Танец как искусство: Звезды танца: Мэри Вигман.

Мэри Уигман, урожденная Кэролин Софи Мари Уигман - танцовщица, хореограф и преподаватель танцев, родилась 13 ноября 1886 года, умерла 18 сентября 1973 года. По заверениям современников – «величайшая артистка Германии». Основоположница экспрессионистского танца и один из пионеров танца в стиле "модерн" в Германии. Ее танец не был похож на балет или неогреческий лирический от Айседоры Дункан, ни на популярную в то время восточную экзотику.

Кэролин Софи Мари Уигман родилась в Ганновере, Германия, в семье преуспевающих владельцев магазинов. Разорвав отношения с родителями, которые хотели выдать ее замуж, в 1910 году она поступила в школу художественной гимнастики в Хеллерау (возле Дрездена), где преподавал Эмиль Жак-Далькроз, известный швейцарский композитор и преподаватель музыки. Более всего она любила инновационный для тех времен предмет – ритмическую гимнастику - которая была чем-то средним между подготовкой к игре на музыкальном инструменте и свободным танцем. Выпускники такой школы получали по окончанию диплом преподавателя музыки и ритмики. В возрасте 27 лет, в 1913 году, Мэри начала изучать танец Монте Верита под руководством Рудольфа Лабана, который был новатором танца в стиле "модерн".

Уигман начала преподавать в школе Дрездена в 1920 году, более известной под именем "Центральная школа Дрездена" - центре инновационного танца в стиле "модерн". Ее знаменитые студенты и коллеги - Ивонн Георги, Ханя Холм, Харальд Кретзберг, Грет Палукка, Макс Терпис, Маргарэт Уолман и Инга Вэйс. Мэри Уигман гастролировала в США в 1930 году в группе танцовщиц. Ее учениками в 1931 году была основана школа танцев в Нью-Йорке.

Ее школа продолжает свою работу и во времена правления Германией нацистами, когда был выпущен указ об отстранении от учебы всех лиц еврейской национальности, которых среди танцоров было большинство. Она несколько раз преподавала в Лейпциге - в 1948 и 1950 году и до самой смерти в 1973. После Мэри Уигман преподавала хореографию в студии в Западном Берлине.

Хореография Мэри Уигман довольно часто была основана на игре восточных инструментов: колокольчиков, гонгов, барабанов Индии, Китая, Таиланда. Тем не менее, основным музыкальным сопровождением для наиболее известных танцев были ударные инструменты, которые придавали контраст тишине выступления. Мэри частенько использует маски в своих выступлениях, под влиянием восточных мотивов. Ее стиль танца основывался коммунистическими танцевальными коллективами в 1930-ых годах при выступлениях в Нью-Йорке. Костюмы Уигман были простыми, среди них было несколько примитивных азиатских, сотканных из грубой ткани. Некоторые из танцев были лирическими, другие - касающиеся смерти, и игр с ней. Наиболее радостными по содержанию стали картины «Festive Rhythm» и «Dance of Summer». Многие критики и зрители не принимают точку зрения и мнения Уигман, хотя осознают, что ее вклад в искусство был действительно немалым.

Немецкую танцовщицу и хореографа Мэри Вигман (1886-1973) называли «величайшей артисткой Германии» . Она создала свой собственный стиль - экспрессивный танец - не похожий ни на балет, ни на нео-греческий лиричный танец Айседоры Дункан, ни на популярную среди танцоров начала ХХ века восточную экзотику. Детство Мари Вигмбнн (Marie Wiegmann - именно так писалось имя, которое она получила при рождении) прошло в Германии эпохи Вильгельма II. Ее родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. (С началом концертной деятельности, она превратила это имя в сценический псевдоним, слегка изменив написание - Mary Wigman.) Германия ее детства была процветающей капиталистической страной с консервативным, патриархальным и в высокой степени милитаризованным обществом, с жестким разделением ролей между полами. Сферой деятельности женщин считались «Kinder, Kirche, Kьche» (дети, церковь, кухня), мужчин - все остальное, но в особенности военная служба. Всеобщая воинская повинность означала, что все мужчины подолгу служили в армии. Даже мужская мода находилась под военным влиянием: пиджаки были до неудобства тесными, как армейские мундиры; школьники и студенты носили форменную одежду. От женщины из «приличного общества» - или, как сказали бы сейчас, среднего класса - требовалось соблюдение норм, прежде всего, в том, как быть женой и матерью. Но перемены были не за горами. В 1900 году, когда Вигман исполнилось 14 лет, в Ганновере, где она жила, открылась первая средняя школа для девочек, а университеты начали принимать женщин. Экономический бум привел к тому, что женщин все чаще нанимали на работу, и они получали независимость - прежде всего, финансовую. Мэри хотела учиться медицине, но ее родители боялись, что она станет «синим чулком». Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии. Но примириться с уготованной ею ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки. Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает школу недалеко от Дрездена. В ней должен был преподаваться новый предмет - ритмическая гимнастика - нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники школы получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме, а потом побывала на концерте других танцовщиц - знаменитых сестер Визенталь из Вены. Легкость и «греческая» непосредственность их танца поразили ее. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау. Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что ее всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой . Слова эти были парафразой из Ницше и выдавали влияние ницшеанства на танцовщицу. Это он, философ-отшельник, противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.

Ницше звал к «переоценке ценностей», к отвержению условностей и ломке традиций. Женщины, для которых мир патриархальных ценностей давно стал тесен, нашли в нем союзника. Одна из современниц Мэри Вигман, участница немецкого социал-демократического движения Лили Браун видела в освобождении женщин «героический ницшеанский акт само-создания», который должен был привести к «высвобождению творческой энергии женщин во всех сферах жизни» . А одна из самых известных в Германии феминисток-ницшеанок, Хелен Штёкер, пошла еще дальше, критикуя лицемерную аскетическую мораль в вопросах пола и призывая к ее реформе. Наиболее радикальные феминисты стремились освободить любовь от пут буржуазного брака. Вместо того, чтобы обуздывать чувства и ограничивать любовь условностями и «приличиями», общество, по их мнению, должно узаконить свободные любовные союзы и помогать в воспитании рожденных в свободном браке детей. В 1905 году при поддержке известных представителей интеллигенции, в том числе мужчин, немецкими феминистками была основана Лига защиты матерей.

Дункан, Вигман и Грэхем, каждая по-своему, боролись за освобождение женщины, но делали они это не через политику, а через танец. Они добивались независимости в собственной жизни, совершенствовали свое искусство. Но именно поэтому они стали образцами для подражания, или - говоря языком психологии - ролевыми моделями для многих своих современниц. И они сами, и исповедуемые ими взгляды на танец и роль женщины были очень разными. Марта Грэхем, которая не делала никаких сугубо феминистских заявлений, тем не менее воспринималась современниками как наиболее смелая в разрушении конвенциональных представлений о женственности. Она танцевала не женственность, а силу. Напротив, Айседора Дункан в глазах современников больше соответствовала идеалу женственности. Тогда в женщине ценилось сочетание качеств, которые кажутся нам сейчас не вполне совместимыми - чистоты, непорочности, и материнства. Дункан создала себе в танце образ, идеально воплощавший именно эти качества. В отличие от нее, Мэри Вигман уже в начале своей карьеры стремилась к тому, чтобы поднять танец на уровень «абсолютный», надличностный, в котором не было бы ни мужчин, ни женщин. Правда, под давлением консервативного в вопросах пола нацистского режима в 1930-е годы ей пришлось сделать свой танец более конвенциональным, «женственным». Но несмотря на разницу их жизненной и художественной позиций, у Дункан, Винман и Грэхем было много общего. И в их танце, и во всей их независимой жизни была непобедимая сила. Ей удалось в конце концов взломать лёд патриархального пуританского общества, в котором прошло детство этих женщин.

Мэри Вигман (англ. Mary Wigman , первоначально Мари́ Ви́гманн , нем. Marie Wiegmann ; 13 ноября 1886, Ганновер - 19 сентября 1973, Берлин) - немецкая танцовщица, хореограф. Её называли «величайшей артисткой Германии». Училась у пионеров свободного танца - Далькроза, Лабана. Создала собственный стиль - экспрессивный танец, не похожий ни на балет, ни на неогреческий лиричный танец А. Дункан, ни на восточную экзотику, популярную среди танцоров начала XX века.

Биография

Мэри Вигман (слева) в своей студии в Берлине, 1959

Детство прошло в Германии эпохи Вильгельма II. Родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. Мэри хотела учиться медицине, но её родители боялись, что она станет «синим чулком». Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии. Примириться с уготованной ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки. Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает недалеко от Дрездена в Хеллерау школу, где будет преподавать новый предмет - ритмическую гимнастику: нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме, потом побывала на концерте других танцовщиц: знаменитых сестёр Визенталь из Вены. Лёгкость и «греческая» непосредственность их танца поразили её. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау. Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что её всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой. Слова эти были парафразой из Ницше, который противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.

Легенды танцы — Мэри Вигман


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца — контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом — в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе «Лабан», в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это «новым немецким танцем», поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне — все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца - контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом - в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе "Лабан", в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это "новым немецким танцем", поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне - все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.