Создатель знаменитой скульптурной группы рабочий и колхозница. "Рабочий и колхозница"

В Москве и выражающая идеологию Советского государства в период строительства социалистического строя. Памятник сооружен для Всемирной выставки в Париже 1937 года, идея его создания принадлежит архитектору Борису Иофану, а воплотила в жизнь проект скульптор Вера Мухина.

Можно ли назвать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» памятником? В каком-то смысле – да, поскольку это памятник советской эпохе.

Описание

Композиция представляет собой динамичные фигуры девушки и юноши, в поднятых руках которых – серп и молот, эмблема СССР. Работая над проектом, Борис Иофан хотел показать единство, дружбу и целеустремленность рабочего класса и крестьянства, что именно они являются хозяевами страны Советов.

Монумент выполнен из нержавеющей стали, его высота составляет 23,5 метра. Памятник установлен на павильоне-постаменте высотой 34,5 метра, в котором размещается Музейный комплекс «Рабочий и колхозница», общий вес композиции – около 185 тонн.

Экспонаты музея рассказывают об истории сооружения памятника, в его залах представлены проекты, макеты и фотографии, личные вещи создателей монумента.

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Проспект Мира, дом №123Б, проезд до станции метро ВДНХ

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.

В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.

Каждому, кто хоть раз смотрел кино, снятое на студии "Мосфильм", знаком символ этой советской киностудии. Это статья о скульптуре, ставшей этим самым символом)

"Рабочий и колхозница" - это скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот. Сделана она из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота скульптуры около 25 м. Общий вес - 80 тонн. Автор - В. И. Мухина.


Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ…скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот». На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина.


Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При перевозке из Парижа в Москву скульптура "Рабочий и колхозница" была повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979.


В Большой советской энциклопедии скульптура была названа «эталоном социалистического реализма».


В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Тогда его намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако же, из-за проблем с финансированием скульптура так и осталась в разобранном состоянии.

На данный момент производится сборка скульптуры. Обратную установку монумента на место планируется осуществить в декабре 2009 года.

Скульптура "Рабочий и колхозница" будет установлена на новый специально возведённый для этих целей павильон-постамент. Работы по его возведению начались в апреле 2009 года. В настоящее время построен пьедестал и павильон для сбора скульптуры, завезены части фигур.

Скульптурная группа Рабочий и колхозница – образец монументальной пропаганды социализма и ценностей этого общественного строя. Украшение павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже сейчас нависает над московскими улицами возле входа в бывшую ВДНХ. Настоящий символ прошедшего исторического этапа имеет определенные художественные достоинства, уникален по использованному материалу и примененным технологиям.

Создавалась скульптура целевым назначением для украшения советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Разработка эскизного, а затем и рабочего проекта павильона осуществлялась архитектором Борисом Иофаном, ему же принадлежала концепция динамичной скульптурной группы, навеянная античной статуей Тираноборцы с воздетыми мечами.

В конкурсе с заданной идеей участвовали ведущие скульпторы того времени, победила работа Веры Мухиной, сумевшей вложить в композицию Рабочего и колхозницы больше динамизма и порыва, чем конкуренты – мужчины.

Статуя более 23 метров высотой возвышалась на 34-метровом постаменте, одновременно являвшимся выставочным павильоном. По окончанию выставки в Париже скульптуру вернули в Москву, перевозки требовали почти 30 железнодорожных вагонов.

Возвращенная скульптура нашла применение для оформления территории создаваемой Всесоюзной выставки, будущей ВДНХ. Воссоздания павильона было решено не проводить из-за длительности и дороговизны, ограничились 10-метровым постаментом. Оставшийся полувековой социалистический период истории страны Рабочий и колхозница были заметным монументом, и не более.

Лишь в новом тысячелетии выдающееся произведение модернистского направления искусства мирового уровня привлекло внимание художественной общественности и властей города. Было принято решение о воссоздании всего комплекса павильона – постамента и скульптурной группы Рабочий и колхозница, с оборудованием и использованием павильона как музейного и выставочного центра.

Современные технические устройства позволяют выполнить съемки самых масштабных объектов с необходимой высоты. Это дает возможность не только показать интересующие достопримечательности во всей красе и грандиозности, но и отобразить окружающую местность и сопутствующие объекты. Убедиться в преимуществах высотных съемок можно при просмотре приложенного к обзору слайдера, снятого коптером при круговом облете места размещения выставочного павильона.

Такие снимки позволяют составить довольно полное представление о характере и месте расположения интересующего здания, монумента или природной диковинки заранее, чтобы свободно ориентироваться при личном посещении, вплоть до выбора путей подъезда либо подхода к интересующему объекту.

Задуманный столичными властями музейно – выставочный комплекс разместили у входа на территорию ВВЦ, как стали именовать бывшую ВДНХ. Павильон, он же постамент статуи Рабочий и колхозница, получился достаточно вместительным – более тысячи человек. Оформление максимально приблизили к парижскому варианту для сохранения исторической достоверности.

Были восстановлены барельефы, изображающие советских тружеников, и герб исчезнувшего СССР. Политически корректное решение не размещать на пьедестале гербы бывших союзных республик, а ныне независимых государств, вполне понятно и соответствует нынешним реалиям.

Постоянная музейная экспозиция нового выставочного комплекса не слишком велика и в основном посвящена истории замысла и воплощения легендарной скульптуры, которую иногда называли даже вторым гербом Советского Союза. Здесь собраны сохранившиеся черновые наброски и проектные разработки, макеты и уменьшенные копии, некоторые части первоначального каркаса, замененные новыми при реставрации.

В схематичной фигуре из металлических труб можно узнать молот рабочего со статуи, показывающий его натуральную величину без части рукоятки. Интерьеры внутри музея соответствуют популярному во время создания скульптурной группы Рабочий и колхозница конструктивистскому направлению.

Схематический молот расположен на основании из старых металлических конструкций, забракованных для последующего износа. Это части металлических и даже клепанных балок каркаса статуи, на который укреплялась наружная облицовка из нержавеющей стали. Этот материал за счет содержания никеля и хрома не подвергался коррозии, что было крайне важно при расположении произведения искусства под открытым небом.

Листы легированного металла необходимой формы крепились к каркасу методом точечной сварки – технологического новшества, разработанного для предприятий бронетанковой отрасли. В этом главное отличие от непревзойденного по высоте прототипа нашего монумента – статуи Свободы, где облицовка прикреплена при помощи устаревшей клепки.

Создание скульптуры из непривычного материала требовало квалифицированного руководства и исполнения, обычные скульпторы и строители здесь были бессильны. Поэтому к работе были привлечены коллективы нескольких заводов и видный специалист по металлу и его использованию в строительстве, профессор Львов.

Скульптурную группу выполняли в уменьшенном масштабе, моделировали многократное увеличение и изготавливали отдельными фрагментами стальную оболочку. Отдельно разрабатывался опорный каркас и система крепления. Макеты скульптуры сохранены и являются экспонатами нового музея.

Представлен в экспозиции и макет парижского варианта павильона, который представлял нашу страну на Всемирной выставке. Масштабы этого мероприятия и единовременный наплыв огромного количества посетителей требовали просторного помещения, поэтому павильон в Париже имел длину 150 метров против нынешних 64-х.

Внешний облик павильона несколько отличался от ныне восстановленного, при этом основные конструкционные и оформительские решения ревизии не подвергались. Внешне существенным, но не нарушающим авторский замысел отличием является в парижском варианте иная величина оконных проемов павильона и наличие в новом здании площадок на верхней части постамента для массовых мероприятий.

Сохранен в музейном центре и эскизный вариант проекта парижского павильона для Всемирной выставки 1937 года. Таким величественное здание с венчающей его скульптурой Рабочего и колхозницы представало перед горожанами и гостями выставки с набережной реки Сены. На листе чертежного ватмана, в правом нижнем углу автор концепции вписал всех своих соавторов, участвовавших в создании шедевра.

Некоторая схематичность фигур скульптурной группы вполне объяснима, детальной проработкой занималась Вера Мухина, внося корректировки до последнего возможного момента перед воплощением. Художница стремилась передать стремительный порыв молодых людей, их реальное движение вперед.

Еще один экспонат выставки о предварительной подготовке к созданию скульптуры Рабочий и колхозница показывает взыскательность авторов и глубину проработки деталей. Для общего обсуждения авторского коллектива выбраны ручные орудия, используемые в промышленном производстве, строительстве и сельском хозяйстве.

Вполне очевидный даже на первый взгляд выбор серпа и молота подвергался сомнению не в противовес их использованию в государственном гербе, а ради достоверности и жизненности изображения. Выбор был практически очевидным, но взыскательные художники коллективно выверяли творческие решения.

В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Молодое государство не собиралось упускать свой шанс упрочить свои международные позиции и объявило конкурс на создание павильона. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. А именно — показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков».

В конкурсе победил Борис . Павильон для выставки планировался в классическом стиле, а центральную его часть должна была занять скульптура.

Идея увенчать здание гигантской статуей была тогда в моде — достаточно вспомнить проект монструозного Дворца Советов того же Иофана.

Образ же скульптуры для выставочного павильона, как вспоминал архитектор, «родился очень скоро: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот. Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника — крылатая победа». На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская».

По воспоминаниям Иофана, сам павильон, а не его содержимое должен был оказаться на выставке главным экспонатом, потому что «нам еще почти нечего было показывать, кроме диорам, фотографий, макетов, красочных панно. Последний, четвертый, завершающий зал павильона вообще был пустым: в середине стояла большая статуя Сталина, а на стенах располагались плоские панно. В советском павильоне преобладали скульптура и живопись».

Комиссия идею павильона в целом одобрила, а вот нюанс в виде проекта скульптуры Иофана ей не очень понравился. Пришлось проводить срочный конкурс на еще одну версию памятника, где победила Вера Мухина. Тогда как Иофан запечатлел юношу и девушку «в торжественной поступи», Мухина превратила эту поступь «во всесокрушающий порыв».

Скульптор-монументалист Вера Мухина. Ее монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В.И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б.М. Иофаном. 1947 год

Выполнить скульптуру решили не из бронзы или меди, которые поглощали бы свет, а из нержавеющей хромникелевой стали, ведь памятник должен был сиять так, чтобы затмить и орла на павильоне Германии, и Эйфелеву башню. Соединять листы на памятнике, который сама Мухина называла «Рабочий и крестьянка», постановили не заклепками, как это принято в США, а сваркой.

Существенным отличием от версии Иофана в композиции стало большое полотнище материи, летящее за группой. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы — ею девушка придерживает стальную «ткань».

Впрочем, творческий полет мысли Мухиной высокая комиссия оценила не полностью. Во-первых, дуэт было предложено одеть, для чего скульптор выбрала максимально нейтральные сарафан и комбинезон, оставляющие открытыми ноги и торс соответственно. Во-вторых, сомнения вызвало то самое полотно. Так,

председатель правительственной комиссии , прибыв на «смотрины», удивился: «Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!»

На что Мухина ответила, что «это нужно для равновесия». Скульптор говорила в эстетическом контексте, но Молотов понял ее слова буквально и сказал: «Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос».

Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами, и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, потому что Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.

Комиссия в лице Молотова, Ворошилова и других членов правительства осмотрела памятник днем и никакой крамолы в складках одежды скульптурной группы, а также в профиле «рабочего» не увидела. По некоторым данным, туда же приехал непосредственно Сталин. Его шофер осветил памятник фарами автомобиля, потом подключили мощные прожекторы, но, видимо, увиденное удовлетворило вождя народов, и наутро Иофан передал Мухиной, что правительство довольно, а ее работа принята без замечаний.

Впрочем, после окончания Парижской выставки и возвращения статуи в Москву комиссар советского павильона Иван Межлаук был арестован, а также еще несколько инженеров, работавших над статуей. Им припомнили в том числе и донос Тамбовцева, директора завода. Реабилитированы они были уже после кончины Сталина, Межлаук — посмертно.

Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3,5 месяца. Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. Но в Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось разрезать скульптуру еще на несколько частей. Одиннадцать дней ушло на сборку, причем в процессе рабочие столкнулись с диверсией — трос-растяжка деррик-крана оказался подпилен, а вся конструкция грозила рухнуть на павильон. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно».

В итоге скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на крыше. По воспоминаниям Мухиной,

«немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко.

Возникала неловкость от того, что наша группа «Рабочий и колхозница» вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания».

Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» перед Северным входом на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б.М. Иофану. 1968 год

Главный приз — золотую медаль — советский и немецкий павильоны разделили. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Местные власти даже предлагали выкупить «Рабочего и колхозницу». А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Впрочем, были и критические отзывы. Например, писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».

Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. На сей раз — чтобы вернуться в Москву. Статую поделили на 44 части. При демонтаже и перевозке левая рука колхозницы, правая рука рабочего, элементы шарфа и другие важные части получили повреждения, но при новой сборке уже в Москве в январе - августе 1939 года их заменили на новые. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница», и монумент Мухиной планировалось установить там. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга».

Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Скульптору больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит церетелевский Петр I. Предлагала обладательница Сталинской премии и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались. «Мне остается только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры», — вспоминала она.

В 1947 году памятник стал фирменным знаком советского кинематографа — символом киностудии «Мосфильм». Именно с ее изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм «Весна». В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему официально. Но

поскольку скульптура большая, при ее съемках под углом происходило искажение изображения, поэтому в ноябре 1950 года Мухина изготовила уменьшенную модель специально для «Мосфильма».

Модель хранится там до сих пор.

Примечательно, что в 1975 году статую предлагали перенести, и проектирование нового постамента даже поручили все тому же Борису Иофану. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Тогда была проведена очередная реставрация памятника, продлившаяся на четыре года дольше из-за финансовых трудностей. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Он переехал ближе к проспекту Мира, на специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального творения Иофана, включая такие детали, как горельефы. Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету, по некоторым данным, в 2,9 млрд рублей.

Самым известным произведением советского скульптора Веры Мухиной является монумент «Рабочий и колхозница».

Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого…


Проект советского павильона архитектора Б. Иофана
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше.
Борис Иофан так объяснял свою идею:
«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937


Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы».
Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.


Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*
Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи.
«Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.
Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.


Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера


Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной
В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого.
Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.


Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.


Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура
Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор.
Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.


Процесс сборки статуи
Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».


Рабочая модель скульптуры


После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.


В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры.