Скачать презентацию на тему искусство вокруг нас.

Урок 1.

8 класс . Тема урока «Искусство вокруг нас. Виды искусства »

Цель урока: дать учащимся представление об искусстве, что оно вокруг нас, познакомить с разновидностями видов искусства.

Задачи :

Выявить представление детей об искусстве;

Познакомить с основными видами искусства;

Показать различия и особенности каждого вида искусства;

Развитие чувств, эмоций, образно - ассоциативного мышления;

Воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры;

Создание условий для использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Вид урока : урок-беседа

Оборудование: компьютер, колонки, презентация, экран.

Ход урока.

1 этап: постановка проблемы

УЧ. Здравствуйте. Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1)

ДЕТИ: Картины, памятники, балет, нотную запись. Все это произведения искусства.

УЧ. Правильно, всё это произведения искусства. Где мы можем их увидеть?

ДЕТИ: В музее, на улице, на выставке и т.д.

УЧ. Как вы уже поняли, разговор на уроке пойдет об искусстве. Какова тема урока?

ДЕТИ: Делают предположения, предлагают варианты названия урока.

УЧ. Тема урока « Искусство вокруг нас» (слайд №2)

Записывают тему урока « Искусство вокруг нас»

УЧ. Само слово «искусство» вы уже встречали на уроках ИЗО, музыки, когда давали определение живописи и музыки. Мы с вами говорили, что живопись и музыка это виды искусства. А что же такое само искусство?

ДЕТИ делают предположения.

УЧ. Искусство - часть духовной культуры человечества. (слайд №3)

Если сказать простыми словами, искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

2 этап. Основной .

УЧ. На какие три группы делятся виды искусства?

(слайд 4)

ДЕТИ: Пластические или пространственные, временные, пространственно – временные.

УЧ. Первая группа объединяет пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно.

Слайд 5 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственным:

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Дизайн

Слайд 6-7 Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

(слайд 8-9) Графика - вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги.

Слайд 10-11 Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Слайд 12-13 Архитекту́ра , или зо́дчество - искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений...

Слайд 14-15 Диза́йн - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)

Слайд 16-17 Декоративно-прикладное искусство (от deco - украшаю) - широкий раздел , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (могут иметь практическое употребление в повседневной жизни) и художественными функциями.

Во вторую группу включены виды искусства временные, обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.

Слайд 18 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к временным.

Музыка (вокальная и инструментальная)

Литература (фольклор, проза, поэзия)

Слайд 19- 20 Му́зыка - вид искусства отражающий действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований.

Слайд 21-22 Литерату́ра ( literatura , - написанное , от litera - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных .

К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух:

Слайд 23 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственно-временным.

Театр , кино , танец.

Слайд 24-25 Теа́тр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Слайд 26-27 - вид современного изобразительного , произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.

Слайд 28-29 Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Слайд 30 Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей - все это передается человеком в художественных образах.

Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена.

Искусство - это своеобразный учебник жизни.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас Манн.

3 этап: Закрепления и проверка понимания учащимися материала

УЧ. Произведения, каких видов искусства вы сейчас видите? (слайд № 31-40)

Ответы:

Танец, архитектура, кино, театр, скульптура, живопись и т.д.

4 этап: подведение итогов

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, театры, путешествуя и просто гуляя по улицам…

Заканчивая урок, пусть каждый из вас подумает и скажет какой вид искусства вам ближе. Почему? Приведите примеры. (Звучит музыка)

5 этап. Объяснение по выполнению домашнего задания

    Составьте синквейн к слову искусство.

Слайд 41 Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.

Искусство

1.два прилагательных

2 три глагола

3. фраза

4.вывод

2. учить конспект.

6.Оценка работы на уроке

Отметка ставится учащимся, активно работающим на уроке.

Проверочная работа по теме урока на карточках.

Конспект « Искусство вокруг нас»

Искусство - часть духовной культуры человечества.

Искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Все искусства делятся на три группы

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Дизайн

Декоративно – прикладное творчество

Музыка (вокальная и инструментальная)

Литература (фольклор, проза, поэзия)

Театр , кино , танец.

Первая группа объединяет пространственные виды искусства , которые воспринимаются зрительно.

Во вторую группу включены виды искусства временные , обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.

К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.

Искусство

1.два прилагательных

2 три глагола

3. фраза

4.вывод

8 класс. 1 четверть

Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса : средний уровень развития.

Вид урока : закрепление ранее изученного материала.

Цель урока : развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока : осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок музыки «Искусство вокруг нас»

8 класс. 1 четверть

Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса : средний уровень развития.

Вид урока : закрепление ранее изученного материала.

Цель урока : развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока : осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

План урока

Этапы урока

Задачи, реализуемые на этом этапе

Методы музыкального образования, используемые на этом этапе

Виды деятельности

Музыкальный материал, используемый на уроке

1 этап

Определить в чём отличие знания научного от знания художественного

Перспективы и ретроспективы;

Размышления

Творческое задание в парах

Работа в парах по заполнению таблицы

2 этап

Выявить специфику музыки и её место в ряду других видов искусств

Размышления

Перспективы и ретроспективы

Интонационно-образный анализ музыки

Слушание

Фрагменты музыки Глинки, Мусоргского, Чайковского, Бетховена

К. Сен-Санс «Лебедь»

Видеофрагмент «Умирающий лебедь»

3 этап

Закрепить знания о роли искусства в формировании творческого мышления человека

Художественного контекста

Нравственно-эстетического отклика на музыку

Исполнение песни

Песня по выбору учащихся

Ход урока «Искусство вокруг нас»

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству» (Т. Манн)

Учитель: Во все века своего существования человек стремился познать и понять окружающую его действительность, а также передать свои знания потомству. Сначала бессознательно, а потом осознанно человек определил два способа познания жизни – научный и художественный. Так родились два основных вида творческой деятельности человека – наука и искусство. На чём основан научный способ?

Ученики: На объективном отношении к миру, понимании разумом.

Учитель: На чём основан художественный способ?

Ученики: На субъективном отношении к миру, познании чувством.

Учитель: Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон всемирного тяготения существует как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.

Работа в парах. Приведите примеры научных изобретений и открытий, изменивших жизнь человека

Ученики: Открытие Магелланом Америки стало веским основанием дл опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг солнца.

Учитель: А в искусстве каждое новое явление отменяет ценность старого?

Учитель: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни.

Были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти. И мы с вами, современные люди, с техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.

На основе двух ощущений – слуха и зрения все виды искусства делятся на пространственные, временные и пространственно-временные, или синтетические.

Работа в парах. Предложенные виды искусства (театр, дизайн, музыка, архитектура, танец, литература, кино, живопись, эстрада, телевидение, графика, фотография, скульптура, цирк, декоративно-прикладное искусство) распределить по трём колонкам таблицы

Учитель: Каждый вид искусства говорит на своём языке: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объёмом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. Нередко различные виды искусства заимствуют друг у друга средства выражения содержания, такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность являются общими в прямом или переносном смысле для разных искусств. Не случайно архитектуру называют застывшей музыкой, линию в картине – музыкальной, эпический роман – симфонией.

Учитель: Почему в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?

Ответы учеников.

Учитель: Может потому, что музыка выражает не предметы и явления – для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а внутреннюю суть всех вещей, их душу.

Учитель: «Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» – этими словами начал французский композитор А. Оннегер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка. Что же это за чудесное искусство? Почему оно воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным, способным преобразовать мир по законам красоты?

Не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Музыка вносит порядок в его душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии. В музыкальных произведениях композиторы задают вопросы, рассуждают, размышляют о тот, как и для чего живёт человек. Приведите примеры таких произведений

Ученики: Оперы Глинки и Мусоргского, симфонии Чайковского и Бетховена.

Слушание и определение фрагментов знакомых произведений

Учитель: Музыкальное искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь когда искусство приближается к разгадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность. Вот пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь».

Слушание пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»

Учитель: Что изобразила музыка?

Ученики: Плавное скольжение лебедя по озеру.

Учитель: Что выразила музыка?

Ученики: Задумчивое, лирическое настроение, поэзию природы.

Учитель: И это всё? Нет, здесь не только внешнее изображение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. Аристотель, например, считал, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать».

И действительно, содержание музыки объёмнее программного замысла. Музыка не просто изобразила лебедя, но выразила возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.

Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Какое главное чудо у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»?

Ученики: Превращение лебеди в царевну.

Учитель: В чём смысл сказки Андерсена « Гадкий утёнок»?

Ответы учеников.

Учитель: Разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, но не надменной, не отчуждённой, а способной и к состраданию, и к благодарности?

Внешние и внутренние приметы сошлись в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.

Просмотр видеофрагмента «Умирающий лебедь»

Учитель: Как вы понимаете слова Э.Т.А. Гофмана: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает»?

Ученики аргументируют свои ответы.

Учитель: Среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.

Исполнение песни по выбору учащихся

Домашнее задание.

  1. Творческое задание: ответьте на вопрос: можно ли в эпиграфе заменить слово «искусство» на слово «наука»? Аргументируйте свой ответ.
  2. Дайте объяснение явлению жизни с точки зрения науки и искусства. Возможные варианты: снег, весна, гроза, звёзды, музыка, детство.

МХК – 8, урок №1

ТЕМА: Искусство вокруг нас

ЦЕЛЬ : дать учащимся представление об искусстве, о том, что оно окружает человека в повседневной жизни.

ХОД УРОКА

    Орг. момент.

    Слово учителя.

Слайд 1-2. Ребята, сегодня мы с вами начнём знакомство с новым для вас учебным предметом –«Мировая художественная культура» или «Искусство». А что же такое искусство? Если сказать простыми словами, Т - искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно. (записать определение со слайда).

Какие же виды искусства существуют?

Все виды искусства можно разделить на 3 группы: пространственные, временные и пространственно-временные.

Слайд 3-6.

Т – I . Пространственные (пластические) – находятся в пространстве, не развиваются во времени (видим).

    Изобразительные (живопись, графика, скульптура)

    Конструктивные (архитектура, дизайн)

    Декоративно-прикладные.

II . Временные – развиваются во времени (слышим)

    Музыка

    Литература.

III . Пространственно-временные (видим и слышим) - развиваются во времени и пространстве.

    Театр

    Кино

    Танцы

    Опера, балет

Слайд 7. Я предлагаю сейчас вам совершить путешествие в древние времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылялся пропетой песней, вырезал на стене контуры животных.

В ту далёкую пору творческая деятельность человека не подразделялась на виды искусства (Т) - синкретичность искусства – музыка была неразрывна со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже рисунком. Да, ребята, с рисунком. Ведь прежде, чем человек научился писать, он свои мысли изображал рисунками (предметы, явления, животных, да и самих себя). Существует историческое свидетельство о том, как

Слайд 8. СКИФЫ ПРИСЛАЛИ ЦАРЮ ФАРИЮ ПИСЬМО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦЫ, МЫШИ , ЛЯГУШКИ И ПЯТИ СТРЕЛ , ЧТО ОЗНАЧАЛО: ЕСЛИ ПЕРСЫ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ, КАК ПТИЦЫ, ПРЯТАТЬСЯ В ЗЕМЛЕ, КАК МЫШИ, ПЕРЕПРЫГИВАТЬ ЧЕРЕЗ БОЛОТА, КАК ЛЯГУШКИ, ТО СКИФЫ ПЕРЕБЬЮТ ИХ СВОИМИ СТРЕЛАМИ

Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст. Однако и сейчас необходимо иметь мудрость и воображение, чтобы понять произведения искусства.

Долгие столетия прошли с тех пор, когда искусство начинало свой путь, облик его неузнаваемо преобразился. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями. Изменился сам мир искусства. Каждое из его видов образовало как бы собственное государство, со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы один из видов искусства, люди тратят многие и многие годы.

Никакая наука не даётся таким трудом, как наука творчества. Что же это означает?

Понимать искусство можно по-разному. Если пытаться разгадать тайны мастерства, техники художника, для этого нужно много учиться, стать профессионалом. А если стремиться понять смысл произведения, то здесь требуется чуткость и внимание , воображение и наблюдательность . Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

Искусство может быть понято многими людьми. Давайте попробуем понять это.

Слайд 9-11. ПЕРЕД ВАМИ РЯД РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА. НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛЙСТА.

Слайд 12. А теперь внимательно посмотрим на экран. Какие виды искусства представлены здесь, что между ними общего.

Дети. Мы видим их объединяет одна тема – «Осень».

Учитель. Обратите внимание, что искусства различны, а тема одна. Таким образом:

Т - ТЕМА - ЭТО ТО, ЧТО ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕХ ВИДАХ ИСКУССТВА, ЭТО ИХ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ, ИДЕЯ.

Всматриваясь в картины, мы видим не только осенний пейзаж, мы проникаемся состоянием образов, отражённых в картинах (сожаление о лете, сожаление о прежних красках). Всему этому близок по настроению и «Октябрь» Чайковского.

(Слушание)

Учитель. Композитор стремился не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он внёс в звучание своей пьесы щемящее чувство человека. А вы обратили внимание, как сочетались два вида искусства, музыка и литература. Благодаря такому сочетанию появился жанр «ПЕСНЯ».

Слайд 13. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.

Слайд 14. Послушайте фрагменты музыкальных сочинений . Соотнесите характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников. К какой культуре - западной, восточной, русской - относятся .

Учитель.

Итог.

Каждый вид искусства говорит на своём языке. Он нам повествует о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира, красоте человеческой души, о высоте помыслов и устремлений.

Рефлексия.

Домашнее задание:

1. стр. 3-4 учебника, лекция (обязательно).

2. Подберите произведения искусств разных видов, которые объединяет одна тема (в электронном или печатном виде).

3. Выучить любое стихотворение про осень.

4. Подготовить сообщение о И.Левитане или П. Чайковском.

Урок закончен. Спасибо за внимание. До свидания.