Смоленский бульвар 26 9с1 история. Страшная сказка дома морозовых

Если кто не знал, то ежегодно в Москве проводятся так называемые Дни исторического и культурного наследия, в рамках которых простым смертным предоставляется возможность посетить архитектурные достопримечательности города, двери которых в остальные дни для широкой публики закрыты. Конечно же, нельзя просто так прийти и попасть, скажем, в Дом Пашкова. Существует предварительная запись, которая, впрочем, также гарантией не является. Особый ажиотаж вызывает посещение посольств иностранных государств, располагающихся в знаменитых московских особняках. В общем, это отдельная история.

И вот мне в мае, можно сказать, случайно удалось попасть в Посольство Дании, которое занимает особняк Маргариты Кирилловны Морозовой в Пречистенском (Мёртвом) переулке. Не предел мечтаний, в том смысле, что роскошных интерьеров там нет, но дом по-своему примечательный.



Построен он был в примерно в 1820 г. для гвардии капитана Н.И. Воейкова, потом принадлежал Гурьевым, пока в 1910 г. его не приобрела Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца.

Морозова, в девичестве Мамонтова (Савва Мамонтов – её двоюродный дядя) - московская красавица, меценатка, хозяйка одного из самых известных литературно-музыкальных салонов того времени, учредительница московского Религиозно-философского общества. Она дружила со Скрябиным, в неё были влюблены Андрей Белый и философ Евгений Трубецкой.

Вам наверняка знаком этот портрет кисти Серова. Так вот это и есть Маргарита Кирилловна Морозова.


Супруг Морозовой Михаил Абрамович, представитель знаменитой купеческой династии, был страстным коллекционером, и оставил после себя одно из самых крупных в России собраний живописи импрессионистов. После его смерти она подарила бОльшую часть коллекции мужа Третьяковской галерее, Пушкинскому музею и Эрмитажу. А кроме того продала роскошный дворец на Смоленском бульваре, его свадебный подарок, и решила купить жилье поскромнее, остановив свой выбор на особняке в Мёртвом переулке.

Для обустройства нового жилища по своему вкусу Морозова пригласила молодого архитектора Жолтовского. Спустя годы он станет знаменитым советским архитектором, а пока дом Маргариты Кирилловны был одним из его первых заказов. Так в 1913 г. у ампирного особняка появилась большая пристройка для холла и большого зала приемов с выходом в сад через террасу.

1.

2.

3.

4.


Парадный вход в дом Жолтовский сделал в виде окруженной восемью колоннами ротонды с круглым сводом. Холл украшают бюсты принцессы Дагмар (она же российская императрица Мария Фёдоровна), и её отца короля Кристиана IX. Тут нас встретил посол Дании в России господин Томас Винклер.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Это большой зал приемов, в котором собирались известные художники, философы, музыканты и ученые. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами выходящего в сад балкона, с тем чтобы в любое время дня в комнату проникал солнечный свет. Пилястры, карниз с растительным орнаментом и круглые медальоны – вот вся отделка, просто и изящно.

12.

13. Бюст Г.-Х. Андерсена работы Бурганова.

14.

15.

16. Портрет принцессы Луизы Датской.

17.

18.

19.

20.

21. Во дворик выйти не дали, там велись какие-то работы.

22.

23.

24. Парадная столовая.

25.

26.

27.

28. Через зал приёмов и проходную комнату направляемся в библиотеку.

29.

В начале 1897 года по Москве поползли слухи: от купца-миллионщика Михаила Морозова из его шикарного особняка на Смоленском бульваре ушла жена. Сплетники гадали: кого же осчастливила красавица Маргарита? К их разочарованию, вскоре выяснилось, что она вернулась в дом своей матери. А как красиво начиналась их с Морозовым история каких-то пять лет назад!

…Низенькая полная старушка в черном шелковом платье строго взглянула на юную русскую пару, входившую в отель, и неожиданно тепло улыбнулась. «Вы похожи на мою внучку, милочка», - произнесла она, села в открытое ландо и в окружении небольшой свиты уехала кататься.

Молодой муж покровительственно приобнял притихшую жену: «Запомни ее, дорогая: это - английская королева Виктория, для нас - просто соседка по отелю. Но знаешь, что я тебе скажу? Ее век уходит, а наш настает, теперь мы, капиталисты, сила, сливки общества, без нас никуда!» «И без меня тоже?» - удивилась тоненькая темноволосая девушка, и правда похожая на принцессу. «Ты наш бриллиант, венец творения! Погоди, вернемся в Москву, увидишь, какую я тебе оправу приготовил».

Ей - 18, мужу - на три года больше, это их первая общая весна, и они в Ницце. Город встретил новобрачных Морозовых феерическим цветочным карнавалом. Потом был Монте-Карло, где за игорным столом увлеченно играла в рулетку вдова императора Александра II Екатерина Юрьевская.

Маргарита Морозова, глядя на ее пухлые проворные руки, вдруг замерла: «Вот так и отец проиграл последнее где-то здесь, уехал в Марсель и застрелился...»

…Этот выстрел навсегда изменил жизнь двух маленьких девочек-погодок, Маргоши и Лели, и их 25-летней матери Маргариты Мамонтовой. Старшая Маргарита оказалась женщиной с характером, было в кого. Ее мать, бабушка девочек, тоже Маргарита, обладала железной волей. Армянка по отцу, унаследовавшая от матери гремучее смешение англо-немецко-русско-еврейских кровей, она вышла замуж за немца, старосту московской немецкой католической общины. Так что у хорошенькой вдовушки Маргариты Оттовны был выбор - упасть в ноги деспотичной матери или пойти на поклон к богатой мужниной родне - Мамонтовым и Третьяковым.

Фото: из коллекции М. Золотарева

Но она выбрала свой путь: заняла денег и вместе с маленькими дочками уехала в Париж - обучаться кройке и шитью. Вернувшись в Москву, открыла швейную мастерскую для состоятельных дам, попросив всех своих знакомых поддержать ее заказами. Дела быстро пошли в гору, и вскоре стало большим шиком иметь приданое, сшитое в мастерской Маргариты Оттовны. К Маргоше и Леле в уютную квартиру на Тверском бульваре ходили домашние учителя: они учились языкам, рисовали, играли на фортепьяно, потом пошли в гимназию. Маргарита Оттовна вставала с рассветом и до вечера была занята в мастерской, чтобы ее девочки ни в чем не знали нужды, однако подросшая Маргоша стыдилась своей матери. И вовсе не ее занятия были тому причиной… Дочери госпожи Мамонтовой были желанными гостьями на балах и вечерах в домах московского купечества.

Первое упоминание о этой территории датируется XIX веком. В то время хозяйка владения - генеральша Глазова. Здесь располагалась её усадьба.

В 1879 году вместо старого здания возведёно новое по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова, ректора по архитектуре в академии художеств, по заказу К.С. Попова, торговца чаем, построившего первые чайные плантации на Кавказе. Он известен по следующим проектам: дворец князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, Санкт-Петербург, и отделка .

aramis7 , CC BY-SA 3.0

В 1894 году здание перестроили по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина по заказу Михаила Абрамовича Морозова, фабриканта. Когда Морозов умер, его дом достался его жене Маргарите Кирилловне.

В начале XX века хозяевами стали фабриканты Ушковы. Затем особняк национализировали, и здесь стал работать клуб Октябрьской революции. В 1920-х годах здесь находится райком партии, позднее филиал Дома пионеров Киевского района.

В XXI веке помещение занимает банк.

Архитектура

В 1879 году архитектор - А. И. Резанов. По идее архитектора внешний вид дома относится к эпохе эклектика, стиль неогрек. Однако интерьер выдержен в стиле ампир.

В 1894 году архитектор - В. А. Мазырин. При перестройке внешний вид фасада остался выдержен в стиле неогрек.


Shakko , CC BY-SA 4.0

Построены два флигеля, соединённые с особняком. В доме есть комната, названная египетской, где находились сфинксы и саркофаг с мумией.


Shakko , CC BY-SA 4.0

Литература

Писатель К. А. Коровин в рассказе «Похороны мумии», повествовал о саркофаге с мумией. Однажды Морозов и его друзья решились открыть его:

«Зачем же у вас в доме покойник?» — спросил он (профессор Г.А. Захарьин)у хозяина дома.
«Какой покойник?» — перепугался Морозов.
«А мумия?» — не успокаивался Захарьин, и приказал он мумию убрать.

В книге мумию убрали, однако в жизни мумию доставили в 1895 году в Румянцевский музей. Сейчас она представлена в Египетском зале ГМИИ.

Известные гости

В доме часто гостил художник В. А. Серов, где он и проиллюстрировал Морозова. При Маргарите Кирилловне в доме собирались: композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый, написавший Маргарите поэму и стихотворения.

Неподалеку от Арбата в Глазовском переулке на углу со Смоленским бульваром стоит роскошная усадьба. Фамилия первой владелицы, жившей здесь в конце XVIII века генеральши Глазовой, сохранилось в названии переулка. В конце прошлого столетия владельцем особняка стал Михаил Абрамович Морозов, представитель знаменитейшей купеческой фамилии дореволюционной России. Отчество у него, надо сказать, обманчивое, просто в старообрядческих семьях было принято давать детям библейские имена.

После возврата на круги частнособственнических идеалов, дом выкупили учредители, существовавшего до дефолта банка Российский Кредит. Дом строен и гармоничен снаружи, выполнен в классических канонах и пропорциях и потому привычен глазу. Зато внутри, способен поразить самое богатое воображение. Египетская парадная, охраняемая сфинксами, орнаменты из таинственных знаков по стенам, самый настоящий саркофаг с мумией в прихожей, будто на машине времени переносят посетителя в минувшие тысячелетия.

Открывая двери, переходя из зала в зал, путешествуешь по культурному наследию разных народов. Тут и античная и пышный Восток, будто из сказки 1001 ночи. Даже не верится, что сложные узоры восточной гостиной, из которых состоит буквально каждый сантиметр стен и потолка выполнен руками русских мастеров, настолько неотличимо все от лучших образцов арабского декоративного искусства. Декор дома достался Морозовым от предыдущего владельца чаеторговца К.С.Попова, для которого это старинное здание было перестроено в 1874 году.

Хозяйке дома Маргарите Кирилловне внутреннее убранство дома не нравилось, она находила его "причудливым и некрасиво отделанным", переделать, однако, не получилось. Маргарита Кирилловна Морозова, урожденная Мамонтова, слыла первой красавицей Москвы. Была женщиной неординарной, занималась благотворительностью, помогала Скрябину, Дягилеву.

Серьезно увлекалась философией, всячески поддерживала русских мыслителей серебряного века: Бердяева, Флоренского, Булгакова, Розанова. В нее был влюблен Андрей Белый, посвятивший ей Особняк Морозова М.А. многие строки в "Кубке метелей" и поэме "Первое свидание". Говорят, с нее Врубель писал свою царевну-лебедь.

Михаил Абрамович любил живопись и со многими художниками дружил. Кроме Врубеля среди них были Коровин, Левитан, Серов. Последний, правда, автор довольно нелицеприятного Морозовского портрета, которым постарался выразить свою нелюбовь к тому классу, ярчайшим представителем которого Морозов являлся, но, мол, так, без личной неприязни к прототипу. Морозову хватило широты принять портрет, и оплатить, не пеняя на зеркало. Так вот, на воскресные завтраки, к двум часам дня, что любопытно, собирали Морозовы всю живописную Москву. Потчевали в доме художников, в благодарность за поставляемую ими пищу духовную, не менее живописно и артистично.

Говядина а-ля Шатобриан, шесть закусок, два жарких: индейка, фаршированная каштанами, молодой вепрь с трюфелями и печенкой, ну там рыба, салаты, сладкие пирожки, фисташковое мороженое. Запивали розовым шампанским, пить классическое по утру, считалось моветон. Коллекционируя живопись с 20 лет, Морозов увлекся и импрессионистами, причем первым из российских собирателей оценил Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена.

Превосходная коллекция помещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого роскошного особняка. Умер Морозов рано, 33- лет, а коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский. Кстати говоря, греческий зал Цветаевского музея устраивался на деньги, пожертвованные Морозовым.

Маргарита Кирилловна прожила, в отличие от мужа, долгую жизнь. Дом она продала еще до революции, от мужниного наследства отказалась в пользу детей, их у нее было четверо. Из Морозова не уехала, хотя были времена, когда единственным безопасным для нее местом оставался склеп покойного мужа на Рогожском кладбище, в котором ей приходилось прятаться.

Уезжать из после революции она не захотела и вторую половину своей жизни прожила в глубокой бедности. От прошлых богатств, у нее остался портрет младшего сына Микки, работы Серова, с которым она скиталась по разным углам, имея статус лишенки, пожалованный новой властью в "благодарность" за все благодеяния, без всяких гражданских прав.

Адрес: Смоленский бульвар 266

В Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013