Сколько лет мужу пахмутовой. Александра Пахмутова

  • Юбилей Александры Пахмутовой. Маленькая и великая

    Жизнь Александры Пахмутовой не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.

    Сегодня Александре Николаевне Пахмутовой исполняется 85 лет! На музыкальном фоне её песен выросло не одно поколение людей, её песни были визитной карточкой олимпиад и знаковых событий нашей страны. Песни Пахмутовой становились поистине народными.

    Пахмутова Александра Николаевна: «Семья ради меня поменяла всю свою жизнь»

    Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в селе Бекетовка под Сталинградом. Отец девочки в душе был музыкантом, в доме было фортепьяно, на котором он хорошо играл. «Моя музыкальная одарённость лишь крошечная часть от одарённости папы. Всю великую музыку я впервые услышала от него », — говорит Александра Пахмутова.

    С трёх лет Аля на слух точно воспроизводила на инструменте понравившиеся мелодии из фильмов, а в четыре года написала первую фортепианную пьесу под названием «Петухи поют».

    В 1943 году талантливая девочка были принята в музыкальную школу для одарённых детей в Москве. Шла Великая Отечественная война, но страна продолжала воспитывать музыкантов и композиторов, считая необходимым заботиться о своём будущем, которое настанет после Победы. Ученики получали стипендию и продуктовые карточки высшей категории – такие получали только работники оборонных заводов. Так руководством страны были расставлены приоритеты. Музыка и дети для нас главное!

    Звуковой духовный поиск россиян заложен в менталитете. Нигде нет таких звуковых детей , как в России. У них свой огромный потенциал, но и свои пустОты, которые необходимо было наполнять, чтобы звук оставался здоровым. Одним из вариантов такого наполнения звуковых детей были многочисленные музыкальные школы в стране. Понимание этого было, скорее, интуитивным, но это было стопроцентное попадание. Звуковые дети заполняли музыкальные школы и, даже если позднее они не становились музыкантами, звуковые нехватки были наполнены занятиями музыкой. Так в стране сохранялся здоровый звук и здоровые дети, рождённые со звуковым вектором.

    После музыкальной школы у Александры Пахмутовой были консерватория, аспирантура – всё с отличием и всё прекрасно!

    Пахмутова и Добронравов. Мелодия и нежность

    В 1956 году у Александры Пахмутовой произошла судьбоносная встреча с поэтом Николаем Добронравовым, ставшим её мужем. Пахмутова написала песню на стихи Добронравова, и с тех пор эта пара фамилий, как и пара душ, творили вместе и шли вместе по жизни, преподнося урок гармоничного брака, основанного на духовной близости и взаимопроникновении.

    Кожно-звуко-зрительная Александра Пахмутова и анально-звуко-зрительный Николай Добронравов – брак был природным по влечению нижних векторов, а с развитыми верхними векторами происходило и духовное родство.

    Союз двух звуковиков это союз, созданный на основе совместного духовного поиска . Зрительные вектора давали глубокую эмоциональную связь. Так что взаимный интерес всерьёз и надолго был им обеспечен. Александра Пахмутова стала музой поэта, вдохновляя его на новые стихи и тексты песен. Она и её произведения вызывали его неподдельное восхищение. Вместе они творили.

    До сих пор удивительно видеть, насколько этим людям интересно друг с другом, насколько они наполнены и радостны от своего союза.

    Она, при всём своём обаянии, строгая, внутренне очень логически выстроенная, без малейшей небрежности. Он более романтичен и мягок. Взаимодополняющая и взаимообогащающая друг друга пара.

    «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей » — не просто так рождаются подобные строки у поэта. Каждая песня как объяснение в любви, каждая песня как рождённое дитя. Они до сих пор любят друг друга уважительно, трепетно и нежно, и этого не скрыть.

    «Моя жизнь пришлась на самое яркое время в стране: выиграли войну, запустили спутник… И тогда народ сказал: «Да, мы всё можем!» И началось: целина, Братская ГЭС… На мёрзлой земле палатки, днём люди работают, ночью поют. А мы были влюблены в этих людей, писали для них. Потом космос пошёл. И песня совпала с тем, что нужно государству. » (А.Пахмутова)

    Они были обласканы властью, любимы народом, потому что искренно верили в правильность выбранного страной пути и честно трудились вместе со всеми, отдавая свой талант на увеличение тех самых достижений и побед, которые восхваляли в своих песнях.

Александра Пахмутова представляет собой женщину, которая всю свою жизнь посвятила музыке. Причем она это все делала с такой любовью и старанием, что невозможно не отметить то, что каждая нота дышит чем-то особенным и незабываемым. Правда, тут нужно отметить то, что она не является певицей, а композитором, но это лишь усиливает восхищение этой замечательной женщиной, которая стала настоящим символом Советского Союза.

И на сегодняшний день, Александра является одним из самых уважаемых композиторов России, ведь когда-то ее песни исполняли самые первые звезды эстрады. Но что еще можно узнать из ее жизни? Ведь за свою долгую карьеру, у нее были взлеты и падения, которые заслуживают внимания. Тут хочется отметить, что женщина способна писать в разных жанрах, она всегда показывала лучшие результаты, как в опере, так и в более современных творениях. И все это позволило себя зарекомендовать, как лучшего специалиста в своей сфере.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Если брать во внимание такие вопросы как рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой, то здесь имеется отдельная история, которая заслуживает уважения. Дело в том, что женщине уже, ни много, ни мало, а 89 лет, что является весьма преклонным возрастом. Рост у композитора составляет 149 сантиметров, а вес сегодня 45 килограммов. Эта маленькая женщина, смогла совершать великие дела, хотя бы потому, что музыка для нее всегда была на первом месте. Но с чего она начинала? Что именно стало для нее тем толчком, который заставил задуматься над подобным жизненным выбором. Давайте рассмотрим все это более детально. Ведь перед тем, как стать известной, она вынуждена была пройти нелегкий жизненный путь, который не всегда был прямой.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой заслуживает отдельного внимания, хотя бы потому, что она стала проявлять любовь к музыке еще с самого юного возраста. Говорят, что свою первую музыку, она сочинила еще, когда ей было всего лишь три года. Поэтому нет ничего удивительного, что в семилетнем возрасте она стала учиться в музыкальной школе, откуда ей пришлось уйти из-за того, что началась Вторая Мировая Война. Нужно еще отметить, что в самый разгар войны, Пахмутова не побоялась уехать в Москву для того, чтобы начать учиться в музыкальном образовательном заведении. И хотя ее все отговаривали от этого, она все равно, не смогла отказаться от мечты. Причем, обучение ей давалось весьма легко, девушка буквально схватывала все на лету, всеми фибрами души показывала, что без музыки не представляет своей жизни. Тогда же, начался ее звездный путь, который она проходила с гордо поднятой головой. Она понимала, что либо у нее получится, либо нет, но попробовать однозначно стоило.

Работала женщина в самых разных жанрах, везде проявляла себя самым лучшим образом, потому что стремилась постоянно совершенствоваться. Много писала для симфонических оркестров, на ее музыку ставились балетные постановки, различные спектакли. Женщина понимала, что музыка, которая выходила из-под ее пера, помогала зрителям почувстовать любой спектакль или концерт лучше и глубже, поэтому хотела каждый раз создать что-то новое и волшебное. За свою творческую карьеру, эта замечательная женщина показала, что если действительно творить с любовью и старательностью, то все будет получаться намного лучше, более проникновенно, а, главное, зрители будут это ощущать. И это произошло, несмотря на то, что у женщины была нелегкая судьба, ведь ее юность пришлась на Вторую Мировую. Но даже тогда она не стала сдаваться, решила идти до конца в своей мечте.

Поскольку сейчас у женщины весьма преклонный возраст, она стала вести тихий образ жизни, а музыкой занимается сугубо для души. Время от времени она посещает концерты, где звучит ее музыка, а также можно услышать от нее новые придуманные мелодии. В плане личной жизни, у Александры есть своя история, она больше похожа на сказку про вечную любовь, потому что, практически всю свою жизнь, она прожила с одним-единственным мужчиной. Ее муж, которого зовут Николай Добронравов, также является композитором и поэтом. Именно с ним женщина сумела написать множество своих хитов и популярных мелодий. И хотя детей у пары нет, супруги всю свою жизнь любили друг друга, дорожили браком, поддерживали и шли на компромиссы, понимая, что личная жизнь также важна, так и карьера композитора.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Семья и дети Александры Пахмутовой очень больная тема. на сегодняшний день семья состоит из нее самой и ее любимого мужа Николая. Познакомились они на почве общей деятельности, потому что оба являются представителями творческих профессий. Дело в том, что Николай тоже композитор и поэт, надо сказать, что именно с ним, Александра написала множество песен и мелодий, которые потом стали настоящими хитами. И хотя невольно спрашиваешь, «У такой знаменитости, как Александра Пахмутова почему нет детей?», ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. Сделать это могут только сами супруги.

Может быть, проблема бездетности здесь заключается в здоровье, может, в том, что у них не было на них времени, а может, потому что, не сложилось. Сама Александра всегда обходила этот вопрос стороной, не желая делиться своими душевными переживаниями. Так, что истинные поклонники Пахмутовой, могут сами для себя решить, почему у известного композитора нет наследников, если, конечно, для них это будет важно. Ведь у Александры было много хорошего в жизни, она получила признание, известность, а, главное, всегда занималась любимым делом. А это очень много значит в жизни каждого человека, хотя бы потому, что далеко не каждому удается добиться того, к чему он стремился и о чем мечтал. Александре это удалось, ведь ее музыка навсегда поселилась в сердце поклонников, которые ее слушали и понимали, насколько ее творения прекрасны.

Муж Александры Пахмутовой – Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой Николай Добронравов стал ее избранником на всю жизнь. Многие убеждены, что именно у этой пары есть чему поучиться, в плане верности и умении сохранить домашний очаг. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что у них всегда и все было хорошо и ровно. Скорей всего, за свою семейную жизнь они тоже переживали различные кризисы, может быть, даже были недалеки от расставания, но всегда находили способ снова оказаться вместе. Композитор Николай Добронравов неоднократно говорил о том, что благодарен судьбе за то, что она они познакомились с Александрой.

Собственно, они сошлись на почве того, что у них были одинаковые вкусы, они вместе любили музыку, готовы были часами сочинять что-то новое, делать мир с помощью мелодий чуточку лучше. Что примечательно, так это то, что именно в компании супругу, Пахмутова написала множество хитов, может быть, они вдохновлялись присутствием друг друга, ведь не зря говорят, что любовь способна на многое. Сегодня, пара по-прежнему вместе, для многих они являются примером для подражания в плане семейного уюта и правильных ценностей.

Википедия Александры Пахмутовой

Как уже говорилось выше, Александра сейчас находится в весьма преклонном возрасте. Она прожила долгую жизнь, которую сможет прожить достойно далеко не каждый. Нет ничего удивительного, что ее жизнь была наполнена самыми разными поворотами и неожиданностями, про которые можно узнать, если зайти в Интернет. И хотя, раньше, во времена ее молодости, не было социальных сетей и Интернета, то на сегодняшний день о ней можно найти много чего интересного, причем сделать это совершенно не сложно. Достаточно зайти в Интернет, где сразу же увидите личную страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахмутова,_Александра_Николаевна), где рассказывается про этого замечательного композитора.

На странице рассказывается о ее детских годах, о том, как она пришла к известности, о том, как всегда любила музыку и что делала ради того, чтобы ею заниматься. Правда, надо отметить, что страницы в Инстаграм, у нее нет. На это есть разные причины. Во-первых, женщина находится в том возрасте, когда Интернет уже не слишком интересен, у нее нет желания сидеть в Сети и выкладывать свои фото. Во-вторых, во времена молодости композитора не было социальных сетей, и, возможно, женщину они не интересуют вообще. Так, что если желаете узнать больше про Александру Пахмутову, то Википедия Александры Пахмутовой всегда к вашим услугам.

Живая легенда советской сцены, великий композитор Александра Николаевна Пахмутова прожила с единственным мужчиной – поэтом Николаем Добронравовым. Эту пару давно окрестили самой любящим и долгоиграющим семейным союзом всей России. Только представьте: два талантливых человека, легенды советской песни, прожили вместе почти всю свою жизнь – 62 года. Муж Александры Пахмутовой признается, что никогда не сомневался, что встреча с Александрой была его судьбой. Самое трогательное в их истории любви, пожалуй то, что спустя столько лет Пахмутовой и Добронравову удалось сохранить свои чувства и продолжать смотреть друг на друга влюбленными, полными любви глазами…

Муж Александры Пахмутовой - фото

История любви знаменитой поэтессы и композитора зародилась в далеком 1956 году. Своего будущего мужа Александра Пахмутова встретила на работе, тогда она являлась сотрудником студии детских радиопрограмм Всесоюзного радио.

Молодой поэт Николай Добронравов в то время трудился в Московском театре юного зрителя, зачитывая свои стихотворения в программах для детишек, а за музыкальное сопровождение отвечала миниатюрная блондинка (рост Александры Пахмутовой всего 149см). Их первым совместным творением стала песенка «Лодочка моторная», к которой Пахмутова написала музыку, а Добронравов – слова. Именно во время совместной работы над этим произведением у молодых людей взаимно зародились по-настоящему сильные чувства и они решили никогда не расставаться друг с другом.

Их отношения развивались настолько стремительно, что уже через несколько месяцев после знакомства, 6-го августа того же года, Александра Пахмутова и Николай Добронравов сыграли довольно скромную свадьбу. Интересный факт из биографии великого композитора: поскольку денег не то что на торжество, даже на свадебное платье для невесты, им не хватило, мама Пахмутовой сшила костюм из недорогой розовой материи. Свой медовый месяц Александра Пахмутова с мужем провели в Абхазии, остановившись погостить у семьи жениха.


“Главное – смотреть не друг на друга, а в одном направлении”

Муж Пахмутовой, Николай Николаевич Добронравов, признается, что за 60 лет в их семье, как и у всех, бывали трудные моменты, были и ссоры, и недопонимания. Но на помощь всегда приходила музыка, и увлекаясь написанием очередного шлягера Александра и Николай забывали о временных трудностях, полностью отдаваясь любимому делу.


Несмотря на то, что детей их семье Бог не послал, творческий союз Пахмутовой-Добронравова стал невероятно плодотворным. Вместе со своим мужем Александра Пахмутова создала более сотни русских шлягеров, а также музыку к фильмам и постановкам. Написав большинство своих песен вместе, герои шутят, что изменяли друг другу исключительно в творчестве, сотрудничая с другими поэтами. Например, легендарную песню «Старый клен» из кинофильма “Девчата” Александра Пахмутова создала в соавторстве с поэтом Михаилом Матусовским, а текст к «Песне о тревожной молодости» написал советский поэт Лев Ошанин.


Рецепт счастья

Сама Александра Пахмутова говорит, что ее семья отличается от среднестатистической тем, что им с мужем хватает того, что у них есть. Они никогда не гнались за какими-либо благами и всегда жили просто, без излишеств.

Пожалуй, главный секрет семейной идиллии Александры Пахмутовой и ее мужа – не придираться друг к другу по пустякам и хранить личную жизнь от лишних взглядов посторонних людей.


Несмотря на почтенный возраст (Александре Николаевне в этом году исполнилось 89, А Николаю Николаевичу – 90), великий композитор с мужем по-прежнему ездят по стране, принимая участие в различных концертах и фестивалях, с удовольствием делятся своим бесценным опытом с молодым поколением и занимаются написанием новых хитов.

Творчество Николая Добронравова и Александры Пахмутовой знакомо и любимо не одному поколению советских людей. Их патриотические и лирические песни всегда звучали не только на официальных мероприятиях, на радиостанциях и с экранов телевизоров, но и на народных гуляньях и семейных посиделках. Их исполняли комсомольцы, которые отправлялись на ударные стройки, летчики, моряки, а также спортсмены, демонстрировавшие свое мастерство на соревнованиях и Олимпиадах. Эти песни до сих пор не стареют, потому что слова в них проникают в самое сердце, а музыка очень мелодичная и неповторимая. Биография Добронравова охватывает многие исторические периоды нашей России, найдя отражение в полной коллекции всех его стихотворных сборников.

Тандем поэта и композитора стал не только деловым, но и семейным. Их личная жизнь всегда была наполнена любовью и взаимопониманием, что послужило назвать их союз одним из самых крепких и любящих. За годы супружеской жизни Николай Николаевич и Александра Николаевна так и не воспитали своих детей, но зато вложили много сил и знаний в своих учеников. Несмотря на преклонный возраст, пара и сейчас полна творческих планов и не перестает создавать прекрасные песни.

Детские годы

Будущий поэт родился в 1928 году в Ленинграде. Его многочисленные предки по линии отца были священниками и военными офицерами, входящими в состав белогвардейской эскадры. Его родители поженились в конце 20-х годов, затем они переехали город на Неве, где и появился на свет маленький Коля. Отец, Николай Добронравов, получил профессию инженера и трудился на заводе. Мама, Елена Дорошевская, занималась воспитанием сына и вела домашнее хозяйство. Но вскоре счастье семьи было нарушено: в 1937 года отца арестовали. 9-летний мальчик тогда даже не мог предположить, что видит отца в последний раз. Вскоре пришли и за мамой, но она смогла выжить и вернуться домой через несколько лет. Уже позднее Елена Дорошевская работала в школе учительницей, прожив на свете еще много лет.

Оставшись без родителей, будущий поэт остался под присмотром своих бабушек, которые с детских лет развивали в нем творческие задатки. Мальчик часто ходил на оперу и балет, а также смотрел театральные постановки. В годы войны он попал в детский дом, который был эвакуирован сначала в столицу, а потом в Горький. В 1942 году юноша вновь вернулся в Московскую область, где окончил среднюю школу с золотой медалью. Его тяга к знаниям и развитию была безмерной, неудивительно, что Добронравов сумел получить два диплома. Сначала он поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко, а через несколько лет прошел обучение в Учительском институте.

Творческая судьба

Получив актерское образование, будущий поэт устроился в театр юного зрителя, где сумел создать на сцене немало заметных персонажей, появляясь как в классических, так и современных постановках. Николай попробовал свои силы и в кинематографе, сыграв в эпизодах таких картин, как «Спортивная честь» и «Возвращение Василия Бортникова». Вскоре в его творческой копилке появились пьесы для детей, увидевшие свет благодаря тандему с Сергеем Гребенниковым. Их можно было услышать на радио, а также увидеть как в кукольном театре, так и на сцене ТЮЗа. Талантливые молодые люди написали также несколько повестей и оперу «Иван Шадрин», музыку к которой сочинил Василий Дегтярёв.

В середине 60-х годов Добронравов занялся литературной деятельностью, выступая в тесном сотрудничестве со своей супругой, композитором Александрой Пахмутовой. Они создали не один десяток песенных хитов, которые обрели популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами:

  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Надежда»;
  • «Нежность»;
  • «Птица счастья»;
  • «Ты моя надежда, ты моя отрада» и другие.

На стихи поэта писали песни разные композиторы, такие как Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов, Арно Бабаджанян, Эдуард Колмановский и другие. У легендарного дуэта Добронравов-Пахмутова есть также и современные песни, написанные в стиле рэп, а также танцевальные. Однако, их творения пока не могут дойти до своего слушателя из-за жестких правил шоу-бизнеса. По мнению самих создателей песен, сейчас молодому поколению просто необходимы высокие нравственные идеалы, которые присутствовали ранее в лучших композициях советской эстрады.

Судьбоносное знакомство

История любви Николая Николаевича и Александры Николаевны привлекает не только их поклонников, но и многих режиссеров, которые успели снять про них документальные фильмы. Сейчас, глядя на звездную пару, трудно представить, что они живут в браке более полувека. Поэт и его жена до сих пор смотрят друг на друга глазами, в которых читается любовь и уважение. О своей личной жизни супруги стараются много не распространяться, рассказывая в многочисленных интервью о творческих планах и новых песнях.

Будущая жена поэта родилась в одном из поселков Сталинграда, но во время войны ее семья жила в Казахстане. Она еще в раннем детстве обладала музыкальным талантом, благодаря чему в 14-летнем возрасте уехала в Москву, где проходила обучение в музыкальной школе при консерватории. Затем Александра стала студенткой консерватории, после окончания которой училась в аспирантуре. Композитор писала разную музыку: для эстрадных песен, оркестра, а также для мультфильмов.


На фото Николай Добронравов и его жена Александра Пахмутова в молодости

Встреча будущих супругов произошла в 1956 году в редакции Всесоюзного радио, где молодой поэт читал свои стихи, а девушка сочиняла музыку для «Пионерской зорьки». Им предложили написать песенку для детей, и вскоре молодые люди представили маленьким слушателем «Лодочку моторную». Первая общая работа сблизила молодых людей, а уже через три месяца они подали заявление в ЗАГС. Медовый месяц молодоженов прошел на побережье Черного моря, в Абхазии. Новоиспеченные супруги тогда были молоды и полны творческих идей, которые они собирались осуществить вместе.

Добронравов и его жена вместе уже более шестидесяти лет, но они совсем не наскучили друг другу, более того, супруги не расстаются ни на миг, называя друг друга ласково Колечка и Алечка. В их семье присутствует всегда теплая и дружелюбная атмосфера, неудивительно, что в их квартире ни на минуту не умолкает телефон, а гости идут друг за другом. Сами супруги не скрывают от публики, что не имеют особых секретов семейного счастья, просто стараются прислушиваться друг к другу и не идти на принципы. Их никогда не обходили стороной проблемы быта и решение хозяйственных вопросов, причем, жена поэта предпочитала заниматься домом сама, а не пользоваться помощью обслуги. Александра Николаевна, как и любая другая женщина, мечтала о материнстве, но дети в их семье так и не появились. Эту нишу она заполнила любимой работой и общением с юными учениками, среди которых было немало детей из необеспеченных семей.


Их творческий союз стал самым талантливым и плодотворным. Советские чиновники постоянно обращались к супругам, предлагая им написать песни на важную тематику. Звездные супруги не спешили вступать в ряды коммунистической партии, хотя их постоянно уговаривали и даже создавали помехи в работе. В связи с этим многие песни Добронравова и Пахмутовой были запрещены, так как чиновникам часто не нравились герои их песен или не устраивала музыка. Супруги перенесли немало трудностей, но благодаря поддержке друг друга смогли выстоять в борьбе за свое место в искусстве.

Интересные факты из жизни Николая Добронравова

  1. С детских лет Николай Николаевич интересовался классикой и имел феноменальную память, благодаря чему будучи 10-летним мальчиком не только прочитал, но и сумел выучить наизусть пьесу «Горе от ума».
  2. Воспитанием будущего поэта занимались бабушки, которые учили его также, как правильно вести себя с представительницами прекрасного пола. Он до сих пор следует этим правилам и идет с женой, находясь от нее чуть в стороне.
  3. Их творчество всегда оказывало сильное впечатление на окружающих, а некоторые песни о любви даже возрождали семейные пары. Так, в свое время союз Муслима Магомаева и Тамары Синявской был на грани распада. Услышав об этом, Добронравов и его супруга написали специально для них песни «Мелодия» и «Прощай, любимый». Эти композиции настолько понравились влюбленным, что они пересмотрели свои отношения и вскоре вновь воссоединились.
  4. Поэт был дружен с такими известными людьми, как Сергей Гребенников, Муслим Магомаев, Евгений Долматовский. Впервые с творчеством Долматовского он познакомился во время войны, когда вместе с другими детьми выступал перед ранеными солдатами в госпиталях. Один раз перебинтованный мужчина спел под аккордеон песню «Случайный вальс», которую, как оказалось, написал Евгений Аронович. Через много лет поэту удалось не только познакомиться с создателем этой песни, но и завести с ним близкую дружбу.
  5. Когда у Николая Николаевича спрашивали, какая из созданных им песен самая любимая, он неизменно давал один ответ: это та, которая еще не увидела свет.
  6. За свою долгую жизнь звездному поэту удалось пообщаться со многими известными людьми и пожать им руки. Среди этих незабываемых встреч он выделяет знакомство с народным артистом СССР – Борисом Добронравовым, который умер прямо на сцене. Также Николаю Николаевичу посчастливилось завести знакомство и пожать руку Юрию Гагарину. Легендарный космонавт познакомил его с другим, не менее великим человеком – Сергеем Королёвым, который вскоре ушел из жизни.
  7. Еще в ранние годы карьеры мэтры советской поэзии приучили начинающего поэта не ставить даты на своих литературных работах, из-за чего сейчас сложно понять, когда было написано то или иное стихотворение Добронравова.

Герой Социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин городов Москвы, Волгограда, Луганска, Братска

Музыка Александры Пахмутовой стала, если образно выразиться, музыкальным сопровождением, саунд-треком к многосерийному документальному фильму о жизни нашей страны. Ее песни на слуху и на устах поколений; они звучали на «стройках века», собраниях, парадах, концертах, школьных балах и сельских танцплощадках. Даже заказные, политизированные ее произведения столь талантливы, что существуют вне любой пропаганды. А еще есть симфонии, оратории, концерты, музыка к любимым всеми фильмам. Сложилось устойчивое словосочетание - «феномен Пахмутовой». Последовательно отмечая все исторические события, ее песни с честью и признанием пережили «оттепель» 1960-х, «развитой социализм», эксперименты перестройки. И теперь, когда, казалось бы, закончилась романтизированная и воспетая ею эпоха, они продолжают жить, восхищать слушателей самого разного возраста и социального уровня.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка. Отец - Пахмутов Николай Андрианович (1902–1983), мать - Пахмутова (Кувшинникова) Мария Амплиевна (1897–1978). Супруг - Добронравов Николай Николаевич (1928 г. рожд.), поэт, лауреат Государственной премии СССР.

Детство Александры прошло в поселке Бекетовка на Волге, в 18 километрах от Сталинграда (ныне - Волгоград), с почти деревенским бытом: куры, сено, огород. Еще свежи были в памяти родителей ужасы смутного времени гражданской войны. Дед, Андриан Виссарионович, помощник командира полка, был зарублен белоказаками в 1921 году. Много позже его соратник написал о Пахмутовой, тогда уже известном композиторе: «...она молодец... внучка стоит своего так трагически погибшего деда».

Мать в неполные 20 лет осталась вдовой с двумя детьми, но справилась с бедой, самоучкой стала парикмахером, вышла замуж за Николая Андриановича. Он работал на электростанции и был многогранно талантлив: писал маслом, играл на домре, балалайке, пианино; в местном клубе организовал оркестр народных инструментов и чудом добыл пианино, на котором профессионально таперствовал, озвучивая немые фильмы, аккомпанировал «синеблузникам», исполнял Шопена, Бетховена, Чайковского.

Музыкальная одержимость отца, его вечернее музицирование оказали огромное влияние на девочку. Классическая музыка, популярные и народные песни, русские романсы - самые светлые впечатления Алиного детства. Она и помнит-то себя с первых попыток в три с половиной года подобрать на пианино услышанные в кино мотивы; а первая композиция, навеянная родным двором, - «Петухи поют» написана ею в 5 лет. Удивительно, но детские нотные записи уцелели.

Решено было дочь серьезно учить. «Благодаря маме, - рассказывает Александра Николаевна, - моя учеба, моя судьба стали самым главным в семье, в которой было еще трое детей постарше (Михаил, Зоя, Людмила)». Аля в 7 лет поступила в общеобразовательную школу в Бекетовке и в музыкальную - в Сталинграде, куда ездила с мамой три раза в неделю на поезде, что отнимало много сил. «Сейчас я понимаю внутреннее состояние родителей, - продолжает Александра Николаевна. - Они боялись, что я не смогу получить настоящего музыкального образования и жизнь у меня сложится, как у отца, который мог бы стать и пианистом, и живописцем, у него были для этого все данные, но он так и остался самодеятельным музыкантом и художником».

Уже через полгода в переполненном клубе, на вечере памяти Ленина, Николай Андрианович и его 8-летняя дочь Александра исполнили на рояле в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Моцарта. Кстати, через 38 лет удостоенная многих почестей композитор Пахмутова повторила эту музыку в зальцбургском доме-музее композитора, на его клавикорде, и записала в книге посетителей: «Когда люди будут жить на других планетах, то и там будет звучать Моцарт».

В 1941 году Аля окончила 4-й класс музыкальной школы и получила направление в интернат при Ленинградской консерватории. Утром 22 июня на городской олимпиаде детской художественной самодеятельности она отыграла вальс и прелюдию собственного сочинения. Сразу вслед за этим кто-то выбежал на сцену: «Война!!».

Дальше были бомбежки, пожары, эвакуация - мучительный месячный переезд в Караганду. «Мы увидели немецкий бомбардировщик... он стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел...», - вспоминает Александра Николаевна. Потом шли пешком в стылый осенний Темир-Тау. Начались жизнь в бараках на берегу речки Нуры, голод, зима, детские игры в войну, сбор и отправка на фронт посылок со сбереженными от школьных завтраков и высушенными на сухари булочками, самовязанными варежками и носками. Пианино не было. По счастью, вместе с бекетовским клубным имуществом привезли аккордеон, который девочка легко освоила.

Весной 1943 года семья вернулась домой, в хаос и неустроенность. Только что закончились бои, Сталинград лежал в развалинах, многие жили в землянках; погибла любимая учительница музыки. Аля много пела для солдат под аккордеон популярные песни тех лет (и первые собственные, на стихи Иосифа Уткина - «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая...»). Болезненно ощущалась необходимость учиться дальше, но Ленинград стал недоступен. Отец взял ее с собой в командировку, чтобы показать в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Завуч Екатерина Мамоли и педагог Теодор Гутман прослушали Алю и определили ее в 6-й класс: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвижности [сказались два года без фортепиано], но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приютили жившие в коммуналке на Большой Бронной друзья детства Пахмутовых, семья Спициных. Нарком электростанций, услышав историю дожидавшейся отца в коридоре наркомата девочки, выделил ей пропуск в ведомственную столовую (он хранится в семье до сих пор), талоны на костюм и пальто. А рабочие продовольственные карточки высшей категории дети получали в ЦМШ.

Город жил с затемнением, буржуйками, противотанковыми ежами на окраинах. Музыкальные домашние задания Аля делала в школе до начала уроков, поспевая туда пешком рано утром, пока еще не ходил трамвай. Носила бурки, сшитые мамой из шинели, штопаные кофточки. И была счастлива. В школе преподавали легендарные музыканты, профессора Московской консерватории: Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий. Александр Гольденвейзер рассказывал о встречах со Львом Толстым, Чайковским, Рахманиновым, Юрий Шапорин - о знакомстве с Блоком. Школьников приобщали к музыкальным событиям: играл на органе Александр Гедике; Сергей Прокофьев дирижировал своей Пятой симфонией; итальянский дирижер Карло Цекки репетировал с оркестром оперу Россини; Ойстрах вместе с румынским скрипачом, дирижером и композитором Джордже Энеску играл концерт для двух скрипок Баха; Энеску управлял исполнением Четвертой симфонии Чайковского... Однажды Аля играла для венгерского композитора и музыковеда Золтана Кодая. Еще она вспоминает:

«Моих товарищей и меня Дмитрий Борисович Кабалевский приглашал к себе домой послушать музыку, поиграть... это просто свалилось неслыханное счастье, судьба... было такое время, когда были живы великие музыканты... И они возились с нами. Они нас учили...».

Режиссер Вера Строева без лишнего умиления перед «вундеркиндами» запечатлела в скромной ленте («Юные музыканты», 1945) лучших учеников ЦМШ, и среди них - Пахмутову, игравшую скерцо из своей сонатины для фортепиано. А первая публикация о ней, с фото за роялем, появилась в 1946-м в «Московском комсомольце».

Александра окончила школу с отличием как пианистка в 1948 году. Классный руководитель Дмитрий Сухопрудский напутствовал ее в письме: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... мы можем гордиться тобою». Она должна была поступить на фортепианный факультет консерватории. Но задолго до окончания школы преподаватель Ираида Васильева показала композиции своей ученицы директору консерватории и художественному руководителю ЦМШ Виссариону Шебалину, усмотревшему в них незаурядность.

Девочку приняли в школьную факультативную группу по сочинению, которую курировал этот выдающийся педагог. «Он считал, что в композиторском хозяйстве должен быть абсолютный порядок во всех деталях вплоть до самых незначительных штрихов и оттенков, - вспоминает Александра Николаевна, - презирал поверхностное отношение к делу... Его глазами мы смотрели на партитуры великих мастеров, где нет места случайности и небрежности...». В итоге заниматься она стала на теоретико-композиторском факультете у Шебалина.

В консерватории Александра зарекомендовала себя как автор разноплановый: написала «Русскую сюиту» и «Концерт для трубы с оркестром», но уделила особое внимание сочинению песен. «Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар (ведь никто не знает, как заниматься с композиторами), - замечает Александра Николаевна в интервью «Московскому комсомольцу» (09.11.2009). - И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да, писала академическую музыку. Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя «Походная кавалерийская». [ст. Юлии Друниной, 1953]».

Вот строчки из документов экзаменационной комиссии: «Александра Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично». Представлены: Кантата на стихи А. Твардовского «Василий Тёркин»; Симфоническая сюита; «Походная кавалерийская» - массовая песня». В журнале «Смена» появилась статья Шебалина с отзывом: «Александра Пахмутова - талантливый музыкант. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом... я верю в ее дальнейшие успехи».

В аспирантуре написана диссертация «Партитура оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Но на вопрос (в том же интервью МК) - почему она не осталась «в лоне классической музыки», Александра Николаевна отвечает: «Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина, «оттепель», полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем! Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. К тому же... вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его, может быть, похвалят в Малом зале консерватории. И все. А если успех у песни - то успех шумный, сразу на всю страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда?» - смеется Пахмутова.

Появились ее первые популярные песни, одна из которых - «Лодочка моторная» (стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, 1956) положила начало знаковому союзу композитора с поэтом Николаем Добронравовым. Александра познакомилась с ним весной 1956-го на Всесоюзном радио, где он читал свои стихи в детских передачах. Глава музыкальной редакции Ида Горенштейн сказала: «Начинаются летние каникулы. Ну напишите про это какую-нибудь песенку!» «На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни», - улыбается Николай Николаевич. «6 августа была жуткая жара, - вспоминает Александра Николаевна. - Но как только мы подъехали к загсу, полил дождь. Говорят, это к счастью! Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сшили мне костюм - такой красивый, розовый».

Этот трепетный, идиллический, детский взгляд на мир они перенесли во все совместные песни, и даже в «главные», посвященные Ленину, Октябрю, комсомолу.

Родион Щедрин как-то сказал о творениях супругов: «Им Бог фонариком посветил...». А Добронравов часто в интервью вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это направление за всю совместную жизнь ни разу их не подвело.

К снятой Фёдором Филипповым в 1958 году картине «По ту сторону» Пахмутова написала музыку и пять песен на стихи Льва Ошанина, в том числе эпохальную «Песню о тревожной молодости». «Первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной... Две индивидуальности сталкиваются впервые - непременно будет яркая вспышка». Так писал об этом успехе Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен».

В 1961–1962 годах создана музыка к фильму Юрия Чулюкина «Девчата», песня из которого - «Старый клён» на стихи Михаила Матусовского тоже сделалась невероятно популярной.

С 1962 года Пахмутова много ездила в творческие командировки по стране вместе с соавторами - мужем и Сергеем Гребенниковым. Посетили Усть-Илим, Братскую ГЭС, воинские и флотские части. В Братске ей вручили «наряд на работу»: «Фамилия: Пахмутова. Профессия: композитор. Задание: написать песню, достойную наших ребят». Ответом стал цикл из 13 достойных песен («Таежные звезды», 1962–1963, стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре» и другие).

Она живо откликалась на все ключевые события, однако при этом в своей «песенной публицистике» органично уходила от штампов, делая главный акцент на общечеловеческих ценностях. Писала точные восхищенные песни о профессионалах своего дела - спортсменах, летчиках, строителях, геологах, космонавтах. Ее гражданская лирика проникала под кожу и вызывала слезы - весь мир плакал, когда улетал олимпийский Мишка на стадионе в Лужниках в 1980-м.

А еще были пронзительные песни о войне и любви. Невероятно, но некоторые из этих шедевров сначала имели трудную историю.

В фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Пахмутова сначала отказывалась писать для «тетки, приехавшей в Москву мясом торговать», но сразу согласилась после просмотра видеоряда с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым («Нежность», стихи Н. Добронравова, 1965). Иосиф Кобзон первоначально не захотел петь «Надежду» (стихи Н. Добронравова, 1974), сочтя ее «женской». Изысканно и проникновенно спела ее Анна Герман.

Евгений Светланов в своей статье восторгается пахмутовской способностью создавать в каждой песне «мелодическую изюминку», которая «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании. Мало кто может так быстро завоевать слушателя, как это удается Пахмутовой».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, - соглашается Александра Николаевна. - Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, развито ее тематическое зерно, сделана партитура, запись в студии - все это не последние вопросы, и из всего этого тоже складывается образ».

А это слова Михаила Плетнёва, пианиста, дирижера, композитора: «Музыка Пахмутовой - ...простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, «Битлз»: богаче фантазия, совершеннее форма».

Она обладает неисчерпаемой любознательностью и готовностью впитывать новое: в официальном «олимпийском» фильме «О спорт, ты - мир!» написала виртуозное соло для эстрадного ударника; в фильме «Полынь - трава горькая» использовала сочетание электронного звука с русскими народными инструментами и сама с наслаждением играла на синтезаторе. «Учиться нужно не только у тех, кто старше тебя. Обязательно надо учиться у тех, кто моложе; они идут вперед смелее и в некоторых аспектах искусства могут оказаться впереди», - подтверждает Пахмутова.

Она создала огромное количество произведений: симфонические «Русская сюита» (1952), Концерт для трубы с оркестром (1955), Концерт для оркестра (1971), Концерт для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita» (1989), скерцо для оркестра «Веселые смычки» (2009) и симфоническую поэму «Птица-тройка» (2009); увертюры «Юность» (1957), «Русский праздник» (1967) и «Веселые девчата» (1954); «Динамо-марш» (1965); балет «Озаренность» (1973); кантаты «Василий Тёркин» (1953), «Красные следопыты» (1962), «Отрядные песни» (1972) и «Прекрасная, как молодость, страна» (1977).

Написала музыку к спектаклям «Великие голодранцы» (1970), «Неизвестный солдат» (1971), «Сказ о гранитном памятнике» (1973), «Нина» (1975), «Город Мир» (1983), «Волшебный апельсин» (1990); радиопостановкам: «Противная сторона» (1955), «У самого синего моря» (1956), «Не проходите мимо» (1956) и «Педагогическая поэма» (1958); фильмам «Экран жизни» (1955), «За рулем автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Рожденная революцией» (1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Полынь - трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004).

Около 40 из почти 400 песен вошли в 7 песенных циклов, среди которых «Обнимая небо» (1965–1966, стихи Н. Добронравова: «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты»; стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Нежность»); «Созвездье Гагарина» (1970–1971, стихи Н. Добронравова: «Запевала звездных дорог», «Знаете, каким он парнем был» и другие).

Вехами времени стали песни на стихи Добронравова: «Орлята учатся летать» (1965), «Мелодия» (1973), «И вновь продолжается бой» (1974), «Нам не жить друг без друга» (1974), «Белоруссия» (1975), «Беловежская пуща» (1975), «Как молоды мы были» (1976), «Команда молодости нашей» (1979), «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза» (1988), «Остаюсь» (1991), в его соавторстве с Гребенниковым: «Куба - любовь моя» (1962), «Трус не играет в хоккей» (1968) и десятки других; «Ненаглядный мой» (стихи Риммы Казаковой, 1970); «Горячий снег» (стихи Михаила Львова, 1974), а также на стихи Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова, Инны Гофф, Евгения Долматовского, Николая Заболоцкого, Марка Лисянского, Роберта Рождественского и других больших поэтов. Исполнители - выдающиеся певцы и актеры: Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Юрий Гуляев, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Сергей Лемешев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Нонна Мордюкова, Георг Отс, Эдита Пьеха, София Ротару, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль и другие; прославленные коллективы - Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством Виктора Попова, а также ВИА «Верасы», «Добры молодцы», «Песняры», «Пламя», «Самоцветы» и «Сябры», группы Стаса Намина, «Living Sound» (Англия) и другие.

В альбоме «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона» (ее лидер Егор Летов был страстным противником официальной культуры) замечательно звучат пахмутовские песни. Тогда же в Санкт-Петербурге состоялся совместный концерт композитора и бельгийского гитариста Франсиса Гойи, приуроченный к выпуску его альбома «Посвящение Александре Пахмутовой». А апологет тяжелого рока, популярная немецкая группа «Раммштайн» иногда заканчивает концерты мощным исполнением пахмутовской «Песни о тревожной молодости» на русском языке.

С 1960 года выпущено множество дисков, среди которых: «Советские композиторы - Армии: песни Александры Пахмутовой» (1971), «Любовь моя - спорт» (1980), «Птица счастья» (1981), «Шанс» (1990), компакт-дисков «Симфонические произведения» (1995), «Как молоды мы были» (1995), «Зарево любви» (1996), «Александра Пахмутова. 100 любимых песен» (2009), «Никто не забыт. Песни Александры Пахмутовой» (2010). В США вышел компакт-диск Лайзы Верзелла «Труба XX века» с Концертом для трубы с оркестром (2000). Изданы нотные сборники: «Песни тревожной молодости» (1963), «Чьи песни ты поешь» (1965), «Звездопад» (1972), «Солнце любви твоей» (1990), «Вираж» (1990), «Звездопад» (2001), «Земля моя златая» (на стихи С. Есенина, 2001) и многие другие.

Много лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров; секретарем правления Союза композиторов СССР (1968–1991) и России (1973–1995); депутатом Моссовета (1969–1973); депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1990); избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1968 года более 20 лет возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

А.Н. Пахмутова - народная артистка СССР (1984) и РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1971), Герой Социалистического Труда (за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность, 1990).

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Среди ее наград - ордена Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, Франциска Скорины (Белоруссия).

Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015), премий: Ленинского комсомола (1966), «Российский национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004), Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004), Межгосударственной премии «Звезды Содружества» (2009). Обладает титулом «Живая легенда» от Российской национальной премии «Овация», «Золотым диском» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».

Почетный гражданин Москвы, Волгограда, Братска и Луганска.

Ее именем названа и зарегистрирована в Планетном центре в Цинциннати (США) малая планета - астероид Pakhmutova №1889.