Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основанные на синтезе искусств. Анализ парциальных программ музыкального развития Программы основанные на синтезе искусств

Светлана
«Синтез искусств»

Тема : «Синтез искусств в музыкальном воспитании дошкольников».

Музыкальный руководитель : Ластухина Светлана Викторовна.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой» . Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Ее ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, и оказывают сильнейшее, отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства, она интересна музыкальному руководителю и позволяет применять ее в работе с детьми. В своей работе мы творчески относимся к содержанию программы по музыкальному воспитанию, в зависимости от конкретной группы детей. Но обязательным условием является организация пространственно-предметной среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в этих условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Такое большое значение слушания музыки, казалось бы, должно было обеспечить ему соответствующее положение в музыкальной работе с дошкольниками. Однако, к сожалению, это далеко не так.

Работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении «обеспечить» проведение очередного праздника, мы стараемся за счет слушания, выкроить» на занятии дополнительное время, для повторения песен, танцев. В результате слушание проводиться от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носитель определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в конечном итоге их пение, игра в оркестре и музыкальное движение становятся менее выразительными. В том случае, когда слушание на занятии все - таки проводиться, «коэффициент полезного действия» также бывает очень низок. Можно представить, что в первой части занятия дети слушают и эмоционально переживают

высокохудожественное произведение, а через 5-7 минут в разделе «Музыкальное движение» , уже разучивают боковой галоп. Понятно, что работа по слушанию в таком случае проходит практически впустую. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания музыки на музыкальных занятиях. Новые интересные работы, проведенные последнее время в педагогами-музыкантами послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми.

В числе этих программ - программа «Синтез » - специальная программа по слушанию музыки, созданная под редакцией коллектива педагогов : К. В. Тарасовой, МЛ. Петровой, Т. Г. Рубан, О. П. Радыновой, Т. В. Антоновой. В нашем детском саду занятия по слушанию музыки мы проводим по этой программе.

Программа «Синтез » посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств . Эта программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства : музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Взаимодействие искусств способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями. Авторами программы было проведено специальное исследование, о роли синтетических жанров - оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Было показано, что взаимодействие искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия дошкольников. Результаты этого исследования и нашли отражение в программе «Синтез » . Программа «Синтез » предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, которые включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно : слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование. Эта программа очень интересная, содержательна и методически обеспечена. В пакет материалов входят : Программа и методика, нотные сборники «Хрестоматия музыкального репертуара» , набор аудиокассет с музыкой для слушания, набор видеокассет с записями музыки. Для лучшего восприятия музыки детям предлагаются к просмотру слайды : это высокохудожественные произведения изобразительного искусства , специально подобранные создателями программы, соответствующие музыке по содержанию и настроению.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов :

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного

эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3 дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства , какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.

При проведения интегрированного занятия мы стремимся, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Заранее обсуждаем с воспитателем темы и музыкальные произведения, которые предлагается воплотить в детских рисунках или других видах детского творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для практического воплощения музыкального образа. Это объединяет работу двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, а также содействует развитию нашего творческого содружества. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Теперь подробнее о программе.

Музыкальный репертуар, представленный в программе «Синтез » , отвечает двум основным принципам : высокой художественности и доступностн детям и включает в себя произведения разных эпох и стилей : Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна, Михаила Глинки и Петра Ильича Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и Сергея Прокофьева. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов : Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова и др.

И тут же даю представление, на каких музыкальных инструментах исполнялась такая музыка, рассказываю и показываю видеослайды с изображением старинных музыкальных инструментов (клавесин, лютня, орган) .

Я считаю, знакомить детей с разными по стилю музыкальными произведениями очень важно - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает ее к ценностям. Просматривая слайды, дети получают представление о предметах старины, костюмах, прическах.

На занятиях я рассказываю детям о ярких фрагментах биографий ряда композиторов- классиков. В программе «Синтез » опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала ее широкая апробация, успешно используются в практике детского сада, вызывал у детей живой и яркий интерес. Например, балет Чайковского «Щелкунчик» , фрагменты оперы Римского -Корсакого «Сказка о царе Салтане» , опера «Снегурочка» , фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила» , фрагменты из балета Прокофьева «Золушка» , «Любовь к трем апельсинам» .

Использование на занятиях произведений «самых молчаливых искусств » - живописи, скульптуры, архитектуры также помогает детям слушать и воспринимать музыку, создавать необходимое настроение, значительно обогащать восприятие музыкального образа.

детям предлагаем эталонные, высокохудожественные картины И. Левитана : «Весна. Большая вода» , «Вечерний звон» , «Март» , «Сентябрьский снег» .

И. Шишкина «Дубы» , «Цветы на опушке» , «Корабельная роща» .

М. Нестерова «Осенний пейзаж» ,

В. Васнецова «Гусляры» , Саврасова «Дворик. Зима» , «Грачи прилетели»

«Хоровод» , «Рожь» , «К концу лета на Волге» .

Пейзажи И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Рябинка» . Созерцание картин помогает создать поэтическую атмосферу, которая настраивает детей на восприятие музыки.

Не случаен выбор произведений народного прикладного искусства : Городецкая роспись, дымковская игрушка, вышивка и т. д. Отношение народных художников к природе, окружающему миру выражено в радостных и понятных детям образах.

Представленные в программе литературные произведения, которые мы читаем детям перед слушанием музыки, также очень разнообразны : это древнерусский фольклор, поэзия 19 века, стихи современных детских авторов, эмоциональные, выразительные

рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Произведения изобразительного искусства , художественной прозы и поэзии мы подбираем с учетом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке. Этот принцип очень важен.

При ознакомлении детей с оперой и балетом, мы показываем прежде всего эскизы декораций и костюмов или живописные произведения, создаваемые художниками под воздействием музыкальных впечатлений. Так, слушая оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» дети рассматривают замечательные эскизы декораций и костюмов В Васнецова, созданные им специально для этой постановки

Но здесь есть важный момент, несмотря на привлекательные слайды, картины, важно сохранить приоритет музыки. т. е. музыка - это главное. Слово и живопись, используемые на занятиях, лишь помогают ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет. Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Цветные ладошки»(3-4 года)

Автор - Лыкова и.А. Москва, 2008 г.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 3-4 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.

Программа построена на следующих принципах:

    принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга-завирюха», «новогодние игрушки», «праздничная елочка», «цветы», «сосульки», «солнышко», «ручеек и кораблик», «одуванчик» и пр.)

    развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.

    принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

    принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.

    принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю.

Актуальность программы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».

Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).

«Учебники по музыке» - Диски. Методическая литература. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-7 классы. УМК по музыке. Фонохрестоматии. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Искусство. 8-9 класс. УМК по ИЗО. Учебно - методический комплект. Дневники музыкальных размышлений. Творческие тетради.

«Программы по музыке» - Издательство «Русское слово». Издательство «Ассоциация XXI век». Возможность разностороннего развития обучающихся. Программы по музыке. Издательский дом «Федоров». Русское и зарубежное классическое музыкальное наследие. Обучение детей основам музыкальных знаний. Издательство «Академкнига/учебник». Направления внеурочной музыкальной деятельности.

«Программы музыкального воспитания» - Основы музыкальной культуры. Программа «Гармония». Комплексные программы дошкольного образования. Принципы программы «Музыкальные шедевры». От рождения до школы. Программа «Радуга». О российских программах дошкольного образования. Занятия с опорой на специфику искусства. Программа петербуржцев. Программа «Синтез».

«Викторина по музыке» - Творческое содружество «Могучая кучка». «Богатырские ворота. «У камелька». «Мазепа». Композитор, автор симфонической сказки «Петя и волк». Дом-музей П.И.Чайковского. Основатель знаменитой картинной галереи в Москве. Автор увертюр для симфонического оркестра «Арагонская хота». Композитор, написавший 19 рапсодий.

«ЭОР по музыке» - Проблемные поля. Пение караоке. Направления использования ЭОР на уроке. Преимущества использования ЭОР в образовании. Энциклопедия классической музыки. Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров. Энциклопедия популярной музыки. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Практический курс. Музыкальный класс- это веселое развлечение, игра и уроки музыки.

«Музыкальная одарённость» - Соотношение музыкальных способностей. Множество свидетельств. Сдержанные дети. Общие характеристики детей. Музыкальные способности. Биографы. Музыкальная одарённость. Одаренные девочки. Проявление музыкальных способностей. Сергей Васильевич Рахманинов. Музыкальная одаренность. Биографические данные.

Всего в теме 21 презентация

Программа по художественно-эстетическому развитию

для детей 6-7 лет.

«Воспитание у детей любви к классическому наследию

через синтез искусств: живопись, поэзию, музыку.»

Срок реализации - 1 год.

Составила:

Жукова Елена Владимировна

Музыкальный руководитель

МДОУ д/с 26 «Реченька»

г.Ступино Московской области

Пояснительная записка

специальных занятий по слушанию музыки, в основе которых

интеграция различных видов искусства и различных видов художественной деятельности детей.

2.Причины создания образовательной программы.

Ребенка нужно учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе,

в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми,

их поступках, взглядах, суждениях.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко

ребенку дошкольного возраста. Но лучше всего объединить различные виды искусств, чтобы одновременно включить все

анализаторы - зрительные. слуховые, осязательные, тактильно-двигательные

3 Новизна.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Высокий

Познавательный уровень старших дошкольников обусловливает

формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности /игровой, изобразительной, речевой и др./

4 Актуальность.

Через восприятие литературы, музыки, живописи происходит гуманизация личности ребенка. Понимая гуманные отношения,

он пытается перенести их на собственные отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их печали и радости,

но самое главное - он учится сопереживанию.

Воспитание у детей творческого восприятия природы пробуждает у них способность чувствовать гармонию и красоту.

Дети чутки к красоте, они не всегда осознают увиденное, не могут выделить характерное. Помочь им могут литературные и музыкальные произведения. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь!

Практика показала, что от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне, композитор в своем произведении, писатель или поэт - и с чем впервые соприкоснется дошкольник, чему удивится и чем восхитится он -

все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к искусству, как источнику познания мира.

5 Развитие речи

Особое место отводится развитию речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Приобщая ребенка к искусству, отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной

речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит

как бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь рационального логического мышления. На занятиях широко использую средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей: добрый, гуманный, человечный,. отважный, мужественный и др.

Необходимо развивать внутреннюю речь. Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.

6 Цель образовательной программы.

Программа «СИНТЕЗ» ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей и имеет широкий образовательный аспект.

Её содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. Музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. Произведения изобразительного искусства и художественной литературы, подобранные с учётом стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыки, помогают детям понять и пережить музыкальный образ

7. Задачи образовательной программы

1.Создавать условия для развития личности ребенка и реализации

2.Приобщать его к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным а произведениях разных видов искусств.

3.Помогать ребенку понимать своеобразие и единство «языка»

разных видов искусств.

4.Развивать интеллект и речь ребенка.

5.Развивать его эмоциональную сферу и культуру чувств, научить

понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать.

6.Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками и воспитывать культуру общения.

8. Основные принципы построения работы

1.Тщательно отбирать художественный материал, обусловленный возрастными возможностями детей.

2.На базе ознакомления с искусством, решать различные воспитательно-образовательные задачи, развивать психические процессы, речь, память, внимание, мышление, воображение.

3.Активно включать детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую. Речевую.

4.Индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать его склонности, уровень развития.

5.Бережно и уважительно относиться к детскому творчеству.

9. Возраст детей

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

10. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год. Общее количество занятий 36.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исключение составляют недели,

когда проводятся праздничные утренники и в зимние каникулы.

11. Прогнозируемые результаты.

Дети более осмысленно слушают и анализируют музыкальные произведения, художественные произведения, сравнивают, находят общее. У детей имеются знания о выдающихся композиторах, художниках., писателях, поэтах, чье творчество им доступно.

12.Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Способы проведения проверки - контрольно-диагностические задания, которые проводятся 3 раза в год: сентябрь,. январь, май..

Календарно-тематический план.

Методические приемы

Количество занятий

Краски осени

Сентябрь

Экскурсия в парк. Наблюдения за природными явлениями.

Чтение стихотв. Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

1 занятие

Рассматривание репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень»

Восприятие музыки «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, беседа.

Чтение стих. А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

1 занятие

Рассматривание репр. картины

И.Левитана «Золотая осень»

Стихи Ф.Тютчева, А.С.Пушкина,

Восприятие музыки «Осенняя песнь»

П.И.Чайковского в оркестровом и фортепианном исполнении.

1 занятие

Рассматривание репродукции картины В.Поленова «Золотая осень»,

Чтение стих. А.Пушкина, Ф.Тютчева,

М.Исаковского.

Восприятие музыки С.Прокофьев «Фея Осени» из балета «Золушка»

Танцевальный этюд.

1 занятие

Октябрь

Экскурсия в картинную галерею «Ника»

1 занятие

Рассматривание 3-х репродукций «Золотая осень» Левитана, Остроухова, «Цветы и плоды» Хруцкого, беседа.

Восприятие музыки: цикл «Времена года» Вивальди - «Осень»;

Чайковский «Осенняя песнь»;

Исполнение песни О.Девочкиной «Кто сказал, что осень - грустная пора?»; Т.Попатенко «Листопад».

1 занятие

Восприятие музыки цикл «Времена года» - Чайковский, Вивальди

Рисование на тему «Краски осени»

1 занятие

Осенний праздник «Короли красок»

1 занятие

Интегрированное занятие «Трагический сюжет в литературе, музыке, поэзии»

1 занятие

П.И.Чайковский

Ноябрь

Природа вечна и бесконечна

«Детский альбом» - «Утреннее размышление»;

Рассматривание репр. карт. И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Ст-е А.Усачева «Утром в сосновом бору»

1 занятие

«Музыка народов мира»

П.И.Чайковский

«Итальянская песенка»;

«Старинная французская песенка»

«Неаполитанская песенка»

Рассматривание репр. картин И.Айвазовского:

«Итальянский пейзаж. Вечером»

«Неаполитанский залив утром».

1 занятие

«Жил-был кукольник»

Занятие по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского

1 занятие

«Чайковского повсюду знают»

Праздник для старших детей с приглашение учащихся Детской музыкальной школы.

1 занятие

Декабрь

Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

Чтение «Мороз-воевода» Некрасова

1 занятие

Готовимся к празднику

картина И.Шишкина «На севере диком»;

Восприятие музыки «Дед Мороз» Р.Шумана

«Мороз-воевода» Н.Некрасов

1 занятие

Музыкальное оформление русской народной сказки «Морозко»

1 занятие

Новогодняя ёлка

1 занятие

Январь

П.И.Чайковский. «Щелкунчик»

Просмотр видеофильма.

1 занятие

Восприятие музыки. Цикл «Времена года» - зима- Вивальди; Чайковский

«Январь.У камелька»

Чтение стихотворений о зиме.

Исполнение песен о зиме.

1 занятие

Рассматривание репродукции картины

Б.М.Кустодиева «Масленица».

Чтение стихотворений о зиме

Оркестр детских музыкальных инструментов «Камаринская» П.И.Чайковского

1 занятие

Портретная живопись

Рассматривание репрод. картины В.Боровиковского «Графиня Лопухина», Ст-е Я.Полонского

Восприятие музыки «Сладкая грёза» П.Чайковского

1 занятие

Февраль Рассматривание репродукции картины И.Крамского «Неизвестная»

Ст-е Л.Рубальской «Прекрасная дама»

Восприятие музыки - А.Грибоедов «Вальс».

1 занятие

Сказка в музыке

Сказка ложь, да в ней намек

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

«Нянина сказка» П.Чайковского

«В пещере горного короля» Э.Грига

1 занятие

Репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря»; рассматривание, беседа.

«Рассвет на Москве-реке» Мусоргского - восприятие,

Чтение отрывка из сказки «О царе Салтане» А.Пушкина

1 занятие

День защитника Отечества.

1 занятие

Сиротство

Март

Рассматривание репродукции картины «Аленушка» В.Васнецова.

Чтение сказки С.Есениа «Сиротка»

1 занятие

Рассматривание репродукции картины Маковского «Свидание»;

Чтение отрывка рассказа «Ванька» А.Чехова;

Восприятие «Бедный сиротка» Р.Шумана

Рисование «Подарок для сиротки»

1 занятие

Экскурсия, наблюдения за сезонными изменениями.

Знакомые стихи о весне, исполнение любимых песен о весне.Восприятие «Песня жаворонка»

П.И.Чайковского

Стихи о весне.

1 занятие

Восприятие «Песня жаворонка»

П.И.Чайковского

Репродукция картины И.Левитана «Март»

Стихи о весне.

Апрель

Рассматривание репродукции картины И.Левитан «Весна-большая вода»

Восприятие музыки «Подснежник»

П.И.Чайковского,

«Песня жаворонка» М.Глинки

1 занятие

Экскурсия в картинную галерею «Ника».

«Весенние пейзажи, натюрморты»

1 занятие

Концерт учащихся Детской музыкальной школы.

1 занятие

«Рисуем музыку весны»

Восприятие - «Подснежник» Чайковского;

«Песня жаворонка» М.Глинки

1 занятие

Май

Выставка рисунков, выполненных в течение года. Рассматривание, выбор лучших работ. Слушаем музыку по заявкам победителей.

1 занятие

Рассматривание репродукции картины В.Поленова «Московский дворик»,

Восприятие - «Сладкая греза» П.Чайковского

1 занятие

Просмотр видеофильма «Лебединое озеро» П.И.Чайковский

1 занятие

Литература.

1.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1989.

2.Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., Просвещение, 1991.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.

4.Куревина О.А., Селезнева Г.Е., Путешествие в прекрасное. М., Баллас, 1999.

5.Куревина О.А. Синтез искусств. М., Линка-Пресс, 2003.

6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. С-Пт., Акцидент, 1996.

7. Радынова О.П. Слушаем музыку. М., Просвещение, 1990.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1989.

9. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. М., Просвещение, 1992.

10. Борисова Н., Асташкин В. Новый подход в проведении занятий ж. «Дошкольное воспитание», №4,1990.

11. Иванова Э. Об искусстве - малышам. Ж. «Дошкольное воспитание» №12, 1989.

12.Комарова Т.С. О взаимосвязи искусства в эстетическом воспитании детей. Ж. «Дошкольное воспитание» №5, 1995.

13.Краснова Н.В. Беседы по искусству. Ж. «Дошкольное воспитание, №7, 1992.

14. Чумичёва Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Ж. «Дошкольное воспитание», №4, 1995.

15. Ж. «Музыкальный руководитель», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004-2006.

Репродукции картин, используемые в работе с детьми.

И.Остроухов «Золотая осень»

И.Левитан «Золотая осень»

В.Поленов «Золотая осень», «Московский дворик»

И.Бродский «Опавшие листья»

И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком»

В.Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»

А.Мыльников «Верочка»

Т.Яблонская «Утро»

И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт»

В.Стожаров «Лён»

А.Пластов «Сенокос», «Первый снег»

И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода».

В.Бакшеев «Голубая весна»

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Максимов «Сосновый бор»

В.Маковский «Свидание»

Богданов-Бельский «У дверей школы»

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

К.Брюллов «Всадница»

И.Айвазовский «Девятый вал», «Вид Леандровой башни»

И.Крамской «Неизвестная»

В.Тропинин «Кружевница»

В.Боровиковский «Портрет графини М.И. Лопухиной»

Б. Смирнов- Русицкий «Слобода берендеев»

Дидактические игры.

1. «Угадай колорит картины»- закрепить понятие - холодный и теплый колорит.

2. «Настроение в искусстве» - дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов в литературе, музыке, живописи.

3. «Краски радуги»- краски живут в «разноцветной стране».

4. «Цветик-семицветик» - раздаточный материал. Выложить лепестки цветка в последовательности цветов радуги.

5. «Теплый тон, холодный тон» - раздаточный материал- карточки различного цвета. Закрепить понятие - теплый тон, холодный тон.

6. «Грустно-весело» - отгадать настроение по мимике - раздаточный материал - карточки.

Фонотека:

Коллекция «Великие композиторы». 22 диска

Уникальная коллекция «Комсомольской правды»

П.И.Чайковский; А. Вивальди; Ф.Мендельсон; Д.Верди;

Музыка семейства Штраусов; С.Танеев; Р.Вагнер; Ф.Шопен; М.Мусоргский; М.Глинка; А.Лядов; И.С.Бах; В.А.Моцарт; Э.Григ; Р.Шуман; Д.Россини; Ж.Бизе; М.Равель; Н.Паганини; А.Бородин; Н.Римский-Корсаков; А.Дворжак

Коллекция детских книг для детей, издательство Белый город:

Серия «Сказки о художниках»;

Павел Третьяков - Как родилась Третьяковская галерея

К Маковский -Сказка о красивом художнике;

З.Серебрякова - Сказка о серебряном ветре;

В.Серов - Сказка о правдивом художнике;

В.Тропинин - Сказка о московском художнике;

В.Перов - Сказка о художнике и волшебном альбоме;

В.Суриков - Сказка о возвращенном времени;

В.Поленов - Сказка о художнике и ангеле;

И.Айвазовский - Сказка о волне и художнике;

И.Айвазовский - Сказка о художнике и волшебной птице;

В.Васнецов - Сказка о сказочнике;

А.Васнецов - Сказка о художнике, который искал себя;

В.Верещагин - Сказка о художнике, который объехал весь мир;

А.Венецианов - Сказка о художнике и домовом;

А.Иванов - Сказка о художнике и его главной картине;

И.Шишкин - Сказка о лесном художнике;

И.Левитан - Сказка о грустном художнике.

Энциклопедия живописи для детей:

100 русских художников - издательство Белый город

Сказка в русской живописи.

Серия «Русская поэзия» - издательство Белый город

А.К.Толстой «О, отпусти меня снова, Создатель, на землю»..

Ф.И.Тютчев «Впусти меня! - Я верю, Боже мой!»

Н.А.Некрасов «Всюду родимую Русь узнаю!»

А.Н.Майков «Кругом царила жизнь и радость…»

И.Никитин «Это ты, моя Русь державная…»

М.Ю Лермонтов «Белеет парус одинокий…»

К.К.Романов «И неземного восхищенья полна душа»

А.А.Фет «Целый мир…»

1. Пояснительная записка.

А. Введение.

Б. Цель.

В. Задачи.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Синтез искусств».

5. Таблица годового календарно – тематического планирования

на год.

    Пояснительная записка.

А. Введение.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в

совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме еѐ

проявления. Это способствует формированию органов чувств, установленных на

восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е.

позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти

к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует

эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить

ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться

к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в

человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется

творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее

будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Основополагающим в курсе «Синтез искусств» для дошкольников является:

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего

ребѐ нку представление о действительности, о еѐ закономерностях, о нѐ м самом.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется

целенаправленное развитие личности ребѐ нка, но и духовный опыт наслаждения,

объект, в котором ребѐ нок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия,

гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически

отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык,

являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей

многогранности может быть отражѐ н только через единый духовный образ,

каковым является искусство. В-третьих, по своей природе искусство произошло от игры, от подражания.

Следовательно, искусство близко ребѐ нку как форма адаптации в жизни своей

игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребѐ нка весьма

относительны, а вера в вымысел - защитная реакция от агрессии окружающей

действительности.

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой

соотношения жизни и искусства, реальности и игры становится стержнем, на

который нанизываются знания ребѐ нка о мире, об искусстве, о себе. Если

расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом,

помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других

видов искусства, то обратный процесс: синтез - соединение знаний об отдельных

видах искусства в единый сплав - поможет создать у ребѐ нка представление об

образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчленѐ нности.

Успех такого подхода - формирование целостной, самодостаточной личности,

обладающей широким кругозором, запасом необходимых

ценностных ориентиров, без которых невозможно ограниченное существование

человека в окружающем нас мире.

Б. Цель.

Цель подготовительного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала «домашних» детей. Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Позволить детям увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это облегчит ребёнку переход из домашних условий в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

    Разработка содержания, обеспечивающего

Воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребёнка;

Развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

Развитие эмоциональной сферы;

Цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Результатом данной программы будет являться максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, подготавливаемого «домашнего» ребёнка, гармоничное развитие его личных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Также огромным значением, для педагога подготовительного курса обучения «домашних» детей дошкольников, является знание и опора на психолого-педагогические принципы, отражающих самоценность детей данного возраста и его значение для становления и развития личности ребёнка.

Главной целью данного курса образовательной программы является - создание условий для развития функционально грамотной личности – человека способного решать жизненные задачи, опираясь, на полученные в ходе подготовки, знания, умения и навыки.

Основные линии развития детей дошкольников подготовительного курса:

Формирование произвольного поведения;

Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

Переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

Мотивационная готовность.

Основная цель организации и обучения группы предшкольного образования по учебно-методическому комплекту «2100» - это подготовить ребят к школе и вывести их на уровень детей посещающих детский сад.

Часто родители считают, что ребёнок придя в первый класс должен уметь считать, писать, читать, пользоваться компьютером, данное мнение очень ошибочно. К началу обучения у ребёнка должны быть следующие стороны развития, которые дают толчок успешности в школе:

    Готовность к обучению, как новому виду деятельности (стремление к обучению, интерес к познанию нового, а не страх, речевое развитие);

    Готовность к обучению именно в школе (работе в коллективе, общению со взрослыми и со сверстниками);

    Развить ребёнка как маленькую личность в обществе, причем индивидуальную.

Школа для ребёнка это психологический стресс, поэтому важно не опустить момент для дальнейшего развития ученика, а не боязливого человечка, который не сможет раскрыться.

Важно помнить о том, что нельзя пугать ребёнка предшкольной подготовкой, а дать понять, что это интересные занятия на которых они много будут играть, узнавать, творить. Но главное у ребёнка должно быть желание.

Целью курса «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины

мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения

ребѐ нка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства,

отражающего мир и человека в нѐ м. Путь познания мира в данном контексте: от

окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира - к искусству

как образу внешнего мира. Таким образом, ребѐ нок - центр мироздания, открыва-

ющий красоту мира и искусства через своѐ внутреннее «я».

В. Задачи.

Основные задачи:

1. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

2. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи курса:

Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи реализуются с учѐ том возрастных особенностей детей, уровня их

психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации курса «Путешествие в прекрасное» - на ребѐ нка, его непосредственную

реакцию на произведение искусства.

прекрасное» - личностно ориентированный, т.е. с учетом специфических

особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических

особенностей каждого ребѐ нка. При реализации курса необходимо учитывать его

развивающе-обучающий характер, который и определяет ведущие методические

принципы.

1. Принцип деятельности. На занятиях ребѐ нок находится в постоянном

процессе открывания новых знаний. Действие (игра) - познания, переживания,

сопричастности со стороны ребѐ нка и со стороны педагога.

2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях

аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В

свою очередь ребѐ нку предоставляются возможности для оптимального

самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных

ситуаций. Основное методическое правило - ребѐ нок всегда прав, если может

объяснить свою точку зрения.

3. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог

провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в

которых каждый ребѐ нок становится художником, поэтом, артистом и

реализует своѐ творческое начало через коллективную и индивидуальную

деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной

ситуации, еѐ проговаривание.

4. Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается

на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье,

в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и

целеположение еѐ действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребѐ нку!

Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно

создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать

для ребѐ нка единственным и неповторимым, каждое должно нести в себе

катарсис (духовное очищение через потрясение).

Курс «Путешествие в прекрасное» построен с учѐ том постоянного

усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса

представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребѐ нка к

знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии

окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов

искусства.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является

коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение

каждого ребѐ нка. Любой учебный пример осваивается не через

репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребѐ нок сам

осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и

жизненного опыта. Каждое занятие должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребѐ нку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в

поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности

художественно – эстетической направленности.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,

музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием

изображѐ нных на сюжетных картинах детей и взрослых;

Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером

музыки;

Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах

художественных произведений в рисунке;

Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального

произведения;

В совместных со взрослыми и в партнѐ рских детских проектах создаѐ т

атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных

произведений и собственных сказок;

Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных

произведениях;

Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

Самостоятельно определяет различные средства музыкальной

выразительности, различает правильное и неправильное интонирование

мелодии;

Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям

музыку.

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по курсу «Синтез искусств».

Федеральные Государственные образовательные стандарты общего

образования. Дошкольное образование.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях.

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей

программы:

1. мультимедийный проектор;

2. интерактивная доска;

3. графические планшеты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного

искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5. Таблица годового календарно – тематического планирования на год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами дошкольного образования курс «Синтез искусств» изучается по 1 занятию в неделю (33 занятия в год).