Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
СКАЗКА «Двенадцать месяцев» С. Маршак
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: - Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.
А сестра говорит ей: - Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает. Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.
Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать
И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась
Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль. И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко: - Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?
Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит: - Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик: - Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала! - Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает: - Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. - В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику: - Братец Январь, уступи мне на час свое место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. - Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. - Ну, будь по-вашему, - сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил: Не трещите, морозы, В заповедном бору, У сосны, у березы Не грызите кору! Полно вам воронье Замораживать, Человечье жилье Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. - Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал: - Теперь твой черед, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю.
Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!
Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка - наглядеться не может. - Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл.
Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи. - Ну, что, - спросили ее мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку. Мачеха и сестра так и ахнули: - Да где же ты их взяла? Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!
Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают: - А больше тебе ничего месяцы не дали?
Да я больше ничего и не просила. - Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвертого - свежих огурчиков! - Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. - Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит: - Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уже за дверью. Убежала в лес!
Идет по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, - думает, - до полянки добраться!» Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит. «Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!» И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек - точно звездочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю. - Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась? - Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам. - Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?
За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь… - Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду. - Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо. Нахмурился Январь-месяц. - Ищи лета зимой! - говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.
Испугалась мачехина дочка. - Перестань! - кричит. - Хватит! Да где там! Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом. А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень! Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила
И был у нее, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. - У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди. Кто знает - может, так оно и было
Цели урока:
– расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;
– учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
– развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь;
– способствовать обогащению словарного запаса детей;
– способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
– воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая гимнастика.
– Отгадайте мою загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце).
– Как ласково называем его? (Солнышко).
– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.
(Расслабление.)
– Подул холодный ветер, вам холодно.
(Напряжение.)
– Опять засверкало солнышко.
(Расслабление.)
– С таким солнечным настроением мы проведём наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.
Ребята подготовили сообщения о С.Я. Маршаке. Послушаем ребят.
2. Выставка книг С.Я. Маршака (носит ознакомительно-рекомендательный характер).
Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг.
3. Восприятие текста.
– С каким произведением С.Я. Маршака вы познакомились дома. (Сделать модель обложки).
– Назовите произведение. (Двенадцать месяцев)
– К какому жанру относится? (сказка)
– Докажите, что это произведение является сказкой. (Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве).
– Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка.
– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).
– Назовите действующих лиц пьесы.
– Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия.
III. Словарная работа.
(Толкование лексического значения слов)
– КАНЦЛЕР … и другие слова (читаем в учебнике)
На доске: МАЧЕХА – неродная мать
ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов
ПОДСНЕЖНИК – травянистое растение с цветками светлой окраски,
распускающимися сразу после таяния снега.
(Сначала своими словами: это первоцвет)
– Какие первоцветы вы знаете? (Мать и мачеха, медуница, первоцвет весенний, ветреница, одуванчик, ландыш, иван-чай)
– Один из них ГАЛАНТУС (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе.
IV. Работа с произведением.
Понимание прочитанного.1. Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.
– Скажите, где происходит действие? (Дворец…)
– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы?
На доске:
– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).
– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).
– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)
(2 ученика в образе глашатых зачитывают со свитков указ.)
(Звучат фанфары)
V. Физкультминутка.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до мысочков.
Раз – цветок, два – цветок.
А потом сплетём венок.
VI. Работа с произведением. (Продолжение)
1. Дифференцированная работа. (Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)
1 ряд – Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.
2 ряд– 12 месяцев сидят вокруг костра
3 ряд– Картинка с изображением зимнего месяца
ПРОВЕРКА
– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).
– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).
– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)
2 ряд. (ремарка)
– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)
– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)
2. Прослушивание аудиозаписи.
– А сейчас прослушаем аудиозапись “Февраль” из цикла “Времена года”, великого композитора П.И. Чайковского. Какую картину увидите?
– Что вы представили, слушая музыку? (ветры, метель, вьюга) – Музыка быстрая.
– Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)
– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)
– А теперь давайте посмотрим фрагмент м/ф 12 месяцев, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора. А вы озвучьте его, найдя описание подснежников в тексте.
– А теперь давайте на листочках нарисуем подснежники, которые собирала падчерица и сами побываем в роли художников-мультипликаторов.
(Дети рисуют под музыку). – А теперь давайте представим, что мы в театре. И сейчас на нашу сцену мы пригласим наших артистов.
– Посмотрите слова из сцены “Встреча месяцев и падчерицы у костра”
(Инсценирование с использованием реквизита)
VII. Итог.
– Назовите произведение, с которым работали?
– К какому жанру относится?
VIII. Дом. задание.
В библиотеке возьмите книгу и познакомьтесь с этой сказкой целиком.
Тетрадь стр. 32-33.
Литература
- Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 3., Вентана – Граф, 2007.
- Рабочая тетрадь: Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 2., Вентана – Граф, 2010.
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Методическое пособие Вентана – Граф, 2005.
Урок литературного чтения по теме:
С. Я. Маршак, пьеса-сказка
« Двенадцать месяцев»
I. Орг. момент
Начинаем урок литературного чтения.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать….
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать….
Прочитаем тему урока. Что в теме урока вам понятно, а что нет?
II. Подготовительная работа
С. Я. Маршака мы в основном знаем как поэта. Всем нам знакомы такие его произведения, как: «Багаж», «Человек рассеянный»
А какие же ещё направления были в его творческой деятельности, послушайте и ответьте! (сообщение ученика)
Итак, он ещё был переводчиком, писателем, журналистом. Маршак перевёл с английского языка такие стихи: «Три смелых зверолова», «Шалтай-болтай»….
Жанр произведения, над которым мы будем сегодня работать - пьеса-сказка. Что такое пьеса? Где мы можем найти толкование непонятных нам слов?
Какие бывают сказки? О чём пишут в сказках? А какая сказка сегодня перед нами?
В этой сказке нам встретятся непонятные по смыслу слова. Прочитаем, в учебнике, что они означают? Как можно назвать такие слова? (устаревшие) Почему?
Если это пьеса, то в ней обязательно есть роли - действующие лица. Прочитаем на с.69
Нам нужно будет художественное чтение, а для этого нужно представить, какие перед нами герои: их характер, манеру говорить…
Наши ребята подготовили сценку, из которой вы поймёте характер основных персонажей пьесы.
III. Работа над произведением.
Какой вы представили девочку-королеву? Выскажите своё к ней отношение. А кому её хоть немного жаль? Почему?
Какой приказ издала королева? Как вы его оцениваете?
Вызовем двух глашатаев, которые прочитают нам волю королевы! с. 74-75
А теперь перед нами другая картина, с.75 учитель читает вступление.
Перед нами сейчас появятся: старуха, её дочь и падчерица. Кто помнит, что это за персонажи? Начинаем читать.
С. 76. О чём спорят старуха и дочь?
С. 77. Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?
Какой вы представили падчерицу? Выскажите своё мнение.
IV. Мини-сочинение.
Напишите небольшой текст, в котором сравните характер девочки-королевы и падчерицы.
V. Итог . Заслушивание сочинений, отметки. Добудет ли падчерица подснежники в лесу? Кто ей в этом поможет?
Кто из персонажей вам по душе? Почему? Урок хотелось бы закончить словами М. Алигер.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица все не так, как ни повернется все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница
Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, думает, огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое совсем еще мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики поодаль. И вдруг обернулся один старик самый высокий, бородатый, бровастый и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко: Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?
Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит: Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик: Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала! Не я выдумала, отвечает девочка, а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает: Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. В лесу останусь, говорит девочка. Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Погладил свою длинную бороду старик и говорит: Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. Ладно уж, проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. Ну, будь по-вашему, сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил: Не трещите, морозы, В заповедном бору, У сосны, у березы Не грызите кору! Полно вам воронье Замораживать, Человечье жилье Выхолаживать!
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал: Теперь твой черед, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю.
Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!
Под ногами у нее мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка наглядеться не может. Что же ты стоишь? говорит ей Март. Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл.
Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи. Ну, что, спросили ее мачеха и сестра, уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку. Мачеха и сестра так и ахнули: Да где же ты их взяла? Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!
Да я больше ничего и не просила. Вот дура так дура! говорит сестра. В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного яблок да груш сладких, у другого земляники спелой, у третьего грибов беленьких, у четвертого свежих огурчиков! Умница, доченька! говорит мачеха. Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. Где им! отвечает дочка, а сама руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит: Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уже за дверью. Убежала в лес!
Идет по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, думает, до полянки добраться!» Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит. «Ох, думает мачехина дочка, и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!» И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек точно звездочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь- месяц посохом о землю. Ты кто такая? спрашивает. Откуда взялась? Из дому, отвечает мачехина дочка. Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам. Сестру твою мы знаем, говорит Январь-месяц, а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?
За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц орехов спелых. А Октябрь… Погоди, говорит Январь-месяц. Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду. Ишь, какой сердитый! говорит мачехина дочка. Да я не к тебе и пришла от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо. Нахмурился Январь-месяц. Ищи лета зимой! говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.
Испугалась мачехина дочка. Перестань! кричит. Хватит! Да где там! Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом. А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень! Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила
И был у нее, рассказывают, около дома сад да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! говорили люди. Кто знает может, так оно и было
Цель урока:
1. Обобщить знания о жизни и творчестве
С.Я. Маршака.
2. Расширить представление о драме как роде литературы.
3. Развить навыки анализа текста.
С. Я. МАРШАК-
ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ДРАМАТУРГ, ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ.
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки».
пьеса- литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. сказка
сказка
бытовая волшебная о животных
Власть не ведает законов.
Маленькая капризница желает издавать свои законы природы.
Продолжите ряд: своенравная избалованная…
По- ми- ло – вать … каз- нить…Напишу «казнить» - это короче.
Домашнее задание:
- Подготовиться к домашнему сочинению
Добро и зло в пьесе С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев»
Подснежникам в марте пора просыпаться, Навстречу весне открывая глаза. Непросто в морозы им было дождаться, Когда посветлеет небес бирюза. Откроют они свои сонные глазки, Как только растает рыхлеющий лед, И вновь ручейки пропоют свои сказки, И птицы готовят блокноты для нот… С сайта http://www.inpearls.ru/ http://www.inpearls.ru/
Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив… М. Алигер