Создавать вокруг себя любовь. Просто быть человеком Героиня моего очерка завуч школы

«Слово об учителе»

(очерк о Почётном гражданине

города Костромы ёгиной)

Я хочу рассказать о человеке, которого я совсем не знала и не могла знать, - о Корегиной Зинаиде Васильевне. Она умерла 1 июля 1991 года, ровно через месяц после моего рождения. О Зинаиде Васильевне я узнала от учителей, которые когда-то были ее учениками. Меня заинтересовал тот факт, что 29 декабря 1972 года именно этому человеку было присвоено Звание «Почетный гражданин г. Костромы». Она не была героем войны, не делала великих открытий, а была просто учителем. За что ей такая честь? И мне в тот момент захотелось узнать о ней больше.

В первую очередь я обратилась к племяннице Зинаиды Васильевны Корегиной Наталье Ивановне. Она оказалась очень доброжелательным человеком и хорошим собеседником. Благодаря ее отношению к семейным ценностям, архивам, мне удалось заглянуть в историю их старинного рода. И вот что я узнала.… Считается, что фамилия Корегиных произошла от названия реки Корега – правого притока реки Костромы, которая впадает в Волгу. В исторических документах пятнадцатого века впервые упоминается Корегинская волость Костромского уезда Московского княжества. Жители волостей Кореги, Железного Борка, Ликурги и Залесья подали челобитную московскому князю Ивану Грозному с просьбой защитить их от набегов казанских татар. Указ был подписан, и было построено «укрепление Буй – городок на Кореге». Места здесь были глухие. Основными занятиями жителей были охота, рыболовство, бортничество. Позднее, добыча соли, извести, глины. Именно в это место московские государи ссылали неугодных им, по их мнению, людей.

в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» описал жизнь русского народа. «И тут настала каторга корежскому крестьянину…»

Не по этой ли причине Корегины покинули свои родные места и перебрались в г. Кострому? Неизвестно, когда это произошло. Из «Родословия мещан Корегиных» видно, что Корегины уже в 1786 году жили в Костроме.

В семейном архиве также хранятся документы на покупку дома. Это был небольшой двухэтажный домик с кривыми коридорами, маленькими окнами. Он простоял 120 лет. Сейчас на его месте стоит Костромская филармония и сквер с двумя березками, которые очень долго украшали двор дома Корегиных. В нем выросли и жили все последующие поколения этой семьи.

Дел – пропасть! Но цель видна

Благородная и прекрасная…

Из воспоминаний:

«… По существу эта школа – коммуна была школой поисков. Ребята тут же и жили. Большое внимание уделялось вопросам самоуправления… Что отличало детей тех лет? Стремление к знаниям, жажда знаний. В 1920, 1924 годах в школу прибыли дети Поволжья после голода, и лицо школы, сама организация учебного процесса изменилась. В этой школе я не только сама давала свои первые уроки, но впервые получала уроки от ребят, от общения с другими учителями. Тогда едва ли не самым важным считалось решение задач «из задачника окружающего мира». Мир перестраивался, перекрашивался, и детям предстояло многое понять».

Затем была первая в Костроме семигодичная школа. Около 1000 учащихся, 22 начальных класса, из них 11- классы переростков. Дети были из разных семей, лишенных порой материнской ласки, но хорошо знающие цену куска хлеба. Молодая учительница не боялась трудных ребят, она их любила и в каждом старалась увидеть неповторимую личность.

О чем могут рассказать скупые записи в трудовой книжке? Наверное, о многом: о времени, трудовом пути человека.

1932 год. переведена в школу ФЗС№2 им. К. Либкнехта. Тогда это была образцовая школа. В 1935 году назначена на должность зав. учебной части школы им. Либкнехта.

В разделе «Сведения о поощрениях и награждениях» читаю, что в эти годы Зинаида Васильевна была премирована за высокие показатели в учебно-воспитательной работе, награждена, Грамотой Ударника, была участницей слета ударников в г. Иванове.

О Зинаиде Васильевне тех далеких предвоенных лет есть воспоминания Татьяны Александровны Селиверстовой, бывшего завуча школы №38: Она знала всех нас.

Каждое утро, когда мы, ученики 26-й школы, переступали порог школы, мы именно Зинаиду Васильевну видели. Она нас встречала. Всегда подтянутая, строгая, она оглядывала нас, здоровалась и, если что-то было не в порядке, очень коротко, но внушительно высказывала свое недовольство. И вот эту привычку – первой встречать учеников в школе – я позднее, став завучем, переняла у Зинаиды Васильевны…».

Зинаида Васильевна смолоду жила жизнью, которая не давала возможности остановиться и подумать о себе. При этом никогда никакой поспешности, суетливости, наоборот: Во всем, что бы Зинаида Васильевна ни делала, видна была продуманность, четкость. Она привыкла жить работой. Искренняя озабоченность множеством складывающихся человеческих характеров и судеб, глубокая откровенность за них как бы заслоняли от нее собственную судьбу. Это именно тот случай, когда человек предан делу самозабвенно, поглощен им весь без остатка и иначе жить не может…

И вот наступил 1941 год… Запись в трудовой книжке от 01.01.01 года:

«В связи с призывом директора средней школы №26 т. в ряды РККА назначить на должность директора этой школы т. Корегину».

И еще одна запись 1941 года:

«В моей памяти она учитель и директор школы. Строгая, всегда элегантная. Строгий костюм собственного шитья в английском стиле. Всегда внимательная, заботливая, каждое утро встречающая всех учеников и вечером провожающая их. У меня ощущение такое, что все ее уважали, а некоторые боялись и уважали. Я никогда не слышала, чтобы она повысила голос… Неунывающая, если даже ей было плохо, и если она болела. Я стала учителем, а потом председателем городской профсоюзной организации. Когда было плохо, было трудно, когда я начинала психовать, плакать и расстраиваться, она мне говорила так: «Снявши голову, по волосам не плачут. Приняла решение – сама и находи выход из ситуации. Не вешай свои неприятности на других, умей слушать людей и слышать их».

(, председатель Костромской городской профсоюзной организации работников образования и науки, Отличник народного просвещения).

«В ее внешности не было ничего броского, вызывающего. Темные волосы, в которых с годами все больше появлялась «серебра» Неизменный темно – синий костюм с белоснежной блузкой был нарядным и строгим одновременно. Конечно, тогда мы, ученики, еще не понимали, что эта внешняя скромность всегда отличала подлинную русскую интеллигенцию. К ней относилась и наша Зинаида Васильевна. Удивительно, но за пять лет от памятного дня открытия школы №12 до выпускного вечера я ни разу не слышала, чтобы Зинаида Васильевна на кого-то повышала голос, была резкой и раздражительной. А ведь ученики ей достались всякие. Какой силой она обладала, чтобы от одного укоризненного взгляда самый бесшабашный «нарушитель» как-то сникал и чувствовал себя виноватым! В ней сочетались твердость, строгость и сердечность, человеческая теплота, нежность, которую не всегда можно было разглядеть за этой внешней строгостью. Наше детство, юность совпали с трудным послевоенным временем. У большинства моих одноклассников не вернулись с войны отцы. Жили мы все небогато. Не было тогда у нас ни компьютеров, ни телевизоров, ни других чудес техники. Нашим домом, местом общения была школа, и Зинаида Васильевна сделала этот дом теплым, добрым, уютным…

В единственном зале на втором этаже, куда выходили двери большинство классов, не было беготни, но часто звучали музыка и смех. Здесь нас учили танцевать, здесь проходили веселые новогодние «бал-маскарады» и репетиции нашего замечательного хора, а однажды был поставлен настоящий спектакль по сказке Габбе «Город мастеров» И всей этой радостной, многообразной, бурной школьной жизнью мудро, ненавязчиво управляла Зинаида Васильевна. Не одна. Вместе с учителями, которые были ее единомышленниками и друзьями. Мы любили своих учителей. Мария Юрьевна Пурэн, Наталья Филипповна Колосова, Нина Константиновна Ильичева, молодой тогда выпускник пединститута Константин Андреевич Морев потом сами возглавляли школы, получили почетные звания. М. Ю Пурэн и – Заслуженные учителя РСФСР, – Почетный гражданин г. Костромы. Но тогда в пятидесятые годы, как и для нас, школьников, была для них учителем и наставником. Она умела понимать людей. Неважно, кто передней был: девчонка – школьница со своими радостями и горестямимолодой учитель или пожилая женщина с нелегкой судьбой. Я очень благодарна Зинаиде Васильевне не только за себя, но и за мою бабушку. Война отняла у меня родителей, их заменила бабушка и дедушка. Но….он был священником. А в те годы это считалось чем-то плохим, почти позорным. Зинаида Васильевна пригласила мою бабушку в родительский комитет, и моя милая бабуся почувствовала себя человеком, который может помочь другим детям, который нужен и пользуется уважением. До конца своей жизни она хранила перевязанные ниточкой небольшие листочки тетрадной бумаги с приглашениями на заседания родительского комитета и благодарностями за воспитание внучки, подписанные.

Бывают такие люди, встретить которых в своей жизни счастье. Таким человеком была Зинаида Васильевна Корегина. (, Отличник народного просвещения).

Когда я слушала рассказы о ее бывших учеников, людей очень разных, я вдруг почувствовала, что они почти одинаково описывают ее внешний облик: не яркие броские наряды, а скромную элегантную женщину, красивую в своем строгом костюме. Наверное, о таких людях сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

И еще раз я обратила внимание на то, что все эти люди, с которыми я встречалась или разговаривала по телефону, - учителя. Они сами уже не молоды, многие ушли на пенсию, имея заслуженные награды за педагогический труд. Многие из них были директорами школ. А может, все это не случайно? Может быть, они стали замечательными учителями потому, что в начале их жизненного пути им встретилась?

Людмила Павловна Алядинова вспоминает, что Зинаида Васильевна была не только ее школьным учителем, но и старшем товарищем по работе, ее наставником.

« После второго курса института по семейным обязательствам я пришла в школу работать старшей – пионервожатой и вести уроки русского языка в пятых классах. Это была идея Зинаиды Васильевны. Так началась моя педагогическая деятельность. И сейчас я поняла, как Зинаида Васильевна формировала во мне педагога.

Посетив мои уроки в пятом классе недели через две с начала моей работы, Зинаида Васильевна проанализировала их так подробно, но так доброжелательно, что я удивилась, как это я сама не додумалась до некоторых моментов. Но очень захотелось быть хорошим педагогом. «Самое главное – говорила Зинаида Васильевна – ты должна определить цель, чего ты хочешь достичь, а потом уже ищи методы достижения».

Большим событием в школе были педагогические советы. Слушать Зинаиду Васильевну было одно удовольствие. Она е столько анализировала наши уроки и знания учащихся, сколько как-то очень ненавязчиво подталкивала нас к творчеству. В 1966 году меня пригласили работать в Гороно на должность заведующей методическим кабинетом. Естественно, что опыта у меня никакого как у руководителя не было. И вот тут опять на помощь пришла Зинаида Васильевна.

Зинаида Васильевна была ни просто талантливым и мудрым педагогом, она щедро делилась своим талантом, стала учителем учителей и сыграла огромную роль в судьбе многих педагогов. Это яркая звезда на небосклоне образования, которая щедро святила нам многие годы».

Мирра Моисеевна Скаржинская тоже была и ученицей, и коллегой Зинаиды Васильевны. По состоянию здоровья она не смогла принять меня лично, но по телефону сказала о том, чем особенно запомнилась ей Зинаида Васильевна Корегина: «Внешний облик: невысокого роста, худенькая, с пронизывающим взглядом темных глаз. Голос глуховатый, спокойный. Волосы серебряные, слиток серебра. Она несла традиции русской интеллигенции. Предельная, аскетическая скромность. Доброжелательность, принципиальность и строгость, предельно строга к себе. Будучи депутатом, она образовала депутатскую группу, в которую входили и учителя. Зинаида Васильевна умела воспитывать из них общественных деятелей. Она окружала себя талантливыми людьми. Таким человеком была первая директор вашей 38 школы Мария Юрьевна Пурэн. Зинаида Васильевна считала, что каждый учитель должен иметь свою индивидуальность, соответствовать моде, одеваться красиво».

(, Отличник народного просвещения).

В 1959 году Зинаида Васильевна ушла на пенсию. Казалось бы, впереди ее ждет заслуженный отдых, тихая и спокойная жизнь, но и на пенсии она осталась Учителем для всех. С 1939 года она неоднократно избиралась депутатом городского совета народных депутатов. С новой силой, энергично она принялась выполнять свои депутатские обязанности. Будучи депутатом, она ничуть не изменилась: тот же стиль, те же принципиальные установки. Она умела сделать свою работу для каждого нужной, интересной. Тогда в егоды в Костроме почти ежегодно появлялись новые садики, школы. Проводились капитальные работы.

Общественник большой, руководитель

Все ясно ей, к чему идем в наш век,

Она и методист, и лектор, и Учитель,

Наставник, мудрый друг и просто ЧЕЛОВЕК!

Документы:

1. «Трудовой список» Корегиной З. В 1927 год.

2.Трудовая книжка

4.Рукопись и рисунок.

5. Поздравительные адреса.

Воспоминания: (в устной и письменной форме).

Наталья Алексеевна Куликова, героиня нашего очерка, называет имена трех женщин, без которых, по ее мнению, учителем она бы не стала. Нина Алексеевна - первая учительница первоклассницы Наташи. Аврелия Васильевна Кузакова – завуч 75-й школы, преподавшая выпускнице Череповецкого пединститута азы реального вхождения в профессию. Виктория Петровна Лебедева – трудоголик, новатор, педагог с огромным опытом, частицей которого она щедро поделилась с молодой учительницей из-под Вологды.

На самом деле все было предопределено свыше. Просто родилась девочка, а некий «ангел с учительским дипломом» нежно поцеловал ее в макушку. Все школьные годы Наталья Алексеевна не помнит себя без красного галстука. Вначале сама пионерка, позже – вожатая в младших классах. Дети слушались ее не просто беспрекословно, им нравилось это делать. Что-то такое было в характере этой худенькой девочки в очках, что заставляло других пристраиваться рядом и равнять шаг по ее походке.

Наталья поступила в пединститут, училась на «отлично». Как раз в те годы она изобрела формулу «учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться!».

Когда семья Куликовых в 1984 году приехала в Дуброво (муж - офицер), Наталья Алексеевна пришла на работу в СОШ № 75.

Школа была экспериментальная – новый, очень интересный и захватывающий вид деятельности. Можно было самим выбирать программы, учебники. Наталья Алексеевна сокрушается, что в действующие сейчас строгие нормативы обучения не включен ее любимый Петерсон. А тогда, в 80-е, и Петерсон, и методика Эльконина-Давыдова, использующая психологические принципы обучения, давали замечательные результаты. Н.А. Куликова с группой единомышленников и с одобрения В.П. Лебедевой участвовали в создании прогимназии – работали в ней с дошкольниками. А какие придумывали новые школьные предметы, какие наглядные пособия использовали! Скажем, во время уроков на экран демонстрировались слайды. Рукотворные – на прямоугольниках из прозрачной пленки. Наталья Алексеевна рисовала картинки, слова, схемы. Использовалась обыкновенная черная тушь с «необыкновенной» добавкой. Какой - не поверите: сахарным сиропом!

Как Наталья Алексеевна находит время для выполнения еще и обязанностей завуча – непостижимо. Нескончаемый поток отчетов и справок – это все на ней. Не забыть о сохранении здоровья учеников и, хоть это непривычно звучит, учителей. Грамотно составить расписание, продумать организацию динамических пауз, школьных перерывов, разработать схему внеурочной деятельности – тоже ее обязанность. Внеурочная деятельность – это вообще бескрайняя тема для размышлений завуча начальной школы. Найти занятие, которое будут интересным для большинства учеников, очень непросто. Но ведь находит!

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук И менно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

-На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступным и для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой . Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации , - так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

- Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу.

- Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

- Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

- Ваше хобби ? Ч ем вы люби те заниматься в свободное время?

- Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина , детективы.

Учитель …Э то уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … И менно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна – человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации , - так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

-Учитель Э та профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно – если не любишь детей . В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность , – рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

Анастасия Левченко и Анастасия Богатырева

Очерк написан ученицами 9 класса МОУ СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Уважаемый всеми учитель

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень

Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

Ваше хобби? Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина, детективы.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … Именно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации,- так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

Учитель… Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно - если не любишь детей. В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность, - рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

В свободное время, которого у Елены Георгиевны и не очень-то много, она любит читать детективы А. Марининой.

Учитель…Это уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»


Предварительный просмотр:

Наш уважаемый и очень любимый учитель

Вот уже около 20 лет работает учителем биологии в средней школе посёлка Красный Текстильщик Болдырева Светлана Николаевна. Светлана Николаевна - человек, который знает и любит свой предмет. Свои знания и любовь к окружающему нас миру растений и животных она старается привить каждому из своих учеников.

Светлана Николаевна добрый учитель, приятный собеседник. С ней можно обо всём поговорить.

Учитель - это моё призвание. Не каждому дано стать учителем

В учениках я ценю старательность, добросовестность, отзывчивость, аккуратность и любознательность. Быть учителем трудно, потому что, это каждодневный труд. Учитель должен быть хорошим психологом и уметь оценивать себя, - рассказывает Светлана Болдырева.

Свободного времени у Светланы Николаевны очень мало, но, когда оно бывает, очень любит читать классику.

Ей близка лирика Сергея Есенина. В свободное время, очень часто берет его томики.

Любит послушать русские популярные песни. Иногда слушает и шансон.

Любимый праздник - Новый год. Отмечает его, как и большинство людей, в кругу близких и друзей. А на стол в их семье обычно подают любимую всеми фаршированную утку.

Самым памятным днем в ее жизни стал день, когда родился сын, потому что дети - смысл жизни.

Светлана Николаевна очень любит розы, которые дарят ей по праздникам.

Дать хорошее образование своему сыну и принять участие в воспитании внуков – это одна из главных задач Светланы Болдыревой на ближайшее время.

- Наша Светлана Николаевна самая лучшая из лучших классных руководителей. Она бывает строгой, но справедливой, доступной и весёлой. На классных часах и внеклассных мероприятиях содержательно и увлекательно доносит до нас информацию. Любой спорный вопрос или конфликт она решает с нами, очень редко привлекая к этому родителей, – так отзывается о своём классном руководителе ученица 10 класса Дементьева Наталья.

На каждом уроке, применяя компьютерные технологии, различные виды наглядных материалов, интересные и занимательные задания учитель биологии рассказывает о клеточном строении, о строении человека и круговороте воды в природе. Уроки этого педагога очень содержательны и увлекательны.

Светлана Николаевна хорошая хозяйка, у неё и в кабинете и в квартире всегда идеальный порядок. Как учитель – предметник, она старается личным примером показать, что выращивать комнатные растения и ухаживать за ними - это очень увлекательный и полезный труд. В кабинете биологии несколько десятков различных видов комнатных растений. Это один и самых интересно и со вкусом оформленных кабинетов в школе, – говорит о своей коллеге Ермолаева Елена Владимировна.

Светлана Николаевна наш уважаемый и очень любимый учитель.

Анастасия Богатырева и

Анастасия Левченко,

п. Красный Текстильщик

Галина Михайловна Ременникова - учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область.

Галина Михайловна - победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации - 2007», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель - 2009», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 2009, 2010 гг. Увлечения: цветоводство, психология, поэзия.

«Беглый очерк беспокойного сердца»

Истинное назначение человека - жить, а не существовать.
Джек Лондон

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Д. Левитанский

Не знаю, почему ни учёные, ни писатели не договорились насчёт того, с какого возраста человек отчётливо себя помнит. Но какова бы ни была точка отсчёта, помню одно: передо мной всегда была дворовая детвора. Мои разновозрастные друзья пока понятия не имели об учителях и учениках. В детский сад я пошла только за год до школы, так как мест в детских садах было недостаточно. Впрочем, это нисколько не наводило на грусть ни меня, ни моих друзей. Из всей дворовой команды я первая пошла в школу. И тогда не только я, но и мои друзья стали отчётливо понимать, что такое школьные уроки и кто такой Учитель.

В моих руках всегда был принесённый из школы кусочек мела. Во дворе стоял весёлый гомон, а потом, по сигналу кем-то принесённого звонка, замирал, и наступала тишина. Все рассаживались. И вот стройными рядами появлялись написанные мною буквы и числа. Для моих друзей это была игра. А для меня? Вряд ли я задумывалась над этим. Никто не проводил профессиональный отбор, этого не будет и потом. Учителем надо родиться.

У нас было всё как в настоящей школе: и уроки, и перерывы на обед (их позже назовут горячими завтраками). У меня не было часов, но были перед глазами детские лица и глаза. Именно они, глаза, учат нас понимать ребёнка. Уже позже в институте, изучив психологию и педагогику, я узнала и о познавательных процессах, и многое другое... А пока… на завтрак никто не торопился по другой причине. Я частенько угощала детей горячим хлебом и мёдом. Хлеб выпекали в местной пекарне. Он всегда был пышным и горячим. Мы вдыхали смешанный запах хлеба и мёда и были счастливы. Этот счастливый мир и называется Детство.

Мой профессиональный выбор был вполне осознанным: педагогический институт. В водовороте студенческой жизни я не заметила, как пролетели четыре года. Интересная студенческая жизнь, научные конференции, студенческие олимпиады - всё позади. Я молода, полна энергии и творческого порыва.

И вот первые уроки.

Нам каждый год встречать и провожать,
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать,
И с каждым мигом становится лучше.

Моя трудовая жизнь складывалась удачно и успешно. Я стремительно продвигалась по карьерной лестнице. Год 1988. Мне ещё только 26. А я уже директор крупной сельской школы в Республике Казахстан. Но!

Следом за новыми историческими понятиями: «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление» придут другие - ГКЧП, развал Союза ССР. В новой системе ценностей не осталось места комсомолу, партии…

А за плечами уже немалый педагогический опыт, опыт руководителя, и в сердце всё та же неподдельная любовь и привязанность к детям. Но многое рушится так неожиданно, что на мгновение задумываешься и о смысле жизни, и об отданных семи годах работы директором. Находясь в сложнейшей ситуации, начинаешь понимать: а может начать всё сначала.

Меняется время, я меняю место жительства, но неизменной для меня остается главная жизненная задача - воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Я просто очень люблю свою работу. Помните, И. Кант утверждал, что «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Мы часто смотрим на небо, усыпанное мерцающими звёздами. Но они так далеко, а я всегда хотела зажигать звёзды здесь, на Земле.

…Ведь, если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?..
…Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

В моей педагогической практике были, есть звёзды и звездочки, и я уверена, их будет много. Мне удивительно везёт. Все они разные, и в этой их неодинаковости - их уникальность, их индивидуальность. В этой непохожести - неповторимость, творческий потенциал и оригинальность, яркость и необыкновенность каждого.

А ещё я считаю, что каждый человек должен оглядываться назад. «Для чего?» - спросит обыватель.

Мы нынешние - продукты прошлого. Мы взяли из прошлого главное - себя, свой опыт. Прошлое - это путь, по которому мы пришли в настоящее. И от этого пути отказываться нельзя. В сущности, мы затрагиваем две стратегии жизни. Предположим, кому-то больше импонирует персонаж древнегреческой мифологии. Птолемей (наперёд мыслящий) символизирует жажду новаций, открытость к неопределённому и опасному будущему. Другой брат Эпиметей (мыслящий прошлым) желал сохранить то, что было, воспроизводил вещи и порядки, хорошо испытанные временем.

Я считаю, что прошлое и будущее неразрывны. В моей практике были талантливые и действительно одарённые ребята. Они есть и сейчас, уверена, будут и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

Мои ученики - это особый мир. Я многому у них учусь. Детский мир такой богатый и разнообразный! Судьбы моих бывших учеников всегда в моей памяти. Анастасия Г. - талантливая и способная старшеклассница. Но она лишена материнского внимания и заботы. За асоциальное поведение маму Анастасии лишили материнства.

Вместе со своей ученицей я прожила творческую жизнь длиною в два года. Девушка успешно защитила два научных исследования: «Определение типа ситуации обучения» и «Отношение школьников к учению». Они отмечены экспертной комиссией областной НПК НОУ «Поиск», и Анастасия дважды стала лауреатом конференции.

Успех Марины М. на поприще науки и творчества был ещё труднее. Когда мы познакомились, то она была конфликтным и эмоционально несдержанным подростком. Возможно, сказалось то, что многие годы её воспитывал только отец. Но исследование «Научить ребёнка читать! Как?...» стало для неё знаковым. Она одержала победу, прежде всего, над собой. Поняла, что надо ежедневно серьёзно заниматься наукой, учиться, воспринимать правильно и неудачи, и победы. Я смотрела на Марину во время вручения Диплома лауреата и думала о том, сколько их в моей жизни юношей и девушек, так рано повзрослевших из-за семейных драм.

А вот передо мной стоят трое юношей: Иван Ж., Руслан Ю. и Александр Ш. Я смотрела на этих взрослых парней и видела, что и у них тоже проблемы. С ними я прожила необыкновенные часы общения. Исследование «Криптография без секрета» (или «Математические загадки детективного сюжета») стало первой в моей профессиональной практике работой, позволившей красиво соединить одновременно детские исследования в области литературы, математики и информатики. Ребята привезли несколько победных наград с областной конференции, научили лично меня многим премудростям информационных технологий. Да, это было недавно, это было давно!

Каждый раз я анализирую ситуации и размышляю, какой прием воспитания трудных подростков мною использован. Каким было моё очередное действие, успешно повлиявшее на судьбу, на поведение и позиции ученика? Какие профессиональные трюки были более действенными? И отвечаю - исследовательский. Именно этот подход изменяет взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков «трудного».

Все жизненные ситуации не похожи друг на друга. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. Но неизменным будет одно - помощь будет оказана.

Дети с искалеченной судьбой. «Трудные дети». «Группа риска»… Что стоит за этим всеми известными и давно привычными терминами? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.

Вся моя педагогическая деятельность - это большой проект «Трудные дети», рассчитанный на объединение всех специалистов вокруг данной проблемы. Не стоит акцентировать внимание на терминах «проблемные» и «трудные» дети, надо искать причины появления этого «феномена». К сожалению, необходимо признать, что чаще всего причина появления данной проблемы происходит по вине взрослых (учителей, родителей). И это не только результаты исследований учёных, это и личный опыт работы. Ситуация в государстве поменялась. На проблему появления такой категории детей надо взглянуть по-новому. Моя педагогическая деятельность - это постоянный поиск новых технологий для разрешения сложных ситуаций. Я постоянно ищу алгоритмы работы в так называемых проблемных зонах.

Исследовательский подход, который я использую в своей профессиональной деятельности, вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные темы, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Мои учащиеся овладевают культурой самоисследования, исследования собственной учебной деятельности.

Всю работу по подготовке юных исследователей я веду с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, через организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Это мудрое решение позволяет мне готовить к выступлениям учащихся на областные и всероссийские научно-практические конференции.

Школа - это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки - это все так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования - не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

Я помогаю своим ученикам приобщаться к миру науки, приобретать навыки исследовательской работы, столь необходимой при обучении в высших и средних специальных учебных заведениях. «Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех», - говорю я своим ученикам. И вот у моих юных исследователей появляются свои первые публикации. «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту», - напоминаю я снова и снова слова Конфуция.

Мои ученики понимают, что они «должны стремиться к знанию не ради споров, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Я всегда несу ответственность за судьбу ребенка, который унесет в большой мир не только знания, не только ошибки и сомнения, но и частичку меня.

Учитель! В моей профессиональной деятельности было всё: взлёты и падения, снова подъём, снова каждодневная работа, прежде всего, над совершенствованием своего профессионального уровня. Какие бы неопределённости и трудности ни встречались в моей жизни, я никогда не испытывала даже малейшего желания уйти из профессии. Наоборот, сложности меня закаляли, моё желание учить и быть рядом с детством никогда не исчезало. Наверное, я просто люблю детей, ведь они такие разные! Я просто люблю свою работу, ведь меня поддерживает самая великая сила - сердца моих учеников.

Но я точно знаю: никем другим я не стала бы работать! Я даже и сейчас думаю: а может я больше ничего и не умею - просто умею учить детей. И для меня нет ничего дороже. Так буду же своей работой наслаждаться, обладая великой силой учителя - владеть сердцами своих учеников!

Завтра будет новый школьный день. И снова завтра в классе на меня будут смотреть глаза моих учеников. Ведь я - Учитель!

Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.

Наверное, пора ставить точку в «беглом очерке». Но снова и снова я вчитываюсь в мудрости древнего Востока.

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришёл ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты ещё мог меня научить?»

«Ты научился всему, чему бы я мог тебя научить», - сказал мастер.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки и победил его.

«Странно, - сказал побеждённый, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приёмом, которого я не знал?»

«Юный друг, - сказал мастер, - всё верно! Всему, что я мог, я тебя научил. Только этот единственный приём приберёг для сегодняшнего дня».

Я, мои коллеги, поделилась с Вами весьма бегло. Рамки данного очерка не позволили мне описать судьбы многих моих воспитанников. Но даже если бы и была возможность, то всегда останется хотя бы одно, что принадлежит только мне. Теперь всё.