Презентация на тему русская иконопись. Презентация на тему "иконопись"

Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины.

Знаменщик- наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию: Травщик- изображающий растения Плательщик - специализирующийся в написании одежд и др. Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела; Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье; Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» - вознаграждение; Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях; Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Страшный суд Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек

Слайд 4

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы). Спас Вседержитель. Первая половина XIII века Богоматерь Владимирская

Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы. Почему для иконописания выбрано именно дерево? Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя. Используют липу, ель, ольху и кипарис. дерево - это символ падения и спасения человека.

Слайд 6

.

Форма иконной доски. Ковчег (ковчежец) - углубленная часть иконной доски. Поле - выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI-XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга - скос между ковчегом и полем. Шпонка - поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации. 1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег, 4 - паволока, 5 – врезная левосторонняя шпонка

Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах. оглавные изображения оплечные поясные в полный рост

Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа «Спас Эммануил» «Спас Нерукотворный» «Господь Вседержитель» или«Пантократор» «Господь на престоле» или «Спас в силах» 6

Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans - молящийся). Классификация икон Богоматери. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. "Ярославская Оранта, Великая Панагия" Нерушимаястена"

Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон. «Казанская»

Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". "БогоматерьВладимирская БогоматерьДонская 2

Слайд 12

БогоматерьВзыграние "Умиление" - "Млекопитательница". Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. "Богоматерь - Живоносный Источник"

Слайд 14

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога". Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Посмотреть все слайды

Слайд 1

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Древнерусская иконопись

Слайд 2

Слайд 3

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”.

На Руси иконы так и называли - “образа”.

Слайд 4

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Слайд 5

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Слайд 6

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

Слайд 7

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Слайд 8

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век

Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире, в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

Слайд 9

Андрей Рублев (? – около 1430)

Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.

Слайд 10

Слайд 11

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Феофан Грек (? – после 1405)

Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Дионисий (?–1503)

Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.

Слайд 22

Слайд 23

Петр Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Слайд 2

Иконопись

pptforschool.ru (от икона и писать) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению. Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.

Слайд 3

Икона

Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение. Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов

Слайд 4

Ико́на

Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков Спас Звенигородский. Андрей Рублёв. Начало XV века

Слайд 5

Первая икона

ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает, что перваяикона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века

Слайд 6

История иконописи

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, до нас дошло много условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало. Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Больше всего сохранилось древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима.

Слайд 7

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки, написавшего первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Среди икон, чье авторство приписывается апостолу Луке, и особо почитаемая в России икона Божией Матери «Владимирская».

Слайд 8

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые "фаюмские портреты"). Христос-Пантократор. Икона. Энкаустика. VI в. Синай. Фрагмент.

Слайд 9

Русская иконопись

Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV - середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров. Лицевая сторона иконы Дата появления: 1382-95 гг. Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва

Слайд 10

Андрей Рублёв, Иванов сын

Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора

Слайд 11

«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~1400-1410, Москва, Третьяковская галерея

Слайд 12

История иконописи

В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса Апостол Павел 1410-1420

Слайд 13

Техника иконописи

Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими. Тесло

Слайд 14

Техника иконописи

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею)с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом. Залевкашенная иконная доска

Слайд 15

Техника иконописи

pptforschool.ru Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник, нанесением грунта - левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».

Слайд 16

Ковчег

(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик, ларь, сосуд) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Ковчег. Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в

Слайд 17

Поле

Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV - начало XV вв. Государственный Русский музей.










История иконописи евангелистаЛукиСоздание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»). Портрет юноши. II век н. э. Портрет мальчика по имени Евтихий Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век)


Андрей Рублёв, Иванов сын Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Андрей монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~ , Москва, Третьяковская галерея


История иконописи В Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса Апостол Павел


Техника иконописи Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими. Тесло


Техника иконописи Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом. Залевкашенная иконная доска


Техника иконописи Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер дощанник, нанесением грунта левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».




Поле Поле Поля́ иконной доски обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета опушью лузгой Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV начало XV вв. Государственный Русский музей.


Виды иконописи От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.














Обрамления Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России шата, цата, накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези









История большого обмана Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле с одинаковым успехом он ваял скульптуры, играл на музыкальных инструментах, пел и сочинял сонеты, в физических упражнениях не было равных ему современников, за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света, независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе. Но и ему не была чужда и тяга к небольшим розыгрышам. И самым грандиозным из них была Туринская плащаница






1. Какую картину написал Андрей Рублев? 1. Какую картину написал Андрей Рублев?












Когда возникла икона? первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Нерукотворный Спас возник в I веке н.э годы В VI веке



Презентация подготовлена учителем МХК МОУ СОШ №28 Резинкиной Екатериной Игоревной

Первая икона

ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает , что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.


И́конопись

(от икона и писа́ть ) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению.

Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.


Икона

Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение.

Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов


Ико́на

Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков


Христос Пантократор (всевластный , всесильный) , одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь св. Екатерины

Энкаустическая икона (в которой связующим веществом красок является воск).


История иконописи

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством

(так называемые «фаюмские портреты»).

Портрет юноши. II век н. э.

Портрет мальчика по имени Евтихий


Андрей Рублёв, Иванов сын

Родился в Новгороде около 1340 – 1350

воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373.

Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»).

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


История иконописи

В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса


Техника иконописи

Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён.

Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска.

Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом.

Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века

Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.


Техника иконописи

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса).

Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью .

Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом .


Техника иконописи

Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник , нанесением грунта - левкасчик , к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде.

Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках » или в искусствоведческом именовании «таблетках ».


Ковчег

(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик , ларь , сосуд ) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.


Поле

Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега).

От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен ), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью


Виды иконописи

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства :

монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.),

книжную миниатюру,

декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье);

с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.


Монументальная

Фреска

мозаика


Книжная миниатюра


Литье


Эмаль


Шитье


Чеканка


Обрамления

Ри́за , или окла́д (в южных и западных областях России - шата , цата , - накладное украшение на иконах , покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук - так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези


Русская иконопись

Русская иконопись - христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века


История большого обмана

Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле

с одинаковым успехом он ваял скульптуры,

играл на музыкальных инструментах ,

пел и сочинял сонеты,

в физических упражнениях не было равных ему современников,

за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света,

независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе.


В рентгеновском свете


Тест – опрос на остаточные знания


1. Какую картину написал Андрей Рублев?

1


2. Как она называется?

Апостол Павел

неизвестно


3. Иконописцы - это

- люди с иконами

- люди, делающие надписи на иконах,

- это такие животные

- мастер, специализирующийся в создании икон

- маэстро иконописи


4. Икона - это

Образ

Изображение

Лик

Изваяние

Рисунок


5. На чем рисовались иконы?

На ткани

На бумаге

На пергаменте

На дереве


6. Какая порода дерева использовалась для писания икон?

липа, лиственница

берёза, дуб, граб

сосна, клён, бук

ель, кедр, кипарис


7. Левкас - это

- левый заработок

- белый грунт из мела с алебастром и животным клеем

- специальная кисть

- палитра


8. Оклад - это

- денежная премия

- абрис иконы

- накладное украшение

- вид русского декоративно-прикладного искусства


9. Кто из этих людей были великими иконописцами?

Гостомысл

Рюрик

Климент

Андрей Рублев

Евангелист Лука

Феофан Грек


Когда возникла икона?

Нерукотворный Спас возник в I веке н.э.

1350 -1360 годы

В VI веке


Спасибо за внимание!