Социальный пакет: Пришли за яйцами. Виктор Вексельберг накупил изделий Фаберже на $100 млн Как возникла знаменитая коллекция

Перебирала прошлогодние фотографии, и вспомнила, что не показывала свой летний поход в Шуваловский дворец, он же музей Фаберже .
В музее в Питере находится 9 пасхальных яиц Фаберже с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых - императоров Александра III и Николая II.
Кроме шедевральных яиц в коллекции музея представлены и другие предметы Петербургской и Московской мастерских Фаберже. Кстати, их стиль различается. Петербургская ювелирная мастерская работала в более сдержанном ключе, а московская любила яркость и множество украшений в старо-славянском стиле. Также в музее представлены работы знаменитых ювелиров 19 века, не работавших в фирме Фаберже.

В начале 2004 года Виктор Вексельберг приобрел множество царских драгоценностей у наследников Малкома Форбса, который в течение 30 лет занимался их поиском.Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации. Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния. По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

Вначале посмотрим коллекцию.
Вот, например, Ковш презентационный, подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка, 1891 год. Фирма Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.



Модель царь-пушки, 1851 год. Фирма московского мастера Сазикова.

Рог для вина, 1850 года. Петербургское отделение фирмы московского мастера Сазикова.
Кубок с крышкой и черпак (справа). Санкт-Петербург, 1840-е. Работа неизвестного мастера.

Очень много красоты с мельчайшими деталями, которые хочется долго и пристально разглядывать.

В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия. Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта –ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.

В последнее время мне очень стал нравиться хрусталь, поэтому я долго не могла оторваться вон от тех кувшинов справа.

А вот мы и дошли до Синего зала, где хранятся жемчужины музея Фаберже - императорские пасхальные яйца. Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. как для российской императорской семьи, так и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.

В коллекции музея находится самое первое императорское яйцо "Курочка" 1885-го года производства. Оно минималистичное, но не менее прекрасное: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона (не сохранилась).

Яйцо "Пятнадцатая годовщина царствования" . Яйцо было создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года. На нем расположены миниатюры - 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ювелир - Генрих Вингстрем.

Яйцо "Лавровое дерево". Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года

Яйцо "Ренессанс" . Оно было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

И справа яйцо "Воскресение" . Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее).

Яйцо "Коронационное" является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Справа - яйцо "Петушок" . Создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Слева - яйцо "Курочка Кельха" , изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год.

Яйцо "Ландыши" выполнено в стиле модерн. Было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году.

Яйцо "Орден Святого Георгия". Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.

Среди нуворишей, отводящих средства на благородные цели - миллиардер Виктор Вексельберг, который основал в Шуваловском дворце музей, содержащий более 4000 экспонатов - ценнейших предметов искусства и картин. Особенного упоминания заслуживает выставленная в музее коллекция из девяти яиц Фаберже и картин Ренуара. Большую часть экспонатов Вексельберг передал из своей частной коллекции.

Отреставрированный дворец Нарышкиных-Шуваловых расположен в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки. В 2006 году Вексельберг нашёл дворец в жалком виде и, вместе со своим культурно-историческим фондом «Связь времён» выделил 1,2 миллиарда рублей на реставрацию памятника культуры.

Пасхальные яйца Фаберже для своей личной коллекции Вексельберг выкупил в 2004 году у наследников Малькольма Форбса, издателя журнала Forbes. В последующие годы фонд «Связь времён» выкупал из частных коллекций другие ценные произведения искусства.

Вполне ожидаемо, центральным предметом коллекции стали императорские пасхальные яйца, среди которых можно найти и самую первую пасхальную ювелирную диковину, изготовленную Фаберже. Это яйцо было заказано Карлу Фаберже императором Александром III в качестве подарка императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1885 года.

Другой примечательный экспонат - усыпанное драгоценными камнями эмалированное и тщательно разукрашенное яйцо, которое последний император царской России, Николай II, подарил своей матери Марии Фёдоровне. Яйцо украшено портретом императора и его наследника Алексея.

Ещё одно попавшее в коллекцию яйцо было изготовлено к празднованию юбилея коронации Николая II и содержит в себе сюрприз - яйцо раскрывается на две половины, и внутри его оказывается крохотная золотая карета. В других яйцах Фаберже спрятаны, например, золотой петух и эмалированный бутон розы.

В одном из интервью Вексельберг поделился своими мыслями о коллекции Фаберже и музее в целом: «Мы очень хотели создать музей, который рассказывал бы об истории России с XVIII до начала XX века. Один из символов этой эпохи - Карл Фаберже, человек, достигший художественных высот в ювелирном искусстве. Мы хотели, чтобы посетители не только могли оценить всю красоту экспонатов, но и по-настоящему прочувствовать дух тех времён».

На церемонии открытия музея, который стал доступен для посещения в декабре 2013 года, присутствовал премьер-министр Дмитрий Медведев.

В 2004 году в Нью-Йорке была совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс, что обошлось Вексельбергу более чем в 100 млн долларов.

Вот что он говорит об этом он сам:
"На протяжении многих десятилетий нам говорили, что «искусство принадлежит народу». Тем временем миллионы шедевров живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства покидали Россию. Многие из них становились "жемчужинами" крупнейших музеев мира, след других терялся в иностранных частных хранилищах. Никто не мог этому помешать и люди утешали себя лишь тем, что подлинное искусство принадлежит истории и культуре всего человечества. Однако в душе прекрасно понимали, что на самом деле принадлежит оно, прежде всего, своей родине, - земле, на которой оно создавалось.

Времена, к счастью, изменились. Сегодняшняя Россия больше не распродает и не раздаривает свое культурное наследие. Она учится им дорожить и беречь его. Более того, казавшиеся безвозвратно утраченными за рубежом сокровища российского искусства начинают возвращаться домой. Еще 10 лет назад я не допускал и мысли о том, что всемирно известная коллекция произведений великого российского ювелира Карла Петера Фаберже, которую на протяжении полувека по крупицам собирал американский предприниматель Малькольм Форбс, будет продаваться. И уж тем более я не мог тогда подумать, что сам выступлю ее покупателем. Тем не менее, невозможное стало возможным - крупнейшее в мире собрание работ Фаберже и, прежде всего, 9 императорских пасхальных яиц, вернулись в Россию".


Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Фаберже - "министр ювелирного искусства"

(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)

ВСЕ ФОТО

Точная сумма сделки сохраняется в тайне. Известно, что оценочная сумма яиц - 90 млн долларов, однако представитель Вексельберга в среду признался, что было "заплачено намного больше 90 миллионов". - Насколько больше?" - "Намного больше"
Sotheby"s

Коллекция императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже возвращается в Россию.

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции - девять императорских пасхальных яиц. Господин Вексельберг заплатил за коллекцию более 100 млн долларов и пообещал вернуть ее на родину: до 1 апреля коллекция должна быть перевезена в Россию.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов .

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал, отмечает газета "Коммерсант" . Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов - брошей, табакерок и чернильных приборов.

Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s .

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля . Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Снятие лота с торгов - беспрецедентное явление для аукциона Sotheby`s

"Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры.

Один из коллег Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции.

"Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - сказал Шторх.

В связи с продажей коллекции президент Sotheby`s Билл Рупрект выступил с заявлением, в котором назвал это событие "неожиданным и исключительным".

По его словам, Sotheby`s готовился к аукциону, когда получил столь необычное предложение со стороны российского предпринимателя. Этот факт, а также то, что императорские пасхальные яйца Фаберже вернутся в Россию, заставили, по его словам, "серьезно" отнестись к этому вопросу.

Рупрект выразил благодарность Вексельбергу за то, что он согласился провести выставку работ Фаберже в Нью-Йорке, чтобы "люди получили последнюю возможность увидеть эти работы перед их возвращением в Россию".

С заявлением по поводу продажи коллекции выступила также семья Форбсов. "Семья Форбсов рада, что наступление новой эры в России сделало возможным возвращение этих выдающихся произведений, - говорится в заявлении. - Это - изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств".

Место постоянного хранения коллекции еще не определено: это может быть Оружейная палата Кремля, Эрмитаж или храм Христа Спасителя.

Об этом сообщил в четверг руководитель департамента сохранения культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков, передает "Интерфакс".

"Право на выбор музея для предоставления коллекции в экспозицию, разумеется, за ним. Если он обратится к нам за рекомендацией, то мы взвесим все обстоятельства и условия и предложим наш вариант. Учитывая исторически сложившуюся традицию хранения яиц Фаберже в Кремле, конечно, наиболее эффектно было бы представить коллекцию именно там", - сказал Вилков.

"Если эта выставка состоится, то она будет фантастической: мы воссоединим 10 яиц, хранящихся у нас, с девятью, возвращенными в Россию", - подчеркнул Вилков.

В получении в постоянную экспозицию коллекции яиц Фаберже заинтересован также и Эрмитаж. Об этом заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в четверг директор Государственного музея Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Всякий музей хотел бы иметь эти вещи у себя. У Эрмитажа есть все условия для экспонирования коллекции яиц Фаберже. Именно в Зимнем дворце они дарились, функционировали и жили", - сказал он.

Директор Эрмитажа подчеркнул, что "в России есть два музея, которые по своей традиции, стилю и характеру коллекции для этого подходят - это Оружейная палата и Эрмитаж".

"У Оружейной палаты самая большая коллекция пасхальных яиц Фаберже, а в Петербурге нет ни одного пасхального яйца Фаберже: так получилось, что после революции все они оказались в Москве, часть осталась, часть была продана", - сказал Пиотровский.

"Есть идея создать специальный музей Фаберже, который мог бы быть или в здании Главного штаба на Дворцовой площади или, еще лучше, на Большой Морской, в доме Фаберже, где были его фирма и магазин", - рассказал Пиотровский.

Российскими бизнесменами, покупающими произведения искусства, движет желание повлиять на общественное мнение

Российскими бизнесменами, приобретающими предметы искусства для возвращения их в Россию, во многом движет желание повлиять на общественное мнение, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" главный редактор "Еженедельного журнала" Михаил Бергер, комментируя покупку коллекции императорских пасхальных яиц работы Фаберже.

По мнению Бергера, "российский бизнес хочет, чтобы общественное мнение более терпимо относилось к их материальному статусу, чтобы люди перестали говорить, что бизнесмены тратят деньги только на себя".

Но, кроме того, "этими людьми движут вполне благородные мотивы: вернуть в Россию то, что ей когда-то принадлежало, что является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия страны, - подчеркнул Бергер. - Думаю, это достаточно серьезный мотив, и его нужно принимать во внимание".

В свою очередь в Министерстве культуры полагают, что не последнюю роль в решении бизнесмена сыграла и возможность получения выгоды.

"Инвестиции в искусство - одно из самых надежных вложений капитала, приносящих от 5 до 15% годовых. Тот, кто сделает это долговременным бизнесом, рано или поздно не прогадает. А Фаберже сейчас в моде", - сказал чиновник министерства газете "Ведомости".

Покупка коллекции Фаберже и ее возвращение в Россию стали возможны благодаря новому таможенному кодексу

В Министерстве культуры покупку Вексельбергом коллекции Фаберже считают результатом изменений в Таможенном кодексе, инициированных министерством.

С 1 января 2004 в России действует новый Таможенный кодекс. В нем предусмотрено полное освобождение от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей - разумеется, при условии их специальной регистрации. И при подтверждении Минкульта, что предмет действительно является произведением искусства.

Раньше такое было невозможно из-за высокого НДС. Если человек ввозил картину или иное произведение искусства, он обязан был предъявить чек и заплатить 30% стоимости (для физических лиц) , либо Комитет по культуре правительства Москвы присылал своего контролера, который оценивал картину на месте.

Такое положение вещей, конечно, коллекционеров не устраивало. Те, кому никак не хотелось расстаться с любимой картиной, вынуждены были искать поддельные чеки у знакомых галерейщиков на Западе, либо прибегать к взяточничеству "на месте", пишет "Независимая Газета" .

Остальные выбирали для себя третий путь: купленные вещи покупатели оставляли на Западе. Особую трудность составляли предметы, приобретенные на знаменитых аукционах: цена лотов объявлялась во всеуслышание, умалить ее было уже нельзя. Аукционные шедевры почти все оставались в банковских сейфах, в хранилищах аукционных домов и галерей. В итоге никто ничего не платил и никто ничего не получал. За незаконный вывоз по российскому законодательству полагалось только изъятие, а "неправильный" ввоз подпадал под уголовную статью.

В декабре 2014 года СМИ отчитались, что Владимир Путин на 250-летие Эрмитажа подарил музею часы и пасхальное яйцо работы Фаберже. “Муниципальный сканер” выясняет, кто являлся владельцем яйца, и при чем тут Путин.


“Ротшильдовское” яйцо создано в 1902 году домом Фаберже для семьи Эфрусси . В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо своему младшему брату - барону Эдуарду Ротшильду в качестве подарка на помолвку с Жерменой Хальфен. Яйцо, изготовленное из золота, украшенное алмазами и жемчугом, с часами Роде и встроенным механическим петушком появилось на торгах в 2007 году на аукционе Christie`s и было приобретено российским коллекционером Александром Ивановым за 18,5 млн долларов.

В 2008 году Александр Иванов решил открыть музей Фаберже в немецком Баден-Бадене. В центре города было выкуплено здание, выполнена реновация и создана система охраны, что по оценкам обошлось в 17 млн евро.




В первый год у музея возникли проблемы с открытием, т.к. компания под названием Faberge Ltd., зарегистрированная на Каймановых островах, за которой стоят еще один коллекционер работ Фаберже Виктор Вексельберг и его партнер Брайан Гилбертсон, подала иск к Музей Фаберже в Баден-Бадене, утверждая, что именно она владеет правами на название “Фаберже”. Однако немецкий суд постановил, что имя известной исторической личности не может быть узурпировано для коммерческого использования, так как является общедоступным культурным наследием. Тогда созданная для работы музея компания Fabergé Museum GmbH зарегистрировала право на использование большого и малого Государственного Герба Российской империи.


Обзорное видео музея Фаберже в Баден-Бадене


9 мая 2009 года музей открылся и распахнул свои двери для посетителей. На открытии собралось 1200 гостей. С открытия музея НТВ рапортовало : “Жемчужина коллекции [музея] - яйцо Ротшильда”. Именно этот факт привел британских и немецких следователей в музей в 2014 году. После покупки “ротшильдовского” яйца на аукционе Christie’s Александр Иванов затребовал возврат НДС примерно в размере 810 тысяч долларов. Такое право получают покупатели, которые вывозят с территории Европейского союза покупки из Великобритании. Как заявлял “Московскому комсомольцу” в 2014 году владелец яйца, после покупки на аукционе оно хранилось только в Москве.

Александр Иванов

Как заявляет сам Александр Иванов, в 80х годах он начал одним из первых в стране торговать компьютерами (по другой версии – телевизорами). В 1993 году стал покупать на аукционах антиквариат, который был изъят таможней. C 1999 года по 2004 года Александр Иванов получал доходы только в ЗАО “Русский национальный музей” (регулярно) и в ФГБУ “Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль” (единоразово). В 2004 году претендовал на покупку коллекции яиц Фаберже и предлагал за нее 135 миллионов долларов, но коллекция в итоге досталась Виктору Вексельбергу. Как рассказал в своем интервью Александр Иванов, сам он бизнесом не занимается, покупает не только ювелирные украшения, но и работы Боттичелли и Леонардо да Винчи. Коллекция Александра Иванова оценивается в 1,3 млрд долларов.

Согласно данным немецкого коммерческого реестра, компания Fabergé Museum GmbH , которая является владельцем музея в Баден-Бадене, номинально принадлежит жителю Баден-Бадена Сергею Автоношкину (Sergey Avtonoshkin), который также является директором компании. Но у Fabergé Museum с 11 апреля 2008 года есть и еще 2 директора: Александр Иванов (Alexander Ivanov, 27.10.1962) и Константин Голощапов (Konstantin Goloshchapov, 15.11.1954).




Стоит отметить, что изначально, при учреждении Fabergé Museum GmbH, компания в равных долях принадлежала Иванову и Голощапову:

Справка Центра управления расследованиями:
Константин Голощапов, «массажист Путина» - один из самых закрытых и влиятельных людей в окружении президента. Его называют кадровиком питерской команды, вторым губернатором Петербурга и куратором РПЦ. Еще православный предприниматель, ближайший друг и бизнес-партнер Аркадия Ротенберга и Георгия Полтавченко был тесно связан с тамбовской преступной группировкой. С 2007 года является гражданином Хорватии и одним из основателей Русского афонского общества. Как сообщает ЦУР, в 1979 году Константина Голощапова задерживали за фарцовку древними иконами. В 2010 году Голощапов на острове Шипан под Дубровником (Хорватия) приобрел виллу Katino стоимостью минимум €39 млн и, скорее всего с нарушением законов, осуществил возврат НДС на €4,2 млн.

Возможно именно активами Голощапова в Хорватии объясняются заявления Александра Иванова о желании открыть филиал музея Фаберже, но уже в Дубровнике.

Константин Голощапов, справа

Подробнее о Константине Голощапове и его активах в Хорватии смотрите в фильме ЦУР

Согласно ЕГРЮЛ, партнерство Константина Голощапова и Александра Иванова, двух любителей антиквариата началось как минимум в 2003 году, когда они стали соучредителями ООО “АльянсИнвест”. Голощапову принадлежало 63% компании, Иванову – 4%. Компания была ликвидирована в 2007 году. Единственное действующее юридическое лицо, которое принадлежит Александру Иванову совместно с супругой Юлией Ивановой – ЗАО “Русский национальный музей “.

Юлия Валерьевна Иванова – владелица и продюсер ООО “РусьТелеФильм” , которое снимает фильмы по заказу ТК “Звезда” и “Культура”, снимает фильмы о меценате и афонском монахе Иннокентии Сибирякове , а также о Сергии Радонежском.

Юлия Иванова

Итог получается следующим : яйцо Ротшильдов, что купил Александр Иванов, музею “Эрмитаж” дарит Владимир Путин. Путина и Иванова объединяет лишь Константин Голощапов. Александр Иванов в современной России никогда не занимался бизнесом, но является экспертом в покупке антиквариата. Все свои самые дорогие покупки он осуществил после того, как началось его сотрудничество с Голощаповым, а значит, именно на деньги Голощапова. Это сотрудничество продолжается и по сей день: создание и развитие музея в Баден-Бадене, участие в Русском афонском обществе. Можно смело утверждать, что Александр Иванов уже долгие годы работает на Константина Голощапова. Вот только происхождение средств Константина Голощапова и его роль в ближайшем окружении Владимира Путина пока остаются до конца неизвестными.