Шокирующая правда о благодатном огне в иерусалиме. Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба)

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).

Справка:

Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.

Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.


– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?

– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.

Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.

Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)

– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?

– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.

Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов... Тогда только огонь снизошел.

Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.

Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.

Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»

– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.

– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.

– А были случаи, когда огонь не сходил?

– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.

Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.

Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.

Беседовала Наталья Горошкова

Большинство же собеседников Юрия Леонидовича, явно знавших что-то об этом деле, предпочитали отмаливаться. Один священник даже сказал: «Ты брось этим интересоваться… Я бросил после одного случая…» Другой, служивший в греческом приделе храма Гроба Господня, пообещавший кое-что рассказать, но уже на следующий день, видимо, посоветовавшись с кем-то из греков, сделал вид, что даже не понимает, о чем речь. Странным образом «обет молчания» связывает всех: и православных, и мусульман и даже иудеев.

Божие возмездие

Не так давно я познакомился с Юрием Леонидовичем Вдовиным, бывшим сотрудником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Деликатной темой несхождения Огня он интересуется давно. Знание арабского языка помогло ему собрать среди местных жителей некие крохи свидетельств о том, что подобный случай действительно имел место в 1923 году. Более того, убит был не только патриарх, турки вырезали и архиереев, как совершенно очевидно не угодивших Богу. После этого восстановить иерархию помогли хиротонии, сделанные епископами РПЦЗ. Этот факт подтверждается современным изданием РПЦЗ (правда, без упоминания факта несхождения Огня и последовавшей затем резни). Большинство же собеседников Юрия Леонидовича, явно знавших что-то об этом деле, предпочитали отмаливаться. Один священник даже сказал: «Ты брось этим интересоваться… Я бросил после одного случая…» Другой, служивший в греческом приделе храма Гроба Господня, пообещавший кое-что рассказать, но уже на следующий день, видимо, посоветовавшись с кем-то из греков, сделал вид, что даже не понимает, о чем речь. Странным образом «обет молчания» связывает всех: и православных, и мусульман и даже иудеев.

Но должны же остаться какие-то свидетельства в литературе, в прессе! В греческих справочниках Иерусалимского патриарха Константина не значится вовсе. А современная тому событию региональная пресса? В Александрийской, крупнейшей библиотеке, Юрию Леонидовичу сказали, что газет за 1923 год у них нет. Мусульманин, негр из Камеруна, с которым наш исследователь поделился своими недоумениями, мрачно посетовал: это все Америка, масоны… Правда, сотрудник библиотеки, наполовину араб, наполовину украинец, пообещал посодействовать. Увы, назавтра отказался и он. Удивительно, но нечто подобное произошло и в Библиотеке иностранной литературы в Москве. Пытливому исследователю там заявили, что подшивки интересующих его газет погибли во время протечки, случившейся в книгохранилище.

Происшедшее в 1923 году, несомненно, было Божиим возмездием. За что? Почему именно тогда? Что вообще произошло в мире в 1923 году? На сайте www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/3-1996/03.h tml читаем: Благодатный огонь не появился только в одну печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.

А еще - что произошло?

1923 го д

Чтобы понять смысл судьбоносных событий того страшного года, сначала надо сделать небольшое отступление. Хотя бы на несколько лет «вглубь» истории.

После победы над турками в Первой мировой войне парламент Греции, управляемый масоном Елевферием Венизелосом, окончательно встал на сторону стран Антанты и в мае 1917 года объявил войну государствам Тройственного союза. В силу Нейского (1919) и Севрского (1920) мирных договоров, к Греции отошли Северный Эпир, западная и почти вся восточная Фракия, Эгейские острова - Имроз и Тенедос, Додеканес, и значительные территории в Малой Азии с центром в Смирне. Однако партия Венизелоса стремилась к захвату всех земель, принадлежавших некогда древней Византии.

В январе 1920 года, местоблюститель Константинопольского Патриаршего престола Брусский митрополит Дорофей (1919-1921) опубликовал послание-энциклику «К Христовым Церквам всего мира». В этом экуменическом послании прозвучал призыв к объединению всех христианских церквей независимо от их догматических различий. Оно было написано в духе папизма, как бы от лица всей Церковной полноты. В качестве первого шага к сближению энциклика предлагает «принятие единого календаря для одновременного празднования главных христианских праздников».

Именно в это время при сомнительных обстоятельствах на Константинопольский престол восшел Мелетий (Метаксакис). Отметим, что прежде его карьера едва не рухнула из-за сложных взаимоотношений с иерусалимским патриархом Дамианом.

В 1900 году патриарх Дамиан назначил Мелетия секретарем Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же самый патриарх выгнал его из Святой Земли за «деятельность против Святого Гроба».

Мелетий был болезненно честолюбив и злопамятен. С большой долей уверенности можно предположить: став патриархом Константинопольским, именно он приложил руку к тому, чтобы патриарх Дамиан был низложен, а вместо него поставлен злополучный Константин, при котором Огонь не сошел на Гроб Господень. Во всяком случае, Константин полностью разделял обновленческие идеи Мелетия, который отказывался от общения со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, признавал псевдоцерковные органы обновленцев, а также всевозможных церковных «самостийников» (украинских, эстонских и т.п.). Мелетий даже призывал Святителя Тихона отказаться от патриаршего престола.

Но — мы забежали вперед. Как же повел себя изгнанный из Иерусалимской патриархии Мелетий? Сделал ставку на мировую закулису. По утверждению историка Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны (1944-1950), в 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь вступил в ряды английской масонской ложи «Гармония». Уже в следующем году Метаксакис становится архиепископом Афинским. *(«Немецкоязычный масонский словарь сообщает, что а греческо-православной церкви масонами были «многие патриархи. В частности… Мелетий, бывший Константинопольский патриарх»… Патр. Афинагор не скрывал своей принадлежности к масонству».

Затем он с группой своих единомышленников посещает Великобританию, где ведет переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. *(Тогда же Мелетий основал «Греческую православную архиепископию в Северной Америке». До этого в Америке не было отдельных юрисдикций, а только приходы, состоявшие из различных этнических групп, включая и греков, и официально находившиеся под юрисдикцией русского епископа. С падением империи епархии Русской православной Церкви вне Советской России потеряли свою опору. Основание архиепископом Мелетием чисто греческой этнической епархии в Америке стало первым в целом ряду последующих разделений по национальному признаку.

Мелетий считал, что по каноническим правилам верховный надзор над Церковью в Америке должен принадлежать Вселенскому патриарху. Он апеллировал к канону 28 IV Вселенского собора, согласно которому все церкви в странах „варварских“ принадлежат юрисдикции патриарха в Константинополе. Эта юрисдикция, по его мнению, была бы скорее почетной, а реальнее проявлялась бы только в случаях апелляции одной из недовольных сторон. Ни один Константинопольский патриарх до этого не пытался еще заменить первенство чести на первенство власти, или соборность Церкви неким мифом о верховном судье в «случаях обращения одной недовольной стороны»).

17 декабря 1921 года греческий посол в Вашингтоне сообщил о том, что Мелетий «в облачении принял участие в англиканском богослужении, кланялся с англиканцами на молитве, целовал их престол, проповедовал и позднее благословил присутствовавших!» Священным Синодом Элладской Церкви в ноябре 1921 года была сформирована специальная комиссия с целью расследования. Но пока оно продолжалось, Мелетий неожиданно был избран патриархом Константинопольским. Синодальная комиссия продолжила свою работу, и на основании ее выводов 9 декабря 1921 года Священный Синод Элладской Церкви изверг Мелетия Метаксакиса за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы. Вопреки этому решению 24 января 1922 года Мелетий был возведен на трон Константинопольских патриархов. Затем, под сильным политическим давлением, постановление о его извержении было отозвано. Это произошло 24 сентября того же года.

Митрополит Герман (Каравангелис), который в то время законным путем уже был избран архиепископом Константинополя, сообщает следующее: «В отношении моего избрания на Вселенский престол в 1921 году не было сомнений. Из 17 голосов 16 было за меня. Тогда один из моих знакомых мирян предложил мне 10000 фунтов за отказ от всех прав на избрание в пользу Мелетия Метаксакиса. Естественно, я с огорчением и досадой отверг это предложение. Сразу после этого однажды ночью меня посетила делегация «Национальной лиги обороны» из трех человек и энергично меня убеждала отречься от избрания в пользу Мелетия Метаксакиса. Делегаты говорили о том, что Мелетий может принести 100000 долларов для Патриархии и что он в очень хороших отношениях с протестантскими епископами в Англии и Америке и может быть очень полезен в греческих национальных интересах и что международные интересы требуют избрания Мелетия Патриархом. Такова была и воля Елевферия Венизелоса.

Я обдумывал это предложение всю ночь. В Патриархии царил экономический хаос. Греческое правительство перестало присылать помощь, а других источников дохода не было. Жалование не выплачивалось девять последних месяцев. Благотворительные организации Патриархии были в критическом материальном состоянии. Из этих соображений и ради народного блага я принял это предложение».

Характерно, что в 1922 году, под давлением Мелетия Константинопольская Церковь, без предварительного уведомления прочих поместных Православных Церквей, признает оспариваемую даже и Римом действительность англиканской иерархии.

Итак, все это - предыстория. Вернемся к началу 1923 года.

4 января турецкая делегация официально потребовала от членов Лозаннской международной Конференции перевести Константинопольскую Патриархию за пределы Турции, ввиду ее враждебного отношения к турецкому правительству во время прошедшей войны. В противном случае турки грозили депортацией всех греков из Константипоноля. Делегаты предложили перевести Константиопольский престол на Св. Гору Афон (Great Britain, Parliamentary Papers, Lausanne Conference on Near Eastern Affairs, 1922-1923, Records of Proceedings and Draft Terms of Peace, Turkey No 1 (1923), Cmd 1814, p. 336). Французская делегация предложила компромиссное решение - оставить Патриархат в Константинополе, но лишить его политической власти, которой он пользовался прежде. Греческая делегация поддержала предложение французов.

10 января лорд Керзон, председатель военно-территориальной комиссии Лозаннской конференции, заручившись поддержкой всех православных держав, в ответ на требования турецкой делегации, заявил, что удаление Патриархата из Константинополя вызовет шок для совести всего цивилизованного мира. Греческий премьер Венизелос предложил туркам принять предложение лорда, обещая в свою очередь приложить все усилия к удалению с Константинопольского престола своего племянника патриарха Мелетия, замаравшего в глазах турок свою репутацию поддержкой греческой партии. В ответ глава турецкой делегации Исмет Паша нехотя согласился на эти условия.

С 10 мая по 8 июня патриарх Константинопольский Мелетий проводит «Всеправославный» конгресс. Вопреки постановлениям соборов 1583, 1587 и 1593 годов он принял решение об изменении календаря Православной Церкви. Как видим, это произошло уже после несхождения Огня в Иерусалиме. Так что же, Мелетий был совершенно неверующим человеком и не обращал никакого внимания на очевидные знаки Господнего гнева? Может быть, он решил: если Огонь не сошел, и Конца Света не случилось, то теперь все можно?

Примечательно, что на «Всеправославном» съезде присутствовали клирики только от трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. В то же время представители Антиохийской, Иерусалимской и Александрийской Патриархий, решили не участвовать. Мелетий председательствовал на заседаниях этого собрания. Справа от него восседал англиканский епископ Чарльз Гор.

Введение нового календаря вызвало у приходского духовенства и народа, а особенно у монашества крайнее разочарование по всему православному миру. Стало очевидным намерение Константинополя приблизиться к Западу во вред вековому литургическому единству Поместных Православных Церквей. Так называемый «Всеправославный конгресс» принял новый календарь из тех же соображений унии, из-за которых предшествовавшие православные соборы его осудили и отвергли: «ради одновременного прославления великих христианских праздников со стороны всех Церквей».

Продиктованный сверху, вводимый под политическим давлением, новый календарь вызвал расколы и кровавые уличные столкновения. Верующему народу были не по душе модернистские реформы. В Стамбуле дошло до серьезных волнений, во время которых оскорбленное православное население 1 июня разгромило Патриаршие покои и намяло бока самому Мелетию. Вскоре его вынудили покинуть Стамбул и отречься от престола в сентябре того же 1923 года.

Патриарх Мелетий стоил обширные планы, и это маленькое и бесславное собрание рассматривало не одну проблему. Были подняты вопросы отказа от фиксированного дня празднования Пасхи, вступления в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачия священников, ослабления поста, переноса больших святительских праздников на воскресный день…

25 июня Александрийский патриарх Фотий в своем послании к Антиохийскому патриарху Григорию IV определяет календарную реформу как “бесцельную, неканоническую и вредную”. По словам патриарха Фотия, постановления Константинопольского конгресса “пахнут ересью и схизмой”.

25 июля Константинопольский Синод, еще под председательством патриарха Мелетия, обращается к поместным Православным Церквам, заявляя, что ожидает их “общего одобрения” решения о церковно-календарной реформе, для того, чтобы оповестить “решение (Всеправославного) Конгресса как решение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви”.

23 августа глава Кипрской Церкви архиепископ Кирилл в своем письме патриарху Мелетию предлагает “отложить выполнение принятых решений до тех пор, пока не будет достигнуто согласие всех Церквей, дабы избегнуть печального разъединения и схизмы.

6 сентября патриарх Иерусалимский Дамиан посылает телеграмму патриарху Мелетию: “Для нашего Патриархата невозможно принять изменение церковного календаря, так как оно ставит нас в слишком невыгодное положение во Всесвятых паломнических местах по отношению к латинянам и из-за опасности прозелитизма”.

21 октября Антиохийский патриарх Григорий IV посылает послание № 1356 митрополиту Антонию (Храповицкому) в Карловцы с приложением отрицательных отзывов о календарной реформе патриархов Александрийского и Иерусалимского, в котором говорится: “Все Преосвященные братья, члены Собора, разделили наше восхищение глубоким уважением Вашего Высокопреосвященства к св. канонам Св. Церкви и Вашей непоколебимой твердости в сохранении их неприкосновенности. Мы не сомневаемся, что Ваше Высокопреосвященство, прославившееся горячей ревностью об единстве Св. Церкви, постарается и впредь прилагать свои усилия и авторитет на утверждение строительства ее во славу Божию…»

8 ноября, пользуясь тем, что послание о переходе на новый стиль отпечатано еще не было, св. патриарх Тихон выпустил указ, в котором распорядился отложить введение нового стиля. Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Илларион (Троицкий). (ЦА ФСБ Д. Н-1780 Т.5. Л.231 а.; Опубл.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С.362-363). Отмена решения о введении нового стиля было неприятной неожиданностью для властей. Возможно, это явилось одной из причин ареста и отправки на Соловки архиепископа Иллариона (Троицкого), который был арестован 15 ноября. Фактически, мужественное отстаивание юлианского календаря стоило священномученику Иллариону жизни. *(Новый календарь был формально введен св. патриархом Тихоном 2 (15) октября 1923 г. Однако это вызвало нестроение в церковном народе (хотя практически все московские приходы приняли данное распоряжение). Таким образом новый стиль действовал в нашей Церкви только 24 дня).

Со временем, однако, всевозможные интриги заставили перейти на новый календарь целый ряд Поместных Церквей. Характерным примером стали последствия избрания непотопляемого Мелетия на Александрийскую кафедру. (Англо-масонские связи никуда ведь не делись!).

20 мая 1926 года под давлением английского правительства Каир подтвердил кандидатуру Мелетия на трон Папы и патриарха Александрийского. Ничуть не обескураженный Поместным собором своего предшественника, Мелетий под предлогом заботы о единстве греческой диаспоры с родиной (в Греции под давлением революционного правительства новый календарь уже был введен) ввел новый календарь и в Александрии.Продолжение здесь-

Правда ли, что в Великую Субботу перед Пасхой Христовой сходит Благодатный огонь на Гроб Господень?

На Светлой седмице подошла ко мне одна женщина, которая только-только приехала из святого града Иерусалима. Она была в храме у Гроба Господня во время сошествия Благодатного огня. Я ее попросил:

Расскажи, что ты видела?

Батюшка, так интересно! В храме народу - тьма-тьмой! Великое множество. И вдруг в один момент все люди подняли головы вверх и смотрят под купол. Я тоже посмотрела и вижу: там как бы туман. И из этого тумана начали выходить разряды, как молнии, прямо на Кувуклию, где Гроб Господень. По всему храму летали огненные шары. Огромная масса людей начала в восторге свистеть, кричать, шуметь. Народ восточный шумно выражает радость.

Каждый год с замиранием сердца народ ждет, сойдет ли огонь. И когда он сходит, все ликуют! Храм пылает от множества зажженных свечей. Велика радость для душ всех православных!

Святейший Патриарх Диодор с Благодатным огнем вышел из Кувуклии. В одной руке пучок из 33-х свечей, в другой...

В два часа дня обычно сходит Благодатный огонь. К этому времени напряжение ожидающих становится особенно сильным. В храме все лампады потушены. А когда появляются первые всполохи огня под куполом храма, Патриарха начинают разоблачать до нижнего подрясника. Разоблачают его для того, чтобы исключить всякую возможность проношения огня в Кувуклию. Снимают все богослужебные одежды, он остается в одном стихаре. Затем он входит в Гроб Господень, двери за ним закрываются, и он начинает молиться. Когда во время патриаршего моления с Неба начинает сходить Благодатный огонь, разложенная на Гробе Господнем вата принимает его. Огонь сходит в виде росы и имеет голубой цвет. Святейший Патриарх собирает этот огонь, омывает им лицо, руки. Сорок секунд Благодатный огонь не жжет и не опаляет.

Надо сказать, что еще до выхода Патриарха из Кувуклии у некоторых молитвенно настроенных, очищенных стоящих в храме людей обугливаются кончики свечей, а потом вспыхивают сами. Многим это посылается для укрепления веры. Пусть даже они стоят не у Гроба Господня, а далеко у Голгофы, и там у них свечи загораются.

Схождение Благодатного огня на Гроб Господень упоминается у святых отцов с IV-гo века. Он сходит не только в Великую Субботу, но и в другие дни года, даже тогда, когда храм закрыт и в нем нет никого. Это было заснято на камеру, которую оставляли включенной в закрытом храме. Камера зафиксировала всполохи огня.

В XVII веке армяне захотели сами получить Благодатный огонь. Надо сказать, что храм Воскресения Христова очень большой и в нем есть приделы, принадлежащие христианам других конфессий. Армяне не впустили православных в храм, и те остались у входа на площади. Дол го молились армяне, дольше, чем обычно, но Благодатный огонь сошел не на Кувуклию, а перед храмом, там, где стояли православные. Молния попала в каменную колонну: колонна треснула и обуглилась. Из расщелины в колонне вышел Благодатный огонь. След его виден и по сей день, он подтверждает, что Сам Господь определил православных как истинных Своих последователей. После этого случая другие конфессии не решаются оспаривать право православных на получение огня.

Благодатный огонь не дается ни одному Первоиерарху: ни Константинопольскому, ни Армянскому, только благочестивому Иерусалимскому Патриарху, живущему по старому стилю. До сего дня его получает Патриарх Диодор.

Четыре Православные Церкви сохраняют доныне старый стиль: Иерусалимская, Сербская, Грузинская и наша Российская. И Благодатный огонь сходит в Великую Субботу только по старому стилю.

Есть предсказание, что перед концом мира Благодатный огонь не сойдет. Три приметы укажут на близость конца. Одна из них - когда Благодатный огонь не сойдет на Гроб Господень. Другая - когда Мамврийский дуб засохнет, тот, под которым патриарх Авраам принимал трех Ангелов - Святую Троицу. И третья - когда Иверская икона Божией Матери, сама пришедшая по морю на Афон, уйдет.

Милость Божия к роду человеческому велика: Он не оставляет людей, посылает Благодатный огонь и дарует надежду, что жизнь еще продолжается, есть еще время для покаяния. Сошел Благодатный огонь - значит, православные христиане еще могут жить спокойно.

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»

Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.


Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Начнем, как обычно, с очень длинной цитаты:

Откуда берется благодатный огонь?

"Откуда берется благодатный огонь, люди стараются понять уже много сотен лет. Верующие уверяют, что это милость Господа, данная людям. Ученые не совсем согласны с таким убеждением, в связи с чем не перестают пытаться найти объяснения данному феномену с научной точки зрения.

Появление благодатного огня

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Так мы привыкли слышать это Пасхальное приветствие верующих, наполненное радостью и счастьем в честь Воскресения Иисуса Христа!
Каждый год, весной верующие отмечают праздник именуемый Пасхой. Перед празднованием верующие очень тщательно готовятся, в течение некоторого времени они соблюдают строгий пост, тем самым повторяя подвиг Христа, когда Он после крещения 40 дней пребывал в пустыне и Его искушал дьявол.

В последний день поста, в Великую Субботу, происходит очень необычное явление, которого ждут миллионы православных христиан – это появление Благодатного огня (Святого Света) в Храме Воскресения Христова. Многим известны необычайные свойства этого огня. Считается, что в первые минуты его появления, он не жжется, объясняется такое чудо особой Благодатью которая сходит к нам с неба, некоторые верующие даже умывают свое лицо, руки и тело чудесным пламенем, не причиняя себе никакого вреда.

Сейчас, благодаря телевидению и интернету схождение Благодатного огня можно наблюдать в прямом эфире из любого уголка нашей планеты. Таким образом, можно наблюдать чудо, не выезжая в Иерусалим, но даже видя, как происходит это чудо люди не перестают задавать вопрос - "Откуда берется благодатный огонь?"

Схождения благодатного огня в истории

Историческое упоминание о схождении огня начинается как минимум с IV века, о нём свидетельствуют:

Святой Григорий Нисский
Евсевий Кесарийский
Сильвия Аквитанская

Есть описания и более ранних свидетельств, например:

Григорий Нисский писал о том, что Апостол Пётр видел, как после Воскресения Иисуса Христа, Его гроб был освящен ярким светом.

Обыск карманов Патриарха

В ответственный момент, накануне перед празднованием, в храме тушат все лампады и свечи – это связано с историческим прошлым, из-за того, что в разные времена чудо схождения Благодатного Огня по разным причинам пытались разоблачить.

Турецкие власти проводили строжайший обыск Кувуклии и всего Храмового комплекса. По инициативе католиков иногда даже проводился обыск карманов Патриарха, чтобы проверить его на наличие предметов, из которых можно извлечь огонь.

Перед входом в Кувуклию Патриарха разоблачают, чтобы убедится в отсутствии воспламеняющихся предметов в его карманах.

С тех пор, перед тем, как войти в Кувуклию, Патриарх обязательно разоблачается, оставаясь лишь в одном подряснике, тем самым, как бы доказывая, что у него ничего с собой нет. Конечно, сейчас по большому счёту такие действия скорее являются обрядом, однако во времена правления арабов - обыск патриарха и Кувуклии был обязательным элементом, если бы заподозрили что-то неладное, или обман – полагалась смертная казнь. Сейчас за процессией наблюдают израильские власти.

Перед входом в Кувуклию Константинопольского или Израильского патриарха и Армянского католикоса на Гроб Господень ставится лампада с маслом и вносится пук состоящий из 33 свечей. Их количество связано с земной жизнью Иисуса Христа.

После того, как патриархи входят в пещеру, дверь за ними закрывается и ставится большая восковая печать, которая еще дополнительно фиксируется красной лентой.

Патриархи остаются в Гробнице до момента появления благодатного огня. Сошествие Благодатного огня, может ожидаться как несколько минут, так и многие часы. Все это время, находясь в Кувуклии, Константинопольский патриарх коленопреклоненно и слёзно молится.

Считается, что если в какой-либо год Празднования Пасхи огонь не сойдет, то это будет означать приблизившийся конец света.

Благодатный Огонь не сошел

Кстати, присутствие двух патриархов в Кувуклии также носит исторический характер. В 1578 году Армянские священники с новым главой Иерусалима договорились о праве передачи получения Благодатного Огня ими, а не Иерусалимским патриархом, на что ими было получено согласие.

В Великую Субботу 1579 года Иерусалимского патриарха с остальными священниками насильно не пускали в храм, и им пришлось остаться вне его пределов. Армянское священство молилось в пещере Господу, и просило его о схождении огня. Однако их молитвы не были услышаны и огонь в Гробницу так и не сошел.

Израильский патриарх и священники молились в это время на улице, именно тогда произошло единственное за все время сошествие Благодатного огня за пределами Храма - тогда одна из колонн, находящаяся слева от входа в Храм, треснула, и из неё сошел Огонь!

С огромной радостью тогда патриарх возжег свечи от этой колонны передавая его остальным верующим. Арабами тотчас же Армяне были изгнаны из Гробницы, а Израильскому патриарху было разрешено войти в храм.

С тех пор в процессе принятия огня участвует именно Израильский или Константинопольский патриарх, а Армянский католикос только присутствует во время сошествия.

Кроме того, в ожидании схождения Благодатного огня в храме обязательно должны присутствовать монахи и настоятель Лавры Саввы Освященного. Это соблюдается со времен паломничества игумена Даниила в двенадцатом веке.

Интересные явления

Еще одним важным элементом считается присутствие в храме православной арабской молодежи. Через некоторое время после опечатывания Гробницы – Кувуклии в Храм входят арабы с криками, топаньем, барабанами, плясками и молитвенными песнями (см. фильм ниже). Такими действиями арабская молодежь славит Христа.

Однажды, не так давно, в период британского господства над Израилем, губернатор попытался пресечь арабскую традицию, считая что такое поведение «дикое», и оно не допустимо в Святом Храме. Однако, в тот год Патриарх долгое время молился в Кувуклии, но огонь не сходил, тогда, по своей воле Патриарх распорядился о том, чтобы арабов в Храм пустили, и только после арабских плясок и песнопений Огонь сошел.

После входа Патриарха в гробницу наступает трепетное ожидание. Ожидание верующих перед сходом Огня сопровождается еще одним интересным явлением. Храм начинает озаряться яркими вспышками и всполохами , причем, перед появлением Благодатного Огня интенсивность всполохов увеличивается. Эти вспышки возникают по всему Храму и свидетелями этого явления являются все прихожане. (см. фильм ниже).

Благодатный Огонь доставляется по всему миру

Очевидцы утверждают, иногда случалось, что пламя возжигалось само собой на свечах у некоторых прихожан, а так же на православных лампадах висящих около Кувуклии (см. фильм ниже).

После некоторого ожидания, в Кувуклии появляется Огонь, в этот момент начинают звонить колокола. Из южного окна Гробницы Армянский католикос передаёт огонь армянам, через северное окно патриарх передаёт огонь грекам, после чего с помощью специальных, так называемых скороходов, Огонь быстро разносится ко всем прихожанам, находящимся в Храме.

В наше современное время, Благодатный Огонь доставляется по всему миру с помощью специальных авиарейсов, которыми он привозится в различные страны. В аэропортах его встречают с особым почётом и радостью. В церемонии принимают участие как высокопоставленные чиновники, так и духовенство и просто верующие, испытывающие радость в своей душе!

Тайна благодатного огня

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, одни из-за своей нездоровой любознательности или неверия пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала даже католическая церковь. В 1238 году Папа Римский Григорий IX выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня, задавая все тоже же вопрос который не теряет актуальности и сегодня, - Откуда берется благодатный огонь?

Некоторые арабы не понимая истинного происхождения благодатного огня, пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, однако прямых доказательств у них нет, кроме того, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. Искусственно огонь добыть, конечно, возможно, возможно и самовозгорание химических смесей и веществ, но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством, когда он не жжется и не опаляет в первые минуты своего появления.

Были попытки получить Благодатный огонь и представителями других религиозных христианских конфессий. Это были армяне и в 1101 году католики, которые в те времена господствовали над Иерусалимом после первого Крестового похода. Тогда были изгнаны все христиане, которые не являлись латинянами, Храм был захвачен, и в Великую Субботу 1101 года Огонь не сошел! Это говорит о том, что обязательно должны присутствовать православные христиане!

Однажды, еще до Рождества Христова перед людьми верующими в разных богов возник вопрос, какая же вера самая правильная: Вера в Истинного Бога или же вера в различных языческих богов? На путь примирения встал пророк Илия. Он придумал самый простой способ доказательства.

Пророк предложил различным исповедникам призвать имя своего Бога, и от чьих молитв будет получен ответ в виде схождения огня, то и есть Бог истинный. Если Ваал Бог – то поверим и пойдем за Ваалом, если Господь Бог, то за Ним. Люди охотно приняли такое предложение и вознесли молитвы богам своим. И только на молитвы пророка Илии был получен ответ, сошел огонь на жертвенник и сжёг его, тогда и стало понятно, чьё Богопочитание истинно!

Вот и доказательство того, что Благодатный огонь сходит только по православным молитвам. Вот оно, неоспоримое чудо от Бога, которое мы наблюдаем из года в год в Великую Субботу, в канун Пасхи! Именно по этому ответом на вопрос,- откуда берется благодатный огонь, может быть только одно – это чудо."

Некоторые люди говорят, что Господь схождением Благодатного Огня являет нам свое величие. Не соглашусь с этим, потому что проявление Господа и Его Величия повсюду вокруг нас ежесекундно. Вся Вселенная и каждая элементарная частица в ней, каждый закон в ней - это и есть проявление Бога и Его Величия, а Благодатный Огонь - это чудо для утверждения в вере нас, скептиков, а также напоминание о Воскресении Христовом.

Теперь еще одна длинная цитата (после нее - обещанный фильм, который помог мне преодолеть свой скептицизм):

"24 апреля наступит Пасха. Кульминацией главного христианского праздника будет схождение Благодатного огня в храме Гроба Господнего. Вновь возникнут споры о том, что же из себя представляет чудесный огонь, как объяснить его возникновение? Атеисты убеждены, что это просто обман. Люди верующие, напротив - что это самое настоящее чудо. Кто же прав?

Странный разряд

Совсем недавно в прессе появилось сообщение о том, что российский физик, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков в прошлом году побывал на церемонии схождения Благодатного огня и тайно произвел некие измерения.

По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии (часовня, где загорается чудесный огонь) прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Физик приехал в Иерусалим как ассистент одной из съемочных бригад, которые получили разрешение на работу внутри храма. По его словам, по одному измерению трудно о чем-либо судить достоверно, поскольку необходима серия экспериментов. Но все же «могло получиться и так, что мы засекли причину, предшествующую появлению подлинного божественного Благодатного огня»…

Сегодня ближе к полуночи в аэропорту Внуково приземлился самолет с Благодатным огнем. Священный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме по традиции повезли в храм Христа Спасителя, а частички Огня доставили в различные храмы по всей стране.

Но что же такое Благодатный огонь – фокус для верующих или Свет Истинный – удалось выяснить российскому физику. Ученый из Института атомной энергии с помощью высокоточных приборов смог доказать, что Благодатный огонь на самом деле имеет божественное происхождение.

Руководителю лаборатории ионных систем РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось то, что до сих пор не удавалось ни одному ученому в мире: он провел научный эксперимент в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.

52-летнего кандидата физико-математических наук Андрея Волкова всегда интересовал феномен возникновения необычного самовоспламенения в храме Гроба Господня, которое случается накануне православной Пасхи. Этот огонь появляется сам собой, в первые секунды он не обжигает, верующие омывают им лицо и руки, словно водой. Волков предположил, что это пламя – плазменный разряд. И у ученого возникла идея смелого опыта – измерить электромагнитное излучение в самом храме во время схождения Благодатного огня.

– Я понимал, что сделать это будет непросто – в святое место с аппаратурой могли не пропустить, – рассказал «Твоему ДНЮ» Андрей Волков. – И все же решил рискнуть, благо все приборы умещались в обычном кейсе. В общем, надеялся на удачу. И мне повезло.

Излучение

Ученый настроил приборы: если во время схождения Благодатного огня случится скачок электромагнитных полей, то компьютер его зафиксирует. Если же пламя – фокус, который устраивается для верующих (такое объяснение феномена до сих пор в ходу среди атеистов), то никакого скачка не произойдет.

Волков наблюдал, как Иерусалимский патриарх, сняв облачение, в одной рубахе вошел в Кувуклию (часовню в Храме) со связкой свечей. Люди, замерев, ждали чуда. Ведь, по преданию, если Благодатный огонь не сойдет к людям в канун Пасхи, это будет знаком приближающегося конца света. О том, что чудо случилось, Андрей Волков узнал раньше всех, кто был в храме, – его приборы уловили резкий скачок!

– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза, – свидетельствует физик. – Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить!

– По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога?

– Многие верующие считают именно так. Это материализация Божественного, чудо. Другого слова не подберешь. Замысел Бога нельзя втиснуть в математические формулы. Но Господь этим чудом каждый год дает нам знак, что православная вера – истинная!

«Огонь как кобра»

Аргументом в пользу того, что Благодатный огонь имеет «природное», а не божественное происхождение, служит тот факт, что похожие феномены все-таки встречаются. Конечно, их ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с огнем в Храме Господнем. Однако имеются некоторые общие черты.

Начнем с такого признака, как внезапность, отсутствие видимой причины. Это же свойство характерно для такого явления, как самовозгорание, которое встречается не так уж и редко. Например, «Буфф-сад» в прошлом месяце писал об аномальном пожаре на улице Большой Подгорной, произошедшем минувшей весной. Это далеко не единичный случай. И не только для Томска. Например, беспричинные пожары не редкость для Москвы. Самое удивительное, что особенно часто это случается на Садовом кольце. Причем горят не только квартиры и офисы, а даже салоны автомобилей.

Возьмем другой признак Благодатного огня - свойство не обжигать, хотя бы первое время. Это уже похоже на так называемую холодную плазму, низкотемпературную ионизированную субстанцию. Похоже, подобная плазма существует не только в физических лабораториях.

Приведем цитату из газеты «Шахтерский край», Новокузнецк. Описывается случай, когда пожарный выехал на вызов и увидел перед глазами совершенно необычное. «Вламываюсь как-то в комнату, посреди которой завис оранжево-голубой избирающийся столб пламени. Огонь как кобра стоял в вертикальном положении, словно готовился к прыжку. Я сделал шаг навстречу пламени, а его тут же со свистом всосало в дырку в полу… А когда мы тушили барак на улице Веры Соломиной, огонь словно прятался от нас, перекидывался с одной стены на другую…». Обратите внимание, что пламя извивалось, «пряталось», но не вызывало возгорания.

Наука и мифы

Известны случаи, когда загадочное пламя или свечение, принимаемые за чудеса, со временем находили научное объяснение. Согласно старым поверьям, огни, мерцающие на болотах, это свечи, которыми освещают себе путь заблудшие души. Теперь достоверно известно, что блуждающие огни есть не что иное, как горючий болотный газ, выделяющийся из гниющих растений. Голубоватое свечение на мачтах и шпангоутах кораблей – так называемые «огни святого Эльма», наблюдаемые еще со средних веков – вызваны грозовыми разрядами в море. А северное сияние, которое в скандинавских мифах является отблеском золотых щитов валькирий? Ученые объясняют этот феномен взаимодействием потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Впрочем, некоторые случаи до сих пор остаются загадкой. В 1905 году загадочные огни посетили валлийскую проповедницу Мэри Джонс. Их вид варьировался от небольших огненных шаров, столбов света шириной метр до слабого свечения, напоминающего распадающийся в небе фейерверк. Причем некоторые исследователи появление таинственных огней объясняли психическим перенапряжением, которое испытывала Джонс во время проповедей.

Надо не гадать, а исследовать

Вернемся же к тому, с чего начали, к чудесному Благодатному огню в Иерусалиме. Оказывается, московского физика Андрея Волкова чуть было не опередили томичи. В позапрошлом году в Иерусалим собралась поехать исследовательская группа, среди которых были директор центра «Биолон» Виктор Фефелов и известный фотожурналист Владимир Казанцев.

Мы хотели изучить Благодатный огонь с помощью физических приборов,- рассказывает Виктор Фефелов. – С помощью ученых Томского научного центра собрали оборудование: автоматический спектрофотометр, другие всевозможные приборы для изучения электромагнитных волн самого широкого диапазона… Внешне бы все выглядело как съемка на обычную видеокамеру, на самом деле бы проводился тщательный анализ от рентгеновского и гамма-излучения до низкочастотного. Мы совершено непредвзято надеялись найти ответ – либо это чудо, либо природное явление, либо обман.

Увы, из-за проблем с визами поездка сорвалась. Хотя многие томичи оказали ту или иную поддержку: член-корреспондент РАН Владимир Зуев, депутат Николай Вяткин, директор телестудии Елена Ульянова и другие. Исследователи получили одобрение и в церковных кругах. Быть может, удастся в следующем году."

Ну и, наконец, фильм, в котором, помимо прочего можно увидеть те самые загадочные вспышки света, благодаря которым (а точнее, благодаря явлению, в результате которого они возникают), по всей видимости, и зажигается огонь. Чтобы долго не искать - это в видео "Благодатный Огонь (Святой Свет) - Часть 1" начиная с 17:40.

Благодатный Огонь (Святой Свет) - Часть 1:

Благодатный Огонь (Святой Свет) - Часть 2:

Все подтверждения сверхъестественного происхождения Благодатного Огня собраны мною в отдельном посте.