Проект на тему искусство вокруг нас.

Искусство вокруг нас

Искусство - часть духовной куль-туры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновид-ности человеческой деятельности, объ-единяемые художественно-образными формами воспроизведения действи-тельности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она со-вершается умело, мастерски, искусно.

    Произведения каких видов искусства вы видите на этих страницах?

    Какие еще виды искусства вы знаете?

    Подберите репродукции для выставки, на которой будут представлены шедевры изобрази-тельного искусства.

    Какие виды искусства вам ближе? Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от по-любившихся вам художественных произведений.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представле-ния, верования людей - все это пе-редается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство - это своеобразный учебник жизни.

«Искусство есть извечный радост-ный и благой символ стремления че-ловека к добру, к радости и совершенс-тву», - писал известный немецкий пи-сатель Т. Манн.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.

Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура - это застыв-шая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии. А когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко использу-ют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность - общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произ-ведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и при-дает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произве-дение мертв

Художественный образ - стиль – язык

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет-ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были-ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре-мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль-птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощает-ся наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, компози-тор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в кон-такте со зрителем, слушателем, чита-телем, которые соучаствуют в твор-ческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, вой-ти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких ка-тегорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ- это обобщенное представление о дейс-твительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окру-жающему миру. Раскрывая свой внут-ренний мир, художник всегда настро-ен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувс-твует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание ху-дожественного образа эпохи.

Стиль (от греч. stylos- буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, при-емов, способов, особенностей твор-чества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конк-ретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архи-тектуре, говорят, что «стиль - это эпо-ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это че-ловек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой го-лос художника, многовековую муд-рость народа. Выразительность, эмо-циональность, образность языка жи-вописи и графики, музыки и скуль-птуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - зву-ком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - сло-вом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, вы-деляют самое существенное. Это поз-воляет им передавать зрителям, слуша-телям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художествен-ного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

    Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио-нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

    К каком стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

    Какие из этих произведений созданы современными авторами?

    В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен-ности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

    Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?

Наука и искусство

Наука и искусство - это две области деятельности, кото-рые сопровождают развитие человечества на всем протяже-нии его существования.

Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в рав-ной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и ху-дожник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объеди-няют мысль и творчество как историческая память челове-ка. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе - отноше-ние человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из де-вяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, РадуетТалия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в рукеЭрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранитКаллиопа, Звезды небес изучаетУрания, неба вращенье, Жестами все выражая,Полигимния славит героев.

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

И в Древнем мире, и в Средние века искусст-во было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвящен-ным». Художников и поэтов Китая потомки назы-вали «мудрецами древности».

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других ви-дов человеческой деятельности.

    О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?

    О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?

    Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

    Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам му-зыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой - на искусстве? Приведите конкретные примеры.

Знание научное и знание художественное

Многогранная личностьЛеонардо да Винчи (1452-1519) - основопо-ложника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечест-во. Этот итальянский художник (жи-вописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене-ром, изобретателем и анатомом.

Его гениальные догадки как учено-го, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воз-душной перспективы, высказал науч-ные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рас-сматривал как универсальный язык, способный воплотить все многооб-разные проявления разумного начала в природе.

На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и ху-дожественное творчество.

Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симмет-рию, Божественную пропорцию чело-веческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил ка-нонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составле-на шкала пропорций, которая повлия-ла на образные решения современной архитектуры.

Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровожда-ет свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачи-вается тот, кто устремлен к звезде».

Басня. Случилось так, что комочек сне-га очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:

Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти мес-то, соответствующее моей значимости.

И вот ринулся он вниз и стал спускать-ся, катясь с высоких откосов поверх друго-го снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

Сказано для тех, кто смиренен: те и воз-несены будут.

Портреты кисти Леонардо да Винчи - это образы свободных ду-хом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый зна-менитый портрет - «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошелом-ляющее впечатление на современни-ков художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять вся-кому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать при-роде...»

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женст венности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, таю-щий в холодной дымке.

Взгляд Моны Лизы исполнен муд-рости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее сми-риться с заточением в телесной обо-лочке.

Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта - загадка мира и внутренней жизни человека, неизме-римое богатство его души.

    Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и му-зыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?

    Прочитайте интерпретацию музыки Моцарта в исследовании Г. Чичерина. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все-мирного тяготения существуют как данность. В науке каж-дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред-ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровер-жения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника чело-вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте-ров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художест-венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму-щают схематичность или нарушение пропорций в изображе-ниях прошлого.

Все искусства рассказывают нам о человеке своего време-ни. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

    «Вы. находитесь от нее на таком расстоянии, что не знаете, что она изображает, и все-таки вы пленены ее магическим аккордом; это и есть музыка картины». Подтверждают ли эти слова, сказанные о средневековой живописи, идею, что новое в искусстве не отменяет старого?

    Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.

    Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мас-теров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?

    Вспомните русские народные песни и инструментальные наигрыши, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций. Какие образцы народного творчества значимы для совре-менных слушателей и исполнителей?

Искусство открывает новые грани мира

Пейзаж(франц. paysage- вид, изоб-ражение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению при-роды. В европейском искусстве в ка-честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Искусство рассказывает о красоте Земли

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (8 класс, урок 1)

I . Организационно-мотивационный этап

Начало урока. Целеполагание

С каким новым для вас учебным предметом мы начинаем знакомство? (Искусство)

Как вы считаете, какой вопрос будет проходить красной нитью через весь урок? (Что такое искусство?)

Цель урока: узнать, что такое искусство (запись на доске)

Придумайте красивое название нашему первому уроку по Искусству.

Раздел: «Искусство в жизни современного человека» (запись в тетради)

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (запись в тетради)

Какие вопросы об искусстве мы можем задать себе на уроке?

План урока (запись на доске):

1) Выделить особенности искусства.

2) Узнать о видах искусства.

3) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».

Актуализация знаний

«Исследовательский фартук»

Задание. В тетради схематично изобразить фартук. В верхней части фартука записать слово «искусство», в нижней (в карманах) – слова и выражения, которые относятся к понятию «искусство».

Учащиеся – в роли «хозяюшки». В течение нескольких минут они «складывают в карманы» слова и выражения, связанные с искусством. Учитель проверяет, кто больше всех набрал нужных слов и выражений, затем оценивает, кто «самая лучшая хозяйка» («самый лучший хозяин»).

Творчество, наука , художественные образы, термины, определения , обращение к Прекрасному,

учёный , художник, эмоции, теоремы , чувства (6 слов и выражений).

II . Организация деятельности учащихся

Изучение нового материала . Обсуждение и решение проблем

«Формулирование понятия»

Задание. Сформулируйте и запишите в тетради определение понятия «искусство» (Что такое искусство?)

Искусство 1 - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство 2 – умение, мастерство, знание дела.

А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы, …)

Как называют людей искусства? (художник)

Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.

«Викторина по видам искусства»

(Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).

Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?

1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.

2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка

3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись), «Портрет И.-С. Баха» (графика), В. Мухина «Рабочий и колхозница» (скульптура) – изобразительное искусство.

4) «Средневековые замки» - архитектура.

5) «Предметы быта» («Домашняя утварь») – декоративно-прикладное искусство.

Виды искусства (запись в тетради) :

1) литература (искусство слова);

2) музыка (искусство звука);

3) изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура (искусство изображения);

4) архитектура (искусство строить и украшать здания);

5) декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду);

6) танец (искусство движения);

7) театральное искусство;

8) киноискусство;

9) цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства).

«Работа со схемой» («Виды искусства») - Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

«Искусство», 8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8

Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)

Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)

Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)

Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?

Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?

Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название (пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).

Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.

Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.

III . Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

«Текст с ошибками»

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».

Чтобы доказать самим себе, что понимание искусства требует большой работы ума, я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена. В те самые времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, вырезал на стене контуры животных. В те самые времена, когда искусство только зарождалось. С тех самых времён существует историческое свидетельство того, как древние скифы прислали царю персов письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Что они имели в виду, начертав в письме эти рисунки? (Письмо это означало: «если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами»).

«Разучивание песни» «Что такое осень?» (сл. и муз. Ю. Шевчука)

(- К какому виду искусства относится песня?)

Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)

Рефлексия

«Шесть шляп»

Учащимся предлагается выбрать один из цветов. Выбранный цвет должен дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности ученика на уроке.

Белый цвет символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтый – позитивные суждения.

Черный – отражает проблемы и трудности.

Красный – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленый – творческие суждения, предложения.

Синий – обобщение сказанного, философский взгляд.

«Домашнее задание»

Выписать из словаря определение понятия «искусство».

Тема: Искусство вокруг нас. Необходимость изучения искусства.

Разбор схемы: Основные виды искусства.

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.

В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.

К концу урока дети должны:

Знать : виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Искусство вокруг нас. Необходимость изучения искусства. Разбор схемы: Основные виды искусства.

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.

В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.

К концу урока дети должны :

Знать : виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • указка

Для учеников:

  • ручка или карандаш
  • тетрадь
  • раздаточный материал

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

Постановка цели.

Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации. Первичное освоение новых знаний: инд.работа: игра-неразбериха.

Физ.минутка.

Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации.

Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

3. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

Вводное слово учителя

Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”? Слайд 1

Ответы детей:

Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство . Слайд 2

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданные сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Слайд 3

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.

Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины.

Живопись - когда украшали скалы росписями.

Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем.

Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать искусство и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим.

В зависимости от материальных средств , с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств :

1) пространственные , или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

Слайд 4 (Комплекс Ангкор. Та Пром. Территория современной Камбоджии ; Михаил Врубель. Голова Ливийского льва. 1892 г. Горельеф (маска). Государственная Третьяковская галерея. Москва; Тициан. Денарий кесаря. 1516 г.).

2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

Слайд 5 (фотография дощечки №16 Велесовой книги).

3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Слайд 6.

Основными видами искусства являются: пластические искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн), литература, кино, театр, музыка.

Слайд 7 (Михаил Врубель . Микула Селянинович и Вольга. 1899 г. Камин, майолика. Третьяковская галерея; Рафаэль Санти. Дама с единорогом. 1505)

Живопись – (слайд 8, Анри Руссо. Заклинательница змей)по назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (слайд 9 ) (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (слайд 10 . Иван Крамской . Русалки. Христос в пустыне.) (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); миниатюру (слайд11. Братья Лимбург. «Великолепный часослов…» ) (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.); иконопись (слайд 12. Андрей Рублев. «Троица» , 1411 год или 1425-27. , . 142×114 см. , . Симон Ушаков "Икона архангела Михаила" ) .


Основное выразительное средств о живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства.

Живопись представлена разнообразными жанрами:

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Графика (слайд 13 . Гравюра Хокусая ; Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799. Офорт .) (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок , как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию (на бумаге), линогравюру , гравюру на картоне и др.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Скульптура (слайд14. Микеланджело Буонарроти. Пьета. ) (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю) - вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средств ами этого вида искусства.

Скульптура делится на два вида: круглая , свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф, горельеф, контррельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная (слайд15 ) - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая (слайд 16 )- рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная (слайд17 ) - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики

Архитектура (слайд 18 )(лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Основные средств а создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (слайд 19 ) (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (слайд 20 )(беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство (слайд 21 )- создание новых городов и реконструкция старых.

Декоративно-прикладное искусство (слайд 22 )- вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

1. Монументально-декоративное искусство (архитектурное и садово-парковое)

3. Оформительское искусство (стенды, реклама, плакаты)

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

Литература (слайд 23 )- вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Кино (слайд 24 )- искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Драма,

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

Театр (слайд 25 )- вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

Драма;

Трагедия;

Комедия;

Мюзикл и т.д.

Музыка (слайд 26 )(от греч. musike - букв. - искусство муз) - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Хореография (слайд27 ) (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.

- Первичное освоение новых знаний: индивидуальная работа: игра-неразбериха.

Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками - по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.

Физ.минутка.

Но помимо классических видов искусства существуют еще и современные. К такому виду можно отнести:

(Photo Story2)

Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.

Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают совей неигрушечной глубиной.

Компьютерная графика

Современный вид искусства - компьютерная графика. Это вид графики, в которой для смешения изображений используются компьютеры. Результат этой деятельности так же называют компьютерной графикой.

Основные области применения

Сначала компьютерная графика шла только в научные учреждения и двигалась лишь академическим интересом. Со временем такой вид графики прочно вошел и в нашу повседневную жизнь. Перечислим основные сферы применения технологий компьютерной графики:

Веб- дизайн

Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция. Появление веб- дизайна – это новый виток развития данного вида искусства, ведь продукты интернет- бизнеса – это выгодный способ реализации экономических интересов различных компаний, а, следовательно, - новый пласт коммерческой деятельности.

PinUp

Пинап – вид современного искусства. Это плакат, который прикалывается на стену. Чаще всего это изображение привлекательной девушки в определенном стиле, чаще полуобнаженной. В середине XX века пинап употребляется как обозначение, какого – либо стиля в американской графике.

Модель фотографии, которой становятся явлением поп – культуры, называется Pin-up girl. Часто эти девушки – актрисы, певицы или фотомодели. Их фотографии приклеивались к стенам казарм, общежитий и т.д.

Почтовое искусство

В связи с появлением различных значимых событий в XX веке и расширением тем, которым посвящались почтовые марки стали появляться марки с живописью. Становится, много коллекционеров со всего мира, их привлекает возможность знакомиться с картинами лучших музеев мира, не выходя из дома.

Создаются тематические и мотивные коллекции. Большой популярности пользуются эти коллекции у филателистов.

Боди-арт

Боди-арт одна из форм авангардного искусства. Главный объект в боди–арте – тело человека. Так же в качестве объекта в этом искусстве могут быть и фото, видео, а так же муляжи тела.

Прежде всего, тело в боди-арте – это вещь. Прямо перед зрителями разыгрываются композиции боди-арта, а так же демонстрируются в последующем в выставочных залах. Такое направление в искусстве возникло на стадии авангарда, а после получило широкое распространение в постмодернизме. Боди – арт в некоторых случаях близок к некоторым контркультурам: панк - культуре, сексуальной революции, хиппи-культуре, нудизму.

Татуировка , тату - виды модификации кожи, вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки). Возможно сформированный в рисунок или в символ. Человеческая татуировка - декоративная модификация тела, в то время как на животных обычно используются для идентификации. Татуировка, это разновидность боди-арта - вид авангардного искусства.

Sand Animation Art - Искусство Рисования Песком

Термин Sand Animation Art весьма сжато объясняет суть, но вряд ли передает все Чудо Вдохновения, которым обладает этот вид искусства. Вооруженный прожектором и горизонтальным экраном, художник вначале накидывает полотно песка на светящийся холст и затем начинает изобретать и выписывать замысловатые линии, превращающиеся трехмерные пейзажи и движущиеся фигуры.

Как только первое полотно закончено, оно развеивается или трансформируется художником во что-то совершенно другое.

Реклама
О том, что реклама является искусством, знают у нас, пожалуй, немногие - в основном, это те, кто её, собственно, делает. Для большинства же потребителей этой самой рекламы она, как правило, - нечто навязчивое, отвлекающее от интересной телепередачи или настырно бросающееся в глаза на улице. Вместе с тем, реклама очень часто достигает цели - в основном именно тогда, когда она глаза не режет. Что ж, в конце концов, на одного Репина приходится миллион маляров, а на одного Пушкина - миллион графоманов, но живопись и литература тем не менее искусством являются. Является им и реклама.

NanoArt (НаноАрт) - это новый вид искусства, связанный с созданием художником скульптур (композиций) микро- и нано- размеров (10^-6 и 10^-9 м, соответственно) под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием, полученный нано (nano) образ с помощью электронного микроскопа и обработкой черно-белых фотографий (раскраска в причудливые цвета) в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop). NanoArt - это 3D-искусство, которое передает атмосферу картины через цвет и объем.

Street Painting или Madonnari (на итальянском) - рисунки на асфальте, произведения городской живописи. Street Painting, одно из направлений стрит арта (street art ), отличается от граффити (классического): “уличная живопись” имеет дело с асфальтом (тротуаром), а граффити (graffiti ) - со стенами зданий, заборами и прочими вертикальными поверхностями.

Граффити уже давно заслужило себе имя современного уличного искусства. Граффити имеет множество поклонников по всему миру, что доказывает его эстетическую ценность. Появившись в Америке, граффити вскоре вдохновили собой на сотворение чего-то подобного весь молодёжный мир.
Философия граффити состоит в том, что те, кто рисует, и те, кто может распознать этот рисунок относятся к некой «касте посвящённых».

Аэрография

Аэрография – искусство нанесения изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Для этого служит специальное приспособление – аэрограф (в международной практике – airbrush, «воздушная кисть»).

Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками. (приложение 1)

Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.

3. Подведение итогов.

Как видите, в наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают практически с любыми материалами - от масляных красок до видеозаписей и даже тел животных. Однако эти произведения разрабатывают те же темы и идеи, которые всегда присутствовали в живописи. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно -- реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Две полученных за урок оценки выставляются в дневник.

Урок окончен. Спасибо за работу

Искусство вокруг нас. «Искусство 8-9» 8 класс Урок 1 Подготовила преподаватель ИЗО МОУ СОШ №100 г.Саратова Карнаухова В.С. Искусство - часть духовной куль-

  • Искусство - часть духовной куль-
  • туры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновид- ности человеческой деятельности, объ- единяемые художественно-образными формами воспроизведения действи- тельности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
  • В более широком значении слово
  • «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она со- вершается умело, мастерски, искусно.
Произведения каких видов искусства вы видите?
  • Произведения каких видов искусства вы видите?
  • Какие еще виды искусства вы знаете?
  • Подберите репродукции для выставки, на которой будут представлены шедевры изобрази-
  • тельного искусства.
  • Какие виды искусства вам ближе? Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от по-
  • любившихся вам художественных произведений.
М. Врубель. Микула Селянинович и Вольга Сцена из балета В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей - все это передается человеком в художественныхобразах. Искусство помогает человекув выборе идеалов и ценностей. И такбыло во все времена. Искусство - этосвоеобразный учебник жизни. М.Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. Санкт-Петерьург «Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Т. Манн. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни. Посмотрим,как одну и ту же тему раскрывают художник, музыкант, поэт, танцор. Сквозь летние сумерки парка
  • Сквозь летние сумерки парка
  • По краю искусственных вод Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывёт… Головка ее шелковиста, И мантия снега белей, И дивные два аметиста Мерцают в глазницах у ней. И светлое льется сиянье Над белым изгибом спины. И вся она как изваяние Приподнятой к небу волны
Николай Заболоцкий Михаил Врубель Сен-Санс Анна Павлова Покрова на Нерли
  • Покрова на Нерли
  • То ли храм, то ли сказка, То ль поклон да привет Из стариной Руси, То ли белая лебедь Заснула случайно, И назвали ее – Покрова на Нерли.
Задание:
  • Подберите репродукции для выставки, на которой будут представлены шедевры изобразительного искусства.
  • Какие виды искусства вам ближе? Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от полюбившихся вам художественных произведений.

Технологическая карта урока.

Предмет. "Искусство". 8 класс.

УМК. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.

Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой.

Тема урока. Искусство вокруг нас.

Планируемые результаты:

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Развитие устойчивой потребности в общении с искусством;

Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности;

Общее представление о природе искусств, специфике выразительных средств;

Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти зрительной и слуховой;

Осознанное применение специальной терминологии;

Иметь личностно- оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия;

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания;

Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Направленные на достижение личностных результатов:

Формирование основ уважительного отношения к мировой культуре;

Формирование целостного взгляда на мир;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Этапы урока, время.

Планируемый результат.

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

При входе в класс дети вытягивают бумажки с цифрами от 1 до 4

(4 мини-группы (не более 5-7 человек)).

На доске 2 схемы:

У всех 4 групп дополнительно лежит одинаковый набор карточек:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

КОНСТРУКТИВНЫЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ

МУЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

ТЕАТР

КИНО

ТАНЕЦ

ЖИВОПИСЬ

ГРАФИКА

СКУЛЬПТУРА

АРХИТЕКТУРА

ДИЗАЙН

ВОКАЛЬНАЯ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

ФОЛЬКЛОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

Организационный этап (самоопределение к деятельности).

Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание положительного эмоционального настроя.

Коммуникативные:

взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и

взрослыми.

Умение сконцентрировать внимание.

Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь.

С каким новым учебным предметом вы сегодня начинаете знакомство?

Тема урока: «Искусство вокруг нас»

Цель урока: узнать, что такое искусство.

Его виды.

(Делаю запись на доске).

- "Искусство".

Этап актуализации знаний.

Нацелить

учащихся на предстоящий урок через вступительную беседу.

Актуализировать субъектный опыт учащихся с целью применения знаний в дальнейшей работе.

Скажите, а вы встречались со словом «искусство» раньше?

Какие ассоциации со словом «искусство» возникают у вас?

Запишите их на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся заполняют кластер "Искусство" на доске.

Этап усвоения новых знаний.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Выполняют коллективные действия.

Так, что же такое искусство? Попробуйте сформулировать определение понятия «искусство» .

"Искусство -1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира...

3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности."

Искусство - часть духовной культуры человечества. Мир искусств разнообразен. Какие виды искусства вы знаете?

В настоящее время их число увеличилась

(Вводится понятие «классификация»).

"Классификация (от лат. classis - разряд, класс и...фикация) - в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов) — и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках)".

Отвечают на вопросы учителя.

Дети отвечают...

Литература.

Изобразительное искусство.

Телевидение...

Обсуждение того, что есть много видов искусства, что они разделены на группы.

Основная часть. Работа с кейсом.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД: формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Существует много классификаций видов искусств. Мы познакомимся с одной из них.

Вы поделены на группы. Перед вами кейсы. Прочитайте задание на карточке.

На основании имеющихся знаний, материалов, картин, художественных произведений и так далее, необходимо:

1) определить название вашей группы искусств (из предложенных);

2) узнать о видах искусства;

3) выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека. Что чувствуют люди при встрече с этим искусством;

4) выделить особенности группы. Как этот вид искусства отражает окружающий мир;

5) заполнить свою часть схемы на доске;

6) подготовить выступление

(используя материалы кейса).

У кого возникли вопросы? ...

Приступаем к работе.

(Дети разделяют свои обязанности в решении проблемы. Одни отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие - за техническое оснащение проблемы. Учитель ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности).

Дети работают в группах. Идет обсуждение 3-х видов искусства. Почему виды искусства относятся к пространственным/пластическим, временным, пространственно - временным?

1 и 2 группа изучают пространственные/пластические.
3 группа- временные.
4 группа - пространственно-временные.

Заполняют схему на доске (используя карточки).

Выступления учащихся.

Проверить знания; привлекать всех учащихся к активному участию; развивать речь через включение в процесс обсуждения.

Работа прошла успешно если:

были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе;

решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию.

Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию.

Время истекло. Прошу первую группу представить итоги работы.

Теперь выступает 2 (3,4) команды.

(Обобщаем полученные мнения. Приветствуются дополнительные вопросы других команд).

Каждая группа рассказывает о своём виде, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ.
В выступлении учащиеся доказывают важность изученного вида искусства.

Контрольно-рефлексивный этап.

Коррекция УУД. Закрепить изученный на уроке материал.

Обеспечить проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действии.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Мы рассмотрели виды искусства. Каждый вид искусства говорит с нами, на своем языке. Давайте выясним, как вы это усвоили. Произведения каких видов искусства вы сейчас видите?

Молодцы!

Вы доказали, что искусство помогает человеку познавать мир.

(Выставляются оценки в журнал.

Оценивают сами дети по критериям, с которыми они уже знакомы (есть памятки)).

Дети называют виды искусств.

(Работа с видео и презентацией).

Этап информации о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися содержание дом. задания.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД: соотносить содержание с впечатлениями.

Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности.

В освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы будете заниматься два года.

Домашнее задание:

1) записать в тетрадь "Виды искусства"

(схема в учебнике).

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. «Искусство», 8 - 9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8.

2) + на выбор:

а) подобрать и приклеить в тетрадь репродукции, в которых представлены разные виды и жанры искусства;

б) подобрать дополнительный материал для кейсов;

в) подготовить сообщение, презентацию

«Мой любимый вид искусства»;

г) составить кроссворд на тему «Виды искусства» (10 слов);

д) сочинить синквейн "Искусство".

Подошел к концу наш урок! Спасибо за вашу работу. До новых встреч!

Осмысление домашнего задания.