Сочинение по картине цветы фрукты птица. Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» Толстого Ф

Натюрморт «Цветы, фрукты и птица» был написан великим русским живописцем Ф.П. Толстым в 1820 году. На картине изображены летние цветы в незамысловатой вазе, яблоки, виноград и птица с бабочками.

Название картины полностью соответствует содержанию. На холсте показано разнообразие природы и летняя простота. Полевые цветы и стеклянная, достаточно простая ваза только подчёркивают это. Кажется, что такой натюрморт может быть у каждого деревенского жителя на столе.

Картина написана в тёплых тонах, которые заполняют пустоту и согревают душу. Желтый цвет преобладает и является фоном, это даёт нам возможность предположить, что фрукты принесли вечером, после сбора урожая и уходящее в закат солнце, озарило их своим жёлтым цветом.

На переднем плане картины - смородина, красная и белая. Ягоды очень детально прорисованы, выглядят так, как будто их только вымыли. Видны прожилки и косточки ягод. Роса, нарисованная крупными каплями, в левой части стола подчёркивает свежесть этой картины.

На заднем плане изображены остальные элементы натюрморта. Яблоки выглядят так, как будто их только сорвали с ветки и положили на стол. Одно из яблок, находящееся рядом с вазой, разрезано половинкой. Его серединка напоминает сердце. Это является символом любви человека к труду.

Между яблок находится ваза, занимающая центральное место натюрморта.

Цветы в вазе разноцветные, у них очень тонкие стебли, которые нарисованы очень легко, по ним видно, что цветы собирали с нежностью и любовью. Несмотря на то, что цветы разных расцветок, они отлично гармонируют с остальными предметами.

Позади всех элементов находится гроздь винограда, каждая ягодка которого шедеврально прорисована. Виноград нарисован ещё зелёным, с огромным виноградным листком и причудливыми завитушками, что придаёт картине настроение игривости.

Краски картины - это жёлтый, красный и зелёный цвет. Яркие и выразительные цвета присутствуют почти во всех элементах натюрморта.

На виноградной ветке сидит синяя птица, устремив свой взгляд на блестящее яблоко. Присутствие птицы и бабочек добавляет картине живости и эффект законченности.

Картина поистине впечатляет своей гармоничностью и контрастностью цветов. На ней достаточно много предметов, но, ни один из них невозможно убрать, все они имеют особый смысл и играют свою роль в натюрморте.

Картина Федора Петровича Толстого "Цветы, фрукты, птица" поражает своей простотой и, одновременно, легкостью и живостью. Название картины отражает ее суть, на холсте изображены фрукты, ваза с цветами и маленькая птичка.

Глядя на эту картину, можно представить себе художника, который одним жарким летним днем сорвал обычные полевые цветы в своем саду, поставил их в вазу и вдруг был настолько очарован этой естественной красотой, что решил запечатлеть ее.

По блику на вазе мы понимаем, что ваза стоит неподалеку от окна, в которое ярко светит летнее солнце. Цветы тоже повернули свои головки к окну - они тянутся к свету.

Особого внимания заслуживает изображенная на холсте птица, которая немного похожа на трясогузку, возможно, именно такую птичку увидел художник в саду, когда собирал цветы. Она сидит на веточке винограда и как будто высматривает червячка, поселившегося в сочном яблоке.

Впечатление, которое производит картина на зрителя

Очарование лета передают наливные яблоки, гроздь зеленого винограда и кисточки спелой смородины, изображенные на картине. Простота вазы - а художник изобразил незамысловатую стеклянную вазу - не отвлекает нас от созерцания творений природы.

Парящие над фруктами бабочки придают картине особую легкость и живость. Картина выполнена в теплых тонах, она вызывает воспоминания о теплом лете, ярком солнце, нежных полевых цветах и вкусных фруктах.

Глядя на это произведение, зритель понимает, что красота находится вокруг нас, нужно только внимательно присмотреться.

Федор Петрович Толстой, автор картины «Цветы, фрукты, птица» – акварелист, скульптор, медальер, человек, который полюбил живопись с раннего детства и чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, калейдоскопом красок и сюжетом. Одной из знаменитых картин Толстого является натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

Когда смотришь на картину «Цветы, фрукты, птица» Толстого, понимаешь, картину создал талантливый человек, который сумел передать не только сочность красок, но и который изобразил на полотне разнообразный мир живой природы. Автору удалось изобразить несовместимые объекты из живого и растительного мира, но которые в целом смотрятся лаконично, гармонично и даже являются дополнением друг друга.

Описание картины

В центре картины изображена ваза. Она настолько прозрачна, что через нее видны не только стебельки растений и чистая вода, но и просвечивается фон картины. В вазу автор поставил букет полевых цветов, которые своими яркими красками напоминают нам о лете и солнечных днях. Цветы как будто только сорванные, они сочные, нежные. А зелень, которой дополнил автор картины свой букет, напоминает о весне. Рядом с вазой лежат аппетитные спелые яблоки, которые так и хочется попробовать, причем, изображенная муха, которая сидит рядом с разрезанным яблоком, вскоре уже отведает сок этого замечательного фрукта. Справа от вазы располагается большая, красивая гроздь винограда с крупными сочными ягодами. На верхнюю часть кисти винограда присела маленькая, яркая птичка. Она причудливо склонила свою голову, будто бы что-то высматривает. Может, ее привлекла вода в вазе? А может, ее заинтересовала муха, которая сидит на яблоке. Рядом с букетом парят бабочки, которые делают картину более живой и яркой.

На переднем плане мы видим свисающие со стола веточки белой и красной смородины. Автор картины «Цветы, фрукты, птица» изобразил ягодки настолько прозрачными, что видны даже косточки.

Светлый бежевый фон, стол на котором разместилась композиция, тоже светлый. Кажется, что художник изображал свою картину в солнечный погожий день, передавая и нам ощущение теплоты и заставляя непроизвольно восторгаться окружающим нас миром.

Мне понравилась картина Толстого «Цветы, фрукты, птица» своей легкостью, простотой, яркими и насыщенными красками. Смотришь на нее и мысленно попадаешь в сказочное жаркое лето, а на лице появляется улыбка.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Микулинская гимназия»

Интегрированные предметы: русский язык, изобразительное искусство

Тема «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Класс: 5

Цели:

1) русский язык: углубить представление об описании в художественном стиле речи; формировать навыки написания сочинения-описания по картине;

2) изобразительное искусство: научить определять жанры изобразительного искусства; вызвать интерес к изучению истории русского натюрморта 19 века; показать отличие картины от иллюстрации; воспитывать любовь и уважение к произведениям изобразительного искусства.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя русского языка:

Существуют разные виды искусства: музыка, театр, балет, архитектура, литература и живопись. Каждый вид искусства имеет свой собственный изобразительный язык. В архитектуре это форма, материал, в музыке – звук. Что же является изобразительным языком живописи? Давайте подумаем над словом «живопись». Его лексическое значение можно выразить через словосочетания «живо пишу» или «пишу красками».

Слово учителя изо:

Произведения живописи называются картинами. Если же картина воспроизведена путем фотографии, клише, то ее называют репродукцией. Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст, является иллюстрацией. Таким образом, картина пишется на основе жизненных впечатлений, исторических событий, с натуры. Иллюстрация же создается к какому-либо литературному произведению.

Слово учителя русского языка:

Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.П.Толстого, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер натюрмортной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения натюрморта. А.С.Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», описывая альбомы светских дам, написал:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Давайте заглянем, подключив наше воображение, в одну из комнат дворянской усадьбы, насладимся красотой только что сорванных цветов, фруктов, ягод и, конечно, начнем описывать все увиденное, используя богатство русского языка и те чувства, которые вас охватят на этом уроке.

3. Работа с биографией Ф.П. Толстого

Сообщения учащихся с презентацией:

1. Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

2. Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

3. Гордостью художника стало его участие в создании Храма Христа Спасителя в Москве – создание входных дверей, орнаменты, колоссальные фигуры и бюсты различных Святых, поясное изваяние Христа, бюст Николая I в царской порфире и славянских доспехах. Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже становится вице-президентом Академии художеств.

4. Небольшие графические листы Ф.П. Толстого с изображением цветов, плодов, птиц и насекомых стали одним из самых оригинальных явлений в истории отечественного искусства. В начале XIX века чрезвычайно модными в России были «ботанические рисунки», альбомы цветов, а также «обманки», берущие начало еще в XVIII столетии. Они-то и стали отправной точкой натюрмортных рисунков Толстого. Мастер писал о счастье художника передавать «свои чувства в восхитительных, завлекательных для ума формах». Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. С тщательностью художника-ювелира он создавал рисунки с букетами цветов в стеклянных сосудах, фруктами и ягодами, с прозрачными росинками на них, разноцветными бабочками и бразильскими птичками. В каждом цветке или ягодке выражено бесконечное восхищение художника красотой мира.

4. Работа с искусствоведческим текстом.

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать красоту красок окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже
XVI - XVII вв. в Голландии.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Опираясь на данный текст, сформулируйте определение термина «натюрморт». Подчеркните в данном тексте слова и словосочетания, которые позволяют отличить натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

5. Беседа по картине «Цветы, фрукты, птица»

Вглядитесь в репродукцию картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Что сразу привлекло ваше внимание? Почему?

Рассмотрим картину детально. Что изображено на ней? Опишите предметы. Как художник расположил их?

Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы.

Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев?

На что похожи две веточки смородины?

На полотне присутствуют и живые существа. Опишите их.

Какова палитра этого полотна?

Какие чувства предлагает нам испытать художник?

6. Работа по обогащению словаря учащихся.

  • Подберите определения к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко- сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий;

  • Закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине…

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал…

7. Работа над планом сочинения.

  • Вступление.

1) Слово о художнике;

2) Первое впечатление от картины.

  • Основная часть.

1) Описание центральной части полотна;

2) Правый и левый фланг картины;

3) Цветовая палитра, которую использует автор;

4)Основная мысль произведения.

  • Заключение.

Настроение, которое создает картина.

8. Написание сочинения, редактирование черновых работ.

9. Домашнее задание по усмотрению учителя.

10. Итоги урока.