Сценарий музыкально-литературной композиции "вампиловские чтения в лицее". Литературный вечер на тему "Звезда, в которую он верил" (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

(1930-1938)

Сценарий составлен:

Педагогом-библиотекарем

Вантеевой Еленой Николаевной

МБОУ «Каменская СОШ»

Боханского района Иркутской области

Оборудование- компьютер, мультимедиа, презентация.

Цель - познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом драматурга.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ведущий 2 : Добрый день, дорогие друзья сегодняшний наш вечер посвящен замечательному сибирскому драматургу Александру Валентиновичу Вампилову. В нескольких словах мы постараемся рассказать о его жизни и творчестве.

Посредине лужка,

Будто в горнице без потолков,

Мы стелили постель

На зеленой траве непримятой.

Верховик над Байкалом

Кружил паруса облаков,

С огородов за пряслами

Пахло укропом и мятой.

Жизнь казалось безбрежной,

Как в этой тиши небеса,

А земля, где мы жили,-

Домашней и теплой такою.

Лишь о будущем речи

Туманили дымкой глаза,

И рождали надежды,

И сердце лишали покоя.

На Иркутском погосте

Сегодня такая же тишь…

И, сквозь толщу земли.

Наблюдая живые созвездья,

Ты листвою зеленой

Со мною всю ночь говоришь

О коварстве и счастье дороги

Что выбрали вместе

Ведущий 1 : 19 августа 1937 года в Кутулике родился великий сибирский драматург Александр Вампилов. Так гласит официальная легенда. А как было на самом деле? И спросим мы об этом у Сержены Валентиновны Вампиловой

Сержена Валентиновна : Хороший вопрос. В печати на этот счет допускаются неточности, и я рада внести ясность. Перед появлением Саши на свет папа перевелся в Аларскую школу. Здесь была больница, но ее в то лето закрыли на ремонт. И папа увез тетю Таю в роддом в Черемхово. Здесь Саша и появился. Я думаю, что родным для него местечком можно считать и Аларь. Сюда его привезли из роддома. Здесь он, пятимесячный, лежал в колыбели, когда отца арестовали.

Ведущий2 : И так мы знаем как родился Александр. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Имя поэта было светлой темой года, и как же еще мог назвать мальчика учитель- словесник, чтобы оградить его и ободрить этим светом, если не Александром.

Ведущий1 : Но в семье Вампиловых таится еще одна загадка- это смерть отца. Только весной 1991 года стало известно об истинном положении дел. 22 февраля 1938 года был проведен только один единственный допрос. А 27 февраля был вынесен приговор: расстрелять с конфискацией имущества и 5 марта приговор был приведен в исполнение.

Ведущий 2 : Сам Александр знал об отце так мало. Но было ясно, что жестокая несправедливость, осознанная еще в детстве, сиротство, совпавшее к тому же с тяжелыми годами войны, людское отчуждение, окружавшее семью «врага народа»,- все это оказало влияние на нравственное формирование Вампилова, на его характер.

Ведущий1: И все же детство у Саши было. Как многие его сверстники он играл в футбол во дворе, учился играть на гитаре, которая досталась ему от прадеда, участвовал в спектаклях школьного театра.

Ведущий 1: Любовь к театру и литературе Александру привила ему бабушка Александра Медведева, воспитанница Иркутского епархиального училища.

Ведущий 2: в 1955 году Александр поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет. В университете он с первого же курса затеял театр и скоро уже репетировал с товарищами чеховскую «Свадьбу» и купался в роли Апломбова.

Ведущий 1 : Самым любимым поэтом Александра Вампилова был Есенин. Вот как об этом вспоминает однокурсник Вампилова сибирский поэт Андрей Румянцев

Александр Румянцев: как-то, на уборке урожая, мы уже легли спать и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта Сергея Есенина. Все только слышали его имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно книг Есенина в школьных библиотеках не держалось, его творчество не изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

Александр Румянцев: Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то необходимое. Нам открывалось что-то хрупкое, нежное и доверчивое. Никто не торопил чтеца, когда он заканчивал одно стихотворение и подбирал в уме другое. Никто не задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта, что есть среди нас, вчерашних школьников человек, открывший заповедную есенинскую страну.

Ведущий2: Во время учебы в университете Александр Вампилов сочинил романс на есенинское стихотворение. Под аккомпонимент оркестра Сашино сочинение часто исполнялось на концертах.

Звучит романс «Вечером синим, вечером лунным»

Ведущий2: До 3 курса Вампилов писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Оставив в стороне их несовершенства, мы можем убедиться, что молодые чувства и размышления выражались Вампиловым негромким словом, с благодарной сдержанностью и душевной чистотой.

Что неприветливо, широкий дол, шумишь

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых

И после всех дорог судьбы-

Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых-

Последняя дорога мне прямая-

Сюда, чтобы спокойно умереть…

Ведущий 1: Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Бетховен, Моцарт, Верди были постоянными спутниками Александра. У Саши была небольшая фонотека симфонической, камерной и оперной музыки постоянно пополняемая. С первого же курса он начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее. Вспоминает однокурсник Вампилова, Владимир Мутин:

Владимир Мутин: Александр жил за Ангарой, не в общежитии, а с матерью и братом, в предместье Глазково, часто на чай или застолье собирались у него. Вот тогда-то всю ночь звучал «Людвиг Иванович», так мы называли Бетховина.

Звучит музыка Бетховена

Ведущий 2 : Бетховенская музыка не раз наталкивала Вампилова на размышления о жизни и искусстве. Из записной книжки Вампилова.

Бетховен не повторяется, чем дальше мы от Бетховена, тем больше человек будет становиться животным, хоть и еще выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться еще удобнее. Время Пушкиных и Бетховеных будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это…музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?»

Ведущий 1: В университете был создан оркестр народных инструментов. С первого до четвертого курса Александр играл в нем на домбре. Вспоминает А.Румянцев.

А.Румянцев: Главным же в Сашином репертуаре были старинные романсы. В минуты пения темно-карие глаза его обретали сосредоточенность и тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все омывающая печаль.

Ведущий 2: В записной книжке Вампилова есть признание «Не искушай»- неотразимый романс Глинки». Но щемящее трогали его сердце и другие романсы, которые он любил и исполнял: «Я встретил вас», «на заре ты ее не буди» и др.

Звучит романс

Ведущий 1: Разносторонне одаренным был Александр, но все же главным в его творчестве была драматургия. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях охотно, печатают университетская многотиражка и газета «Советская молодежь». Еще учась в университете его приглашают в штат «Молодежки». Вскоре после окончания университета в 1961 году вышел первый сборник «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А.Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобится для другого- для главного его дела.

Ведущий2 : О чем только не приходилось писать журналисту А.Вампилову. О строительстве Чунского деревообрабатывающего комбината, о колхозах и совхозах. Газета, как известно, не очень-то позволяет выбирать тему, но если хоть какая-то возможность выбора появлялась, то он отдавал предпочтение темам острым, ситуациям конфликтным, характерам и судьбам неординарным.

Ведущий1: Значительно свободней стал распоряжаться Вампилов своим временем, когда его назначили ответственным секретарем. Вспоминает коллега по работе Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: Первые свои пьесы Вампилов обдумывал, если можно так сказать, на людях. Ему нужна была эта «обкатка» в кругу товарищей. Со временем у Вампилова стала исчезать эта потребность советоваться с товарищами, он все уверенней чувствовал себя, становился мастером, профессионалом.

Ведущий 2 : Пьесы А.Вампилова долго не признавали. Почти каждая пьеса становилась доступной читателю лишь через несколько лет после написания. Но все же ему удалось увидеть свои пьесы на сцене. «Старший сын» в Иркутском драматическом театре, «Провинциальные анекдоты» в Ленинграде и др.

Ведущий 1: Сейчас почти по всем пьесам Вампилова сняты фильмы, в которых играют замечательные актеры Е. Леонов, М.Боярский, Н.Караченцев и др. Его произведения известны и любимы, но каких трудов стоило их вывести на большой экран. Вспоминает режиссер Георгий Товстоногов.

Георгий Товстоногов: Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления, когда театр понимается как действо... Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах, при всей узнаваемости происходящего, возникает особый вампиловский мир, со всей определенностью обозначенный художником. Именно это – отсутствие авторской преднамеренности, сочетание собственного видения с точностью жизненных наблюдений- отличает искусство Вампилова.

Ведущий 2: Не долгой была жизнь замечательного драматурга. Несчастный случай прервал жизнь молодого таланта.

Ведущий 1: Александр Вампилов и его жена Оля долгое время мечтали купить дом на берегу Байкала. Летом 1972 года подвернулся небольшой, но добротный дом хозяева сначала согласились, а потом передумали. Вспоминает Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: В город по делам собрался Борис Лапин, дача которого метрах в двухстах от моей.

Зайди к Сане- попросил я его- скажи что с домом ничего не выходит, пусть не едет, расстроится только. Позднее я узнал, что Лапин отыскал Вампилова, сообщил ему новость, но Саня, посокрушавшись, решил:

Все же съезжу. А вдруг?...

Как видно, ничего уже нельзя было изменить, события развивались с неодолимой последовательностью: и лодка Пакулова стояла готовой к поездке на тот берег, в Листвянку, и коварный топляк дрейфовал где-то поблизости… «Аннушка уже пролила масло»- эта фраза из обожаемого Саней Булгакова приходит мне на память, когда я снова и снова возвращаюсь в те августовские дни.

Ведущий 1: Он погиб 17 августа 1972 года не дожив до своего тридцатипятилетия всего один день. Вспоминает Андрей Румянцев.

Андрей Румянцев: Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду.» Мне же более провидческой и страшной кажется фраза из его блокнота, стоящая особняком «Могильная, черная темнота воды».

Ведущий 2: Так закончилась жизнь замечательного драматурга, но его произведения живут. Душа Вампилова всегда будет рядом с нами, пока живут и радуют его творения.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем посмотреть сценку из нерыцарских времен «Свидание»


Сценарий литературной гостиной

«Вспоминайте меня весело…»,

посвященной жизни и творчеству Александра Вампилова

Разработал:

Учитель русского языка и литературы

Антипина Марина Фёдоровна

МОУ Казачинская СОШ

с. Казачинское

Казачинско-Ленский район,

Иркутская область

Цели:

Расширение знаний о писателе – земляке А.Вампилове;

Формирование уважения к его творчеству, любви к родному языку;

- воспитание интереса к чтению, расширению литературного кругозора; -формирование внимательного, вдумчивого чтения;

Развитие творческих способностей детей: выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера;


Оборудование:

Выставка произведений писателя;

На белой стене спроецировано изображение городской улицы;

На столике портрет писателя;

Стулья для гостей расставлены полукругом;

Ведущие располагаются за журнальным столиком;

На столе незажжённая свеча в подсвечнике, ваза с веточками сосны и берёзы;

Презентация А. Вампилов. (Приложение 1.)

Фонограммы (Приложение 2 .)
Участники мероприятия:

ученики 10 – 11 классов, которые только познакомились с именем А.Вампилова, учителя.

Минутность пребыванья на Земле

Запечатлеет каждый, как умеет;

Коль притяженье зла преодолеет

Он будет памятен вдвойне.

А если он добра оставит свет

Иль сотворит во благо дел прекрасных,

Пусть знает: жил мгновенье не напрасно

И на века оставил звездный след.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий 2. Мы рады приветствовать всех собравшихся в нашей литературной гостиной!

В1. Разговор наш пойдет сегодня об удивительном человеке, талантливом писателе – драматурге, нашем земляке - Александре Валентиновиче Вампилове.

В. 2

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

книги, театры.

Глазами Вампилова

В.1

Прошло сто лет, как Пушкина не стало,

И вот родился снова Александр.

Ему цыганка жизнь короткой нагадала,

А с именем он принял Божий дар -

Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,

Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,

Ценить людей и помнить слово мамы,

Не разорвать с селом живую нить.

В. 2

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Презентация «Александр Вампилов» (Черемных Анна) ( Приложение 1.)

В. 1

Обзор произведений Александра Вампилова (Андреева Алёна)

В. 2

- «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека».

Драматизация рассказа “Свидание”.

В. 1

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

В. 2

Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Сообщение библиотекаря школы (Любовь Николаевна)

В. 1

Помоги смастерить белый свет

Из опавшей листвы, из берёзы,

Чтобы солнца - на множество лет,

Чтобы всё: и метели, и грозы…

Но вначале разбросим на титрах:

Пять процентов дадим дуракам,

Пять процентов оставим для хитрых.

В нашем сквере средь огненных веток

Будут ветры бубнить тут и там,

Будут звёзды сиять и этак.

Вечерами грустить по одной

Станут девочки в штапельных брючках,

И туристы - спешить, в выходной

И дельцы вспоминать о получках.

И друзья (каждый жив и здоров,

Каждый в истинно- собственном плане)

На шальных перекрёстках ветров

Будут вместе с тобою горланить…

Значит так, по рукам? - По рукам!

Только мир не бывает послушным…

Кто-то требует: всё - дуракам!

Кто-то требует: всё - равнодушным!

Холод ждёт, листопадным кольцом оцепя…

Мы готовимся к новому бою…

Осень…осень бредёт!

Без тебя!

С тобою!

Иннокентий Новокрещенных

В. 2

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Театрализация рассказа «Девичья память»

В. 1

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ… (Геннадий Николаев).

В. 2

Вампилов и Байкал – два слова, не отделимых друг от друга.

Глаза писателя – духовности родник,

В них можно утонуть, как в омуте Байкала.

Достигнув в кульминации накала.

Байкал, слиянье глубины и чистоты,

Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,

Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,

Волной поставил в чужой драме точку?

Сообщение районной библиотеки – Антипина О.П.

В. 1

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

В. 2

Каким был Вампилов, мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Презентация «Друзья о Вампилове» (Антипина М.Ф.)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

Пётр Реутский

Нас разделяют годы – четверть века.

Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!

Оставил душу нам, пел о душе красиво.

И вот смотрю на твой портрет обычный:

Простой мальчишка, скромный, всем привычный,

С лицом скуластым и копной волос,

Рот приоткрыт в улыбке…

«Мне жаль одиноких, умей рядом быть».

Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.

Друзья с тобой. Верь.

И смотрю на портрет.

Как грустно, что гений не дарит свой свет.

Пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть .

Не остывшая от зноя,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало…

Словно тяжкие ресницы
Поднимались над землёю,
И сквозь белые зарницы
Чьи – то грозные зеницы
Загоралися порою.

Саше Вампилову
По-настоящему дорогому человеку на земле без слов о твоем творчестве, которое будет судить классическая критика
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе.
Потом еще на чем-то вроде.
Потом верхом, потом пешком
Пройду по улице с мешком -
И буду жить в своем народе!
Николай Рубцов

Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своем внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.
Валентин Распутин

Александру Вампилову, автору пьесы "Утиная охота"
Спектакль "Утиная охота"
Увидеть автору охота.
И среди леса, среди бора
Он мыслей расплескал озера,
Обманных подсадил утят
А режиссеры не летят!
Шарж А. Калинина
из альманаха "Ангара"№2 за 1968 г.
Эпиграмма М. Сергеева

Стихотворение А.Вампилова:
Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь и хранишь.
И вот опять тебя я покидаю,
Спокойствия и вечности приют.
Долга ль разлука наша, я не знаю,
Но я душой и сердцем вечно тут.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы случайных,
Извилистых, запутанных, крутых
Последняя дорога мне прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть.

«Многие из знавших Вампилова связывали его студенческий облик с гитарой. Это не случайно. Обычно сдержанный, немногословный, он внутренне и внешне изменялся, когда машинально перебирал струны легким касанием пальцев, пробуя аккорды… В какой-то момент появлялась музыкальная тема»,
- вспоминают однокурсники А.Вампилова.

«На квартире, в которой жил Саня, звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Сен-Санс, Лист, Глинка…Музыка для А.Вампилова была частью его существа, и, значит, творчества. Особую любовь он питал к старинным русским романсам».

Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.

Все больней, все острей, ощутимей
Оживает твой след на земле.
Да святится в веках твое имя,
Как высокие звезды во мгле…

А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.

С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.

Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами -
Великий, бронзовый, живой.

2003 г.

В. 1

И в заключении нашей встречи Олеся Павловна проведёт небольшую викторину о жизни и творчестве Александра Вампилова.

В. 2

И последний аккорд – составьте синквейн о нашей встрече с Александром Вампиловым. (памятки по составлению синквейна лежат на столах).

Разделы: Литература

Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Приведенный сценарий построен в форме литературно-музыкальной композиции. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова были организованы:

1. Конкурс стихотворений, посвящённых А. Вампилову, чтение отрывков из его произведений, драматизация “Венок Вампилову”.

2. Конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися, “У портрета Вампилова”.

3. Викторина о жизни и творчестве А. Вампилова (вопросы, работа с текстом).

Цель мероприятия: заинтересовать личностью А.В. Вампилова, пробудить желание к чтению его произведений.

  • приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, драматизацию и комментирование рассказов и воспоминаний современников;
  • побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.

Оборудование: оформление сцены, большая эмблема с портретом драматурга “70 лет Александру Вампилову”, компьютерная презентация с рисунками, фотографиями, заставками, музыкальное сопровождение.

В мероприятии использованы музыкальные произведения:

1. Песни на стихи Н Рубцова, Б. Окуджавы, романс “Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить” (стихи А. Дельвига), гитарная музыка, “Славное море, священный Байкал”, мелодия из кинофильма “История любви” в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, музыка из кинофильма “Грек Зорба”.

Ход мероприятия

Звучит музыка, на экране фотография Вампилова.

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

Пётр Реутский

Ведущий 1:

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

Каким был Вампилов мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Нас разделяют годы – четверть века.

Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!

Оставил душу нам, пел о душе красиво.

И вот смотрю на твой портрет обычный:

Простой мальчишка, скромный, всем привычный,

С лицом скуластым и копной волос,

Рот приоткрыт в улыбке…

“Мне жаль одиноких, умей рядом быть”.

Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.

Друзья с тобой. Верь.

И смотрю на портрет.

Как грустно, что гений не дарит свой свет.

Борозна Маша, 8-й класс.

Ведущий 2:

Таким представляют Вампилова-человека лицеисты.

Два восьмиклассника под тихую музыку читают отрывки из своих сочинений на тему: “У портрета А. Вампилова”.

Ученица читает собственное стихотворение.

Глаза писателя – духовности родник,

В них можно утонуть, как в омуте Байкала.

Достигнув в кульминации накала.

Байкал, слиянье глубины и чистоты,

Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,

Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,

Волной поставил в чужой драме точку?

Кравченко Настя, 9класс.

Звучит мелодия песни “Славное море, священный Байкал”.

Ведущий 1:

“Я люблю людей, с которыми всё может случиться”, - написал Саня Вампилов в своём блокноте, то есть потаённо, для себя. Он видел людей такими, какие они есть, и хотел, чтобы они стали лучше. Он любил людей и сам достоин того же.

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

Глазами Вампилова

Баяр Жигмытов

Прошло сто лет, как Пушкина не стало,

И вот родился снова Александр.

Ему цыганка жизнь короткой нагадала,

А с именем он принял Божий дар -

Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,

Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,

Ценить людей и помнить слово мамы,

Не разорвать с селом живую нить.

Лень Оксана, 8 класс

На экране фотография, где Саша с мамой в детстве.

Ведущий 2:

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Разыгрывается монолог из очерка “Прогулки по Кутулику”.

На экране деревенский пейзаж, дом, старая лиственница.

На сцене изготовлена изгородь, горшки герани на завалинке.

Чтец в роли юного А. Вампилова:

В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три года, а приехал на неделю.

После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил здесь всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже по неволе я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?

Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движение и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную гряду, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся от нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл.

Звучит песня “Где ж, вы, где ж вы, очи карие”.

Герой садится на скамейку.

Захотелось увидеть кого-нибудь из знакомых, но я решил никуда не ходить, а подождать, когда кто-нибудь появится.

Сидит на скамье, в раздумьях.

На экране оформлена заставка “Венок Вампилову” к 70-летию Александра Вампилова.

На сцену поочерёдно выходят чтецы, исполняющие воспоминания друзей писателя, товарищей по университету, друзей - литераторов и т.п. На экране высвечиваются их имена, фотографии, портреты тех, кому принадлежат слова.

Чтец 1: Николай Рубцов Саше Вампилову

По-настоящему дорогому человеку на земле

без слов о твоём творчестве, которое будет

судить классическая критика

Потом к Вампилову направлю

Я поэтический набег.

Его люблю, его я славлю

И отправляюсь на ночлег.

Звучит песня на стихи Н.Рубцова.

Ужас в душе небывалый,

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме.

Чтец 1: Валентин Распутин (фото на экране)

Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нём всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своём внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.

Чтец 2: Анастасия Копылова , мама Вампилова:

На экране фотография, иллюстрации текста.

В школьные годы много читал.…Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился…. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла.

На экране появляется фотографии сестры Вампилова и Вампилов с гитарой, звучит романс на стихи А. Дельвига.

У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительный по простоте, гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.

Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Ведущий 1:

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Чтец в роли юного Вампилова (встаёт со скамьи).

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть.

Герой уходит.

Ведущий 2:

Студенческая жизнь поглотила Вампилова с головой. Всё в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей. Всё было молодо, горячо, живо. Это были годы молодых и литературы о молодых. 30 октября 1959 года ещё студентом Иркутского университета, но уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодёжь”.

- “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека”.

Драматизация рассказа “Свидание”.

Оформление сцены.

Ведущий 1:

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Кстати, главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Чтец читает отрывок из фельетона А. Вампилова.

Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

Ведущий 1:

Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Отрывок из вампиловской зарисовки “Тополя”. Чтец читает монолог.

В начале и в заключении звучит оркестр Поля Мориа Во время монолога на экране сменяются иллюстрации, коллаж “тополя”, “влюбленные” и т.д.”).

Я видел её только раз. Может быть, потому я люблю её всю жизнь…

В тот вечер я шёл к своей невесте. Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось. Она быстро шла навстречу. Она не останавливалась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел её улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: “Как странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу. Как странно. Но меня ждут. Я спешу…” “Куда!” - закричал я беззвучно. “Куда!”- кричали тополя.

Но она не слышала…

А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену не могу представить себя без них.

Но всё летит к чёрту, когда приходят эти жуткие весенние вечера… Я видел её! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел её улыбку!

Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!

И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я её никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя.

Звучит лирическая мелодия.

“Памяти Александра Вампилова” (заставка на экране).

Помоги смастерить белый свет

Из опавшей листвы, из берёзы,

Чтобы солнца - на множество лет,

Чтобы всё: и метели, и грозы…

Но вначале разбросим на титрах:

Пять процентов дадим дуракам,

Пять процентов оставим для хитрых.

В нашем сквере средь огненных веток

Будут ветры бубнить тут и там,

Будут звёзды сиять и этак.

Вечерами грустить по одной

Станут девочки в штапельных брючках,

И туристы - спешить, в выходной

И дельцы вспоминать о получках.

И друзья (каждый жив и здоров,

Каждый в истинно- собственном плане)

На шальных перекрёстках ветров

Будут вместе с тобою горланить…

Значит так, по рукам? - По рукам!

Только мир не бывает послушным…

Кто-то требует: всё - дуракам!

Кто-то требует: всё - равнодушным!

Холод ждёт, листопадным кольцом оцепя…

Мы готовимся к новому бою…

Осень…осень бредёт!

Без тебя!

Иннокентий Новокрещенных

Ведущий 1:

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Звучит песня Б.Окуджавы.

На экране оформлена записная книжка Вампилова:

1. Ничего нет страшнее духовного банкротства…

2. …Говорите правду, и вы будете оригинальны.

3. Создают голодные-сытые разрушают.

4. Идиоты не перевелись - они совершенствуются.

5. Правда не людях, а в природе.

6. Юмор-это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи.

Ведущий 2:

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ… (Геннадий Николаев).

Звучат стихотворения в исполнении победителей конкурса чтецов “Венок Вампилову”.

  1. Владимир Скиф стихотворение “Саня”
  2. Владимир Лазарев “Вампилов”
  3. Татьяна Суровцева “Памяти друга”

На экране его портрет и слова: “Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду”.

Мероприятие заканчивается награждением лучших исполнителей, победителей вампиловских чтений.

МОУ ИРМО «Усть- Кудинская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.В. Вампилову,

«Вспоминайте меня весело…»

Составили: учитель русского языка:

Кузьмина Е.В.

учитель математики: Вдовина И.И.

Усть-Куда 2016 г.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.В. Вампилова. Вызвать интерес учащихся к творчеству драматурга.

Воспитывать любовь к малой родине, сибирской литературе и театральному искусству через приобщение к творческому наследию А. Вампилова.

Оборудование: презентация «Вспоминайте меня весело…», высказывания известных деятелей культуры о драматурге, выставка книг А. Вампилова.

Ход литературно-музыкальной композиции

Ведущий 1.

«В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов…- кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература и кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе». (В.Г. Распутин).

Ведущий 2.

Вспоминайте меня весело,

Словом,так,

Каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

(П. Реутский)

Чтец 1.

Короткий жизненный путь Александра Вампилова весь пройден на земле сибирской. Судьбе угодно было разделить этот путь на два почти равных по продолжительности этапа: до окончания средней школы Вампилов жил в Кутулике, от момента поступления в университет до безвременной гибели – в Иркутске.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года. Отец будущего писателя, Валентин Никитич Вампилов, писал жене: «Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз, в Черемхове, я во сне целовал Максима Горького в щетинистую щёку…

Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны…»

Чтец 2.

Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. Для детей отец подписался на его полное собрание сочинений. Шесть маленьких коричневых томиков прекрасного довоенного издания в трудной полуголодной жизни без отца и мужа стали семейной реликвией.

Чтец 3.

Анастасия Прокопьевна Копылова, мать Александра Вампилова, вспоминает: «В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры.

В школьные годы много читал, всегда много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах…»

Александр учился хорошо, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, на домре, потом на гитаре. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию, но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Звучит песня под гитару на стихи С. Есенина.

Чтец 4.

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё ж страдания приятней забывать.

Желание тайны было обоснованным.

Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи – осталась.

Чтец 5.

« Он всё и всех любил, да иначе было невозможно, верно, потому, что не было человека более любящего и понимающего жизнь и людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был верен до конца, всё, что касалось друзей, их проблем, их жизни было для него свято.

Осталось ощущение радости оттого, что он стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра, как бывает у тех, кому мало суждено прожить»,- вспоминает Ольга Вампилова, жена драматурга.

Ужас в душе небывалый.

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме…

(Н. Рубцов)

Звучит гитара. (Песня под гитару на стихи Н. Рубцова)

Чтец 6.

Писать и печататься А. Вампилов начал студентом. Первый рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году.

Прозу А. Вампилова составляют около шестидесяти рассказов, очерков, фельетонов, юморесок. Проза Вампилова – это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя. Она интересна и важна прежде всего как предыстория его театра.

В записных книжках Вампилова самое интересное – пронизанные иронией фразы и реплики. Остроумные диалоги, озорные парадоксы, искромётные афоризмы. Здесь не найдётся, пожалуй, ни единой странички, которая не подарила бы вам улыбку.

Чтец 1.

«Состояние такое, словно к виску приставлен пистолет».

Чтец 2.

«Осторожно, злая хозяйка».

Чтец 3.

«Таким взглядом можно напугать ребёнка или заморозить воду».

Чтец 4.

« - Я привык грустное выдавать за смешное. У меня такая жизнь».

Чтец 5.

«Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди».

Чтец 6.

«В столовой он затеял получасовой диспут: « В котлетах всё-таки должно быть мясо».

Чтец 1.

В. Г. Распутин, друг Вампилова, вспоминает: « Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю… кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты,человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое, недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Сценка. А. Вампилов «Свидание».

Чтец 2.

«Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - сказал о Вампилове В. Распутин.

Чтец 3.

Жизнь Александра Вампилова оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете.

Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

Вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался.

«Смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым», - писал Вампилов. Так и случилось: он погиб за несколько дней до своего 35-летия.

Чтец 4.

Стихотворение А. Преловской «Нет горше горя».

Чтец 5.

Стихотворение Т. Суровцева «Памяти друга».

Чтец 6.

Стихотворение П. Реутского «Звёздную ночь».

Ведущий 1.

Всё больней, всё острей, ощутимей оживает твой след на земле. Да святится в веках твоё имя, как высокие звёзды во мгле.

Тихо звучит гитара.