Принятие болонской декларации кратко. Болонский процесс болонская декларация

3. Основные положения Болонской Декларации

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

2. Двухуровневая система высшего образования: базовое и последипломное (бакалаврат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки, гуманитарные, экономические.

3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, т. е. общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов. Академический кредит - единица трудоёмкости учебного труда студента. За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов. За учебный год начисляется 60 академических кредитов. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра студент должен набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30. Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста). Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки. При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов.

Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок: А - “отлично" (10% сдающих); В - "очень хорошо" (25 % сдающих); С - "хорошо" (30 % сдающих); D - "удовлетворительно" (25 % сдающих); Е - "посредственно" (10 % сдающих); F (FX) "неудовлетворительно".

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

Академическая мобильность предполагается следующее:

1) студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или год;

2) он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;

3) обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно принимающий вуз денег за обучение не берёт;

4) студент оплачивает сам: дорогу; проживание; питание; медицинские услуги; учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

5) в базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не сдает никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;

6) ВУЗ вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;

7) поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования на протяжении жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования.

Высшее сестринское образование в России. Особенности, проблемы, перспективы

12 летние школьное образование; -три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3года). - академическая мобильность студентов...

Гуманизация и гуманитаризация образования

Название технологии: технология гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения...

Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко

Цель воспитания Начальный этап всего воспитательного процесса -- педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять...

Институты высшей школы в России

Принципиальная научная новизна, основные положения, идеи и предваряющие выводы представлены в следующих позициях: 1. Высшая школа как социальный институт общественного воспроизводства рассматривается в историческом, цивилизационном...

Методика подготовки и проведения урока по экономическим дисциплинам

О структуре речевого дефекта при сенсорной афазии (нейролингвистический аспект)

Сенсорная афазия впервые описана, как известно, представителем классической неврологии К. Вернике. Затем, это учение развито А.Р. Лурией в рамках нейропсихологической концепции афазий. Ценность предположений, выдвинутых, А.Р. Лурией...

Обучение чтению детей в начальных классах

Чтобы говорить о подготовительном периоде обучения детей грамотности следует дать определения её (грамотности) основным терминам. Итак...

Особенности разработки и внедрения ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в системе школьного образования (на примере МБОУ "СОШ №3", г. Адыгейска)

В современных условиях школьное образование не может оставаться в состоянии замкнутости и самодостаточности, поэтому приказом Минобразования России от 11.02.2002 № 393 принята концепция модернизации российского образования на период до 2010года...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Формирование демократического правового государства, дальнейшая демократизация общества, последовательное продвижение России по пути экономических, политических, социальных и духовных преобразований является непреложным фактором. Однако...

Практика гуманной педагогики в педагогическом процессе школы

В организации педагогического процесса Ш.А. Амонашвили исходит из принципов гуманного личностного подхода к детям. Одновременно он следует также классической педагогическом мысли о том, что ребенок не только готовится к жизни но он уже живет...

Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию

Система послетекстовых упражнений, используемых при обучении аудированию в УМК 7-9 классов

Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию...

Способность к рефлексии как результат реализации программ развивающего обучения

Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития...

Технология проектного обучения профессионального образования

Наше общество постоянно претерпевает различные перемены, меняется человек, меняются жизненные требования, соответственно изменяются требования в воспитании и образовании...

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы, и использованы на пользу, как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

2. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

§ Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

§ Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

§ Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.



3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно - трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов.

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

ВведениеECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

· Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

· Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

· Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом. Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеряемого со всей протяженностью жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.


Заключение

В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Несмотря на это, российское высшее образование фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, является эклектическим, в нем реализована своеобразная смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "дипломированный специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира "железным занавесом" и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2006 годов был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество статей на эту. Министерство образования России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе".

В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болонской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.


Список использованной литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.

3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004

4. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. – С.103-108.

5. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.

6. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизацияевропейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому дляобеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международнойконкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет.Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержкикрупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выборастудентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширитьмобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими наработу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимыхкритериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценкедеятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развитияучебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программобучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Переход к двухуровневой системе образования в России обусловлен, в первую очередь, вхождением в состав государств-участников так называемого Болонского процесса, по итогам которого в Болонье в июне 1999-го года была подписана конвенция о переходе всех европейских государств к единой сфере высшего профессионального образования. Такая система имеет множество преимуществ для России. Во-первых, приведение системы высшего образования к европейским стандартам позволит существенно повысить престиж, конкурентоспособность и востребованность российского образования на мировом уровне. Во-вторых, двухуровневая система открывает новые перспективы для учащихся, и это связано с приведением образовательных программ к европейским стандартам . Однако переход к двухуровневой системе требует разработки и реализации правовых аспектов, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями.

выделим без детализации основные проблемы, рассмотренные в рамках вопросов перехода к двухуровневой системе образования в сфере высшего профессионального образования:

1. Кардинальное изменение существующей системы высшего профессионального образования, фактически слом существующей системы, который безболезненно пройти не может. В целом, объективно говоря, современная российская система образования превратилась в форменную профанацию на всех своих уровнях, за исключением отдельных ее частей, не изменяющих картины в целом. Старая система образования в современных условиях - не востребована, она могла существовать только в рамках советской экономической и политической системы, а в условиях товарно-сырьевого перекоса в экономике современной России она превратилась просто "в процесс деревообработки: на входе дубы, на выходе липа".

2. Непонимание и фактически неготовность системы высшего профессионального образования к переходу на требования Болонского процесса. Требуется кардинальный слом системы образования с условием сохранения того лучшего и отвечающего современным требованиям к процессу обучения и формирования профессиональных навыков, что было наработано за предшествующие годы в данной сфере, при этом следует повсеместно распространять и внедрять передовой образовательный опыт, как наработанный в ведущих ВУЗах России, так и зарубежный.
При этом следует заметить, что направление слома существующей системы должно быть направлено в область увеличения роли научных исследований, а особенно реализации результатов этих исследований на практике, в экономике, социальной сфере и технологиях. Особую роль в этом плане приобретает тесное научное и практическое сотрудничество, как в самой России, так с научными центрами зарубежом, причем российские ВУЗы должны сами проявить инициативу.


Болонский процесс

Болонская декларация – «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования», подписанная министрами образования европейских стран, 19 июня 1999 года в Болонье.

Болонский процесс – это процесс добровольного сотрудничества образовательных систем европейских стран, направленный на создание общего образовательного и научного пространства.

Подписание Болонской декларации стало продолжением интеграционного процесса, направленного на создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Этот процесс был запущен в середине 1970-х гг., когда было официально озвучено стремление европейских стран осуществлять всестороннее сотрудничество в сфере образования.

После этого, в 1970-1990 гг., европейские страны постепенно двигались к созданию ЕПВО, фиксируя договоренности в виде многочисленных конвенций.

В итоге, в 1997 году появился один из основополагающих документов в сфере международного признания документов об образовании – Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

В мае 1998 г. министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписав Сорбоннскую декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, приняли на себя обязательство способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности.

Таким образом, Болонский процесс начался задолго до подписания 29 европейскими странами Болонской декларации в 1999 году. Со вступлением Казахстана, в качестве полноправного члена, которое состоялось в 2010 году, Болонский процесс начал свое распространение и в центрально азиатском регионе.

Положения декларации являются фиксацией стремления стран-участниц развивать национальные системы образования в духе европейского пространства и задают вполне конкретные направления развития.

К ним, в частности, относится принятие европейской системы высшего образования, состоящей из двух циклов, европейской системы зачета баллов, принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, обеспечение сопоставимых методологий.

В результате, Болонский процесс должен способствовать продвижению привлекательности европейского высшего образования, повышению мобильности студентов, облегчения решения задачи трудоустройства выпускников в странах-участниках.

Любое государство может присоединиться к процессу. Присоединение государства происходит на добровольной основе. На сегодняшний день Болонскую декларацию подписали уже 47 стран.

Одной из стран, присоединившихся к Болонскому процессу, является Россия. Это произошло во время берлинской конференции стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 г. Таким образом, Российское правительство приняло на себя те обязательства по развитию национальной системы образования, которые следуют из текста декларации.

Список стран, подписавших Болонскую декларацию (в скобках указан год присоединения государства):

Австрия (1999), Азербайджан (2005), Албания (2003), Андорра (2003), Армения (2005), Бельгия (1999), Болгария (1999), Босния и Герцеговина (2003), Ватикан (2003), Великобритания (1999), Венгрия (1999), Германия (1999), Греция (1999), Грузия (2005), Дания (1999), Ирландия (1999), Исландия (1999), Испания (1999), Италия (1999), Казахстан (2010), Кипр (2001), Латвия (1999), Литва (1999), Лихтенштейн (2001), Люксембург (1999), Македония (2003), Мальта (1999), Молдова (2005), Нидерланды (1999), Норвегия (1999), Польша (1999), Португалия (1999), Россия (2003), Румыния (1999), Сербия и Черногория (2003), Словакия (1999), Словения (1999), Турция (2001), Финляндия (1999), Франция (1999), Украина (2005), Хорватия (2001), Черногория (2007), Чехия (1999), Швейцария (1999), Швеция (1999), Эстония (1999).

Текст Болонской декларации
Европейское пространство высшего образования
Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье, 19 июня 1999 года.

«Процессы, происходящие в Европе, приобрели, благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет, более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран ЕС и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющими­ся отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, мы являемся свидетелем возрастающего взаимопонимания все большей части политического и академического мира и, по общему мнению, в понимании потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укрепле­нии ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.


"Просвещенная Европа" теперь уже широко признана как незаменимый фактор социаль­ного и гуманитарного роста, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимой осведомленности для противостояния вызовам нового тысячелетия вместе с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.


Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении ус­тойчивых, мирных и демократичных обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.


Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображе­ниями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных цен­ностей. Она обосновала создание европейской зоны высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства для общего развития Конти­нента.


Несколько европейских стран согласились с целями, изложенными в декларации, подпи­сали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образо­вания, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют наме­рения действовать в этом направлении.


Европейские учреждения высшего образования в части их касающейся, следуя фундамен­тальным принципам, сформулированным в университетской хартии "Magna Charta Universitatum", принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов и стали играть основную роль в построении европейской зоны высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что сис­темы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимcя нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.


Курс был установлен в правильном направлении и со значимой целью. Однако достиже­ние большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер, чтобы достичь первых материальных результатов. Встреча 18-ого июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые изо всех наших стран, обеспечи­ла нас очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.


Мы должны, в частности, рассматривать цель увеличения международной конкурентоспо­собности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность лю­бой цивилизации могут быть измерены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приоб­ретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культур­ным и научным традициям;


Подтверждая нашу поддержку общим принципам, установленным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе (и, в любом случае, - в пределах первой декады третьего тысячелетия) следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные, для создания европейской зоны высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:


  • Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через Внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европей­ских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

  • Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения пер­вого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая по­сле первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

  • Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета за­четных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

  • Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

Для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;


- для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение ис­следований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

  • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки со­поставимых критериев и методологий.

  • Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно от­носительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мо­бильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения на­учных исследований.

Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей - в рамках наших институциональных пол­номочий и принятия полного уважения к диверсифицированным культурам, языкам, нацио­нальным системам образования и университетской автономии - с тем, чтобы объединить евро­пейскую зону высшего образования. Наконец, мы будем использовать путь межправительст­венного сотрудничества вместе с неправительственными европейскими организациями, компе­тентными в высшем образовании. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, а также будут активно способствовать успеху нашей попытки.


Убежденные в том, что создание европейской зоны высшего образования требует посто­янной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потреб­ностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и новые шаги, которые необходимо будет принять».

Желая обрести вечную молодость и бессмертие, человечество далеко зашло – мы научились убирать дефекты организма на генном уровне, создавать новые органы и конечности и даже клонировать организмы. Можем ли мы зайти еще дальше в погоне за бесконечным апгрейдом? Есть только один способ проверить – дожить до этого времени. 19 сентября на BiohackingConferenceMoscowодиниз способов раскроет Валерия Прай...

Саммит HR-Директоров создает панорамную картину процессов, происходящих в сфере управления человеческим капиталом, предоставляет прекрасные возможности для встречи и общения с HR-коллегами. Уже 20 лет представительная аудитория вице-президентов и директоров по управлению персоналом, руководителей HR-направлений и корпоративных университетов, а также экспертов в области HR и организационного разви...

19 сентября международная компания Smile-Expo проведет Biohacking Conference Moscow – здесь вы узнаете, как улучшить свое здоровье и продлить жизнь с помощью новых технологий. Ивент соберет известных биохакеров, медиков, ученых, спортсменов, а также изобретателей, которые своими разработками помогают людям держать свой организм в тонусе в любое время. Спикеры и их разработки: что покажут на конфе...

Дата: 19-20 сентября 2019г. Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт:www.pcg-event.com Система HR-аналитики в России становится зрелой и осознанной. Многие компании уже выявили для себя...

Дата проведения: 7 октября Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Главные вопросы по подбору персонала. Четыре мастер-класса. Один день. Программа модулей п...

Дата проведения: 8-9 октября 2019 Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com ТОП-3 ПРОБЛЕМ ПОДБОРА: ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ Кажется, испробовано все. Или нет? Если «вс...

Дата: 30-31 октября 2019 Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Компания «Люди и коммуникации» представляет единственный форум на рынке российских HR-конференций, полностью сфокусированное на адаптации персонала. Мы учли запрос делегатов предыдущего мероприятия и предлагаем коллегам две параллели: для производственных и непроизводственных компаний. Вы обсудите с...

14-15 сентября в городе Москва впервые пройдет Всероссийский форум профессий #СделайШагвБудущее, который посетят 3000-5000 старшеклассников, абитуриентов и их родителей. Цели форума: помощь молодым специалистам в познании новых профессиональных областей; расширение знаний о возможных карьерных траекториях; предоставление необходимой информации для выбора будущей профессии. На форуме Вас ждет: вы...

Уже этой осенью состоится первый Всероссийский практический HR-форум «Организационный дизайн 2019. Оргпроектирование как драйвер развития компании». Он будет проходить 11 сентября в Москве, в отеле H ...

Ежегодный Форум&Выставка журнала «Штат». Лучший профессиональный нетворкинг по теме оценки персонала. В течение двух дней – ключевые тренды и лучшие практики. Искусственный интеллект в HR: новые инст...

Срочно! Дистанционное обучение больше не может быть таким, какое оно сегодня! Ежедневный опыт сотен компаний показывает – люди развиваются, им нужны новые программы! И мы знаем, где их взять! Приходи...

"ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 2019. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ" - крупнейшее в России и СНГ мероприятие по инструментам оценки персонала и практикам в сфере оценки и развития, с участием международных экспертов - Форум&Выс...

Мы рады сообщить вам, что уже этой осенью в 8-й раз состоится всероссийский Саммит по мотивации персонала «C&B Russia Summit 2019. От глобальных трендов к маленьким победам». Он будет проходить 12 – 13 сентября в Москве, в отеле Hilton Garden Inn Красносельская. Сколько компаний вы знаете, которые перестали развиваться, чьи рыночные позиции падают, а сотрудники совсем не замотивированы? С каждым...

8 июля началось зрительское голосование Премии Trainings 2019, в результате которого мы узнаем имена финалистов. Премия Trainings - первая в России и СНГ профессиональная награда для специалистов рынка HR. Награда вручается на протяжении 19 лет, и за это время её получали многие талантливые, известные и опытные бизнес-тренеры, эксперты в области HR, передовые компании, работающие на рынке HR и не...

Рассказывает Екатерина Муромцева, генеральный директора "СТС Групп". Ежегодно в Москве увеличивается число предпринимателей, выбирающих запуск бизнес по франшизе. Прирост составляет до 15%, в прошлом году показатели били рекорды. По словам Алексея Фурсина, главы московского департамента предпринимательства, в столице действует более 11,5 тысяч франчайзинговых объектов. Это на 19% больше в сравнен...