Странноприимный дом шереметьева история. Интересные факты о странноприимном дом графа шереметева

Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке
Адрес: Москва, улица Воздвиженка, 8 / 1
Строительство: 1790-е годы, 1799 год
Стиль: Классицизм

Дом Н. П. Шереметева по адресу: Воздвиженка, д. 8, построен в 1790-х годах для Алексея Кирилловича Разумовского. Еще до окончания стройки дом был выкуплен его шурином Николаем Петровичем Шереметевым. Внутреннюю отделку дома строители заканчивали уже после покупки, в 1799 году.
В 1801 году именно в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу, самую странную и легендарную тех времен, граф, сенатор, обер-камергер двора Николай Петрович Шереметев и его молодая жена – Прасковья Ивановна Ковалева (театральный псевдоним Жемчугова) – бывшая крепостная актриса шереметевского театра.
Особняк Шереметева представлял собой характерный тип городского дома эпохи зрелого классицизма. Угловая ротонда и окружающая ее колоннада заглублены между боковыми корпусами. Цокольная часть ротонды, наоборот, сильно выступает. В этом выступе раньше помещались лестницы, ведшие с улицы прямо к ее круглому залу.
Предполагается, что при переделке основного дома был использован проект французского архитектора Шарля де Бальи. При доме находилась церковь Знамения Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и Варлама Хутынского «с главами и звоном».
Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперед и пластически сопоставлены с объемом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окруженной просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приему здание приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с четкими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проема, с помощью которого подчеркиваются укрупненный масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделенным пластичными колонками окном.
После смерти (в 1803 году, почти сразу после рождения сына, Дмитрия) горячо любимой жены Николай Петрович Шереметев основал в Москве странноприимный дом. Но и его собственный дом привечал всех, кто нуждался в крове. По свидетельству Сергея Дмитриевича Шереметьева (внука Н. П.), - «весь воздвиженский дом наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами».
В доме, всегда полном гостей, званых и незваных, бедных и богатых, просто приживал, постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу. Шереметевыми же основана московская больница, известная ныне как институт им. Склифосовского.
После пожара 1812 года здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скругленного аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу.

Странноприимный дом и больница графа Шереметева . На Сухаревской площади. На месте дома в старину простирались обширные огороды князя Черкасского, сделавшегося потом родственником Шереметевых.

На огородах издревле находилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Преподобной Ксении и Михаила архангела. При императрице Елизавете Петровне церковь эта, пришедшая в ветхость, перестроена каким-то юродствовавшим Андреем и потом освящена при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Основатель этого богоугодного заведения есть граф Николай Петрович Шереметев. Оно основано в 1803 году. Кроме богадельни для престарелых и больницы основателем положен особый капитал, чтобы из процентов капитала ежегодно выдавалось:

  1. на приданое нескольким бедным девицам;
  2. для воспомоществования бедным семействам;
  3. на восстановление заведений обедневших ремесленников через снабжение их потребными для работ инструментами
  4. на вклады в храмы Божии и другие дела милосердия.

По преданию, дом этот основан по мысли супруги графа Прасковьи Ивановны, которая отличалась при жизни широкой благотворительностью.

Главный корпус этого обширного и прекрасного по своей архитектуре здания имеет форму полукруга. В галереях на лицевую и заднюю сторону устроены палаты для немощных, а наверху особое отделение для бедных, живущих на иждивении этого дома. В нижнем этаже живут служители. На пространном дворе два боковых флигеля и два особых корпуса. В самой середине главного лицевого корпуса устроена церковь во имя Живоначальной Троицы, которая начатая постройкой в 1803 году и окончена в 1810 году.

При постройке этой церкви старая деревянная разобрана. Внутренность настоящего храма довольно величественна и обширна. Образа писаны прекрасно; особенно обращает на себя внимание находящийся за престолом образ Воскресения Христова. Замечательны еще в полукружьях сводов с двух сторон храма картины, сделанные барельефом; они превосходны. С наружной стороны вход в храм украшен прекрасным портиком и колоннами в два ряда, образующими особую полуротонду. В простенках поставлены лепные изображения евангелистов во весь рост.

Прекрасное крыльцо служит входом. Утварь и ризница довольно богаты. При храме приделы: Св. Николая чудотворца и Св. Димитрия Ростовского. В 1812 году церковь не была разграблена, потому что в доме квартировал какой-то маршал. Дом отделяется от площади хорошей железной решеткой.


Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева расположен на Большой Сухаревской, 3.

"Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского
и следуя побуждениям патриотического усердия,
издавна положил я за непременное учредить в Москве Странноприимный Дом
для содержания в оном, на моем иждивении богадельни,
состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных,
и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной,
также всякого состояния бедных",
-
писал императору Александру I учредитель Странноприимного дома граф Н.П. Шереметев.

Первоначальный проект выполнил московский архитектор Е. Назаров.
Был применен обычный план городской усадьбы того времени -
отстоящий от улицы главный корпус с крыльями, за домом - парк и сад.

Решив в 1803 году превратить Странноприимный Дом в памятник своей рано умершей жене,
Шереметев привлек к работе одного из лучших зодчих России того времени -
архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817).
Вместо скромного портика со спаренными колоннами у входа, Кваренги выдвинул вперед
на треть двора двойной полукруг великолепной открытой колоннады - полуротонды,
сугубо декоративного назначения.

Завершенный к 1807 году ансамбль Странноприимного Дома признан
произведением двух архитекторов - русского Назарова и итальянца Кваренги,
явивших здесь пример творческого сотрудничества.

Внутри колоннады стояла аллегорическая мраморная статуя «Милосердие» (ныне утраченная).
Им же были задуманы портики в средних частях крыльев и на торцевых зданиях,
введена скульптура (в том числе на садовом фасаде), установлены фигурные фонари
и создана изящная решетка ограды с необычными воротами,
фланкированными двумя невысокими четырехколонными дорическими бельведерами.

Торжественное открытие Странноприимного Дома состоялось полтора года спустя после
смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения - 28 июня 1810 года.
Это событие близко совпадало с другой знаменательной датой в жизни россиян и семьи Шереметевых - столетием Полтавской битвы, героем которой был прославленный русский полководец и дипломат Б.П.Шереметев, сподвижник императора Петра Великого.

Творческое вмешательство Кваренги затронуло и убранство интерьера церкви, получившей обходную галерею.

Для ежегодного содержания Дома граф Н.П. Шереметев вносит в сохранную казну 500 тысяч рублей,
"составя сию сумму из доходов моих" , и "представляет для сего из имения" доход с одной из своих крупнейших вотчин в Тверской губернии - села Молодой Туд.

Для застройки выбирается участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.
"Огород этот через брачные узы из рода Черкасских перешел в половине XVIII столетия в род Шереметевых", -упоминает в своей книге "Летопись церкви Живоначальной Троицы,
что в Странноприимном доме графа Шереметева в Москве" диакон А. Покровский.
Эту часть принадлежавших князьям Черкасским земель принесла с собой в приданое мать Николая Петровича -княжна Варвара Алексеевна Черкасская, одна из богатейших невест России.

В день рождения Н.П. Шереметева в основание будущего храма милосердия на глубину полутора метров зарыт закладной камень с медной доской, на которой выбито
славянской вязью: "1792 года июня 28 дня соорудитель сего граф Николай Шереметев".
С этого момента начинает свой отсчет этап созидания.

Позади дома останкинским садоводом Маннерсом разбивается обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями.


В настоящее время больница переехала в новое здание за парком.

Сегодня НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского — самый крупный многопрофильный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в России. Все его подразделения оказывают бесплатную круглосуточную высококвалифицированную медицинскую помощь всем, кто за ней обращается.
Задачи института — научная деятельность, медицинская помощь больным и пострадавшим, обучение и консультирование специалистов в области неотложной медицины.

Кваренги также спроектировал четыре флигеля: Сухаревский, Спасский, Главного смотрителя и Докторский.

Белое двухэтажное здание-флигель Докторской.Главный врач жил здесь с семьей
и круглосуточно был погружен в жизнь больницы.Здание под зеленой крышей-ожоговый центр.
Сюда привозят тяжелых больных со всей страны.Последний случай-пожар в "Хромой лошади".

.

В Храме Живоначальной Троицы могли помолиться все лечащиеся и проживающие в странноприимном доме.Он и сейчас открыт для всех.

С другой стороны был флигель Главного смотрителя,он тоже жил здесь с семьей,
чтобы всегда быть в курсе нужд больницы.Сейчас здесь Дирекция.

Рассчитан Странноприимный Дом был на 150 человек: богадельня (левое крыло здания)
на 100 призреваемых
(по 50 мужчин и женщин) и больница в правом крыле на 50 больных. Богаделенное крыло
Дома заканчивалось величественной двусветной столовой залой.

Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы.
Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам -
"неимущим и осиротевшим девицам",
"на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость",
на помощь обедневшим ремесленникам, на вклады в храмы Божий,
на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды.
Более 200 тысяч человек получили здесь помощь.

Живопись в интерьере храма была выполнена художником Доменико Скотти.
Особой выразительностью обладает помещенная в куполе композиция "Триипостасное божество во славе",
в нижней части которой сохранилась и сегодня надпись на латинском языке: "Домеником Скотти
придумано и изображено красками в 1805 году".
По преданию, лик одного из херувимов (с пальмовой ветвью) был написан Скотти с малолетнего Д.Н.Шереметева.
Существует предположение, что ангел с бубном - это портретное изображение П.И.Шереметевой.

Судьба распорядилась так, что талантливая крепостная актриса, любимица шереметевского театра,Прасковья Ивановна Ковалева (сценическая фамилия Жемчугова) сыграла значительную роль в жизни Николая Петровича и в будущем Странноприимного дома.

Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: "Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные.
Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере
и усерднейшее богопочитание.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки...".

В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоится тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Несомненно благотворное влияние графини, которая одна была в состоянии усмирять вспыльчивый характер Николая Петровича. Их объединяла общая цель, заслонившая все остальное, - создание Странноприимного дома,
определение его назначения как приюта для обездоленных, престарелых и увечных.

Недолгим оказался их брак. 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним".
"Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества".
К этому периоду закончено строительство главной части здания и левого крыла.
В январе начато строительство правой половины.

Скульптором-орнаменталистом Сантино Пьеро Кампиони созданы изящные колонны
из светло-зеленого уральского камня с золочеными капителями, колонны и балюстрада
из белого мрамора. Для резьбы по дереву (царские врата) был приглашен И.М. Эрке.

Рядом с прославленными мастерами трудились и талантливые крепостные - П.И. Аргунов,
А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин и многие другие, чьи имена ушли в небытие.

Интерьеры домовой церкви и Белой залы были доведены до совершенства.
Храм выдержан в итальянском стиле. Классическая простота линий, изящество отделки
в сочетании с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.
Поражала красотой и изяществом отделки двухцветная Столовая зала богадельни - белого цвета,
богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела
торжественный парадный вид.
.

Николай Петрович тяжко переживает утрату. "Кончина супруги моей графини
Прасковьи Ивановны, - пишет он в своем Духовном завещании малолетнему сыну, -
столь меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения".

В четырех парусах изображения евангелистов. Д. Скотти пишет 36 икон во все три
иконостаса и 6 картин в царских вратах, а на Горнем месте алтаря в нише располагает
прекрасную картину "Коронование Богоматери".

Здесь три престола. Центральный посвящен Живоначальной Троице, два боковых -
Святителям Николаю Чудотворцу и Дмитрию Ростовскому Чудотворцу, который особо почитался семьей Шереметевых.

Два величественных горельефа на боковых стенах храма "Воскрешение Лазаря" и "Избиение царем Иродом младенцев" выполнены академиком скульптуры Гавриилом Замараевым.

На торжественной литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы отца А.И. Отрадинского: "И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего" .

Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа "иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учрежденном".

Малолетний граф Дмитрий не смог в это время взять на себя заботы о Доме. Его первым попечителем стал, по завещанию основателя здания, представитель нижегородской ветви генерал-майор В.С. Шереметев, чьими трудами и заботами Дом был "поставлен на ноги".

В 1824 году граф Дмитрий Николаевич Шереметев принимает на себя обязанности попечителя Странноприимного дома и остается им до самой смерти (1871). На этом посту его сменяет сын С.Д. Шереметев, остающийся попечителем до революции 1917 года.

Не только прямые потомки графа принимали активное участие в судьбе этого выдающегося учреждения, но и многие представители других ветвей славного рода (С.В. Шереметев, Н.А. Шереметев, Б.С. Шереметев и др.). Они были главными смотрителями, членами Совета, вносили большие суммы денег на поддержание Странноприимного дома и расширение видов благотворительности. Их неустанными заботами, безмерной добротой и порядочностью сохранялся приют для бедствующего люда.

Многое пережил этот удивительный Дом - войны и революции, страшные эпидемии.
Он горел во время войны 1812 года, был серьезно разрушен, но стараниями попечителей, смотрителей и благотворителей, как птица Феникс, возрождался из пепла, чтобы вновь выполнять свою благородную миссию.

В 1923 году Шереметевская больница была преобразована в НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.
Наиболее яркий период в истории института связан с деятельностью выдающегося хирурга - академика С.С.Юдина (1891-1954).

Комплексная реставрация ансамбля Странноприимного Дома началась в 1986 году - с этого времени здание занимает Центральный музей медицины, преобразованный в 1991 году в Научно-исследовательский центр.

Изогнутость коридоров и округлые потолочные своды устраняли привычную унылость
общественных и больничных зданий

Воспоминания Б.М. Молоканова, хотя и относятся к более позднему периоду, прекрасно
характеризуют обстановку Странноприимного дома:
"Как сейчас вижу перед глазами чистые, натертые воском коридоры,
а по бокам - залитые солнцем палаты, окрашенные в светло-голубой тон,
в которых стройными рядами стоят чистенькие постели, покрытые толстыми
шерстяными одеялами и перекинутые через спинки халаты светло-коричневого цвета.
Перед каждой кроватью маленький коврик и туфли. Пол палат также натерт воском и блестит на солнце".

Сергею Сергеевичу Юдину - блестящему хирургу, талантливому ученому и
высокообразованному человеку принадлежит идея восстановления Шереметевского
дворца и создания в нем медицинского музея.

В настоящее время научные фонды музея уже насчитывают десятки тысяч единиц хранения и он становится ведущим центром России в области истории медицины, здравоохранения и милосердия.
В музее подготовлены и открыты выставки, посвященные средневековой медицине в Европе,
истории благотворительности в России, медицинскому плакату XX века, истории рентгеновской техники,
вычислительной технике в здравоохранении, космической и радиационной медицине, деятельности научных центров, а также мемориальные комнаты выдающихся ученых - С.П.Боткина, С.С.Юдина, П.К.Анохина,А.Д.Сперанского, И.В.Давыдовского.

На месте домовой церкви Преподобной Ксении появилась каменная часовня - любимое место призреваемых.
Построенная неподалеку от Странноприимного дома еще князьями Черкасскими (1649) и используемая лишь в летнее время "для себя и дворовых", она многое повидала на своем веку, горела, перестраивалась и отстраивалась заново;
долго служила Шереметевым, которые определили при ней богадельню на "48 его графского сиятельства престарелых служителей и дворовых людей".

В этой часовне не ничего не продают,все на пожертвование.Редкое место,не правда ли?

Приют для беднейших в мирное время, в годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь. От первых раненых с Бородинского сражения в 1812 году до пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов принимала она в своих стенах. Во время Крымской войны в Странноприимном доме на средства С.Д. Шереметева (157 859 руб.) формируется санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Позднее, в период Русско-Японской войны, был создан лазарет на благотворительной основе.

Многие поколения Шереметевых, как и лучшие представители российской интеллигенции,
уходя в небытие, оставляли на земле пламень души и сердца.
Эти огни образовали во тьме светящуюся цепочку, по которой мы определяем
свой путь к вершинам Духа.

Но в судьбе Отечества свершались великие перемены.
Октябрьская революция отринула прошлое: ломались привычные уклады,
представления, отметались духовные ценности многих поколений.
Наступало время разрушения, и призыв к нему звучал со всех сторон:
"...Весь мир насилия мы разрушим до основания...".
Разрушали памятники, храмы, дворцы, исчезали знакомые названия улиц.
Вместе с ними исчезло сначала с фасада Странноприимного дома,
а затем на долгие годы из нашей памяти имя Шереметевых.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома.
Храм был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы.
Часть имущества пропала, другая была передана в музеи. Исчезла под побелкой великолепная
живопись в купольном зале церкви.
Однако даже этому разрушительному времени не суждено было изменить
предначертанную миссию этого дома - творить добро.
Почти семь десятилетий к этому прекрасному зданию день и ночь со всех концов Москвы
спешили машины "скорой помощи", доставляя тех, чья жизнь оказалась в опасности.
В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована
Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года разместился
один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.


Прошу прощения за фото,ну грязно в Москве).Мы в "Белом кольце"на фоне дома Шереметева.

Под крышей Странноприимного Дома размещается также Российский дом милосердия
с издательством "Медицина и милосердие".
Вновь милосердие живой нитью вплетается в дела и названия Шереметевского дворца,
а имя основателя полноправно зазвучало вместе с возрождающимся центром милосердия.

Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге

Граф Николай Петрович Шереметев - представитель богатого старинного рода родился 28 июня
1751 года в Петербурге.


Родители: Шереметевы Пётр Борисович и Варвара Алексеевна.

Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I и был с ним
в большой дружбе. Он один из немногих, кто приглашался к Великому князю во дворец для
участия в играх, маскарадах и любительских спектаклях при дворе.


Николай Шереметев в детстве.

Граф получил отличное образование, профессионально играл на фортепиано, скрипке,
виолончели. Закончил Лейденский университет - один из самых престижных учебных заведений того времени. Был представлен ко дворам Пруссии, Франции, Англии.


Николай Петрович четыре года изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство. Он вошёл в историю отечественной культуры как выдающейся театральный
деятель.
В Москве славились своими домашними театрами граф Воронцов и князь Юсупов, но самым
значительным был театр графов Шереметевых: городской на Никольской улице и усадебный
в Кусково.
Усадьба Кусково. Прогулка по осеннему парку

Тем временем, как младший граф Николай Шереметев набирался уму разуму за границей,
в имение Кусково была взята на воспитание восьмилетняя девочка Параша Ковалёва.
Она родилась в 1768 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина-кузнеца
Ивана Горбунова, владений князей Черкасских, затем Шереметевых.
У девочки обнаружились большие способности к музыке и пению, поэтому её решили взять в
ученицы для подготовки в артистки крепостного театра. Княгиня Марфа Михайловна Долгорукая
дала ей отличное воспитание, её обучили благородным манерам, пению, игре на фортепиано,
клавесине, арфе, а также драматическому и сценическому искусству, иностранным языкам.


В 1779 году в 11 лет Параша дебютировала в спектаклях труппы крепостного театра.
Здесь на сцене кусковского театра и увидел молодой граф худенькую девочку с большими
чёрными глазами и голосом необычайной глубины, который вызвал у него удивление и восторг.
Он стал уделять ей больше внимания, развивал её дарование и довольный её дебютом дал ей
главные роли в новых спектаклях.
Шереметев сам заменял актрисам простецкие фамилии на более благозвучные, так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы и Прасковья Жемчугова.

Граф гордился своим театром и вскоре решил строить новое здание, открытие которого было приурочено к визиту Императрицы Екатерины II в Кусково 30 июня 1787 года.
Увлечение Мельпоменой переросло у графа в подлинную страсть, он обучал своих крепостных у лучших музыкантов столицы и Москвы.
Прасковья Жемчугова обладала красивым лирическим сопрано, партии в оперных спектаклях
принесли ей триумфальный успех. В 19 лет её услышала Императрица и поражённая
великолепием спектакля, бархатным голосом примы театра, подарила ей бриллиантовое кольцо
со своей руки.

В новом здании театра предполагалось ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.

Граф души не чаял в своей "жемчужине", не отходил от неё ни на шаг, и слухи уже поползли о
странной привязанности графа к крепостной актрисе.Самые блистательные невесты были готовы
к бракосочетанию с графом Шереметевым, но он любил только её - Прасковью Жемчугову.


Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность, усерднейшее богопочитание и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки

В октябре 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные
богатства и более двухсот тысяч крепостных крестьян перешли к сыну.
С горя, на несколько месяцев, Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и вакханалию, все замерли, и только один человек смог повлиять на него, чтобы образумить -
- это Прасковья Жемчугова.


После этого Шереметев переселил Прасковью в барский дом, где они жили вместе. Холостяцкие привычки остались в прошлом, теперь его мысли занимала только она и театр.

Об их романе судачил весь высший свет. Но только за спиной графа – все помнили о его вспыльчивом нраве и о том, что он не прощал оскорблений никому и никогда.
В лицо же светским гостям, бывая в театре Шереметева, приходилось принимать тот факт, что хозяйка в этом доме – Прасковья. Сам граф к этому шепоту за спиной относился спокойно, в отличие от своей любимой.


Свет осознал, что Шереметев сделал свой выбор обдуманно и серьезно. Этот факт особенно взбудоражил многочисленных родственников графа, которых заботила судьба огромного наследства Шереметева. В результате, со временем, граф отстранил от себя практически всю родню.

Весной 1795 года влюблённые перебираются из Кусково, где Прасковье очень неспокойно,
в уютное гнёздышко, подмосковное имение - Останкино.
Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова.
В имении шикарный театр был построен специально для неё, весь штат актёров и музыкантов перебирается в новую усадьбу.


Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены XVIII века - сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

фото из инета

Однако счастье никогда не бывает долгим.
Прасковья тяжело заболела у неё открылся туберкулёз, как раньше говорили - чахотка.
Она потеряла голос и возможность петь и только забота графа помогла ей встать на ноги.

В 1797 году император Павел I пожаловал своему другу по детским забавам, графу Шереметеву
звание обер-гофмаршала и им пришлось переехать в Петербург ко двору. Поселились они
в Фонтанном доме.


Граф был среди тех ближайших придворных, которые ужинали вместе с императором в роковой последний вечер его жизни - 11 марта 1801 года в Михайловском замке.

Граф мучительно искал способы превращения своей связи в законную и нашёлся стряпчий, который за очень большие деньги подобрал из архивов необходимые факты, будто свой род
Прасковья Ковалёва ведёт от древней дворянской польской фамилии Ковалевских.
В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", как и вся семья кузнеца Ковалёва.
Граф нарушил незыблемую сословную преграду - он избрал себе в жены крепостную,
а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоялось тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император.
На венчание приглашены были лишь самые близкие и доверенные люди.

Несмотря на желанный брак и, казалось бы, состоявшуюся жизнь, граф не был по-настоящему
счастлив. Тяжелая болезнь его, после которой он составляет завещание на имя жены в случае
своей смерти, тайное венчание, слабое здоровье Прасковьи Ивановны, которая уже готовилась
стать матерью и всё ещё не выходила из заколдованного круга, созданного светскими
и придворными условиями жизни, складывалось в некое трагическое предчувствие.

В сыром климате столицы у Прасковьи опять началась старая болезнь, она не думала уже не о
чем, а мечтала только о прощении своего греха, чтобы Всевышний дал им здорового ребёнка.

Сына Параша рожала уже смертельно больная.
В феврале 1803 года, когда на свет появился мальчик, его немедленно унесли от матери,
боялись, что младенец заразится. В мучительном бреду она просила, чтобы ей показали сына.
Подруги подносили его к дверям спальни.

Граф сразу же обратился к государю Александру с просьбой признать законность прав наследника. Через двадцать дней Прасковья Ивановна умерла...
Похоронена она в родовой усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре.

Судьба. Николай Петрович тяжко переживает утрату. Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, столь меня поразила,
что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного Дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения


фото из книги о Сухаревской башне.

Супругов объединяла общая цель, заслонившая все остальное - создание Странноприимного Дома, приюта для обездоленных, престарелых и увечных, который уже начал строится.
Только недолгим оказался их брак, 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним". Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества

В память о жене Николай Петрович Шереметьев захотел создать совершенно уникальное, на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ, учреждение-памятник.
Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой.
Граф затратил колоссальные по тем временам средства - два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного Дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков.


Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался от пневмонии,
он не дожил до открытия Странноприимного Дома всего год.
В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба - сказано в его завещании.

Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.
Граф Николай Шереметев оставил после себя два важных документа: "Завещательное письмо" и "Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой" - повесть для Дмитрия о его матери.

Интерьеры Странноприимного Дома были доведены до совершенства.
Великолепный храм в центре здания выдержан в итальянском стиле. В храме три престола:
центральный в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - Св.Николая Чудотворца,
северный - Св. Дмитрия Ростовского (Св. покровитель сына графа).


В куполе главная фреска Доменико Скотти "Бог во славе". Святой Дух в виде голубя окружают
ангелы, один ангелочек похож на сына Николая Петровича - Дмитрия. Есть изображение ангела
с бубном - Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, его мать, графиня Шереметева.
Горельефы с двух сторон потрясающе реалистичны - "Царь Ирод избивает младенцев" и "Воскрешение Св. Лазаря". Скульптор Г. Замараев.

Классическая простота линий, изящество отделки сверкающей позолотой в сочетании
с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.


Поражала красотой и изяществом отделки Столовая зала богадельни - белого цвета, богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела торжественный
парадный вид.

На литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы Странноприимного дома отца А.И. Отрадинского:
"И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего".
Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа Иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учреждённом .

В 1919 году в подковообразном здании (на счастье) на Сухаревской площади Странноприимного
Дома разместилась Московская Городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года
один из корпусов НИИ Скорой Помощи им. Склифосовского.

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

О любви графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой слагали легенды еще при их жизни. Граф влюбился в свою крепостную актрису с первого взгляда. Но так как жениться на ней он не мог, то поклялся никогда не жениться. В 1798 го­ду граф дал Прасковье и всей ее семье вольную. А в 1801 году, получив разрешение императора Александра I, 50-летний граф Николай Петрович Шереметев и 33-летняя Прасковья Ковалева-Жемчугова обвенчались. К тому моменту великая актриса уже оставила сцену, так как у нее обострился туберкулез. В 1803 году, через несколько недель после появления на свет их сына Дмитрия, она умерла. Граф пережил свою любимую всего на шесть лет.


Еще при жизни Прасковьи Ивановны в 1792 году было начато строительство странноприимного дома. Так раньше называли больницы-приюты для нищих и калек. По просьбе возлюбленной граф Шереметев решил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу для бесплатного лечения на 50 человек. Место, выбранное для постройки, называлось «Черкасскими огородами», нынешний адрес: Большая Сухаревская площадь, 3. Работу начал зодчий из крепостных Елизвой Назаров, приходившийся родственником знаменитому архитектору Василию Баженову.

Замышлялась настоящая барская городская усадьба, с отстоящим от улицы главным корпусом, церковью, парком и садом. В 1803 году, когда Прасковья Ивановна умерла, было построено центральное здание и левое крыло. Граф решил радикально все перестроить и создать памятник своей жене.

Великолепие Кваренги

Для воплощения своего монументального замысла граф пригласил известного архитектора Джакомо Кваренги, по проектам которого среди прочего были возведены Смольный институт благородных девиц и Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге. Перед Кваренги была поставлена задача возвести ни много ни мало Дворец милосердия. И архитектор с ней справился. Уже построенный портик здания Кваренги заменил изящной полукруглой колоннадой, а портики возвел в средних частях крыльев дома и по его торцам. В четырех нишах установили фигуры евангелистов, фасад украсили многочисленной лепниной. Ходили слухи, что граф Николай Петрович был членом масонской ложи, поэтому в украшениях на фасаде до сих пор находят масонские символы. По проекту Кваренги было сделано и внутреннее убранство храма, который располагается по центру здания в полуротонде. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая ее отделка выполнены художником Доменико Скотти.


Позади дома разбили обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин на первом этаже и 50 женщин на втором. Богаделенное крыло дома заканчивалось величественной двухцветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На строительство граф потратил 2,5 млн руб­лей, но не дожил до его торжественного отк­рытия — оно состоялось через полтора года. Мероприятие приурочили к дню рождения ­Николая Петровича Шереметева — 28 июня 1810 года.

Ангелы и портреты

В храме, который действует и сейчас, три престола: центральный — в честь святой Живоначальной Троицы, южный — святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный — святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). После революции храм был закрыт и сильно обветшал. Реставрация проводилась в 70-е годы XX века и в 2000-е. Реставраторы использовали авторские листы Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные

фотоматериалы начала и середины века. Сотрудникам организации «Спецпроектреставрация» удалось восстановить интерьер странноприимного дома практически в первозданном виде. Городская легенда гласит, что два ангела на фреске в куполе — это портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и ее сына, маленького Дмитрия. Когда будете в храме, присмотритесь к изображениям ангела с бубном и ангелочка с пальмовой ветвью и колосьями.

Странноприимный дом управлялся специальным советом. По завещанию графа Николая Петровича сын и его потомки должны быть попечителями, а главными смотрителями всегда выбирались представители не графских ветвей рода Шереметевых.


Во время войны 1812 года и Русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов странноприимный дом превращался в гос­питаль. До сих пор в музее хранится история болезни князя Багратиона. Во время Крымской войны граф Сергей Дмитриевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Во время Русско-японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе.

Больница при странноприимном доме почти сразу стала называться Шереметевской. Она считалась одной из лучших московских частных клиник.

Знаменитый «Склиф»

В 1919 году вместо странноприимного дома открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского — основоположника неотложной хирургии в России. Название этой больницы, которое горожане преобразовали в короткое «Склиф», знакомо всем. Здесь работали и продолжают трудиться десятки талантливых врачей, хирургов, создавших школы и направления в отечественной медицине. В их числе выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин, который в 1930 году спас больного, впервые перелив ему кровь погибшего человека.


Юдин, который долгое время был главным хирургом НИИ, ратовал за создание музея. Кроме того, он предложил реставрировать историческое здание и бывший храм, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. В 1953 году полученную им Сталинскую премию хирург направил на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в стенах которой создавали музей медицины, и передал ему свои архивы. В 1986 году его заветное желание сбылось — в доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.