Пуантилизм ватными палочками. Рисование ватными палочками

Пуантилизм для детей дошкольного возраста

Мы с вами прекрасно знаем, что рука и голова – это единое целое.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н. Кант

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм».

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова,что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность), пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево)

Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится :

цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно!

Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.

«Графика» в подготовительном классе ДХШ (второй год обучения)
Цель:
— развить образное мышление, творческое воображение;
— приучить детей видеть прекрасное в обыденных вещах;
— сформировать у учащихся способность воплощать задуманное в своей творческой работе.
Задачи:
— помочь учащимся получить умения и навыки работы в технике пуантилизм;
— выполнить «Зимний пейзаж» в технике пуантилизм.
Используемое оборудование:
— репродукции картин художников: Ж.Сёра, П. Синьяк, А. Кросс, Л.Писсаро;
— методические разработки преподавателя.
Пояснительная записка

Данная методическая разработка является одним из заданий проекта программы «Графика» для подготовительного класса ДХШ, созданной на основе экспериментальной работы с учащимися 8-9 лет и проводившейся с 2007 по 2013г.
Работая с детьми разного возраста (6-14лет) я заметила, что чем меньше возраст, тем больше интерес к ярким, декоративным работам, выполненными графическими материалами. А если графический приём для них ранее не встречался, то процесс выполнения работы просто завораживает детей…
Техника пуантилизм знакома учащимся нашей школы. Очень часто я применяю эту технику на уроках живописи и композиции. А вот использование её в графике ранее мной не применялось. Пуантилизм делает работу декоративной, «нарядной», что так привлекает детей младшего школьного возраста.
В этой технике можно выполнить не только зимний пейзаж, но и любой другой. Работа смотрится нежной, воздушной. А выполнение натюрморта в этой технике делает задание нескучным.

1. Знакомство с техникой.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечный»), возникший во Франции около 1885г.- стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчёте на их оптическое смешение в глазах зрителя. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основателем стиля стал Жорж Сёра. Также в этом направлении работали Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсаро, Камиль Писсаро.
При рассматривании иллюстраций произведений пуантилистов обращаем внимание на работы, которые выполнены круглыми мазками… В графике такие « мазки» оставляют фломастеры, маркеры и др. графические материалы.

Для того, чтобы учащиеся ближе познакомились с техникой пуантилизм, им предлагается выполнить пробные рисунки — нарисовать с натуры жёлто-красное яблоко, грушу на зелёной драпировке с использованием разноцветных точек (рис. 1-2).


2. Выполнение эскизов.

Перед выполнением эскизов по теме «Зимний пейзаж» детям предлагается рассмотреть фотографии зимних пейзажей родного края (сделанные преподавателем), репродукции картин художников с зимними пейзажами.
Для эмоциональной поддержки творческого процесса можно включить приятную, мелодичную музыку (П.И.Чайковский «Щелкунчик», А.Вивальди «Времена года», Шопен «Зима»).
Приступая к выполнению эскизов, преподаватель напоминает учащимся, что, создавая художественный образ, мы выполняем стилизацию деревьев и кустов, но делаем это на основе реалистического знания окружающего мира. То есть деревья должны походить на деревья, кустарники на кустарники и т.п.
Преподаватель показывает различные приёмы стилизации деревьев, кустарников (рис. 3-7).
Стилизация, как правило, происходит за счёт упрощения очертания объектов: выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и пятна, на которых и делается акцент. Возможны и количественные изменения в изображении объектов, если этого требует замысел художника. Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно.
Учащиеся выполняют несколько эскизов в цвете, но на маленьком формате, из которых выбирается один для основной работы.

3. Выполнение зимнего пейзажа по разработанным эскизам.


Преподаватель помогает выбрать ребенку наиболее удачный эскиз. Затем учащиеся переносят изображение с эскиза на формат А3, выдерживая пропорции (рис.8).
После того, как рисунок выполнен, приступаем к выполнению цветового решения зимнего пейзажа.
Работу начинаем вести сверху, со светлых оттенков, используя 2-3 цвета для спектрального смешения. Такое выполнение работы поможет ребёнку не размазать изображение (рис.9).
Затем прорабатываем задний план, не насыщая цветом, оставляя между точками больше пространства(рис.10).
Далее прорисовываем 1-й план — более яркими, насыщенными цветами, наносим точки с меньшим интервалом друг от друга. Чтобы изображение не сливалось, используем тональные отношения предметов друг с другом и фоном по правилу «светлое на тёмном», «тёмное на светлом» (рис.11).
Заключительный этап — прорабатываем мелкие детали в пейзаже: веточки на деревьях и кустиках, тени под предметами (рис. 12).
В ходе выполнения пейзажа напоминаем учащимся, что пуантилизм — визуальное смешение красок, следовательно, почаще нужно смотреть на свою работу с небольшого расстояния.
В результате работы у каждого ребенка получается свой пейзаж, не похожий на другие работы.
Подведением итога работы «Зимний пейзаж» является выставка работ учащихся.
Выставки играют огромную роль в изобразительной деятельности ребёнка, стимулируют его творческий рост, позволяют оценить свои силы и вызывают огромный интерес, не только детей младшего возраста, но и учащихся старших классов.

Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Но обо всем по порядку.

Нетрадиционное рисование

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Первое время ребенок с удовольствием потом - карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.

Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется.

Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, кляксография, основой которой является лист бумаги, сложенный пополам и несколько капель краски. Или рисование свечкой, когда сначала на бумагу наносится невидимый узор, а потом ребенок покрывает лист краской. Контуры узора при этом остаются бесцветными. Или рисование ватными палочками.

Пуантилизм

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.

Пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Рисование ватными палочками - весьма не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Пуантилизм для ребенка

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.

  1. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
  2. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
  3. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.
  4. Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.

Рисование ватными палочками для начинающих

Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь:

  • краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот;
  • бумага;
  • шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать;
  • большое количество ватных палочек;
  • палитра.

Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему.

Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать в серединке рисования, потому что малыши от 1 до 3 часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности.

Пуантилизм для дошкольников

В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов.

Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.

Важно, что при краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

При желании в дальнейшем необязательно использовать краски для рисования картин в технике пуантилизм, можно ватные палочки заменить маркерами, ручками или фломастерами.

Возрастные нюансы

В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм - не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.

  1. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
  2. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
  3. А старшие ученики могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.

Пример одного из занятий - «Веточка рябины»

Рисование рябины ватными палочками - это занятие, которое можно проводить как в группах детского сада, так и с детьми дома. Оно направлено на то, чтобы познакомить детей с новым приемом рисования, а также вызвать у них интерес к природе.

На занятии ребенок научится изображать гроздь рябины в технике пуантилизм.

Для занятия понадобится следующее оснащение:

  • гроздь рябины (картинка или настоящая);
  • краска красного цвета (гуашь или пальчиковые краски);
  • шаблоны с изображением веточки;
  • силуэты снегирей.

Ход занятия.


Галина Карпова

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность» , фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками) . И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или , например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность, пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками (зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево) .

Мы с детьми довольно часто рисуем в технике пуантилизм , используя разные изобразительные материалы : просто свои пальчики,

тампончики,

ватные палочки,


простые карандаши с ластиком на конце.

И задачи перед детьми ставятся разные, бывает так, что мы используем эту технику , только чтобы подчеркнуть какие-то отдельные, важные детали в картине,

или весь рисунок в этой технике


Часто работу мы начинаем с карандашного эскиза




Но бывает и так, что сразу рисуем цветом, "держа картинку в уме".

Как вы заметили, на наших работах пока трудно увидеть этот самый оптический эффект, но мы делаем только первые шаги в этой технике и очень стараемся .

Алена Богданова

Дети любого возраста очень любят нетрадиционные приемы рисования . Занятия проходят в непринужденной, веселой атмосфере, ребятишки сначала с интересом разглядывают необычные инструменты для рисования , высказывают свои предположения, каким же образом можно использовать в рисовании поролоновую губку или трубочку для коктейля, шутят и дружно смеются. Так мы рисовали пальчиками , ладошками, узнали, что такое кляксография, делали отпечатки осенними листочками…

И вот я готовлю оборудование для очередного занятия по ИЗО , дежурные привычно расстилают клеенки, ставят на столы непроливайки с водой, влажные салфетки и сразу обращают внимание на то, что на привычном месте не оказывается кистей. Что такое? Почему нет кисточек? Все ребятишки отвлекаются от приборки игрушек и почти хором задают мне вопрос : А где же кисточки? А что мы будем делать?

Приглашаю детей присесть на ковер и предлагаю рассмотреть альбом с фоторепродукциями картин неоимпрессионистов конца 19 века.

Дети увлеченно рассматривают репродукции и сразу обращают внимание на то, что все предметы на картине изображены «маленькими кружочками» (цитирую слова Юли С.) . Рассказываю детям, что много-много лет назад во Франции придумали новое направление в живописи, которому дали название «Пуантилизм » , переводится как «точечность» . Суть этой техники достаточно проста : рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета. Художники не смешивали цвета, создавая переходы от одного оттенка к другому, но если рассматривать картину с небольшого расстояния, создается смешение цветов в глазах зрителей, картины кажутся объемными, наполненными воздухом и изменчивым, необычным светом.

Я предлагаю детям превратится в художников и попробовать новую технику рисования с помощью ватных палочек . В первый раз мы попробуем эту технику на готовых раскрасках, просто будем заполнять свободное пространство рисунка точками нужного цвета.



Ну, а если еще и найти применение осенним листочкам, любовно собранным во время прогулки, то получится вот такая замечательная осенняя композиция.



В свободное время предлагаю детям подумать, а где еще мы встречаемся с разноцветными точками, создаем из них узоры и картинки. Конечно, это наша любимая мозаика! А что, если мы создадим картинку на мозаичном полотне, а потом перенесем ее на бумагу с помощью ватной палочки ? Да запросто!


Творческого вдохновения Вам и Вашим воспитанникам!

Публикации по теме:

1неделя «Морковки для зайчика».Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками из картофеля. Познакомить с новыми изобразительными техниками.

Программа «Цветные ладошки» по ИЗО (нетрадиционная техника рисования для детей 4-х лет) 13неделя. «Рождественская ночь».Рисование ватными палочками + аппликация. Учить детей создавать зимнюю композицию. Развивать наглядно-образное.

Конспект НОД по изобразит. Деятельности (нетрадиционная техника рисования - «сухая кисть») с детьми второй младшей группы. Задачи: 1. Обучать детей знаниям о домашних птицах (петушок, цыплята); рисовать тычком в технике «сухая кисть»; правильно пользоваться кистью.

Конспект НОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) Предлагаю конспект занятия рисование смятой бумагой Тема: «Звёзды» Цель: познакомить с работой рисования смятой бумагой. Задачи: - воспитывать.

Уважаемы коллеги, предлагаю вашему внимаю конспект НОД, который я показывала перед администрацией и воспитателями: Задачи: Образовательные:расширить.

НОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования Тема: «Рыбка» …) Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать эстетическое восприятие, совершенствовать навыки детей в работе,.