Произведение зарубежной литературы в жанре романов воспитания. Традиции романа воспитания в творчестве зарубежных писателей-реалистов

Что же такое «роман воспитания»?

Впервые термин «роман воспитания» (нем. Bildungsroman) был использован в 1819 году филологом Карлом Моргенштерном в его университетских лекциях. Немецкий философ Вильгельм Дильтей обратился к этому термину в 1870 году, а в 1905 году термин стал общепринятым.

Первым романом воспитания принято считать «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете, который был написан в 1795-1796 годах. Хотя роман воспитания зародился в Германии, он получил широкое распространение сначала в Европе, а затем и по всему миру. После публикации перевода романа Гете на английский язык, многие английские писатели вдохновлялись им при создании своих произведений. Классическими романами воспитания являются «История Тома Джонса» Филдинга, «Дэвид Копперфильд» и «Большие надежды» Диккенса, «Воспитание чувств» Флобера, «Подросток» Достоевского.

В XX веке роман воспитания продолжает пользоваться популярностью у писателей. Появляются «Мартин Иден» Джека Лондона, «Портрет художника в юности» Джойса, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Убить пересмешника» Харпер Ли и многие другие романы воспитания.

Существует несколько разновидностей романа воспитания. В романе развития описывается общее становление личности человека. Роман образования фокусируется на школьном и другом формальном образовании. «Художнический» роман показывает становление личности художника, артиста, становление его таланта. Роман карьеры рассказывает об обретении героем общественного успеха и его постепенном подъеме по социальной лестнице. Выделяют также приключенческий роман воспитания, в котором становление личности героя сопровождается описанием его приключений и часто уходит на второй план.

Но для всех разновидностей романа воспитания есть одна отличительная характеристика: в нем описывается становление личности человека.

Предлагаем вашему вниманию подборку книг подобного жанра. Возможно, они смогут заинтересовать юных читателей:

Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфилд»


«Жизнь Дэвида Копперфилда» – поистине самый популярный роман Диккенса. Это – история молодого человека, готового преодолеть любые преграды, претерпеть любые лишения и ради любви совершить самые отчаянные и смелые поступки. История бесконечно обаятельного Дэвида, гротескно ничтожного Урии и милой прелестной Доры. История, воплотившая в себе очарование «старой доброй Англии», ностальгию по которой поразительным образом испытывают сегодня люди, живущие в разных странах на разных континентах…

Луиза Мэй Олкотт «Маленькие женщины»


Речь в книге идёт о взрослении четырёх сестер во время и после Гражданской войны. Они живут в маленьком американском городке, их отец сражается на фронте, и им приходится очень нелегко. Но, несмотря на все трудности, семья Марч старается сохранять бодрость духа и поддерживать друг друга во всем. Сестры работают, учатся, помогают матери по дому, ставят семейные спектакли, пишут литературную газету. Вскоре они принимают в свою компанию еще одного члена – Лори – богатого и скучающего молодого человека, который живет по соседству и который становится близким другом всей семьи. У каждой из сестер Марч – свой характер, свои мечты, интересы и амбиции. У каждой есть и свои недостатки, дурные наклонности, которые им предстоит преодолеть. Это книга о маленьких трагедиях и маленьких радостях обычной семьи.

И.-В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»


По жанру это роман воспитания, раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта.

Лев Толстой « Детство. Отрочество. Юность»


Автобиографическая трилогия Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» – одно из самых значительных произведений русской литературы, посвященных теме взросления. Главный герой трилогии – отнюдь не образец совершенства. Он ошибается, запутывается в отношениях с близкими, друзьями и родными, он снова и снова делает неверный выбор. Но именно поэтому его история – история искренней детской дружбы и любви, первого большого горя и первых неудач вступления во взрослую жизнь – интересна и нашим современникам, узнающим в мальчике из далекого XIX века себя.

Гюстав Флобер «Воспитание чувств»


Одной из блистательных вершин французской прозы XIX века стал роман Гюстава Флобера «Воспитание чувств». Это, по словам автора, попытка «слить воедино две душевные склонности», два взгляда на вещи — реалистический и лирический. Восемнадцатилетний юноша-романтик отправляется из провинции в Париж изучать право. Подобно Эмме Бовари, Фредерик — мечтатель. В пути он влюбляется, еще не сознавая, что это чувство необратимо, оно изменит все его планы и намерения.

Ф.М. Достоевский «Подросток»


Роман о становлении юного характера, о взаимоотношениях отцов и детей, о вечном в этих взаимоотношениях и о привнесенном временем и средой. Действие романа происходит в эпоху укоренения в России буржуазности как принципа не только сугубо экономических, но и человеческих отношений. Главный герой, молодой человек с чуткой, но неразвитой душой испытывает соблазны своего времени, и душа его подвергается испытанию: прорастут ли в ней ростки зла, и зачерствеет она под влиянием привлекательных идей стяжательства и себялюбия или сохранит способность к духовному росту.


Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

От имени 17-летнего юноши по имени Холден в весьма откровенной форме рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Произведение имело огромную популярность, особенно среди молодёжи, и оказало существенное влияние на мировую культуру второй половины XX века.

И название романа, и имя его главного героя Холдена Колфилда сделались кодовыми для многих поколений молодых бунтарей — от битников и хиппи до современных радикальных молодежных движений.

Уильям Голдинг «Повелитель мух»


Антиутопия. Отряд мальчишек, оставшихся в живых после авиакатастрофы, попадает на необитаемый остров. Неожиданный поворот судьбы подталкивает многих из них забыть обо всем: сначала — о дисциплине и порядке, затем — о дружбе и порядочности, а в конце концов — и о самой природе человеческой.

Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»


События лета, прожитого 12-летним мальчиком, за которым легко угадывается сам автор, описаны серией коротких рассказов, соединённых своеобразными «мостиками», придающими повести целостность. Войдите в его светлый мир и проживите с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых — ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь!

Гюнтер Грасс «Жестяной барабан»


Повествование ведет пациент психиатрической клиники, поражающий своим здравомыслием, — Оскар Мацерат, который, чтобы избежать участи взрослого, в раннем детстве решил больше не расти.

Харпер Ли «Убить пересмешника»


История маленького сонного городка на юге Америки, поведанная маленькой девочкой...

История её брата Джима, друга Дилла и её отца — честного, принципиального адвоката Аттикуса Финча, одного из последних и лучших представителей старой «южной аристократии».

История судебного процесса по делу чернокожего парня, обвинённого в насилии над белой девушкой.

Но прежде всего — история переломной эпохи, когда ксенофобия, расизм, нетерпимость и ханжество, присущие американскому югу, постепенно уходят в прошлое. «Ветер перемен» только-только повеял над Америкой. Что он принесёт?..

Борис Балтер «До свидания, мальчики»


Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»


Написанный в середине 70-х "Мальчик со шпагой" — одна из вершин советской детской литературы и самая известная книга Владислава Крапивина. Главный герой романа Серёжа Каховский стал примером для подражания тысяч советских мальчишек, а его образ получился настолько достоверным, что редакцию журнала "Пионер" засыпали письмами с просьбами сообщить адрес Серёжи.

Прошло 40 лет, а главный герой этой книги не постарел, не постарели его друзья и противники, не постарели его вопросы и его поиск, его борьба со всем случайным и несправедливым, что есть в нашей жизни.

Энтони Берджесс «Заводной апельсин»


"Заводной апельсин" — роман английского писателя Энтони Берджесса, вызвавший в свое время культурный шок и принесший автору мировую славу.

Повествование ведется от имени тинейджера Алекса, главаря молодежной банды, который получает огромное удовольствие, избивая и насилуя, уродуя и убивая. Однажды его схватывают на месте преступления и приговаривают к четырнадцати годам тюрьмы. Вскоре Алекс соглашается на участие в медицинском эксперименте, после которого он должен лишиться всех своих похотливых и грешных желаний...

Пугающий и провокационный по содержанию, "Заводной апельсин" - размышление о сущности человеческой агрессии, свободе воли и адекватности наказания.

Жан-Мишель Генассия « Клуб неисправимых оптимистов »


Французские критики назвали его книгу великой, а французские лицеисты вручили автору Гонкуровскую премию.

Герою романа двенадцать лет. Это Париж начала шестидесятых. И это пресловутый переходный возраст, когда все: школа, общение с родителями и вообще жизнь — дается трудно. Мишель Марини ничем не отличается от сверстников, кроме увлечения фотографией и самозабвенной любви к чтению. А еще у него есть тайное убежище — это задняя комнатка парижского бистро. Там странные люди, бежавшие из стран, отделенных от свободного мира железным занавесом, спорят, тоскуют, играют в шахматы в ожидании, когда решится их судьба. Удивительно, но именно здесь, в этой комнатке, прозванной Клубом неисправимых оптимистов, скрещиваются силовые линии эпохи.

Сомерсет Моэм «Бремя страстей человеческих»


Возможно, самый значительный роман Сомерсета Моэма. Гениальность, с которой писатель раскрывает темные и светлые стороны человеческой души, проявилась тут особенно отчетливо.

И именно в этой книге Моэм с удивительной даже для него искренностью обнажает душу собственную...

Идейное движение, получившее название «Просвещение», распространилось в европейских странах в 18 веке. Оно было проникнуто духом борьбы против всех порождений и проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

Просветители исходили из убеждения, что человек рождается добрым, наделенным чувством красоты, справедливости и равным всем другим людям. Несовершенное общество, его жестокие законы противны человеческой, «естественной»

Натуре. Следовательно, необходимо помнить человеку о его высоком предназначении на земле, воззвать его к разуму – и тогда он сам поймет, что такое добро и что такое зло, сам сможет отвечать за свои поступки, за свою жизнь. Важно только просветить людей, воздействовать на их сознание.

Просветители верили во всемогущество разума, но для них эта категория наполнялась более глубоким смыслом. Разум должен был только способствовать переустройству всего общества.

Будущее представлялось просветителям как «царство разума». Вот почему огромное значение они придавали науке, устанавливая

«культ знания», «культ книги». Характерно, что именно в 18 веке была издана знаменитая французская «Энциклопедия» в 28 томах. В ней пропагандировались новые взгляды на природу, человека, общество, искусство.

Писатели, поэты, драматурги 18 века стремились доказать, что не только наука, но и искусство может способствовать перевоспитанию людей, достойных жить в будущем гармоническом обществе, которое надлежит строить опять-таки по законам разума.

Просветительское движение зародилось в Англии (Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера», великий шотландский поэт Роберт Бернс). Затем идеи Просвещения стали распространяться по всей Европе. Во Франции, например, к числу просветителей относят Вольтера, Руссо, Бомарше, в Германии – Лессинга, Гете, Шиллера.

Просветительские идеалы существовали и в русской литературе. Они нашли отражение в творчестве многих авторов 18 века, но наиболее отчетливо у Фонвизина, Радищева.

В недрах Просвещения проявлялись новые тенденции, предвещающие появление сентиментализма. Усиливается внимание к чувствам, переживаниям простого человека, утверждаются моральные ценности. Так, выше мы упоминали Руссо как одного из представителей века Просвещения. Но он же был автором романа «Новая Элоиза», который по праву считают вершиной европейского сентиментализма.

Своеобразное выражение гуманистические идеи Просвещения находили в немецкой литературе, там возникло литературное движение, известное под названием «Буря и натиск». Сторонники этого движения решительно отвергали классицистические нормы, сковывавшие творческую индивидуальность писателя.

Они отстаивали идеи национального своеобразия литературы, требовали изображения сильных страстей, героических дел, ярких характеров, а в то же время разрабатывали новые методы психологического анализа. Таким, в частности было творчество Гете и Шиллера.

Литература Просвещения сделала шаг вперед и в теоретическом осмыслении целей и задач искусства, и в художественной практике. Появляются новые жанры: роман воспитания, философские повести, семейная драма. Больше внимания стало уделяться моральным ценностям, утверждению самосознания человеческой личности. Все это стало важным этапом в истории литературы и искусства.

Довольно широкое распространение в литературе этой эпохи получил просветительский классицизм . Крупнейшие его представители в поэзии и в драматургии, а особенно в трагедийном жанре был Вольтер. Имел большое значение «Веймарский классицизм» – его теоретические принципы получили яркое воплощение в стихотворениях Шиллера и в «Иоригении и Тавриде» Гете.

Просветительский реализм также был распространен. Его представителями были Дидро, Лессинг, Гете, Дефо, Свифт.

Известнейшие произведения Эпохи Просвещения:

В л-ре Англии: -Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», -Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», -Ричардсон «Памела или Вознагражденная добродетель», – Поэзия Роберта Бернса

В л-ре Франции: – «Персидские письма» Монтескье, – «Орлеанская девственница», «Блудный сын», «Фанатизм или пророк Магомет» Вольтера. – «Племянник Рамо», «Жак Фаталист» Дидро. – «Новая Элоиза», «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо.

В л-ре Германии: – «Коварство и любовь», «Разбойники» Шиллера,- «Фауст», «Страдания юного Вертера» Гете.

Изучение теории литературы в средней школе

Изучение теории литературы помогает ориентироваться в ху­дожественном произведении, в творчестве писателя, в литера­турном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывает серьезное отношение к духовным богатствам, вы­рабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль учащихся, способствует формированию эстетических вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития).

Включаясь в общий процесс формирования мировоззрения молодежи, теоретико-литературные знания становятся своеоб­разным стимулятором роста ее коммунистических убеждений.

Изучение теории литературы совершенствует приемы умст­венной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников и для усвоения других учебных предметов.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона вопроса. От то­го, как поставлено изучение теории литературы в школе, во мно­гом зависит уровень восприятия юношами и девушками других искусств. Примитивно-натуралистический подход к кинокарти­нам, театральным постановкам, произведениям живописи (о чем с тревогой пишут авторы сборника «Художественное восприя­тие» 1) объясняется неудовлетворительной теоретической подго­товкой части, молодежи в области искусства. Очевидно, в курсе литературы необходимо усилить внимание к тем моментам, ко­торые раскрывают и характеризуют общие черты литературы и других видов искусства, общие законы развития искусства, не ослабляя внимания к специфике литературы.

В IV-VI классах , усваивая конкретные сведения о различи­ях прозаической и стихотворной речи, о речи автора и речи действующих лиц, об изобразительно-выразительных средствах язы­ка, о стихе, о строении литературного произведения, о литератур­ном герое, о родах и некоторых жанрах литературы, знакомясь с фактами творческой истории отдельных произведений, с отно­шением писателя к изображаемым героям и событиям, сталки­ваясь с художественным вымыслом в сказках, былинах, баснях, выясняя жизненную- основу таких произведений, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Детство» М. Горького, «Школа» А. Гайдара, учащиеся постепенно накапливают наблю­дения над сущностью образного отражения жизни, а кое-что закрепляют в простейших определениях. В этой связи особое значение приобретает постановка теоретического вопроса об от­личиях литературы от устного народного творчества, сказок ли­тературных от сказок народных.

Более систематичное изучение теории литературы начинается с VII класса.

VII класс. Образность художественной литературы. Понятие
художественного образа. Связанный с ним вопрос 6 роли творческого­ воображения. (Постановка проблемы образности лите­ратуры обусловлена интересами литературного развития уча­щихся и особым местом, которое занимает VII класс как класс, «пограничный» между двумя ступенями литературного образования – пропедевтической и основанной на историко-хронологическом принципе. Поскольку с образностью литературы в теоре­тическом плане учащиеся знакомятся при изучении отдельных произведений, они одновременно овладевают в связи с основным понятием понятиями темы, идеи, сюжета, композиции произве­дения.)

VIII класс. Типическое в литературе. Понятие о литературном типе (в его отношениях с понятием художественного образа).­

Обращение к проблеме типического опирается на постановку проблемы «автор – действительность» и предполагает рассмот­рение под определенным углом зрения вопроса о личностном характере, художественного творчества, о способах выражения авторского сознания. Благоприятные условия для привлечения внимания школьников к вопросам личностного характера худо­жественного творчества создает и программа VIII класса (изу­чение биографий писателей, работа над несколькими произведе­ниями одного автора), и характер изучаемых произведений (ли­рические и лиро-эпические произведения, форма повествова­ния от первого лица), и направленность познавательных интере­сов учащихся.

IX класс. Классовость и народность литературы (и связанные с этим вопросы мировоззрениями индивидуального стиля пи­сателя). Выдвижение проблемы классовости и народности литературы опирается на своеобразие курса IX класса (ожесточен­ная классовая борьба в русской литературе 60-х годов XIX века, решение многих коренных социальных проблем разными писате­лями с разных идейно-эстетических позиций) и на уровень под­готовленности учащихся по литературе и истории.

X класс. Партийность литературы и связанные с нею вопро­сы социалистического реализма. К постижению понятий партий­ности литературы и социалистического реализма, «вершинных» понятий, исключительно важных для формирования мировоззре­ния и воспитания личности ученика, школьники готовятся по су­ществу на всем протяжении курса литературы. В процессе усвоения этих понятий учащиеся углубляют и совершенствуют свои знания и по общим проблемам художественной литерату­ры, и по проблемам, связанным с изучением художественного произведения.

Таким образом, в каждом классе изучается как бы комплекс теоретических проблем (понятий), организуемый центральной для этого класса «общей» проблемой, а эта последняя постоянно ставится в связь с другими проблемами (понятиями).



  1. В 17 в широкое распространение получает новое идеологическое течение Просвещение. Писатели, критики, философы- Дидро, Бомарше, Свифт, Дефо, Вольтер и др. характерной чертой Просвещения являлось своеобразное обожествление разума как единого критерия...
  2. Раньше имевшее место литературное образование основывалось на единомыслии, классовом подходе, социалистических стереотипов и партийных идеях. Художественные произведения были дополнением для изучения исторических пособий. В настоящее время это система образования является...
  3. Цель курсовой работы – формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности....
  4. Учащиеся должны придумать и записать воображаемый диалог. Работа может проводиться в парах. Темы для диалога соотносятся с изучаемым произведением: О чем могли бы поведать друг другу розы,...
  5. По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу....
  6. Урок литературы является процессом творческим, и работа учителя сродни деятельности композитора, живописца, актера, режиссера. На всех этапах урока значительную роль играет сам учитель,...
  7. «Новая драма» началась с реализма, с которым связаны худо­жественные достижения Ибсена, Бьёрнсона, Гамсуна, Сгриндберга, Гауптмана, Шоу, но впитала в себя идеи других литературных школ и направлений переходной эпохи, в первую...
  8. В английской литературе критический реализм утвердился как ведущее направление в 30-40-е гг. Расцвет его совпал с наивысшим подъемом чартистского движения в 40-х гг. Именно в это время были созданы такие...
  9. Новалис (1772-1801) – псевдоним талантливого поэта, примыкавшего к иенскому кружку романтиков, Фридриха фон Гарденберга. Он происходил из обедневшей аристократической семьи и вынужден был зарабатывать на жизнь чиновничьей службы. Новалис был...
  10. Вечные образы – так называют образы мировой литературы, которые обозначены большой силой худ обобщения и стали общечеловеческим духовным приобретением. К ним можно отнести Прометея, Моисея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихот,...
  11. Народное устное творчество – творчество народа. Для его обозначения в науке чаще всего применяется два термина: русский термин «народное устное поэтическое творчество» и английский термин «фольклор», введенный Вильямом Томсом в...
  12. Общая характеристика литературы XVII века: эстетические системы и их представители (подробное рассмотрение творчества одного из них). Италия. Перемещение новых торговых путей губительно сказалось на внутренней экономике Италии. В XVII Италия,...
  13. Наряду со старыми драм жанрами к сер. XVI в. в Испании вырабатывается новая, ренессансная система драматургии, кот. произошла из столкновения двух начал в театре – средневековой нар традиции и учено-гуманистических...
  14. Сонет – особая форма стихотворения, зародившаяся в XIII веке в поэзии прованских трубадуров. Из Прованса сонетная поэзия перешла в Италию, где достигла совершенства в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни...
  15. Начиная с четырнадцатого столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека. В числе первых, кто взял...
  16. Литература Древнего Рима представляет собой новый этап в истории единой античной лит-ры. Римская литература сохраняет систему жанров, возникших в Греции, ее проблематику, однако римские писатели развивают по-своему ряд проблем, выдвинутых...
  17. На празднике «Великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, выступали, помимо лирических хоров с обязательным в культе Диониса дифирамбом, также трагические хоры. Античная трагедия называет первым своим поэтом Афин Эврипида и...
  18. В 7 в. до н.э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого...
  19. Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными худ достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков...
  20. Сказки – это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в...

Воспитания роман это романное повествование, в основе которого лежит история стадиального развития личности, чье сущностное становление, как правило, прослеживается с детских (юношеских) лет и связывается с опытом познания окружающей действительности. Хотя истоки можно найти уже в произведениях античности («Сатирикон», 1 век, Петрония; «Золотой осел», 2 век., Апулея), а многие черты его отчетливо проявляются в «Гаргантюа и Пантагрюэле», Ф.Рабле, «Симплициссимусе», Х.Я.К.Гриммельсхаузена, как жанр воспитания роман был осмыслен и декларирован в качестве программного эпохой Просвещения с ее доминирующим принципом формирования человека. Классические образцы жанра - роман К.М.Виланда «Агатон» (1766), трилогия И.В.Гёте «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777-85, не закончен) «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-96), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821-29), а также единственный незавершенный роман Ф.Шиллера «Духовидец» (1789), где, по словам автора, в форме воспоминаний «невымышленного» лица дается «история заблуждений человеческой души» (Шиллер Ф. Собрник сочинений).

Просветительская концепция романа воспитания (тесно связанная с теорией «эстетического воспитания» Ф.Шиллера) была поддержана романтиками (теоретически - Шлегелем, в художественной сфере - философско-символическими романами Л.Тика «Вильям Ловель», и «Странствия Франца Штернбальда», Новалиса - «Генрих фон Офтердинген») и подкреплена дальнейшим развитием литературы - как немецкой, где романа воспитания традиционно является одним из приоритетных жанров и черты его можно найти в романистике 19 века (роман одного из вождей леворадикальной литературной группы «Молодая Германия» К.Гуцкова «Валли сомневающаяся», 1835) и 20 веке (романы Т.Манна «Признания авантюриста Феликса Круля», 1954, «Волшебная гора», 1924; романы Г.Канта, К.Вольф, Э.Штриттматтера, З.Ленца), так и мировой (в широком диапазоне жанровых модификаций - от «Исповеди» Ж.Ж.Руссо, изданной в 1782-89, до автобиографических трилогий Л.Н.Толстого и М.Горького). С самых своих истоков роман воспитание тесно связан с педагогическими, философско-педагогическими и мемуарно-педагогическими трудами («Киропедия» Ксенофонта, 5-4 веков. до н.э.; «Приключения Телемака», Ф.Фенелона; «Эмиль, или О воспитании», 1762, Ж.Ж.Руссо; «Левана, или Учение о воспитании», 1806, ЖанПоля (Рихтера); «Педагогическая поэма», 1933-36, А.С.Макаренко). В широком смысле к роману воспитания можно отнести многие романы 1820 веков, затрагивающие проблемы социально-психологического развития личности: «История Тома Джонса, найденыша», 1749, Г.Филдинга; «Приключения Родрика Рэндома», 1748, и «Приключения Перигрина Пикля», 1751, Т.Дж.Смоллетта; романы «Приключения Оливера Твиста», 1838, «Жизнь и приключения Николаса Никльби», 1839, и, особенно, «Дэвид Копперфильд», 1850, Ч.Диккенса; романы О.Бальзака, Г.Флобера, А.Мюссе, Э.Золя, Р.Роллана, Ф.Мориака.

Словосочетание воспитания роман произошло от немецкого Bildungsroman.

Эпохой Просвещения называют период конца 17 и всего 18 века в Европе, когда произошла научная революция, перевернувшая взгляд человечества на устройство природы . Просветительское движение зарождается в Европе в тот период, когда становится очевидным криз ис феодального строя . Общественная мысль находится на подъёме, и это приводит к появлению нового поколения писателей и мыслителей, которые пытаются осмыслить ошибки истории и вывести новую оптимальную формулу человеческого существования.

Началом эпохи Просвещения в Европе можно считать выход в свет труда Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (1691), что впоследствии позволило называть XVIII век «веком разума». Локк утверждал, что во всех людях заложены задатки для разных форм деятельности, и это привело к отрицанию любых сословных привилегий. Если нет «врождённых идей», то нет и людей «голубых кровей», которые претендуют на особые права и преимущества. У просветителей появляется новый тип героя – человека деятельного, уверенного в себе.
Основными для писателей Просвещения становятся понятия Разума и Природы . Понятия эти не были новыми – они присутствовали в этике и эстетике предшествующих веков. Однако просветители придали им новый смысл, сделали их главными как в осуждении прошлого, так и в утверждении идеала будущего. Прошлое в большинстве случаев осуждалось как неразумное. Будущее энергично утверждалось, так как просветители верили, что путём воспитания, убеждения и непрерывных реформ можно создать «царство разума».

Локк «Мысли о воспитании»: «Воспитатель должен научить воспитанника разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью».
Также обсуждались и так называемые «законы природы». Локк писал: «Естественное состояние есть состояние свободы, оно управляется законами природы, которым всякий обязан подчиняться»
Таким образом, в литературе появляется новый тип героя – «естественный человек» , который воспитан на лоне природы и по её справедливым законам и противопоставляется человеку дворянского происхождения с его извращенными представлениями о себе и о своих правах.

Жанры

В литературе Просвещения стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Это особенно заметно в жанре эссе, который получил наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения (фр. essai – попытка, проба, очерк). Доходчивый, непринужденный и гибкий, этот жанр позволял быстро откликаться на события. Кроме того, этот жанр часто граничил то с критической статьей, то с публицистическим памфлетом, то с просветительским романом. Возрастает значение мемуаров (Вольтера, Бомарше, Гольдони, Гоцци) и эпистолярного жанра (форму открытого письма часто принимали развернутые выступления по самым разнообразным вопросам общественной, политической и художественной жизни) Достоянием читателей также становятся и личная переписка видных деятелей Просвещения («Персидские письма» Монтескье). Популярность приобретает другой жанр документальный – путешествия или путевых заметок, который дает широкий простор для картин социального быта и нравов, и для глубоких социально-политических обобщений. Например, Дж. Смоллетт в «Путешествии по Франции и Италии» за 20 лет предугадал революцию во Франции.
Гибкость и подвижность повествования проявляется в самых разных формах. В тексты вводятся авторские отступления, посвящения, вставные новеллы, письма и даже проповеди. Нередко шутки и пародии заменяли собой ученый трактат (Г. Филдинг «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика – с - пальчика»). Таким образом, в просветительской литературе XVIII века, прежде всего, поражает ее тематическое богатство и жанровое многообразие. Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного» - это высказывание как бы подчеркивает отказ от всякой нормативности, нежелание отдавать предпочтение одному жанру. И все же жанры развивались неравномерно.
XVIII век – это преимущественно век прозы, поэтому большое значение в литературе приобретает роман, сочетающий высокий этический пафос с мастерством изображения социального быта разных слоев современного общества. Кроме того, XVIII век отличается многообразием типов романа:
1. роман в письмах (Ричардсон)
2. роман воспитания (Гете)
3. философский роман
Трибуной для просветителей был театр. Наряду с классицистической трагедией XVIII век открыл мещанскую драму – новый жанр, который отразил процесс демократизации театра. Особого расцвета достигла комедия . В пьесах зрителей привлекал и волновал образ героя – обличителя, носителя просветительской программы. Например, Карл Моор «Разбойники». В этом заключается одна из особенностей литературы эпохи Просвещения – она несёт в себе высокий нравственный идеал, чаще всего воплощаемый в образе положительного героя (дидактизм – с греч. didaktikos - поучающий).
Дух отрицания и критики всего отживающего естественно вел к расцвету сатиры . Сатира проникает во все жанры и выдвигает мастеров мирового масштаба (Свифт, Вольтер).
Весьма скромно представлена в эпоху Просвещения поэзия. Вероятно, господство рационализма препятствовало развитию лирического творчества. Большая часть просветителей отрицательно относилась к фольклору. Народные песни они воспринимали как «варварские звуки», они им казались примитивными, не отвечающими требованиям разума. Лишь в конце XVIII века появляются поэты, вошедшие в мировую литературу (Бёрнс, Шиллер, Гёте).

Направления

В литературе и искусстве Просвещения существуют разные художественные направления. Одни из них были еще в предыдущие века, а другие стали заслугой века XVIII:
1) барокко ;
2) классицизм ;
3) просветительский реализм – расцвет этого направления относится к зрелому Просвещению. Просветительский реализм, в отличие от критического реализма 19 века, стремится к идеалу, то есть отражает не столько реальную, сколько желаемую действительность, поэтому герой литературы Просвещения живёт не только по законам общества, но и по законам Разума и Природы.
4) рококо (фр. rococo – «мелкие камешки», «ракушки») – писателей занимает частная, интимная жизнь человека, его психология и его слабости. Писатели изображают жизнь, как погоню за мимолетным наслаждением (гедонизм), как галантную игру «любви и случая» и как быстротечный праздник, которым правят Вакх (вино) и Венера (любовь). Однако все понимали, что эти радости мимолетны и скоротечны. Эта литература рассчитана на узкий круг читателей (посетителей аристократических салонов) и для нее характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии – сонет, мадригал, рондо, баллада, эпиграмма; в прозе – героико-комическая поэма, волшебная сказка, любовный роман и эротическая новелла). Художественный язык произведений легкий, изящный и непринужденный, а тон повествования – остроумно-иронический (Прево, Парни).
5) сентиментализм ;
6) предромантизм – возник в Англии в конце XVIII века и критиковал основные идеи эпохи Просвещения. Характерные черты:
а) спор со средневековьем;
б) связь с фольклором;
в) соединение ужасного и фантастического – «готический роман». Представители: Т. Чаттертон, Дж. Макферсон, Х. Уолпол

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа.

Роман - жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман.

Герой:

В просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть “героем” в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается “героем” только в другом значении слова - центральным действующим лицом произведения. С таким героем может идентифицировать себя читатель, поставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека. Но поначалу этот узнаваемый герой, чтобы привлечь интерес читателя, должен был действовать в незнакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, пробуждающих воображение читателя.

Поэтому с этим “обыкновенным” героем в литературе XVIII века все еще происходят необыкновенные приключения, из ряда вон выходящие события, ведь для читателя XVIII века они и оправдывали повествование об обыкновенном человеке, в них заключалась занимательность литературного произведения. Приключения героя могут разворачиваться в разном пространстве, близко или далеко от его дома, в привычных общественных условиях или в неевропейском обществе, а то и вне общества вообще. Но неизменно литература XVIII века заостряет и ставит, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства, места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность.

В английской литературе Просвещение проходит несколько этапов:

В 20-30-е годы XVIII века в литературе господствует проза, популярность приобретает роман приключений, путешествий.

В это время создавали свои знаменитые произведения Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. Даниэль Дефо всю жизнь отдал торговле и журналистике, очень много путешествовал, хорошо знал море, свой первый роман он выпустил в 1719 году. Им стал роман «Робинзон Крузо». Толчком к созданию романа стала однажды прочитанная Дефо заметка в журнале о шотландском моряке, который был высажен на необитаемый остров и за четыре года одичал настолько, что утратил человеческие навыки. Дефо же переосмыслил эту идею, его роман стал гимном труду человека из низов. Даниэль Дефо стал создателем жанра романа Нового Времени как эпоса частной жизни отдельного человека. Джонатан Свифт был современником и литературным противником Дефо. Свой роман «Путешествие Гулливера» Свифт написал как пародию на «Робинзона Крузо», в корне не принимая социального оптимизма Дефо.

В 40-60-е годы XVIII века в литературе происходит расцвет жанра социально-бытового нравоучительного романа воспитания.

Литературными фигурами этого периода являются Генри Филдинг и Сэмюэл Ричардсон. Самый известный роман Филдинга – «История Тома Джонса, найдёныша». В нём показано становление героя, который много ошибается в жизни, но всё же делает выбор в пользу добра. Свой роман Филдинг задумывал как полемику на роман Ричардсона «Кларисса, или История молодой леди», в котором главную героиню Клариссу соблазняет сэр Роберт Ловелас, чья фамилия впоследствии стала нарицательной.

Образ человека: Просветители в соответствии с требованиями нового века заменяют представление о человеке взглядом на него как на существо природное и прежде всего телесное, а его чувства и разум объявляют продуктами телесной организации.

Из этого утверждения исходит идея равенства людей и отрицание сословных предрассудков.

Все желания и потребности человека разумны, коль скоро они обусловлены его естественными свойствами; подобно человеческой, жизнь всех природных существ, а также бытие неорганических предметов оправдывается ссылкой на естественные законы, иначе говоря, разумное существование должно соответствовать природной сущности предмета или явления.

Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное наименование XVIII века.

Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам.

Просветители полагали, что общественному благополучию препятствуют невежество, предрассудки и суеверия, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви, и провозглашали просвещение важнейшим средством устранения несоответствия между существующим общественным строем и требованиями разума и человеческой природы. При этом они понимали просвещение не только как распространение знаний и образования, но прежде всего, по справедливому замечанию российского литературоведа С. В. Тураева, как «гражданское воспитание, пропаганду новых идей, разрушение старого мировоззрения и создание нового».

Разум объявлялся высшим критерием оценки окружающего мира, самым могучим орудием его преобразования. Просветители считали, что своей деятельностью способствуют гибели «неразумного» общества и установлению царства разума, но в условиях неразвитости буржуазных отношений того времени иллюзии просветителей были естественны и, став основой их оптимистической веры в прогресс человечества, стимулировали критическую оценку ими существующего порядка.