Скачать фильм обломов на урок литературы. Формирование общих компетенций








































Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Постарайтесь найти положительные и отрицательные моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта повествования: отношение обломовцев к миру, природе и человеку; философия жизни; принципы воспитания ребёнка




Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Философия жизни (+) Размеренная, спокойная жизнь, без забот и происшествий. Нет места злу. Философия жизни (-) Жизнь – механическое повторение еды и сна. Неумение трудиться. Отношение к труду как к наказанию, надежда на «авось».


Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Принципы воспитания ребёнка (+) Любовь родителей к Илюше. Формирование поэтического начала в ребёнке при помощи сказок, фольклора. Принципы воспитания ребёнка (-) Излишняя опека, совершенно ограждающая от деятельности. Сказки рождают пустые мечты о чуде, о том, что всё можно получить без труда. Отсутствие положительного примера родителей, воспитание «по-обломовски»





























Чувства Обломова Обломов вдруг жаждет «слёз, страсти, охмеляющего чувства». Он любит глубоко и искренне, но любовь для него – составная часть обломовского идеала жизни, «вечное и ровное течение чувства». Любовь пробудила Обломова ото сна, но не изменила сущности его характера.





10 класс Подготовила: Т. В. Курьянова Учитель литературы МОУ СОШ №9 Урок №1 Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы.» Цели урока: Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения. Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой. Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества. Форма урока – урок – семинар Тематический план к семинару: 1. Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни. 2. Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова. 3. Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести. 4. Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах». 5. Роман «Обломов»: история создания. 6. Социально – политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов». Урок №2 - 3 Тема: «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба». Цели урока: Определить особенности характера главного героя. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Форма урока – работа в группах. Мне давно совестно жить на свете. Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет. Первая часть работы Особенности характера Обломова Г №1 Г №4 портрет (глава 1) Г №2 Г №3 интерьер Образ жизни (глава 1) Философия жизни (глава 5) (глава 6) Задание: 1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли. 2. Оформите работу своей группы в виде сообщения. Групповой функционал:      Руководитель группы Мыслители Работающий с текстом Секретарь Спикер *Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь. Вторая часть работы Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?» Г №1 Г №2 Г №3 Г №4 Светская жизнь Волков Карьера Судьбинский «Творчество» Пенкин «Безликость» Алексеев Вопросы для работы групп: 1. Для чего автор вводит этих героев? 2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев? 3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова? 4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение. Вывод (глава 8): «Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него? Критерии оценивания работы групп:  Включенность в работу всех участников группы.  Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.  Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление. Домашнее задание: Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова. Урок №4 Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев». Цели урока:    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики. Форма урока – аналитическая беседа. ? Антитеза жизненных идеалов героев: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...» «Труд – образ, содержание, стихия, цель жизни». Чья философия позитивна и конструктивна? План работы: 1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) 2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания) 3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Обломов: Покой (апатия) Сон (бездействие) Мечта – «скорлупа, самообман» Страх перед обстоятельствами Бесцельность существования Труд наказание Штольц: «…он беспрестанно в движении…» «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «причину всякого страдания приписывал себе» «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» 4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается антитеза между Обломовым и Штольцем. 5. Антагонизм жизненных воззрений героев. (Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9). «Провокационные» вопросы:     Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности? Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования? Итог: Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж? Урок №5 - 6 Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе». Цели урока:    Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев. Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом). Любовь – претрудная школа жизни! ? Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его? Работа в аналитических группах: Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской: 1. Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове). 2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему? 3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь? 4. 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике? 5. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги. 6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова? 7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему? *Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение. Общий вывод оформляется в виде опорной схемы. Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской». Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот… Итог: Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения). Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему? Домашнее задание: Записать вывод – ответ на поставленные вопросы. Вывод. Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему? После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу». Урок №7 Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!» Цели урока:    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова) Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Форма урока – проблемный диалог. Это не мечта – это какая – то …обломовщина! Нет, жизнь моя началась с погасания. Наше имя – легион! I. Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока. Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. ? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья»? Анализ «Сна Обломова»: Композиционная роль этой главы. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего? Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились? Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки? Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца. Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи. «Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»). II. Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги. III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины? IV. Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?» Итог: Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов. Страх жить (желание спрятаться от проблем) бесцельность существования неумение делать выбор и принимать решения обломовщина неумение брать на себя ответственность за свою судьбу неспособность устраивать свою жизнь существование «сегодняшним днем»: жить на «авось». Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни. Домашнее задание: Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?» Сочинение – эссе. Трагедия судьбы Обломова. Отвернувшись от труда, ты отворачиваешься от себя как от личности. После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы? С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы. Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами. Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)! Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием. Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится! Малышев Денис 10а класс

по роману И.А. Гончарова "Обломов"

10 класс

Урок 1

Тема . И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Задачи

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

И.А. Гончарова.

Форма урока . Рассказ-лекция.

План-конспект

I . Организационный момент.

II . Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе на тему "Обломов и "обломовщина". Критика о романе "Обломов"»

Урок № 72.

Тема: Обломов и обломовщина. Критика о романе «Обломов»

1 Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А.Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей. Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

2..Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.

3.Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Формы работы – проблемный диалог, исследование, работа в группах, творческая работа,

Оборудование: портрет писателя, портреты героев романа, видеофрагмент фильма «Обломов»

музыкальное сопровождение, карточки с мнениями критиков, диван, халат, тапки

Эпиграф

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Тип урока: урок-семинар

Технологии: здоровьесберегающие, аналитическая работа, частично-поисковая работа, проблемное обучение, работа в группах, проектная деятельность

Литература: учебник. Литература 10-11. Агеносов, текст И.Гончаров «Обломов»

Словарная работа: Утопия - нечто фантастическое, несбыточная неосуществимая мечта.

План урока

Экскурсия в мир Обломова. Слово учителя

Постановка целей и задач. Объявление темы урока.

Работа в группах. Дискуссия: Кто такой Обломов?

Творческое задание. Это ядовитое слово Обломовщина.

Литературные фантазии: Обломов в наши дни.

Рефлексия. Проект: Что такое Обломовщина?

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний и умений..

Мы проработали над материалом, проанализировали роман, сегодня наша задача- подвести итог нашей работе.

3. беседа на знание текста

1.Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»? (Весна)

2.Что сниться Обломову? (детство)

3.Где (в каком эпизоде находится экспозиция? (1 часть)

4.К какому литературному направлению относится роман7 (Реализм)

5.Где происходит действие романа? (Петербург)

6. Можно ли назвать Обломова деятельным человеком?

3.Материал для наблюдения. Закончите фразы:

Обломов-это роман о…(о самом романе)

Обломов – это герой…

4. Аналитическая работа : Вернемся к домашнему заданию и заполним таблицу. (Анализирую образ героя, попутно открываем карточки)

Каким мы видим героя в отношении к другим героям(Добрый. Открывается карточка добрый)

Как живет Обломов? (стремиться к гармонии, к комфорту)

Почему его все обманывают? (несамостоятельный)

Почему он лежит и ни с кем не общается (протест против жизненной суеты)

(зачитываются слова Обломова: «я устал от вашего Петербурга»)

Назовите положительные качества и отрицательные:

Положит. Отрицат.

Есть желание быть полезным, Но не прилагает никаких училий

Выводы: Он задается вопросами о жизни, но его философия сводится к следующему: «только не сейчас»

Работа над именем героя.

Облом-обломался.

Двойственность героя. Хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий.

Тяготиться ли Обломов своей жизнью?

Просмотр видеофрагмента. Беседа Обломова со Штольцем.

Проблемный диалог.

Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом? (Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин. Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность. У Штольца он спашивает6 «Зачем тебе столько денег?», в –третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества. Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.)

Кто пытается помочь Обломову поменять отношение к жизни? (Ольга и Штольц. Дать им характеристику: какие качества их связывают) (для них смысл жизни заключается в деятельности)

Составить синквейн образа Обломова (1 группа), Штольца (2 группа0

Что сближает таких разных людей? (Штольц видит в Обломове то, чего не хватает ему в окружении: доброты, внимания. Обломов видит в Штольце откровенность, только он не обманывал его и относился как к родному)

Как складывается личная жизнь Обломова? Почему отношения Обломова и Ольги не состоялись?

Кто стал идеалом женщины для Обломова? ((она посвящает ему свою жизнь)

На слова Ольги: «Кто проклял тебя, Илья»» Обломов дает ответ: Обломовщина

Работа со словарем С.Ожегова. Обдомовщина- безволие, состояние бездеятельности и лени.

Физкультминутка

Исследовательская деятельность. . Работа с критическими статьями . (д.з)

Неслучайно вы сидите за разными столами. В течение работы над романом вы демонстрировали разные точки зрения, высказывались за и против героя, и вот сегодня вам предстоит работать в группе с единомышленниками. Итак, представляю вам: сторонников, противников и литературных критиков.

Николай Александрович Добролюбов видит своего героя как ищущего цель в жизни и не находит: «Обломов не тупая, апатическая фигура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусгая привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,-развила в нем апатическую недвижимлсть и повергла его в жалкое состояние нравтсвенного рабства. оОьломов не понимал смысла жизни. Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше на нашел, как выйти в отставку и ничего не писать.

Приложение № 2.

Обсуждение критической статьи учащимися и выдвижение своей теории, Зачитать свои аннотации. (домашнее задание)

Вывод Обломовщина по словам Н.Добролюбова- это явление жизни, в ней предстает перед нами живой современный русский тип, характеризующий подобный образ жизни.

Гончаров отнесся к своему герою отрицательно, но вместе с тем смягчил свою оценку, признавая устами Штольца отмирание обломовщины «прощай, старая Обломовка…Ты отжила свой век». Но Гончаров пытался найти ценное в личности Обломова, у него «гуманное» «золотое» сердце.

Обращение к иллюстрациям.

Как заканчивается роман? (Штольц и Ольга живут тихой спокойной жизнью)

Разве они не пришли к той самой обломовщине? (закончить схему стрелками, ведущими к обломовщине)

Литературная фантазия: Обломов в наши дни . Теперь я вам предлагаю немного пофантазировать и представить, как бы выглядел Обломов в наши дни? Кого можно было бы назвать сторонником и приверженцем обломовщины? Нарисуйте портрет современного Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»

Итог. Закончите фразу : Обломов бездействует, потому что…

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»

Подведение итогов.

Проектная деятельность. Что такое обломовщина?

Для чего живет человек? В чем вы видите смысл жизни?

Что сгубило Обломова? В чем заключалась утопическая мечта Обломова?

Работа со словарем С.И. Ожегова. Утопия-

Какой смысл вкладывает Гончаров в роман «Обломов»? Какие темы затрагивает?

К какому типу литературных героев можно отнести И.И. Обломова? (лишний человек)

В чем актуальность романа?

Приложение №1. Обобщающие тесты:

1.Определите сюжетную основу романа «обломов»

А)история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными

Б)описание дружеских отношений Штольца и Обломова

В)История любви Обломова и Ольги

2.В каком эпизоде возникает завязка романного действия

А)признаний Обломова в любви к Ольге Ильинской

Б)встреча Обломова и Штольца

В)переезд на выборгскую сторону

3.Действие романа «Обломов» происходит в

А)Петербурге

В)Орловской губернии

4.Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А)бедность

Б)болезненное состояние

В)воспитание и закономерности современной жизни

5.Какова роль в романе внес южетных персонажей

А)оживляют вялое течение романа

Б)передяют суету петербургской жизни

В)незаметно для героя меняют его жизнь

6.Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

А)расширить представление о барской жизни

Б)объяснить происхождение героя

В)объяснить причины и апатии бездеятельности героя.

Оценивание.

Домашнее задание. Домашнее сочинение

1.Обломов и обломовщина

2Тема любви в романе «Обломов»

3.Андрей Штольц как антипод «Обломова»

Приложение № 2.

Вопросы к стороннику:

Назовите положительные черты Обломова

Охарактеризуйте его отношение к деятельности, работе, труду

Кем была для Обломова Ольга Ильинская?

В чем польза созерцания Обломова. Лучше ли созерцание деятельности?

Считаете ли вы диван и халат – бесполезными вещами?

Вопросы к противнику :

Кто симпатичнее Штольц или Обломов и почему?

Назовите положительные черты Штольца. В чем особенность штольцевщины?

Почему не удается визитерам Обломова побудить его к поездке в Петергоф?

Только ли Обломов является воплощением лени и праздной задумчивости? (Захар)

Что плохого в ежедневном лежании на диване? Разве вы бы отказались от этого интереснейшего занятия?

Вопросы к критику:

Назовите, в чем привлекательность Обломова и в чем его недостаток?

Почему русские критики высоко оценили образ Обломова, тогда как рядовые читатели судят его по большей части отрицательно.

Сформулируйте свой тезис относительно образа Обломова, представив себя настоящим критиком.

Легко ли быть беспристрастным в оценке Обломова, когда сидишь на его диване?

Выбрали ли вы образ жизни Обломова, отказавшись от прогулок, поездок, действия и труда?

Урок 71 РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

29.03.2013 19516 0

Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)