Старой пинакотеки в этой галерее.  Нить Ариадны: Путеводитель ~ Германия ~ Мюнхен ~ Старая Пинакотека

Старая пинакотека, построенная в Мюнхене в 1836 году, считается одной из старейших художественных галерей в мире. Король Людвиг I Баварский хотел создать крупнейший в мире музей с подобным замку экстерьером. Здесь представлены картины XIV-XVIII веков художников из Испании, Германии, Нидерландов, и многих других стран.

Коллекция Пинакотеки

В Старой пинакотеке находится одна из самых важных художественных коллекций в мире. В галерее собрано более 800 картин, среди которых многочисленные известные шедевры из Европы.

Коллекция ранней голландской живописи, в том числе работы Рожье ван дер Вейдена и Диерика Бута, можно найти в непосредственной близости от раннего немецкого искусства. Старая пинакотека в Мюнхене содержит картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет» 1500 года и «Четыре Апостола», а также шедевры Майкла Пачера, Альберта Альтдорфера и Лукаса Кранаха. Объем и качество коллекции фламандской живописи в Мюнхене, в которую входят работы Рубенса, Ван Дейка и Джорданса, делают ее уникальной. В фонды музея также входит «Святое семейство Каниджани» — первый шедевр Рафаэля. Старая пинакотека также может похвастаться картинами Тициана и Тинторетто, Рембрандта и Франса Хальса, Мурильо и Веласкеса, Шардена и Буше.

Ее обширная коллекция позволяет исследовать развитие живописи от Средневековья до конца эпохи рококо. Этот историко-художественный путь продолжается работами XIX века, представленными в Новой пинакотеке, а также шедеврами XX века и нашего времени в Пинакотеке современности.

Особенности музея

Коллекция музея, как и все его галереи, находится под управлением Баварского государственного собрания картин. Более 800 произведений мастеров живописи представлены не только в Старой пинакотеке, но и в других местах Баварии, в том числе в галереях дворцов Шляйссхайма и Нойбурга.

Выставки в 2018 году

Являясь картинной галереей мирового класса, Старая пинакотека — это также место, где выставки морового уровня. Чаще всего они вращаются вокруг тем, взятых из аспектов европейской живописи, начиная со Средневековья до XVIII века. Частью долгой, продолжающейся традиции являются малые студийные выставки, а также презентации произведений из собственной коллекции музея.

Jablonec"68 - Первый международный симпозиум серебренных украшений
Новая Пинакотека
10.03.2018 - 03.06.2018

Ikko Tanaka. Лица. плакаты
Новая Пинакотека
03.03.2018 - 17.06.2018

PAUL KLEE. Строительство тайны
Новая Пинакотека
01.03.2018 - 10.06.2018

Sketchbook. Сказки из собрания Государственной Мюнхенской графической коллекции
Новая Пинакотека
22.02.2018 - 21.05.2018

FRITZ WINTER
Новая Пинакотека
03.02.2018 - 10.06.2018

Страны и люди
Новая пинакотека
17.01.2018 - 09.07.2018

Подробнее на pinakothek.de/en/exhibitions/current

Шедевры Старой пинакотеки Мюнхена

Леонардо да Винчи (1452-1519), возможно, один из самых талантливых инженеров, художников, архитекторов и т. д., которые когда-либо существовали. Эта картина также известна как «Мадонна Литта». В любом случае ясно, что центральным мотивом этого шедевра является Дева Мария. Свет фокусируется на Марии, Иисусе и гвоздике, которую тот держит. Два окна на заднем плане напоминают спокойный, природный ландшафт, который равномерно распределяется посередине.

Самое интересное: детали пальцев — одна из лучших черт да Винчи.
Год: ок. 1478/80

«Святое семейство Каниджани», Рафаэль

Стиль Рафаэля (1483-1520) похож на да Винчи и Микеланджело. Однако эта картина включает в себя некоторые элементы, отличающие Рафаэля от других. Здесь присутствует северный пейзаж и мерцающие цвета. Изображенное утешение также характерно для да Винчи, но благодаря взглядам и языку тела Рафаэль смог создать ощущение покоя. Тихий пейзаж, переливы красок и спокойные фигуры — художник изобразил полную безмятежность.

Самое интересное: взгляды между всеми фигурами.
Год: ок. 1505/6

«Автопортрет в меховом манто», Альбрехт Дюрер

Когда-то автопортрет не создавался одним нажатием кнопки, а требовал долгого процесса смотрения в зеркало и рисования увиденного. Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал один из самых необычных автопортретов в истории искусства.

Смелый взгляд и расположение на картине придают ему подобный Христу вид. Сзади присутствует обычный фон, поэтому Дюрер не дает никаких указаний времени и места. И, поскольку тогда хэштегов не было, чтобы дать более подробную информацию художник использовал надписи.

Самое интересное: надписи.
Год: 1500

«Битва Александра», Альбрехт Альтдорфер

Альбрехт Альтдорфер (1482-1538) изобразил битву между Александром Великим и персидским царем Дарием III. Эта картина была сделана для герцога Баварского, боявшегося вторжения турок в Европу. Он создал это произведение как напоминание о силе и влиянии Александра на захваченной персидской территории.

Включив сразу два светила в свой шедевр, Альтдорфер продемонстрировал, насколько это был долгий и тяжелый бой. Кроме того, огромный ландшафт и тысячи солдат показывают всю значимость той битвы и ее масштаб.

Самое интересное: невероятная детализация каждого солдата.
Год: 1529

«Страна лентяев», Питер Брейгель

На этой картине Питер Брейгель (1525-1569) изображает два из семи смертных грехов: обжорство и лень. Возможно, это критика первого восстания в Бельгии. Кажется, это вымышленная земля лентяев или «Luilekkerland», о которой упоминается в голландской литературе. Там все только и делают, что спят. Вот почему искусствоведы назвали эту картину политической сатирой.

Самое интересное: ноги и нож в свинье.
Год: 1566

«Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс

Эта драматическая картина Питера Пауля Рубенса (1577-1640) изображает изнасилование двух дочерей Левкиппа. Двух женщин вынудили вступить в брак с этими мужчинами.

Все фигуры, включая мужчин, женщин и лошадей, смотрят в разные стороны и на картине создают путаницу тел. Это характеристики барочного искусства, которое картина воплощает в совершенстве.

Самое интересное: женские тела.
Год: 1617/18

«Автопортрет», Рембрандт

Другое историческое «selfie», на сей раз созданное Рембрандтом (1606-1669). Эта картина является первой из многочисленных автопортретов, написанных художником. Версия 1629 года похожа на призрак. Для одежды, волос, лица и фона Рембрандт использовал минимальный диапазон цветов. Сегодня это «селфи» напоминает популярную в инстаграме надпись «проснулся как-то так».

Самое интересное: небольшие пряди рыжих волос.
Год: 1629

«Мальчики с виноградом и дыней», Бартоломе Эстебан Мурильо

Чтобы изобразить этих двух нищенствующих мальчиков, Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682) использовал очень темные цвета. Мрачный фон символизирует бедность, которая в то время была частой в Севилье. Однако картина сочетает в себе нищету бездомных мальчиков и момент радости от еды, возможно, украденной. Виноград и дыня иллюстрированы с такой точностью, что напоминают стиль натюрморта.

Самое интересное: фрукты.
Год: 1650

«Мальчик, ищущий блох», Герард Терборх

Герард Терборх (1617-1681) особенно известен изображением голландского общества среднего класса. Он часто использовал очень тонкие цвета, что также имеет место в этой картине. Цвет стены смешивается с полом, одеждой и другими предметами в комнате. Картина выполнена в реалистичном стиле, благодаря чему предметы выглядят будто на расстоянии вытянутой руки от зрителя.

Самое интересное: детализация старой шляпы.
Год: ок. 1655

«Портрет маркизы де Помпадур», Франсуа Буше

Франсуа Буше (1703-1770) написал множество произведений маркизы Помпадур — любовницы короля Людовика XV. На этом портрете она изображена рядом ​​с книгами и письменным столом, тем самым демонстрируя свой интеллект. Изюминкой этой картины является платье маркизы и тщательная прорисовка всех цветов.

Самое интересное: посчитайте цветы.
Год: 1756

Туристическая информация

Вход: 4 EUR, по воскресеньям — 1 EUR.

Часы работы Старой пинакотеки Мюнхена: понедельник — закрыто, вторник — с 10:00 до 20:00, со среды по воскресенье — с 10:00 до 18:00.

Как добраться

На трамвае:
Линия 27: остановка «Пинакотека».

На метро:
U2|U8: остановка «Theresienstraße».
U3|U6: остановка «Odeonsplatz» или «Universität».

На автобусе:
Линия 154: остановка «Schellingstraße».

Адрес Старой пинакотеки Мюнхена: ул. 27, Мюнхен, Германия.

Парковка не предоставляется.

Удобства и где остановиться

Вход в музей:
Главный вход имеет пандус.

Лифты:
Есть четыре лифта. Обеспечивается доступ ко всем этажам музея.

Стулья и кресла-коляски:
В наличии имеются легкие складные стулья, а также кресла-коляски.

Уборные:
Туалет для инвалидов находится на первом этаже.

Раздевалка:
Гардеробная находится на первом этаже.

Отели рядом со Старой пинакотекой: отель Konigswache (Steinheilstr. 7, 80333 Мюнхен), das Hotel in Munchen (Tuerkenstr. 35, 80799 Мюнхен), Pension Geiger (Steinheilstr. 1 | Maxvorstadt, 80333 Мюнхен).

В славном городе Мюнхене есть три замечательных музея, несущих одно общее название: "Пинакотека". За два дня я успела осмотреть половину старой и новую Пинакотеки. Пинакотеку модерна осилить уже не успела из-за недостатка времени.

Пинакотека (фр. pinacotheque, от греч. πιναχουηκη, πιναξ - доска, картина и υηκη - хранилище) - у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. Ещё на рубеже III-II вв. до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский. Кроме афинской подобные пинакотеки существовали и в других местах в Греции, например, в Герайоне - храме Геры на острове Самос.

Древние римляне использовали этот термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства.

Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные галереи.

«Старая Пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) - картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия.

Почти уже обычное для меня предупреждение для тех, кому траффик дорог: очень много фотографий и информации. Перед вами предстанет очень много работ великих и известных, так и малоизвестных мастеров из старой Пинакотеки. Я специально убрала с фотографий рамы. На это было пару причин. Первая - кривые ручки и вторая - многие картины приходилось снимать под загадочным углом, т.к. по-другому они жутко отсвечивали. Сначала я пыталась как-то все каталогизировать для постов, но мой сайт, где я выкладываю фотографии решил все за меня. Он отсортировал мне фото в алфавитном порядке по именам художников. Так и поступим. Да, и мне очень помогала Википедия. Много информации из нее, хотя скажу честно: львиную долю тектстов приходилось переводить с немецкого, т.к. русский сегмент Вики почему-то слабо интересуется художниками и скульпторами. Если я брала фотографию из Википедии, то под ней стоит указание. Все остальные фотографии - сделаны мной.

Король Баварии Людвиг I приобретал многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в разных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 г., а уже в 1836 г. строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952-1957 гг.


« » на Яндекс.Фотках

В старой пинакотеке размещено около 700 полотен. Вход в музей стоит 13 евро и шатайся хоть целый день. Фотографировать можно, но без вспышки. Строгие линии залов, темные цвета стен, чтобы картины лучше были видны. Бродить там можно целый день. Я сообразила одеть сапоги на каблуках и через четыре часа осмотра могла исключительно ковылять, как на ходулях. Граждане девушки! Мой вам большой совет: при посещении художественных галерей - одевайте обувь на низкой подошве.

Из зала в зал, из зала в зал - в этом музее не найти скульптур, графики либо предметов прикладного искусства или старинной мебели. Здесь аскетично, строго, тихо, здесь только полотна, здесь ничто не отвлекает от самого главного - от созерцания. Ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, не надо переключать восприятие с одного вида искусства на другой.

Я устала и присела на банкетку. Попыталась почитать ЖЖ с мобильного. Тут же нарисовалась строгая тетя, осведомившая меня, что звонить и посылать смс тут нельзя. На мои возражения, что я не звоню и ничего не посылаю на фиг, было замечено, что стыдно при таком количестве гениальных работ рассеиваться на сатрапские бирюльки современности. Я устыдилась и на бирюльку больше времени не тратила.

Самая большая беда в старой Пинакотеке - это очень слабое освещение для фотографирования и размеры картин, развешанных от уровня носа до потолка. Все-таки в 15-18 веках у людей была явная гигантомания. Хотя, если бы ее не было, не видать нам сегодня великолепных работ, разглядывать которые нужно исключительно с расстояния 5-10 метров. Поражает трудолюбие и удивительное чувство гармонии художников.

1. Адриен Браувер (Adriaen Brouwer) (1605/06, родился предположительно в Оденарде, Бельгия - похоронен 1 февраля 1638 года в Антверпене) - фламандский художник.

Из Википедии

О детстве и юношестве художника известно очень мало. Родился в семье ремесленника. Его отец занимался росписью картонов для ковров. Оденардские ковры ценились во всей Европе. С детства будущий художник помогал отцу в мастерской, рисуя причудливые узоры будущих ковров. Предполагается, что в 1621 г. он покинул Бельгию, а в 1631-1632 г. художник переехал в Антверпен.

Браувер учился живописи у художника Франса Халса и в 1630 г. его принимают в антверпенскую гильдию художников св. Луки. Несмотря на фламандское происхождение, Браувер ипытывал большое влияние голландской живописи и был далек от пышной барочной фламандской школы. Несмотря на это, картины Браувера очень ценил Рубенс, который приобрёл у него несколько полотен для своей художественной коллекции и старался оказывать «неисправимому гуляке» свое покровительство. В 1633 г. Браувер арестован испанскими властями. Точная причина его ареста не известна, возможно он был арестован за участие в гентском восстании 1631 года. С 1634 г. и вплоть до своей смерти от чумы в январе 1638 г. Браувер проживал у антверпенского гравера Паулюса Понтиуса.

Браувер писал жанровые сцены из крестьянской жизни, крестьянские танцы, игроков в карты, курильщиков, бражников и драки, которые отличаются живостью и гениальностью замысла. Однако при жизни художника его полотна не были в цене, поэтому он испытывал нужду, так что его домашнее имущество было взыскано в пользу его кредиторов. Что самое удивительное, Браувер никогда не ставил даты создания на своих картинах. Большинство полотен Браувера хранится в мюнхенской Пинакотеке, в Санкт-Петербурге, Мадриде, Дрездене и Вене.

Браувер умер в возрасте 32 лет в Антверпене и был похоронен в общей могиле. Позднее, при содействии членов гильдии был перезахоронен 1.02.1638 г. на территории церкви кармелитов.


« » на Яндекс.Фотках
Крестьяне в таверне, играющие в карты


« » на Яндекс.Фотках
Пьющие и курящие крестьяне


« » на Яндекс.Фотках
Питейное заведение


« » на Яндекс.Фотках
Деревенский квартет


« » на Яндекс.Фотках
Драка между пятью крестьянами


« » на Яндекс.Фотках
Двое дерущихся

2. Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) - немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты. Самым известным произведением Альтдорфера стала грандиозная картина «Битва Александра». Глава и самый выдающийся представитель Дунайской школы живописи.

Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 г. в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина. В 1491 г. Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город. В 1505 г. Альбрехт возвращается и восстанавливает своё гражданство в родном городе. В 1506 г. Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера. Умер Альтдорфер 14 февраля 1538 года. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 г.

(Из Википедии)

«Битва Александра» - также известна под названием "Битва при Иссе".

Картина создавалась в 1528-1529 гг. по заказу герцога Баварии Вильгельма IV как одно из восьми первоначально задуманных герцогом полотен, изображающих битвы античности. В 1800 году мюнхенское собрание было разворовано французскими солдатами и более 70 полотен были доставлены во Францию. «Битва Александра» пришлась по вкусу Наполеону и находилась в ванной комнате дворца Сен-Клу, где ее и обнаружили прусские войска в 1814 году.

На полотне изображено сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария. Художник изобразил сражающихся в современных его эпохе доспехах. На переднем плане сошлись греки и персы. Греков можно узнать по бело-голубым доспехам. Персы сражаются в красном облачении, на некоторых из них надеты тюрбаны.

Особенностью картины является ландшафт с заходящим солнцем и восходящей луной. В центральной части картины мы видим колесницу Дария, преследуемую Александром. В левой части картины возвышается гора с замком. На заднем плане представлена восточная часть Средиземного моря с островом Кипр, за ним Красное море, правее Альтдорфер изобразил Египет с дельтой Нила, которую можно узнать по семи рукавам.

В воздухе свободно парит табличка с латинской надписью. В русском переводе: "Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников."


« » на Яндекс.Фотках
Лиственный лес со Св. Геогром

3. Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal, известный также под именем Canaletto - Каналетто) - итальянский художник, глава венецианской школы ведуистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко. Прозвище Каналетто кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.

(Из Википедии)

Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. В 1719 г. посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой * (см.сноску)

Многие работы Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. В 1740 г. этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент. В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. В 1755 г. художник возвращается в Венецию. В 1763 г. его избирают в Венецианскую академию художеств. Каналетто умер 19 апреля 1768 г. в родной Венеции.


« » на Яндекс.Фотках
Santa Maria della Salute und die Riva degli Schiavoni in Venedig

4. Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (исп. Bartolomé Esteban Murillo) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.

(Из Википедии)

Родился в Севилье, в конце декабря 1617 года. Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание отделаться от неё и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1645г. Мурильо вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.

Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» - мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п.


« » на Яндекс.Фотках
Дети, едящие паштет


« » на Яндекс.Фотках
Неприятная процедура

5. Я не знаю, что курил автор сего поста, когда обрабатывал фотографии, но имя художника, создавшего это полотно в первой половине 17 века - он написал совершенно неправильно. Поэтому рассказывать нечего. Но картина мне очень нравится, поэтому пущай будет.


« » на Яндекс.Фотках

6. Франческо Гварди (Francesco Guardi) (5 октября 1712, Венеция - 1 января 1793, там же) - итальянский художник, представитель венецианской школы ведуистов.

Портрет Франческо Гварди кисти Пьетро Лонги (Из Википедии)

Об этом художнике известно достаточно мало, во всяком случае я мало что нашла в атласе из Пинакотеки. Долгое время работал в мастерской своего брата Джованни Антонио Каналь (см. номер 3) и был мало кем замечен. Впервые стал самостоятельно работать с 1750 года и еще долгое время в его работах просматривалось влияние брата. Так же как и Каналь, Гварди привлекают венецианские и фантастические мотивы. Считается одним из последних представителей классической венецианской школы живописи.


« » на Портрет Франсуа Буше кисти Густава Лундберга (Из Википедии)

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах. Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполненением.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году.

Вернувшись из Италии, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии.

В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент, а затем - как мастер. Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах. В 1761 году - он становится её ректором, в 1765 году - директором. Своей карьерой Буше обязан не только своему таланту, но и покровительству маркизы де Помпадур, всесильной фаворитки Людовика XV.

Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. - последователи китайского философа Мо Ди - моисты - описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля. Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи».

(Из Википедии)

Все, первая часть прогулки закончена. У меня вопрос: это кому-нибудь надо, интересно? Мне продолжать? А то сами знаете, сколько времени уходит на такой пост, а у меня его мало. Вдруг это никому не интересно, а я тут распинаюсь. Я серьезно, я не кокетничаю!

Адрес: Германия, Мюнхен
Дата основания: 1836 год
Начало строительства здания: 1826 год
Окончание строительства здания: 1836 год
Координаты: 48°08"53.8"N 11°34"11.9"E

Содержание:

Краткое описание

Столица Баварии славится на весь мир своими роскошными замками, дворцами и резиденциями. Достопримечательностей и памятников истории и архитектуры в уютном Мюнхене просто не счесть.

Одной из главных его достопримечательностей является Старая пинакотека, посетить которую мечтают сотни тысяч ценителей живописи по всему миру. Многие туристы довольно часто задают своим гидам вопросы: «Что вообще означает слово пинакотека? Почему бесценные полотна художников хранятся в здании, носящем странное, на первый взгляд, название?». Ответы на все вопросы, связанные с музеем картин в Мюнхене, довольно прозаичны: пинакотека – это греческое слово, которое можно дословно перевести на русский язык, как «хранилище для досок или картин». Дело все в том, что первая часть слова обозначает в греческом языке и «доску», и «картину», однако во всем мире пинакотеками принято называть именно коллекции живописи.

К слову, в Мюнхене есть не только Старая, но и две Новых пинакотеки. Из названия становится понятно, что в Старой пинакотеке, о которой, собственно, и пойдет речь, хранятся произведения художников, живших во времена Средневековья и до 18-го века. А вот в новых пинакотеках хранятся картины, принадлежащие кисти мастеров, живших уже в 19-20-хх веках и даже наших современников. Перед тем, как рассказать об истории, архитектуре, внутреннем интерьере здания и о наиболее ценных экспонатах, хранящихся в нем, хотелось бы уточнить, что пинакотеки есть не только Мюнхене, но и в Ватикане , Болонье и многих других европейских городах.

Если быть предельно точным, то можно сказать, что пинакотека в Мюнхене обозначает даже не само здание музея, а коллекцию картин, стоимость которых просто невозможно установить. По мнению современных искусствоведов полотна Рафаэля, некоторых немецких художников просто бесценны и не имеют права находиться в одной из частных коллекций, они должны принадлежать народу. «Народу Баварии!», - уточняют гордые жители Мюнхена. Естественно, в этом нет ничего удивительного, ведь огромная коллекция картин, известная во всем мире под названием Старая пинакотека в Мюнхене, была собрана по большей части представителями легендарной династии Виттельсбахов , которые на протяжении 700 лет правили Баварией. Один из ее потомков по-прежнему живет во дворце Нимфенбург , залы и комнаты которого также являются настоящими произведениями искусств.

Старая пинакотека в Мюнхене - история коллекции и строительство здания

Свою длинную историю уникальная коллекция картин ведет еще со времен правления Вильгельма IV, который заказал известным художникам написать полотна, относящиеся к древней истории человечества. За работу в 1529 году взялись гениальные художники Фазелен, Альтдорфер, Бехам, Брёя и Бургкмайр. На первой картине, с которой и началась коллекция, было изображено легендарное сражение между Александром Македонским и Дарием. Написал эту прекрасную картину, которая и до сих пор продолжает радовать ценителей прекрасного, художник Альтдорфер, уже успевший на тот момент прославиться своими полотнами религиозной и военной тематики.

К слову, именно Альтдорфера современные специалисты считают основоположником и самым ярким представителем, так называемой, «школы Дунайской живописи». Как известно из документов, рассказывающих об истории коллекции, Вильгельм IV был настоящим ценителем произведений искусств, и кроме заказанных картин приобрел полотна работы Альбрехта Дюрера.

Как уже говорилось выше, Вильгельм IV лишь положил начало огромной коллекции, которую в наши дни может увидеть любой желающий. После него коллекция постоянно пополнялась: во времена, когда Пфальц был объединен с Баварией, для пинакотеки были отобраны лучшие картины из других городов, которые чудом удалось спасти во время захвата Дюссельдорфа, Манхайма и Цвайбрюкена французскими войсками.

В 19-м веке коллекционирование прекрасных полотен продолжил король Людвиг I, которого и по сей день считают настоящим искусствоведом. Он лично принимал участие в работе по систематизации, уже огромной к тому времени коллекции, и продолжал приобретать самые лучшие и самые ценные картины не только в Германии , но и по всему Старому Свету . Удивительно, но баварский король, который наслаждался великолепными полотнами в своем дворце, принадлежащим кистям величайших художников, осознавал, что вся эта красота и великое искусство не должно принадлежать только ему.

Людвиг I – один из немногих правителей, который безмерно любил свой народ. Чувство эгоизма никогда не было присуще Людвигу I, и он поручает талантливому архитектору Лео фон Кленце разработать план здания музея, в котором бы можно было выставить на всеобщее обозрение шедевры живописи. В 1826 году началось масштабное строительство здания, которое и получило впоследствии название «Старая пинакотека» . Стоит отметить, что все работы были завершены в рекордно короткие для тех времен сроки: уже в 1836 году в новое здание стали переносить из королевского дворца первые картины. Желая привить своим подданным чувство прекрасного, король издает указ, что в каждое воскресенье вход в пинакотеку будет свободным. Справедливости ради стоит отметить, что жители Мюнхена не спешили увидеть картины, большинство из них были безмерны рады тому, что на живописной лужайке перед входом в пинакотеку им позволялось проводить шумные пикники.

Вторая Мировая война, во время которой пострадала большая часть памятников истории и архитектуры Германии, не обошла стороной и Старую пинакотеку в Мюнхене. Бомбардировки, попадания снарядов и пуль серьезно разрушили здание музея. Практически все картины во время кровопролитных боев, проходивших на территории Германии, были надежно спрятаны. Здание Старой пинакотеки удалось полностью восстановить реставраторам только в 1957 году. Работы продолжались более пяти лет.

Нет ничего удивительного в том, что музей, в котором находилась бесценная коллекция картин, так долго ждал своей очереди на реставрацию. После страшной войны пришлось из руин восстанавливать и Рейхстаг , Шарлотенбургский дворец и другие, не менее значимые для каждого немца, памятники. Однако те страшные времена уже остались в далеком прошлом, и сейчас старая пинакотека является одним из самых интересных мест для жителей Мюнхена и десятков тысяч туристов, приезжающих осмотреть достопримечательности столицы Баварии.

Старая пинакотека в Мюнхене - бесценная коллекция

В наши дни, посетитель, пришедший в здание Старой пинакотеки, может побывать в 19 огромных залах и 49 (!) кабинетах , в которых выставлены те самые уникальные картины, собиравшиеся на протяжении многих веков династией Виттельсбахов. Почти 700 картин доступны для ознакомления, среди этого огромного количества произведений искусств и полотна Рафаэля, и та самая первая картина из коллекции, в которой Александр Великий бился с Дарием. Описать все экспонаты коллекции, естественно, в одном материале не получится. Стоит лишь отметить, что в собрании картин широко представлена Испанская и Французская живопись, Голландская и Итальянская живопись и, конечно же, самой обширной является коллекция полотен, написанных немецкими художниками. Как уже говорилось выше, Старая пинакотека в Мюнхене в своих стенах хранит только картины, написанные до 18-го века .

Отдельного внимания заслуживает картина, названная «Мадонна с гвоздикой». Наверное, это один из самых ценных экспонатов, хотя, будет не лишним повториться, оценить в денежном эквиваленте полотна из Старой пинакотеки невозможно. Полотно «Мадонна с гвоздикой» была тщательно изучена специалистами при помощи ультрасовременных технологий и, как оказалось, она принадлежит самому Леонардо да Винчи. Как только эта новость облетела мир, в Мюнхен устремилось множество поклонников гениального художника и ученого, ведь согласно официальным данным, эта картина является единственной в Германии, которую написал Леонардо да Винчи.

При описании Старой пинакотеки нельзя не остановиться и на работах Альбрехта Дюрера, самыми знаменитыми из которых являются его собственный автопортрет и картина под название «Четыре апостола». Есть в Старой пинакотеке Мюнхена и «страшное место», возле которого практически всегда можно встретить огромные толпы туристов. На этом месте висит картина под названием «Страшный суд», принадлежащая кисти Иеронима Босха, получившего уже при жизни прозвище: «профессора кошмаров». Это полотно, выполненное в темных тонах, заставляет задуматься о жизни после смерти, многие туристы утверждают, что при его осмотре мурашки покрывают все тело. Ужасные чудовища, которых смог воплотить на картине Босх, терзают грешников. Искусствоведы говорят, что все монстры, изображенные на «страшном суде», это воплощение настоящих кошмаров, терзавших многих людей. Наверное, Босх, еще в далеком 1480-м году, по рассказам своих знакомых воспроизводил на холсте их самые страшные видения.

Если вы ценитель искусства и не знаете как провести свой отдых или отпуск, обязательно стоит отправиться в Мюнхен и посетить Старую пинакотеку. Для настоящего знатока это является мечтой всей жизни. Пинакотека считается одной из самых лучших картинных галерей в мире, на ровне с . В ней собраны произведения многих мастеров начиная со Средневековой культуры и до середины 18 века. Рядом со здание Старой пинакотеки можно найти Новую и Современную. В первой можно наблюдать работы художников 19-20 столетий, а во второй находятся произведения искусства уже 21 века.

История создания

Старая пинакотека начала свое формирование еще в старые времена. Именно тогда такая историческая личность, как Вильгельм IV начал конструирование простого музея, который должен был содержать в себе произведения абсолютно разных умельцев. Будучи всесторонне развитым и любителем живописи, Вильгельм издал приказ проводить сбор всех картин известных мастеров. Самостоятельно руководил этим процессом и заказывал картины у таких специалистов тех времен, как Бехам, Фезелен, Брёй, Альтдорфер и многие другие.

Первой в его коллекцию попала картина Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием». Написана она была в 1529 году. Именно это и положило начало стремительному росту картинной галереи. Вильгельм также приобретал работы у Максимилиана I, Максимилиана II, Дюрера. Все начальные картины были собраны по военной исторической тематике.

Продолжателем Вильгельма IV стал Баварский король Людвиг I. Приобретая разнообразные работы, он предпочитал хранить их в своих дворцах, не допуская к просмотру простыми смертными. Со временем такая его деятельно систематизировалась, и он начал приобщать к искусству простые народные массы. По его поручению в 1826 году архитектор Лео фон Кленце начал строительство музея, который сейчас носит название Старая пинакотека. Строительство заняло десять лет, и уже в 1836 году жители смогли посещать выставочные залы. Во время Второй мировой войны зданию был нанесен большой ущерб, и к концу 1957 году было полностью реконструировано.

Шедевры Старой пинакотеки

Все произведения искусства представлены в 19 залах и 49 кабинетах. В свободном доступе представлено более 700 настоящих шедевров мирового искусства. Именно мирового, так как пинакотека в Мюнхене вобрала в себя картины не только немецких творцов, но и мастеров со всей Европы. Особенностью можно назвать отсутствие скульптур и другого изобразительного искусства кроме живописи. Старая пинакотека выполнена по всем правилам строгого минимализма, чтобы ничего не могло отвлечь внимание от духовного обогащения простого туриста или истинного знатока. Теперь давайте рассмотрим более подробно некоторые экспонаты коллекции.

Живопись Италии XIII-XVII веков

В данных экспозициях представления живопись времен Барокко и Возрождения. Здесь находятся картины таких мастеров:

  • Фра Анжелико;
  • Тициан;
  • Леонардо да Винчи;
  • Тьеполо;
  • Сандро Боттичелли;
  • Якопо Тинторетто;
  • Рафаель.

Старая пинакотека уделяет особое внимание картине Леонарда да Винчи «Мадонна с гвоздикой». Она была написана в далеком 1478 году. Она была куплена каким-то торговцем буквально за гроши, так как не представляла никакой ценности на то время. И только спустя столетия искусствоведы признали ее настоящим шедевром. Это единственное полотно величайшего художника, которое находится на территории Германии. Гвоздика в руках Девы Марии является олицетворение бессмертия и воскрешения.

А «Мадонна Темпи» выполнения Рафаэлем в 1507 году, была любимой картиной Людвига I. Приобрести ее он смог лишь после долгим переговоров с владельцами — потомственной флорентийской семьей Темпи. В образе Мадонны мастер пытался передать свое видение истинной женской грации и красоты. В то же время он изобразил ее не как какое-то божество, а простой обычной девушкой с младенцем.

Немецкая живопись XIV-XVII столетий

Это логично, что именно представители немецкой культуры преобладают в пинакотеке. Этот зал по праву считается настоящей гордостью страны. Особое внимание здесь уделено эпохе наивысшего рассвета немецкого искусства, которая припадает на XV и XVI вв. Представлены работы следующих художников:

  • Альбрехт Дюрер;
  • Стефан Лохнер;
  • Михаэль Пахер;
  • Альбрехт Кранах Старший;
  • Маттиас Грюневальд;
  • Адам Эльсхаймер;
  • Иоганн Лисс.

В 1529 году Альтдорфером была запечатлена битва Александра Македонского 331 года до нашей эры. На картине представлены изумительные ландшафты с восходящим солнцем. Детально изображены доспехи воинов.

Испанская живопись

Эту страну достойно представляют работы таких мастеров:

  • Веласкес — «Портрет испанца»;
  • Эль Греко — «Снятия одежд Христа»;
  • Хосе де Рибер;
  • Франсиско Сурбаран;
  • хуан де ла Крус — «Изабелла Клара Евгения».

Живопись Франции

Старая пинакотека представляет французскую коллекцию в небольшом размере, но ее представители более чем известны. Она представлен шедеврами таких художников:

  • Клод Лоррен;
  • Никола Пуссен;
  • Жан Оноре Фрагонар;
  • Морис Кантена;
  • Клод Верне;
  • Франсуа Буше.

Известнейшим шедевром последнего из них является «Портрет мадам де Помпадур». Написан он был в 1758 году. Известно, что мадам де Помпадур была любимицей графа Людвика XV. Ее по праву считают законодательницей моды того времени. Она обладала прекрасным вкусом и чутьем, ее одеяния всегда привлекали внимание, и вызывали восторг у всех жителей. Ее непростой титул подтверждается и самим портретом, так как он был выполнен в полный рост, чего удостаивались только монархи и члены их семей. На картине также изображены бумага и ручка в руках, что свидетельствует о ее образованности. А на картине «Отдыхающая девушка» изображена пятнадцатилетняя Луиза, будущая пассия Людовика XV. Некоторые искусствоведы утверждают, что девушка поддалась влиянию соблазнительного Казановы, который и стал заказчиком портрета.

Фламандская живопись

Эта школа охватывает произведения следующих мастеров:

  • Питер Брейгель Старший;
  • Ян Брейгель Старший;
  • Питер Рубенс;
  • Антонис Дейк.

Именно собрания Рубенса являются самыми большими. Такая его картина, как «Страшный суд» олицетворяет представления всего человечества о самом важном дне, когда народ окажется перед Господом и поведает ему о всех своих достижения и сотворенных грехах. И уже от его решения будет зависеть дальнейший путь души — ад или рай. Особенностью этого полотна считается его огромные размеры. Чтобы картина могла предстать перед почитателями искусства в полноте своих красок, зал Старой пинакотеки был переконструирован под ее габариты.

Своеобразие отношения к смерти передается и в другой картине Рубенса «Смерть Сенеки». Герой произведения не считал смерть каким-то злом и безысходностью. Так же как и жизнь не является абсолютным благом для человечества. Если в ней теряется нравственная основа — пора покидать этот мир, существование не имеет больше смысла.

Представителями Голландской живописи являются Дирк Баутс, Лукас ван Лейден, Рембрандт, Питер Ластман, Герард Терборх.

Старая пинакотека Мюнхена объединяет в себе совершенно разные направления и течения в искусстве, что позволяет легко погрузиться в ее понимание. И, освоив Старую галерею, ценитель высокого сможет сразу отравиться на освоение и восприятие более современных шедевров.

Король Баварии Людвиг I, будучи еще кронпринцем, сразу после избавления от Наполеона направил всю свою энергию на превращение Мюнхена в столицу его мечты, привлек для этого большое число художников, музыкантов, архитекторов. Их общими усилиями Мюнхен постепенно превращался в «Афины на Изаре» - образец неогреческого классицизма, вид которого будил мысли о величии и славе монарха, владеющего такой прекрасной столицей, величии его народа.

Но самые прекрасные образцы архитектуры могут оставаться холодным камнем, если не осенить их присутствием некой духовной составляющей в виде, например, сокровищницы произведений искусства мастеров различных стран и эпох, собранных поколениями коллекционеров – энтузиастов. Назвать же эту сокровищницу надо всенепременно как-нибудь этак необычно, непривычному уху даже вначале непонятно. Ну, например, «Пинакотека» (Pinakothek) - такой термин молодой король, увлеченно изучающий античность, нашел в рукописях древнеримского архитектора Виртуриуса.

В 1826 году главный архитектор короля Лео фон Кленце приступил к строительству большого здания в малонаселенном мюнхенском пригороде Maxvorstadt, чуть западнее главной строительной площадки на Людвигштрассе, за тогдашней городской чертой, на лугах (в точности, как открытая в 1819 году испанским королем Фердинандом VII в Мадриде галерея «Prado» - «луга» по-испански). Такое расположение нарушало традиции, согласно которым подобные собрания размещались, как правило, во дворцах владетельных особ, где наслаждаться их лицезрением мог очень ограниченный круг высшей аристократии, придворных, богатых людей, но никак не народ, чернь. В противовес этому и в соответствии с духом времени Людвиг I считал обязанностью просвещенного монарха приобщение народа к искусству, стремился продемонстрировать демократическую открытость, доступность. Вход в музей по воскресеньям долгое время был бесплатный.

Вместе со знаменитым архитектором в возведении здания для музея деятельное участие принимал первый директор галереи Иоганн Георг фон Диллис. В процессе их плодотворного сотрудничества были рождены и применены на практике многие новаторские идеи.


Структура здания, планировка внутренних помещений была выстроена с точки зрения его функционального назначения. Архитектор стремился избежать стереотипной помпезности, использовал стиль высокого Ренессанса, чтобы создать архитектурную форму, вмещающую произведения искусства в их исторической ретроспективе. Внутреннее пространство галереи было разделено на большие залы и небольшие, кабинетные помещения с изобильным дневным верхним светом, высвобождающим вертикальное пространство стен для картин и обеспечивающим неслепящее освещение. Выставочные залы Пинакотеки отличаются аскетизмом оформления, скупостью убранства. В них нет каких-либо декоративных элементов, скульптур, предметов старинной мебели, не относящихся к экспозиции и отвлекающих, рассеивающих внимание. Только живопись.


Вслед за Лувром было применено разделение экспозиции на «школы», периоды и страны, чтобы гарантировать объективный и справедливый показ достижений художников, которые работали в разное время и разных условиях. Уже тогда при строительстве были использованы стандарты сохранности, действующие и поныне: постоянные условия окружающей среды (температура, влажность), защита от пыли.

В 1836 году Пинакотека была торжественно открыта. Чем же заполнили все эти большие и удобные залы?

Огромное собрание живописных полотен уже долгое время ждало своего часа. Людвиг I вместе с короной унаследовал и все богатство, накопленное в течение столетий его предшественниками, представителями различных линий и ответвлений правящего рода Виттельсбах, размещенное в замках и дворцах Мюнхена, Шлайссхайма, Дахау.

Начало этой коллекции положили герцог Вильгельм IV и его супруга Якобея Баденская, которые в 1528 году решили украсить мюнхенскую Резиденцию циклом картин, рассказывающих о подвигах различных героев. Они хотели всего лишь развесить в залах дворца назидательные изображения, выражающие идеи морали. Однако именно этот цикл оказался стержнем последующего богатейшего собрания, а в дальнейшем и Пинакотеки.

В 1598 году каталог коллекции уже насчитывал 778 живописных картин.

Курфюрст Максимилиан I, правивший с 1597 по 1651 год, был одним из самых первых коллекционеров работ Альбрехта Дюрера и других немецких художников эпохи Ренессанса. Он целенаправленно заказывал картины у современного ему Питера Поля Рубенса.

Значительно расширилась коллекция в период правления Максимилиана II Эммануэля (1679 – 1726 годы). Некоторое время он был наместником в испанских Нидерландах и воспользовался этим для приобретения крупного частного собрания фламандских мастеров. Свыше тысячи картин собрал Макс II Эммануэль в Шлайссхаймском Новом замке.

Курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский (1690 – 1716 годы) разместил в своем имении в Дюссельдорфе небольшую, но отборную коллекцию, включавшую шедевры Ван Дейка, Иорданса, Рембрандта.

В 1798 году курфюрст Карл Теодор (1777 – 1799 годы) переехав из Маннгейма в Мюнхен, забрал с собой и 758 картин, в основном голландских и фламандских художников XVII века.

Король Баварии Максмилиан I Иосиф (1799 – 1825 годы) также плодотворно занимался собирательством, добавив в коллекцию более двух тысяч картин. В 1806 году он унаследовал Дюссельдорфскую галерею, считавшуюся одной из самых великолепных в Европе, и передал её в Мюнхен.

Одним из результатов наполеоновской секуляризации церковного имущества 1803 года явилось существенное прибавление мюнхенской коллекции. В нее передали более 1500 картин.

Людвиг I в свою очередь внес значительный вклад в создание общего собрания приобретением итальянской, голландской живописи, коллекций Оттинген-Валлерштайна, Буассере.

В последующие годы, вплоть до настоящего времени, приобретались также множество значительных работ. Огромную помощь в деле расширения и обновления коллекции оказывали и оказывают в настоящее время различные финансовые предприятия Мюнхена.

Представленная в Пинакотеке огромная экспозиция включает в себя работы мастеров, созданные в период от Средневековья до примерно конца XVIII века. Она разбита на разделы:

  • ранняя голландская живопись – плодотворный в художественном отношении период с середины XV века до двадцатых годов XVI века. Влияние двух северных провинций современной Бельгии – Фландрии и Брабанта – было в то время господствующим. В городах Брюгге, Генте, Брюсселе, Лувэне, Антверпене процветали торговля, ремесла и искусство. Рогиер ван-дер-Вейден, Деррик Боутс, Ганс Мемлинг, Жерар Давид, Иеронимус Босх, Андриан Изенбрант, Лука-ван-Лейден – вот имена авторов произведений этого раздела.
  • немецкая живопись – это самая обширная коллекция немецкой живописи позднего периода готики и периода творчества Дюрера с XIV века до XVII века. Лучше всего представлены живописцы периода наибольшего расцвета немецкого искусства в XV – XVI веках. В их числе: Альбрехт Альтдорфер, Михаэль Пахер, Бартель Бехам, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах-старший, Ганс Буркмайер, Ганс Гольбейн-старший, Стефан Лохнер, Адам Эльшайнер, Иоганн Лисс, Питер де Витт, Георг Флегель.
  • итальянская живопись - этот раздел невелик, но выделяется непревзойденным мастерством художников большого периода XIII – XVII веков: Леонардо да Винчи, Либерале да Верона, Антонелло да Мазина, Тициан, Тинторетто, Рафаэлло Санти, Джованни Батиста Тьеполо, Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли.

  • голландская живопись . Бурное развитие голландской живописи последовало непосредственно за освобождением от испанского владычества протестантских провинций Нидерландов в самом начале XVII века, в период политического и экономического роста. Пинакотека располагает одной из самых больших коллекций голландского искусства в мире. Здесь можно увидеть работы художников: Рембрандт ван Рейн, ван дер Верфф, Ян Веникс, ван дер Неер, Абрахам Блоемерт, Питер Ластман, Якоб ван Рейсдаль, Франс фон Миерс, Эсаиас ван дер Вельд, Питер Ханс Заенридам, Франс Халс, Герард тер Борх, Иммануил де Витт
  • фламандская живопись . Здесь представлено фламандское барокко XVII века. Центральное место занимает крупнейшая в мире коллекция картин Питера Поля Рубенса, состоящая в основном из тех, что были заказаны Рубенсу Максимилианом I и его шурином Вольфгангом Вильгельмом Пфальцским. Кроме того, в этом разделе можно увидеть картины Питера Брейгеля старшего, Яна Брейгеля старшего, Якоба Иорданса, Абрахама Янссенса, сэра Антони Ван Дейка, Адриана Браувера, Яна Сиберехтса

  • испанская живопись . В самом малочисленном разделе выставлены только 22 картины. Однако здесь представлены все значительные матера, поэтому его можно считать полным: Бартоломе Эстебан Мурильо, Пантойя де ла Круз, Эль Греко, Диего Родригес де Сильва Веласкес, Хосе де Рибера, Франциск де Сурбаран.
  • французская живопись . Баварские правители имели тесные политические связи с Францией, даже кровные узы. Однако французскую живопись они собирали на удивление мало, поэтому французский раздел немногочислен. Вот имена французских мастеров, чьё искусство представлено в Старой Пинакотеке: Франсуа Буше, Клод Лоррен, Себастьян Бордон, Николя Пуссэн, Мариус Квентин де ля Тур, Жан Батист Грез, Жак Луи Давид, Эсташ ле Сюр, Николя Ланкре, Жан Батист Жозеф Патер, Жан Оноре Фрагонар, Хьюберт Робер.

Первоначально посетители входили в Пинакотеку с восточной стороны здания по крыльцу, украшенному львами. При восстановлении в 1952 – 1957 годах сильно пострадавшего во время войны здания главный вход был организован со стороны северного фасада. Восточное крыльцо теперь используется для входа в залы специальных выставок, расположенные на первом этаже.


В ходе образования Королевства Бавария в самом начале XIX века была произведена административная реформа, в рамках которой учредили центральное административное управление - Баварское Государственное собрание картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen). Оно и поныне существует и плодотворно работает, заботясь о произведениях искусства, принадлежащих государству.

Огромное количество произведений живописи вынудило провести некоторую децентрализацию, организацию «галерей-филиалов», что сохраняется до сих пор.

После закладки в 1853 году королем Людвигом I Новой Пинакотеки уже действующая галерея получила название «Старая Пинакотека». Она стала ядром, вокруг которого постепенно был создан уникальный район Мюнхена, известный по многочисленным путеводителям как «Музейный квартал». В пределах шаговой доступности любителям искусства сегодня предоставлена возможность посетить большое число музеев и выставочных площадок:

  • Старая Пинакотека – европейская живопись XIII – XVIII веков.
  • Новая Пинакотека – европейская живопись и скульптура XVIII – XIX веков.
  • Пинакотека современности – мировая живопись, скульптура и фотография XX – XXI веков, произведения дизайна, графики, архитектуры.
  • Дворец Дюркхайм – Центр распространения искусств.
  • Турецкие ворота – площадка для художественных выставок.
  • Музей Брандхорста – частная коллекция современной живописи.
  • Глиптотека – древнегреческая, римская и этрусская скульптура.
  • Государственное античное собрание – древнегреческие, римские и этрусские вазы, ювелирное искусство, искусство малых форм.
  • Городская галерея в доме Ленбаха (Ленбаххаус ) – старая мюнхенская живопись, группы «Синий всадник» (В.Кандинский) и «Новая вещественность», мировая живопись и скульптура XX – XXI веков.
  • Государственное графическое собрание – мировая графика от Ренессанса до современности.
  • Музей копий классической скульптуры.

Как доехать до Старой Пинакотеки

Как можно заметить, на карте-схеме Музейного квартала станции U-bahn линии U2 – «Theresienstraße» и «Königsplatz» и линий U3/U6 – «Universität» и «Odeonsplatz» образуют трапецию, в фокусе которой хорошо видна Alte Pinakothek. От любой станции метро дойти к ней можно пешком минут за десять. Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.