Сочинение на тему кто прав в споре о правде в пьесе на дне, горький читать бесплатно. Кто прав в споре о правде — Лука или Сатин? (по пьесе М

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее - это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода - Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське - возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику - больницу, в которой его вылечат, проститутке - возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Позиция Сатина

Сатин - это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин - очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин - гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда - это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда - есть бог человека свободного!», - восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки - сострадательная, но пассивная, позиция Сатина - активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Спор Луки и Сатина: реакция современников

Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.

Человек - вот правда!

М. Горький. На дне

Пьеса "На дне" была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа.

Главными философами ночлежки в пьесе являются Сатин и Лука. Философия Сатина - веселый цинизм, восприятие жизни как игры, поскольку сам он - шулер. И хотя Сатин - человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного образа жизни босяков.

В образе Луки мы видим простонародного бродячего философа, в котором воплотились поиски и блуждания значительной части социальных низов, стремление к истине, высокой нравственности, "порядку". Лука - представитель христиански окрашенной, самобытной системы взглядов, в которой есть и детская вера, и стремление утешить и ободрить, и доля чуткости, своя этика и своя ирония: "Слышь, не мешай! Тут - женщина помирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!" Но, проповедуя веру в человека, уважение к нему, этот странник больше жалеет людей, чем уважает.

Лука много странствовал в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Старик с прохладцей относится к представителям власти. На вопрос Медведева: "Кто такой? Как будто я тебя не знаю...", - Лука отвечает резко и даже чуть презрительно: "А остальных людей - всех знаешь?"

Лука - очень внимательный и наблюдательный человек, ему интересно знать, как все устроится в будущем, какова будет жизнь, в данное время полная зла и несправедливости. У него богатый жизненный опыт, он знает много правдивых историй и делает свои, очень интересные выводы: "Сибирь человека ничему не научит, а человек... он многому может научить... и очень быстро".

Но слабое место в мировоззренческой концепции Луки - это отсутствие объективных истин: "во что веришь, то и есть". Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди обитателей ночлежки неверие, отчаяние. Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает горькое разочарование. Это происходит потому, что втайне старец убежден, что реальное положение человека изменить невозможно.

В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого - самоубийство Актера, обнадеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.

Получается, что истине Лука зачастую предпочитает иллюзии, ложь, хотя и "ложь во благо": "Чего тебе правда больно нужна... Она, правда-то, может, обух для тебя".

Сатин в пьесе М. Горького "На дне" является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: "Человек - свободен!" Если Лука выдвигает теорию о том, что люди ценны не сами по себе, а как материал для лучшего, Сатин сумел пойти дальше в своих рассуждениях: "Все - в человеке, все для человека! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!"

И пусть Сатин - больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла "на дне". В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека".

Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгляды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захотелось более светлой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не завертится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и честный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: "Человек - вот правда!" Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решительное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Кто прав в споре о правде - Лука или Сатин? (по пьесе М. Горького «На дне») уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Система персонажей пьесы М. Горького "На дне". 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького "На дне". 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького "На дне".) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького "На дне". 5. Пьеса М. Горького "На дне" как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького "На дне". 7. Социальное и философское в драме М. Горького "На дне".
    В пьесе показаны "униженные и оскорбленные", выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди - жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни рвущаяся к любви Настя, ни мечтающий о честном труде Клещ, ни жаждущий правильной жизни Пепел,
    Носитель философии "утешительной лжи" в пьесе М. Горького "На дне" (1902). В системе персонажей пьесы М. Горького "На дне", ставшей попыткой автора найти ответ на вопрос о смысле жизни человека, его назначении и возможностях, одним из наиболее спорных является странник Лука. Само имя героя вызывало у читателей, зрителей и исследователей творчества М. Горького неоднозначную трактовку. С одной стороны, возникает ассоциация с евангелистом, что поддерживается христианской философией странника, с другой стороны
    Пьеса М. Горького "На дне" (1902). Эта драма стала результатом жизненного опыта и философских исканий писателя. "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский", - отмечал автор в интервью в 1903 г. Основной конфликт пьесы М. Горького "На дне". Драматургический конфликт пьесы М. Горького "На дне" строится
    Что есть истина? Понтий Пилат Никто не сомневается в том, что истина есть, но в то же время никто не только не обладает истиной, но даже не знает, что это такое. Отсюда и вопросы: "Что есть истина?" Но зато правду знают все, потому что у каждого она своя. Драма "На дне" позволяет нам ознакомиться с тремя правдами, с тремя людьми. Первым предстает перед нами со своей правдой бывший хозяин красильной мастерской, а ныне босяк
    Человек, человеческие отношения, место человека в мире - эти темы всегда волновали умы русских писателей. Какими должны быть отношения между людьми? На этот вопрос по-разному отвечают два великих русских писателя - Федор Михайлович Достоевский и Максим Горький. Идеи Достоевского, изложенные в романе «Преступление и наказание»,- это идеи христианские. Носителем авторских идей выступает Сонечка Марме-ладова. Позиции Горького в споре о Человеке с большой буквы четко проявляются в пьесе «На дне», где «проводником»
    Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней. Ж. Ж. Руссо Россия конца 1890-х - начала 1900-х годов переживала - глубокий социально-экономический кризис. Это было время противоречий между "верхами" и "низами". В стране назревала революционная ситуация. Россия стояла накануне великих перемен, накануне "бури". Все это не могло не найти отражения в литературе, как одной из форм общественного сознания. Пьеса М. Горького "На дне" показала последнюю ступень человеческого

Человек — вот правда!

М. Горький. На дне

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и соци-альных язвах старого общества, но и о тех сложных про-цессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа.

Главными философами ночлежки в пьесе являются Са-тин и Лука. Философия Сатина — веселый цинизм, вос-приятие жизни как игры, поскольку сам он — шулер. И хотя Сатин — человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного обра-за жизни босяков.

В образе Луки мы видим простонародного бродячего философа, в котором воплотились поиски и блуждания значительной части социальных низов, стремление к исти-не, высокой нравственности, «порядку». Лука — предста-витель христиански окрашенной, самобытной системы взглядов, в которой есть и детская вера, и стремление уте-шить и ободрить, и доля чуткости, своя этика и своя иро-ния: «Слышь, не мешай! Тут — женщина помирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!» Но, проповедуя веру в человека, уважение к нему, этот странник больше жалеет людей, чем уважает.

Лука много странствовал в необычный период исто-рии, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Старик с прохладцей относится к представителям власти. На вопрос Медведева: «Кто такой? Как будто я тебя не знаю...», — Лука отвечает резко и даже чуть презрительно: «А остальных людей — всех знаешь?»

Лука — очень внимательный и наблюдательный чело-век, ему интересно знать, как все устроится в будущем, какова будет жизнь, в данное время полная зла и неспра-ведливости. У него богатый жизненный опыт, он знает много правдивых историй и делает свои, очень интересные выводы: «Сибирь человека ничему не научит, а человек... он многому может научить... и очень быстро».

Но слабое место в мировоззренческой концепции Луки — это отсутствие объективных истин: «во что ве-ришь, то и есть». Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди обитателей ночлежки неверие, отчая-ние. Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает горькое разочарование. Это происходит потому, что втайне старец убежден, что реальное положение человека изме-нить невозможно.

В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого — самоубийство Актера, об-надеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.

Получается, что истине Лука зачастую предпочитает иллюзии, ложь, хотя и «ложь во благо»: «Чего тебе правда больно нужна... Она, правда-то, может, обух для тебя».

Сатин в пьесе М. Горького «На дне» является идей-ным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других прин-ципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: «Человек — свободен!» Если Лука выдвигает теорию о том, что люди ценны не сами по себе, а как материал для лучшего, Сатин сумел пойти дальше в своих рассуждениях: «Все — в человеке, все для чело-века! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»

И пусть Сатин — больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свобод-ного человека». Материал с сайта

Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгля-ды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ноч-лежки начали думать, искать, им захотелось более свет-лой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не завертится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к вы-воду о значимости человека. Он пошел дальше Луки, пото-му что выбрал более прямой и честный путь. Именно Са-тин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гума-низм Луки: «Человек — вот правда!» Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решитель-ное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по литературе на тему лука и сатин на дне
  • в чем смысл спора между лукой и сатином?
  • кто прав о споре о правде
  • сочинение на тему в чем смысл спора луки и сатина
  • человек-вот правда.сатин

Творчество А.М.Горького занимает одно из первых мест в отечественной литературе. Созданные им произведения со всей четкостью и правдивостью отражают действительность конца XIX - начала XX века. A.M. Горький уже в начале века воспринимался современниками как глава демократической литературы и как крупнейший деятель русской культуры.
Герои Горького - люди в большинстве своем думающие, склонные к размышлениям о своей судьбе, о любви к ближнему, о сущности бытия.
В своем сочинении я хочу затронуть тему правды, тему, которая волнует людей со дня возникновения мира, с того дня, когда на земле появился homo sapiens, когда человеку дан был разум. Спор о правде продолжается уже несколько тысяч лет.
В произведении Горького также присутствует этот спор, спор о правде, спор о человеке.
Мне бы хотелось проанализировать мысли двух героев пьесы: Луки и Сатина.
В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: «Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так ставит проблему Горький.
Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек - вот правда». Лука... С появлением этого человека в ночлежке души ее обитателей были взбудоражены, мысли стали интенсивней, собранней. Лука - странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему не откажешь в уме, он стремится к истине.
Лука... По-моему, это главный герой пьесы. Не будь его, пьеса «На дне» была бы скучной, не отражающей поиск мысли о человеке, о правде. Он незаметно вошел в ночлежку. Кого утешил, кого пожалел, кому что-то посоветовал - и вот складывается впечатление, что Лука уже давно живет среди обитателей ночлежки.
Лука - гуманист: «Человек все может». Это философ, знающий, что главная ценность на земле - человек, любой. И поэтому он сочувствует людям и утешает их. Слова Луки гуманны, они ободряют, поднимают дух, пусть ненадолго. Отсюда их человеческая ценность.
Лука - странник. Странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев. Лука - неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта жизнь - такая однообразная и в то же время такая разная, такая серая и такая красочная, такая злая и такая добрая хотя бы из-за того, что она уже есть.
Образ Луки - это свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо этот человек, несомненно, даровит, развит и оригинален.
Самые сильные духовные впечатления получил от Луки Са- тин - наиболее интеллигентный и умный обитатель «дна». Гуманистическую мысль Луки о ценности человека он подхватывает и поднимает на высоту: «Человек... - это звучит гордо». Все, что было в душе Сатина серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Под действием философии Луки возникают его размышления о правде, о человеке - сбивчивые, но не бессвязные, а наделенные немалым смыслом.
Весной ушел Лука... Сатин вспоминает свои разговоры с ним, вспоминает свои вопросы и ответы:
«- Дед! зачем люди живут?..
- А для лучшего живут люди-то, милачок! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут!»
Монолог Сатина о человеке приобрел, по-моему, особую романтическую окраску, так как звучал на самом «дне» жизни, в самых жестоких обстоятельствах. То был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения и утешительного сострадания, которые притупляли ощущение гнета:
«Человек - свободен... он за все платит сам, и потому он - свободен!»
Я думаю, что, произнося этот монолог, Сатин был под влиянием Луки, его разговоров с ним.
Я считаю, что в споре о правде нет ни победителя, ни побежденного. В этом споре прав каждый по-своему. Лука прав, призывая себе в помощь ложь - ложь утешительную, ложь примиряющую. Сатин тоже по-своему прав, утверждая сострадание, уважение, говоря, что правда - это Человек. Его понимание человека таково: человек - это «...не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Это - огромно! В этом все начала и концы!» Исходя из этого монолога, можно прийти к выводу, что правда - это все люди, что живут на земле, все же остальное - дело рук их и их мозга.
Сатин доказывает, что «человек выше сытости», что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек - выше! Человек выше сытости!» Воистину «не хлебом единым сыт человек». Лука хочет понять дела человеческие. И в большинстве случаев это ему удается. Поняв человека, Лука старается помочь ему, пожалеть, утешить, подбодрить. Это он делает без труда, так как сам Лука прошел через многое, и ему понятны людские беды...
После прочтения пьесы «На дне» у меня сложилось определенное понятие о правде, о жалости, о лжи. Правда - это человек!

Героям «дна» одинаково нужны в качестве поддержки и высокие слова Сатина о вере в Человека, и конкретные утешения Луки, сеющие успокоение Анне, надежду Клещу, Пеплу и Актёру, понимание Насте. Поначалу кажется, что Лука и Сатин резко противопоставлены: они проповедуют разные взгляды на правду и ложь, на гуманизм, на веру и обречённость. На самом деле они словно дополняют друг друга как любовь к дальнему (человеку вообще) и любовь к ближнему (конкретному).

Суть своего мировоззрения Лука раскрывает в двух притчах. Первая – рассказ о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль в том, что спасти человека и научить добру может не тюрьма, не насилие, а только добро: «Пока верил человек – жил, а потерял веру – удавился». Вторая притча – о праведной земле – фактически предсказывает трагедию Актёра. Суть его философии в том, что вера может изменить правду, т.к. она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий: «Во что веришь – то и есть». Сатин же отстаивает пусть горькую, но правду, верит в человечество, предлагает вместо любви к ближнему любовь к абстрактному человеку, человеку мечты.

Лука исчезает из ночлежки в самый напряжённый момент, но перед этим успел разбудить во всех человеческие желания, чувства, потребности, надежду. Сатин же, провозглашая в своих длинных монологах высокие истины и торжество правды, в то же время высоко оценивая после ухода Луки то, что тот говорил и делал («Подействовал на меня как кислота на старую монету»), сам же холодом своего скептицизма отрезает всем крылья. Получается, что его гимн Человеку относится к другой жизни и другим людям, да и сам Сатин сознаёт свою неспособность подняться со дна. Поэтому его оптимизм, лишённый возможности реализации, как ни парадоксально, лишь усиливает обречённость, тем самым развеивая утешения Луки. В самоубийстве Актёра, которое в пьесе становится главным трагическим событием, в равной степени виноваты и сам Актёр, и исчезнувший Лука, и разбивший своей правдой последние надежды Сатин. И это тоже сближает двух героев.

Итоги чудовищны. Умирают Анна, Актёр, Костылёв. Несчастны Василиса, Наташа, Алёшка. Каторга ждёт Пепла. Опустошены Настя, Сатин, Барон, Бубнов. Но в начале пьесы ремарка: «Начало весны. Утро». В чём же тогда оптимизм пьесы, символически заложенный в ней этой ремаркой?

Очевидно, авторский оптимизм в том, что даже в нечеловеческих условиях дна бьётся настоящая жизнь, испытываются настоящие чувства, совершаются настоящие трагедии, вынашиваются настоящие мировоззрения. Человеческое неискоренимо и занимает свою высоту даже в условиях, располагающих к низости и безысходному пессимизму.