Проект об особенностях игрушек разных народов. Игры и игрушки народов мира когда появились

Игрушки народов мира


Как только на земле первый мастер сотворил свою первую куклу, наша жизнь на протяжении многих тысячелетий неразрывно связана с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, куклы жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли самые сокровенные тайны. Кукла создана по образу и подобию человека. Еще в древнем Риме куклы использовались так же, как используются сейчас модные журналы - их посылали из столицы в провинцию, для того чтобы древние модницы были в курсе последних тенденций.


Сейчас мы с вами не сможем ответить на вопрос, когда, в каком веке была создана первая кукла. Известно лишь, что самой старой фигуре из кости мамонта с подвижными конечностями, найденной в Чехословакии, 30-35 тысяч лет. В Египте, Греции, Италии и других странах на раскопках древних поселений находили кукол с шарнирами в суставах и настоящими волосами. По мнению исследователей, самые первые куклы имели самое непосредственное отношение к культу смерти. Кукла олицетворяла собой умершее тело, которое хоронили, уже после похорон реального покойника, считалось, что это не даст ему возможности вернуться из загробного мира и причинить вред живущим. Уже позднее во многих племенах появился обычай после смерти родственника изготавливать деревянную куклу, которая впоследствии становилась пристанищем души умершего, кукле преподносили дары, оберегали и поклонялись, ухаживая как за живым человеком. В некоторых африканских племенах эта традиция сохранилась и по сей день. Именно в Африке, дожили до наших дней отголоски древнеегипетского заупокойного культа. Африканцы свято верят, что куклы изготовленные особым образом, помогают душе в загробном мире.


Богородская игрушка Существует несколько легенд о появлении богородской игрушки. В одной говорится, что в деревеньке, расположенной недалеко от Сергиева Посада, крестьянка сделала для своих детей куклу из щепки. Когда кукла наскучила детям, отец отвез ее на ярмарку, где она приглянулась купцу. Купец попросил крестьянина сделать побольше таких игрушек. Так жители деревни Богородское занялись изготовлением деревянных игрушек. По другой легенде первым делать деревянные игрушки стал Сергей Радонежский, чтобы дарить их детям.Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.


Кроме ярко расписанных статичных фигурок людей и животных богородцы научились делать динамичные фигурки. Это были и гарцующие гусары, щеголеватые офицеры, курочки, клюющие зернышки. Любили богородцы делать различных всадников – казаков, полководцев, охотников. Интересны фигурки простых солдат, бьющих в тарелки или весело стучащих на барабанах. Простые люди обычно изображались за работой – пряха пряла пряжу, сапожник тачал обувку, старик плел лапти.


Любимым животным богородцев был медведь, принимающий деятельное участие в различных работах – он мог играть на музыка льных инструментах, гнуть дуги, ковать металл. Игрушка «Кузнецы», на которой медведь и мужик стучат молоточками, стала символом богородской игрушки. Некоторые игрушки имели и практическое значение – ими можно было щелкать орехи. Обычно это была фигурка барина или солдата, именно подобный щелкунчик стал прообразом героя знаменитой сказки Гофмана.Нехитрые приспособления, заставляющие игрушки двигаться, приводили в восторг не только детей, но и их родителей. Кроме пружинок делались игрушки на подвижных планках, скрепляемых гвоздиками. Стоит потянуть планки за концы, и увидишь как фигурки оживают – рыбак ловит рыбу, зайчата грызут морковку. Именно так сделаны знаменитые «Кузнецы».


Ненецкие куклы Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. Своей матерью-прародитель ницей ненецкие народы считали птицу, поэтому брали для изготовления кукол клюв птицы. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей. Коми-пермяки делали кукол из травы и соломы, различных щепок. Интересны куклы, сделанные из лоскутков, без использования иголки и ниток. Такие игрушки тоже считались оберегом. В дело шли и полешки, которые оборачивали куском ткани или холста.


У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей. Осень ю делали кукол из мешочков, набитых зерном. Зимой дети играли такими куклами, а весной зерно шло на посев. Жила вера, что зерно, наполненное положительной детской энергетикой, даст хорошие всходы и большой урожай. Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.


Воздушные змеи Воздушные змеи – древнейшее изобретение. Китайские рукописи рассказывают о воздушных змеях, выполненных в различных формах, раскрашенных яркими красками еще до нового лето исчисления. Воздушные змеи были не только в Китае, но и многих других восточных странах (Японии, Корее и других). Независимо от этих стран воздушные змеи появились в Греции в IV веке до нового лето исчисления. А в 906 году князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда.


До сих пор в Китае сохранилась традиция запускать воздушных змеев 9 сентября – день змея. Наибольшей популярностью пользуется форма дракона, олицетворяющего сверхъестественные силы. Проводятся различные “змеиные” конкурсы.


История оловянного солдатика Трудно сейчас представить, как действительно выглядел стойкий оловянный солдатик, герой сказки Андерсена, и какова история его появления. Но, однозначно – эта история уходит в древние века. В гробницах китайских императоров и египетских фараонов находили фигурки воинов. На шахматной доске и столе военачальника можно было также увидеть фигурку воина. В средние века, обучая юношей воинскому делу, использовались фигуры рыцарей с точным воспроизведением вооружения. С XIV века такие фигурки начали коллекционировать. Этим увлекалось большинство европейских монархов.


В XVII веке стали выпускать фигурки двух типов, как игрушку и как наглядное пособие, использующееся при обучении принцев. Знаменитые королевские коллекции изготавливались чаще всего из серебра. Так, Мария Медичи подарила своему сыну, ставшему в скором времени Людовиком XIII, 300 серебряных солдатиков. Наполеон подарил сыну 120 фигурок корсиканских добровольцев, которые прославились в 1800 году в одной из битв. Для массового производства стали делать фигурки из олова. Одним из родоначальников оловянной военной миниатюры считается Эрнст Готфрид Хильперт, который в 70-х годах XVІІІ века наладил массовое производство оловянных фигурок. Фигурки имели реалистичные позы, детали были тщательно отработаны. Так и у простых людей появилось новое хобби. А французский мастер Люкот во второй половине XVIII века изготавливал объемных солдатиков из олова из нескольких деталей, благодаря чему можно было менять позы фигурок. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма «CBJ», существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков. Наполеоновские войны привели к расцвету выпуска оловянных солдатиков. Фигурки приобрели художественно-историческую точность. Копировались короли, знаменитые полководцы, подлинные мундиры различных армий.


Эрнст Хайнрихссен в 1839 году выступил с инициативой о придании фигуркам единых размеров – пеший солдат составлял 32 мм, а конный – 44 мм, без головного убора. Именно таким и был знаменитый Андерсеновский оловянный солдатик. В середине прошлого века был утвержден новый международный стандарт – делать фигурки в масштабе 1:32 или 50-60 мм. Такой размер позволяет более точно воспроизвести мелкие детали обмундирования, вооружения, сохранить портретные черты известных исторических личностей.


Фарфоровая кукла Первые фарфоровые куклы появились в 19 веке. Причем использовании обожженный неглазированный фарфор, так как он больше всего похож на кожу человека. Производили фарфоровые куклы в Германии, Дании и Франции. В 1880 году появилась фарфоровая кукла-ребенок Bebe Jumeau, которая свела с ума всех детишек. Она была очень похожа на прелестную девчушку с огромными глазами и пухленькими ножками. Эта первая кукла-ребенок , за которым можно было ухаживать. До этого все куклы изображали только взрослых. Издавались даже специальные журналы, где печатались выкройки платьев для Bebe, ботиночек, шляп и сумочек и прочих аксессуаров. А позже эти куклы даже заговорили (в них был встроен специальный звуковой механизм).


Немецкие фарфоровые куклы составили серьезную конкуренцию французским. Цена немецких кукол была намного ниже. К тому же немцы находили новые лица и характеры для своих подопечных. А в 1900-х годах немецкая компания Камер и Рейнхард стали выпускать так назывемых реалистичных кукол. Позже появились более дешевые и доступные тряпичные и пластмассовые куклы. Но им не удалось обойти по популярности и красоте, по реалистичности фарфоровых соперниц. Именно фарфоровые куклы будоражат воображение всех девочек: у них большие глаза, длинные пушистые ресницы, сказочные платья принцесс…


Нингё – японские куклы В Японии к куклам особое отношение. Если во всем мире они считаются детской забавой, то в Японии куклы никогда не были игрушками как таковыми, а имели особое религиозное и мистическое значение. Не случайно одно из названий Японии – «страна десяти тысяч кукол». Для жителей этого островного государства куклы всегда являлись талисманами приносящими удачу, красоту и здоровье. Поэтому кукла до сих пор считается одним из лучших подарков. Изготавливают японских кукол из различных материалов – дерева, бумаги, тканей, глины, даже из живых цветов. Каждый вид кукол предназначается для конкретного повода и имеет свое название. Мы расскажем о самым популярных и распространенных видах кукол.


Хина-нингё – куклы, которые изготавливаются к особому празднику Хинамацури, который переводится как «праздник девочек». Эти куклы изображают представителей императорской семьи. Их изготавливают из дорогих материалов, поэтому они представляют собой большую ценность и обычно передаются по наследству из поколения в поколение. Есть древний японский обычай – делать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, которые изображают жизнь императорского двора. Такая кукла считается одним из лучших подарков к рождению девочки. Ко Дню детей или дню мальчиков (по-японски, Танго но секу) тоже делают особых кукол – Муся-нингё или Гогацу-нингё. Эти куклы изображают самураев и различных исторических героев в доспехах. Госё-нингё – куклы-талисманы для дальней дороги. Они делаются обычно из дерева или глины и изображают детей. Хаката-нингё – авторские очень дорогие куклы, которые делаю из керамики-бисквит в единичном экземпляре. Кику-нингё – куклы почти ростом с человека, изготавливают их из свежих хризантем на каркасе из бамбука. Они служат для украшений осенних праздников и фестивалей. Ball-jointed dolls – современные японские куклы, которых изготавливают из похожего на фарфор пластика. Они полностью копируют живых людей, разве что не дышат. Нингё – эти уникальные творения мастеров из Японии могут очень многое рассказать своем народе, его особенностях, характере и истории и ответить на вопрос, почему же не только дети, но и взрослые жители Японии так любят играть в куклы.


Удивительные нецке – игрушки, амулеты и произведения искусства Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке. До конца периода Эдо (1615-1868) раковины, камни и кусочки дерева подходящего размера и формы с натуральными отверстиями, орехи, кусочки кости использовались наравне с нэцкэ, изготовленными профессиональными резчиками. Существовали и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Существует предположение, что первые нэцкэ киотских резчиков выглядели как фигурки пятнадцати и более сантиметров в длину. Их прототипом стали малайские вычурные рукоятки для ножей. Эти нэцкэ изображали сэннинов, повелителя демонов Сёки, богиню Кэннон, легендарных героев китайской мифологии. Нэцкэ такой формы со временем вышли из моды, вспомнили о них только во второй половине восемнадцатого века.Именно в этот период и возникает вторая волна увлечения нецке. В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты, а из дерева, слоновой, или метала, создаются настоящие произведения искусства. Это и фигурки богов, фей, мудрецов, животных и птиц. Использование нецке начинает становиться более функциональным: при их помощи к поясу кимоно крепятся вещи первой необходимости, такие как кисет, трубка, ключи. Именно этой своей роли и обязаны нецке своим названием – нецуке, противовес, брелок.


Со временем, нецке попадает в руки детям и становится излюбленной игрушкой, которую родители с удовольствием им подсовываю для игр, в надежде на то, что они принесут детям счастье и защитят их от невзгод и болезней. Детям специально дарят различные нецке – изображения Мудреца Дарума, который даровал силу духа, стойкость и мужество, Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках – удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя).Двойна я же фигурка Дайкоку и Эбису – даровали счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй – еще один бог счастья, веселья и общения – изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном.В дорогу детям с собой давали Футэна – дядюшку попутного ветра, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался… Сколько людей, столько и нецке – и каждый олицетворяет собой человеческие мечты о счастье, здоровье, любви и богатстве…Идут годы, а мои мудрецы не меняются, все также насмешливо и покровительственно взирают на наш мир, оберегая и делая его лучше. Вечные и неизменные, как океан, омывающий берега их родины, загадочной и непостижимой Японии.


Индийские куклы Человек - божественное творение, и ему не следует забывать об этом, когда он воспроизводит свой образ, даже если этот образ - всего лишь кукла. Но в Индии кукла никогда и не была просто игрушкой - чем-то прикладным, призванным лишь занять и развлечь ребенка. Будь то древняя статуэтка из долины Инда, или фигурка божества, которую родители делают для ребенка из лоскутков, чтобы постепенно ввести его в духовную традицию, - все это срез ведической культуры, все это живая традиция, в основе которой лежит все та же мысль: мир - это полотно, в котором нет случайных нитей, нет ненужных деталей. Оборвешь одну нить - и нарушишь гармонию мира. Кукла махараджи. 1930-1940-е гг.


Костюмы кукол - главный смысловой элемент - отличаются особой детальностью. Они не сделаны из обрезков, а сотканы специально для каждого персонажа и абсолютно пропорциональны фигуркам. Сари женщины из Гуджарата выполнено в технике узелковой росписи, на фигурке из Кашмира - мусульманский наряд из шерстяной ткани (не очень характерной для Индии), и миниатюрная кашмирская шаль. Костюмы - это традиционная одежда разных народов. Для исконных жителей Индии характерна несшитая одежда - сари, дхоти (мужская одежда из полосы ткани, особым образом драпируемая на ногах), дупатты (шарфы-накидки), покрывала, тюрбаны. Народностям, некогда пришедшим в Индию, привычнее носить курты (куртки), шальвары, чоли (короткие блузки), гхары (юбки). Кукла из Раджастана. 1940-е гг.


Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова. Куклы индийской пары в народной одежде


Куклы из Раджастана, Индия Кукла невесты из Пенджаба, Индия


Кукла из кукурузы. Индейская кукурузная кукла Традиция изготовления индейцами кукол из кукурузных листьев насчитывает почти 1000 лет. Наиболее известны такие куклы среди ирокезских племён. Ломкие высохшие листья размачивали в воде, после чего они становились мягкими, и из них плели фигурки человечков. Такие куклы делались как для девочек, так и для мальчиков. Изготовление различных вещей для кукол помогало детям освоить многие ремесла, необходимые во взрослой жизни. Куклам девочек делали колыбели, мотыги, посуду и другие необходимые для женских занятий вещи. Для кукол мальчиков полагалось оружие, вёсла, лодки и прочее снаряжение воинов и охотников. Все эти детали также изготавливали из кукурузных листьев, сплетая, скручивая и сшивая их.


Самые первые кукурузные куклы были очень простыми – несколько пучков кукурузных листьев, связанных вместе. Позже, когда у индейцев стали появляться европейские товары – ткани, бисер, предметы европейской одежды, одежда кукол стала сложнее и разнообразнее, она всё более тщательно копировала одежду реальных людей. Отличительная черта кукурузных кукол – отсутствие у них лиц. Максимум, красноватый румянец на щеках, да и то крайне редко. Объясняет такой факт легенда.


Легенда Много лет назад одна из Трёх Сестёр - Кукуруза, захотела сделать нечто особенное для людей, так высоко почитающих её и сестёр, Фасоль и Тыкву. Великий Дух благословил её, и она сделала из своих листьев маленькую куклу. Эта кукла должна была развлекать детей и помогать им. Кукла получилась очень красивой и с успехом выполняла свои обязанности. Люди были рады ей и часто говорили, какая она красивая. А однажды кукла увидела своё отражение в воде, и, позабыв про людей, долго восхищалась своей красотой. Тогда Великий Дух напомнил ей о том, для чего её создали, и кукла вернулась к детям, но не надолго. Кто-то снова напомнил ей, как она прекрасна, и кукла опять позабыла о детях. Она стала спесива и заносчива. И вновь Великий Дух напомнил красавице о её назначении, но она уже не слушала его, а только любовалась своим отражением в воде. Тогда Великий Дух послал гигантскую Сову, и та выхватила из воды отражение красавицы и унесла его. Снова и снова кукла смотрела в воду, но уже ничего не могла увидеть. Её прекрасное лицо исчезло. С тех пор кукла должна исполнять свое назначение - играть с детьми, и может быть, за это Великий Дух простит её и вернет ей лицо.


ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.


БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА. По одной из легенд первым делать деревянные игрушки стал Сергий Радонежский, чтобы дарить их детям. Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.


КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а дети девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».


МАТРЁШКА. Матрёшка- русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.


НЕНЕЦКИЕ КУКЛЫ. Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.


ФАРФОРОВАЯ КУКЛА. Фарфоровая кукла Первые фарфоровые куклы появились в 19 веке. Причем использовании обожженный неглазированный фарфор, так как он больше всего похож на кожу человека. Производили фарфоровые куклы в Германии, Дании и Франции. В 1880 году появилась фарфоровая кукла-ребенок Bebe Jumeau, которая свела с ума всех детишек. Она была очень похожа на прелестную девчушку с огромными глазами и пухленькими ножками. Эта первая кукла-ребенок, за которым можно было ухаживать. До этого все куклы изображали только взрослых. Издавались даже специальные журналы, где печатались выкройки платьев для Bebe, ботиночек, шляп и сумочек и прочих аксессуаров. А позже эти куклы даже заговорили (в них был встроен специальный звуковой механизм).


ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА. В традиционной культуре Японии игрушки с раннего времени заняли видное место. К числу "игрушечных" визитных карточек Японии в первую очередь принадлежат кокэси и Дарума, которых можно часто встретить далеко за пределами страны, поскольку их очень охотно покупают многочисленные туристы из разных стран мира. Теперь их активно "догоняет" манэкинэко ("кошка, призывающая счастье").


ИНДИЙСКАЯ КУКЛА. Человек - божественное творение, и ему не следует забывать об этом, когда он воспроизводит свой образ, даже если этот образ - всего лишь кукла. Но в Индии кукла никогда и не была просто игрушкой - чем-то прикладным, призванным лишь занять и развлечь ребенка. Будь то древняя статуэтка из долины Инда, или фигурка божества, которую родители делают для ребенка из лоскутков, чтобы постепенно ввести его в духовную традицию, - все это срез ведической культуры, все это живая традиция, в основе которой лежит все та же мысль: мир - это полотно, в котором нет случайных нитей, нет ненужных деталей. Оборвешь одну нить - и нарушишь гармонию мира. Кукла махараджи е гг.


Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.


ВЕПССКАЯ КУКОЛКА. Это символ благополучия и достатка, а ее большая грудь- символ сытого, здорового ребенка. Это символ благополучия и достатка, а ее большая грудь- символ сытого, здорового ребенка. Это одна из самых древних обереговых куколок. Это одна из самых древних обереговых куколок. Это образ замужней женщины. Это образ замужней женщины.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка, вот – кенийка, а вот – полинезийская Барби.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Игрушки народов мира. Мировая художественная культура 8 класс. Составил: Тураева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО, АМУСОШ № 1 им. М. Горького.

2 слайд

Описание слайда:

Японская традиционная кукла К куклам в Японии всегда было особое отношение. Не даром Японию частенько называют «страной десяти тысяч кукол». И это не удивительно: ведь с древности, куклы были оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.

3 слайд

Описание слайда:

Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений от куда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет. Этот предмет народного творчества и далекого прошлого создается мастерами своего дела с душой и фантазией. Кокэиси лаконичны, но от того не лишены особого шарма, они бывают разными по форме, пропорциям и росписи. Каждая игрушка – уникальна в своем роде. Особенно популярно изготовление этих кукол в центрах народного творчества Японии – Кагосиме, Киото и Нара.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Хина мацури – праздник девочек В Японии существуют игрушки, предназначенные не для игры, а для рассматривания. Эти куклы выполняются для различных традиционных японских праздников. Изготавливают их из различных материалов - из дерева, глины, ткани, бумаги, соломы. Традиция изготовления подобных кукол насчитывает уже целое тысячелетие. Ежегодно 3 марта в Японии проводится праздник девочек. Накануне в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливают стенд в виде ступенек, на которых располагают кукол. Куклы эти не простые - они изображают членов императорского двора. У каждой куклы на стенде свое строго определенное место: над всеми возвышаются император и императрица в церемониальных одеждах, на второй ступени - придворные дамы, внизу - два министра, слуги. Ниже - музыканты, дворцовая утварь.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Японские куклы из хризантем Как к цветам, так и к куклам в Японии отношение особенное. Любование нежной и первозданной красотой природы в этой стране - многовековая традиция и вечная потребность души. А куклы - неотъемлемая часть японской культуры; Японию даже называют "страной десяти тысяч кукол". Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству - гармоничные, утонченные, выполненные искусными мастерами. И в японской культуре есть удивительное искусство, сочетающее в себе мастерство кукольников и утонченную красоту цветов - искусство создания кукол из живых хризантем!

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

«кокеси» - забытое дитя Японская кукла "кокэси" - забытое дитя. Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Немалый интерес вызывают Каракури-нингё, то есть механические куклы. Ежегодно на острове Хонсю в первую субботу апреля в небольшом городке Инуяма проводится уникальный праздник – фестиваль оживших кукол. Этой традиции уже более трехсот лет. В огромном фургоне 13 механических кукол путешествуют по городу, приводимые в движение пружинами или кукловодами. Праздник сопровождается народными гуляньями и кукольными спектаклями, поставленными по известным сюжетам. Любимым героем японской публики является путешественник Урасина Тара.

12 слайд

Описание слайда:

Китайские куклы Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию. Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага. Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель. Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

15 слайд

Описание слайда:

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую могла делать любая девочка. Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

16 слайд

Описание слайда:

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

17 слайд

Описание слайда:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

18 слайд

Описание слайда:

Обрядовая кукла «Масленица» Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

19 слайд

Описание слайда:

Кукла - зерновушка А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

20 слайд

Описание слайда:

Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы - органически соотнося его с живой традицией промысла.

21 слайд

Описание слайда:

Каргополькая игрушка Родина каргопольской игрушки – русский Север, Архангельская область. Пропорции этих игрушек приземисты, неуклюжи и тяжеловесны.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.

24 слайд

Описание слайда:

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был был Конь – Полкан или Полихан – чудо с головой человека и телом коня.

25 слайд

Описание слайда:

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - самая древняя в России. Игрушка родом из старинного села Филимонова Одоевского района Тульской области семьсот лет. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает о гонимом властями гончаре Филимоне, пришедшем в эти края во времена Ивана Грозного неизвестно откуда и давшем начало и деревне и промыслу. Все филимоновские игрушки – свистульки.

26 слайд

Описание слайда:

Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. Большинство изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п.

27 слайд

Описание слайда:

Дымковская игрушка ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

1 из 26

Презентация - Игрушки народов мира

Текст этой презентации

Тема: Игрушки народов мира
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания Из каких частей состоит декоративно-прикладное искусство? Назвать виды декоративно-прикладного искусства. Что называется орнаментом? Какие существуют виды орнамента? Какие формы орнамента вы знаете? Анализ орнаментов, выполненных дома.

Игрушки народов мира отражают своеобразие национальных традиций разных цивилизаций и эпох. Уже в Древней Греции и Риме новорожденному малышу дарили погремушку. Игрушки в Древнем Египте появились в 3-ем тыс. до н.э., то есть 5000 лет назад.

Во время раскопок древнеримского города Помпеи было обнаружено множество погремушек разных видов: трещетки, кретала, систра.
Древние погремушки, найденные во время раскопок древнеримского города Помпеи.

Интересная игрушка – изображающая месиль-щика теста, который приводится в движение с помощью веревочки и двигается вверх-вниз.
Игрушка Древнего Египта на шарнирах
Из Древнего Египта пришли игрушки с механизмом движения – «крокодил» и «тигр». У этих игрушек открывалась пасть, когда ребенок дергал за встроенную проволоку.
Игрушка Древнего Египта с движущейся челюстью

До нас дошли египетские куклы, которым около 4 тысяч лет. Они, конечно, были примитивны. Но куклы эти были связаны не с детским миром, а с культом загробной жизни.
Куклы Древнего Египта разных видов

Много кукол оставили Греция и Рим времен Античности, ведь там куклы были не только игровыми, но и приносились в дар богиням Артемиде и Венере девушками в канун свадьбы.
Тряпичная кукла Древнего Рима. IV-III вв. до н.э. Высота 19 см
Экспозиция древнеримских игрушек

Куклы-марионетки были упомянуты еще в рукописях Платона, где он сравнивал кукол с человеком, а нити – с челове-ческими страстями, которые приводят людей в движение.
Мексиканская марионетка
Фрагмент представления театра низовых кукол (кукол-марионеток)

В Японии существуют праздники для мальчиков и девочек, где они получают много разных подарков и игрушек. Многие японские традиционные куклы связаны с праздниками и обычаями народа.
Японские праздники и игрушки

Хинамацури – фестиваль кукол и праздник девочек
Хинамацури – один из главных праздников в Японии (3 марта). В этот день семьи с дочерями выставляют на обозрение особых кукол, называемых хина нингё, установленных на многоярусной подставке хинакадзари. Хинакадзари обычно имеет три, пять или семь ярусов, покрыта тканью красного цвета.
Семиярусная подставка хинакадзари с коллекцией кукол хина нингё

Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят сладости. Во время праздника девочки должны соблю-дать правила хорошего тона, продемонст-рировать перед гостями, что они хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.

Размещение кукол 1 ярус – Император и Императрица. Самые дорогие и красивые куклы в коллекции, по обеим сторонам ставят фонарики. 2 ярус – три куклы прид-ворных дам, держащих принадлежности для разливания сакэ. 3 ярус – пять музыкантов, играющих старинную японскую музыку. 4 ярус – два министра. 5 ярус – чиновники, телохранители, слуги. 6 и 7 ярусы – игрушечная мебель, инструменты, шкатулки и т.д.
1-2 ярусы
2-7 ярусы

История этого праздника насчитывает более тысячи лет. В древности в «третий день третьей луны» или «день змеи» японцы совершали обряд, спуская по реке особых бумажных кукол. Эти куклы, плывущие в маленьких плетёных корзинках, уносили с собой все болезни и несчастья, вместе со злыми духами, которые их вызывали.
Куклы, спускаемые по реке в плетеных корзинках

Этот древний обряд, который совершали женщины и девушки, сохранился лишь в немногих местах. Ритуал постепенно объединился с популярным детским развлечением. Постепенно набирая популярность, со второй четверти XVIII века Хинамацури стал национальным праздником и получил повсеместное распространение.

«Танго-но сэкку» - Праздник первого дня лошади (5 мая). Это название было выбрано, т.к. лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество. В танго-но сэкку принимают участие мальчики до 15 лет.
Танго-но сэкку – первый день лошади, праздник мальчиков

Истоки праздника относятся к первым векам нашей эры, он был обрядовым действом, связанным с наступлением весны. Это праздничная церемония с Императором в главной роль, который собирал вместе с придвор-ными лекарственные травы. Крестьяне в эти дни выставлял на полях яркие флаги и пугала для защиты от насекомых. Постепенно флаги и пугала стали воспринимать как обереги и детей, теперь их уже хранили дома.

В эпоху Хэйан танго-но сэкку приоб-ретает характер военно-спортивного праздника – устраивались соревнования по стрельбе из лука, борьбе сумо, сражения на мечах, конные состязания.
В период Эдо праздник стал более пышным и торжественным, его начали отмечать во всех слоях общества. В домах устраивали выставки и выставляли миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах. Все куклы имеют свое лицо, характер, историю.

Сейчас распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов – кои-нобори. Карп считается жизнестойкой рыбой. Китайская легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад «драконовый во-доворот», то превратился в дракона и поднялся на небо.
Кои-нобори

Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи.
Кои-нобори (сверху ягурума, потом чёрный, красный и маленький карпы, которые символизируют отца, мать и сына соответственно).

По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, рассматривают кукол, держат в руках доспехи, слушают историю персонажа. Праздник остался неизменным почти до сих пор, хоть и празд-нуется как День детей, предпоч-тение отдается мальчикам
В эти дни в домах готовится и специальная еда, в каждое блюдо входит рис, являсь магическим средством обеспечения здоровья детям и продолжения рода.
Касива-моти

Традиционные игрушки Японии
В культуре Япониии грушки заняли видное место. Их использовали в ритуалах, они стали частью многих праздников и вошли в систему благопожелательных символов. К числу "игрушечных" визитных карточек Японии в первую очередь принадлежат Кокэси и Дарума.

Кокэси - народная игрушка, из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной головки. Высота от нескольк-их сантиметров до метра. Изготавливать ее стали с XVII в. В городе Наруго ежегодно с 7 по 9 сентября проводится Фестиваль кокэси. Кокэси стали одним из символов жизнестойкости национальной традиционной культуры.
Кокэси

Дарума – кукла, изображающая буддийское божество. У него отсутствуют руки и ноги, напоминает русскую куклу-неваляшку. В новогодние дни каждая семья в Японии стре-мится обзавестись фигуркой божества. Он становится «ангелом-хранителем» приютившей его семьи.

Манэкинэко – «кошка, призывающая счастье», ставшая устойчивым символом удачи и процветания. Имеются четыре значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета. Манэкинэко превратилась в симпатичную игрушку-символ. Дети видят в ней просто забавное существо, а взрослые рассчитывают на ее помощь в процветании, прибылях и удаче.

Закрепление материала Когда появились игрушки в Древнем Египте? Какие игрушки пришли из Древнего Рима? Какое значение играли куклы в Античности? Что такое Хинамацури? Как он празднуется? Как называется праздник мальчиков в Японии? Назовите японские национальные игрушки.

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. http://www.worldmusiccenter.ru/den-malchikov-tango-sekku Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%86%D1%83%D1%80%D0%B8 http://www.jtheatre.info/traditsionny-e-igrushki-yaponii/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: