Самая простая гамма на гитаре. Обучение гитаре с нуля: Минорная гамма

Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии

Зачем играть гаммы на гитаре

Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в отличие от многих гитаристов не написал школы игры на гитаре и издал только краткое пособие «Моя книга для начинающих». Гитарист, поднявший гитару до пика её популярности, видимо считал, что все труды по овладению исполнительским искусством на этом инструменте уже изданы и потому только дополнил их изданием мажорных и минорных гамм для гитары. Не удивительно, что Сеговия обратил особое внимание именно на гаммы. Для такого гитариста мирового уровня как Андрес Сеговия это та база, на которой основано всё его техническое совершенство исполнительства на гитаре. Сеговия отмечал, что гаммы это наилучший путь к достижению технической свободы и разнообразию звучания. Он указывал на то, что гаммы позволяют решить технические проблемы за максимально короткое время и при этом исправить постановку рук и выработать независимость и пластичность пальцев. Своим ученикам он настойчиво советовал при исполнении гамм обращать внимание на качество извлекаемого звука, добиваясь плотного и ровного звучания. Сеговия говорил, что час работы над гаммами даёт большее превосходство, чем многочасовая игра упражнений. Итак осталось подытожить выше сказанное:

1. Исполнение гамм даст Вам полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм у Вас выработается синхронность правой и левой руки.
3. Гаммы помогут развить точность при смене позиций левой руки и дадут верное представление об аппликатуре.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев обеих рук.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма, а так же максимально быстрого достижения технической свободы в исполнительстве.

Аппликатура и позиции

Для тех, кто не имеет представление о нотной грамоте здесь представлены табы двух гамм, но не смотря на то, что есть табулатуры аппликатуру пальцев левой руки всё равно придётся смотреть в нотах, так как в табах представлены только лады на которых прижимаются струны. Теперь выясним что же такое аппликатура. Аппликатура это наиболее удобный выбор пальцев при игре на гитаре. Правильная аппликатура это оптимально удачный выбор при котором легко и плавно осуществляются переходы из позиции в позицию позволяя кисти и пальцам руки двигаться естественно без каких либо лишних (мешающих) движений. Позицией называется положение руки на грифе гитары. Принято считать номер позиции по положению на грифе указательного пальца. Наверно самым ярким и понятным примером может служить приём барре на гитаре. Если мы берём аккорд Fm барре на первом ладу, то это считается первая позиция, аккорд Gm аккорд на третьем ладу считается третьей позицией.

Как играть гаммы на гитаре

Умение правильно играть гаммы многократно повышает темп освоения технической стороны инструмента. Не стоит думать, что наращивать техническое совершенство можно исполняя эти горки нот в предельном темпе. Формула «Я играю быстро – я супер» здесь не подходит. Я специально давал полную свободу своим ученикам в исполнении гамм, после чего просил их сыграть в определённых размерах, то есть именно так как эти пассажи будут встречаться в музыке. Некоторые из них при исполнении в определённом размере начинали даже забывать последовательность нот. Это говорит о том, что гаммы следует играть на 2/4, 3/4, 4/4, а также триолями. При исполнении гамм в разных размерах вам придётся делать определённые акценты на сильные доли такта, что придаёт исполняемым пассажам ровность. Многие гитаристы для достижения ровности играют гаммы так: восьмая с точкой шестнадцатая и потом наоборот шестнадцатая восьмая с точкой, после чего играют ровно.

Более подробное описание исполнения гамм в разделе , где более подробно описываются движения пальцев на примере исполнения гаммы до мажор.

Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

Шаги

Часть 1

Основные понятия и термины

Уже владеете небольшими знаниями основ теории музыки? Тогда переходите непосредственно к гаммам, кликнув .

  1. Научитесь читать гриф гитары. На гитаре, передняя, длинная и тонкая часть, где вы прижимаете свои пальцы, называется грифом. Выпуклые металлические порожки на грифе делят его на лады. Гаммы получаются путем сыгрывания нот при различных сочетаниях ладов, поэтому важно уметь их отличать:

    • Лады нумеруются от головы гитары в направлении ее корпуса. К примеру, самый верхний порожек у головы гитары – первый лад (или «лад 1»), следующий лад – это второй лад, и так далее.
    • Прижимание струны на определенном ладу и удар по этой струне над корпусом гитары сыгрывает соответствующую ноту. Чем ближе лады к корпусу гитары, тем выше ноты.
    • Точки на ладах служат для запоминания позиции ладов - они помогают легко помнить, где вы прижимаете свои пальцы, без необходимости постоянно считать лады от головы гитары.
  2. Выучите названия нот на грифе. Каждый лад на гитаре берет ноту, у которой есть свое имя. К счастью, всего существует только 12 нот - названия просто постоянно повторяются. Ноты, которые вы можете сыграть, представлены ниже. Имейте ввиду, что у некоторых нот есть два отличных названия:

    • ля (A), ля-диез/си-бемоль (A#/Bb), си (B), до (C), до-диез/ре-бемоль (C#/Db), ре (D), ре-диез/ми-бемоль (D#/Eb), ми (E), фа (F), фа-диез/соль-бемоль (F#/ Gb), соль (G), соль-диез/ля-бемоль (G#/Ab) . После этого ноты снова повторяются, начиная с ля.
    • Изучение позиций различных нот не является чем-то очень сложным, однако и на это нужно какое-то время, чтобы осветить в этой статье.
  3. Выучите названия струн. Вы можете ссылаться на различные струны, называя их как «самая толстая, вторая самая толстая», и так далее, но гораздо проще разговаривать о гаммах, зная их действительные названия. К тому же это еще и полезно, так как струны именуются в соответствие ноте, которую они берут, когда не прижимается никакой лад . В обычной шестиструнной гитаре со стандартной настройкой струны именуются следующим образом:

    • ми (самая толстая)
    • соль
    • ми (самая тонкая) - заметьте, что у этой струны имя такое же как и у самой толстой, поэтому некоторые люди для различия, называют их как «низкая» и «высокая» ми.
  4. Изучите понятие тона и полутонов в гаммах. Проще говоря, гамма – это просто последовательность нот, которые приятно звучат, когда играются по порядку. Когда вы перейдете к изучению гамм, вы поймете, что все гаммы строятся по схемам из «тонов» и «полутонов». Звучит весьма сложно, однако они просто служат способом описания различных интервалов на грифе

    • Полутон – это интервал в один лад ниже или выше. К примеру, если вы играете до (струна ля, третий лад), переход на один лад вверх даст вам ноту до-диез (струна ля, четвертый лад). Можно сказать, что ноты до и до-диез отличаются на полтона.
    • Тон – то же самое, только интервал будет в два лада . К примеру, если мы стоим на до и двигаемся на два лада вверх, мы берем ноту ре (струна ля, пятый лад). Таким образом, ноты до и ре отличаются на целый тон.
  5. Ступень гаммы. Вы уже почти готовы к изучению гамм. Последнее понятие, которое нужно запомнить – это «ступени», для определения нот – поскольку гаммы являются последовательностями нот, которые нужно играть по порядку. Ступени перечислены ниже. Изучение количественных названий для каждой ступени очень важно - другие названия применяются менее часто.

    • Нота, с которой вы начинаете, называется основным тоном или первой . Иногда ее также называют тоникой .
    • Вторая нота называется второй или верхним вводным тоном .
    • Третья нота называется третьей или медиантой .
    • Четвертая нота называется четвертой или субдоминантой .
    • Пятая нота называется пятой или доминантой .
    • Шестая нота называется шестой или субмедиантой .
    • Седьмая нота называется седьмой - у нее есть несколько других имен, которые меняются в зависимости от гаммы, поэтому мы опустим их в этой статье.
    • Восьмая нота называется октавой . Ее также иногда называют тоникой , так как это одна и та же нота, что и первая, только выше.
    • После октавы, вы либо можете начать все заново со второй, либо продолжать с девятой. К примеру, ноту после октавы, можно назвать «девятой» или «второй», но это одна и та же нота в любом случае.

    Часть 2

    Мажорные гаммы
    1. Выберите начальную ноту (основной тон) для вашей гаммы. Тип гаммы, которую мы изучим в этом разделе – это мажорная гамма. Это хороший выбор для начального обучения, так как большинство других гамм основаны на мажорной гамме. Одним замечательным свойством гамм является то, что вы можете играть их, начиная с любой ноты. Чтобы начать, выберите любую ноту ниже 12-ого лада на низкой ми струне или струне ля. Играя на одной из низких струн, у вас будет много места для перемещения вверх и вниз по гамме.

      • Для примера, давайте начнем с соль (нижняя ми струна, третий лад). В этом разделе вы узнаете, как играть гамму соль-мажор - гаммы называются в соответствие их основным тонам.
    2. Изучите схему ступеней мажорной гаммы. Любая гамма может быть записана как схема целых тонов и полутонов. Очень важно изучить схему ступеней мажорной гаммы, так как большинство других гамм происходят от нее. Смотрите ниже:

      • Начните с основного тона, затем следуйте этим шагам: Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон .
      • К примеру, если мы стоим на соль, сначала мы перейдем вверх на целый тон в ля. Затем, мы перейдем на другой тон в си. Далее, мы перейдем вверх на полтона в до. Следуя схеме выше, гамма продолжится сыгрыванием нот ре, ми, фа-диез, и закончится на соль.
    3. Изучите аппликатуру пальцев для мажорной гаммы. Вы можете сыграть всю гамму на одной струне, но это слишком просто - обычно вы не заметите такого за гитаристами. Вместо этого, намного более распространенной практикой будет двигаться вверх и вниз по нескольким струнам при сыгрывании этой гаммы. Это сократит количество необходимых движений вашей руки.

      • Для изученной соль-мажорной гаммы, мы начинаем играть на третьем ладу на низкой ми струне. Затем играем ля и си на пятом и седьмом ладу струны ми.
      • Далее, мы играем до на третьем ладу струны ля . Играем ре и ми на пятом и седьмом ладу струны ля.
      • Затем, играем фа-диез на четвертом ладу струны ре . Заканчиваем, играя соль на пятом ладу струны ре. Заметьте, что нам не пришлось двигать нашу руку вверх и вниз по грифу при такой игре - просто играли разные струны и тянули пальцы.
      • Все вместе должно быть так: Низкая ми струна: Струна ля: Струна ре:
    4. Попробуйте пробегаться по этой схеме вверх и вниз по грифу. Пока вы начинаете играть с низкой ми или ля струны, аппликатура изученной вами мажорной гаммы может быть сыграна с любой позиции на грифе. Другими словами, просто сдвиньте все ноты вверх или вниз на то же количество ладов/ступеней, чтобы играть различные мажорные гаммы.

      • К примеру, если хотите сыграть си-мажорную гамму, нужно просто перейти по грифу на седьмой лад низкой ми струны. Затем, нужно просто использовать ту же аппликатуру, что и прежде, чтобы сыграть гамму как эта: Низкая ми струна: Си (7 лад), до-диез (9 лад), ре-диез (11 лад) Струна ля: ми (7 лад), фа-диез (9 лад), соль-диез (11 лад) Струна ре: ля-диез (8 лад), си (9 лад)
      • Заметьте, что расположение пальцев на ладах ровно такое же, как и прежде. Просто сдвигайтесь вверх и вниз, чтобы играть различные мажорные гаммы.
    5. Заучите гаммы, пробегаясь вверх и вниз. Обычно гаммы играют не только в одном направлении. Как только вы освоите игру мажорной гаммы вверх, попробуйте играть ее в обратном направлении, как только сыграете полную октаву. Все, что вам нужно – играть те же ноты, но в обратном порядке - без каких-либо изменений.

      • К примеру, если нужно сыграть си-мажорную гамму вверх и вниз, то нужно играть ноты так: Игра вверх: си, до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си Игра вниз: си, ля-диез, соль-диез, фа-диез, ми, ре-диез, до-диез, си
      • Если вы хотите играть гамму в размер 4/4, играйте каждую ноту как четверть или восьмушка. Играйте октаву дважды или переходите к девятой ноте (тон сразу за октавой), затем идите обратно. Это даст вам необходимое количество нот для того, чтобы гамма «сравнялась» со счетом.

    Часть 3

    Минорные гаммы
    1. Запомните разницу между минорной мажорной гаммой. У минорной гаммы много общего с мажорной гаммой. Как и мажорная гамма, минорные гаммы называют согласно их основным тонам (к примеру, ми-минор, ля-минор и так далее). Большинство нот даже одинаковые. Есть всего несколько отличий, которые вам необходимо запомнить:

      • У минорной гаммы понижается третья ступень .
      • У минорной гаммы понижается шестая ступень .
      • У минорной гаммы понижается седьмая ступень .
      • Чтобы понизить ноту, просто сдвиньте ее на полтона вниз. Это значит, что третья и седьмая ноты в гамме будут на один лад ниже, чем в мажорной гамме.
    2. Разучите ступенчатую схему для минорной гаммы. Отличие от мажорной гаммы будет в понижении на третьей, шестой и седьмой нотах в схеме минорной гаммы. Запоминание новой схемы может быть весьма полезно при освоении минорных гамм.

      • Схема минорной гаммы начинается с основного тона, то есть: Тон, полутон , тон, тон, полутон , тон, полутон .
      • К примеру, если хотите сыграть гамму соль-минор , начните играть гамму соль мажор и понижайте третью, шестую и седьмую ступень на полтона. Гамма соль-мажор : соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль
      • …отсюда гамма соль-минор будет: соль, ля, си-бемоль , до, ре, ми-бемоль , фа , соль
    3. Выучите аппликатуру для минорных гамм. Так же как и с мажорными гаммами, ноты в минорных гаммах играются на определенных ладах, и вы можете бегать вверх и вниз по грифу, играя различные минорные гаммы. Пока вы начинаете играть минорные гаммы с низкой ми струны или струны ля, минорная схема будет одинаковой.

      • К примеру, давайте сыграем минорную гамму ми-бемоль. Для этого мы просто начнем играть гамму ми-бемоль, понижая при этом третью, шестую и седьмую ступени вниз на один лад, вот так: Струна ля: ми-бемоль (6 лад), фа (8 лад), фа-диез (9 лад) Струна ре: ля-бемоль (6 лад), си-бемоль (8 лад), си (9 лад) Струна соль: ре-бемоль (6 лад) , ми-бемоль (8 лад)
    4. Тренируйтесь играть гамму вверх и вниз. Как и мажорные гаммы, минорные гаммы тоже часто играют вверх и вниз. Вы просто играете ту же последовательность нот, но в обратном направлении без изменений.

      • К примеру, если вы хотите сыграть гамму ми-бемоль вверх и вниз, то это делается так: Вверх: ми-бемоль, фа, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, си, ре-бемоль, ми-бемоль Вниз: ми-бемоль, ре-бемоль, си, си-бемоль, ля-бемоль, фа-диез, фа, ми-бемоль
      • Тут вы тоже можете добавить, девятую ступень (в этом случае нота фа после октавы) или играть октаву дважды, чтобы попасть в размер 4/4.

    Часть 4

    Другие полезные гаммы
    1. Практикуйтесь играть хроматические гаммы для тренировки и скорости. Одной полезной разновидностью гамм для тренировки является хроматическая гамма. В этой гамме все ступени разделены на полтона . А это значит, что хроматическую гамму можно сочинить, просто пробегаясь вверх и вниз по ладам в определенном порядке.

      • Попробуйте выполнять это хроматическое упражнение: Для начала выберите одну из струн на гитаре (неважно какую). Начните отсчитывать ритм 4/4. Сыграйте по открытой струне (без зажатия ноты на ладу) как четвертную ноту, затем на первом ладу, далее на втором, и третьем. Не останавливаясь, сыграйте на первом ладу, на втором, третьем и четвертом. Держите ритм ровно и играйте на втором, затем на третьем, четвертом и пятом. Продолжайте эту схему, пока не дойдете до 12 лада, а затем возвращайтесь!
      • К примеру, если вы играете на высокой ми струне, ваше хроматическое упражнение будет таким: Счет раз: ми (открытая), фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад) Счет 2: фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад), соль-диез (4 лад)
      • …и так далее до 12 лада (и обратно).
    2. Выучите пентатонику. В пентатонике содержится всего 5 нот и все они приятно звучат при одновременном сыгрывании, поэтому эта гамма часто используется в сольных партиях. В частности, минорная пентатоника исключительно популярная в роке, джазе и блюзе. Эта гамма настолько часто используется, что иногда ее просто называют «пентатоникой» для краткости. Эту гамму мы и изучим ниже.

      • Минорная пентатоника содержит следующие ступени: Основной тон, пониженная 3 ступень, четвертая, пятая, и пониженная седьмая ступень (плюс октава) . Это практически минорная гамма, но без второй и шестой ступени.
      • К примеру, если мы начнем с низкой ми струны, ля-минорная пентатоника будет такой: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад)
      • Тут, если хотите, можете продолжить играть те же ноты на высоких струнах: Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), соль (8 лад)
    3. Изучите блюзовую гамму. Как только вы освоите минорную пентатонику, очень просто сыграть связанную с ней «блюзовую гамму». Для этого нужно просто добавить пониженную пятую ступень гаммы в минорную пентатонику. Это даст вам гамму с шестью нотами - все остальное без изменения.

      • К примеру, если вам нужно сделать из ля-минорной пентатоники блюзовую ля гамму, сыграйте так: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми-бемоль (6 лад) , ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад), ми-бемоль (8 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), до (8 лад)
      • Пониженная пятая ступень известна как «блюзовая нота». Несмотря на то, что она находится в гамме, она несколько странно звучит и сама по себе неблагозвучна, поэтому, если вы играете сольную партию, старайтесь использовать ее в качестве вводного тона - то есть, играйте ее «при переходе» к другой ноте. Не держите эту блюзовую ноту слишком долго!
    4. Разучите двухоктавные версии всех гамм. Как только вы дойдете до октавы гаммы, вам необязательно возвращаться. Просто считайте октаву как новую тонику и используйте ту же ступенчатую схему для сыгрывания второй октавы. Мы уже кратко касались этой темы при изучении минорной пентатоники, однако это то, что вы можете практиковать практически с любой гаммой. Начиная с позиции нижних двух струн, можно достаточно легко покрыть две целых октавы в одной и той же части грифа. Заметьте, что вторая октава обычно содержит отличную аппликатуру даже с учетом одинаковых ступеней .

      • Давайте разучим двухоктавную мажорную гамму - как только вы ее запомните, вам будет легко понять любые другие двухоктавные версии мажорных гамм. Будем пробовать соль-мажор (самая первая гамма, изученная нами в этой статье). На данный момент мы умеем это: Низкая ми струна: соль (3 лад), ля (5 лад), си (7 лад) Струна ля: до (3 лад), ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: фа-диез (4 лад), соль (5 лад)
      • Продолжайте, используя ту же схему: тон, тон, полутон, и так далее… Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: си (4 лад), до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), фа-диез (7 лад), соль (8 лад)
      • …и затем возвращаемся!

Твоя скорость игры на электрогитаре достигла восьмидесяти ударов в минуту. Нет? Вернись к предыдущему уроку. Если же это так, тогда вперед!

Что такое гаммы? Если очень сильно упростить, то гаммой можно назвать ряд звуков, расположенных в строго определенной последовательности полутонов, тонов, а иногда и больших интервалов. О гаммах в контексте аппликатурного мышления очень подробно рассматриваются . В этом уроке мы будем их использовать как еще одну разновидность упражнений. Чем хороши гаммы? Во-первых , в них встречаются как внешний, так и внутренний штрихи. Во-вторых , боксы гамм перекрывают все шесть струн. В-третьих , они, как правило, являются зацикленными, что дает возможность играть одну гамму в течение продолжительного времени.

Гамм существует огромное количество. Но все они нам не понадобятся, так как этот урок направлен на развитие скорости, а не музыкального мышления. Я приведу только некоторые из тех, что можно использовать в своих песнях, оставив за бортом мелодические лады, гармонический минор, мажорную пентатонику, блюзовую гамму и многие другие.

Но в первую очередь я бы хотел немного рассказать о том как необходимо их играть и что представляют собой те аппликатуры, что ты видишь чуть ниже. Я получил немало вопросов на эту тему и осознал, что большинство новичков имеют весьма скудное представление о том что такое гаммы в принципе. Итак, горизонтальные линейки это струны, как ты понимаешь, вертикальные – лады. Кружки – соответственно ноты, которые следует играть. Ни в коем случае не следует принимать гамму за аккорд и пытаться взять все ноты одновременно. Начинай играть из нижнего левого угла слева направо (т.е. с самой толстой струны, из того места где лады шире). Затем поднимайся к более высоким струнам, заканчивая играть гамму в верхнем правом углу. Затем ты можешь вернуться к исходной ноте в строго противоположной последовательности. Если все еще непонятно – в конце урока ты можешь скачать Guitar Pro табулатуры всех гамм, которые здесь встретишь. Но помни, что данные аппликатуры можно с легкостью двигать вдоль грифа и гамма при этом не изменится, изменится лишь ее тональность. Так же не забывай о том, что все гаммы необходимо играть ПЕРЕМЕННЫМ ШТРИХОМ. Вниз-вверх-вниз-вверх! Да и о других правилах, рассмотренных в предыдущих уроках не забывай!

МИНОРНАЯ ПЕНТАТОНИКА

С минорной пентатоникой ты уже знаком из предыдущего урока. Здесь я приведу пять боксов этой гаммы в различных позициях. если ты присмотришься, то заметишь, что их можно сложить, как кусочки мозаики. В конечно счете это, то что ты должен видеть, глядя на гриф гитары - ноты, входящие в конкретную гамму, ее тонику на различных струнах и ладах, многовариантность того, как можно сыграть любой пассаж, который только может прийти тебе в голову. Над этими боксами тебе придется работать... всю твой жизнь. Не больше, не меньше. Ну, или по крайней мере, столько, сколько ты собираешься играть на гитаре.

Никогда не ограничивай себя игрой в одной позиции. Ты когда-нибудь видел, чтобы Зак Уайлд сыграл все соло, не перемещая руку вдоль грифа? Я тоже нет:)

ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

Дальше - больше! Ниже представлены пять боксов диатонических семиступенных ладов. Первый - миксолидийский мажор , часто используемый Джоном Петруччи в его прогрессивных темах. Далее идет минорная гамма (эолийский минор) . Среди роковых и металюжных соляков она по праву занимает второе место. Прочувствуй ее мрачную, средневековую атмосферу.

На третьем рисунке - локрийский лад . Если сыграть его от второй ступени, получится ионийский (натуральный мажор) мажор . Хочешь сочинить нечто бодрящее, веселое. Возможно эпическое или пафосное? Тогда используй именно его. Старайся играть по правилу один палец - один лад (в случае с боксом натурального мажора это не сложно). На четвертом боксе ты видишь дорийский минор - еще один фаворит олдскульных рок гитаристов. И, наконец, на пятом боксе изображен фригийский минор , отличающийся от обычного всего одной ступень - второй пониженной, но зато какую атмосферу придает она ему! Сыграв его от этой самой второй ступени, мы получим лидийский мажор . Эту гамму ты мог слышать в произведениях Джо Сатриани.

Еще раз перечислю гаммы и способ их получения на основе натурального мажора. Итак!

1. Ионийский мажор строится на первой ступени натурального и, соответственно, идентичен ему.

2. Дорийский минор строится на второй ступени натурального мажора.

3. Фригийский минор - на третьей ступени натурального.

4. Лидийский мажор - на четвертой.

5. Миксолидийский мажор - на пятой.

6. Эолийский (натуральный минор) - на шестой

7. Локрийский лад строится на седьмой ступени натурального мажора.

Вот она, аппликатурная сетка, на которой ты можешь видеть все гаммы одновременно. Черной точкой обозначена тоника ионийского мажора. Присмотрись и отыщи для себя визуально приведенные выше боксы.

На приведенном выше рисунке подписаны четыре ступени ионийского мажора - седьмая, первая, третья и четвертая. Остальные отыскать, как ты понимаешь, совсем не трудно. Но это уже тема совсем другого раздела .

До этого ты играл все упражнения шестнадцатыми. По четыре ноты на каждый удар метронома. Но необходимо учиться играть также и триолями. Для этого мы будем использовать гаммы, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс это бокс фригийского минора, следующий - бокс лидийского мажора, затем - бокс миксолидийского и т.д. Для расчета скорости пользуйся следующей формулой. Скорость на которой ты собирался играть раздели на три и умножь на четыре . Ты получишь скорость для восьмых триолей. Скажем, ты собирался играть на скорости в 60 УВМ. 60:3*4=80 УВМ - искомая скорость для игры триолями. Играй по три ноты на каждый удар метронома.

Как видишь, первый бокс затрагивает открытые струны. Просто сдвинь его вправо. Я уже говорил, что гамма при этом не меняется, меняется лишь тоника. Этих последних гамм "по три ноты на струне" нет в табах, я уверен, ты понял принцип. А если нет - еще раз присмотрись к тем гаммам, что есть, сравни табы и рисунок, проанализируй. Развитие невозможно без этого. Ни одно пособие и ни один учитель не научит тебя играть, если ты не будешь учиться сам.

Здесь, пожалуй, пришла пора остановиться. Включай метроном, разучивай один из вариантов какой-либо гаммы и начинай заниматься. В следующем уроке жду тебя после того как ты сможешь играть ВСЕ гаммы на скорости 100 УВМ. Удачи!

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 19

Для чего нужны гаммы на гитаре

Гамма до мажор (C dur) самая простая гамма на гитаре, но с аппликатурой она принесёт конкретную пользу начинающим гитаристам. К сожалению многие плохо себе представляют полезные действие столь нудного занятия, как игра гамм на гитаре. Гитарист не желающий играть гаммы напоминает ползущего малыша не желающего ходить, полагая что передвигаться на четвереньках быстрее и удобнее, но ведь кто встал на ноги научится не только ходить, но быстро бегать.
1. Гамма до мажор по всему грифу даст Вам более полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм Вас появится синхронность в работе правой и левой руки.
3. Гамма поможет поймать ощущение грифа и тем самым разовьёт точность при смене позиций левой руки.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев правой и особенно левой руки.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма.

Как правильно играть гаммы на гитаре

Первое что надо сделать для правильного исполнения гаммы это запомнить переходы со струны на струну и точную последовательность пальцев левой руки. Не думайте, что гаммы это просто восходящие и нисходящие звуки и ваша задача заключается в том, что надо исполнять их как можно быстрее таким способом наращивая технику. Такое видение задачи изначально обречено на провал. Гаммы — прежде всего это пассажи играемых вами музыкальных произведений. Вы уже знаете, что музыка это не хаотичная смена пассажей и аккордов — все звуки объединены тональностью и ритмической основой позволяющими называть её МУЗЫКОЙ. Итак, гамма в тональности до мажор должна при исполнении иметь определённый размер. Прежде всего это нужно для того чтобы при игре держаться в определённом темпе без каких либо замедлений и ускорений. Точное ритмичное исполнение в определённом размере придаёт пассажам красоту и блеск. Именно поэтому гаммы играют в разных размерах (две, три четверти, четыре четверти). Так и надо поступать играя гамму немного выделяя каждую первую долю первого такта выбранного Вами размера. Например, играя в двух дольном считайте раз и два и отмечая лёгким акцентом каждую ноту выпадающую на «раз», в трёх дольном считайте раз и два и три и также отмечая ноты выпадающие на «раз».

Как играть гамму до мажор на гитаре

Старайтесь как можно меньше поднимать (задирать) пальцы левой руки над струнами. Движения должны быть максимально экономными и эта экономность позволит Вам играть более бегло в будущем. Особенно это касается вашего мизинца. Постоянно задирающийся мизинец при игре гамм и пассажей является прекрасным «предателем» указывающим на неправильное положение кисти и предплечья левой руки по отношению к грифу гитары. Подумайте в чём причина таких движений мизинца — вполне возможно изменение угла кисти и руки относительно грифа (смена посадки) даст положительный результат.

Игра гаммы до мажор вверх

Поставьте второй палец на пятую струну и сыграйте первую ноту до, не отрывайте второй палец от струны ставьте четвёртый и играйте ноту ре. Вы сыграли две ноты, но оба пальца продолжают прижимать пятую струну, при этом ставьте первый палец на II лад четвёртой струны и играйте ноту ми. Только сыграв ми на четвёртой струне, оторвите пальцы от пятой, чтобы сыграть фа и соль удерживая при этом первый палец на ноте ми. После сыгранной ноты соль оторвите первый палец от четвёртой струны и поставив его на II лад третьей струны сыграйте ноту ля и далее оторвав второй и четвёртый пальцы от четвёртой струны третьим пальцем сыграйте ноту си продолжая удерживать первый палец на ноте ля (II лад). Только сыграв ноты си приподнимите третий палец при этом первый палец начинает легко скользить по третьей струне, чтобы занять своё место на V ладу. Обратите особое внимание на эту смену позиции на третьей струне стараясь, чтобы при переходе первого пальца на пятый лад не было не контролируемого прерывания звука. Я думаю, что Вам уже стал понятен принцип исполнения гаммы вверх и можно перейти к следующему этапу.

Игра гаммы до мажор вниз

Вы доиграли гамму на первой струне до ноты до, при этом пальцы левой руки продолжают стоять на своих местах (1й на V, 3й на VII, 4й на VIII ладах). Принцип игры гаммы в обратном направлении остаётся прежним — как можно меньше лишних движений пальцами, но теперь по порядку отрываем пальцы от струны и после сыгранной ноты ля на V ладу оторвём удерживающий её палец только после того как сыграем ноту соль четвёртым пальцем на VIII ладу второй струны.

Правая рука при исполнении гамм

Играйте гаммы разными пальцами правой руки сначала (i m) потом (m a) и даже (i a). Не забывайте делать небольшие акценты при попадании на сильные доли такта. Играйте плотным, громким звуком приёмом «апояндо» (с опорой). Исполняйте гамму на крещендо и диминуэндо (усиливая и ослабляя звучность), отрабатывая оттенки звуковой палитры.


Можно выучить гамму до мажор по написанной ниже табулатуре, но главное соблюдать аппликатуру пальцев написанную в нотах.

Научившись играть гамму до мажор играйте до диез, ре и ре диез мажор. То есть, если гамма до мажор начиналась с третьего лада, то до диез с четвёртого, ре с пятого, ре диез с шестого лада пятой струны. Структура и аппликатура этих гамм одинакова, но при игре с другого лада ощущение на грифе меняется, давая возможность привыкнуть пальцам левой руки к этим изменениям и почувствовать гриф гитары.

Прежде, чем разбираться с тональностями на гитаре, следует понять: что же такое тональность вообще? Глубже изучить данный вопрос помогают курсы музыкальной грамоты и уроки сольфеджио, преподающиеся в специальных заведениях. Однако определенные знания можно получить и на домашнем обучении.

Общее определение гласит, что тональность - особое положение лада (чаще всего мажора или минора), закрепленное на определенных высотах.

Тональность

Центром тональности служит тоника - основа гаммы и первая ступень лада. Когда речь идет о тональном обозначении, она выступает главным его представителем (например, если I ступень - "до", это будет означать тональность до мажор либо до минор).

Тональности можно разделить на 3 отдельных группы:

  • 2 простых тональности, которые можно легко продемонстрировать на клавиатуре фортепиано. Они находятся исключительно на белых клавишах.
  • 14 диезных тональностей, разделяющиеся на два полюса - мажорные (7) и минорные (7).
  • 14 бемольных тональностей, также подразделяющихся на 2 группы - мажорные (7) и минорные (7).

Квинтовый круг

Квинтовый круг - главный помощник в определении знаков всех тональностей. Стоит обратить внимание, что тональности на гитаре ничем не отличаются от каких-либо других на иных инструментах. Построение и звучание аналогичны, лишь иная техника звукоизвлечения и присущий инструменту характерный только для него тембр.

Понимание в необходимости (диезов и бемолей) - важнейший пункт, который сможет достаточно сильно упростить задачу в изучении тональностей на гитаре и аккордов в песнях.

Итак, ниже представлен квинтовых круг всех тональностей в музыке.

Как вы видите, с каждой последующей ступенью прибавляется один знак. И это неспроста. Появление этих знаков связано с четким построением мажорной или минорной гаммы:

  • Для мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - полутон.
  • Для - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон.

Следуя данным схемам, знаки либо повышают ступени, либо понижают их. Особенно подробно эта информация освещена в разделе "гаммы" в курсе сольфеджио.

Тональность и аккорды на гитаре

После полного теоретического ознакомления с гаммами при помощи фортепианной клавиатуры разрешается переходить на желаемый инструмент. Здесь чаще всего первый аккорд, звучащий на гитаре, и задает произведению тональность.

Обратите внимание, что аккорд - одновременное звучание 3 и более звуков.

Если смотреть со стороны гармонии, он будет являться тоническим трезвучием. А тоническое трезвучие - это 3 устойчивых ступени тональности, проигрываемые одновременно (в до мажоре это ноты «до-ми-соль»).

Аккорд, обознающийся в табулатуре надписью Am, - самый популярный среди аккордов в кругах инструменталистов:

  • а - «ля»;
  • m - «минор».

Звучание данного аккорда в самом начале означает, что перед нами на гитаре тональность ля минор.

Изучение гамм стоит начинать с простых тональностей - описанной выше а-moll или ее параллелью - c-dur (до мажор). Свободно в них ориентируясь, ученик сможет без особого труда находить диезы и бемоли, входящие в структуру других тональностей.

Интересный и полезный факт: гаммы, вошедшие в состав мажорных, имеют параллель в миноре с аналогичными знаками альтерации, потому заучивать нужно не 24 тональности, а в два раза меньше - 12.

Перед тем, как играть

Сыграть гамму определенной тональности на гитаре можно как на одной струне, так и на разных.

Перед тем, как браться за инструмент, нужно хорошо изучить его гриф. Нумерация ладов идет от головки гитары. Точки, находящиеся сбоку, помогают проще ориентироваться в системе.

Для ориентира во всех звуках нужно знать ноты на открытых струнах, из которых все исходит: ми (самая тонкая струна), си, соль, ре, ля, ми (самая толстая струна).

Как для первого, так и для второго способа необходимо, прежде всего, выучить все ноты на грифе гитары. Стоит запомнить простую закономерность: расстояние между двумя соседними ладами равняется полутону.

Нужно иметь свободное представление о нотах гаммы. Они состоят из VII ступеней, а восьмая, образующая октаву, повторяет первую.

Очень важно понимать различие тона от полутона и их четкую последовательность в гамме. Помните, что сверху указаны тона, а снизу - полутона.

Начинаем играть

Для начала следует определиться - какую же гамму играть? После окончательного выбора нужно найти ноту, от которой пойдет процесс. Если выбор пал на гамму до мажор, это означает, что на грифе пальцы зажмут струну на ноте до. Это можно сделать на любом привлекающем вас ладу.

Вспомните схему мажорной гаммы (тон - тон - полутон - тон - тон - полутон). Опираясь на эту структуру, начните свое движение. Вспомните, по какому принципу располагаются тоны и полутоны. Тон - 1 лад + 1 лад, полутон - 1 лад (следующий от нынешнего прижатого лада). Если зажата нота до, то ре будет не на следующем ладу, а через один, так как расстояние между двумя этими ступенями равняется целому тону.

Изучайте и запоминайте аппликатуру - схему движения пальцев. После освоения гаммы на одной струне, можно переходить к более сложному варианту - гитарным боксам.

Заучивать гаммы следует как и восходящем, так и в нисходящем движении.

Итог

После полного и свободного понимая тональностей на гитаре переход к аккордам станет для вас достаточно легким процессом. Достаточно будет определить три главные устойчивые ступени нужной вам гаммы и зажать их одновременно.

Конечно, существует множество схем аккордов для новичков и любителей, не погружающих в теорию музыки глубоко. Но если же вы хотите овладеть инструментом на более профессиональном уровне, описанные выше советы помогут вам в этом.