Сообщение на тему культура китая в средневековье. Религии и культурные достижения средневекового китая

Средневековая культура Китая обладает яркой самобытностью. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики.
Художественная жизнь в Китае достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - это период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов. В эту эпоху возникли такие новые виды литературных сочинений, как городская новелла и роман, достигли большого совершенства поэзия и проза, театр и музыка, скульптура и зодчество, живопись и многообразные ремесла. Выросшее на основе древних традиций и неразрывно с ними связанное, средневековое китайское искусство в то же время далеко шагнуло вперед в своем стремлении познать действительность

Эпоха Средневековья отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания. Распространителями знаний в те далекие времена были, как правило, монахи-паломники и ученые-путешественники, преодолевавшие различные бедствия и невзгоды, огромные расстояния, чтобы изучить жизнь дальних стран и принести туда свои знания. Так, знаменитый философ 7 века Сюань Цзан, совершивший путешествие на юг Индии, к устью Ганга, и увековечивший свои наблюдения в «Записках о странах Запада», и буддийский проповедник Кан Син, ослепший в результате кораблекрушения на пути в Японию, основатель Тосёдайдзи, одного из прекраснейших храмов тогдашней японской столицы Нара, вошли в историю как выдающиеся личности.
Средние века – это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока - Японии, Кореи и Вьетнама. В свою очередь и Китай многое заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда на рубеже средневековья пришел буддизм, Китаем были восприняты образы буддийской пластики. Из Ирана пришли многие мотивы орнамента. Их легко проследить в формах керамики и узорах тканей периода Тан.
В развитии средневековой культуры страны можно выделить несколько наиболее важных для становления искусства этапов. Это ранний период (4–6 века), период расцвета (7–13 века) и поздний период (14 – середина 19 века), завершающий долгую историю китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. Однако китайская средневековая идеология гораздо меньше подчинялась церковным догмам, чем в европейских странах. Веротерпимость Китая определялась давним сосуществованием там многих сект и религиозных школ, вобравших в себя народные верования.

Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин – свитков. Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма. Знаменитый мастер 8 века Ван Вэй в трактате «Тайны живописи» так раскрывал секреты живописца.
Китайская средневековая живопись поражает своим многообразием, тонким и сложным пониманием природы. Конечно, не все этапы долгой поры китайского средневековья были в равной мере плодотворными для развития искусства. Монгольское нашествие в конце 13 века, застойный характер феодализма на поздних стадиях его существования, а затем и колониальная политика западноевропейских стран тормозили поступательное движение китайского искусства. Тем не менее, вклад Китая в историю мировой культуры весьма значителен.

Важнейшей чертой средневековой идеологии Китая был синкретизм, родившийся на основе сосуществования и синтеза так называемых «трех учений»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма. Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения. В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школемоистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям. На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии В VI в. до н.э. К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.

Как и во всех остальных средневековых державах, в Китае культура также была теснейшим образом связана с религией. Начало средневековья в Китае ознаменовано очень важным явлением, а именно – распространением буддизма, религии, которая оказала грандиозное влияние на развитие всей китайской философии в целом, а также на развитие литературной мысли и искусства. В Китае буддизм был щедро приправлен местными обрядами и культом предков, таким образом, в пантеон святых попали практически все местные мудрецы и герои. Правда, следует отметить, что учение Гаутамы (Будды), все же, больше распространилось среди китайской знати, в то время как среди простолюдинов, по-прежнему, большей популярностью пользовался даосизм, так как именно этому учению, как известно, свойственно презрение к земным богатствам любого рода, и именно даосизм взывал к равенству, если не социальному, то общечеловеческому.

Несмотря на то, что между двумя религиями шла нешуточная борьба за общественное влияние, все-таки ни даосизм, ни буддизм не могли конкурировать с конфуцианством, которое все еще являлось в средневековом китайском обществе основой морали, а также государственного строя и законодательства. Конфуцианство учило людей чести и справедливости, любви к родителям, уважению к людям, учило поклоняться императору. К слову, именно в духе конфуцианства в Китае была разработана система государственных экзаменов, которые необходимо было сдавать чиновникам для получения должностей.

Китайская культура в Средние века достигла небывалых высот. С древности китайцы пользовались иероглифическим видом письма, и, используя иероглифы ежедневно, китайцы возвели эту манеру письма в ранг особого искусства – каллиграфии. Людей с красивым почерком отыскивали по всей стране (прежде всего, их искали среди чиновников). Люди образованные посвящали каллиграфии много времени и сил, оттачивая искусство письма, считая это верным способом для вознесения собственного духа, неким способом медитации особого рода. Средневековое китайское государство способствовало развитию образования. Существенно увеличилось количество начальных и высших школ, а соответственно, в Китае увеличилось и количество грамотных людей. Правда, во времена правления династии Сун, образованные люди вновь стали диковинной редкостью. Это связано с тем, что во времена господства монголов, в Китае образованию светскому, вновь стали предпочитать образование военное. Так что, в принципе, нет ничего удивительного в том, что даже основатель династии Мин, император Чжу Юаньчжан был малограмотен.

В восьмом веке в Китае была открыта Генеральная Академия наук, а попросту – Палата Ученых. Стремительно развивалась математика, астрономия и медицина. Именно в китайской медицине с особой тщательностью изучались лекарственные свойства различных растений, и именно гомеопатия и по сей день является наиболее популярным способом лечения в стране. Обширные знания математики и инженерного дела использовались в строительстве крепостных стен, мостов и сложных оросительных систем. Именно бумаги, пороха, компаса и фарфора. В пятнадцатом веке китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине и искусству.

Развитию науки способствовало также книгопечатание. (Задолго до Гуттенберга китайцы уже печатали книги методом ксилографии). «Золотой век» китайской поэзии можно отнести к VIII – XIII вв. Именно в этот период творили великие мастера поэтического слова Ли Бо, Юань Чжень, Ду Фу, Су Ши, а также невероятно талантливая поэтесса Цин – чжао. Произведения китайских поэтов пронизаны лиризмом, тонким чувствованием красоты окружающего мира, и наблюдениями за движениями человеческой души. В четырнадцатом веке в китайской литературе также появляется жанр исторического романа.

На развитие китайской архитектуры и искусства в средние века, значительно повлиял буддизм. Об этом свидетельствуют многоэтажные каменные сооружения, скульптуры и росписи буддийских пещерных храмов. Во времена правления династии Тан, здания приобретают свой привычный силуэт – карнизы каждого этажа изысканно выгнуты и устремлены вверх. В десятом веке в Китае также была создана Академия искусств, в которой художники и учились, и выставляли свои картины. Чаще всего художники рисовали тушью на шелке и тончайших листах бумаги. Любимой темой средневековых китайских творцов был пейзаж, на котором изображались «горы и воды». Картины сохранялись веками, так как обычно их бережно оборачивали в шелк и хранили в специальных шкатулках. Их доставали только для выставок или когда сами владельцы желали полюбоваться их красотой.

Китая , как и вообще расцвет китайского средневекового обще-ства, приходится на период правления ди-настий Тан и Сун . Именно в это время китайцами были изобретены фарфор, порох, компас . Потрясающих успехов китайские учёные достигли в области астрономии и медицины, особенно в иг-лотерапии, активно используемой в медицинской практике и по сей день.

Династия Тан оказала сильнейшее культурное воздействие на Японию, Корею, Центральную Азию. Сама Поднебесная в это вре-мя гостеприимно распахнула свои двери христианам-несторианцам, буддистам. Небывало в Китае расцветает буддийское искусст-во, особенно скульптура, великолепные образцы которой украша-ют пещерные храмы Лунмыня и Дуньхуана.

VII-IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. Мир природы — центральная тема творчества великого китайского по-эта Ли Бо. Творчество другого поэта Китая — Ду Фу — называют «по-этической историей», поскольку значительное место в его поэзии занимают гражданские мотивы.

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи-вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин-ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы-ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц . Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича-лась глубокой философичностью и историзмом.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая

  • Период объединения Китая и создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.
    Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают особую парадность.
    Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость образов, трёхмерность изображения.
    Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.
    Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
    В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений, становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.
    В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
    В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов, воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе.
    Пластика сунского периода намного бледнее и менее возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже лиризма.
    С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит значительный скачок в развитии литературы и научных знаний. Публикуется множество работ по различным областям истории, археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому. Широкое распространение книгопечатания способствует письменному закреплению произведений народного творчества.
    Особого развития в сунский период достигает литературный жанр «Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи «ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся оригинальной литературной формой.
    Отличительной чертой культуры является усиление демократических тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со стихотворными ариями.
    Период Сун является яркой страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
    В тесном соприкосновении с живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших мастеров живописи.
    Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины. Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
    Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия, изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу, где их очень высоко ценили.
    Победа над иноземными захватчиками и установление власти династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа, что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом. Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и цвета.
    Китайская монументальная скульптура в минский период, несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким мастерством и глубиной проникновения в образы.
    Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести. Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям Конфуция.
    В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия, китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
    Искусство минского периода стремилось прежде всего к сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной живописи и живописи «Цветов и птиц».
    Значительное место в художественной культуре Китая занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на первое место в мире.
    Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
    Архитектура цинского периода приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты. Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII – XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.
    Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
    В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.
    Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального театра классической драмы.
    В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной живописи.
    Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.
    Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
    Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей широкое применение в этот период получили ковры.
    Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
    Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.
    Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.