Татьяна Ожигова: биография. Баронесса и бандит

, РСФСР , СССР

Татьяна Анатольевна О́жигова (1944-1989) - советская актриса театра и кино, омский театральный деятель. Народная артистка РСФСР (). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (). Ведущая актриса Омского государственного академического драматического театра .

В силу профессии отца, семья много путешествовала. В 1950 году его послали учиться в Москву, в Академию угольной промышленности. Поэтому в первый класс Татьяна Ожигова пошла в люберецкую школу № 8.

В том же году поступила в Ростовский театр драмы. Дебютировала в спектакле «104 страницы про любовь» Э. Радзинского. Спектакль был горячо принят публикой, работа молодой актрисы получила высокие отзывы в прессе.

В 31 год она стала заслуженной, а в 38 лет - народной артисткой РСФСР. Активно совмещала творческую работу в театре с преподаванием - являлась художественным руководителем курса специальности "актер драматического театра" в Омском музыкальном училище имени В.Я. Шебалина. Среди её учеников - актриса Санкт-Петербургского театра на Васильевском, заслуженная артистка России Надежда Живодерова (супруга народного артита России Юрия Ицкова).

В том же году Министерством культуры Омской области и Омским отделением СТДР в рамках фестиваля «Лучшая театральная работа года» была учреждена ежегодная премия имени Т. Ожиговой - «За лучшую женскую роль».

Творчество

Ростовский драмтеатр

  • Наташа - «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского
  • Невеста - «Как я отдыхал» В. Покровского
  • Лизанька - «Пучина» А. Н. Островского
  • Любовь - «Последние» М. Горького
  • Нелли - «Эмигранты» А. В. Софронова
  • Тамара - «Чти отца своего» В. Лаврентьева
  • Инна - «Традиционный сбор» В. С. Розова
  • Комсомолка - «Первая Конная» В. В. Вишневского
  • Наташа - «Сохрани мою тайну» В. Н. Собко
  • Инга - «Четыре креста на солнце» А. Делендик

Омский драмтеатр

  • Нина - «С вечера до полудня» В. С. Розова
  • Лейди Торренс - «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
  • Абби - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила
  • Гитель - «Двое на качелях» У. Гибсона
  • Марта - «Не боюсь Вирджинии Вулф» Э. Олби
  • Катерина - «Гроза» А. Н. Островского
  • Любовь Андреевна Раневская - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова
  • Полинка - «Солдатская вдова» Н. П. Анкилова
  • Джесси - «Русский вопрос» К. М. Симонова
  • Роксана - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
  • Арманд - «Человек из Ламанчи» Д. Дэриона и Д. Вассермана
  • Елизавета - «Царская охота» Л. Г. Зорина
  • Наташа Голубева - «Наедине со всеми» А. И. Гельмана
  • Арман - «Платок Мольера» Гуцкова
  • Настя - «На дне» М. Горького
  • Клеопатра - «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира

Признание и награды

  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1973) - за исполнение роли Полинки в спектакле «Солдатская вдова» Н. П. Анкилова
  • заслуженная артистка РСФСР (1975). Татьяна Ожигова стала самой молодой заслуженной артисткой за всю советскую историю отечественной драмы (31 год).
  • народная артистка РСФСР (1983) Татьяна Ожигова стала самой молодой народной артисткой (38 лет).

Напишите отзыв о статье "Ожигова, Татьяна Анатольевна"

Примечания

Ссылки

  • С. В. Яневская . Омский академический от истоков. - Омск: ЛЕО, 2004. - С. 153 - 154. - 319 с.
  • С. А. Нагнибеда. История в лицах. - Омск: Омич, 1995. - С. 118 - 126. - 352 с. - ISBN 5-868-49-143-2 .
  • С. В. Яневская // Омск театральный: журнал. - ноябрь 2009. - № 18 (40) .

Отрывок, характеризующий Ожигова, Татьяна Анатольевна

– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
– Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

15-е октября 2014… Юбилей (70-летие со дня рождения) народной артистки РСФСР, Лауреата Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, звёздной актрисы Омского театра драмы в 1970 - 1988 годы Татьяны Ожиговой. В этом же 2014-м - 25-летие со дня её ухода…

Таня, дорогая, а ведь ты действительно победила Смерть! Мощно и ярко, как только ты и умеешь! И вот уже почти четверть века трепетно и с волнением идём мы в Омский академический на спектакли, поставленные на "Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой". И точно так же мы волнуемся в мартовский Международный День театра, в ожидании результатов главного ежегодного события театрального Омска - конкурса "Лучшая театральная работа", грандиозно придуманного областным правительством и Союзом театральных деятелей 20 лет назад; тем паче волнуемся, что одна из главных "изюминок" этого конкурса - "Премия имени народной артистки России Татьяны Ожиговой" (через четыре месяца - старт уже 21-го конкурса!)…

…Мне вспоминается свой давнишний материал для "Омска театрального" (тогда ещё не журнала, а газеты), написанный весной 1989-го года. Назывался он "Спасибо! И - до свидания!". Речь в нём шла о том, что многие актёры и режиссёры уезжают из омских театров, а мы, "благодарная публика", не то что "до свидания", а даже "спасибо" им не говорим. Но не просто сам материал вспоминается, а то, с каким чувством страха перечитывал я его в середине июня того же года. С чувством страха, возникшим от рокового стечения обстоятельств, когда смутно и трагично ощущаешь одновременную преходящесть и космичность человеческой жизни. И это из космоса мыслей великого Теннеси Уильямса нисходило тогда в память: "Людям следует помнить, что, когда их жизнь окончится, всё пережитое ими придёт в чудесное состояние необыкновенной гармонии, которой они бессознательно восхищаются в драме. Ведь гонка наша - временная. Великое и единственно мыслимое достоинство человека состоит в том, что он волен сам выбрать себе идеалы и жить, не поступаясь ими, - так, словно, подобно действующему лицу пьесы, надёжно ограждён от растлевающего натиска времени" .

В тот жаркий и душный июнь 89-го ушла из жизни российская актриса Татьяна Ожигова. Мир огромный ушёл. Мир высочайшей одухотворённости, блистательного таланта, ярчайшего интеллекта…

Уроженица города Артём Приморского края, выпускница ГИТИСа, ведущая актриса (с 19-ти лет!) драмтеатра Ростова-на-Дону… И уже с 1970-го - "навсегда омичка". Ставшая легендарной. Вы помните? Вы не можете не помнить её Роксану ("Сирано де Бержерак"), Лейди ("Орфей спускается в ад"), Гитель ("Двое на качелях"), Катерину ("Гроза"), Марту ("Не боюсь Вирджинии Вулф"), её предсмертную Раневскую ("Вишнёвый сад")… Я только начал перечислять, только начал…

…Таня, а у меня на стене - твоя фотография: 1985-й год, финал Вечера, посвящённого открытию 12-го сезона. Помнишь? Ты - "в роли" общественного директора Дома актёра, на руках у тебя - мой годовалый младший сын Павлик ("в роли" новорождённого Сезона)…

…Прости, Таня! И сегодня говорю, спустя годы, спустя четверть века: прости. Прости, что не смог прилететь в Ростов-на-Дону, где тебя провожали в последний путь. Прости, что звучит во мне, не стихая, наполненный светом и счастьем голос твоей Лейди из знаменитого и неповторимого спектакля омской драмы "Орфей спускается в ад": "…Я победила! Я победила тебя, Смерть! Я снова жива!.." . Прости, что не успел сказать "до свидания", а сказал "прощай"…

Об этом промолчит программа "Время"...
Лишь пустота. И больше - ничего.
Как страшно жизнь подсказывает темы!..
Актёр всегда - наедине со всеми,
и в этом смысл профессии его.

Наедине. Со всеми. Этим мерьте
любой нюанс святого ремесла.
Наедине. Со всеми. Даже в смерти.
...Я слышу скрип Харонова весла

(иль просто раздвигаются кулисы?),
я вижу шесть гвоздик в твоей руке,
я слышу стон трагической актрисы:
"Как холодно... Как будто в леднике..."

Словам знакомым гулко и просторно,
их эхо - в запредельные края...
Идёт "Орфей...". Ты снова - Лейди Торренс,
ты шепчешь Вэлу: "Помню, как-то я
спросила у неё: "Тереза, как себя чувствуют люди, когда умирают?". Только ребёнок может задать такой вопрос. И как ответила она мне - тоже помню. "Очень одиноко они себя чувствуют", - вот что она сказала мне в ответ".

В июне - тополиные метели,
предвестники побегов молодых...
Как бесприютно выглядят качели,
когда сквозняк раскачивает их!..

Подробности

Заслуженная артистка РСФСР
лауреат Государственной премии имени К. С. Станиславского
Татьяна Анатольевна Ожигова

Омский государственный драматический театр
ордена Трудового Красного Знамени

Восемь лет назад судьба привела Татьяну Ожигову в Омск. Ее работа в нашем театре началась бурно: с вводов на роли Джесси в «Русском вопросе» Симонова и Роксаны в «Сирано де Бержераке» Ростана, с Арманд в «Платке Мольера» К. Гуцкова и яркой, броской Альдонсы в «Человеке из Ламанчи» Вассермана.

Первые шаги актрисы в новом театре оценивали не единодушно: кто-то принимал ее, кто-то не принимал. Но вот режиссер Артур Хайкин поставил спектакль «С вечера до полудня». В нем Ожигова сыграла Нину, дочь писателя Жаркова, одинокую женщину со сложной биографией, очень сильную и чистую. И когда наш театр в семьдесят четвертом году гастролировал в Москве, на один из спектаклей пришел автор пьесы Виктор Сергеевич Розов. Он встретился с актерами и сказал: «Многое, о чем я писал, считаю трудно воплотимым. Например, я не предполагал, как может исполнительница роли Нины справиться с ночной сценой - объяснением с Левой. Но Ожигова сыграла ее так, как я хотел».

На московских гастролях Татьяну заметили ведущие критики страны. Газета «Труд» отмечала: «Наиболее разнообразно выступила в спектаклях Т. Ожигова. Актриса, тяготеющая к трагедийным характерам, она открывает в своих героинях неумолимое желание перемен, их трудное движение к счастью».

Надо сказать, что за год до третьей поездки нашего театра в Москву 29-летняя Татьяна стала лауреатом Государственной премии РСФСР - за исполнение роли Полинки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова. И где бы потом мы ни показывали этот спектакль: у себя дома или на гастролях - в Риге и Вильнюсе, Уфе и Горьком, Тюмени и Харькове, работу Ожиговой высоко оценивал зрительный зал. «Актриса сразу завоевывает его полное доверие,- писала газета «Горьковский рабочий»,-и в том, как выстраивает она свою остродраматическую роль, в которой легко потерять чувство меры, есть глубина внутреннего наполнения при внешней сдержанности». А газета «Ригас Балсс» («Голос Риги») так отозвалась о молодой актрисе: «Личность мыслящая, тонко чувствующая интересует Омский театр, и Татьяна Ожигова с ее дарованием, способностью выразить сильные страсти, раскрыть характеры, нужна именно такому коллективу. Трагическая нота на современной сцене звучит не часто... Татьяна Ожигова убедила нас, что это ей по плечу. Она играла шекспировскую Клеопатру...»

В каждой роли актриса стремится выяснить - для себя и для зрителей, что теряет и что приобретает ее героиня, какие ценности - главные, а какие - наносные. И в каждой ее роли звучит тема женского счастья, желание обрести полноценную гармоническую жизнь.
«Я думаю,- говорит Ожигова,- если лишить человека творчества и любви, он не будет счастлив. Для самой любимой моей героини - Лейди из спектакля «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса творчество-возведенный ею сад, памятник отцу, и без любви, без этого первоистока жизни, наверное, ей было бы не под силу поднять этот памятник».

Татьяна играла Настю в горьковском «На дне», Машу в «Трех сестрах» Чехова; сегодняшний ее репертуар: Таня из спектакля «Моя любовь на третьем курсе» М. Шатрова, Саша в «Фантазиях Фарятьева» А. Соколовой, Елена в горьковских «Детях солнца», Абби в «Любви под вязами» Ю. О"Нила... Самая молодая в Омске заслуженная артистка РСФСР работает много и жадно, с огромной влюбленностью в свою профессию, считая, что она самая прекрасная на свете... Но, быть может, есть у Ожиговой, как и любой актрисы, сокровенные желания?

«В театре,- говорит Татьяна,- я укрепилась как актриса драматическая. Но очень хочется испытать себя и в ролях острохарактерных и комедийных».

Самое главное в «Орфее» - это Лейди Торренс. Ее играет Т. Ожигова, создавая пластически выразительный, четкий рисунок роли. Ее Лейди стремится к добру и свободе и безбоязненно бросает вызов насильникам и убийцам... Актриса играет смело. сильно, с неуловимой грацией. Успех Т. Ожиговой определил во многом успех спектакля.

В. Вульф, переводчик Т. Уильямса

Цена 20 коп.
ПД 05781. Тип. «Омская правда», 1978 г. 3. 2990, т. 2000.

,
РСФСР , СССР

Театр

Татьяна Анатольевна О́жигова (15 октября , Артём , Приморский край , РСФСР , СССР - 9 июня , Ростов-на-Дону , РСФСР , СССР) - советская актриса театра и кино, театральный деятель. Народная артистка РСФСР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1973). Ведущая актриса .

В возрасте 31 года стала самой молодой заслуженной артисткой РСФСР в истории советской отечественной театральной драмы. Признана самой яркой и выдающейся актрисой омской театральной сцены советского времени.

Бессмертная легенда омской драмы, талантливая театралка, с одинаковым успехом игравшая комедийные, драматические и трагические роли. Её именем названа малая (камерная) сцена Омского академического театра драмы , её имя носит ежегодно присуждаемая лучшим омским актёрам премия Губернатора Омской области .

Биография [ | ]

Татьяна Анатольевна родилась 15 октября 1944 года в городе Артёме Приморского края . Мать, Оксана Ивановна Ожигова - учительница. Отец, Анатолий Алексеевич Ожигов - горный инженер.

В силу профессии отца, семья много путешествовала. В 1950 году его послали учиться в Москву, в Академию угольной промышленности. Поэтому в первый класс Татьяна Ожигова пошла в люберецкую школу № 8.

В том же году поступила в Ростовский театр драмы. Дебютировала в спектакле «104 страницы про любовь» Э. Радзинского. Спектакль был горячо принят публикой, работа молодой актрисы получила высокие отзывы в прессе.

В 31 год она стала заслуженной, а в 38 лет - народной артисткой РСФСР. Активно совмещала творческую работу в театре с преподаванием - являлась художественным руководителем курса специальности "актер драматического театра" в Омском музыкальном училище имени В.Я. Шебалина. Среди её учеников - актриса Санкт-Петербургского театра на Васильевском, заслуженная артистка России Надежда Живодёрова (супруга народного артиста России Юрия Ицкова).А. Хайкин).

В том же году Министерством культуры Омской области и Омским отделением СТД РФ в рамках фестиваля «Лучшая театральная работа года» была учреждена ежегодная премия имени Т. Ожиговой - «За лучшую женскую роль».

Творчество [ | ]

Ростовский драмтеатр [ | ]

  • Наташа - «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского
  • Невеста - «Как я отдыхал» В. Покровского
  • Лизанька - «Пучина» А. Н. Островского
  • Любовь - «Последние» М. Горького
  • Нелли - «Эмигранты» А. В. Софронова
  • Тамара - «Чти отца своего» В. Лаврентьева
  • Инна - «Традиционный сбор» В. С. Розова
  • Комсомолка - «Первая Конная» В. В. Вишневского
  • Наташа - «Сохрани мою тайну» В. Н. Собко
  • Инга - «Четыре креста на солнце» А. Делендик

Омский драмтеатр [ | ]

Признание и награды [ | ]

На счету этого актера, режиссера, педагога, заслуженного артиста России около 50 работ в фильмах и сериалах, в том числе таких рейтинговых, как «Дети Арбата», «Дальнобойщики», «Империя под ударом».

Для кого-то из зрителей Николай ЧИНДЯЙКИН - главный мафиози российского кино, другие видят в нем серьезного драматического актера, человека добрейшего и интеллигентного, в точности как его персонаж из «Талисмана любви» Гавриил Уваров. Для Анастасии же он - любимый папа. Настя живет в Ростове-на-Дону, где начиналась артистическая карьера отца. Она с удовольствием согласилась побеседовать с нашим корреспондентом.

Лариса ПАВЛОВА

По словам Анастасии, папа познакомился с ее мамой (и своей первой женой) Натальей в Ростовском театральном училище, после они вместе работали в местном ТЮЗе. Еще во время учебы, когда обоим было по 18 лет, решили создать семью, сняли комнату в коммуналке. Соседи косо смотрели на молодежь: проживание без регистрации брака в то время считалось аморальным. Не раз бывало, что гражданских супругов с позором выселяла милиция. Когда пара зарегистрировала отношения, Наташа сразу продемонстрировала кольцо самой противной соседке. Та в ответ пренебрежительно фыркнула: «Артисты...»

Маленькая Настя тоже мечтала о сцене. Она обожала спектакли «Теремок» и «Сказка о попе и работнике его Балде», в которых играли ее родители.

Мама у меня лягушка, а папа - Балда, - хвасталась девочка перед дворовыми ребятами. Как и большинство тюзовцев, их семью поселили в актерском общежитии. Крохотные комнаты, общая кухня, душ в подвале... Несмотря на убогий быт, жили весело. Сейчас Анастасия - бизнес-леди, чему Николай Чиндяйкин очень рад. Как-то в одном интервью он сказал: «К счастью, моя дочь - не актриса». - Ваш папа считает артисток легкомысленными дамами? - К слову, я поступала на актерское отделение в Ростовское училище и провалилась. Устроилась в ТЮЗ оператором по свету, работа приносила мало денег и я занялась бизнесом. А почему папа так говорит? Просто знает, какой кровью дается эта профессия. Вторая его жена, Татьяна Ожигова, играла на сцене драматического театра в Ростове. Она была талантливой и очень красивой женщиной, самой молодой народной артисткой Советского Союза. Звание получила в 34 года. Папа называл ее последней великой русской трагической актрисой.

Прерванная гастроль

Настя уверяет, что Татьяна не была разлучницей. Ее родители расстались до того, как папу пригласили в Омск, куда переехала Ожигова и где она блистала в местном театре. На его дуэте с Татьяной строился почти весь репертуар театра. В своей любви Тане Чиндяйкин признался только после смерти ее мужа. После свадьбы дочь часто гостила у новой семьи.

Последнее время Ожигова тяжело болела, - рассказывает Настя. - Весь Омск собирал деньги для любимой актрисы - она собиралась в швейцарскую клинику. Когда Татьяна попала в больницу, папа прервал гастроли в Америке и успел попрощаться с женой. Таня взяла отца за руку, сказала, что знала: он успеет, - и закрыла глаза. Тяжелое было время: сначала ушла мама, а вскоре не стало Тани. В прошлом году отец издал книгу об Ожиговой. Там много фотографий, писем. Это, наверное, еще одно признание в любви.

Баронесса и бандит

Ваш отец из богемной семьи?

Папа - сын простого механика и санитарки. Родился он в селе Черном Нижегородской области, еще маленьким переехал с родителями в Донбасс. Жили в большом шахтерском бараке, где все на виду: ссоры, пьяные драки... В общем, было у кого перенять вредные привычки. Но отец стал ходить в театральную студию, после школы уехал в Ростов поступать в театральное училище. Я думаю, та барачная жизнь не засосала отца благодаря его родителям. Мой дедушка - очень мудрый человек. У папы есть блокнотик, в который он записывал дедовы высказывания, иногда он зачитывает их мне. Они простые, как библейские истины.

Недавно Николаю Чиндяйкину, в качестве главного мафиози российского экрана, вручили золотой перстень. Как он отнесся к такому званию?

С юмором. Его часто зовут на всякие мероприятия, но он редко ходит. Не любит тусовки. Папа - домашний человек. Читает, общается с родными. - Смотрит телевизор... - Телевизор он не жалует. Сериалы со своим участием никогда не смотрит. Правда, сделал исключение для «Парней из стали». Я как раз приехала в Москву, и мы устроили семейный просмотр. Я, папа, его жена Раса фон Торнау. Кстати, она прибалтийская баронесса, чья родословная известна с ХII века, но к титулу относится спокойно. С Расой, она тоже актриса, отец познакомился в школе драматического искусства Анатолия Васильева. - Говорят, работая с этим знаменитым режиссером, ваш отец скрывал, что снимается в сериалах? - Так и есть. Папа считает Васильева гениальным режиссером, но ведь надо на что-то жить. Потом он смог как-то объяснить это своему учителю. Отец очень обходительный, доброжелательный и мягкий человек. Хотя на экране у него достаточно жесткие герои.

- Отец рассказывает вам о съемках?

Я даже думала записывать его истории на диктофон. Он великолепный рассказчик. Больше всего его, как человека, характеризует один случай: папа купил после вечернего спектакля живого сома. Пришел домой и выпустил рыбу в ванну с водой. Рука не поднялась оглушить бедолагу. Сомик жил в доме дня три. Папа к нему привык, назвал Павликом. Когда надо было искупаться, временно помещал рыбку в таз, а потом опять запускал в ванну. В результате отнес Павлушку обратно в магазин.

Справка

* Николай ЧИНДЯЙКИН родился в 1947 году. * Работал в театрах Ростова-на-Дону, около 15 лет - в Омском драмтеатре. * По окончании режиссерского факультета ГИТИСа в 1987 году - актер и режиссер театра Анатолия Васильева «Школа драматического искусства». * Режиссер многих спектаклей, в том числе «Плача Иеремии» - лауреата премии «Золотая маска».