Сочинение на тему: Картины русской природы в романе А. С

Гениальное творение Александра Сергеевича представляет ценность не только подробным описанием российской действительности начала XIX столетия, но и непревзойденным, красочным и поэтичным пейзажем. В произведении Александр Сергеевич рассказывает о себе и о родном крае, где испытывал любовь, страдания и черпал вдохновение.

На написание романа поэту потребовалось восемь лет кропотливого труда. Это большой период в жизни талантливого автора. За такой промежуток времени он превратился из робкого юноши в сформировавшуюся личность и величайшего мастера слова.

Различие в восприятии красоты родного края Евгением Онегиным и автором

В непревзойденном литературном творении современники поэта рассмотрели реальность, узнали себя и свое окружение, столицу, сельскую местность, господ и крепостных крестьян. Их слух уловил настоящую чистейшую русскую речь. И они увидели, как прекрасна природа России и еще больше прониклись любовью к ней.

В первых строфах читателям представлена картина Петербурга и мысли Александра Сергеевича о нем: «Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!». Здесь чувствуется авторская ирония, с ней он рассказывает про годы ссылки. Бескрайние водные просторы и буйная стихия воодушевили поэта.

Евгений Онегин, в отличие от создателя романа, не упивается красотой природы, более того - она ему быстро надоедает, как и все остальное. Приехав в имение дяди, он лишь пару дней был восхищен новой жизнью, и вскоре впал в уныние. Почему же природа не излечила его от тоски?

В городе Евгений вращался в великосветском обществе, и оно ему порядком наскучило. Если сравнивать Владимира и Евгения, то последний не был восторженной и наивной натурой, он был ценителем прекрасного. Но, как это иногда бывает, внешняя оболочка значительно отличается от содержимого, по этой причине Евгений, быстро насытившись любовью, охладевал к объекту страсти.

Отношение поэта, Татьяны Лариной и Владимира Ленского к родной природе

Александр Сергеевич, как никто иной, остро чувствует природу и ощущает единение с ней. Наиболее ценные и счастливые часы творческой работы даровало ему именно общение с природой. Он испытывает грусть о неосуществленном желании во время написания строк: «Я был рожден для жизни мирной…»

Близость между поэтом и Татьяной просматривается в их любви и нежном отношении к родной природе. Большинство писателей сходится во мнении, что юные особы, чье детство прошло в глуши, тонко воспринимают прекрасное. «Деревня… была прелестный уголок», «стада бродили по лугам», «огромный… сад» - великолепная картина! Здесь и жили Ларины.

Владимир - подходящая кандидатура на роль возлюбленного Татьяны: он смог бы прочувствовать ее утонченную натуру. Ленский «рощи полюбил густые, уединенье, тишину…». Все это мило Татьяне с ранних лет, ведь она тоже романтическая и мечтательная натура. Но Владимир отдает предпочтение Ольге, наделяя ее придуманными чертами характера.

Роль картин русской природы в произведении

Зарисовки природы в романе бесподобны. Описанию красот окружающего мира отводится значительная часть авторских отступлений. Они позволяют читателю лучше понять жизнь в былое время, мысли поэта, почувствовать полноту и краски жизни. Пейзаж играет важную роль в произведении: он помогает нарисовать психологический портрет каждого действующего лица, достоверно передать дух прошлой эпохи.

Изумительные картины природы в литературном творении способствуют воспитанию патриотизма - можно любить разные города и страны, но неизменной и искренней будет любовь лишь к родному краю. Милые душе пейзажи остаются в памяти на всю жизнь, точно так, как и яркие воспоминания детских лет. Общение с природой очищает и обогащает душу.

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.
Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями:

Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.

Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни. Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении. Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года:

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания (“зимы ждала, ждала природа”) порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”. И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени. Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир:

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.

Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям “роскошным слогом” “всех оттенков зимних нег”, поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность.
Но Пушкин изменчив и многогранен. Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками.
Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя. Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны...

То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть. Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд.
Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий. Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением.
Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.

И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы:

Настала осень золотая
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой обострены до предела. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут “на ярмарку невест”, а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности.
Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.

1.

2.

3.

4.

5.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Работу выполнила Алексеева Татьяна Алексеевна, учитель литературы МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

2 слайд

Описание слайда:

1. Пейзаж в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин. 2. Деревенский пейзаж. 3. Пейзаж как средство характеристики персонажа. 4. Времена года в романе. 5. Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина.

3 слайд

Описание слайда:

В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой - после дуэли с Ленским - покидает свое имение, весной Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия.

4 слайд

Описание слайда:

Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». СОДЕРЖАНИЕ

5 слайд

Описание слайда:

Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений». Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле...

6 слайд

Описание слайда:

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» - это признаки «приюта» изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», - то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

7 слайд

Описание слайда:

Простая деревенская картина предстает пушкинскому взору великолепным летним пейзажем: «господский дом уединенный», «огромный, запущенный сад», цветущие луга и нивы золотые, лениво бродящие в лугах стада.

8 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в романе выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

9 слайд

Описание слайда:

Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели отмечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. Татьяна жила среди красот русской природы. С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет... Этот романтический пейзаж соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини - ее задумчивость, мечтательность, поэтичность

10 слайд

Описание слайда:

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов - звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Движение небесных светил пронизывает весь роман. Татьяна предстаёт в романе в первый раз в момент её задумчивости на фоне звёздного неба. Бесконечное звёздное небо и бег луны отражаются в зеркале Татьяны во время гадания. При луне она пишет письмо Онегину.

11 слайд

Описание слайда:

Неразрывную связь Татьяны с миром природы Пушкин подчеркивает и другим пейзажем. Накануне отъезда в Москву она, как с давними друзьями, прощается с полями и «мирными долинами», лесами и «знакомых гор вершинами»: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Остановляют поневоле Татьяну прелестью своей.

12 слайд

Описание слайда:

Через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл перелома в судьбе Татьяны. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Останавливают поневоле Татьяну прелестью своей!...

13 слайд

Описание слайда:

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем: Татьяна (русскою душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозной, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

14 слайд

Описание слайда:

Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция. Такую душу она получила от матери-природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужицком рае. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни.

15 слайд

Описание слайда:

Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством: Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

16 слайд

Описание слайда:

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» - стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании: Простите, игры золотые! Он рощи полюбил густые, Уединенья, тишину, И ночь, и звезды, и луну. Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими. Содержание

17 слайд

Описание слайда:

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег». В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение.

18 слайд

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето - глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень - глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима - глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна - глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе - следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени - зимой.

* Настала осень золотая.
* Природа трепетна, бледна
* Как жертва пышно убрана…
* (глава 7, строфа 29)

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) -здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

* Вот север, тучи нагоняя,
* Дохнул, завыл и вот сама
* Идет волшебница зима.
* Сравним это описание с веселой, радостной зимой в главе четвертой:
* Мелькает, вьется первый снег,
* Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима - холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

* Не радо ей лишь сердце Тани…
* Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны - «русской душою», на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

* То видит он: на талом снеге
* Недвижим юноша лежит,

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей - тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, «увяданья наших лет, которым возрожденья нет».

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй - шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

* Два дня ему казались новы
* Уединенные поля,
* Прохлада сумрачной дубровы,
* Журчанье тихого ручья;
* На третий роща, холм и поле
* Его не занимали боле;
* Потом уж наводили сон
* (глава 1, строфа 54)
* «Однако в иоле уж темно;
* Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
* Какие глупые места!»
* (глава 3, строфа 4)

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие).

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум её лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль «сумрачной России» (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.

    Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина,...

    Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево. Пифагор Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...

    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...

В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи…

В “Отрывках из путешествия Онегина” описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в “Евгении Онегине” занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал...

Своими высокопоэтическими изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей и писателей тоже. Он показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.

… Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна…

Сорок веселых, на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Это - начало зимы. А вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, - соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с югом, но прекрасную в своей простоте природу.

В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных описаний хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что это светлое содержание романа берет верх над печальными размышлениями автора.