Преданность отечеству отличительная черта воина десантника конспект. Оружие россии

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

Преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;

Верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;

Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

Товарищество;

Неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

Что такое патриотизм?

1.1.Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.



И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой -

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

1.3.Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

Быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

Строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята там, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!


Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они сложились на основе героических традиций народов нашей Родины и впитали все лучшее из прошлого русской армии и флота. Эта связь поколений нашла свое воплощение в установлении дней славных побед в истории России (см. приложение 1).

Важнейшие боевые традиции российских Вооруженных Сил: любовь к Родине; воинская доблесть и честь; непримиримость к врагам своего народа; уверенность в победе над врагами Отечества, постоянная готовность к его защите; любовь к родной армии и флоту, верность военной присяге и Боевому знамени, Военно-морскому флагу, воинскому долгу; мужество, героизм в бою; крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою; постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства и укреплению воинской дисциплины; неустанная борьба за высокую бдительность и боевую готовность подразделения и части .

Главное место среди традиций занимают любовь к Отечеству и высочайший патриотизм, под которыми понимают преданность своей стране, стремление служить ее интересам, защищать от врагов, а также героизм, мужество, воинская доблесть и честь.

Героизм - это совершение выдающихся по значению действий, отвечающих интересам общества и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Героизм основан на твердых убеждениях, преданности народу, глубоком сознании патриотического долга .

Мужество - морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность. Внутреннюю основу мужества составляют высокие нравственные принципы, а также воинское мастерство, тренированность, умение владеть собой.

Вспомните из курса истории России примеры мужества и героизма советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Воинская доблесть - самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное и военное время. В основе воинской доблести лежит сознание воинами своего патриотического долга, воинское мастерство, высокая дисциплинированность, бдительность, коллективизм, трудолюбие .

Воинская честь - внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга. Основное содержание воинской чести заключается в нравственной ответственности воинов за защиту Отечества. Высшее ее проявление - подвиг на поле боя .

Одно из главных проявлений нравственной зрелости военнослужащего - развитое сознание и чувство воинского долга. В Конституции Российской Федерации записано, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Военнослужащий, обладающий чувством высокого воинского долга, - это воин, который выполняет обязанности осознанно, по нравственному убеждению.

Эти военнослужащие активны и деятельны. Сформировать в себе чувство долга во власти и силах каждого человека. Понимание воинского долга начинается с выработки в себе самодисциплины. Научившись подавлять в себе отрицательные качества, преодолевать соблазны, воин учится смотреть на себя глазами товарищей, оценивших в нем силу и стойкость духа. Это побуждает его и во всех других случаях соотносить свои интересы с интересами других, делать правильный выбор, осознавать свою связь с коллективом. Требования долга приобретают необычайную силу в нравственном сознании воина. Она настолько значительна, что заставляет отступать все другие побуждения: склонности, желания и даже стремление к самосохранению в боевой обстановке. Именно сознание долга перед Родиной руководило тысячами известных и безымянных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., войны в Афганистане, боевых действий в Чеченской Республике.

Подразделение Апатитского милицейского батальона устраивалось на ночлег в пустующем здании школы в г. Г розном. От школы до колючей проволоки было несколько десятков метров. А дальше - «ничейная полоса». Оттуда и влетела в окно класса, где расположились бойцы, граната- «лимонка». Игорь Пеликанов вскочил с койки, как только раздался звон разбитого стекла. Кинулся к покатившейся по полу «лимонке». Успел крикнуть: «Мужики, ложись!» - накрыл гранату своим телом, и тогда только прогремел взрыв... Ценой своей жизни Игорь Пеликанов спас товарищей. Посмертно он удостоен звания Героя России. Так Игорь Пеликанов выполнил свой воинский долг.

Вопросы

1. Дайте определение боевых традиций Вооруженных Сил и назовите главные из них.

2. Коротко расскажите об основных боевых традициях.

3. Приведите примеры из литературы, фильмов, реальной жизни, повествующие о воинских традициях России.

4. Что такое героизм и на чем он основан?

5. В каких поступках проявляется мужество воинов?

6. Что лежит в основе воинской доблести?

Приложение 1

Дни воинской славы России

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» были установлены Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
23 февраля - День защитника Отечества;
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);
4 ноября - День народного единства;
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать чертвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790).

Блокада Ленинграда проводилась немецко-фашистскими войсками с 8 сентября 1941 г. с целью сломить сопротивление защитников города, задушить их голодом, прервать связи города со страной. Прорвана в январе 1943 г. в результате операции «Искра», снята окончательно в январе- феврале 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

Германо-австрийская интервенция в Советской России с целью захвата и колонизации некоторых ее областей началась 18 февраля 1918 г. и развернулась по всей полосе от Балтийского до Черного морей. Поводом для нее послужил срыв мирных переговоров с Германией. Германо-австрийские войска оккупировали Прибалтику, большую часть Белоруссии, часть западных и южных районов РСФСР, Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Старая русская армия, не способная оказать противнику сопротивление, оставляла позиции без боя. Советское правительство опубликовало декрет «Социалистическое Отечество в опасности!» и призвало народ на борьбу с интервентами. Для организации отпора германскому нашествию был создан Временный исполнительный комитет Совнаркома. Началось массовое вступление трудящихся в Красную Армию, развернулось строительство укреплений. Первые бои с германскими войсками молодых отрядов Красной Армии происходили 22 и 23 февраля 1918 г. под Псковом, Нарвой, Ревелем. В ознаменование этих исторических событий 23 февраля стали отмечать как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ныне - День защитника Отечества.

Ледовое побоище - битва русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 г. на льду Чудского озера, закончившаяся полным разгромом захватчиков. Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15-17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавлявший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, чтобы охватить врага с двух сторон. Рыцарское войско (10-12 тыс. человек) в начале битвы прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили его возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение немецкого войска. Под тяжестью рыцарской конницы лед на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников; важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945 гг. Она была развязана фашистской Германией, стремившейся к мировому господству. Готовясь к войне против СССР, Германия создала огромный военно-экономический потенциал, использовав экономические и людские ресурсы не только своей страны, но и оккупированных ею стран Европы. Общая численность вооруженных сил Германии к середине 1941 г. составляла более 7,3 млн человек. Стратегический план войны против СССР «Барбаросса» предусматривал уничтожение главных сил Советской Армии, стремительное продвижение в глубь страны и выход на линию Архангельск - Астрахань.

В первый период войны, летом и осенью 1941 г., советские войска на всех направлениях вели упорные оборонительные сражения, нанося противнику огромный урон. В приграничных сражениях 1941 г. наши войска обескровили ударные группировки вермахта. Главные события развернулись на Московском направлении.

Битва за Москву . Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы. Группа армий «Центр» прорвала нашу оборону и окружила значительную часть защищавших Москву войск. Но они, сражаясь в окружении, сковали большие силы вермахта, позволив вновь созданным Калининскому, Западному и Брянскому фронтам к концу октября остановить врага на Можайской линии обороны. Немецкое командование в середине ноября возобновило наступление. Преодолевая упорное сопротивление советских войск, ударные группировки противника к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 км от столицы).

Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г. К. Жуков. Он энергично и решительно восстановил оборону разбитых фронтов. Умело разгадывая очередные ходы противника, полководец искусно маневрировал силами и средствами, быстро создавая на угрожаемых направлениях надежные заслоны.

Обескровленная в результате таких действий группа армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А 5-6 декабря 1941 г. советские войска развернули контрнаступление. Враг был отброшен на 100-250 км на запад, были освобождены 11 тыс. населенных пунктов, разгромлены 11 танковых, 4 моторизованных и 23 пехотные дивизии противника.

Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и впервые с начала Второй мировой войны завершилась крупным поражением вермахта.

Большое психологическое значение для всего советского народа имело проведение военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. Участники этого парада прямо с площади уходили на фронт защищать Москву.

Сталинградская битва 1942-1943 гг., оборонительная (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательная (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Цель - оборона Сталинграда и разгром действовавшей на Сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск. В Сталинградской битве участвовали войска Сталинградского и левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район ПВО. Для наступления на Сталинградском направлении немецко-фашистское командование вначале направило 6-ю армию, а с 31 июля и 4-ю танковую армию. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецкие 6-я армия и 4-я танковая армия, часть 3-й румынской и 8-я итальянская армия. Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Противник потерял в ней убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1,5 млн человек - четверть своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.

Курская битва 1943 г. - оборонительная (5- 23 июля) и наступательная (12 июля - 23 августа) операции Великой Отечественной войны, проведенные Советской Армией в районе Курского выступа; одна из решающих битв Второй мировой войны. Гитлеровское командование планировало провести летнее наступление, овладеть инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

Упорная и стойкая оборона советских войск измотала и обескровила врага. В результате последующего контрнаступления были разгромлены группировки противника на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях. В Курской битве вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Его наступательная стратегия потерпела полное крушение. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией.

В ходе третьего периода войны (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) Советская Армия провела последовательные операции на фронте от Балтийского до Черного морей, что привело к разгрому основных группировок противника. В январе - первой половине апреля 1945 г. в результате мощного наступления Советской Армии на всем советско- германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, значительная часть территории Чехословакии, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной. Советские войска вышли к р. Одер и захватили плацдармы на ее западном берегу. В ходе Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 г., наши войска окружили и разгромили мощную группировку противника и 2 мая овладели столицей Германии Берлином, а 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

Победа в Великой Отечественной войне имела большое всемирно-историческое значение. Советские Вооруженные Силы избавили человечество от угрозы фашистского порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей.

Полтавская битва - генеральное сражение между русской и шведской армиями во время Северной войны 1700-1721 гг. Шведская армия Карла XII (35 тыс. человек, 32 орудия), вторгшись на Украину, осадила Полтаву, чтобы, пополнив запасы, развернуть наступление на Харьков и Москву. Героическая оборона Полтавы сорвала планы Карла XII, дав возможность русской армии во главе с Петром I сосредоточить силы и подготовиться к генеральному сражению. Готовя сражение, Петр I оборудовал подступы к укрепленному лагерю русской армии редутами, расположил в них войска и артиллерию. Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать противника на линии редутов, а затем разгромить в полевом бою. В ходе сражения русские войска опрокинули шведов и вынудили их к отходу, который вскоре перерос в бегство. Окончательно шведская армия была разбита в ходе преследования у Переволочны, где ее остатки сдались русским войскам. Полтавское сражение предопределило перелом в Северной войне в пользу России, подняло ее авторитет, раскрыло полководческий талант Петра I.

Гангутское сражение произошло между русским и шведским флотами в ходе Северной войны 1700-1721 гг. близ п-ова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Русский флот (99 галер с десантом в 15 тыс. человек) разгромил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, отряд гребных судов). Русские моряки смелой атакой принудили к сдаче 10 шведских кораблей. Остальной шведский флот отошел к Аландским о-вам. Победа в Гангутском сражении, первая в истории русского регулярного флота, позволила перенести боевые действия на территорию Швеции. Петр I приравнивал победу в Гангутском сражении к победе под Полтавой в 1709 г.

Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова (120 тыс. человек, 640 орудий) и французской армией Наполеона (130-135 тыс. человек, 587 орудий) произошло в районе села Бородино во время Отечественной войны 1812 г. После отхода из-под Смоленска М. И. Кутузов решил, опираясь на заранее избранную для обороны и подготовленную в инженерном отношении позицию, нанести французской армии возможно большие потери, изменить соотношение сил в свою пользу и перейти в контрнаступление с целью разгрома вторгшегося в Россию противника. Наполеон, подойдя к русской позиции у Бородино, вынужден был наносить фронтальный удар основной частью своих войск (86 тыс. человек) с целью разгромить русскую армию, выйти ей в тыл и, прижав главные силы русских войск к Москве-реке, уничтожить их. Ожесточенный бой за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел Наполеона. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Н. Н. Раевского, которыми противнику удалось овладеть ценой огромных потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более 50 тыс. человек, не достигли поставленной цели. Замысел М. И. Кутузова был реализован. Русская армия, потеряв 44 тыс. человек, сохранила основные силы, отошла к Москве, а затем оставила ее. Бородинское сражение выявило кризис наполеоновской стратегии генерального сражения и превосходство стратегии М. И. Кутузова, рассчитанной на разгром противника в ряде сражений.

Победа русской эскадры над турецкой у мыса Тендра. У м. Тендра (северо-западная часть Черного моря) в русско-турецкую войну 1787-1791 гг. русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардировочный корабль, 20 вспомогательных судов, около 830 орудий) Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре (14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий). Эта победа обеспечила господство русского флота на Черном море в кампании 1790 г.

Куликовская битва между русскими войсками во главе с великим князем владимирским и московским Дмитрием Ивановичем (100- 150 тыс. человек) и войсками Золотой Орды под командованием темника Мамая (100-150 тыс. человек) на Куликовом поле - одна из крупнейших битв средневековья, положившая начало освобождению русского и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига. Исходя из тактики врага (вести бой на окружение), был создан глубокий боевой порядок русского войска: в центре стоял большой полк, правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. За большим полком располагались частный резерв и сильный засадный полк. В ходе боя противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. Исход битвы в пользу русских войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы, поддержанная ударом других полков. Вражеские войска были обращены в бегство. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек убитыми и ранеными). После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Освобождение Москвы от польских интервентов . 1611 год был одним из самых тяжелых в истории России. В Карелию вторглись шведы. Войска польского короля Сигизмунда III продолжали осаду Смоленска. Польский гарнизон в Москве с ожесточением подавлял все выступления жителей против интервентов. Именно в этой тяжелой обстановке было сформировано ополчение, имевшее целью освободить Москву и всю Русскую землю. Инициатором его создания стал выборный нижегородский голова Кузьма Минин. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского. В июле 1612 г. до Ярославля, где заканчивали формировать ополчение, дошли слухи о том, что Сигизмунд снаряжает для отправки в Москву 12-тысячное войско под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича. Пожарский не мог допустить, чтобы поляки соединились, и поэтому он отправил к Москве отряд князя В. Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот. Основные силы Пожарский приказал расположить у Арбатских ворот. Тем самым войску Ходкевича был полностью перекрыт путь в Китай-город и Кремль. Ходкевич пробовал пробиться, но русские отбили его атаки и окружили Китай-город и Кремль. Пожарский послал полякам письмо. «Ваш гетман, - написал он, - далеко: он ушел в Смоленск и к вам не воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему теперь не до вас... Не губите напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдавайтесь!» В стане поляков наступил голод. Русские, узнав, что неприятель в таком ужасном положении, предприняли 22 октября 1612 г. сильный приступ на Китай-город. Голодные поляки не могли обороняться и покинули Китай-город.

После этого русские окружили Кремль, но поляки уже не думали защищаться. Сперва они выпустили русских боярынь и дворянок с детьми. А на другой день прислали просить милости и пощады. Пожарский дал обещание, что ни один пленник не погибнет от меча. После этого 25 октября 1612 г. русские отряды торжественно вступили в Кремль. Сейчас эти события отмечают в День народного единства - 4 ноября.

Синопское сражение произошло между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-1856 гг. Турецкая эскадра Осман-паши (16 кораблей, 510 орудий), стоявшая под защитой береговых батарей (38 орудий), была атакована и уничтожена огнем артиллерии русской эскадры П. С. Нахимова (8 кораблей, 720 орудий). Потери турок составили 15 кораблей, более 3200 человек. Синопское сражение - последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Большая эффективность применявшихся в Синопском сражении пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорила переход к строительству броненосного флота.

Штурм Измаила . Шла русско-турецкая война 1787-1791 гг. Турецкая крепость Измаил представляла собой неприступную твердыню, оборудованную по последнему слову фортификационного искусства: земляной вал с каменными бастионами был окружен рвом шириной до 12 м и глубиной от 6 до 10 м. Турецким гарнизоном (35 тыс. человек при 265 орудиях) командовал отважный военачальник Айдос Мехмет-паша.

Осаду крепости русские войска начали в середине ноября 1790 г., но она не приносила успеха. Тогда для организации штурма был направлен А. В. Суворов. Он прибыл к войскам и немедленно отправил коменданту предложение сдаться: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление - воля. Первый выстрел уже неволя, штурм - смерть, что и оставляю вам на размышление». На этот лаконичный ультиматум Мехмет-паша ответил, что скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем он сдаст Измаил.

В 5 ч 30 мин 22 декабря 1790 г. девять колонн русских войск при поддержке гребной флотилии О. М. Дерибаса начали штурм. Всего два с половиной часа ушло на то, чтобы штурмующие оказались в неприступном Измаиле. Яростные, смертельные схватки начались в городе.

Турки, не надеясь на пощаду, сражались до последней возможности. Но и храбрость русских войск была необычайной, дошедшей как бы до совершенного отрицания чувства самосохранения. Мехмет-паша и все старшие турецкие офицеры были убиты. В плен было взято 6 тыс. человек. После штурма Суворов докладывал Потемкину: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!»

Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Вопросы:
1. Происхождение понятия «долг».
2. Патриотизм как фундамент для развития чувства долга.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача определенного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством.
По своему общечеловеческому содержанию понятие «долг» включает в себя выполнение ряда выработанных исторически простейших правил человеческого общежития. Что касается природы долга, то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Возникновение долга связывалось с той или иной нравственной необходимостью (исполнение божественных велений, официальных или неофициальных общественных установлений и т.д.).

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно обще социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества.
Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.
Можно выделить различные виды долга:
Родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство.
Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. До того как он появился, существовали такие бесчеловечные обычаи, как избавление от престарелых людей (оставление их без пищи в одиночестве или умерщвление).
Развитие в истории производительных сил и товарно-денежных отношений создало условия для зарождения еще одного вида долга - материального, денежного долга.
С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. Это понятие активно поддерживала церковь, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. Сегодня семью старается поддерживать государство, потому что это гарантирует социальную стабильность.
С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз. Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события.
Изначально чувство воинского долга у людей возникало спонтанно в экстренных ситуациях при защите поселений, основываясь на моральном долге перед сородичами.
В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «А мои-то куряне - опытные воины... Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Так понимался воинский долг воина перед князем, трансформировавшийся из долга перед сородичами.
Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве.
Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставления от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания...».
Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе».
Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Применять такую форму воспитания необходимо, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества.
Вице-адмирал С.О. Макаров, командовавший в Русско-японской войне Тихоокеанской эскадрой, в этой связи считал, что «русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой».
Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества.

Долг гражданина перед Родиной может ассоциироваться с сыновним долгом, т.е. долгом по отношению к Родине как к своей матери. Чаще такой долг мы называем патриотизмом.
«Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей.
Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека.
Детство и юность - это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на слуху у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей, синтезируется с их жизнью и останется там навсегда.
Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга.
К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе.
Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав, специалисты по работе с личным составом.
Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» не спроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть теоретической, а именно искренней, неотъемлемой частью каждой личности.
Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа. В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: «Патриотизм - это аксиома русского православного сознания». А писатель А.Н. Толстой отмечал: «Патриотизм - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней».
В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье, но только при одном условии, емко подмеченном известным философом Ш. Монтескье. Он писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно.
Таким образом, создавая условия для формирования патриотизма, мы формируем предпосылки для ответственного выполнения людьми в будущем воинского долга. Этот процесс долгий и кропотливый и требует соблюдения определенных условий:
Воспитание патриотизма и создание условий для становления и развития чувства воинского долга не должно быть довлеющим, жестким. Это может привести к эффекту «бумеранга».
Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок.
Для формирования патриотических настроений у военнослужащих особенно важно раскрывать перед ними историческое предназначение Вооруженных Сил, чаще упоминать о великих победах, одержанных Российской армией в прошлом, пропагандировать воинские традиции.
Формирование у личного состава верности военной присяге и уставам, неуклонное следование их требованиям как в мирное, так и в военное время важно для воспитания патриотов Отечества.
Также важно формировать такие морально-боевые качества, как стойкость, мужество, отвага, воспитывать войсковое товарищество и коллективизм, добиваться уважения к командиру.
Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к конкретному виду (роду) войск, к своей части.
В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по- разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее историю, подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии.
Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества.

Методические рекомендации.
Руководитель группы должен использовать на занятии примеры из отечественной истории, художественных произведений, документальной литературы и т.д., которые помогут слушателям осмыслить понятия «патриотизм», «воинский долг». Чтобы пробудить интерес к теме, руководитель должен апеллировать к фактам, затрагивающим личностно значимые стороны жизни обучаемых.
Целесообразно попросить аудиторию дать самостоятельные определения терминов «патриотизм» и «долг», сравнить их с существующими научными определениями.
Для лучшего восприятия и усвоения изучаемой темы можно организовать дискуссию, посвященную роли патриотизма в современном российском обществе.
В заключительной части занятии руководителю необходимо сделать выводы, поблагодарить наиболее активных участников обсуждения темы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе - М.: «Айрис-Пресс», 2002.
2. Лутовинов В, Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина//Ориентир, № 6, 2000 г.
3. О долге и чести воинской в Российского армии / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. - М.: Воениздат, 1991.
4. Патриотическое воспитание / Сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ, кандидат педагогических наук

Лонькин Константин Валерьевич, курсант, 1 курс; Павлова Юлия Евгеньевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

Аннотация: статья посвящена рассмотрению понятия и особенностям его формирования у молодежи, в частности, в воинских коллективах.

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.

Можно выделить различные виды долга, например, родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство. Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз.

Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, обычаи и традиции российского народа. Целью данной работы является рассмотрение понятий «воинский долг», «патриотизм», «военно-профессиональный патриотизм» и исследование их содержания.

Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя это чувство еще в детстве.

Так, граф М. С. Воронцов отмечал в наставлении от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания…» Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н. Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе». Преподаватель А. А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего .

Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины». Применять такую форму воспитания необходимо для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего, из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданин, но и как слуга своего Отечества. Долг, честь, патриотизм - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины.

Молодые люди не воспринимают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей. Нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. « - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В. Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.

От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущему этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека. Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав.

Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» неспроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть только теоретической. Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа.

В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: « - это аксиома русского православного сознания». А писатель А. Н. Толстой отмечал: « - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней». В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации.

Этот негативный факт отразился и в участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил. Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи. Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье. Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок. В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по-разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее , подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы.

Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер.

Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма.

Вот они: беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь; непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях; высокие понятия воинской чести и воинского долга как у , так и у солдат и матросов; стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения; преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям; уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира; героическое поведение в плену; готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде; личный пример офицера; мастерское владение своей профессией от полководца до рядового. Таким образом, значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Литература 1. Колоницкая, О.Л. Сущность и содержание гуманистических технологий в техническом вузе. // Вопросы методики преподавания в вузе. Вып. 11. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 146 с. 2. Пассов, Е.И. Диалог культур: Социальный и образовательный аспекты // «Мир русского слова». №02. 2001. 3. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] режим доступа - http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.