Смотреть что такое "Душа" в других словарях. Суть души человека и ее путь в вечности

Душа… Какие разные ассоциации рождает это слово! Кому-то представится тишина храма и трепет свечи перед иконой, кто-то перечислит устойчивые выражения типа «душа компании».

А кто-то наверняка скажет, что душа - это то, что изучается в психологии, ведь название этой науке дало греческое слово ψυχή, которое на русский язык так и переводится. Многие вспомнят, что есть душа, а есть - дух, и задумаются, в чем разница…

В самом деле, что такое человеческая душа? Почему она болит, ноет, радуется? И можно ли что-то сказать об этом явлении с научной точки зрения?

Множество трактовок и представлений

Чтобы определить, что вкладывается в словосочетание «душа человека», попытаться ответить, что это такое, нам придется обратиться к науке, философии, религии, учесть разные оттенки значения этого слова. Будьте готовы к тому, что какие-то мнения и интерпретации вызовут неприятие, а с какими-то, возможно, захочется согласиться.

Итак, душа представляет собой нематериальную, нетелесную сторону личности - это или близкое ему определение, наверное, можно назвать самым общим, охватывающим все сферы, в которых применяется понятие. А что же в частности? Конечно, существует не одно значение слова «душа» в русском языке.

  • То же самое, что и «человек» - это разговорный вариант употребления слова. Например, мы можем сказать: «Вокруг ни души».
  • Бессмертная составляющая личности, которая, когда умирает тело, попадает либо в рай, либо в ад.
  • Внутренний мир человека, совокупность его и состояний.

Несмотря на внешнюю схожесть, второе и третье определения можно считать противоположными, ведь одно из них исходит из религиозной трактовки, а другое - из научной, представляя собой не что иное, как предмет изучения психологии. Следует, однако, уточнить, что сейчас предмет науки обозначают другим термином, пришедшим на смену предыдущему, - « ».

На протяжении истории представление о душе менялось. Понимание ее как чего-то сверхъестественного было, разумеется, первичным. Мифологическое сознание древних людей наделяло особой силой одушевленные (обратим внимание на корень слова) предметы - главным образом людей, иногда животных и растения. И люди заметили, что, умирая, человек перестает дышать и теряет кровь, - так и в том, и в другом стали видеть носителей души.

Что такое душа человека, пытались понять и античные философы. Интересно, что некоторые из них говорили о противоположности души и тела, а некоторые, наоборот, утверждали их неразрывную связь. Например, первой точки зрения придерживался Платон.

Согласно его концепции, до рождения человека душа находится в мире идей и, вселяясь в тело, уже знает все, что необходимо, а человек во время обучения лишь «вспоминает» усвоенные ею идеи. Аристотель (ученик Платона) разделял второй взгляд. Он считал, что душа - движущая сила тела, неотделимая от него, дающая ему возможность ощущать, размышлять, запоминать, представлять, проявлять волю.

Наука и религия

Соотношение души и тела - вопрос, который не имеет однозначного ответа до сих пор. Также можно спорить и том, как в смысловом поле располагаются понятия «душа», «дух», «тело». Посмотрим, что говорит об этом христианское учение.

Первое, что нужно отметить: сейчас на равных основаниях существуют как трехчастный (трихотомический), так и двухчастный взгляд на человека (дихотомический). Католическая церковь склоняется к дихотомии «дух - тело». Это значит, что на вопрос «Что такое душа и дух?» можно ответить просто: «Одно и то же».

Однако, если вдуматься, мы, носители русского языка, все-таки не можем сказать, что слова эти - абсолютные синонимы. Да, в контексте их взаимозамена возможна, но в целом же… Разнятся и образованные они них прилагательные: «душевный» и «духовный». Такой взгляд хорошо согласуется с трехчастным представлением о структуре личности, к которому склоняется православие.

Душа - это то, чем человек является, гарантия самой его жизни, область чувств, страстей и переживаний. Она может быть грешна и представляет собой связующее звено между телом и духом. Духом же человек может обладать, а может и нет, это устремленность к Богу и высшим ценностям, соответственно, в духе нет места греху. Можно еще сказать, что дух - это высшая способность души.

Нужно подчеркнуть, что это религиозная интерпретация, с которой можно как соглашаться, так и спорить. Тем не менее на уровне обыденного сознания мы проводим границу между этими понятиями примерно таким же образом.

Что же говорят ученые? Наука имеет дело с фактами, и если под душой подразумевать психику, то да, существование души доказано наукой. Что касается известной истории про 21 грамм, который человек теряет в весе после смерти (что многими людьми как раз и принимается в качестве доказательства существования той самой бессмертной составляющей), то здесь все не так однозначно.

Эксперимент проводился в 1907 году, точность измерительной техники была невысока, кроме того, нигде не уточняется, как фиксировали момент смерти: известно, что существует несколько ее стадий. Потому есть ли душа, о которой говорят теологи, - вопрос, на который каждый ответит сам.

Да и вообще, сколько бы человек ни прочитал об этом феномене, сколько бы толкований ни выслушал, наверняка у него будет свое мнение на этот счет, возможно, похожее на существующие, а может, совсем необычное. И наверняка каждое следующее поколение будет снова и снова размышлять: «Душа - что это такое, откуда она берется, куда исчезает?» Автор: Евгения Бессонова

прот.
  • прот.
  • прот.
  • диакон Андрей
  • прот.
  • прот. Григорий Дьяченко
  • священник Андрей Лоргус
  • Энциклопедия изречений
  • святитель
  • Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
    Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
    не сердечная мышца – душа болит.
    диакон Андрей

    Душа́ 1) составная, субстанциональная часть человеческой , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (); 2) отличная от часть человеческой (); 3) человек (); 4) животное (); 5) жизненная сила животного ().

    Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

    Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и , ибо обладает разумной силой и свободной . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

    Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее , эмоциональная сила. Св. называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение . «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется .

    Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится , которой свойственно действовать.

    «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

    Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. , от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству .

    Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. , срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. ). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

    Понятие души

    Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» ().

    Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

    Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

    Силы души

    Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения? и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

    Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

    В данной публикации рассматривается вопрос, который в той или иной форме задает себе практически любой мыслящий человек. Даже маленькие дети нередко интересуются тайнами мироздания, спрашивают у своих родителей, откуда и как появился окружающий мир. Задаются и такие вопросы: "Что такое Душа?", и "Если она живет внутри меня, то куда идет после моей смерти?". Проходят годы и многие люди переключают свое внимание на решение определенных проблем, а иные идут по Пути Духовного Поиска.

    Для того чтобы понять, что такое Душа, необходимо поинтересоваться, что об этом говорят источники духовных знаний. Например, это может быть Библия, Коран, Бхагават-гита. В одном из посланий говорится о том, что Дух, Душа и тело не должны иметь никакого порока. Есть несколько библейских значений интересующего нас термина:

    • Живое существо: человек или животное.
    • Личность.
    • Жизнь.

    Размышляя о ранее упомянутом послании Апостола Павла и о других отрывках Священного Писания, можно сделать соответствующий вывод: Душа - это личность человека. Можно сказать и иначе: "Человек - это Дух, у которого есть Душа и Он живет в теле". Существуют и другие мнения, поскольку сама тема поднимается уже на протяжении многих веков. Можно вспомнить греческого философа Демокрита, который придавал Душе свойства материального вещества. Ее составляющими он считал легкие, подвижные атомы огня.

    У Платона было понимание, более приближенное к той трактовке, которую мы предложили на основании текстов Священного Писания - Библии. Этот и ученик Сократа признавал Душу самостоятельной субстанцией, живущей в теле. Платон, рассматривая данный вопрос, предполагал, что эта сущность божественна и вечна, возвышенна и незрима. Ученик Платона, Аристотель создал известный трактат, который так и называется "О Душе". В нем отрицается, что она может быть веществом.

    Однако Аристотель, в отличие от философов-идеалистов, не приемлет рассмотрение термина отдельно от живого тела (материи). Главной функцией Души он называет реализацию биологических функций организма. Если же вернуться к Сократу, то этот ученый муж, немало посвятил изучению тайн мироздания и рассмотрению человеческой сущности. Если бы мы могли спросить у него, что такое Душа, то ответ также мог бы показаться сходным с библейским значением слова.

    Сократ утверждал, что во время своей жизни на Земле человек подготавливает свою Душу к ее дальнейшему существованию. Он считал, что настоящая ее жизнь начинается только после смерти физического тела. Примерно так этот термин рассматривает религия, подразумевая под ним некую сущность, связывающую Бога с человеком. Еще в написано, что после того, как Господь вдохнул в венец Своего творенья стал Душой живой.

    Более того, если внимательно изучать то можно обратить внимание и на тот факт, что Бог также имеет Душу. Там же написано, что Она может проявлять определенные эмоции. Например: любить, наслаждаться, ненавидеть, радоваться, печалиться, унывать, смущаться. Примечательно, что дух, согласно Библии, есть и у животных. В книге Екклесиаста сказано, что никто не знает, куда он идет после их смерти. А в 17 главе книги "Левит" (в 10 - 14 стихах), содержится запрет на принятие в пищу крови животных.

    Предписывается давать вытечь крови на землю, а только потом готовить пойманную птицу или зверя. Причина как раз в том, что в этой субстанции находится душа животного.

    Получается, что на вопрос о том, что такое Душа человеческая или животного, можно дать следующий ответ: "Это бессмертная, нематериальная сущность, которая продолжает жить после смерти физического тела". Нельзя оставить без внимания и психологию, которая своему названию обязана такому словосочетанию, как "наука о душе". Фактически, однозначного ответа на поставленный в данном исследовании вопрос она не дает.

    Современной психологии присущ такой термин, как "психика", который, в свою очередь, состоит из Подсознания, Сознания и Сверхсознания. Действительно, каким-то образом изучить Душу в лабораторных условиях невозможно. Соответственно, каждый человек имеет право личного понимания данного вопроса.

    Тело и душа — ожидается всеобщее воскресение, потому что человек бессмертный, создан Господом для вечной жизни.
    Ожидаю воскресения мертвых

    Тело и душа будут вместе

    Человек создан Богом существом бессмертным поэтому наше тело воскреснет в будущем.
    После грехопадения Адама, человеческое тело стало болеть, стареть, разрушатся, оно утратило свои бессмертные свойства. Люди рождаются, живут на земле, а потом умирают.

    Бессмертная душа разлучается с телом, после телесной смерти Господь судит все дела земной жизни человека и определяет место пребывания души до дня страшного суда.

    При кончине мира, в день Последнего Суда, Бог воскресит, восстановит тела умерших людей, чтобы вынести Свой окончательный суд над человечеством и отделить достойных Вечного Царства Блаженства с Богом, от тех, кто по своим грехам недостоин Царства Божия.
    Нераскаянные грешники пойдут в муку вечную (Мф.25:46 ),

    в огонь вечный, уготованную дьяволу и ангелом его (Мф.25:41 ),

    то есть в место лишенное божественного света, где они будут пребывать в вечных муках, вместе с сатаной и его служителями.

    Человек это когда душа и тело вместе

    Нынешнее состояние усопших, то есть существование души без тела является не окончательным и неполным. Человек это не только душа, но душа и тело вместе. И поэтому для Суда над всеми людьми и дальнейшей вечной жизни, Господь воскресит усопших в теле. Те люди, которые на момент второго пришествия Христова будут живы, также предстанут на суд Божий.

    Понятие бессмертии души есть почти у всех народов, ибо в человеке, как существе изначально бессмертном, существует чувство, ощущение своей вечности.

    Христос воскрес и мы воскреснем.

    Господь Иисус Христос, пройдя полным путем человеческой жизни от рождения до смерти, показал нам путь, который ожидает всех усопших людей. Он воскрес, и Его душа соединилась с телом.
    Об этом говорит апостол Павел:

    «если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших о Иисусе, Бог приведет С Ним.

    Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших;

    потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божии, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых,

    вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол.4:14-17 ).

    Библия о всеобщем воскресении

    В Священном Писании как Нового, так и Ветхого Завета много раз говорится о будущем воскресении мертвых. Господь дал пророку Иезекиилю видение, которое имеет и историческое значение

    повествует о восстановлении израильского царства ,

    но также является прообразом всеобщего воскресения тел.

    Пророк видел поле, полное мертвых, сухих человеческих костей. И вот Бог говорит, что введет в них дух, обложит жилами, нарастит на них плоть и обтянет кожей. И все происходит по слову Господню, потом «вошел в них дух и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:1-10 ).

    Для Бога нет ничего невозможного

    Человеческому сознанию, привыкшему мыслить земными, ограниченными категориями, сложно представить, как может произойти воскресение давно умерших людей и восстановление распавшейся плоти. Но мы знаем, что Господь создал первого человека из «праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт.2:7 ), то есть дал ему бессмертную душу. Земля, «прах земной», это набор химических элементов из которого состоит вся природа, в том числе и человек.

    Умирая, тело разлагается и возвращается в состояние праха. После грехопадения Бог говорит Адаму, что «ты … возвратишься

    Конечно же, Бог, Который некогда создал человеческое тело из естества земли, сможет и восстановить обратно истлевшее тело человека.

    Образ воскресения.

    Чтобы уверить нас в будущем воскресении тел, апостол Павел использует образ зерна, брошенного в землю:

    «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых» (1 Кор.15:35-33,42 ).

    Если семена прежде не умрут, не сгниют и не истлеют,- не произрастят колоса. И как ты, когда замечаешь, что семя подвергается порче и тлению, не только не сомневаешься, но тем самым еще тверже убеждаешься в его воскресении, ибо если бы семя осталось целым без повреждения и разрушения, то и не воскресло бы, так рассуждай и о своем теле, – также говорит Святитель Иоанн Златоуст.

    ПРИТЧА О ЗВАННЫХ НА БРАЧНЫЙ ПИР ЦАРСКОГО СЫНА (Матф. 22:1-14 )

    Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24).

    Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана Господом в доме фарисея в день субботний, задолго еще до Его торжественного входа в Иерусалим, а эту притчу Господь изложил после Своего входа в Иерусалим, вернее всего во вторник.

    Главная мысль притчи

    Главная мысль притчи о званных на вечерю та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царства Божия. Притча же о браке Царского сына находится в связи с притчей о злых виноградарях. В обеих этих притчах, при том и следующих одна за другой непосредственно, говорится о слугах, из которых одни были Подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц.

    И здесь, как в первой притче, под образом званных Надо понимать народ Иудейский, а под слугами Царя — ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель Иудейского народа и разрушение Иерусалима.

    Призывание на брачный пир всех кто встретится, это — призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда Иудеи отвергли апостольскую проповедь (Деяния 13:46 ).

    На брак — в Царствие Божие — призываются все: и добрые и злые, ибо для вступления в него не нужна ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего.

    Суд — установление различия между добрыми и злыми, достойными пребывать в Царствии Божием и недостойными — будет потом, позже. Поэтому, кто раз призван, должен ходить достойно своего звания, быть облеченным в брачную одежду.

    В древности цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении светлая одежда чистоты духовной . Пренебрегший этой одеждой и вошедший на духовный пир в одежде, оскверненной грехами, достоин осуждения и наказания.

    По толкованию св. Златоуста:

    «войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Поэтому и сказано: он же молчал. Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию».

    Как не пожелавшего надеть предложенную ему от Царя одежду выгоняли из ярко освещенных палат царского пира наружу во внешнюю кромешную тьму, где он от холода и досады скрежетал зубами, так на Страшном Суде будут извергнуты из сонма спасаемых в Церкви Христовой нераскаянные грешники, загрязнившие своей греховной нечистотой одежду крещения.

    Общая заключительная мысль этой притчи с притчей св. Луки:

    «Мнози бо суть звани, мало же избранных»

    означает то, что призываются в Царство Христово многие, все, кто отзовутся на проповедь Евангелия, но истинными членами этого Царства делаются не все званные, только избранные из них.

    Важно понять, что после Крещения каждый человек всё равно в жизни согрешает много и чтобы быть в числе избранных и не быть отвергнутым, мы каждый день анализируем свои действия, и каемся во грехах, если видим свои нечестивые поступки. Исповедуемся мы и перед Причастием и в самом Таинстве Причастия наши одежды вновь обновляются убеляются милосердием Божьим.

    Поэтому надо понять, что исповедь это неотъемлемая часть в жизни христианина.

    Группа вконтакте

    Душа — ее природа и предназначение

    Люди так устроены биологически, что их мозг воспринимает окружающую действительность при помощи имеющихся у них чувств, не подвергают сомнениям и считают реальным только видимую, осязаемую и воспринимаемую другими чувствами ее часть. А может ли существовать иная, нематериальная часть Вселенной, другие измерения, где есть разумная жизнь и не действуют привычные для нас физические законы? И существует ли в окружаемом нас физически мире некая связующая оба мира субстанция, способная существовать по обе стороны бытия?


    Ценности верующих в Бога находятся не в этой жизни, а в . Справедливости ради заметим, что большинство из них далеко не ангелы, воспылавшие чистой, бескорыстной любовью к Богу и ничего не ожидающие получить взамен своей любви. Они простые люди, которые стремятся получить свое главное благо, но только по окончании земной жизни и в бесконечном эквиваленте. Логика их действий продиктована выбором в пользу обещанного Господом вечного блаженства и нормальной боязнью потерять это «райский бонус».

    Как мы видим, у каждого человека имеется своя жизненная стратегия, но вот каким «местом» прежде всего он ее выбирает? Ответ очевиден - умом. И это нормально. Разум в опасном материальном мире должен играть решающую роль, иначе человек попросту может не выжить. А любое разумное существо стремится к благу и хочет обезопасить свое существование. Все сводится к тому, что одни выбирают кратковременную жизнь с очевидным исходом, другие сделали ставку на Абсолют — бессмертие души.

    Хотя по большому счету, если люди верят в Бога и не совершают зла, лишь только из за страха наказания в ином мире, то это по сути корысть, и выбор, основанный на страхе, далек от выбора который делается с душой. На первый взгляд, выбор то вроде одинаков, а вот причины побудившие к такому выбору, кардинально отличаются.

    Подводя итог вступительной части, можно сказать, что нет смысла кого-то переубеждать в вопросах веры. Но, порассуждать на вечные темы, оперируя не только домыслами исходящими из религиозных воззрений, но и предположениями которые опираются на реальные технологии, можно и нужно.

    Суть человеческой души – информация

    Итак, скорей всего никто не будет отрицать очевидного факта, что человек - это биологический носитель неопределенного объема информации, неизвестный процент которой приходится на его сознание и личность. Говоря по другому, личностное «Я» можно выразить как информацию, которая является ядром нашей сущности. Зарождение, формирование и эволюция данного «Я», происходит в синтезе с некой иной, происходящей не из нашего бытия субстанцией, которая имеет предположительно энерго-информационную природу.

    «Все замещает мозг» - можете сказать вы. Нет, не все! Человеческий мозг - это только биокомпьютер находящийся в черепной коробке, «логическая машина», которая исключает все, что нельзя чувственно зафиксировать или имеет иррациональную природу. Мозг человека, вне всякого сомнения мощный инструмент, но не следует забывать, что он наделяет нас только рассудком, дает возможность мыслить рационально-логически, но вот некоторые чувства… сомнительно, что мозг способен автономно продуцировать безрассудное состояние любви, ненависти или желание спасти чужую жизнь, ценою своей, и т. д.

    Человека делает человеком не его физическое тело, но и нечто еще. Возможно это нечто вроде программного кода, вносящего какую-то подсознательную коррекцию, и как результат, мы осознаем себя и становимся разумными, в полном смысле этого слова, живыми существами которые наделены эмоциями, свободой, желанием творить? Возможно по-разному называть этот код, в религии эта таинственная субстанция называется просто - душа.

    Так что такое душа человека? Какова ее сущность? Из различных источников, в том числе и из Библии, следует, что душа суть есть человек. Под определением человека понимается не биологическая, а его нравственная, информационная (духовная) сущность. Тело это смертная оболочка, вместилище души. Душа в свою очередь, - это информационный канал, который связывает этот мир и высший, тот, откуда мы черпаем любовь, творческую энергию и куда переходит наше сознание.

    Или, душа - это инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не биороботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии, Слова и Света Божьего, всего, что возможно отнести к понятиям божественной категории. Душа - это навигатор который указывает высший путь развития. Может быть, душа одновременно и навигатор и хранилище и мостик между реальностями.

    Напрашивается грубая аналогия с компьютерной операционной системой и набором других системных подпрограмм, а также необходимой для работы компьютера электроэнергии. Без души и божественного духа человек, как «мертвый» компьютер без каких-то цифровых данных и электропитания.

    Наука пока не может понять структуру души и выделить ее в отдельную от тела матрицу. Неясно даже где в нас находится душа. Но несмотря на отсутствие научных знаний, глупо в теории отрицать ее наличие, а также потенциальную возможность в будущем научиться «упаковывать» человеческое «Я» в некий «файл».

    Конечно, может найтись немало скептиков, которые посчитают аналогию человека и компьютера некорректной или категорично определят все вышесказанное как бред. На всякий случай «воинствующим атеистам» хочется сказать, что все излагаемое можно принимать как фантазию, имеющую право на существование. Она не более бредовая, чем любая научная гипотеза о случайном происхождении Вселенной, не приближающая к пониманию истины. В науке вообще версии по этому вопросу нередко меняются.

    Приняв за истину мысль о том, что душа - суть информация, а тело человека - ее носитель, зададимся вопросом: «А возможно ли перемещение души вне тела и существование скрытого в нас механизма обеспечивающего эту транзакцию, активация которого запрограммирована и происходит, к примеру, при полном отключении или разрушении мозга»? Вопрос по сути риторический. Ответ на него очевиден - конечно да! Наличие подобной биотехнологии вполне вероятно.

    Есть множество подтверждений сознательного « » в Астрал, людей которые побывали в критическом состоянии. Люди о сохранении своего сознания и путешествии через темный тоннель, в конце которого был свет. Объяснение такого явления галлюцинациями, возникающими якобы по причине интоксикации организма медикаментами и так называемым трубчатым зрением, не выдерживает критики.

    Сомнительно, что в результате интоксикации «умершие» будут испытывать один и тот же «визуальный эффект» (видеть себя со стороны), рассказывать как проходила операция или что делали другие люди находящиеся на значительном удалении, к примеру, от операционной где проходила операция, просматривать свою жизнь как некий фильм, встречаться с умершими родственниками, а случаи когда от рождения слепые люди описывали то что они по сути не способны описать (например попробуйте слепому от рождения объяснить что такое красный цвет!)…

    Так почему тогда атеисты так категоричны в отрицании души и ее перемещения после смерти в иной мир или измерение? Неужели разумная жизнь возможна только в одной привычной нам форме? А может быть мы - создания высшей бессмертной расы, которая существует вне времени и материи, а на Землю нас отправляют для прохождения обучения, созревания душ в школе жизни и те, кто достойно прошел «обучение» получит шанс на вечную жизнь? Ответы на эти вопросы вы можете дать только сами себе…

    Путь души после смерти

    Попробуем представить, ведь у нас есть воображение, тот посмертный мир, куда по утверждению верующих, попадает после земной жизни душа. Говорится не о поиске доказательств реальности загробного мира - при жизни этого сделать нельзя в принципе, как говорится: «Пока не умер, не проверишь есть ли «. Все соображения относительно «загробной темы» людьми не религиозными воспринимаются как чистая абстракция. Но, любая мысль, какой бы она не казалась фантастической, может оказаться объективной реальностью. Больше того, не исключено, что наша реальность в действительности только жалкая, искаженная копия настоящего Идеального Бытия. Каким же может быть , который после смерти физической становится вечным пристанищем души?

    Начнем с главного. У всего есть первопричина. Без нее ничего не может возникнуть само по себе. Какие бы операции с нулями не совершали, без единицы результат всегда будет нулевым. То есть, в абсолютном изначальном Небытие не могло само по себе появиться из ниоткуда «число», должна была быть первопричина выступающая единицей, некая сила, которая заставила двигаться частицы. Исходя из этого, допустим существование Автора, Сверхразума или Творца всего сущего, имен у Него много, но есть одно обобщающее емкое понятие - Бог. Примем Его как данность. С какой целью Им был создан Мир?

    Наверно с той же самой, с какой творческий человек создает свое творение, посредством которого он выражает внутреннюю созидательную энергию, любовь или некие другие переживания, вытекающие из души. Может быть Творец пожелал создать подобие того идеала, бесконечного счастья, каким Он сам является и малая копия этого Оригинала вовсе не тело материальное, а какие-то другие субстанции находящиеся внутри нас и составляющие нашу сущность - дух, душа, разум. Ведь если человек-творец захочет создать свое подобие, под ним будет подразумеваться прежде всего разумная основа, наиболее близкая к оригиналу (искусственный интеллект) и заключенная в рамки человеческой логики. Оболочка в которую создаваемая сущность будет помещена вторична.

    Не будем углубляться в осмыслении Божьего Замысла, которого человеку понять наверно не дано. Эта тема - попытка представить Путь и суть души.

    Практически во всех религиозных источниках сказано, что на Том свете жизнь вечная. Почему бы и нет. Человек в земной жизни тоже стремится к бессмертию и одна из гипотетических концепций в этом направлении заключена в переносе сознания из умирающего тела, во что-то новое, в идеале - в вечное. А что не способно разрушить время? Только нематериальное не боится времени.

    Если загробный мир нематериален, тогда там царит другая логика, которая не подчиняется физическим законам нашего бытия. Возможно там отсутствует привычное для нас течение времени, все вечное исключает необходимость этой категории.

    Земную жизнь следует воспринимать как некую школу, где личность проходит испытания. И лишь достойно прошедший этот путь человек, попадает в царство Божие называемое раем. Чем больше душа на «выходе-входе» сохранит в себе от Бога, тем выше и ближе к Господу она вознесется. И напротив - индивидуум, накопивший на протяжении жизни критическую массу грехов (зла), тот, в ком искажение абсолютного эталона (Бога) будет очень большим, отправится в ад. Говоря по другому, все мы проходим через фильтр, предназначение которого - не допустить проникновение зла в рай. Устройство этой модели бытия с рациональных позиций вполне понятно и объяснимо.

    Подведя черту под вышесказанным, можно просто сказать, человек наделен свободой выбора и каждый сам волен решать, что такое душа, и есть ли она у него или нет. Так что выбор за Вами…