Работы рубенса. Рубенс – краткая биография

Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

Автопортрет. 1623 г.


Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
"История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа"
, - писал о Рубенсе один из его биографов.

Биография Рубенса:

Фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат. Руководил обширной мастерской, выполнявшей по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. Собственноручно создал большое количество произведений: портреты, пейзажи, аллегории, мифологические и религиозные картины, монументальные алтарные композиции для антверпенских церквей. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций). Творчество Рубенса оказало заметное влияние на развитие европейского искусства XVII-XIX вв.
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Художник происходил из старинной семьи антверпенских граждан, его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.



Автопортрет в кругу друзей Мантуа. Фальфраф Ришартц Музей, Кельн

Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого, эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.
Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Питера вместе с братом Филиппом отдают в латинскую школу, давшую юношам основы гуманитарного образования. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а весной 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправляется оканчивать свое художественное образование в Италию, где изучает произведения Тициана, Микеланджело, Рафаэля, Караваджо.



Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г.

В конце 1601 г. художнику было предложено место при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. У герцога художник оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.
Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В дороге случается неприятность: дождь безнадежно испортил несколько картин, исполненных Пьетро Факкетти, и Рубенсу приходится взамен писать свои собственные. Картины производят впечатление, и Рубенс тут же получает свой первый заказ - от первого министра короля герцога Лермы. Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех, и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам.
В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602; в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603, в мадридском муз. дель Прадо), "Преображение" (1604; в муз. Нанси), "Св. Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).




Леда и лебедь, 1600.Стефан Мейзон, Нью-Йорк, США


The Deposition. 1602. Галерея Боргезе, Рим


Богоматерь с младенцем C. 1604, Musйe изобразительных искусств, Tours


Битва с амазонками. 1600 г. Потсдам (Германия), Картинная галерея

В 1608 г., получив известие о тяжелой болезни матери, Рубенс спешно возвращается в Антверпен. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине.
В 1609 г. он соглашается занять должность придворного живописца при правительнице Фландрии Изабелле Австрийской. Осенью того же года Питер женится на аристократке Изабелле Брандт., дочери Джона Брандта, секретаря городского суда. От этого брака родилось трое детей.



Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609-1610.
Альт Пинакотека, Мюнхен


Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Галерея Уффици, Флоренция


Портрет юной девочки, (Портрет дочери Клары Серена Рубенс)
1615-16. Вадус, Музей Лихнетштейна


Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626-1627.
Музей Лихтенштейна, Вадус

В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). В 1610-е гг. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей («Водружение креста», «Снятие с креста»). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церкви св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церкви св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской Пинакотеке). В 1612-20 гг. складывается зрелый стиль художника. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками»); сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила»); пейзажи («Возчики камней»).




Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины


Снятие с креста.1614: O.-L. Vrouwekathedraal, Антверпен


Распятый Христос.1611: Koninklijk музей воор Schone Kunsten, Антверпен


Страшный Суд. 1617. Старая Пинакотека, Мюнхен. Германия

«Похищение дочерей Левкиппа».1618


Венера перед зеркалом.1615: коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц


Туалет Венеры, ок. 1608 г. Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса

Охота на крокодила и гиппопотама.1615-1616 гг., Старая пинакотека, Мюнхен


Голова медузы. 1617. Частная коллекция


Самсон и Далила.1609 г.,национальная галерея, Лондон


Мальчик с птицей. 1616. Столичный музей, Берлин, Германия


Четыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус,
ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс; над ними бюст Сенеки).
1612. Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. К концу 1610-х гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. В общей сложности из мастерской Рубенса вышло три тысячи картин.
В 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церкви Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенской Пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в антверпенском музее), "Битва амазонок" (в мюнхенской Пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее.



Охота на львов 1616, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия



Битва Амазонок, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

В 1620-е гг. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи», «Портрет графа Т. Эренделя с семьей»), исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»). Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, а также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, так и оставшийся незавершенным. Блестяще образованный, владеющий несколькими языками, Рубенс довольно часто привлекался испанскими правителями для выполнения дипломатических миссий.


Галерея Медичи, 1622-1625 Лувр, Париж

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629).
После смерти супруги, в 1627-30 гг., художник посещает Голландию, Францию, затем едет в Мадрид и Лондон с поручениями дипломатического характера. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье, способствует заключению мирного договора между Испанией и Англией, за что испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский - дворянство.
Во время путешествий Рубенс пишет портреты царственных и просто высокопоставленных особ: Марии Медичи, лорда Бекингема, короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской. В Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполненых для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне - девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II.
Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в антверпенском музее), "Бегство Лота" (Лувр), "Христа и Грешницу" (в мюнхенской Пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском музее), "Вакханалию" (Эрмитаж), "Вакха" (там же), "Сад любви" (в мадридском музее, в дрезденской галерее), "Игру кавалеров и дам в парке" (в венской галерее), "Возчиков камней" (Эрмитаж) и др.


Бегство Лота. 1622. Париж, Лувр



Сад любви, 1632,Музей Прадо, Мадрид

В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурман, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фоурмана. У них было пятеро детей. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой.



Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630.
Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель


Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Музей Лувр, Париж

:: Рубенс Питер Пауль" src="http://www.wm-painting.ru/plugins/p19_image_design/images/816.jpg">
Рубенс, его жена и сын.1639. музей Метрополитен, Манхэттен


Рубенс в своем саду с Еленой Fourment. 1631: Частная коллекция

Время от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, но чаще пишет небольшие картины, исполняя их собственноручно, без помощи мастерской. Его главной моделью становится молодая супруга. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены («Шубка», «Портрет Елены Фурмен»). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).



Венера в шубе.1640: Художественно-исторический музей, Вена


"Три грации".1639: Музей Прадо, Мадрид


Суд Париса.1639: Музей Прадо, Мадрид

Тематика произведений этого времени разнообразна. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности.
В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской галерее). Он продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" (в 9 сценах).
Наряду с поэтическими пейзажами («Пейзаж с радугой», «Пейзаж с замком Стен»), Рубенс писал сцены деревенских празднеств («Кермесса»).



Осенний пейзаж с видом на замок (Het Steen).1635, Национальная галерея, Лондон

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен. По эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы - в мюнхенской Пинакотеке и в Эрмитаже). Кроме этих работ, Рубенс исполнил немало и других, например, серии охотничьих сцен для королевского дворца дель Прадо в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Эрмитаже).




Пейзаж с коровами, 1636. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен

Пейзаж: доярки и коровы. 1618.Королевская коллекция, Лондон

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами. Он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.
Последние произведения Рубенса - «Три грации», «Вакх» и «Персей, освобождающий Андромеду» (закончена учеником Рубенса Я. Йордансом).



Персей, освобождающий Андромеду 1640. Музей Прадо, Мадрид.

Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой), и 30 мая 1640 г. художник скончался.
Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики. В большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли сами картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачей заказчикам.
Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, Ван Гук, Дипенбек, Ван Тюльден, Воутерс, д""Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, Ван Моль и др.

Дом Рубенса в Антверпене

Памятник Рубенсу в Антверпене

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, - обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, - оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Рубенс - создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».

Биография Питера Пауля Рубенса

Итальянское ученичество

Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте). Ян Рубенс умер на чужбине, Мария приехала в Антверпен, уже будучи вдовой с детьми.

Первые уроки рисования Питер взял у голландских живописцев, известных лишь тем, что именно у них учился азам великий художник. А вот углубленное изучение основ мастерства проходило у Рубенса уже в Италии, где процветало Высокое Возрождение. Он жил в этой солнечной стране целых 8 лет, начиная с 1600-го. Подвизался в качестве придворного художника у герцога Гонзаго. А сам впитывал и роскошь итальянских пейзажей, и гениальные приемы гениев Ренессанса.

В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Кроме того он выполняет дипломатические поручения своего покровителя (тот тогда был герцогом Мантуи).

Покровительство инфанты

Таким образом, возвращается в родные края уже не зеленый юнец, а состоявшийся художник. Его обласкали инфанта Изабелла (правящая тогда во Фландрии) и ее супруг Альберт. Это был период перемирия между могущественной Испанией и Голландией, так что Фландрия оправлялась от кровопролитных сражений. А испанка Изабелла была неплохой наместницей, понимала, в чем ее цели, благоволила представителям искусства, а фаворитом среди них стал Рубенс.

Работы того периода касаются, в основном, религиозных тем. Много создано живописцем и портретов особ королевских кровей.

Интересно, что персонажи мифологии становились на полотнах фламандца пышущими здоровьем красивыми и жизнерадостными людьми. Католицизм не приветствовал такие приемы, но покровительство сильных мира сего помогало Рубенсу избегать трений с церковью.

Лучшие работы Питера Пауля Рубенса

Эротизмом проникнуты работы «Вакханалия» и «Похищение дочерей Левкиппа».

Очень известна у нас картина «Союз Земли и Воды», растиражированная множеством репродукций и копий (подлинник хранится в питерском Эрмитаже).

Динамичны и весьма красочны «Битва Амазонок» и «Возвращение Дианы с охоты».

В знаменитейшем музее Санкт-Петербурга находится и считающееся вершиной творчества Питера Пауля Рубенса (если брать именно античную тематику) полотно «Персей и Андромеда». Великолепное произведение искусства!

Творческий размах живописца и его трудолюбие поражало современников. Он трудился над портретами и сценами охоты с той же легкостью, с которой пишет картины на религиозные темы или пейзажи. Он воспитал целую плеяду учеников в собственной мастерской - они помогали ему в работе, участвуя в наиболее крупных заказах.

Таким, например, стала серия панно для королевы Франции Марии Медичи. 21 предварительно обговоренная с высокородной заказчицей сцена должна была украсить Люксембургский дворец. Аллегории и античные боги удачно сочетаются в этих работах с современными художнику костюмами и антуражем.

В тех же 20-х годах XVII столетия рождаются известные портреты, в том числе, хранящаяся в Эрмитаже «Камеристка инфанты Изабеллы».

Образ умершей жены запечатлен им в «Автопортрете с Изабеллой Брант». В 1626-м, когда она скончалась, казалось, мир рухнул для мастера и двух его детей. Он покинул Антверпен и занялся секретными дипломатическими миссиями для инфанты. Но не смог без творчества и последнее десятилетие жизни вновь посвятил только ему.

Возвращение к жизни

Сельские идиллии Рубенс изобразил в «Крестьянском танце», «Кермессе», «Пейзаже с радугой» и «Возвращении жнецов».

Кто-то скажет, что эти работы напоминают шедевры Питера Брейгеля. Но автор и сам не возражал бы против такого сравнения: он никогда не стеснялся брать на вооружение лучшие приемы своих коллег.

Он вторично женился на дочери друга, Елене Фурман, девушкой много младше художника (на момент заключения брака той было всего 16). Она стала для него моделью и музой.

Ее черты мы видим в «Вирсавии» и «Андромеде», поздних шедеврах фламандца.

Елена улыбается нам с полотна «Шубка», она является и одной из «Трех граций».

Подагра мешала Рубенсу творить, она грызла его все больше и больше. В возрасте 62-х лет гения не стало. Его похоронили почти с королевскими почестями.


Имя: Питер Рубенс (Peter Rubens)

Возраст: 62 года

Место рождения: Зиген, Дания

Место смерти: Антверпен, Бельгия

Деятельность: великий живописец

Семейное положение: был женат на Елене Фоурмен

Питер Пауль Рубенс - биография

Всей своей жизнью Питер Пауль Рубенс опроверг расхожее мнение о бедных художниках. Он был обласкан королями, знаменит, богат, и, как ему казалось, любим. К счастью он не узнал, что его жена и муза была о его творчестве невысокого мнения.

Потомки называли Рубенса ремесленником, а его бесчисленные картины - «мясной лавкой». На картинах Питера Пауля действительно царит плоть. Могучие телеса мужчин, белотелая пухлость женщин. Даже ангелочки так раскормлены, что с трудом летают. А свободное от этого телесного изобилия пространство щедро заполнено парчой, атласом, сверкающими латами и богатой мебелью.

Таковы были представления о счастье купеческой Фландрии, плотью от плоти которой был Рубенс. Таким, полнокровным, цветущим и был этот край, пока в XVI веке Испания, под властью которой находились Нидерланды, не начала искоренять народившееся здесь протестантство. В ответ северные провинции Нидерландов подняли восстание во главе с принцем Вильгельмом Оранским.

Городской судья Антверпена Ян Рубенс, формально служа королю Филиппу Испанскому, втайне помогал принцу Вильгельму. В 1568 году это раскрылось. Под угрозой смерти Яну с женой Марией Пейпелинкс и четырьмя детьми пришлось бежать в Германию. В изгнании родилось еще трое малышей, включая Питера Пауля, который появился на свет в июле 1577 года.

Начало его жизненной биографии было не очень-то счастливой -на чужбине его отец, мужчина видный и весьма галантный, закрутил роман с женой принца Оранского Анной. Узнав об этом, Вильгельм поступил гуманно - жену оставил при себе, а соратника не казнил, а всего лишь отнял у него все имущество и отослал его с семьей в свою немецкую вотчину - городок Зиген. Чтобы прокормить детей, Мария выращивала овощи и продавала их на рынке.

В 1587 году Ян умер от лихорадки, и его вдова с детьми вернулась в Антверпен, где установился относительный порядок. Правда, былое процветание города ушло в прошлое -забыв о кровном родстве, голландские купцы перекрыли своим конкурентам из Антверпена и Гента выход к морю. Подросшим детям Яна Рубенса пришлось забыть о торговле, которой занимались поколения их предков, и подыскивать другие профессии. Дочери вышли замуж, средний сын Филипп стал философом и юристом, старший, Ян Баптист, избрал карьеру художника.

К тому времени Италия перестала безраздельно царить в искусстве - маленькие Нидерланды почти сравнялись с ней благодаря одному удивительному открытию. Долгое время художники рисовали темперой, основой которой был быстро сохнущий яичный желток. Братья-фламандцы ван Эйки первыми начали применять в качестве основы для красок льняное масло. Масляные краски были ярче и сохли медленнее, что позволяло мастеру работать без спешки. К тому же художник мог накладывать красочные слои один на другой, добиваясь удивительного эффекта глубины. Европейские монархи с удовольствием заказывали картины фламандским мастерам.

В 15 лет Питер Пауль твердо заявил матери, что по примеру старшего брата будет художником. Первым учителем в биографии Питера Пауля Рубенса стал дальний родственник его матери, Тобиас Верхахт. От него он вскоре перешел в мастерскую к Адаму ван Норту, а потом - к самому известному амстердамскому жиэописцу того времени Отто ван Вену. Если первый наставник всего лишь научил юношу правильно держать кисть, то второй внушил ему любовь и интерес к родной Фландрии с ее жизнелюбием и грубоватыми сельскими развлечениями.

Роль третьего оказалась еще больше -он познакомил Питера Пауля с античной культурой, знание которой требовалось тогда не только художнику, но и любому образованному человеку. Он же первым обратил внимание на талант Рубенса и его исключительное трудолюбие. Вениус учился в Италии и теперь решил отправить туда своего лучшего ученика.

Деньги для поездки Питера Пауэла его матери пришлось занимать у родственников, которые не одобряли намерений младшего Рубенса. Во Фландрии того времени художников было больше, чем булочников. К тому же в Италии уже учился живописи его брат Ян Баптист, который вскоре умер, так и не сыскав себе славы. Питера Пауля ждала иная судьба.

В Италию Питер Пауль Рубенс прибыл в возрасте 23-х лет и пробыл там до 31 года. Ему необыкновенно повезло: едва приехав в страну, он сделался придворным художником герцога Мантуи Винченцо Гонзага, щедрого мецената. Герцог отличался весьма своеобразным художественным вкусом. Он не любил современную живопись и заказывал Рубенсу в основном копии шедевров античности и Возрождения. И это тоже можно считать везением - в то время художники в Италии попали «под колпак» церкви, искавшей в их творениях ересь.

Самому Микеланджело пришлось прикрыть одеждой ряд фигур Сикстинской капеллы, а с живописцем из вольнодумных Нидерландов инквизиция и вовсе не стала бы церемониться. Копирование спасало Рубенса от подозрений; к тому же он за счет герцога, посылавшего молодого художника в разные города, познакомился с живописными сокровищами Венеции, Флоренции. Рима и даже Мадрида. При этом Питер Пауль вел исключительно благонравный образ жизни. Во всяком случае, он, в отличие от многих фламандских живописцев, учившихся в Италии, ни разу не попадал в тюрьму. Тогда как его коллеги частенько подвергались наказанию за пьяные дебоши.

В 1608 году Рубенс узнал, что его любимая мать тяжело больна. Он спешно вернулся в Антверпен, но в живых мать не застал. Питер Пауль настолько тяжело переживал утрату, что отказался возвращаться к герцогу Гонзага -он решил оставить живопись и уйти в монастырь. Но жизнь распорядилась иначе. Узнав о возвращении художника из Италии, состоятельные жители Антверпена начали наперебой заказывать ему картины. Среди заказчиков были даже эрцгерцог Альберт и его супруга Изабелла, которых король Филипп II назначил правителями Нидерландов.

Они предложили Рубенсу место придворного живописца и огромное жалованье -15 тысяч гульденов в год. Но для этого художнику нужно было переехать в Брюссель, где находилась резиденция эрцгерцога. Рубенс, не желая вновь ограничивать себя рамками придворной живописи, проявил чудеса дипломатии, чтобы получить должность, но остаться в Антверпене. Его талант, помноженный на трудолюбие, позволял ему легко выполнять многочисленные заказы эрцгерцога и одновременно работать на магистрат Антверпена и расписывать соборы близлежащего Гента.

О трудолюбии Рубенса ходили легенды. Побывавшие в его мастерской рассказывали, что художник одновременно работал над несколькими картинами, при этом охотно беседовал с посетителями, диктовал секретарю письма и обсуждал домашние дела с женой. В жены он взял 18-летнюю Изабеллу Брант, дочь богатого судейского чиновника. Женившись по расчету, Рубенс долгое время относился к своей супруге весьма сдержанно. Изабелла же души в нем не чаяла и 17 лет незаметно окружала мужа уютом и заботой, успев при этом родить и воспитать троих детей.

Хотя какая уж тут незаметность, если Изабелла Брант, которая охотно позировала художнику, навсегда вошла в историю искусства под именем «рубенсовской женщины» - полной, широкобедрой. Впрочем, такими были все женщины на картинах Рубенса. Похоже, художник нарочито утрировал эти черты - в соответствии с канонами женской красоты своего времени. Известно, что, работая над портретами, он писал с натуры только лица, а тело дорисовывал по памяти. При этом тела у Рубенса получались настолько живыми и естественными, что разнесся слух - он подмешивает к своим краскам настоящую кровь.

Стиль Рубенса оказался настолько востребованным, что вскоре художник уже не справляйся с заказами в одиночку, и ему пришлось набирать себе помощников. От желающих работать у популярного мастера не было отбоя: «Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, - писал Рубенс, -что многие юноши готовы подолгу ждать у других мастеров, чтобы я принял их к себе... Я был принужден отклонить более ста кандидатов...»

В построенном по собственному проекту Рубенса роскошном особняке на антверпенской набережной Ваппер художник оборудовал на первом этаже просторную мастерскую. в которой работали десятки учеников. Они четко делились по категориям. Младшие ученики грунтовали холсты и готовили краски, более опытные рисовали декор и детали пейзажа, а самым талантливым хозяин доверял изображение людей.

Среди помощников Рубенса были и подлинные гении живописи, такие как Якоб Йордане и Франс Снейдерс. То, что они большую часть жизни были в тени Рубенса, их вполне устраивало. Рубенс обеспечивал их заказами и не скупился в оплате. Строптивость проявил только один ученик мэтра - юный Антонис Ван Дейк, единственный, кто мог талантом поспорить с Рубенсом. После бурной ссоры он покинул учителя, за что был лишен заказов и вынужден был уехать в Англию.

С годами «фабрика живописи» на набережной Ваппер заработала настолько отлаженно, что Рубенс порой лишь делал набросок будущей картины, а в конце проходился по ней рукой мастера и ставил свою подпись. Другие художники того времени за свою карьеру создавали в лучшем случае сотню полотен. Подпись Рубенса же стоит на полутора тысячах картин.

К тому времени, когда Рубенсу уже перевалило за сорок, за ним прочно закрепилось прозвище «властелин империи красок». Его тогдашний образ жизни описал в мемуарах племянник художника: «Он поднимался в четыре утра, взяв за правило начинать день с посещения мессы, если только его не терзал приступ подагры; затем он принимался за работу, усадив возле себя слугу, который читал ему вслух какую-нибудь хорошую книгу, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку... Работал он до пяти часов вечера, а потом седлал коня и отправлялся на прогулку по городу, либо находил другое занятие, которое приносило отдохновение от забот.

По возвращении его обычно уже дожидались несколько друзей, с которыми он ужинал. Он терпеть не мог обжорства и пьянства, равно как и азартных игр». Тем не менее у художника была слабость, на которую он не жалел денег: он собирал произведения античного искусства. Первые экспонаты своей коллекции он привез из Италии. В доме он отвел для коллекции особую полукруглую башню, которая со временем заполнилась сотнями картин и скульптур. Были в этой коллекции и работы самого Рубенса, которые он пожелал оставить у себя.

Среди них - знаменитая «Беседка, увитая цветущей жимолостью», его автопортрет с Изабеллой Брант. Художник смело омолодил себя, изобразив крепкого мужчину с вьющимися кудрями и рыжеватой бородкой - Рубенс рано начал лысеть, чего стеснялся. На людях он никогда не снимал свою широкополую испанскую шляпу.

Конечно, большинство его картин находило себе место во дворцах, ратушах и соборах. Но не все они вызывали единодушный восторг у современников. Сразу после написания картины «Снятие со креста» для Антверпенского собора недоброжелатели назвали ее богохульной. Похоже, жизнелюбец Рубенс просто не мог извлечь из созерцания смерти чего-либо позитивного. Мученичество святых, адские страдания грешников -все это решительно не привлекало его. Зато никто лучше его не создавал картины на темы пышных праздников и деяний монархов.

По этой причине именно о нем вспомнила французская королева Мария Медичи, пожелавшая украсить свой дворец 21 аллегорической картиной по случаю своего примирения с сыном, Людовиком XIII. Год, проведенный за работой в Париже, настроил художника против французов: «Они ужасные сплетники и самые злоязычные люди на свете». Рубенса возмутило, что французские художники за его спиной шептались о том, что изображенные им фигуры якобы выглядят неестественно, ноги у них слишком короткие и вдобавок кривые.

Единственное яркое впечатление, оставшееся у Рубенса от Парижа, было связано с тем, что там он познакомился с британским послом герцогом Бекингемом. Гёрцог заказал Рубенсу свой портрет и в долгих разговорах с художником побудил его попробовать себя на новом поприще - дипломатии. Рубенс, который был знаком с королевскими особами почти всей Европы, с азартом взялся за новое для себя дело, не оставляя при этом и занятий живописью.

В то время Европа бурлила - протестанты воевали с католиками, Голландия и союзная ей Англия стремились отнять у Испании южную часть Нидерландов, втянув испанцев в войну с Францией. Испания же, в свою очередь, пыталась помириться с Францией и вместе с ней выступить против англичан. В гуще этих интриг и оказался в 1625 году Рубенс. С его помощью герцог Бекингем и его доверенное лицо авантюрист Балтазар Жербье начали тайные переговоры с Мадридом. В качестве посредника они использовали покровительницу Рубенса -инфанту Изабеллу. Художник настолько увлекся политикой, что даже на похороны своей жены Изабеллы Брант, умершей от чумы, приехал из Мадрида всего на один день.

Пять лет Рубенс был - или казался - достаточно заметной фигурой на шахматной доске европейской политики. Служа разным силам, он вел свою игру, направленную на то, чтобы прекратить войну в его родной Фландрии. Для этого требовалось примирить Англию с Испанией, чему была посвящена львиная доля усилий Рубенса. В ход шло все - тайные визиты, шифрованные письма, покупка секретных сведений. Рубенсу пришлось бороться с самим кардиналом Ришелье, поклявшимся не допустить англо-испанского сближения.

Курсируя между Лондоном и Мадридом, Рубенс сумел добиться заключения в 1630 году мира между двумя странами. За это испанцы пожаловали ему крупную сумму, а английский король Карл I произвел его в рыцари. Но успех оказался эфемерным: когда художник попытался поучаствовать в испано-нидерландских переговорах, испанский посланник герцог Арсхот выставил его за дверь, заявив: «Нам не нужны живописцы, которые суются не в свое дело». Вскоре умерла инфанта Изабелла, что лишило Рубенса главной покровительницы и возможности влиять на политику. Ему так и не удалось остановить войну, разорявшую его родину.

Рубенс, которому было уже за пятьдесят, вернулся в Антверпен, где его ждала молодая жена Елена Фоурмен. На 16-летней дочери придворного обойщика он женился в конце 1630 года. Елена родила ему пятерых детей и стала музой десятков картин, где нагота изображалась с невиданным для того времени откровением. Она была Дианой, Венерой, Еленой Троянской - и самой собой, играющей с детьми или выходящей из купальни в шубке, кокетливо накинутой на голое тело.

В отличие от спокойных отношений с первой женой на сей раз художник был не на шутку влюблен. И немудрено: Елена считалась первой красавицей Фландрии, что признавал даже новый наместник страны кардинал-инфант Фердинанд. Но искусство не обманешь -на всех картинах глаза Елены холодны, а выражение лица недовольное.

В письме к другу Рубенс писал: «Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе, но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти...» Елена, тем не менее, краснела. Ей, добропорядочной мещанке, не нравилось, что супруг рисует ее обнаженной, да еще и хвастается этими картинами перед свои гостями.


В последние годы жизни Рубенс действительно изменил прежней умеренности, будто спеша наверстать упущенное.

Редкий день в его замке Стеен, который он приобрел в 1635 году, обходился без шумных пирушек. Посиделки продолжались до ночи, а потом гости отправлялись гулять по набережной, либо, как свидетельствовал один из друзей художника, «ехали на модное гулянье, именуемое паломничеством Венеры. Порой пели и танцевали до глубокой ночи, а потом предавались любви в таких видах, что об этом нельзя и рассказать».

Сам Рубенс если и не участвовал в таких увеселениях, то всячески побуждал к ним. Несмотря на артрит и приступы подагры, он был весьма крепок и по-прежнему много работал, отказавшись от любой помощи учеников. Похоже. Рубенс осознал, что на пороге вечности значение имеет только то, что создано своими руками...

В апреле 1640 года внезапная слабость заставила Питера Пауля слечь в постель. 30 мая он умер, держа за руки беременную супругу Елену и старшего сына от первого брака Альберта.

После его смерти Елена поспешила скупить картины Рубенса, на которых она была изображена обнаженной. Прожив десять лет с великим художником, она так и не поняла, чем восхищались поклонники его творчества. И неудивительно - многие в Нидерландах считали, что Рубенс «утопил живую душу Фландрии в сале». Лишь через сто лет, когда в стремительно меняющейся Европе повсеместно утвердилось барокко, его философия и стиль, стало ясно, что гений Рубенса предвосхитил новую эпоху.

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс - исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко . Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе "Святой Георгий, поражающий дракона" (см. ниже). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель - продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.