Сюжет картины мифическое рождество сандро боттичелли. Алессандро Боттичелли «Мистическое Рождество»

Сандро Боттичелли | Мистика Рождества / Natività mistica 1501

Тон"Мистика Рождества "показывает ангелов и мужчины празднуют рождение Иисуса Христа. Дева Мария становится на колени в обожании перед ее малолетнего сына, смотрел на вола и осла у яслей. Муж Марии, Иосиф, спит рядом. Пастухи и волхвы посетили новорожденного царя. Ангелы в небесах танцуют и поют акафисты. На земле они провозглашают миру, радостно обнимая добродетельных мужчин, в то время как семь бесов бежать победил в преисподнюю.

>Боттичелли картины уже давно называют"Мистика Рождества ", поскольку его таинственным символизмом. Она сочетает рождения Христа, как рассказывается в Новом Завете с видением его второго пришествия, как и обещали в книге Откровения.
Второе пришествие - возвращение Христа на землю - будет предвещать конец света и примирения правоверных христиан с Богом.
Картина была написана в полтора тысячелетия после рождения Христа, когда религиозные и политические потрясения побудили пророческих предупреждений о конце света.
"Мистика Рождества "был, наверное, нарисовал как частное преданного работа для флорентийского покровителя.| © Национальная Галерея, Трафальгарская Площадь, Лондон

ЛВ Natività mistica останавливается è ООН dipinto в олио СУ тела (108,5x75 см ) ди

В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда.

Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему.

Эту священную сцену художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. В своем чудесном «Рождестве» Сандро Боттичелли выразил стремление к обновлению и всеобщему счастью. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота.

Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки.

В верхней части картины сделана надпись по-гречески:

«Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине».

Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями выпавшими на долю родной Флоренции.

Сандро Боттичелли Мистическое Рождество . 1501 Natività mistica Холст. 108,5 × 75 см Национальная галерея , Лондон ( инв. NG1034 ) Медиафайлы на Викискладе

«Мистическое Рождество» ( итал. Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонаролы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонаролы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонаролы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

«Мистическое Рождество» Боттичелли часто украшает рождественские открытки и календари. Это прекрасное изображение Рождества Христова, сопровождаемого полетом ангелов, выглядит олицетворением религиозной работы эпохи Ренессанса. О чем нам не говорят открытки, так это о том, что эта картина была создана во время очень темных времен в истории Флоренции, и даже в истории западного искусства. За темой избавления и торжества, изображенных на этой работе, прячутся религиозный жар и гонения, движимые ужасом - который привел к невосполнимым утратам культурного наследия Флоренции. В результате, работы, оставшиеся нам, всего лишь часть, неполная запись того, что было создано во времена до 1490-х.

Боттичелли использует драматические образы Страшного суда и надпись об Апокалипсисе, чтобы отправить сообщение

«Мистическое Рождество» часто описывают как «двойную» картину - в ней сочетается традиционная тема Рождества с темой Страшного суда. Значительно ниже вихря ангелов можно увидеть демонические фигуры - совсем не традиционная часть рождественской сцены. Добавляя эти элементы Страшного суда Боттичели стремился не только показать появление Христа на свет, но и последующее его возвращение, описанное в Книге Откровения.

«Мистическое Рождество» — больше чем изображение ребенка в яслях.

Боттичелли не ограничился одними лишь символическими посланиями - в верхней части «Мистического Рождества» он поместил надпись со следующими тревожными словами:

Эта картина написана Алессандро, в конце 1500, во время беспорядков в Италии. Посреди тех времен, что наступили после исполнения одиннадцатой главы св. Иоанна, во втором откровении Апокалипсиса.

Здесь мы должны остановиться, чтобы разобраться, в каком психологическом состоянии находился Боттичелли. Совершенно точно, что это не слова человека, который написал «Рождение Венеры» или игривую «Венера и Марс». Хотя и эти языческие картины имеют христианский религиозный подтекст, он не настолько сильно выражен.

От пьяного сатиренка, сжимающего галлюциногенный фрукт, до апокалипсиса — замечательная иллюстрация изменения психического состояния Боттичелли

Следует задать вопрос - что произошло с Боттичелли в 1490-х? Ответ прост - доминиканский монах, Джироламо Савонарола.

Чудесные ангелы, кружащие под небесами, в «Мистическом Рождестве» великолепно исполнены. От времени, надписи на лентах, которые они держат, поблекли - скрывая прямую связь между картиной и учением Савонаролы. Наблюдательный исследователь по имени Рэб Хатфилд (Сиракузский университет Флоренции) рассматривал деревянные гравюры, изображавшие проповеди Савонаролы, в книге, которая сохранилась в библиотеке. Он обратил внимание на корону, описывающую 12 мистических свойств Девы Марии.

Иллюстрация к проповеди Савонаролы

Последующий инфракрасный анализ ангельских лент выявил надписи - они точно соответствовали 12 мистическим свойствам из проповеди Савонаролы. Таким образом, «Мистическое Рождество» не просто религиозная работа - это декларация приверженности Боттичелли Савонароле и его учению.

Как известно, последняя часть творческого пути Боттичелли прошла в безвестности и опале. Можно предположить, что они так никогда полностью и не оправился от смуты 1490-х, превратившись из рисовальщика сатиров и богинь в мучимого духовным потрясением человека. Так как у нас нет писем Боттичелли того времени, мы можем только домысливать, что творилось в его душе. Что можно сказать с уверенностью - лучезарная энергия юности художника, бросающаяся в глаза при взгляде на «Поклонение Волхвов», покинула его.

Досавонарольный Боттичелли доверчиво смотрит в мир на «Поклонении Волхвов» (1475-6)

Интересно отметить, что Савонарола возвысился скорей политическими махинациями, чем благотворительностью и добрыми делами. Как часто случалось в истории, отчаянные времена приводят к власти отчаянных людей - во Флоренции, середины 1490-х, было как раз такое время.

Чтобы продолжить рассказ, нужно рассмотреть 3 важных аспекта, влиявших на социальную динамику Флоренции тех времен. Сочетание этих факторов придало вес проповедям Савонаролы, имевшим пророческий уклон, с из предупреждениями о вторжении и чуме. Вот эти факторы:

1. Нападение французов в 1494г.

2. Распространение сифилиса (которое тоже связывали с Францией!)

3. Надвигающийся «Конец дней» — из Книги Откровения, «посреди тех времен», который, как считали, должен был наступить в 1500-м. В умах множества богобоязненных флорентийцев конец света был уже не за горами.

В такой атмосфере ужаса не так уж удивительно, что кто-то вроде Савонаролы приобрел подобное влияние.

Основной целью французской армии в 1494г. был захват Неаполя, но еще они хотели уничтожить доминирование Медичи в торговле в Тоскане. В подтверждение поговорки «враг моего врага - мой друг», у них была общая цель с Савонаролой - который выступал против Медичи с кафедры проповедника. После несанкционированной попытки Пьеро Медичи (по прозвищу Глупый) гарантировать льготы французам, без одобрения флорентийского правительства - Медичи вскоре изгнали из Флоренции, в конце 1494г.

Доминиканский монах Джироламо Савонарола

Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.