Проектная деятельность как источник формирования у школьников интереса к мировой художественной культуре. Творческий проект "Художник,пишущий добро" проект по мхк (10 класс) на тему Исследовательские проекты школьников по искусству



Цели и задачи работы Цель работы: определить является ли графикты поистыне видом искусства или все же относится к простому хулиганству? Задачи: Изучить историю возникновения графикты. Выявить особенносты графикты как направления изобразительного искусства. Выяснить отношение людей к графикты.


История возникновения графикты Граффи́ты - употребляется гра́ффиты (в контексте исторических надписей единственное число графиќто; от итал. graffito, множ. graffiti) изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.итал. К графикты можно отнесты любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найты все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.


Граффиты в антычном мире Настенные надписи известны с глубокой древносты, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, Римские катакомбы. Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность. Граффиты в древних Помпеях: карикатура на чиновника Граффиты в Древнем Риме были социальными сетями того времени.


Средневековые графикты на Руси У восточных славян графикты имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 графикты XI века. Большое число графикты XIXV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские графикты это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и народные заклинания. Надпись-графикты в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.) Граффиты Софии Киевской.


Граффиты в эпоху Возрождения Микеланджело Буанарроты. Великий художник во всех смыслах! Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стыль в своих работах.






Особенносты графикты как вида изобразительного искусства. Граффиты вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры (люди, занимающиеся графикты) создающие на улицах города настоящие шедевры. Кодекс райтеров: 1) не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще не рисуй на жилых домах; 2) не навязывай людям свое мировоззрение; 3) не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах; 4)не пиши на надгробиях: роспись мемориальных стен – это смерть!





Стыли графикты «Троу-апы» рисуют очень быстро, в 2-3 цвета, жертвуя качеством ради скоросты. «Кусок» («piece», «masterpiece») это более сложное исполнение имени рейтера, которое включает более стылизованные буквы и большее количество цветов.. «Блокбастеры» или «роллеры» («blockbuster» or «roller») это огромные куски, обычно выполненные в простой печатной манере с целью покрытыя большой поверхносты с использованием двух контрастных цветов. Стыль «wildstyle» это более сложный вид графикты. Название стылю дал характер рисунка дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что читаемость практычески пропадает.


Влияние графикты на жизнь общества. Вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Причины, побуждающие к созданию графикты: - утверждение личностной и групповой идентычносты; - протест протыв социальных и культурных норм; - злобные реакции; - мотывы творчества; - сексуальные мотывы; - развлекательные мотывы.



Вывод Граффиты – самое свободное из средств самовыражения. Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, ругательную надпись на стене и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – графикты! Спасибо за внимание!

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34

ПРОЕКТ

Тема проекта: «Лубок – живое народное искусство»

Красникова Виктория

Ученица 7 А класса

Руководитель проекта:

Учитель изобразительного искусства

Вакуленко Дина Сергеевна

Томск – 2015 год.

    Введение

    Сюжеты лубочных картин

    Типы лубков

    Современность и лубок.

    Как мы работали над книгой

    Заключение

    Список литературы

    Приложение: фотоальбом лубочных картинок, пословицы о чтении книг

Цель проекта :

1.Выяснить что такое лубок?

2.Создать и проиллюстрировать книжку о в лубочных картинках.

Задачи:

1. Исследовать как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях

2.Исследовать роль лубка в русской культуре.

3.Подобрать материал для создания книжки.

Гипотеза :

Русский лубок – это одна из граней проявления живого народного искусства. Здесь воедино сплетены яркая картинка и живое народное слово, внутреннее представление народного художника о мире и понятный человеку любой социальной группы речевой образ.

Введение

Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, реками! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия – это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастера, прославляющего красоту нашей земли!

Одним из древнейших народных ремёсел на Руси является лубок.

История возникновения и развития лубочной картинки

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, эти картинки называли «потешными листами», именно юмористические народные картинки, продавались на ярмарках и считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Во второй половине XIX в. их стали называть лубками.

Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

В XVII столетии Московское царство налаживает всё более и более объёмные торговые связи с Европой. Среди прочих товаров, на Русь попадают европейские печатные книги, чьё оформление отличалось высоким качеством и технической новизной, в Европе уже давно использовалась гравюра на меди, позволяющая изготавливать иллюстрации, карты, богато украшать титульные листы. В России же использовали ксилографию, либо рисованные изображения, для иллюстрирования книг. Состоятельные россияне покупают западные книги с иллюстрациями, гравированные портреты, карты неведомых земель.

В 1692 году в Москве издаётся "Букварь словенороссийского племени". Все страницы в нём нарисованы и выгравированы на меди, каждая посвящена отдельной букве кириллицы, украшена её стилизированным изображением, многочисленными рисунками предметов на эту букву и стихотворным её описанием. "Букварь" первоначально предназначался для царевича Алексея Петровича.

В петровскую эпоху Россию ждали многочисленные реформы, на стыке веков страна преображалась. Вместе со страной преображались и её книги. Лубочная картинка переживала расцвет в петровское время, и самые известные картинки, которые затем переиздавались на протяжении нескольких столетий, были связаны с эпохой Петра.

Петр I приглашает в Россию мастеров гравёров из Голландии.

В середине XVIII века светская литература начинает появляться уже в виде лубочных книжек.

В XIX появляется множество мелких типографий. Один из владельцев типографии был Иван Дмитриевич Сытин, русский предприниматель в области издательского дела и книготорговли, начавший свою карьеру помощником торговца в лубочной лавке, в 1876 в кредит открыл небольшую литографию для издания лубочных картин, в 1883 - книжную лавку и тогда же учредил книгоиздательское товарищество “И.Д. Сытин и К°”. К концу жизни стал крупнейшим негосударственным издателем, направленным, в первую очередь на народное просвещение. Типография Сытина выпускала огромными тиражами дешёвые книги для народа, учебники, календари, энциклопедии, научная литература, газеты, журналы, собрания сочинений русских классиков. Сытин делал попытки «облагородить» лубок, приглашая профессиональных художников, выпуская своеобразные «лубки–плакаты» с портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям. Просветительская деятельность Сытина, связанная с пропагандой отечественной литературы, стала ярким явлением в развитии лубка, который существовал в русском обществе вплоть до 1920–х гг В это время в дешёвых вариантах выходят многочисленные переделки Гоголя, Лермонтова, отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами. Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими «косого Гитлера» и его приспешников.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет. Постепенно помимо религиозных сюжетов, появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам, историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Лубки были про все на свете: про разные страны и великие сражения, про крестьянское житье и знаменитых людей, про большие города и причуды природы, про диковинных зверей и важные события. Необыкновенно нарядными картинками люди украшали свое жилье.

Типы лубков

    Духовно-религиозные -. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

    Философские.

    Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».

    Исторические -Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

    Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

    Праздники - изображения святых.

    Конница - лубки с изображением всадников.

    Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Технология производства лубка

А делалось это так: сначала на доску наносили рисунок. потом специальными резцами вырезали его, на контуры рисунков наносили черную краску. Поверх доски накладывали лист бумаги, прокатывали между валов печатного стана, и рисунок отпечатывался на бумаге.

Рисовали и вырезали лубочные доски мастера из народа. Обучались этому чаще у своих же родителей, родственников и соседей. а вот раскрашивали лубки матери, жены и дочери. Красок употребляли четыре - пять,не больше, но зато самые полыхающие: малиновую, зеленую, красную, желтую. И клали эти краски обязательно контрастно: малиновую с зеленой, желтую с черной, отчего они казались еще ярче, а картинка нарядней. художницы работали только широкими кистями и не соблюдали никаких контуров.

Современные мастера лубочных картинок

Прошли века, и художники, сочетая в своем творчестве традиции древнерусской живописи и народного промысла, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Современный художник живописец - Марина Русланова создаёт очень яркие позитивные работы в виде лубочных картинок. Её р аботы находятся в галерее "Славянский Дом", в Московском Музее Народной графики, в музее "Царицыно", в интерьере кафе Московского филиала Всемирного банка, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом.

2015 год назван годом литературы. В рамках Года литературы,26 января 2015 года, в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Русская литература в зеркале лубка»

На экспозиции представлены уникальные образцы лубочной картинки середины XIX - начала XX веков по произведениям русских писателей. Выставка рассказывает об истории лубка, популярных сюжетах, авторах, техниках исполнения.

Среди экспонатов - самое популярное произведение в русском лубке за всю историю его существования - стихотворение «Романс», написанное пятнадцатилетним Александром Пушкиным.

Посетители смогут увидеть лубки, созданные анонимными авторами, многочисленными московскими мастерскими. Среди сюжетов лубочных картинок, представленных на выставке, наиболее востребованные среди простого народа произведения литературы - стихотворение Пушкина «Смерть князя Олега», поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», басни Крылова, песни на стихи Батюшкова, Некрасова, Кольцова...

Один из разделов выставки посвящён работам издательства Ивана Сытина, в чьих руках сосредоточилось к концу XIX века лубочное производство…

Как мы работали над книгой

Книга обогащает наши знания о жизни, развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель.

Я тоже решила попробовать себя в роли иллюстратора и создать иллюстрированную книгу с пословицами и поговорками о книгах и чтении в лубочных картинках.

Этапы работы над книжкой:

    Нашла и исследовала материал о лубке.

    Подобрала пословицы и поговорки о книге.

    Проиллюстрировала странички.

    Оформила книжку так, чтобы можно было добавлять страницы.

    Книга готова.

Заключение

Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств.

В целом можно сделать вывод о том, что рисованные лубочные картинки уникальное историческое и художественное явление, объединившее в себе искусство городской и крестьянской культуры, светского и религиозного начала. Именно этим можно объяснить способность рисованного лубка к творческой переработке художественных приемов книжной миниатюры, иконописи, народного декоративно-прикладного искусства.

Приложение

Проект для старших классов "Развитие творчества и критического мышления на уроках мировой художественной культуры"

Этот проект, разработанный для реализации в старших классах общеобразовательной школы, представляет собой исследование и применение интерактивных форм работы на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время с целью выявления творческих способностей учащихся, их привлечение к активной деятельности, пробуждение интереса к реализации своих творческих, исследовательских, информационных и коммуникативных компетентностей.

Формат проекта

Участники: кафедра гуманитарного и художественно-эстетического циклов, обучающиеся старших классов.
Сроки реализации : учебный год.
Место реализации : общеобразовательная школа, лицей, гимназия.
Ресурсное обеспечение : компьютер, проектор, экран, Интернет ресурсы.
Методическое обеспечение : рабочая программа по МХК, учебник и диск с дополнительными материалами Масол Л. М. "МХК"
Эстетическое образование играет большую роль в педагогике, потому как именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет индивидуальное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Это является одним из условий развития творческих способностей ребенка.
Противоречие (слайд 3). Каждый человек от природы талантлив, любознателен, обладает желанием исследовать и постичь окружающий мир. Но у детей старшего школьного возраста все чаще происходит снижение мотивации и интереса к исследовательским и творческим заданиям из-за того, что, во-первых, ребенок не всегда знает, как себя проявить, в какой форме себя реализовать, во-вторых, школьники загружены учебным материалом, в-третьих, школьники становятся инертными из-за боязни критики и непонимания.
Проблемные вопросы (слайд 4). Как пробудить интерес школьника к постижению накопленных человечеством культурных ценностей и помочь ему реализовать свой внутренний творческий потенциал? Как достичь наибольших результатов в рамках этой деятельности, не перегружая учебный процесс?
Проектная идея: (слайд 5) внедрять интерактивные практические методы и формы обучения (исследовательская деятельность, развитие критического мышления, метод "Через творческую деятельность к самому себе")на уроках МХК и во внеурочное время для формирования мотивации к обучению и самореализации.
Цели работы: (слайд 6)
- формировать устойчивую мотивацию к обучению предмета и самосовершенствованию;
- развивать творческие и коммуникативные компетентности учащихся;
- способствовать самораскрытию и самореализации творческих личностей, учитывая индивидуальные различия учащихся.
Основные задачи моей работы: (слайд 7)
- освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества;
- развитие навыков у учащихся самостоятельной работы с источниками, использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, эстетического окружения;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской, творческой).
Предполагаемые эффекты: (слайд 8)
- повышение мотивации учащихся к изучению МХК;
- результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
- интерес учащихся к исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- повышение имиджа школы.

Интерактивные формы работы.

Исследовательская проектная деятельность
Сегодня уже никто не сомневается в том, что презентация на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, полезным, иллюстративным, интерактивным и запоминающимся. Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул узнать больше, развивают их творческий потенциал. К урокам определенной тематики презентации готовятся как мной, так и учащимися. Это вовлекает ребят в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активации умственной деятельности, формирует у учащихся рефлексию. В создании исследовательского проекта мы действуем по плану:
1) определение круга учащихся, желающих пронимать участие в проекте;
2) определение темы, над которой ребята хотят работать;
3) сбор, обработка и систематизация материала по теме;
4) создание исследовательского проекта;
5) презентация исследовательского проекта.
Проекты создаются учащимися не только для уроков, но и для творческих конкурсов. Так, учащиеся 10А класса (Медведева Ю. и Погорелов И.) разработали исследовательский проект «Архангело-Михайловская церковь в городе Авдеевка» на областной конкурс «Творческая юность Донбасса», целью которого является привлечение молодежи к вечным духовным ценностям и привитие гордости и любви к родному город (слайд 9)
Развитие критического мышления
Интересным и продуктивным для учащихся стало использование на уроках технологии «Таксономии мыслительных умений» Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков привлекают учеников своей возможностью помимо знаний продемонстрировать собственную точку зрения на изученный материал. Так, на уроке «Сравнение козаческого барокко с западноевропейскими вариантами стиля» учащиеся составляли ассоциативные ромбы, в которых указывали общие и различные черты барокко, которые отобразились в искусстве Западной Европы и восточно-славянских народов в 17-18 веках; составляли коллажи из репродукций произведений искусства, а также делали вывод о заимствованных элементах и самобытных традициях в развитии родной культуры (слайд 10)
Художественная культура через творческую деятельность к самому себе
Среда, в которой общается ученик,- это его класс, и публичность ребенка зачастую ограничивается этой сферой общения. Как повысить свой социальный статус? Как сделать так, чтобы тебя зауважали? Как удивить одноклассников? Помощь в этом оказывает выполнение творческих работ. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это – стимул к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. На уроках МХК и во внеурочное время – это изготовление изделий декоративно-прикладного вида искусства в соответствии со стилевыми особенностями изучаемого исторического периода развития культуры (вышивка, лепка, писанкарство, создание орнамента и т. д.). Наибольшая эффективность в работе над развитием творческих способностей учащихся достигается в результате стимулирования творческой активности и создания ситуации успеха для каждого ученика, общего благоприятного микроклимата в коллективе. Недопустима резкая и необъективная критика творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Следует избегать ситуаций некомфортности для учеников в процессе творческой работы на уроке и игнорирования даже слабой попытки ребенка в желании проявить себя. Творческие задания выполняются как в индивидуальной, так и в групповой форме. Презентация выполненных учащимися творческих работ проводится на общешкольных выставках (слайд 11).
Результаты работы: (слайд 12)
- сформированы стабильные результаты обучения (устного опроса, интерактивных тестов);
- активно развивается исследовательская и творческая деятельность учащихся;
- сформирована положительная мотивация к предмету;
- сформировано умение самостоятельной работы с источниками;
- ребята научились грамотно и аргументированно презентовать свою деятельность.
Вывод (слайд 13)
Я думаю, что сумела раскрыть творческий потенциал и помогла реализовать исследовательские потребности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.
Список использованной литературы
1. Бенин В. Л. Роль предмета «МХК» в гуманизации педагогического образования / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова. – Уфа: Восточный университет,2001.
2. Богоявленская Д. Б. Творческая работа – просто устойчивое сочетание: проблема развития и диагностирования творческих способностей / Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. // Педагогика. – 1998. - №3. с. 41.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. с.57.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,2007.
5. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.,2005

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта. В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта.

Слайд 11

Описание слайда:

К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка).

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Описание слайда:

1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 2. «Искусство Древнего Мира», 2-е изд.- Детюлит., 1989. -207 с. 3. ru.wikipedia.org

IX Уральская межрегиональная конференция
юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

«Поющие картины»

Культурологические науки (Искусствоведение)

МОУ Мирненская СОШ

п. Мирный, 2014

Основная часть 4

1. Взаимосвязь искусств 4

2. Классическое сочетание музыки и живописи 5

2.1. Картины как источник вдохновения 5

2.2. Полифония в музыке и живописи 7

2.3. Музыка, звучащая с русских полотен 8

2.4. Музыка рисует картины 10

3. Современные музыкальные ассоциации 11

3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова 11

3.2. Большое будущее у фото 12

4. Услышанная живопись 13

4.1.Вариант шифрования по узлам картины 13

4.2.Вариант с цветовым шифрованием 13

Список литературы 14

Приложения. 15

Введение

В чем актуальность этой темы? Современные технологии пытаются «озвучить» цифровую фотографию, используя яркость, насыщенность. Но алгоритма создания композиции у них еще нет. И мы попытались найти другой способ «звучания» картин, более доступный, простой. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. Наука не стоит на месте, и, может быть, найдутся еще сферы применения этого «открытия».

Взаимосвязь искусств проявилась ещё в глубокой древности в странах Латинской Америки, в античной Греции, в Древнем Риме. В древнерусской художественной культуре примеры синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на синтезе в готических ансамблях, где органически сочетались архитектура, скульптура, а также живопись, главным образом, в виде цветных витражей.

В эпоху Возрождения, барокко и классицизм синтез приобрел наиболее сложные и развитые формы. Живопись вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. А. Вивальди, П. Чайковский открыли миру «песенность» русской природы. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. И все его картины – это «зримая музыка»

Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому что считаю, что она очень интересна, как и само сочетание таких искусств, как музыка и живопись…

В информационном обществе, когда любую информацию можно получить за считанные секунды, актуальным стал вопрос синтеза музыкальных произведений с другими видами искусства. Целью данной работы стало исследование произведений живописи на предмет взаимосвязи с музыкой.

Объект: восприятие живописи через музыку.

Гипотеза: любую картину можно озвучить не ассоциативным методом

Перед нами были поставлены задачи:

    Рассмотреть ассоциативное восприятие искусства

    Провести параллель между классическими произведениями и современным искусством.

    Найти не ассоциативный способ озвучивания картин.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы:

    Наблюдение

    Сравнение

Рассматривали и изучали картины различных эпох и изучали картины современных и классических художников. Изучали исторические особенности создания произведений искусства, анализировали их.

Основная часть

  1. Взаимосвязь искусств

В народных обрядах, вокальной и программной музыке, сочинениях для театра и кино музыка выступает в неразрывном единстве с другими видами искусства. Но и "чисто музыкальные" произведения звучат ярче и убедительней в окружении поэзии, живописи, архитектуры. Они помогают создать особую художественную атмосферу, дают глубокие поводы для содержательных сравнений и аналогий. Именно они способны быть ярким стимулом и для самостоятельного творчества, вдохновляя на создание собственных вокальных и инструментальных импровизаций.

Эта связь ценна тем, что на стыке различных видов искусства возникают образные ассоциации. Чем они богаче, тем более творческий характер носит восприятие художественного произведения. Н.Э.Басин и О.А.Суслова в своем пособии «Введение в язык искусства» отмечают пять различных уровней поли художественных ассоциаций.

    Самые простые – это ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира природы и мира человека. Здесь работает принцип простого визуальноого сходства. Общехудожественные темы и понятия, например, такие как «дом» или «весна», изображенные средствами музыки, живописи, литературы - лежат в основе этого уровня ассоциаций.

    Следующий тип ассоциаций связан с физическими ощущениями: тактильными, весовыми, громкостными, динамическими и т.д. Мы этого не видим, но чувствуем при помощи осязания, обоняния, слуха и вкуса. Поэтому «грузная» музыка оказывается эмоционально созвучна темным краскам, монументальной архитектуре и т.п., а звучание в высоком регистре ассоциируется с легкими прозрачными акварельными тонами и тонкой графикой.

    Третий вид ассоциаций, это ассоциации, связанные с эмоциональными переживаниями, с оттенками различных настроений. Уныние и радость, гнев и доброжелательность - все эти эмоциональные сферы имеют свое преломление и в музыке, и в литературе, и в живописи. Подборка «эмоциональных оттисков» этих настроений из разных видов искусства, безусловно способствует и более глубокому проникновению в то или иное настроение, эмоцию; и более богатому восприятию конкретного его выражения в том или ином художественном произведении.

    Четвертый тип ассоциаций отсылает воображение к образам, хранящимся в нашем подсознании, так называемым архетипам, например, к образам мировых стихий, света и тьмы, материнства, земного и небесного и т.д.

    Пятый тип – это ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. В этом случае ассоциации складываются на основе «информации» о каком-либо социальном или культурном явлении, о произведении искусства, стиле, направлении, художнике.

Еще одним важным аспектом является язык искусства. Выразительные средства подчас оказываются очень близкими в разных видах искусства. Это, в первую очередь, его жанровая основа: и в музыке, и в живописи, и в поэзии различаются камерные и монументальные жанры, лирика и эпос; жанры портрета, пейзажа, бытовой зарисовки, ряд других жанровых особенностей.

Существуют также общие закономерности построения произведений искусства: симметрия и контраст, ритм и форма, логика развития, противопоставления главного и фона... Эти и другие "составные элементы" художественного высказывания, опирающиеся на законы человеческого восприятия, будут также родственны в разных видах искусства. И воспринимая эти закономерности через, например, визуальные виды искусства, возможно более наглядно и убедительно раскрыть их и в музыке.

  1. Классическое сочетание музыки и живописи
    1. Картины как источник вдохновения

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело

Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе. Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.

Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.

Начнём с Ференца Листа, который довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" ("Sposalizio"). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.

Вдохновлённый фреской "Триумф смерти", по одним сведениям принадлежащей кисти Андрея Орканьи, по другим - Амброджио Лоренцетти, Лист создаёт "Пляску смерти" для фортепиано и оркестра, используя мотив григорианского хорала Dies Irae.

Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноимённым названием. Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать "Мировая история в картинах и звуках Вильгельма фон Каульбаха и Ференца Листа".

Вслед за Листом названия картин, на этот раз Арнольда Бёклина, использовал Макс Регер в оркестровой сюите из четырёх симфонических поэм. Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Вакхналия" и "Остров мертвых".

Последнее полотно стало источником вдохновения и для Сергея Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания, и тревожное предчувствие смерти,

Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси, написанной под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость

На знаменитой картине Сандро Ботичелли (1445 -1510) «Весна» изображена поляна в апельсиновом саду. Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой.

«Весна» была написана Боттичелли по заказу молодого отпрыска семьи Медичи. В основе сюжета картины «Весна» лежит миф, рассказывающий о том, как весенний ветер Зефир силой своей любви превратил нимфу Хлорис в богиню весны и цветения. Композиция картины построена таким образом, что сюжетная линия развивается справа налево. В правом верхнем углу мы видим летящую фигуру с крыльями в развевающемся плаще. Это Зефир, щеки его раздуты, от его стремительного полета склонились деревья. Ветер весны догоняет убегающую Хлорис.

Испуганная нимфа повернула к нему лицо, а руками, словно моля о защите, касается фигуры другой девушки в ярком нарядном платье, убранном цветами, и с венком из цветов на голове. Но та, не замечая ничего, продолжает идти дальше. Она вынимает из складок платья розы и разбрасывает их вокруг. Это богиня цветов и растений Флора – та же Хлорис, но уже в новом облике богини. Платье нимфы почти прозрачно, сквозь него просвечивают цветы на лугу, а в пышном наряде Флоры они создают яркий узор на платье.

Эти три фигуры олицетворяют превращение нимфы в богиню цветения и символизируют первый месяц весны, потому что ее началом считалось первое дуновение Зефира. Левее этой группы помещена фигура Венеры, богини любви и красоты. Над ее головой парит Амур со стрелой и луком, вокруг нее расступились полукругом деревья, обозначая смысловой центр картины. Венера стоит, задумчиво склонив голову набок, и правой рукой благословляет трех Граций. Эта группа символизирует второй месяц весны – апрель. На левом краю полотна помещен Меркурий, бог разума и красноречия, покровитель искусств, достойный спутник Граций. Он является олицетворением последнего весеннего месяца, названного в честь его матери Майи.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с музыкальным произведением с тем же названием. «Весна» - первый концерт в цикле «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741) –наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть концерта – «Весна грядет» - открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, - играет весь оркестр.

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

Вторая часть – «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна – солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра в мягком ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов – лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав

И тявкает чуть слышно пес.

Послушайте и посмотрите, как здесь слились музыка, живопись, стихи! И невольно задаешь себе вопрос: что написано вначале, картина или музыка?

    1. Полифония в музыке и живописи

Новый континент, но не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис. Он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. «Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса, литовского композитора и художника. Вселенная представляется мне большой симфонией.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное – она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных композиций. И каждая – это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже – на три) части. Первая – аллегро – самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

    1. Музыка, звучащая с русских полотен

Русские художники и поэты, русские музыканты всегда обладали удивительной способностью глубоко проникать в психологию народа и передавать в своих сочинениях национальный колорит страны.

Невозможно себе представить искусство без природы. Природа и искусство просто неотделимы друг от друга. Пронизанные красотой природы, музыка и живопись смыкаются и взаимопроникают друг в друга. Крупнейший советский музыковед, академик Борис Асафьев высказал мнение, что с картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели" русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской песенности и русской музыки, напоённой ароматом поэтической русской природы. Пётр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан - наивысшие выражения этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью.

Поистине непостижимое влияние на Чайковского оказывала таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?"

Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать Чайковскому. И особенно это проявилось в цикле "Времена года", двенадцать пьес которого, посвященные двенадцати месяцам года. Пьесы цикла поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их!

Уже в своей Первой симфонии "Зимние грёзы" композитор звуками рисует чудесные пейзажи зимней дороги и туманного края. Музыку этой симфонии сравнивают с элегическими полотнами Левитана, у которого русские просторы вызывали не менее сильный душевный отклик. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать "какой-нибудь закат", а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город". Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист".

Удивительный дар был у Левитана: всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Вот как описывает картину "Весна - большая вода" один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: "Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляют их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной игрустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели". Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.

Центральную часть картины «Вечерний звон» занимает река. Ее серо-голубые оттенки мягко воздействуют на смотрящего, словно призывая насладиться спокойствием и магическим очарованием летнего пейзажа. Основной акцент приходится на утопающий в зелени монастырь и колокольню, созерцание которых возносит человека над мирской суетой. Так и хочется задержаться взглядом на залитом вечерними лучами солнца полуостровке: святая обитель, тающие в небе кресты куполов, широкая дорога к вратам монастыря. И.И.Левитан неслучайно изобразил прямо у реки двух одетых в черное иноков. Они настолько малы, что преодоление пути до сверкающей белой арки кажется чем-то невыполнимым. И все же дорога к Богу вдали от искушений света довольно просторна, а осилить ее сможет только идущий.

Верхняя часть картины – небо. Почти белое над лесом, чуть выше – с воздушными облаками и в левом верхнем углу – голубое, небо поражает своей пронзительной красотой. Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по течению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.

Исаак Ильич Левитан умел находить в любом пейзаже необычайную глубину, гармонично сочетая при этом сложную философию человеческой жизни с девственной чистотой русской природы. (Иван Козлов и музыка А. Алябьева)

Другая картина Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь всё это радуга Родины и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, наконец постиг его до конца. Он нашел нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года".

Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: "Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, "минорные" осенние тучи все время пытается проникнуть "мажорный" солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами... и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства".

    1. Музыка рисует картины

В творчестве другого русского художника, Михаила Александровича Врубеля, мы находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" художником была создана картина "Царевна-Лебедь". Известно, что партию Царевны-Лебедь Римский-Корсаков написал для жены Врубеля, известной певицы Надежды Ивановны Забелы, образ которой, несомненно, влиял на написание картины.

Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и особенной величавой красотою.

Считается, что неоднократное прослушивание Врубелем оперы Антона Рубинштейна "Демон" послужила в дальнейшем одним из толчков к написанию серии картин, объединённых демоническим образом: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный.

Знаменитая картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" написана под непосредственным влиянием музыки Николая Римского-Корсакова. Сам Репин писал: "Я слышал новую вещь Римского-Корсакова "Месть". Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване".

3. Современные музыкальные ассоциации 3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова

Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу - многообразные проявления жизни.

21 век. Используя ассоциации, некоторые деятели искусства стали писать музыку на увиденные картины. И родилось понятие «Поющие картины». Что это такое?

Соединить искусство изобразительное и музыкальное – таков замысел организаторов. Идея, родившаяся в Курске, уже «заразила» другие города –Владивосток и Самару.

Оригинальная инсталляция включает сразу два вида искусства – живопись и песню. Идея конкурса – синтез музыки и живописи

Дмитрий Долгов, знакомый по выступлениям на фестивале «Балаклавские каникулы», лауреат Грушинского фестиваля и других международных конкурсов, представил гостям выставки свои новые картины, которые стали фоном для сольного концерта автора.

Инициатор подобного формата мероприятия - севастопольский поэт и бард Андрей Соболев. Как он рассказал, знает Дмитрия как поэта, автора-исполнителя достаточно давно. И увидев его картины, возникла идея совместить живопись и музыку и организовать выставку-концерт, показав творческую многогранность автора.

Дмитрий Долгов профессионально занимается музыкой и является довольно известной личностью в бардовских кругах. Много ездит с концертами по Украине и России. Сейчас автор передаёт свои переживания, ощущения, своё видение того, что происходит вокруг нас, не только через песни, но и через холст.

Живописью он начал заниматься около трёх лет назад. И к этой выставке подошёл с юмором. Помимо представленных портретов, натюрмортов и жанровых работ, выделились три работы, которые как нельзя лучше оправдывают название выставки.

Буквально за несколько недель до открытия выставки у Дмитрия возникла идея сделать несколько ироничных работ. Он купил в магазине недорогие принты, которые по своей сути представляют китч. И решил придать им новое содержание, дорисовав некоторые образы, которые, на его взгляд, соответствуют определённым песням. «Для меня было важно сохранить как можно больше самой картины, которая там была, и поселить в эту картину какого-то своего героя, которого я считаю важным. И тут же меняется смысл всей картины», - рассказал Дмитрий Долгов.

Увидев картину, каждый человек по-своему её интерпретирует. Объяснение того, как видит её автор, прозвучало в его песнях на концерте, благодаря которым также можно было услышать и то, что не удалось выразить с помощью кисти и холста. Среди прозвучавших песен: «Ковыли», «Ялтинская трагическая». К примеру, образ Маруси из русской народной песни отражён в одноимённой работе «Мыла Марусенька белые ноги». Автор изобразил её на принте с городом Чикаго, озером Мичиган. Были подобраны образы также в работах «Напрасно старушка ждёт...»

Кроме того, бард поделился со зрителем моментами вдохновения, которые сопровождали рождение того или иного произведения, полотна, мелодии или стиха. По уверению Дмитрия Долгова, все присутствующие имели возможность убедиться, что песни могут стать музыкальным продолжением визуальных образов, а звуки дополнением картин.

3.2. Большое будущее у фото

А могут ли современные технологии «озвучить» цифровую фотографию? На международной выставке потребительской электроники (CES 2013) было представлено приложение Mhoto. Используя запатентованную технологию анализа свойств изображения, таких как яркость, насыщенность и контрастность, создается оригинальный саундтрек, адаптированный к «ощущениям, которые передает фотография».
Пользователю достаточно загрузить изображение, и он услышит соответствующую композицию. Также у него есть возможность выбрать определенный музыкальный жанр саундтрека: хип-хоп, рок, поп и т.д.

Основатели приложения работали над алгоритмом создания композиции совместно с музыкальным продюсером Dub Killer. Разработчики планируют добавить в приложение функцию распознавания лиц, чтобы саундтрек совпадал с настроением человека на портрете.

Приложение все еще находится в стадии разработки, и официальный веб-сайт предлагает регистрацию заинтересованных бета-тестеров.

Скоро мы сможем «услышать» любую фотографию. Это достижения 21 века!

4. Услышанная живопись 4.1.Вариант шифрования по узлам картины

Говоря о «музыкальности» картин, считают, что это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, даже если на них изображены люди, играющие на каких-либо инструментах.

А я своей работой хочу показать, что картины могут «петь». Вернемся к репродукции Ботичелли «Весна».

В качестве инструмента для создания музыки может служить любой музыкальный инструмент. Самый распространённый – это пианино. В интернете можно найти множество онлайн эмуляторов. На сайте http://pcblogg.com/ представлены интересные варианты. С их помощью мы создаём фрагмент мелодии. Для этого мы анализируем картину. Выбираем основную линию изображения, вдоль которой располагаем нотный стан. Нотами служат лица изображенных. В качестве альтернативы могут использоваться другие узловые моменты картины: кисти рук, стопы, апельсины на ветвях деревьев. Мы получим мелодию. [Приложение 1, приложение 2] Для аранжировки используется стандартное сочетание аккордов.

Используя данный алгоритм, можно заставить звучать любую картину.

4.2.Вариант с цветовым шифрованием

Есть разные направления живописи. Где-то легко определить узловые моменты картины. А если взять абстракционизм М. Ларионова, П. Филонова, кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Малевича и других, то мы столкнёмся с трудностями. Для таких картин возможен вариант цветового шифрования.

Возьмём цветовой спектр. Каждый цвет определяет свою ноту, 7 цветов – 7 нот. [Приложение 3] Разбив картину на смысловые области, мы создаём мелодию. Для примера рассмотрим картину К. Малевича «Атлеты». Полученная мелодия представлена в приложении 4

Заключение. Триумф музыки

Таким образом, мы получили продукт – мелодию картины. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. На информатике: зашифровать какую – либо информацию и заставить звучать и т.д.

Список литературы

    Басин Н.Э., Суслова О.А. «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001.

    Тарасов Л. – «Музыка в семье муз»

    Казанцева С. А. – «Культурология»

    Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

    Варламова Т.Н. Проект «Учимся слушать и понимать музыку» http://rtwiki.iteach.ru

    Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е.Д. «Искусство 8-9 классы» М. «Просвещение» 2013г.

    Статья с сайта Гармония «Увиденная Музыка, услышанная Живопись» http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?19

    Статья с сайта Музыкальная фантазия. «Музыка в школе»http://muzk-ira.ucoz.ru/publ/razrabotki_urokov/muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka_chjurljonis/8-1-0-51

    автор Danka «Синтез музыки и живописи»/"Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях

http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2ac68b4d43b88421216c37.html

    Репродукции картин взяты из интернет-энциклопедии Википедия

    http://www.engadget.com/2013/09/09/moto-composes-music-from-pictures/

    Вивальди А. Времена года. 1 часть. Весна / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Вивальди А. Времена года. 2 часть.Сон крестьянина. / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Чайковский П.И. Осенняя песнь. Октябрь. /Н. Штокман - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Ференц Лист Фортепьянный цикл «Годы странствий» Год второй. Италия. Пьеса «Обручение».

    Римский – Корсаков Н.А. Симфоническая сюита ч.9. «Сладость мести»

    Рахманинов С.В. Симфоническая поэма «Остров мертвых» Филадельфийский оркестр.

    Алябьев А. «Вечерний звон» Хор Сретенского монастыря.

    Долгов Д. «Ковыли» слова и музыка Д. Долгова. Альбом «Чуть – чуть надежды»

Приложения.

    Картина Ботичелли «Весна»

    Цветовая ассоциация аккордов

    Мелодия картины: Ботичелли «Весна»

Аккорды: D D S D H F S G

Мелодия картины: К. Малевич «Атлеты»

Аккорды: D A F G D A H S