стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

Я только раз

Использовал все связи –

Чтобы попасть

На фронт в семнадцать лет.

Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

Третий учебный вопрос: Курение и патриотизм .

Отношение человека к курению характеризует его способность мыслить патриотический. Давайте посмотрим на эту вредную привычку не только как на отрицательно влияющую на здоровье отдельного человека, а несколько большем ракурсе.

1) По данным статистики к 10-11 классу, число курящих, среди учащихся, достигает почти 50% у юношей и почти 30% у девушек. Повышение цен на сигареты не приводит к снижению числа курящих среди молодежи. Курить все еще «модно».

2) Родная страна ежедневно получает от курильщиков миллионы окурков и плевков. Посмотрите на наши улицы и остановки общественного транспорта курящие укорачивают себе и своим соотечественникам жизнь, становятся виновниками пожаров.

3) Из России вывозится сырье, которое преумножает богатства Запада. Зато в Россию по высоким ценам ввозятся алкогольная, табачная и другая продукция, разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье, оказывающая генотоксическое воздействие, которое проявится дефектами у будущего поколения.

Как мы видим, происходит крупномасштабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с предательством национальных интересов, а это уже угроза нашей национальной и государственной безопасности. В этой ситуации настоящий патриот не может быть безразличным к судьбе своего Отечества.

Рефлексия:

Меняется поколение за поколением, оружие и боевая техника, что остается неизменным?

Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, понятия чести и достоинства воина. Наша задача продолжать эти славные боевые традиции.

Чем доказывают военнослужащие свою любовь к Родине, верность воинскому долгу?

Российские воины каждодневно свою верность доказывают в классах и за пультами боевых машин, на учебном поле, стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости, как это было не раз и в боевой обстановке.

Что происходит, когда граждане начинают ненадлежащим образом исполнять свой воинский долг, и понятие патриотизма становится пустым звуком?

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Высказывание Наполеона, как раз об этом: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Нужны ли патриоты сегодня ?

Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от вас, кому еще предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Таким образом, делаем вывод, что такие духовно-нравственные качества, как патриотизм и воинский долг имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия» .

К уроку готовится презентация (высказывания, фотографии и т. д.)

В качестве домашнего задания для самостоятельного изучения предлагаю изучить отрывок из послевоенной доктрины ЦРУ США (автор Ален Даллес, один из создателей и директор этой организации с 1953 г.). Это один из многих подобных документов направленных против нашей страны, после изучения, которого вряд ли у учащихся останутся сомнения, а нужны ли нам сегодня патриотизм и выполнение воинского долга.

>>ОБЖД: Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества Русского воина, основа героизма

Патриотизм, верность воинскому долгy - неотъемлемые качества Pyccкoгo воина, основа героизма

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов . Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина -это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Наше государство - Российская Федерация --раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

По состоянию на 1 января 2002 г. население России составляло 145,5 млн человек. На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5% - русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары-5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры - 1,3 млн, мордвины-1,1 млн человек. 78% населения живут в ее европейской части, остальные - в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является Государственным языком РФ - языком межнационального общения. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В Российской Федерации всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющие ее народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

Родина - это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм-духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности. (Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.)

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. (Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.)

Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой , постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

1.Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.
2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?
3.Подготовьте сообщение на тему "Основные качества, присущие российскому воину - защитнику Отечества».

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей