Проект "культура и традиции русского народа" проект на тему. Народные праздники моей малой родины Традиции моей малой родины

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

«Любовь к Отчизне начинаетсяс любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы сподрастающимпоколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,культуре,народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В работес дошкольникамибольшое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,прочла много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край - самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;

– расширение представлений о родном посёлке;

– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;

– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основнымиформамипатриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находитсядетский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», гдедля ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом», приобщиться к культурному наследию своего народа.

В«Бабушкинойизбушке» можно найти стариннуюпрялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и щей.

Этипредметы использую в непосредственно – образовательной деятельностипо ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного трудапедагогов, детей и родителей.

Считаю, наличиемини - музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу». В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов. Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это -фестивальпоэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж - столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотическиечувства не менее, чем героизм военного подвига, а родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками илучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослыхпоказываюобщественную значимостьтруда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическомвоспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А.Н.Корольковой, А.Н.Афанасьевым.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная среда, котораяпозволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Экскурсия по теме « Традиции и обычаи родного края»

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – село или уютный дворик с качелями. Прекрасно имя моей Малой Родины – село Каменный Брод. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Иловли. А самое главное - родной отчий дом, семья.

Наше село богато своей историей.

На территории Каменнобродского сельского поселения находится Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1864 г.. Монастырь знаменит древними меловыми пещерами, многовековыми дубами, являющимися уникальным памятником природы Волгоградской области.

То место, где ты родился, - это не только природа и история, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.

Сегодня, возрождая традиционную культуру, мы всё чаще обращаемся к своему древнему духовному наследию и самобытным праздникам нашего народа.

На Руси издавна праздновали Великую Троицу. Для православных верующих людей Троица означает единство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. А вообще все - и верующие, и неверующие - на Троицу празднуют расцвет природы, начало лета, рождение лесных и водных сил природы.

В Ольховском районе также стало уже традиционным празднование Троицы в живописном уголке близ Каменнобродского монастыря, где устраивается гуляние с угощением. По живописной поляне через праздничные ворота, украшенные березовыми ветками, разноцветными лентами и русскими платками, в ярких красочных костюмах с песнями, пожеланиями добра и удачи проходят участники праздника: творческие коллективы Ольховского района, гости из разных уголков нашей православной России. Участники праздника могут полакомиться блюдами русской и украинской кухни. Сельские поселения радушно встречают гостей. Всех присутствующих угощают традиционным троицким блюдом - яичницей и квасом.

А вот выставка «Город Мастеров», представляющая изделия местных народных умельцев. Проводятся мастер-классы по бисероплетению, вязанию, вышиванию и изготовлению изделий из глины.

Перед зрителями предстают и русские народные обряды: «завивание березки», «кумовление». Возле берёзки водят хороводы, плетут из веток косички и завязывают цветные ленты. Девушки целуются сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь. Потом всех закружит веселый массовый хоровод. Под березою показывают свою удаль в играх, песнях, танцах. Когда гуляние заканчивается, березку «развивают».

Для России наше село – частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.

Проблема

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  • Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  • Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  • Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
  • Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу.
  • Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
  • Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.
  • Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Повышение родительской компетенции.

Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года) 2013-2015гг.

Участники проекта: Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)
  • Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)
  • Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения)
  • Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр)
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)

Оснащение проекта:

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Области

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное

развитие

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О.Л.Князева, М.Д. Маханева; «Детство-Пресс», 2006г.

« С чего начинается Родина?»- под редакцией Л.А. Кондрыкиной; Москва, 2005г

Речевое развитие

«Развитие речи детей 6-7 лет», О.С.Ушакова, Москва, 2088г.

- «Ознакомление с художественной литературой». О.С. Ушакова.

Художественно-

эстетическое развитие

- «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова. – Москва, Сфера, 2007г.

- «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

-«Изобразительная деятельность в детском саду», Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

- «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Физкультурное развитие

Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.

«Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности»

Социально – коммуникативное развитие

Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»(ОС - «ШКОЛА 2100»)

- «Наследие. И быль, и сказка» - Е.Соловьева, Л. Царенко; Москва, Обруч, 2011г.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

Техническое обеспечение

  • - Аудиомагнитофон;
  • -DVD проигрователь;
  • -Телевизор;
  • -Цифровой фотоаппарат;

Специальные помещения детского сада

Методический кабинет;

Кабинет учителя –логопеда;

Спортивный зал;

Музыкальный зал;

Печатные средства

Методические пособия

Дидактические пособия

Современные энциклопедии и справочники

Тематические альбомы

Презентации

Карты, схемы

I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки выполнения

Анализ работы по данной проблеме

Изучение методических разработок

Изучение литературы по данной проблеме.

Проведение психолого-педагогической диагностики

Диагностические задания;

Анкетирование родителей;

Тестовые работы;

Наблюдения;

Опросник детей;

Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.

Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа.

Сентябрь

Октябрь

20013г

Сентябрь Октябрь

2013г

Октябрь

20013г

II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Образовательная область

Форма работы

Цель деятельности

Сроки выполнения

Результат

Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ

Задачи:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

Развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья».

Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет».

Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту.

Конструирование «Комната, в которой я живу».

НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье».

Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие помощники».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье».

Разыгрывание этюдов

Решение проблемных ситуаций

Составление рассказов о семье

Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья».

Обсуждение поговорок и пословиц о семье.

Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова».

Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

2. Слушанье и пение песен о членах семьи.

Пальчиковые игры: «Дом», «Семья»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки»

Развивать познавательную активность детей

Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье.

Создание эмоционального комфорта.

Развивать творчество детей

Развивать двигательную активность детей

«Генеалогическое дерево»

Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ

Задачи:

Познакомить с историей возникновения поселка;

Показать значимые места поселка;

Знакомить с природными зоны поселка;

Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица»

Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу»

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок»

Экскурсия «Любимое место в поселке».

Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка»,

Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?».

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток»

Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок.

Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Составление рассказов о поселке

Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом»

Продуктивная деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый.

Слушанье песен

- Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок»

Пешие прогулки по поселку.

Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Развитие интереса к художественно-творческой деятельности.

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

«Макет поселка»

Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ

Задачи:

Расширять знания детей о родной стране;

Познакомить детей с многонациональным составом населения России;

Познакомить со столицей России;

Познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар);

Формировать у детей целостное представление о природных зонах России;

Воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России»

Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре)

Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России;

Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России»

Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России»,

НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский»

Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте.

Дидактичесие игры «Достопримечательности Москвы», «Что предмет расскажет о себе»

Ручной труд изготовление атрибутов для игры

НОД Рассматривание картины «Богатыри»

Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику»

Чтение стихотворений известных писателей о Родине.

НОД Лепка « Русская матрешка»

Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни»

Рисование символики России.

Слушанье песен известных исполнителей о Родине

Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр»

Подвижные игры

Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.

Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Альбомы (с символикой, презентации)

Тема: РУССКИЙ БЫТ

Задачи:

- формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

Воспитывать патриотические чувства

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница»

- Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники»

НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое»

Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски)

Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси»

Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе

- «Вечер загадок» (загадки о предметах быта)

Чтение пословиц, поговорок, сказок.

Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д.

Слушанье русских народных мелодий

Конструирование и украшение русской избы

Лепка русского быта

Развлечение «Масленица»

Игра «Взятие снежной крепости»

Русские народные игры

Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках

Пополнять литературный багаж детей

Приобщение детей к народному искусству

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Задачи:

Показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

Организовать выставку «Русский народный костюм»;

Воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Познавательные беседы «История русского костюма»

НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме»

Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок

Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри»

Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков)

Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица»

Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок)

Составление и разгадывание загадок

Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др.

Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей»

Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества

Развитие пред-посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Овладение подвижными играми с правилами

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Тематические альбомы; куклы в национальных костюмах

Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Задачи:

Познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,

изготовление игрушек;

Создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные».

Воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки»

Познавательные беседы « История тряпичной куклы»

Рассматривание познавательного материала, презентаций

Исследовательская деятельность с глиной

Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов

Сюжетно-ролевая игра «Музей»

Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма

Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов)

Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников.

Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель»

Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка»

Аппликация из ткани «Жостовский поднос»

Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения

Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках

Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок)

Развитие речевого творчества, литературной речи.

Развитие детского художественного творчества

Развитие двигательной активности

Выставка «Какие разные куклы»

Мини - музей « Город мастеров»; коллекции

Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ .

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках

- Рассматривание иллюстративного познавательного материала

- Наблюдения в природе

- Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц)

- Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры

- Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек

- Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам

- Придумывание рассказов по пословицам

- Разучивание, инсценирование попевок, закличек

- Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток.

Развивать познавательную активность

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Тематические альбомы малых фольклорных форм

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ .

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр»

- Просмотр видеофильмов «Игры наших предков»

- Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр

- Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка

- Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья»

- Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок

-Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др.

- Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов)

- Игры на музыкальных инструментах

- Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры»

- Игры –хороводы

- Досуг «Русские игрища»

Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм

Привлекать детей к созданию развивающей среды

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях

Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельнос-ти

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Картотека народных подвижных игр; оборудование участка в народном стиле

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ .

Задачи:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам

- Беседы, просмотр материала познавательного характера

- Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички»

- Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека»

- Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр

- Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов

- Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др.

- Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин)

- Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек

- Самостоятельное составление сказок.

- Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои»

- Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам)

-Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах

Разные виды игры

Развивать познавательную активность детей.

Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта.

Развивать связную речь, интонационную выразительность

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Развитие двигательной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Выставка «Комната сказок»; показ театра

Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки

- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

- Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.

- Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».

- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

- Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др.

- Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку;

к известным памятным местам; в сельский клуб.

- Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки),

«Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы).

- Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество»,

«Пасха» и др.

- Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

- Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке.

-Участие в совместной проектной деятельности

- Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др

Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа.

Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями.

Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности

1 раз в месяц

1 раз в

квартал

1 раз в квартал

Согласно

по плану

Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.

Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Используемая литература

1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.

2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.

Вологодская область расположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Она простирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховий северной Двины. Площадь Вологодской области составляет - 145,7 тыс.кв.км. Вологодская земля - край древне - русского заселения. Включает в себя 26 районов.

Один из районов Вологодской области - Харовский район.

Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания о населении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появились в 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнего Харовского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занимались земледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.

И в настоящее время люди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают и обрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народных художественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.

Берестоплетением занимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность и доступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.

Повсеместно было развито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уезда являлись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самых быстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается, гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтому является прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйстве вещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе у крестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивы проводилась с поздней осени до апреля месяца.

Полеводством и животноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети и старики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянные изделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.

Другое дело - лен. На Русском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, в силу климатических условий успешно выращивали лен. Лен - это на протяжении многих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редко касаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.

Дело поставлено так, что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особым почтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми - десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуют девичью душу льняные полосы:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крутись ты, мой миленький.

В этой хороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он, этот путь!

Кружевоплетение - это долгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеру плетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучение проходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки, тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме того талант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во время плетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.

Многие народные промыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с целью сохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Дом народных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года - Центр традиционной народной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:

Мастерская живописи (зав. мастерской - Малков Александр Африканович);

Мастерская росписи по дереву (зав. мастерской - Петрова Галина Анатольевна);

Мастерская плетения из природных материалов (зав. мастерской - Гусева Наталия Сергеевна);

Мастерская женских ремесел (зав. мастерской - Шумилова Ольга Борисовна).

Учащиеся Центра не только перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучают песенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическом материале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школ города, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходом ряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчивается Прощеным воскресеньем, Троицкий Семик - с завиванием березок, хороводами над рекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей к народной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры, принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку, пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна были населены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественную культуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природные материалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» в художественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили ему радость, уют, вызывали эстетические чувства.

Накопленный опыт художественного творчества, художественного созидания передавался из поколения в поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенные навыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов, вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметы крестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследования современного Харовского района, дают очень цельное представление об уровне художественного развития края в XIX - начале XX века, когда существовали и были жизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.

Таким образом, традиции моей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.

МУ «Отдел образования Новошешминского муниципального района РТ»

Классный час на тему:

Моя малая Родина: обычаи и традиции

Подготовила:

Методист отдела образования

ИК Новошешминского муниципального района РТ

Халиуллина Наиля Саитовна

Классный час: Моя малая Родина: Обычаи и традиции

Цели :

1) Расширить знания детей об обычаях и традициях татарского народа.

2) Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью.

Оборудование:

    фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

    выставка «Семейные реликвии»;

    фонограмм а песн и «Семейный альбом».

Ход мероприятия

1. Вступительное слово :

Добрый день, дорогие ученики, дорогие гости! - Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важных вещах. У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Назовите свою малую Родину. Да , нашей малой Родиной является Татарстан. А что, по-вашему, значит любить Родину? Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции и праздники. Обычаи и праздники зародились давным – давно, они являются выражением эмоциональной жизни народов Татарстана. Татары очень уважительны к истории своего народа. Обычаи и праздники татар чтут и соблюдают по сей день. В народе есть такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».

Самые любимые татарские праздники знаете и вы.

Дорогие ученики! Уважаемые гости! Вспомните, в каких из них вам приходилось участвовать? (Сабантуй, На у руз). Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить… Потому что праздники - это праздники сердца, души народа. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года. А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются б ә йр ә м. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество - вот какой смысл у татарского праздника!

1 – ый ученик: Ураза гаете - Праздник по случаю завершения поста . Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан.

Придерживаются поста и взрослые и дети. С восхода до заката постующие не должны принимать пищу и воду. Во время поста нельзя употреблять спиртные напитки. После завершения поста празднуют Ураза гаете. Праздник начинается с проведения коллективной утренней молитвы - Гает намазы, в которой принимает участие все мужское население, в том числе и мальчики. Пока мужчины ходят на молитву, женщины дома готовят праздничный ужин, во время которого первыми за стол садились мужчины, а потом женщины, таким образом показывая свое уважение к представителям сильной половины.

2 –ый ученик: Курбан-байрам – обряд отдаривания перед умершими предками.

Через два месяца и десять дней после Ураза байрам проводится Курбан – байрам. Перед праздником, заранее, начинают откармливать жертвенного барана. В этот праздник на столе обязательно должно быть мясное. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Обряд проводится дома. Приглашают муллу, которого выбирают жители деревни. Он читает молитву, называя имя усопшего.

Кроме религиозных праздников, существовали и существуют любимые народные праздники и тради ци и

3-ий ученик: Очень ин тересен и дорог традиционный семейно-бытовой обряд - "исем кушу" . С рождением ребенка в каждом доме связаны самые радостные и светлые воспоминания. Этот семейный праздник выражает чувство радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи. Имя ребёнку давали через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, т. к. он мог заболеть.

Обряд наречения имени "исем кушу" проводется с приглашением муллы и почетных старцев - родственников и соседей. Младенца на подушке приносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорождённого. Эта традиция является обязательной и в наши дни.

Если говорить про татарские праздники, то стоит упомянуть такой праздник, как С ө мбел ә .

4-ый ученик : Сөмбелә - Это татарский народный праздник труда. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник С ө мбел ә люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Программа праздника достаточно простая – гуляния, песни, танцы, конкурсы, игры, угощения татарскими национальными блюдами. Планируется также выставка-ярмарка необычного урожая – дивной формы или очень больших размеров. Татары верят, что благодаря этому празднику воспитывается любовь к труду, к родине, к земле, к традициям и обрядам. С ө мбел ә - это показатель того, как народ трудиться на родной земле, любит ее и уважает. Он служит наглядным примером детям .

Одной из традиций татарского народа является "Каз ө м ә се" («Ощипывание гусей»).

5-ый ученик: Раньше татарская семья каждый год выращивала большое количество гусей - по 30-60 штук. Глубокой осенью необходимо было их обработать: ощипать, опалить, выпотрошить. Для того, чтобы выполнить такую тяжелую работу, хозяйка приглашала молодых девушек. Работу делали дружно, весело, с песнями и шутками. Хозяйка в это время готовила к столу гуся. Он подавался обычно с отварной картошкой и домашней лапшой. Готовились и другие блюда: б ә леш, п ә р ә м ә ч, ч ә к-ч ә к. Вечером в доме проходили посиделки - молодые парни приходили в дом, чтобы повеселиться, себя показать и девушек посмотреть. Парни приглашали девушек на танец. Вместе пели, играли в разные игры.

А сейчас мы хотим вам показат ь часть праздника Аулак өй” .

Аулак өй”- это молодёжные посиделки. Собираются девушки, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки.

У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Нардуган - это, те же Святки. В переводе Нардуган - это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза .

6 –ой ученик: Науруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта. Слово «науруз» имеет персидские корни и означает «новый день». Праздник является точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. В Татарстане Науруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами . В старину дети ходили по домам, рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им угощения . В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.

7 –ой ученик: В давние-давние времена, говорят, люди не знали, почему приходит весна. Они думали, что весну приносят на крыльях грачи. Поэтому в знак благодарности грачам они устраивали праздник "Карга боткасы" . Деревенские дети пели частушки, приглашая взрослых на праздник. Взрослые на берегу реки начинали варить кашу для всей деревни, пели песни, играли в разные игры, танцевали и шутили. В самом конце праздника все вместе ели кашу, не забывая оставить её и птицам. Когда люди уходили, грачи прилетали и клевали остатки каши.

8-ой ученик: Янг ыр теләү йоласы ( Обряд вызывания дождя) Этот обряд проводится в засушливые годы, спустя некоторое время после весеннего сева. Этот обряд обычно провод ят женщины. Собираясь в назначенный день в условленном месте, непременно вблизи источника воды, они, обращаясь к Аллаху, пели соответствующие суры Корана, к ни м прибавляли и свои пожелания - просьбы о дожде, о хорошем урожае. Ритуальным актом было обливание друг друга водой. Также варят кашу и угащают им детей.

- А теперь догадайтесь, о каком празднике идет речь. Это самый веселый и массовый праздник татарского народа... Да, да, это - сабантуй. ев уш ки и парн и, одетые в татарские национальные костюмы входят в кабинет созывая людей к празднику Сабантуй.

Сабантуй - это один из любимых праздников татарского народа. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Организуются праздничные игрища с состязаниями песнями и плясками. На этом празднике чествуют землепашцев, лучших тружеников, вручая им подарки. В своём мастерстве состязаются певцы, танцоры, чтецы .

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.

Традиционные соревнования сабантуя:
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках.
- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.
- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
- Скачки.

Сабантуй внесён в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества.

И сегодня татарские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность татарского народа. Они укрепляют родственные и дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого праздника одной семьёй. А это - счастье, когда люди считают себя одной семьёй. Вы согласны?

«Загляните в семейный альбом» (звучит песня «Семейный альбом»).

К нашему мероприятию мы подготовили семейные ал ь бомы , где представлены ваши семейные фотографии. Как вы думаете, с какой она связана традицией?

Да, нужно собирать и хранить семейные фотографии, потому что они надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в жизни.

«Загадки бабушкиного сундука»/.

- Что дом делает домом, не похожим на другие дома? (Вещи)

Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, и которые позже становятся семейными реликвиями.

Мы сегодня много говорили о разных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны? Да, очень важно следовать традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

В конкурсе «Семейный очаг» со своей проектной работой «Самая дружная семья» наша ученица Хусаинова Рамиза заняла 3 место. Мы эту работу хотим показать и вам. В этой проектной работе вы увидите какие же национальные традиции помнят и чтят наши семьи. А особенно многодетная и дружная сем ь я Хусаиновых.

А тепер ь Уважаемые гости мы с вами посетим краеведческий музей села Тубылгы Тау, г де вы познакомитесь с экспонатами, связанными с нашей татарской национальной культурой.

Завершая мароприятие, ёщё раз хочется сказать, что народ выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа и мы должны помнить об этом.