Предварительное собеседование по телефону. Эффективное телефонное интервью

Резюме составлено, вакансии отобраны, сопроводительные письма написаны, и вы с нетерпением ждете личной встречи с потенциальным работодателем. Однако, ожидая приглашения на собеседование, не стоит забывать еще об одном возможном испытании – телефонном интервью. Как произвести положительное впечатление на рекрутера еще до визита в офис?

Чтобы короткий телефонный разговор обернулся удачным трудоустройством, прислушайтесь к советам .

Плюсы и минусы телефонного интервью
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная мудрость. Именно поэтому телефонное интервью при подборе персонала – скорее исключение, чем правило: большинство рекрутеров предпочитает короткой беседе по телефону обстоятельную личную встречу. Неслучайно собеседование часто сравнивают с первым свиданием: где еще, как не на интервью и не на свидании, можно оценить человека со всех сторон? То, как вы одеты, как себя ведете, - все это очень ценная информация для профессионального менеджера по подбору кадров.

И все же собеседование по телефону занимает достойное место в рекрутинговой практике. Чаще всего оно не заменяет, а лишь предваряет традиционную встречу в офисе: прежде чем пригласить кандидата на интервью, менеджер по кадрам задает ему несколько вопросов по телефону и уже после этого принимает решение о приглашении на очную встречу.

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, телефонное интервью при подборе персонала использует подавляющее большинство рекрутеров (91%), при этом 50% - в определенных случаях, а 41% - всегда. «Я рассказываю соискателю об условиях работы и отвечаю на его вопросы – закладываю фундамент для будущей встречи»; «Предварительная оценка необходима перед принятием решения о приглашении на собеседование»; «Как правило, это позволяет сэкономить время обеим сторонам, в случае если мы друг другу не подходим»; «Работаю в региональном подборе, и без телефонного интервью обойтись просто невозможно», - делятся своим опытом проведения собеседований по телефону кадровики. Вообще не практикуют телефонных интервью лишь 9% менеджеров по персоналу.

Достаточно широко используется рекрутерами и такое средство связи, как Skype.. По их мнению, этот метод незаменим, если соискатель живет в другом городе или в силу ряда причин (например, еще не уволился с предыдущего места работы) не имеет возможности приехать в офис. Кроме того, Skype, как и телефон, нередко используют для проведения предварительных интервью.

У собеседования по телефону много преимуществ. Во-первых, оно экономит время соискателя и рекрутера. Зачем тратить два часа на поездку в офис, если в первые же пять минут переговоров выясняется, что вакансия не подходит кандидату, а кандидат – компании? Во-вторых, в условиях территориальной отдаленности (например, если компания подыскивает регионального представителя) экономятся еще и деньги на дорогу. Наконец, предварительное телефонное интервью удобно с психологической точки зрения: такая форма общения накладывает меньше обязательств и на менеджера по кадрам, и на кандидата.

Правда, есть у телефонного интервью и недостатки: не всегда хорошее качество связи, краткость беседы и т.д. Тем не менее соискатель должен быть морально готов к тому, что, прежде чем лично посмотреть в глаза работодателю, ему придется пройти и этот этап.

«В данный момент я занят…»
Итак, увидев на экране мобильного телефона незнакомый номер, приготовьтесь к тому, что, возможно, вам придется побеседовать с рекрутером, причем не только договориться о встрече, но и ответить на некоторые вопросы.

Если вы едете в метро или в лифте, вокруг вас дети или собаки, наконец, если вы находитесь в офисе компании, из которой еще не успели уволиться, лучше сообщить собеседнику о невозможности продолжать разговор. Не стоит пытаться одновременно быть вежливым с рекрутером и, например, вести машину. Собеседование, хоть и телефонное, требует сосредоточенности.

«Спасибо, что позвонили. К сожалению, в данный момент я занят и не могу поговорить с вами. Когда лучше всего вам перезвонить?» - такой максимально нейтральный текст, без излишних подробностей, даст понять звонящему: перед ним вежливый человек, знакомый с деловым этикетом и правилами телефонного общения.

Ручка, бумага, деньги на счете…
Итак, все посторонние раздражители устранены и вы готовы к телефонной беседе. Проверьте, есть ли поблизости ручка и бумага для записей. Отключите вторую линию связи в вашем телефонном аппарате. Если вы намерены разговаривать по мобильному, уточните наличие средств на счете, чтобы ваша беседа не прервалась в самый неподходящий момент. Готовиться к телефонному интервью следует так же, как и к традиционному, – вам предстоит самопрезентация, хоть и в несколько иной форме.

Если вы намерены разговаривать по Skype, то есть с использованием видеосвязи, то нужно не только психологически настроиться, но и привести себя в порядок. Костюм и галстук надевать необязательно, но и домашняя футболка тоже не годится. Классическая рубашка или блузка спокойных тонов вполне подойдет для такого случая.

Четкие вопросы – конкретные ответы
Какие вопросы может задать рекрутер на предварительном телефонном интервью? Как правило, они конкретизируют изложенную в резюме информацию о вашем профессиональном опыте, планах, умениях и навыках. «Почему вы решили сменить компанию?»; «Какие предложения вас интересуют?»; «Не смущает ли возможность ненормированного рабочего дня?»; «Где вы территориально живете?»; «Готовы ли к командировкам?»; «На какую зарплату рассчитываете?» - скорее всего, вопросы будут предполагать четкие и ясные ответы, которые надо дать без долгих рассуждений и размышлений.

Отвечая на них, помните: обычно цель рекрутера на данном этапе – не составить ваш подробный психологический портрет, а всего лишь понять, заинтересованы ли вы в вакансии и стоит ли приглашать вас на личную встречу. Так что воздержитесь от всего, что уводит разговор в сторону от вашего опыта работы и интереса к компании.

В своих ответах будьте по возможности конкретны, оставьте детали вашей биографии и описание тернистого пути к профессиональным высотам для традиционного собеседования. Телефонный разговор подразумевает ощутимо большую информационную насыщенность. Помните, что краткость – сестра таланта, однако и чрезмерная лаконичность, сухость и односложные ответы на вопросы недопустимы.

Обычно рекрутер также считает своим долгом рассказать о компании и вакансии. Не стесняйтесь задать несколько вопросов о будущей работе, обязанностях – тем самым вы еще раз продемонстрируете свою заинтересованность, а также получите полезные сведения. Выяснение деталей оставьте на потом, главное – узнать максимум информации о вакансии. В конце концов, подробные сведения о компании вы всегда сможете почерпнуть из интернета.

Не упустите возможность хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он представился). Помните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу же зафиксируйте эту информацию на бумаге, чтобы впоследствии не допустить досадных ошибок.

Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предложит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. Поблагодарите за звонок, за интерес и уделенное вам время. А в случае приглашения на традиционное собеседование уточните детали – где и когда оно состоится, как лучше всего добраться до места встречи.

Успехов вам на собеседовании – и телефонном, и личном!

Собеседование по телефону

Пунктуальность – прежде всего

Ваши шансы попасть в число тех «счастливчиков», которые преодолели первый барьер в виде телефонного интервью, значительно повысятся, если вы отнесетесь к этому виду собеседования так же серьезно, как и к очной встрече с эйчаром. Перед тем как перезванивать работодателю, подготовьте краткое представление о себе, включающее рассказ о ваших профессиональных достижениях и причинах вашей заинтересованности в предлагаемой работе.

Перед тем как перезванивать работодателю, подготовьте краткое представление о себе.

Консультант направления «PR, маркетинг, реклама» Penny Lane Personnel Алина Котович считает, что интервью по телефону помогает проверить истинность информации, указанной в резюме. «Очень часто CV некорректно отображает навыки и компетенции соискателя, а уж тем более не может достоверно свидетельствовать о его мотивации и личностных качествах. К тому же нередки случаи, когда кандидаты слегка "корректируют" информацию. Так, "свободный" английский иногда оказывается разговорным, а то и базовым. Не поговорив с человеком, этих сведений не выяснишь, – замечает эксперт. – В то время как опытный рекрутер уже на этапе беседы по телефону может определить, насколько кандидат будет интересен потенциальному работодателю».

Средняя продолжительность собеседования по телефону составляет обычно 10–20 минут. При региональном подборе кадров – от 40 минут до одного часа. Если работодатель указал в объявлении временной интервал для обращений, то соответственно время звонка соискателя позволит оценить организованность и пунктуальность последнего. Если же период не обозначен, то звонить по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.30.

Незримый собеседник

Консультанты Penny Lane Personnel при телефонном варианте интервью придают серьезное значение тому, как соискатель выстраивает беседу. «Если рекрутер обладает психологическим образованием, то подключается психолингвистический анализ, который дает возможность узнать очень много информации о человеке, не видя его, – рассказывает Алина Котович. – Например, то, как соискатель владеет речью, каким образом строит предложения и на чем делает ударения, позволяет определить тип личности, предпочтения, основные мотивационные факторы и многое другое».

Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется.

Специфика интервью по телефону заключается в отсутствии зрительного контакта с собеседником. С одной стороны, отпадает необходимость заботиться о внешней презентации, с другой – вы лишены возможности перенести внимание оппонента на отвлеченные темы, к тому же многим именно деловой костюм и другие детали внешнего вида придают уверенность в собственных силах. Телефонная связь может исказить тембр голоса, но не в силах повлиять на интонацию и манеру ведения переговоров, поэтому обратите внимание на следующие важные детали.

Постарайтесь при первом телефонном контакте с работодателем избежать двух крайностей: не говорите слишком быстро, пытаясь уложиться в одну минуту в процессе проведения мини-презентации , но в то же время и не преувеличивайте вашу скромность, не робейте, общаясь с представителями кадровой службы.Не перебивайте собеседника на другом конце провода, когда он, в свою очередь, начнет вам представлять компанию и рассказывать об условиях работы.Если вы что-то не поняли или не расслышали, не бойтесь уточнить, переспросить. Такое поведение гораздо лучше, чем потом краснеть на повторном собеседовании, оправдываясь, что эту часть вы прослушали, и ссылаться на плохое качество связи.Консультанты по развитию карьеры советуют проводить телефонное интервью стоя. Такой психологический прием помогает говорить громче и уверенней.

Главное – не отвлекайтесь!

Как и на любом другом интервью, будьте готовы не только отвечать, но и сами задавать вопросы , что поможет убедить работодателя в вашей заинтересованности получить работу в его компании. Если соискатель нацелен на конкретную вакансию, то его вопросы в основном будут касаться функциональных обязанностей и критериев оценки его деятельности. «Не стесняйтесь спрашивать, если хотите произвести впечатление сильного кандидата, – советует президент кадрового объединения "Метрополис" Валерий Поляков . – Прежде всего, это должны быть вопросы о содержании работы, задачах, ресурсах. Об оплате труда и других компенсациях лучше поинтересоваться не в начале, а в конце беседы».

Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется. Такое поведение может навести эйчара на мысль о вашей неорганизованности, рассеянности. На формирование мнения о кандидате могут также повлиять различные звуки, связанные с жилищно-бытовой обстановкой (работающий телевизор, лай собаки, голоса родственников, детей), уличные шумы (когда вы звоните из машины или с сотового телефона). Исходя из сложившейся ситуации, рекрутер, во-первых, оценит, насколько серьезно соискатель относится к данному виду переговоров, а во-вторых, с большей долей точности составит психологический портрет претендента. Так, один работник службы персонала приводит в пример случай, когда собеседование по телефону проходила девушка, и было слышно, что в переговорах принимает участие третье лицо. Это была ее мама, активно подсказывающая дочери ответы на вопросы.

После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, каковы ваши дальнейшие действия.

Интерес эйчара к вам как к потенциальному сотруднику его компании может угаснуть, если во время собеседования вы отвлекаетесь на другие дела. К примеру, один из соискателей рассказывает о допущенной им ошибке: параллельно с телефонным интервью он проверял электронную почту. Когда собеседник спросил о причинах задержки его ответов, он честно признался, что одновременно просматривает письма. Предложения о личной встрече из этой компании не последовало.

Если отказ, то вежливый

Если инициатива звонка исходит не от вас, а от нанимателя, а вам в этот момент неудобно разговаривать (не имеет значения, по каким причинам: плохо себя чувствуете, напряженная рабочая атмосфера, деловые переговоры), или вы просто психологически не готовы к собеседованию, то лучше всего перенести телефонное интервью. Ответ возможно сформулировать следующим образом: «Спасибо вам за то, что обратили внимание на мою кандидатуру, благодарю за звонок. Ваше предложение меня очень заинтересовало, но, к сожалению, я не могу сейчас разговаривать – мне нужно уходить через пять минут. Будет ли достаточно такого времени на разговор, или можно перезвонить вам в другое время?» Таким образом вы достаточно четко выразите свою заинтересованность в вакансии, честно предупредите об имеющемся у вас в запасе времени и согласуете срок следующего звонка.

После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, каковы ваши дальнейшие действия: когда можно будет ждать результата собеседования, и, в случае положительного решения, какие дополнительные материалы и документы вам могут потребоваться при личной встрече. Если вы знаете электронный адрес сотрудника, который с вами общался, после разговора ему можно направить краткое письмо-напоминание, в котором, помимо благодарности за беседу, еще раз перечислить свои сильные стороны как профессионала.

Если по итогам телефонного разговора вы сразу получите отказ или поймете, что сами не заинтересованы в данной позиции, то обязательно поблагодарите вашего собеседника за приятный разговор и выразите надежду на возможность сотрудничества в будущем. Опыт ведения телефонных переговоров с работодателем, как и любой другой навык, приобретается не сразу. Чем больше телефонных звонков вы сделаете, тем будете увереннее себя чувствовать от раза к разу и, следовательно, меньшее число ошибок допустите. Это тот самый случай, когда количество неизбежно переходит в качество .

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Позвоните по телефону «Мне это надоело, - сказала недавно Джина на занятиях для одиноких людей. - Я оставляю свою визитную карточку. Я недурна собой. Я сердечна. У меня получается быть такой, как я хочу, - откровенной без наглости, настойчивой без агрессивности,

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Энциклопедия блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

2.6.2. КАК БЛЕФУЮТ ПО ТЕЛЕФОНУ Многие газеты публикуют объявления типа "куплю квартиру, машину и т. п.". Однако порой приходится удивляться наивности людей, дающих эти объявления и не задумывающихся о последствиях. Ведь поступая подобным образом, они дают преступникам

Из книги Собеседование от А до Я автора Head Hunter

Собеседование от А до Я Вне зависимости от того, в какую компанию вы хотите устроиться на работу, и на какую позицию претендуете, перед тем как получить желаемую должность, вам предстоит преодолеть несколько барьеров в виде собеседований. Обычно соискателям

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторов

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Деловые ситуации по телефону Телефон стоящий на столе сослуживцаКонечно, не совсем правильно отвечать на звонок телефона, стоящего на столе другого человека. Во многом это зависит от корпоративной культуры, принятой в вашей фирме. В некоторых офисах считается нормой

Из книги Вербальная самозащита автора Гласс Лилиан

Глава 20 Вербальная самозащита по телефону В этой главе Как быть с людьми, которые по телефону предлагают вам купить что-то Не давайте уговорить себя покупать что-то, что вам на самом деле не нужно Как заставить равнодушного человека помочь вам Как дипломатично

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЗВОНКИ В ДВЕРЬ И ПО ТЕЛЕФОНУ Без вашей помощи младшие школьники не научатся тому, как правильно отвечать на вопросы по телефону или через входную дверь. Если вы разрешаете ребенку подходить к телефону, он должен уметь правильно отвечать на вопросы

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

Объяснитесь по телефону Некоторые предпочитают сказать последние слова по теле­фону, так как он создает механическую и физическую дис­танцию между людьми.Поскольку вы не видите лица собеседника, вам, возмож­но, будет легче выразить свои чувства.Старайтесь говорить

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Поговорите по телефону Когда вы решаетесь выяснить отношения при помощи те­лефона, реакцией может стать молчание или гневный всплеск на другом конце провода. В любом случае, крайне необходимо, чтобы вы не срывались, а говорили, сохраняя спокойствие. Воспользуйтесь

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

16.3. Деловое общение по телефону Бытует мнение, что телефонные переговоры экономят время. Однако подсчеты показали, что у руководителей телефонные разговоры в течение рабочего дня занимают от 3 до 4,5 часа, а у сотрудников - 2–2,5 часа. Выявлены недостатки телефонных

Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Из книги автора

Обслуживание по телефону Немалая часть контактов с клиентами происходит по телефону. Во многих компаниях установлены автоматические системы – клиенту отвечает автоответчик. Недостаток таких систем в том, что клиент не может обсудить свою проблему. Поэтому лучше, если

Вам интересно по-новому оценить значение первых 15 секунд привычного телефонного разговора между соискателем и работодателем? В таком случае мы обратим ваше внимание на невидимую, на первый взгляд, проблему: при исходящем звонке от работодателя к соискателю часто нарушаются элементарные правила, по которым принято разговаривать по телефону в современной бизнес-среде. В результате помимо испорченного первого впечатления друг о друге и понижения престижа компании звонящего людям порой даже не удается договориться о собеседовании.

Причина проблемы: несмотря на внешнюю простоту телефонной беседы, непосредственно тренинги по телефонным переговорам преимущественно проводятся для специалистов по продажам и руководящего состава, т.е. для тех, чья успешность зависит от делового этикета. А вот на обучение сотрудников службы персонала часто сокращают бюджет. Конечно, в случае приглашения на собеседование рядового сотрудника пренебрежение некоторыми нормами разговора со стороны HR-ра пройдет для соискателя незамеченным. Однако во время диалога с менеджерами старшего звена и управленцами кадровый сотрудник рискует показать себя менее образованным человеком в вопросах профессиональной этики.

Для ликвидации выявленного пробела можно использовать предложенный ниже материал. Он покажет, какая структура исходящего телефонного звонка наиболее эффективно подчеркивает профессионализм HR-ра (или отсутствие такового).

Манера общения по телефону при назначении собеседования - важный индикатор нашего профессионального уровня. Давайте соответствовать!

Примерный текст грамотного телефонного разговора о назначении собеседования:

«Добрый день, Ирина! (пауза). Меня зовут Ольга - менеджер по персоналу компании N. Звоню, чтобы договориться о времени для собеседования на должность «Региональный представитель». Вы сейчас можете пообщаться 2 минуты?»

Сообщение
«Ирина, предлагаю подытожить: встречаемся с вами завтра, 24 марта, в 15:00, по адресу: Космос, 4, офис 3. Еще раз напомню, меня зовут Ольга. Всего доброго!».

План исходящего телефонного звонка

1. Приветствие + представление себя

Поздороваться и обратиться к собеседнику по имени
Представиться самому: не только имя (фамилия), но название компании.

Смысл: с первых секунд необходимо настроить собеседника на разговор и создать привлекательный образ звонящего. Забудьте про выражение: «Вас беспокоит»! - оно вряд ли вызовет приятные эмоции. Гораздо лучше подойдут нейтральные фразы.

Пример: «Доброе утро, Алексей! Меня зовут Алёна - менеджер по персоналу компании «Перо».

2. Сообщение цели звонка

Смысл:
дать человеку понять, зачем вы звоните, так как соискателю может поступать много телефонных звонков, необязательно связанных с поиском работы, и он может не сразу понять, о чем вы говорите;

Дать человеку возможность «переключиться» на разговор с вами, отложить текущие дела.

Пример: «Получили ваше резюме на должность руководителя отдела продаж. Звоню, чтобы договориться о времени собеседования у нас в офисе».

3. Вопрос о наличии времени на разговор

Удивительно, но это наиболее часто забываемый пункт! Хотя кому из нас не доводилось поднимать телефонную трубку в неудобное время: в дороге, на улице, в ходе оперативки или переговоров?

Смысл: убрать все препятствия для продолжения разговора. Представьте, соискатель находится на совещании на действующей работе, а тут вы звоните предложить ему другую работу, сами понимаете...

На тренингах часто возражают по поводу этого пункта: «Если человеку неудобно разговаривать, то он сам об этом скажет, зачем же его об этом спрашивать?».

Подумайте, в какой ситуации вы выглядите более солидно:

Когда вас перебивают и говорят: «Простите, у меня сейчас нет времени, перезвоните»
- или когда вы сами управляете беседой и сами задаете вопрос о возможности продолжить разговор?

Очень важно : интересоваться надо не просто о наличии абстрактного времени, а о конкретных минутах: «Анна, у вас есть сейчас 3 минуты на разговор?». Это дает и вам, и собеседнику четкий ориентир.

Причем, если человек отказывается от разговора, не забудьте выяснить, когда именно лучше перезвонить.

4. Обсуждение основной цели звонка

5. Резюмирование + прощание

Смысл : озвучить самые важные итоги разговора, чтобы убедиться, что вы поняли друг друга, и задать благоприятный тон для дальнейшей встречи. Еще этот пункт можно назвать проверкой понимания.

Известны случаи, когда собеседники неправильно расслышали время собеседования, место встречи и другие детали. А краткое повторение важных моментов помогает избежать этих сбоев.

Мария Болохова - бизнес-тренер, консультант в области управления персоналом

Несколько правил собеседования

Правило № 1. Играет роль умение соискателя в начале беседы перевести тему разговора в формат диалога, а не в режим «вопрос-ответ»: проявляйте инициативу, задавайте вопросы.

Правило № 2 . Рассказ о себе имеет значение в течение 30 секунд. При этом самопрезентация должна быть интересна: иметь акцент в начале и конце.

Золотое правило: на встречу с работодателем нельзя опаздывать; аккуратный внешний вид.
Однако самое главное на собеседовании - ваша уверенность в себе. Улыбнитесь!.. но не перебарщивайте.

Существуют всего 6 типов собеседования, которые могут в той или иной степени применяться в компаниях:

1. Биографическое интервью (представляет собой ряд вопросов, цель которых установить достоверность информации, указанной в резюме, и получить подробные сведения об образовании, опыте работы и компетенциях соискателя).

2. Кейс-интервью, или ситуационное интервью (представляет собой диалог между консультантом и кандидатом, в процессе которого кандидат пытается решить определенную бизнес-проблему).

3. Проективное интервью (основано на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа).

4. Интервью по компетенциям (вопросы направлены на выяснение качеств и способностей, которые потребуются для выполнения должностных обязанностей).

5. Разговор ни о чем (задаются вопросы про отдых, семью, домашних животных и хобби. На основе ваших ответов менеджер по подбору персонала может предположить, как вы ведете себя с коллегами, подчиненными, выявит основные черты характера и т.д.).

6. Стресс-интервью (задание стрессовой ситуации, где у вас проверяют самооценку и способность говорить о том, что вас не устраивает.)

Каждый этап поиска работы имеет свои особенности. Создание резюме, его размещение, поиск вакансий и отправка своей самопрезентации работодателю – первые шаги, с которых начинается будущее трудоустройство.
Дальше наступает новая фаза — участие соискателей в собеседованиях, и не только личных, сидя в переговорной комнате напротив рекрутера. Часто до этой встречи необходимо пройти телефонное собеседование. Частая ошибка кандидатов — недооценка важности телефонного контакта с менеджером по подбору персонала.

Зачем проводят телефонное интервью

Телефонные интервью активно применяются рекрутерами не только для того, чтобы пригласить кандидата на встречу. Часть специалистов, общаясь с соискателями, уже по телефону начинают оценивать претендентов на соответствие требованиям вакансии.

Наиболее частые причины звонка рекрутера кандидату:

  1. Резюме полностью устроило, необходимо согласовать дату и время личной встречи.
  2. Для проведения необходимо обсудить возможность присутствия кандидата и получить подтверждение его согласия поучаствовать в отборе.
  3. Резюме заинтересовало, но менеджеру необходимо прояснить отдельные вопросы, например: место жительства, ожидания по заработной плате, если они не были указаны в резюме, желаемый график работы, причины увольнения с предыдущих мест, выполнение каких-либо конкретных задач.

В результате телефонных переговоров приглашение на собеседование может не последовать, если менеджер получит ответы, которые его не устроят. И это к лучшему: кандидат и рекрутер сэкономят свое время.

Помимо перечисленных поводов, рекрутер может предложить претенденту пройти полноценное собеседование по телефону, на котором будут задаваться не только уточняющие вопросы, но и проведена оценка компетенций соискателя. Такой формат общения может быть выбран специалистом по найму, если он проводит дистанционный отбор, и кандидат живет в другом городе или пока еще продолжает работать и не всегда может спланировать выезд в офис работодателя.

Дистанционное собеседование может проходить по скайпу, как в формате видеосвязи, так и обычного голосового общения.

Плюсы и минусы собеседования по телефону

Как и личное интервью, телефонное собеседование имеет свои положительные стороны и минусы, зная которые можно минимизировать собственные ошибки при общении с рекрутером.

Положительные стороны

  • Возможность быстро получить дополнительную информацию о вакансии или кандидатах. Соискатель, задав вопросы, может принять решение, нужно ли ему ехать на собеседование, а рекрутер сэкономит время на проведении личной встречи, если по телефону прояснит детали и поймет, что кандидат не соответствует требованиям компании.
  • Меньшая стрессовость ситуации общения по телефону по сравнению с личной встречей.

Минусы телефонного собеседования

  • При недостаточном опыте рекрутера высока вероятность ошибки. Если специалист редко проводит оценку, используя телефонные интервью, то может не получить необходимую информацию и сделать ошибочные выводы о кандидате, как положительные, так и отрицательные.
  • Отсутствие визуального контакта, невозможность увидеть реакции кандидата на вопросы. Умение улавливать нюансы поведения соискателей на слух сформировано не у всех специалистов по найму.
  • Невозможность провести письменные тестовые задания, требующие контроля менеджера по персоналу в момент их выполнения соискателем.

Советы при подготовке к телефонному собеседованию

Разослав резюме работодателям, необходимо быть готовым ответить на телефонный звонок из компании в любой момент. Это возможно не всегда, поэтому нужно правильно отвечать на звонки, перенося общение на более комфортное время.

Приступая к поиску работы, необходимо следить за тем, чтобы телефон находился в зоне доступа, и обеспечить положительный баланс на номере. Если рекрутер не смог дозвониться 2-3 раза, скорее всего, он прекратит свои попытки установить контакт с соискателем.

Если по каким- то причинам кандидат не может или не готов принимать звонки в вечернее время, например, после 18 часов, лучше указать это ограничение в резюме.

Одним из вариантов решения проблемы невозможности отвечать на звонки может быть включение функции автоответчика и приема голосовых сообщений.

О том, как отвечать на и работодателя, читайте по указанным ссылкам.

Распечатайте и изучите резюме

На порталах поиска работы кандидаты создают несколько резюме, следуя правилу: одна желаемая должность=одно резюме. И правильно делают. Но при звонке рекрутера приходится перебирать в памяти, по какому из резюме он может звонить, чтобы получить ответы по интересующим его темам или пригласить на собеседование. Даже если создана одна самопрезентация, лучше распечатать ее и иметь под рукой в тот момент, когда необходимо отвечать на вопросы менеджера.

Изучите сайт работодателя

Совсем не лишним будет перед собеседованием изучить сайт компании, в которую планируете попасть. Обратите внимание на страницы, рассказывающие об истории развития организации, направлениях деятельности, персоналиях и контактах. Если кандидат в процессе телефонного общения демонстрирует осведомленность о деятельности предприятия, — это всегда является дополнительным плюсом и оценивается как заинтересованность в предложении работодателя.

Как себя вести во время телефонного собеседования

Как это ни странно звучит, но существуют основные принципы поведения соискателя по телефону.

  1. Проявляйте вежливость.
  2. Говорите в нормальном темпе: не слишком быстро, но и не медленно.
  3. Отвечайте на поставленный вопрос без предысторий.
  4. Не отвечайте на вопросы слишком пространно, стараясь пересказать весь свой опыт.
  5. Задавайте вопросы по существу.
  6. Если вас что-то не устроило в вакансии, не торопитесь отказываться или соглашаться на личную встречу, возьмите паузу.

Если вы оказались заняты, когда раздался звонок от HR.

Рекрутер может позвонить неожиданно. Однако кандидат не всегда может общаться в силу разных причин:

  • рядом находится сотрудник компании, в которой пока еще работает соискатель;
  • нахождение в транспорте или другом общественном месте;
  • шумная обстановка дома;
  • нахождение за рулем автомобиля.

В этих случаях лучше перенести собеседование, например, так: «Спасибо Вам за звонок, в данный момент я занят. Когда могу перезвонить Вам?» .

Грамотность и простота речи

– отражение уровня воспитанности и образованности кандидата. Говорить на телефонном собеседовании правильно и грамотно – обязательное условие успешного прохождения этого этапа отбора.

Лучше убрать из речи витиеватые и длинные предложения, жаргонизмы и просторечия. Не следует также сыпать терминологией, в которой рекрутер не обязан разбираться.

Тем кандидатам, кто не помнит, где ставится ударение в слове «звонит», лучше распечатать и повесить, например, над рабочим столом правильный вариант произношения, хотя бы в таком виде: звонИт.

Позитив и доброжелательность даже на расстоянии

По телефону – это не только умение говорить правильно, но и способность передавать положительные . Голос – такой же инструмент общения, как взгляд или . Слушая собеседника и не видя его, тем не менее, можно получить представление о его эмоциональном состоянии или отношении к тому, что он говорит.

Поэтому очень важно, отвечая менеджеру, сохранять самообладание, даже если его вопросы не очень нравятся.

Не стоит демонстрировать по телефону усталость или болезненность. Лучше улыбнитесь, ведь улыбка слышна на расстоянии и всегда помогает создать доброжелательную атмосферу общения.

Ну и, конечно, нужно помнить о словах вежливости: «здравствуйте» , «простите, я не расслышал» , «не могли бы вы уточнить» , «благодарю вас» , «всего доброго» .

Слушая менеджера по подбору персонала, необходимо записывать наиболее важные моменты беседы. Поэтому неплохо иметь рядом ручку и бумагу. Основное, что необходимо фиксировать:

  • название компании;
  • имя менеджера;
  • обязанности, предусмотренные для вакантной должности;
  • требования, предъявляемые к кандидатам;
  • условия работы: график, размер заработной платы, наличие компенсаций, местонахождение организации;
  • контакты рекрутера;
  • данные, которые необходимо направить ему дополнительно, например, по электронной почте;
  • дату и время собеседования в компании.

Эти данные помогут подготовиться к личной встрече с рекрутером, поискать дополнительную информацию о работодателе в открытых источниках и, конечно, не опоздать на встречу.

Ответные вопросы рекрутеру

Нужно ли рекрутеру? Безусловно, да. Ваши вопросы на телефонном собеседовании должны в большей степени касаться обязанностей и требований компании, особенностей организации работы.

Меньше акцентов делайте на заработной плате. Уточняйте общие цифры, а детали всегда можно узнать на личной встрече. Слишком сильный акцент на благах, которые предоставляет работодатель, приведет к тому, что менеджер расценит вас как специалиста, для которого интересны деньги, а не содержание работы.

Если уделить телефонному интервью должное внимание, оценивая его как важную часть общения с работодателем, можно получить предложение о личной встрече. И самое важное: правильное поведение на собеседовании по телефону создаст хорошее впечатление о кандидате, которого рекрутер обязательно запомнит.

Психологи советуют всегда, прежде чем идти на собеседование, позвонить кадровику или самому работодателю, чтобы уточнить детали будущей встречи. Телефонные собеседования при приеме на работу делятся на два вида: когда вы звоните, и когда звонят вам.

Преимущества и недостатки собеседования по телефону

Главным преимуществом телефонного собеседования является отсутствие зрительного контакта. Вы можете спросить у человека на том конце провода, какова будет ваша заработная плата, узнать об имеющихся бонусах и при этом не краснеть от смущения. Но важнее всего – ваш внешний вид, о котором не нужно заботиться, так как он отходит на второй план. Но если у вас обаятельная улыбка, то по телефону нельзя будет ей сразить никого, хотя очень чувствуется, когда человек улыбается. Мимика и жесты считаются одними из главных инструментов воздействия на человека. Когда вы уверены в себе, смотрите прямо на собеседника, ваши жесты показывают вашу силу, то телефонное общение ни в какое сравнение с таким контактом не идет.

По телефону главная нагрузка идет на голос. Собеседник поймет по интонации, по темпу и вашему тону, что вы за человек. Поэтому одним из советов при подготовке к собеседованию на расстоянии будет тренировка будущей речи, заготовка вопросов, их произнесение. Психологи советуют выбрать умеренный темп, интонацию без тени недоброжелательности или недовольства, тон умеренно официальный. В случае усталости нужно перенести общение на более подходящее время, если, конечно, звоните вы. Если же вам звонят и застают врасплох, то возьмите тайм-аут, сказав, что не можете сейчас разговаривать и перезвоните в течение дня (обязательно скажите, в какое время будет сделан звонок).

Как пройти телефонное собеседование

1. Если вы сделали звонок, представьтесь и скажите о цели беспокойства.

2. Запишите тезисами свои достижения, цели, которых хотите достичь на новом месте, положите рядом с собой документы, о которых могут вас спросить (диплом, паспорт, свидетельство о прохождении курсов).

3. Подготовьте развернутый рассказ о себе с биографическими данными (место учебы, работа, возраст, семейное положение).

4. Спросите, с кем вы беседуете, при этом запишите имя менеджера по персоналу, чтобы после называть его официально по имени-отчеству (так будут видны ваши социальные навыки).

5. Будьте пунктуальными, придерживайтесь рамок, которые негласно установлены (звонок должен быть не более пяти минут).

7. Не делайте паузы, не перебивайте собеседника и не перезванивайте за уточнениями, так как все вышеперечисленное является признаками неорганизованности и рассеянности.

8. Уберите от трубки посторонние звуки (пылесос, телевизор, детские крики).

9. Подумайте, какие вопросы задавать в ходе интервью. В целом вопросы и ответы ничем не будут отличаться от традиционного формата интервью. Вопрос о заработной плате задавайте в самом конце и не забудьте поблагодарить за результат собеседования.

Как провести первичное собеседование по телефону

Часто телефонное интервью проводится для уточнения первичной информации о кандидате. В ходе данного интервью вы можете уточнить недостающую информацию в резюме, постараться заинтересовать вакансией кандидата и рассказать немного о вашей компании. Формат такого интервью предполагает короткий по времени диалог.

Как провести собеседование по телефону работодателю

Второй формат интервью - это полноценное собеседование посредством телефона. Такой формат отличается только тем, что вы не видите кандидата, что несколько ограничивает вас в составлении его психологического портрета. Весь процесс интервью проходит аналогично традиционному интервью. Обычно формат применим при поиске сотрудников в других регионах, а также массовом подборе линейного персонала.

Как напроситься на собеседование по телефону

Чаще всего принято взаимодействовать с работодателем посредством отправления ему резюме, далее принято ждать. Но можно проявить активность и после отправки резюме позвонить сотруднику по работе с персоналом, уточнить подробности вакансии, а также получено ли ваше резюме и когда стоит ждать результат рассмотрения резюме. Конечно, вы можете в ответ получить стандартную фразу «мы вам перезвоним», но всегда есть шанс, что это подтолкнет работодателя к более детальному изучению вашего резюме, а также увеличит шанс получить долгожданное приглашение. Кроме того, с увеличением роли социальных сетей взаимодействие с рекрутерами становится все более доступным.

Как записаться на собеседование по телефону

Если в вакансии указано, что на собеседование вы можете записаться сами, то стоит непременно воспользоваться данной возможностью. Позвоните на указанный номер, представьтесь, сообщите название вакансии и источник, из которого узнали о вакансии, уточните актуальна ли еще вакансия и уточните на какой день можно записаться, а также, что необходимо взять на собеседование. Будьте готовы ответить на уточняющие вопросы рекрутера, а также выслать свое резюме.

С развитием технологий телефонные интервью уже давно стали привычным способом взаимодействия между кандидатом и рекрутером. Альтернативным решением может быть скайп-интервью, видеоинтервью, чат-интервью.