Пример составления бизнес плана кафе. Доходы и расходы - финансовый план

Выгодно ли это?
В целом любое предприятие, к открытию которого подошли серьезно и с умом, будет иметь право на жизнь. Вопрос в том, насколько успешным оно будет и за какой период завоюет «всеобщее признание». Поэтому, открывая собственное кафе, следует учесть множество факторов, большую часть которых мы рассмотрим ниже.
В первую очередь стоит задуматься о как таковой целесообразности данного намерения.

А для этого подумайте, будет ли спрос на предоставляемую вами услугу (в данном случае кафе)?

Как показывает практика, несмотря на существование огромного количества предприятий общепита (существующих, открывающихся и, в то же время, закрывающихся), на отечественном рынке пищевой промышленности данный сегмент является весьма слабо насыщенным. Это можно объяснить и всевозрастающим благосостоянием населения, и его стремлением к «западному» образу жизни, и развитием туристического бизнеса. Причин множество, но нам больше интересно следствие – рынок ресторанных услуг открыт для новоиспеченных бизнесменов.

При этом стоит заметить, что спрос растет и на предприятия фаст-фуда (обладающими весьма демократическими ценами), и на элитные рестораны (ценовая политика которых направлена на людей с уровнем достатка выше среднего). Следовательно, любое предприятие общественного питания найдет своего потребителя.

Естественно, что популярность кафе в значительной мере будет зависеть именно от уровня проработки бизнес идеи: кафе должно иметь удачное расположение с учетом плотности населения, должно быть определённого уровня (в зависимости от уровня достатка граждан) и т. д. Все это максимально подробно должно быть рассмотрено в бизнес-плане данного проекта. Разработка бизнес-плана кафе должна происходить в каждом конкретном случае сугубо индивидуально. Помочь же вам это сможет представленный ниже образец бизнес-плана кафе.

Кстати, если у вас недостаточно средств для самостоятельного открытия бизнеса, то в случае с бизнесом на кафе, вы всегда сможете найти себе инвестора. Это объясняется желанием перспективного вложения денег.

Таким образом, можно сделать вывод, в первую очередь, о перспективности открытия ресторанного бизнеса, а также об относительной простоте осуществления данной идеи.

Бизнес-план кафе: пример

Своими силами или же с привлечением инвестора вы будете открывать кафе (будь то кафе быстрого питания, мини-кафе, кафе в бизнес центре или кафе-мороженое) вам нужен будет подробный объективный бизнес-план развития открываемого предприятия.

Для его написания вы можете, как привлечь специалистов, так и самостоятельно исследовать особенности работы кафе. Однако, в первом случае, получив весьма эффективный готовый бизнес-план кафе, вы должны будете немало заплатить фирме-составителю. Во втором же случае, обойдясь минимальными затратами, вы можете столкнуться с весьма жизненно недееспособным «листиком бумаги».
Однако, будете ли вы заказывать готовый бизнес-план или займетесь его составлением самостоятельно, вам в любом случае необходимо знать, что к чему в данном плане. Именно для этого ниже будет приведен приблизительный план бизнес-проекта по открытию кафе, разработанный Организацией Объединенных Наций.

Итак, общая структура бизнес-плана кафе должны включать:

1. Резюме . Резюме бизнес-плана кафе – это своеобразная визитная карточка, при взгляде на которую будущий инвестор решит, стоит ли ему вникать в проект или следует забраковать на первой странице. Если вы не привлечете его внимание с первых строк, то на финансирование проекта, скорее всего, можете и не рассчитывать. Поэтому вступительную часть вашего бизнес-плана пишите кратко, но при этом максимально полно излагая суть проекта. Не пытайтесь выдумать несбыточные прогнозы и обещания – привлекут внимание только те цифры, у которых есть реальное подтверждение.

2. Идею предлагаемого проекта . Этот пункт плана должен включать общие исходные условия и данные, описание услуги, оценку рынка, опыта предпринимательской деятельности, конкурентов, описание потребителей и оценку собственных сильных и слабых сторон относительно конкурирующих предприятий.

3. План маркетинга . Описывает цели проводимого маркетинга, его стратегию и финансовое обеспечение.

4. План производства . Должен содержать сведения относительно существующих и требуемых мощностей производства и материальных факторов производства, а также описывать производственный процесс.

5. Организационный план . В данном пункте бизнес-плана должны быть описаны организационно-правовая форма (ОПФ) собственности открываемого предприятия, его организационная структура, распределение обязанностей, трудовые ресурсы фирмы; также должны содержаться сведения о партнерах предприятия и о членах руководящего состава самой фирмы.

6. Финансовый план . Необходимо максимально полно и достоверно отобразить расходно-доходную часть бюджета, план денежных поступлений и выплат, график достижения безубыточности, сводный баланс активов и пассивов фирмы, оценку риска, страхование и стратегию финансирования (источники поступления средств и их использование).

7. Приложение . Здесь для полноты представления информации приводятся таблицы, графики, схемы и рисунки, а также копии договоров с партнерами.

Естественно, лучше всего, чтобы каждый отдельный пункт бизнес-плана писал профильный специалист, однако это требует либо хороших знакомых или больших денег. Решив же самостоятельно составить данный документ, обратите внимание на следующие аспекты:

  • во-первых, мыслите объективно. Адекватно оценивайте срок окупаемости данного предприятия, не пытайтесь завысить прогнозные данные и т.д.
  • во-вторых, подумайте о том, что может ваш «бизнес-кафе» выделить из множества аналогичных фирм. Особенно внимание уделите дифференциации бизнеса; для кафе это может быть эксклюзивная кухня, уникальный интерьер, экзотический персонал или повар.
  • в-третьих, продумайте место расположения вашего кафе. При этом всегда ориентируйтесь на потребителя и, конечно же, на преследуемые цели. Учитывайте достаток потенциальных клиентов. Также при разработке бизнес-плана следует просчитать расходы на первоначальное оборудование кафе, его косметический ремонт и т.д. Подумайте также о том, что будет более выгодным: покупка или аренда здания.
  • в-четвертых, подумайте о производственном оборудовании. Вам следует подумать не только о том, что надо купить; также вам следует оценить репутацию фирмы поставщика, рассчитать, как часто будет требоваться ремонт приобретаемого оборудования и т.д. И здесь, опять-таки, следует учитывать специфику открываемой фирмы: в бизнес-план кафе-мороженого следует включить холодильные камеры, тогда как бизнес-план кафе-пекарни потребует описания плит, жарочных и варочных шкафов и т.д.
  • особое внимание уделите составлению меню. Это, кстати, следует сделать еще на этапе определения специфики кафе. Мало кому (причем как инвесторам, так и потребителям) будут интересны экзотические блюда из мяса крокодила или жирафа, тогда как бизнес-план кафе-кондитерской будет весьма внимательно рассмотрен инвесторами, ну а от потребителей точно не будет отбоя.
  • приступая к расчётной части бизнес-плана, учтите как оптимистический, так и пессимистический сценарий: все затраты на продукты, зарплату, страхование и оборудование должны быть подтверждены. Все расчеты должны производиться на год вперед; при этом следует учесть возможное подорожание продуктов питания, электроэнергии и прочее. Еще раз повторюсь: планируйте на год вперед!
  • не забудьте об оформлении бизнес-плана. Это наставление носит скорее рекомендательный характер, так как не является обязательным условием. Однако эстетичный вид бизнес-плана тоже имеет значение, так как пронумерованный, разбитый на части и не сильно громоздкий текст намного проще воспринимается и приятнее выглядит.

Бизнес-план кафе быстрого питания

Как уже следует из названия пункта статьи, ниже будет приведен бизнес-план кафе быстрого обслуживания. Итак:


Обзорный раздел.

Представленным бизнес-планом предусматривается открытие кафе общественного питания демократического типа, рассчитанного на широкий круг посетителей (средний класс). Кафе будет расположено в достаточно оживлённом месте в непосредственной близости от офисных зданий или производственных строений.

ОПФ ведения данного бизнеса – индивидуальный предприниматель.
Успешности проекта оценивается как средневысокая, однако окончательная оценка рентабельности сильно зависит от расположения кафе и наличия потенциальных конкурентов.

Описание предприятия.
Открывается кафе демократического типа, ориентированное на посетителей среднего класса, вместимостью 50 посадочных мест. Основа услуг кафе - смешанная кухня. В кафе должны быть представлены блюда русской, восточной и европейской кухни. Способ обслуживания клиентов – посредством системы официантов.

Описание услуг кафе.
Кафе будет специализироваться на приготовлении и подаче пищи своим клиентам посредством системы официантов. Режим работы предприятия с 11.00 до 2.00.

Анализ рынка.
Приводится подробная характеристика рынка аналогичных заведений вашего района (населённого пункта) с целью установления уровня конкуренции и обнаружения ошибок и недочётов в ведении бизнесе потенциальными конкурентами с целью устранения их в своём бизнесе.

Производственный план.
Предусматривает поиск и подбор помещения под кафе, описание приобретения или аренды помещения и т.д. Здесь всё будет зависеть от ваших финансовых возможностей. Следует учитывать, что площадь кафе должна соответствовать требованиям российского законодательства: для 50 посадочных мест (в нашем случае) – это 250 кв. м.

Далее следует разработать дизайн помещения и его оформление в соответствии с дизайн-проектом.
Далее можно переходить к закупке и установке производственного оборудования. В бизнес-план кафе фаст-фуда следует включить плиты, производственные столы, грили, жарочные шкафы, варочные шкафы, мойки, посуду, столы, стулья.

Далее приступаем к разработке меню. В первую очередь, меню должно быть разнообразным и разносторонним, чтобы посетители могли выбирать и каждый потенциальный постоянный клиент мог удовлетворить свои гастрономические пристрастия именно в Вашем заведении.

Приблизительное меню, идеально подходящее для кафе демократичного типа, приведено ниже:

  • салаты – мясной, оливье, фруктовый, винегрет, овощной, из свежей капусты, цезарь, мимоза, острый морковный салат, сырный – 10 видов.
  • закуски – колбасная нарезка, сырная нарезка, фруктовая нарезка, овощная нарезка, мясная нарезка – 5 видов.
  • первые блюда – борщ, суп, окрошка, солянка, рассольник – 5 видов.
  • горячие мясные блюда – котлеты, отбивные, биточки, шницель, окорочка, жареное мясо – 6 видов.
  • гарниры к мясу – картофель варёный, картофель-фри, картофель жареный, спагетти, рис – 5 видов.
  • десерты – 10 видов.
  • напитки – алкогольные и безалкогольные – 50 видов.

Финансовый план.
Здесь указывается финансовая составляющая данного бизнес-проекта с отображением финансовых потоков и «подводных камней» данного бизнеса.

Расходная часть включает:

  • стоимость помещения (0,5 – 5 млн. рублей),
  • стоимость оборудования (0,5 – 1 млн. рублей),
  • заработную плату персонала (3 млн. рублей и выше в год) и
  • расходы на маркетинг (0,1 млн. рублей в год).

Доходную часть нельзя определить так точно, но предположительно считается, что средний чек в кафе днем составляет 600 рублей, в вечернее и ночное время суток – 1200 рублей (при 50%-ной загрузке кафе).

Анализ работы действующих заведений такого типа свидетельствует об окупаемости кафе в пределах 9 – 18 месяцев.

Надеемся, что приведенный бизнес план по открытию кафе с расчетами поможет вам максимально эффективно организовать собственный бизнес и позволит заниматься любимым делом с пользой для вашего финансового благосостояния.
Успешного вам бизнеса!

Коммерческие предложения

Если вы являетесь производителем или поставщиком оборудования, экспертом или предоставляете франшизу в данной сфере, тогда напишите нам через страницу Контактов .
Ниже мы разместим информацию о вашем предложении и ваши контакты.

Сохраните статью в закладки. Пригодится;)
Следите за обновлениями в Фейсбуке:

Следите за обновлениями Вконтакте:
→ 20.09.2013

Внимание!

На странице публикуются только полезные для других отзывы, в которых указано что человек имел опыт в этом деле.

Отзывы:

    После окончания университета по специальности «Архитектор» я, в общем-то, не бедствовал. О становлении своего дела речи вообще никогда не шло. На «скользкую дорогу» меня толкнул друг – как-то я помогал ему с проектом салона красоты… И тут он вдруг говорит, что выбранное им помещение идеально подходит для кофейни!

    Как назло, моя жена дала нам кучу домашней выпечки, нам захотелось кофе. После этого идея о кофейне мучала меня постоянно. К чести друга, он помог с первыми вложениями, и мы стали думать, что же делать дальше.
    Первые шаги
    Моя первая ошибка – брать помещение на 100 «квадратов» сразу. Это глупо. Я слишком увлекся, захотев «всего и сразу». Вторая глупейшая ошибка – арендовать помещение далеко не в самом проходном месте. Спасибо жене, что проект вообще был доведен до логического конца!

    Она распоряжалась средствами, закупала продукты, стройматериалы и прочее, на мне был проект. Кстати, вот и еще одна проблема – денег бывает не только слишком мало, но и слишком много. По состоянию на 2013 год у нас было 4 миллиона рублей – с лихвой хватило бы и половины. Мы просто не знали, куда деть «лишнее», много денег ушло на интерьер (что тоже не слишком умно).

    Разумеется, у нас была первоклассная мебель и все остальное, но вот с персоналом все было печально… Сталкивались и с кражами, и с разбитой дорогущей посудой. Началась круговерть, пришлось все время искать новых людей, на это уходило очень много времени. Ну, хотя бы с поварами все вышло отлично, люди все были проверенные.

    Маркетинговая стратегия, как оказалось впоследствии, тоже была правильной. Выпечку мы старались продавать как можно дешевле, а вот стоимость кофе и прочих напитков, напротив, повышали. Расчет простой – если человек съел много плюшек, он обязательно захочет их запить вкусным кофе!
    И что в итоге?
    Но все это мелочи. Я с самого начала упустил еще кое-что критически важное. Если вы «неофит», впервые открываете свой бизнес, и о вас никто ничего не знает, обязательно продумайте программу привлечения посетителей. Мы вбухали уйму денег в рекламу, но в кафе было слишком скучно, официально, люди надолго не задерживались. Обязательно старайтесь скрасить досуг клиентов. «Бесплатный» Wi-Fi с паролем на чеках – почему мы тогда до этого не додумались?! Конечно, все было не так плохо. Наша услуга доставки свежей выпечки и кофе в офисы приносила неплохие дивиденды.

    Подведу итог. Без четкого бизнес-плана и стратегии открывать свой бизнес не стоит. На голом энтузиазме, рвении и «борьбе за идею» можно уехать… но недалеко. Вот несколько советов:

    Берите помещение поближе к деловым центрам, студенческим общежитиям и т.д.
    Не старайтесь сразу арендовать здоровенные хоромы – и арендную плату не потянете, и воспользоваться квадратными метрами без опыта не сможете.
    Проводите акции, распродажи – словом все, что привлечет клиентов, создаст определенный имидж.
    Старайтесь, чтобы под рукой были люди, способные вас поддержать в трудную минуту. Поверьте, это очень важно!

    Сейчас мы переключились исключительно на доставку. Заодно делаем торты и прочую выпечку на заказ. Дела идут неплохо, стараемся развиваться дальше. Когда появился опыт, пусть даже негативный, все куда проще и понятнее. Удачи всем прочитавшим!

    Когда в 2014 году я гулял по извилистым улочкам польских городов, меня посетила мысль об открытии кофейни в Минске – отличный и, скорее всего, окупаемый бизнес. Расскажу, как это было.
    Выбор места
    Самое крупное вложение – покупка коммерческой недвижимости. Как правило, место стараются арендовать, если речь идет о небольшом кафе. Если же планируется открывать что-то покрупнее, желательно недвижимость покупать.

    Но кафе – не компьютерный клуб, просто так расставить мебель и оборудование не получится. Неверный выбор места может на корню перечеркнуть самую привлекательную и грамотную идею. Так как деньги были, планировали или арендовать помещение, или купить его. Так как ни одного привлекательного варианта найдено не было, решил остановиться на варианте приобретения готового бизнеса.

    На проспекте Независимости обнаружилось искомое. Сперва здесь были жилые квартиры, потом площадь перевели под коммерческую недвижимость, открыли кафе (с оформлением всех необходимых документов) и выставили его на продажу. Сразу скажу, что готовое помещение – как квартира с чистовой отделкой. Кому-то все подойдет, кто-то примется сразу все переделывать. Вот что я сделал сразу после покупки:

    Полностью заменена мебель, доведен до вменяемого состояния туалет.
    Сделали гардеробную комнату, отдельные рабочие места для рабочего персонала.

    В настоящее время заведение функционирует полным ходом, но в планах все равно есть доведение кафе «до ума»:

    Необходимо полностью переделать или заменить барную стойку.
    В первом зале мне бы хотелось поставить барные (высокие) столы.
    Также хочется полностью поменять идею и оформление «старого зала».
    От идеи третьего зала я пока что отказался. Пришлось также пожертвовать приватным кабинетом, так как потребовалось место для собственной кухни.
    Какие у нас есть конкурентные преимущества?
    Наше сильное место – постоянный трафик пешеходов, потенциальных наших клиентов. У нас под боком станция метро, неподалеку расположена удобная парковка. Конечно, в непосредственной близости размещена кофейная, но она нам просто не конкурент. На параллельной улице также есть подобное заведение, но там – совершенно другой контингент, так что мы никак не пересекаемся.

    Оформление нашего кафе также сделано так, чтобы к нам тянулись постоянные клиенты. В отличие от конкурентов, у нас найдутся привлекательные предложения и для молодежи, и для посетителей в более зрелом возрасте. Кроме того, многих постоянных посетителей привлекает интересное сочетание кафе и бара. Вообще, у нас многое основано на контрасте:

    Первый зал предназначен специально для компаний молодежи.
    Во втором зале у нас – винтажный, изысканный интерьер.

    Наша «фишка» — качественная импортная мебель. И нет, мы не снобы. Покупали и в обычной Икее, а также заказывали образцы у итальянского дизайнера. Проблема в том, что ни в одном минском магазине мы ничего подходящего не нашли, хотя ничего экстраординарного не требовалось. Абсурд, но в наличии бывало не более пары образцов, а все остальное обещали сделать… ну, месяца через два. И обязательно с предоплатой!

    Так что в итоге пришлось тратить деньги, нанимать грузовик и ехать в Питер. Вообще, изначально планировалось заказать стулья во всей той же самой Польше, но местные компании нас серьезно подвели, желание сотрудничать пропало.

    Еще одна фишка- вечера живой музыки. Конечно, они предназначены для привлечения (в первую очередь) семейных пар и респектабельных одиночек, но и молодежи они нравятся. Кроме того, наши плейлисты отличаются большим разнообразием, и мы постоянно их дорабатываем.
    Бюрократическая волокита и оформление документов
    Интересно, но кофейню открывать куда проще, если сравнивать с кафе. Кроме того, владельцы кофеен нередко хитрят, оформляясь по документам, как магазин с дегустацией. Нам же надо работать в качестве заведения общепита, так что предполагается следующее:
    Мы производим собственные кулинарные изделия в виде нарезок, соусов, сэндвичей, фритюров и сладостей.
    Алкоголь. Это очень выгодное направление, прибыль от которого вполне оправдывает все сложности, возникающие в процессе получения лицензии. Было бы куда проще оформиться в качестве магазина, продающего алкоголь, но нам нужны были платежеспособные клиенты, которых требуется привлекать винными картами. Так что на оформление ушло около четырех месяцев.

    Начало работы ознаменовалось кучей предписаний от надзорных органов. К примеру, нам пришлось за свой счет ставить парковочные столбики и оформлять фасад здания, украшая его перед Новым Годом. Причем нам отводилось на проведение всех этих работ всего пара дней. Частенько разные правила друг другу полностью противоречат. Вот, к примеру, от нас потребовали оснастить отдельный салатный цех, но по правилам оснащения кафе, его размещение просто не предусматривалось! Что делать – непонятно…

    Также нужно соблюдать правила движения компонентов блюд, чтобы разные продукты друг с другом ни в коем случае не контактировали. В принципе, если сырое мясо и овощи друг с другом «не контачат», этого достаточно. Но по СанПину для этого нужны помещения достаточных размеров. Кроме того, пути следования официантов не должны пересекать «маршруты» доставки сырой продукции.

    Иная проблема. Так как мы, по факту, являемся «магазином с дегустацией», мы имеем право предложить лимон к чаю или кофе. Но все не так просто. Во-первых, нужна специальная доска и отельный нож, которые нужно после каждого (!) клиента тщательно мыть. Проще говоря, нам пришлось потратить кучу времени, чтобы вписаться в габариты существующих помещений.
    Кто наши клиенты?
    Изначально мы планировали, что средний чек будет равен 120-160 000 белорусских рублей. Конечно, «элитарным» кафе мы становиться никогда не планировали, но и до уровня привокзальных забегаловок опускаться не хотелось.

    Кроме того, мы с определенной настороженностью относимся к студентам – нередко приходилось наблюдать, как целая их компания едва ли не весь день сидела за пустым столиком ради бесплатного Wi-Fi. У наших официантов простое правило – сразу сообщать о таких клиентов. Да, если очереди из нормальных клиентов нет, к таким ситуациям можно относиться спокойно, но в противном случае подобные посиделки уносят немалую часть нашей прибыли.

    Каждому клиенту на выбор предлагается алкогольная, кофейная и чайная карты. По нашему заказу были разработаны несколько фирменных чайных купажей. Кстати, до всей истории с кафе у меня уже был бизнес по доставке пончиков, который закономерно переехал сюда же))
    О методах продвижения
    Социальные сети и «сарафанное радио» — наше все. Особенно я ориентируюсь на Facebook, но делаем попытки продвижения Вконтакте, хотя лично мне эта социальная сеть не слишком нравится. Кроме того, отлично себя зарекомендовал Instagram, так как клиенты обожают рассматривать наше кофе и десерты.

    Планируем также задействовать официальные СМИ. О наружной рекламе я также не забываю. Нужны билборды, красочные вывески, растяжки.
    О персонале
    Так как важной частью нашего кафе является бар, нам постоянно нужны официанты и бармены. Наши требования просты – даже если у человека нет опыта, но есть желание работать, мы его возьмем. Единственное важное требование – владение хотя бы одним иностранным языком. Сегодня в кафе есть три бармена и один мой заместитель. Я – директор и управляющий в одном лице. Вся бухгалтерия отдана «на откуп» в аутсорсинг. Маркетолог и директор по продвижению – в перспективе.
    О затратах
    В проект я первоначально инвестировал $30 000. Если у вас таких денег нет, то подобное предприятие начинать бессмысленно, как мне кажется. По своему опыту скажу, что лучше сразу ориентироваться на сумму $80 000-150 000. Обязателен финансовый запас минимум на три месяца, который мне впоследствии очень даже пригодился.
    По моим расчетам, простая кофейня в бизнес-центре обойдется примерно в $10 000-15 000. Давайте подсчитаем, сколько и на что мне пришлось потратить.

    На профессиональную кофемашину ушло порядка $1500-4500. Еще около $500-1000 пришлось потратить на не менее качественную кофемолку. Сразу предупреждаю, что в кофейне это – самые затратные покупки. Даже ремонт обошелся в $10 000-15 000.

    На аренду помещения в 2014 году с меня просили €35-60 каждый квадрат, не считая затрат на оплату коммунальных услуг. Совет – пока идет ремонт, не тратьте время зря, занимайтесь решением административных вопросов. Также советую отложить на первые три месяца не менее $10 000 на оплату аренды.

    Кстати, попробуйте договориться со своим арендодателем о послаблениях хотя бы на первые полтора месяца. Мой опыт показывает, что на это, пусть и с выраженной неохотой, но все же идут.
    О прибылях
    Чашка кофе в нашем заведении стоила около 30 000 старых белорусских рублей. При такой цене отдача по рентабельности наиболее оптимальная. Вот на чем была основана предлагаемая клиентам цена напитка:

    За каждый килограмм кофейных зерен приходилось отдавать порядка $50 (что зависит от сорта, условий обжарки и т.д.).
    Если закладывать по 7 граммов молотого кофе на чашку, то ее себестоимость – порядка 35 центов.
    На литр воды уходило около 30 центов. Таким образом, на чашку «накидывается» дополнительно еще 10-15 центов.
    Если вы предполагаете оказывать услугу «кофе на вынос», закладывайте в траты стоимость стаканов. У на один стоил от 1000 до 3000 рублей. Не забывайте вложить в стоимость цену одноразовых ложечек и т.д.
    Около 3-4 кВт⋅ч тратит кофемашина и кофемолка. Тарифы постоянно меняются, говорить об итоговой стоимости не имеет смысла.
    Наконец, в цену чашки кофе закладывалась также зарплата бармена, которая в то время составляла 30-40 тыс./час.

    Таким образом, себестоимость каждой чашечки ароматного, натурального кофе – не менее 6-8 тысяч старых белорусских рублей. Но все же максимальную прибыль приносит сбыт алкогольной продукции:

    Находясь в приличном заведении, мало какой клиент ограничится всего одной рюмкой.
    Чуть-чуть крепкого алкоголя – и вот готов целый стакан коктейля.
    Любой крепкий напиток стимулирует аппетит и, соответственно, продажи закусок.

    Что выгоднее – покупать продукты, или все же готовить их самостоятельно? Попробую ответить на этот вопрос, руководствуясь своим опытом. Здесь все просто – если вы хоть как-то стеснены в площади помещения, лучше все приобретать у сторонних поставщиков, так обходится дешевле. Качественная же выпечка отлично уходит по довольно большим наценкам.

    Хорошо налаженный бизнес может выйти в ноль примерно через пару месяцев, но тут не стоит забывать о форс-мажорных обстоятельствах, который случаются всегда. Так, в самом конце декабря 2014 года мне пришлось выкупать уже сформированный заказ по стоимости, на 19% превышающую первоначальную ставку. Так что пришлось тогда урезать перечень позиций. Поднимать цены – не лучшая затея, так как клиент очень плохо воспримет подорожавший сразу на 20-30% любимый десерт.

    Словом, бизнес этот далеко не прост, часто приходится проявлять лояльность. И тогда у вас все получается, что по настоящему здорово!

    Примечание – статья посвящена открытию именно кафе, которое впоследствии стало рестораном))

    Меня уже давно «терзала» идея создать свое кафе, но серьезно к воплощению этого замысла в жизнь удалось подойти только в 2011 году. Сразу решил открываться в «формате» ООО. После обсуждения с друзьями я понял, что на подготовку следует отложить не менее трех месяцев. Сложнее всего оказалось с помещением, но в конце концов его удалось найти благодаря сайту с предложениями коммерческой недвижимости. Окончательный вариант нам глянулся оттого, что раньше там уже был расположен ресторан, то есть все требования контролирующих организаций были де-факто соблюдены. Дизайн, правда, пришлось кардинально менять. За меню – отдельное спасибо друзьям: посидели с ними пару вечеров, составили подходящий вариант, ориентируясь на свои вкусы и предпочтения (максимально простые и вкусные блюда).
    О бюрократии
    По своему опыту скажу – начать свое дело в нашей стране очень непросто, так как государственная система для этого практически не приспособлена. Нужно пройти невообразимое количество инстанций, причем проблемы возникают практически на всех этапах этого непростого пути. Комитет по строительству и архитектуре, а также комитет по землепользованию – самые сложные отрезки на пути моего желания открыть кафе. Получить «честную» лицензию на продажу алкоголя также непросто. Для этого нужно обратиться в пожарную службу, и пока не выполнишь все пожарные предписания, В частности, для этого обязательно требуется разрешение от пожарников. Очень часто бывает так, что для получения одной справки требуется столько времени, что старые документы уже перестают действовать. Возможно, что сейчас ситуация хоть как-то поменялась к лучшему, но в моем случае было так – подали заявку осенью, открылись следующим летом.

    Не знаю, как с этим справляются другие предприниматели, но лично я неоднократно сталкивался с неприкрытой коррупцией. Хочешь получить разрешение – плати. И не факт, что даже после этого все вопросы будут решены быстро.
    О команде
    С друзьями работать довольно сложно, так как постороннего человека легко выгонять за какие-то огрехи, а вот с близкими людьми так поступить непросто. Впрочем, не редкость и такая ситуация, когда принятый на работу человек вскоре становится твоим хорошим другом и товарищем.
    О продвижении и рекламе
    Самое эффективное наше продвижение – «сарафанное радио». «Новомодные» социальные сети мы стали использовать сравнительно недавно. Если вы планируете работать по крупному, то да, вам нужен будет пиарщик, но в большинстве случаев необходимости в нем нет.
    Советы из личного опыта
    Совет номер один – никогда и ни при каких условиях не открывайте свое кафе на последние деньги. Особенно в нашей стране. «Правила игры» меняются так быстро, что уследить за ними не получается.

    За «пищевой» бизнес определенно не стоит браться, если это ваше первое дело. Многие считают, что кофе и пирожные – гарантированная прибыль, но это далеко не так. Даже опытные предприниматели бывают счастливы, если сумели по итогам месяца выйти в ноль. Чистая прибыль в 30% — роскошь, доступная немногим. Впрочем, кому я это говорю)) Вопреки всем своим же советам я поступил иначе – поставил все свои сбережения на кон))

    Но у меня был козырь – в нашей команде есть человек, который уже проходил через создание бизнеса. Наш друг, во всяком случае, точно знал, когда и в какие инстанции нужно обращаться. Сейчас я твердо уверен, что без него из моей затеи ничего бы не вышло.

    Советую также не полениться, и подробно просчитать бюджет. Чем больше расчетный срок – тем лучше. У нас, даже несмотря на вполне приличное планирование, в процессе работы вылезла куча недоработок, для устранения которых пришлось вкладывать немало средств.

    Другой бесплатный совет – сразу же распределите все обязанности в коллективе. Мы сразу определились, кто и за что отвечает, с кого спрашивать в случае неудачи. Такое решение хорошо мотивирует. Напоследок немного фактических цифр:
    Численность команды – 17 человек.
    Общая площадь помещения – 45 «квадратов».
    Время открытия – 2011 год.
    Стоимость бизнеса (вложенные средства) – 1,5 млн. рублей.

    Как открыть свое кафе в Киеве? До 2014 года я об этом только мечтала, но потом взяла себя в руки… и все получилось, как ни странно)) Хоть многие и говорят, что франшиза – невыгодно, случаи бывают разные. Например, я решила купить готовый бренд, и впоследствии об этом не пожалела. Ранее на месте моего кафе располагался небольшой ресторан, так что с притоком первых (а потом и постоянных) клиентов проблем было куда меньше, чем если бы открылась «в чистом поле».

    Сразу отмечу – я не новичок, опыт управления кафе уже был. Так что в этом плане мне пришлось куда легче, чем начинающим предпринимателям. Итак, с его все началось? Для начала я заняла 12 тысяч $, после всех затрат на ремонт, оплату аренды и т.д., у меня осталось еще три тысячи. Задача, на первый взгляд, стояла неподъемная – по жизненным обстоятельствам мне требовалось открыть свое кафе в течение каких-то 12 дней! Какие были обстоятельства? Все просто – налоговые каникулы длились ровно 15 дней, а потому, чтобы не платить впустую деньги, мне требовалось все подготовить и в срочном темпе открываться. Три дня оставались в качестве резервного времени.

    Без моей замечательной подруги ничего бы не вышло – она занималась дизайном буквально «на лету», постоянно высылая фотографии сделанной работы. Благодаря этому, с дизайном и оформлением уложились в пять дней. В моем кафе оказалось много винтажной мебели, много старинных, необычных предметов интерьера.
    О продвижении и наших «фишках»
    Методы стандартные – «сарафанное радио» и вездесущие социальные сети. Чтобы сразу «быть в тренде», не поленились, поставили терминалы карточной оплаты – у многих в наше время наличности с собой просто нет, а терять клиентов страсть как не хотелось.

    Наша «фишка» тоже простая – стараемся быть максимально дружелюбными к посетителям, само помещение кафе оформлено в простом, домашнем и очень уютном стиле. Людям нравится. Кроме того, мы сразу старались сориентироваться по меню – в кафе нет тяжелых и сложных блюд. Только легкие перекусы, которые чаще всего и покупают люди, бегущие на работу или с нее.

    Сложности, с которыми мы сталкивались, стандартны. Самая большая проблема – нехватка денег. Хотелось бы посоветовать молодым предпринимателям сразу откладывать финансовую подушку минимум на два месяца. В этом случае вы сможете хотя бы оплатить аренду, если дела будут идти не слишком хорошо. Старайтесь все делать сами – наемные работники и сторонние организации «съедят» слишком много средств.

    Старайтесь не злоупотреблять кредитами и прочими видами заемных средств, особенно на первых порах, когда даже выход «в ноль» по прибыли воспринимается как счастье.

В последнее время в нашей стране открывается все большее количество кафе. Статистические данные гласят, что многие из них начинают закрываться спустя полгода после открытия. Этому может быть масса причин. Например, неправильно проведенный менеджмент, отсутствие рекламы, и даже невкусная еда. Тем, кто хочет открыть подобное заведение, пригодится бизнес план кафе. Он поможет не уйти владельцу в минус, а получить в дальнейшем прибыль и множество клиентов.

Описание проекта кафе

Любой бизнес-план начинается с описания проекта. В нём необходимо указать разновидность открываемого заведения и место где оно будет находиться. Кроме того, необходимо перечислить количество посадочных мест, площадь помещения, и персонал, который будет работать в кафе.

Также следует указать полный список инвентаря и оборудования, которое будет закупаться или браться в аренду. Если деятельность кафе будет осуществляться не в 2, а в одну смену, будет необходимо нанять официанта, администратора, уборщицу и повара. Количество людей будет зависеть от типа кафе, площади помещения и объема инвестируемых средств.

Если планируется сменная работа персонала, то количество людей следует увеличить в два раза. Если бизнес план нужен для того чтобы получить грант от государства, то в этом случае необходимо учитывать пользу, которое такое кафе принесет населению. Кроме того, нужно уделять внимание соцпоказателям, актуальности и возможности создания дополнительных рабочих мест. Если бизнес-план создается для того, чтобы получить инвестиции, то расчет доходов и расходов (рентабельность), а также времяи окупаемости заведения должно быть четко подсчитано.

Как открыть свое кафе

Какое кафе выбрать и как проанализировать рынок

Перед тем как подготавливать подобное заведение общепита к открытию, следует обязательно провести анализ ближайших конкурентов. Эти действия помогут выяснить, какая именно разновидность заведения будет востребована в конкретном городе. Для этого нужно определить следующие моменты:

  • будет ли спрос на блюда в меню;
  • каковы доходы населения в конкретном месте;
  • где будет находиться заведение;
  • как распределяется количество пожилых людей, трудящегося населения, а также молодежи.

После того как будет проведен подобный анализ, можно будет уделить внимание ценовой политике общепита. Кроме того, необходимо подобрать тип заведения, а также выбрать фирменное меню. На следующем этапе необходимо проанализировать деятельность конкурентов. Особое внимание нужно уделить ошибкам, которые они допускают и не допускать их самим.

Тип заведения будет определять затраты на открытие кафе.

Одними из самых востребованных и актуальных на сегодняшний день считаются блинные, антикафе, кафе для детей, а также суши-бары.

Не так давно были популярны интернет-кафе, но их заменили обычные кафе, поскольку каждое заведение подобного рода сейчас должно иметь wi-fi. Пароль к интернету предоставляется гостям при посещении.

От чего зависит успех кафе

Влияние на этот фактор оказывает грамотное расположение подобного заведения. Лучше всего открывать такой бизнес в густонаселенном и очень оживленном районе. При этом нужно помнить, что в больших городах будут популярны антикафе. Что касается маленьких населенных пунктов, то в них лучше открывать детские кафетерии или заведения, в которых имеется банкетный зал. Их можно использовать для проведения свадеб, дней рождения и корпоративов.

Очень важно, чтобы к зданию были удобные подъездные пути. Это касается и парковки, ведь большинство гостей будет приезжать на собственных автомобилях. Также лучше располагать кафе возле места скопления людей. К ним относятся автобусные остановки, торговые центры, железнодорожные и автовокзалы. При этом нужно помнить про назначение такого заведения. Например, открывая кафе для детей или для молодежи, нужно позаботиться о том, чтобы недалеко от здания был институт, парк или другие места, которые любят посещать такие люди.

Нужно учитывать, что аренда в этом случае будет в полтора-два раза выше, чем спальных районах. Если кафе будет арендовано около деловых центров, то целесообразнее всего включить в свое меню бизнес-ланчи. Для начала после открытия можно немного снизить цену на такие блюда. Особенно это будет выгодно, если поблизости находятся заведения конкурентов.

Пример оформления кафе

Регистрация бизнеса

Для того чтобы было проще зарегистрировать свою организацию, можно обратиться к помощи специальных интернет-сервисов. В них есть всё необходимое, для того чтобы оформить нужную документацию. Для этого нужно выбрать тип регистрации ООО или ИП. Во втором случае понадобится меньше документов и ведение отчетности намного проще.

Помимо этого, можно сэкономить на услугах бухгалтера, обратившись к помощи онлайн сервисов. Они помогут произвести необходимые расчеты и сэкономить много средств. Вся отчетность будет формироваться автоматическим путем, а также подписываться с помощью электронной подписи.

Правильно составленное меню — залог успеха

Одним из самых важных моментов в создании кафе является разработка его меню. Рекомендуется подготавливать как банкетное (праздничное), так и стандартное повседневное. При этом нужно помнить о том, что все входящие в меню блюда должны соответствовать типу кафе.

Например, в заведении, предназначенном для детей, не стоит использовать алкогольные напитки, острые или жирные блюда. Привлечь гостей в кафе может не только вкусная еда, но и оригинальное название блюд. Лучше всего, чтобы они не были банальными и стандартными. Желательно внести оригинальность как в наименование, так и в описание.

Следует заранее определиться, в каком именно месте будет производиться закупка продуктов для приготовления блюд. Также нужно выбрать хороших поставщиков. Как правило, в стандартном меню в кафетерии около 20 наименований напитков и в два раза больше блюд. В них входят как горячие, так и небольшие закуски. Лучше всего каждый раз обновлять фирменное меню к определенным праздникам, которые отмечают почти все жители города.

Бизнес план на примере открытия определенного кафе

На этом примере можно увидеть, как открыть кафе для детей на 48 мест.

Такой готовый бизнес план разработан для любого города, количество жителей которого не превышает 1,5 млн. человек. Планируется, что средний чек будет составлять 700 руб. с одного человека. Кафе должно стоять в проходимом месте, и состоять из кухни и нескольких небольших помещений подсобного назначения. Что касается целевой аудитории, то в неё будут входить пары с ребенком, а также дети со своими мамами, бабушками, и дедушками. Рабочее время стандартное — с 8 до 20 часов вечера.

Лучше всего выбирать помещение под кафе недалеко от мест, где чаще всего собираются люди. Это парки или станции метро. Желательно выбирать район, где нет подобных заведений общепита.

Это позволит быстро выйти в плюс и получить прибыль. Одним из самых явных конкурентных преимуществ перед остальными кафе являются скидки постоянным клиентам, анимационная программа, а также яркий и запоминающийся дизайн.

Оригинальный интерьер кафе

Дизайн кафе

Специалисты утверждают, что самыми привлекающими внимание цветами являются желтый, зеленый и оранжевый. Не рекомендуется использовать для фасада кафе и отделки красные и другие агрессивные цвета. Кроме того, очень эффективно будет проведение розыгрышей для детей. Для этого можно устраивать беспроигрышные лотереи, А в качестве призов выбирать небольшие недорогие сувениры.

Реклама

Оборудование

На следующем этапе необходимо закупить или взять в аренду оборудования. Для этого заключаются договора на его поставку. Например, в этом бизнес-плане предусмотрена закупка 2 холодильников, 1 газовой или электроплиты, 5 кухонных столов. Помимо прочего, понадобятся удобные стулья или кресла для гостей кафе (48 штук). Что касается столов для посетителей, то для заведения хватит 12 штук. Также не нужно забывать про покупку соковыжималки, микроволновой печи и 12 вешалок для
гостей.

Персонал

На следующем этапе нужно нанять персонал. Это три официанта, два повара, один администратор и две уборщицы со сменным графиком. Для того чтобы сэкономить на бухгалтере, можно нанять фрилансера с соответствующим образованием.

Уютное кафе

Расчеты

Подсчет будет состоять из следующих пунктов:

  • ремонт кафе 155000 руб.;
  • аренда 35000 руб. в месяц;
  • использование дизайнерских услуг 120000 руб.;
  • реклама (листовки и соцсети) 18000 руб.;
  • зарплата работникам 245000 руб.;
  • стулья, столы и оборудование 370000 руб.;
  • закупка продуктов для блюд в кафе 75000 руб.

Согласно этому расчету, если для открытия подобного заведения имеются собственные средства, но не хватает 250000 руб., то можно обратиться в Минэкономики и получить эти деньги согласно программе поддержки малого бизнеса. Для этого необходимо предоставить образец с расчетами в местную администрацию города или другого населенного пункта. Следует знать, что для того чтобы кафе не приносило убытки, один чек в среднем должен быть не менее 700 рублей.

В этом случае бизнес окупится уже через 12 месяцев и у заведения появится прибыль.

Привлечение клиентов

Несмотря на первый поток посетителей, подобные рекламные компании необходимо проводить регулярно. Специалисты рекомендуют делать это каждые 3-4 месяца. В дальнейшем, когда кафе начнет приносить прибыль, можно проводить рекламу раз в 7-8 месяцев или один раз в год. Это позволит оставаться бизнесу на плаву и приносить новую прибыль за счет привлечения клиентов.

К эффективным рекламным средствам относятся визитки, плакаты, а также реклама в СМИ. Кроме того, не следует забывать про партнерский обмен. Это значит, что кафе может рекламироваться в такси. В свою очередь в кафе на каждом столике могут находиться визитки подобной службы. Не менее эффективно создание рекламных страниц в соцсетях. Это позволит задействовать большое количество аудитории.

В качестве дополнения нужно предусмотреть специальные услуги в прейскуранте заведения. Дополнительный доход принесет проведение детских дней рождений, других праздников, а также свадеб и корпоративов. Лучше всего выделить для этих целей отдельное помещение.

Кроме того, не следует забывать, что согласно закону Российской Федерации, заведения, находящиеся на первых и других этажах жилых домов, должны работать только до 11 часов. Поэтому рекомендуется арендовать или приобретать в собственность здание, которое стоит отдельно.

Пример оформления кафе

Порядок открытия и нюансы, которые стоит учитывать

Для того чтобы правильно организовать бизнес, следует очень внимательно отнестись к решению вопросов юридического характера. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • зарегистрироваться в виде индивидуального предпринимателя (через налоговую или МФЦ);
  • уведомить ПФР;
  • выбрать, какая система налогообложения будет использоваться;
  • составить договор на куплю продажу помещения или его аренду;
  • установить пожарную сигнализацию(согласовать это с Госпожнадзором);
  • обратиться в Санэпидемстанцию для того чтобы получить заключение о нормальном санитарном состоянии помещения.

При этом не следует забывать и про продукты питания. Открывая кафе, следует заключить договора на поставку с проверенными поставщиками. Информацию о них можно найти в сети интернет.

Перед тем как выбрать, кто будет осуществлять деятельность (ООО Или ИП) необходимо определиться, будет ли в кафе продаваться алкогольная продукция. Дело в том, что реализовывать алкогольсодержащие напитки на территории нашей страны позволено только юридическим лицам (ООО). Что касается индивидуальных предпринимателей, в Российской Федерации им не выдаются лицензии на продажу алкоголя.

Что еще нужно учитывать

Специалисты рекомендуют при выборе помещения для такого заведения общепита обращать внимание на то, какая планировка, цену за аренду, число выходов и входов, а также его состояние. Кроме того, следует учитывать удаленность от остановки автобусов или трамваев, а также соответствие нормам СанПина и пожарной безопасности. Помимо прочего, следует узнать, как именно такое помещение использовалось перед сдачей в аренду.

Не рекомендуется выбирать помещение, которое находится на втором этаже и выше. Лучше всего отдать предпочтение первому этажу. Кроме того очень важен внешний вид кафе. Дизайн такого общепита должен соответствовать его типу и отражать его название. Для того чтобы кафе в дальнейшем принесло прибыль, рекомендуется нанять дизайнеров, которые предоставят пример с расчетами для оформления. На этом пункте не нужно экономить.

В зависимости от того, какие блюда будут представлены в меню, будут зависеть траты на оборудование. Это должно быть обязательно написано в бизнес-плане. Необходимо учитывать, что понадобится оборудование не только для приготовления определенных блюд, но и для их хранения. При этом нужно помнить, что помещение должно хорошо проветриваться. В противном случае продукты могут испортиться. Специалисты выделяют следующие разновидности классического оборудования для кафе:

  • электро или газовая печь;
  • посуда;
  • морозильники;
  • разделочные столы;
  • мойки;
  • кухонная техника.

К последним относятся тостеры, приборы для жарки картофеля фри, духовки, блендеры, миксеры, мясорубки и т.д. При этом нужно помнить, что лучше всего выбирать качественную технику. В противном случае она может очень быстро сломаться, а это приведет к появлению лишних расходов. В этот перечень можно включите сантехнические приборы, освещение, а также мебель для подсобных помещений и зала, в котором планируется принимать гостей кафе.

Следует помнить, что наиболее ответственно необходимо подходить к выбору работника в кафе. Непрофессиональный персонал способен разорить любое заведение общепита. Это касается и экономии на зарплате.

Несмотря на то, что кафе затратно и нелегко создается, вложенные деньги вернутся и приумножится за короткое время, если подойти к этому вопросу грамотно.

Сегодня одной из самых перспективных и быстроразвивающихся сфер бизнеса является общественное питание. Данная индустрия обладает динамично растущим оборотом и в целом положительной динамикой.

В 2016 году, по сравнению с 2015-м, ресторанный рынок показал небольшой рост и превысил 1350 млрд рублей, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), которую курирует Росстат. В 2017 году рост продолжается. В то же время российский рынок общественного питания остается далеким от насыщения, особенно это касается регионов, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга.

Поэтому сегодня открытие кафе является целесообразным и перспективным делом. Перед запуском проекта нужно провести тщательный анализ и составить бизнес-план.

В рамках данной работы мы проанализируем семейное кафе с итальянской кухней, где приятно отдыхать и детям, и родителям.

Факторы успеха :

  • Доступные цены
  • Семейный формат
  • Быстрое обслуживание
  • Удобное месторасположение
  • Современный интерьер
  • Приятная атмосфера

Сумма первоначальных инвестиций составляет 3 170 000 рублей.

Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы.

Срок окупаемости составляет от 12 месяцев.

Средняя чистая ежемесячная прибыль 366 000 рублей.

Рентабельность продаж 21 % .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

3. Описание рынка сбыта

С каждым годом демографическая ситуация в нашей стране улучшается: количество семей растет, рождаемость увеличивается. В текущем ритме жизни родителям и детям все труднее находить время для совместных вечеров. А разнообразие вкусовых предпочтений создает дополнительные препятствия. Таким образом, актуальность данного проекта нельзя переоценить.

Целевая аудитория в своем большинстве представляет семьи с детьми.

В нестабильной экономической ситуации происходит перераспределение клиентов из одного сегмента в другой. Таким образом, люди, раньше посещавшие дорогие рестораны, переходят в заведения с более низкой ценовой категорией. А привычка питаться в общественных местах у населения остается в любое время. При соблюдении оптимального соотношения между ценой и качеством, есть возможность захватить большой кусок рынка.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Цель проекта - открытие кафе семейного формата.


Регистрация бизнеса

Организация кафе требует решения следующих вопросов :

  • получение разрешающих документов у пожарной службы и СЭС;
  • оформление санитарных книжек для всех сотрудников;
  • сборы документов (договор аренды; разрешение на размещение в конкретном помещении заведения общественного питания; результаты прохождения персоналом медицинского осмотра);
  • регистрация кассового аппарата;
  • заключение договоров на: вывоз мусора, пожарную экспертизу, пожарную сигнализацию, тревожную кнопку (охрану), дератизацию и дезинфекцию, бухгалтерское сопровождение;
  • подписание договоров на поставку продукции.

Выбор местоположения

Крупный ТЦ в любом районе города.

На первые 1-2 месяца крупные торговые центры предоставляют арендные каникулы. То есть во время подготовки помещения вы будете освобождены от платы за помещение.

Характеристика помещения

  • Площадь: кухня - 40 м2, зал для посетителей - 100 м2, игровая комната - 60 м2;
  • Наличие водо- и электроснабжения кухни;
  • Вентиляция, кондиционирование, канализация;
  • Вместимость: зал - 60 посадочных мест, игровая комната - 15 детей.

Интерьер помещения в мягких тонах с использованием ярких элементов. Четкое зонирование основного зала и комнаты для детей.

В качестве игр можно выбрать как подвижные, так и настольные. Для подвижных можно установить спорткомплекс или площадку с мягким покрытием, качелями, лабиринтами и горками. Среди настольных игр отлично подойдут пазлы, мозаики, конструкторы.

6. Организационная структура

Для организации любого вида бизнеса одним из наиболее важных факторов является персонал. В рамках данного проекта необходима команда из 13 человек:

  • Управляющий;
  • Повара - 2 человека;
  • Официанты - 4 человека;
  • Администратор - 2 человека;
  • Няни/аниматоры - 2 человека;
  • Работники кухни для мытья посуды и уборки - 2 человека.

Бухгалтерия будет находиться на аутсорсинге.

Особенно важно уделить внимание подбору поваров, ведь именно кухня является визитной карточкой заведения общественного питания. Также обратите внимание на подбор персонала для работы с детьми. Они должны иметь опыт, быть особо чуткими, внимательными и доброжелательными. Ведь именно от настроения ребёнка зависит качество отдыха, а соответственно и восприятие вашего кафе родителями.

Главная цель работников взрастить в клиентах желание возвращаться в ваше заведение снова и снова.

Основные требования к персоналу:

  • Наличие медицинской книжки;
  • Опыт работы;
  • Опрятность;
  • Аккуратность;
  • Честность;
  • Трудолюбие;
  • Отзывчивость;
  • Приветливость.

Всем работникам, кроме администратора и управляющего начисляется фиксированна заработная плата. Премиальная часть заработной платы упавляющего - 2%, администратора - 1%. Официанты получают чаевые.

Подробный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых взносов на 24 месяца представлен в финансовой модели.

7. Финансовый план

Подробный план продаж на 24 месяца, финансовый результат и прогноз экономических показателей эффективности бизнеса представлен в финансовой модели.

8. Факторы риска

Несмотря на все очевидные преимущества семейное кафе, как и любой вид предпринимательской деятельности имеет свои риски.

Бывают ситуации, когда есть идея организации своего предприятия, желание и возможности её воплотить, а для практической реализации нужна только подходящая схема организации бизнеса. В таких случаях можно ориентироваться на бизнес-план кафе. Пример с расчетами поможет определиться с исходными данными, необходимыми для открытия своего дела, и спрогнозировать конечный результат, к которому оно потенциально может привести. Готовые примеры могут сориентировать в тенденциях стремительно меняющегося рынка, предложить нестандартную и востребованную деятельность. Также качественный бизнес-план кафе, пример с расчетами первоначальных инвестиций, прибыли и периода окупаемости поможет привлечь инвестора для запланированного проекта.

Резюме

Культура потребления кофе меняется от десятилетия к десятилетию. Сейчас это не просто стимулирующий напиток, а спутник приятного времяпрепровождения в кругу друзей и знакомых, коллег и любимых. Почему бы не сделать кофе поводом для и наслаждения созерцанием творений современного искусства?

Помимо всего прочего, создание кофейни является бизнесом не только успешным и прибыльным, но и обладающим большим потенциалом для развития. Различные сорта, манера подачи и способы сопровождения, масса мероприятий, которыми можно разнообразить обычное времяпрепровождение.

Оригинальный интерьер, приветливый и творческий персонал, выставки и творческие вечера создадут особенную атмосферу и культуру, которая будет привлекать посетителей для приятного отдыха и духовного развития.

В случае успешной реализации проект может развивать по различным направлениям. Есть возможность создания узкоспециализированных филиалов сети - литературного кафе, театрального, кофейни для художников, кофейни с живой джазовой музыкой и т.п.

Приспособив к конкретным внешним и внутренним условиям, определенным исходным значениям бизнес-план, образец с расчетами, можно организовать успешный бизнес, вовремя занять свою конкурентную позицию и использовать весь вложенный потенциал. Однако пример содержит те описания и расчеты, которые были бы общими для большинства потенциальных рынков. Чтобы в полной мере описать конкретику, определенные условия существования, документ нужно дополнить анализом конкуренции, редактировать цены на сырье и основные средства, которые актуальны для того региона, в котором будет применяться готовый бизнес-план кафе.

Описание продукта

Проект нацелен на создание литературной кофейни «Мураками», которая призвана стать «культурным островком». Основными целями, которые заложены в готовый бизнес-план кафе, являются привитие молодежи любви к литературе и интереса к современному искусству, поддержка молодых талантов и способствование формированию культурного общества.

Ассортимент услуг кофейни:

  • Высококачественный кофе и кофесодержащие напитки.
  • Проведение фотовыставок.
  • Литературные вечера.
  • Кроссбукинг.

Клиенты кофейни смогут насладиться качественным кофе и кофесодержащими напитками под аккомпанемент расслабляющей lounge-музыки, трижды в неделю будут проводиться литературные вечера, мини-спектакли, фотовыставки или картинные экспозиции современных художников-авангардистов, что позволит молодым талантам заявить о себе, а клиентам кофейни ознакомиться с современными тенденциями в искусстве. Данные мероприятия не предусматривают ни прибыли, ни затрат.

Также кофейня предлагает своим клиентам принять участие в общественном движении - кроссбукинге, которое предполагает обмен прочитанными книгами. Помещение кофейни оснащено оригинальными стеллажами, на которых каждый желающий может оставить прочтенную книгу и взять взамен оставленную там кем-то другим. Непринужденная спокойная атмосфера кофейни обеспечивает условия для комфортного чтения.

Виды кофе и кофесодержащих напитков, рецептура и цена:

Наименование напитка

Рецептура

Цена, руб.

Espresso «Чтец»

Напиток из кофе, приготовленный путем пропускания воды, находящейся под давлением, с высокой температурой, сквозь фильтр с молотым кофе.

Americano «Авангард»

Эспрессо, дополненный горячей водой, для продления удовольствия от напитка.

Моккачино «Харуки»

Напиток из кофе с добавлением молока и какао.

Espresso Маккиато «К югу от границы»

Эспрессо, покрытый молочной пеной.

Ванильное латте «Послемрак»

Латте с добавлением ванильного экстракта и густой сливочной пены.

Латте «Норвежский лес»

Эспрессо, белый шоколад, молоко, молочная пена.

Основное конкурентное преимущество кофейни состоит в её специализации, поскольку подобного рода тематические заведения недостаточно развиты в провинциальных городах. Можно считать оригинальным этот бизнес-план кафе (пример с расчетами). Кофе на вынос также можно включить в ассортимент услуг кофейни.

Стоимость продукции с ростом объемов позволит снизить как постоянные удельные затраты, так и переменные за счет оптовых закупок сырья. В концепцию ценообразования кофейни закладывается затратный метод с торговой надбавкой с учетом оригинальности заведения. Акцент делается на творческую атмосферу и оригинальность мероприятий.

SWOT-анализ

Преимущества

Недостатки

Особая атмосфера

Оригинальная культура заведения

Качественный кофе и напитки

Кроссбукинг

Возможность заявить о себе

Возможность культурного обмена

Еще не сформированный имидж

Отсутствие постоянных клиентов

Отсутствие налаженных связей с поставщиками

Возможности

Расширение ассортимента

Выстраивание связей с новыми инвесторами

Выбор наиболее выгодных поставщиков

Постоянные клиенты

Потенциальная опасность появления конкурентов

Неприятие подобной культуры в обществе

Целевая аудитория

Предприятие ориентировано на аудиторию с низким и средним уровнем достатка, в частности:

  • на творческую молодежь и студентов вузов (17-25 лет);
  • на клиентов среднего возраста, интересующихся современным искусством (26-45 лет).

Потенциальный клиент нашей кофейни - творческая личность, ищущая себя, интересующаяся тенденциями в искусстве, ищущая вдохновения, единомышленников или уютного уединения.

Местонахождение кофейни

Расположение кофейни предполагается в торговом центре недалеко от центра города, недалеко от учебных заведений, в районе скопления людей. Помещение по договору будет взято в аренду сроком на 5 лет. Стоимость аренды составляет 180 тыс. руб. в год.

Стимулирование сбыта

Стимулирование клиентов будет проводиться следующими методами:

Стимулирование игрой

Поведение привлекающих мероприятий, которые смогут увеличить посещаемость кофейни и информировать население о ее существовании.

Стимулирование услугой

Возможность посетить оригинальное мероприятие должна побуждать клиентов к посещению кофейни и впоследствии распространять информацию среди друзей и родных.

Сувениры

Постоянным посетителям полагается бесплатный кофе по достижению определенного количества посещений.

Бизнес-план кафе (образец с расчетами) предлагает базовые варианты, которые можно всяческим образом варьировать, просчитав затраты и прибыль в финансовой части.

Политика ценообразования

Цены на продукцию будут рассчитаны исходя из объема потенциального спроса, издержек и прибыли. Принципы ценообразования, процент надбавки устанавливается самим предприятием. Они отличаются между собой на разных предприятиях, будь то бизнес план Unido кафе (пример с расчетами), кафе быстрого питания или любое другое предприятие ресторанного бизнеса.

Объем реализации и ценообразование на предприятии будет рассчитан следующим образом:

Расчет цены на кофе-напитки

Наименование

Удельный вес,%

Цена/порц,руб.

Уров. торг. Надб., %

Объем вып./год (порц.)

Эспрессо «Чтец»

Americano «Авангард»

Моккачино «Харуки»

Ванильное латте «Послемрак»

Латте "Норвежский лес"

Средняя отпускная цена:

Реклама

Одним из первостепенных вопросов при открытии предприятия является информирование общественности (в частности, своих потенциальных клиентов) об открытии и впоследствии о новостях, мероприятиях и акциях.

  • внутри - 1;
  • снаружи - 1;
  • по городу- 3.

Стоимость размещения баннера - 2 тыс. руб.

1*2=2 тыс. (руб. в год)

План производства

Капитальные вложения на приобретение оборудования по проекту

Вид оборудования

Цена,руб.

Количество, шт.

Стоимость, руб.

Стоимость без НДС, руб.

Кофе-машина

Холодильник

Набор посуды

Сплит-система

Барная стойка

Угловой диван

Музыкальная система

Проектор

Кассовый аппарат

5000,00

Компьютер

Ежегодный размер расходов на ремонт, эксплуатацию оборудования - 2% от стоимости оборудования.

Список необходимого оборудования варьируется от различных видов предприятий ресторанного хозяйства. Поэтому, например, для того чтобы реализовать бизнес-план кафе быстрого питания, необходимо просчитать затраты на совершенно иной список основных средств.

Расчет общей сумм и структуры первоначальных инвестиций по инвестиционному проекту

Виды затрат

Усл. обозн.

Сумма, тыс. руб.

Стоимость без НДС, тыс. руб.

Общая сумма капитальных инвестиций

в т.ч. за счёт:

собственных средств

Инвестиции в обор-е ак-вы

в т.ч. за счёт:

собственных средств

Общая сумма реальных инвестиций

в т. ч. за счёт:

собственных средств

Инвестирование по проекту имеет следующую структуру:

Капитальные инвестиции - 290,72 тыс. руб.

Инвестиции в оборотные средства - 114,40 тыс. руб.

Общая сумма необходимых инвестиций по проекту - 405,12 тыс. руб.

Капитальные инвестиции буду производится за счет кредитных ресурсов, инвестиции в оборотные активы - за счет собственных средств.

Производственные мощности

На имеющемся оборудовании предприятие может реализовать в день:

(в тыс. руб.)

Показатель

1. Материальные затраты

2. Арендная плата

3. Заработная плата основного персонала+ЕСН

4. Заработная плата вспомогательного персонала+ЕСН

5. Заработная плата управленческого персонала+ЕСН

6. Расходы на ремонт оборудования

Итого операционные затраты

Амортизация

Итого издержки обращения

Статьи расходов в основном схожи на предприятиях ресторанного хозяйства, в независимости от особенностей и предлагаемого спектра услуг. Планирование расходов по сходным статьям можно применить и рассчитать бизнес-план детского кафе.

Амортизация на предприятии рассчитывается методом уменьшения остаточной стоимости

Расчет стоимости основных средств по годам с учетом износа

Показатель

Ст-ть основных средств на начало года, руб.

Амортизация

Ст-ть основных средств на конец года, руб.

Организационный план

Руководство предприятия возлагается на директора, который по совместительству исполняет поскольку предприятие только зарождается, обороты поначалу будут несущественны, нет средств и необходимости включать в штат бухгалтера.

В качестве директора руководитель является материально ответственным лицом, представляет интересы предприятия в инстанциях, оформляет расчетный счет в банке, оформляет договора и другие документы, издает приказы, распоряжается о принятии и увольнении сотрудников, о применении поощрений или взысканий.

Как бухгалтер, директор ответственен за проведение операций приема, учета, выдачи и хранения денежных средств. Также он ведет бухгалтерский учет, проверяет достоверность получаемой информации, проводит контроль соблюдения законных основ при расходовании ресурсов. Образование высшее, знание бухгалтерского учета на предприятии ресторанного бизнеса.

Численность производственного персонала будет определяться исходя из функциональной целесообразности. Система начисления заработной платы построена на основе должностных окладов, надбавки и премии зависят от фактической выработки и достижения конечных результатов. По достижении результатов система оплаты труда может измениться и иметь в своей структуре процент от реализации напитков. Расчет количества персонала делается из предположения о том, что кофейня будет располагаться на периферии или ближе к центру, если месторасположение предприятия предполагает большой поток клиентов, то число работников необходимо расширить. Например, если планируется реализовать бизнес-план кафе (пример с расчетами) для центра занятости на трассе.

Должность

Кол-во человек

Оклад/мес., руб.

ФОТ/месяц по тарифу, руб.

Дополнительная зарплата, премии за месяц

ФОТ за месяц, руб.

ФОТ за год, тыс. руб.

Единый социал взнос

сумма, руб.

Управленческий персонал

Директор -бухгалтер

Основной персонал:

ивентор-конферансье

Вспомогательный персонал:

Уборщица

Режим работы кофейни: С 10:00 до 22:00. Ежедневно.

Финансовый план

Кафе (пример с расчетами) дает возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в достаточном для обслуживания кредитных ресурсов объеме с учетом получения прибыли и периода окупаемости. Срок расчета бизнес-плана - 5 лет.

Все основные средства предприятие планирует закупать за счет кредитных ресурсов. Банк предлагает кредит под 18% годовых. Предполагается, что предприниматель планирует открыть кафе рассчитан на то, что нет никаких запасов и финансовых результатов от прошлой деятельности.

Расчет выплаты процентов по кредиту:

Показатели

Сумма расходов по оплате процентов банку за кредит

Сумма погашения кредита

Количество платежей в год

Ставка банковского процента в год

Ставка банковского процента в месяц

Уровень инфляции в месяц коэфф.

Сумма переплаты за пользование кредитными ресурсами составляет 65,27 тыс. руб.

Организация кофейни - затратоёмкий бизнес. Доля переменных затрат в цене продукции без НДС - 80%. Беря в учет планируемую выручку, можно говорить о том, что бизнес будет иметь большой запас экономической устойчивости, поскольку довольно низкая. Если заказчика или инвестора не устраивают те показатели, которые представлены в этом бизнес-плане, он может на основе примера и нормативных документов проделать подобную работу самостоятельно, приспособив её к практической реальности, например, просчитать бизнес-план придорожного кафе. Пример с расчетами служит лишь для ориентации.

Планируемая выручка от реализации:

Выручка от реализации продукции (руб.)

Показатель

Эспрессо «Чтец»

Americano «Авангард»

Моккачино «Харуки»

Эспрессо Маккиато «К югу от границы»

Ванильное латте «Послемрак»

Латте "Норвежский лес"

Бизнес-план кафе с расчетами прогнозируемой прибыли по инвестиционному проекту демонстрирует следующие результирующее показатели:

Показатели

1. Выручка от реализации

3. Валовые текущие затраты

амортизация

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль чистая будущая стоимость

Коэффициент дисконтирования

Прибыль чистая (настоящая стоимость)

Денежный поток (будущая стоимость)

Расчёт дисконтированного денежного потока и периода окупаемости

ДП буд. Ст-ть

ДП буд. Ст-ть Аккум.

Коэфф. дис-я

ДП наст. Ст-ть

ДП наст. Ст-ть Аккум.

Расчет периода окупаемости говорит о том, что с учетом дисконтирования проект окупится за 7 лет и 7 месяцев. Период, который предлагает бизнес-план кафе (образец с расчетами), превышает расчетный и является очень длительным для предприятий ресторанного хозяйства, однако необходимо брать во внимание то, что прибыль не является основной целью создания предприятия, главная цель - воспитание культурной просвещенной молодежи и развитие современного искусства.

На протяжении длительного времени мы можем наблюдать, что открываются все новые заведения общественного питания будь то кафе, рестораны. По статистике многие из них закрываются на первом году существования.

Причины могут быть различны. Это и некачественные услуги, и неправильный менеджмент. Поэтому важно еще на этапе планирования составить , ответственно подойти к этому делу. Составим финансовый план, но вначале разберем особенности, присущие этому документу.

Описание проекта

В описании проекта бизнес плана указывается:

  • тип кафе, его месторасположение, адрес;
  • площадь помещения, число посадочных мест;
  • определяется полный перечень оборудования и инвентаря, которое необходимо закупить;
  • персонал. При осуществлении деятельности в 1 смену понадобятся: администратор, повар, официант, уборщик. При сменном количество единиц персонала будет увеличено в 2 раза.

Если бизнес план составляется для получения гранта нужно учитывать актуальность и пользу населению, социально-экономические показатели, возможность организации новых рабочих мест.

При составлении плана для инвесторов важно произвести точные предполагаемые расчеты расходов, доходов, рентабельность и время окупаемости проекта. Частных инвесторов в первую очередь интересуют именно эти составляющие.

Анализ рынка и выбор вида кафе

При подготовке к открытию нужно провести анализ рынка и конкуренции . Он поможет определить какой тип кафе будет востребован в конкретном городе или районе.

При этом определяют :

  • уровень жизни и доходов населения;
  • количество жителей (соотношение молодежи, трудоспособного населения и пожилых);
  • разделение кафе по категориям;
  • месторасположение подобных заведений;
  • спрос на услуги подобного рода.

Проведя такой анализ, станет возможным проведение ценовой политики, определить тип кафе, подобрать меню.

Следующим шагом станет анализ деятельности конкурентов . Выявив ошибки в деятельности конкурентов, главное не допускать их появление у себя. Важно внести «изюминку».

Затраты на открытие кафе определяются типом заведения . На сегодняшний день актуальными и востребованными считаются следующие:

  • детские кафе;
  • интернет кафе;
  • анти кафе;
  • суши-бары;
  • блинные.

Особенности различных типов кафе и примеры их открытия рассмотрены в следующем видеоматериале:

Успех кафе во многом зависит от его грамотного месторасположения . Ориентируясь на широкую аудиторию нужно и позаботиться о том, чтобы заведение находилось в оживленном густонаселенном районе. Таким образом, мега-популярные на сегодня интернет кафе и анти кафе вряд ли будут особо востребованы в городах с малым населением, они наиболее популярны в мегаполисах.

Важными принципами считаются:

  • удобные подъездные пути и парковка;
  • нахождение «на виду», вблизи вокзалов, автобусных остановок, в торговых центрах.

Открывая, к примеру, молодежное или детское кафе целесообразно позаботиться о том, чтобы оно находилось в центре городе,парке, неподалеку от развлекательных клубов, института и т.д. Соответственно и цена за аренду будет на порядок выше.

Предоставление такой услуги как бизнес-ланч будет более востребована вблизи деловых центров.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Разработка меню

Для работы необходимо разработать меню кафе. Желательно подготовить обычное повседневное и праздничное (банкетное).

Меню должно соответствовать типу кафе.

Привлечет посетителей в заведение не только качество приготовленных блюд, но и их названия. Рекомендуется избегать банальных названий. Можно внести некоторую оригинальность и в описание, и наименование блюд.

При создании меню важно уже на этом этапе определить, где именно будут закупаться продукты для их приготовления, выбрать ответственных поставщиков.

Классическое меню включает не более 40-50 наименований блюд и 30-40 напитков. Обновить перечень блюд можно к праздникам (Новый год, Пасха, 8 марта).

Финансовый план

Итак, на примере можно определить объем примерных вложений, получение прибыли и рассчитать рентабельность.

Цель: открытие детского кафе.

Описании проекта. Решено открыть детское кафе на 50 посадочных мест в оживленном месте г. Казаньсо средним чеком 500 рублей с человека. Помимо зала будут подсобные помещения и кухня.

Целевая аудитория : дети, мамы или бабушки, семейные пары с детьми.

График работы: с 9,00 до 21.00.

Анализ рынка : Помещение под кафе выбрано неподалеку от места отдыха людей - парка. В этом районе города заведения общественного питания есть, однако среди них детских кафе нет.

Конкурентные преимущества перед остальными заведениями: наличие яркого дизайна, система скидок постоянным посетителям, развлекательная программа для детей.

Маркетинговая политика . Планируется на начальном этапе провести рекламную кампанию. Дальнейшее привлечение клиентов основано на рекламе в социальных сетях и раздаче листовок.

Оборудование . Заключить договоры на поставку производственного оборудования и мебели:

Персонал . На начальном этапе планируется принять на работу: администратора, 2 поваров, 4 официанта, 2 уборщицы. Бухгалтерские услуги будет выполнять фрилансер-бухгалтер.

Расчет прибыли и расходов

Расходы на открытие составят:

  1. Аренда помещения - 25000 руб/мес.
  2. Ремонт помещения -150000 рублей.
  3. Приобретение декораций услуги дизайнера - 150000 рублей.
  4. Рекламная кампания - 20000 руб.
  5. Приобретение мебели и оборудования 350000 руб.
  6. Заработная плата в месяц - 180000 руб.
  7. Покупка продуктов питания: 100000 руб.

Бюджет кафе : для открытия кафе есть собственные средства. Планируется получить грант от Министерства экономики в размере 200 000 рублей по программе поддержи молодых предпринимателей.

Для безубыточной работы кафе средний чек должен составлять не менее 500-600 рублей. Тогда окупиться бизнес сможет уже через год.

Советы по основанию такое бизнеса изложены в данном видеоролике:

Маркетинговый план

Привлечь посетителей поможет проведение рекламной кампании . Здесь можно пользоваться как бесплатными, так и платными способами.

Желательно такие кампании проводить не только на первоначальном этапе, но и впоследствии регулярно.

Представим некоторые способы проведения рекламной кампании :

  1. плакаты;
  2. визитки;
  3. реклама на радио;
  4. партнерский обмен (к примеру водитель такси может распространять среди своих клиентов визитки в обмен на рекламу его услуг сотрудниками нового кафе);
  5. создать страницу в социальных сетях и рекламировать таким образом свои услуги.

Немаловажно и предусмотреть дополнительные услуги в прейскуранте кафе. Проведение веселых детских праздников, корпоративов, свадеб принесет дополнительный доход. Хорошо, если для этих целей будет использоваться отдельный зал, приготовленный специально для этих торжеств.

Последовательность действий для открытия этого бизнеса

Для организации бизнеса важно еще на этапе обязательно решить юридические вопросы:

ВАЖНО. При выборе способа осуществления деятельности ИП или ООО нужно исходить из того, планируется ли продажа алкогольной продукции в кафе, поскольку разрешение на реализацию могут получить только юридические лица (ООО). Индивидуальным предпринимателям лицензии не выдаются.

При подборе помещения важно обратить внимание на:

  • стоимость аренды;
  • планировки помещения, состояния;
  • количество входов и выходов;
  • наличие остановки общественного транспорта, удаленность;
  • каким образом использовалось помещение ранее;
  • соответствует ли он нормам пожарной и санитарной безопасности.

Желательно, выбирая помещение для кафе, отдавать предпочтение находящимся на первых этажах.

Дизайн кафе очень важен. Он должен отражать его название и соответствовать типу. При этом желательно обратиться к профессиональным флористам, дизайнерам. Не стоит экономить бюджет, ведь при грамотном подходе к дизайну заведения все вложения легко окупятся.

Расходы на оборудование зависят от того, какие блюда планируется готовить. Они должны быть указаны в бизнес плане. Должно быть оборудование и для хранения продуктов и для его приготовления.

Так, классическим набором оборудования можно назвать:

В этот список нужно включить и необходимую мебель для зала и подсобных помещений, сантехнику, предметы интерьера, светильники и т.д.).

В бизнес плане предпочтительно разделить приобретаемое оборудование по категориям.

Не менее ответственно стоит подойти к подбору персонала . Не нужно уповать на то, что со временем они всему научаться. Лучше нанять профессионалов. Неквалифицированный грубый персонал, невкусная еда готовы раз и навсегда лишить кафе посетителей.

Создать кафе нелегко и затратно, но при грамотном подходе вложенные деньги смогут легко вернуться обратно.