Технологии дпи. Современные техники декоративно-прикладного творчества

Способность к творчеству генетически заложена в человеке. Искусство возникло в следствии природной потребности человека к прекрасному, в чувственном удовлетворении от созданного или увиденного.
Древнейшим видом художественной деятельности считается декоративно-прикладное искусство(ДПИ). Люди всегда стремились украшать себя,свое жилище и вещи, которыми пользовались.Из самых обычных материалов - камня, металла, дерева, глины - народ создавал подлинные произведения искусства, выражавшие эмоционально-эстетическое восприятие мастером окружающего мира.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Декоративно-прикладное искусство имеет непосредственную связь с бытовыми потребностями людей, свои средства выразительности. Человечество на протяжении всей жизни занимается разнообразными видами деятельности: домашним бытом, спортом, творчеством, широким спектром общественных, трудовых, культовых функций и т.д. Cуществуют огромное количество разных бытовых предметов, вещей, которые помогают человеку выполнять разные действия. Многие из них имеют отношение к сфере ДПИ. Изготавливают такие предметы из разных материалов и при этом могут использоваться разные техники выполнения. Учитывая важную ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственную связь с производством, произведения ДПИ классифицируют по функциональным признакам использования объектов ДПИ, по принадлежности к разным видам материалов и по технологии изготовления.

Классификация ДПИ по функциональным признакам использования.

Бижутерия.

Ювелирные изделия.

Украшения из природных материалов.

Осветительные приборы.

Предметы для украшения интерьера и т.д.

Виды ДПИ по технологии выполнения.

Ковроделие.

Ткачество.

Художественная роспись яиц.

Изготовление изделий из стекла.

Гончарство.

Художественная обработка металла.

Вытынанка.

Лозоплетение.

Флористика.

Народная живопись.

Художественная обработка кости и др.

Классификация по материалам.
Художественные ткани.

Художественный текстиль.

Художественная керамика.

Художественное стекло.

Художественный металл.

Художественная обработка дерева(резьба, столярство, бондарство).

Художественная обработка кожи.

Более подробно виды ДПИ будут рассмотрены в следующих статьях.

По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной.

Общественное разделение труда на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, назначение и оформление изготовленных изделий стали прерогативой разных специалистов.

Со временем возникает художественная промышленность- машинное производство декоративно-прикладных изделий, которыми оформляют жилые и общественные здания, вещи домашнего использования. В наше время кроме художественных промыслов массовое производство произведений ДПИ обеспечивается специальными предприятиями художественной промышленности.

Изделия профессионального и народного декоративно-прикладного искусства во многом похожи, но есть и различия. Народный художник свое произведение в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют серию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Произведения ДПИ, созданные на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, обычно выпускаются массовым тиражом.Стандартизация накладывает определенные ограничения на творчество художников, делает, вещи, предметы похожими.Также специалисты должны учитывать спрос на изделие, качество материалов из которых будет изготовляться вещь, наличие оборудования необходимой мощности и др. Но профессиональные художники создают и авторские образцы, существующие в единственном экземпляре.Если специалист получает индивидуальный заказ, то он свободен от ограничений и может создавать такую уникальную вещь, какую позволит его творческое дарование и требование заказчика.

Органическое единство формы предмета, которая четко определяет его назначение, и художественно-изобразительных средств, которые делают предмет красивым, отображают профессиональное мастерство автора.

Есть и третье направление в создании изделий ДПИ , его тоже можно отнести к ремесленной форме.Это огромная армия почитателей творческой деятельности, рукоделия в быту. Это люди, не имеющие специального образования, любители, для которых- это определенный вид художественной самодеятельности, своеобразная форма отдыха, а в настоящее время и возможность дополнительного заработка.Вязание, вышивка, столярные работы, цветоделие, чеканка, резьба и т.д- виды деятельности «на дому», которые приобщают людей к художественному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности.

Творчество на дому в наше время получило название «хендмейд», от английского » handmade»- ручная работа, а также такое название носит сам процесс по созданию уникальных изделий.

Мода на хендмейд пришла с Запада в XXI веке. Сейчас это слово используется практически для обозначения всего креативного и оригинального, любой ручной поделки, в которую вложена частица душевного тепла автора.

» Будь счастливым, пользуясь мною»- выгравировал на маленькой серебряной ложке мастер далекой римской эпохи. Этот девиз можно и сейчас применить ко всем видам прикладного искусства- пусть будут счастливыми люди, для которых польза и красота неотделимы.

Доклад

«Инновационные технологии в работе студии декоративно-прикладного творчества «Родник»

Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:

    обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

    обогащают представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

    формируют компетенции у будущих специалистов; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях;

    являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

    ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся.

Сама программа декоративно-прикладного творчества построена по блочно-модульной схеме и предполагает обучение по блочно- модульной технологии . Данная технология позволяет интенсификации и погружению в определенную тему, повышению самостоятельности обучающихся дает возможность дифференцировать задания по степени сложности в процессе обучения, сокращает время на организационные моменты.

1.Основное место в обучении декоративно-прикладному творчеству занимает технология личностно-ориентированного обучения, которое во главе угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Содержание методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения, прежде всего, направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Целью данной технологии является : развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.

Основным механизмом реализации являются самообразование и саморазвитие учащихся. В центре внимания- личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.

2. Созданию благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся, воспитанию самостоятельности у детей способствует технология саморазвития . Сущность данной технологии заключается в построении развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся. Основным механизмом реализации являются игровые и проблемные методы. Саморазвитие – один из критериев личностно-ориентированного обучения. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода, который предлагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности. организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Предоставляя учащимся как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников. Тактично помогать им в выполнении поставленной задачи. Поощряется смелость, проявление детской фантазии и изобретательности. Основное назначение технологии саморазвития состоит в создании условий для самореализации личности, выявлении и развитии её творческих возможностей.

3. Достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса объединяет технология игрового обучения . Использование в образовательном процессе игровых технологий позволяет получить ряд преимуществ перед традиционными формами обучения – создает положительный эмоциональный фон, что способствует более успешному освоению учащимися образовательных программ, развитию у них коммуникативной культуры и социальных компетенций. Основным механизмом реализации являются игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность. Игра имеет большое значение для формирования личности ребенка. Игровой метод применяю как форма организации обучения, как метод закреплении знаний и как средство воспитания нравственно-волевых качеств. С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей. Умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет. И вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше. При обобщении и подведении итогов по блоку применяю такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» или игра - соревнование «Вопрос на пуговку» . провожу викторину в форме игры, например, «Дерево знаний».

4. Технология проектного обучения предполагает организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Данная технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.На данный момент работаем над проектом «Мебель для кукол своими руками». Выполняют учащиеся третьей группы- мальчики в блоке изучения «Кружевоплетение».

Вообще, если обсудить сам термин «новые педагогические технологии», «новизна», предполагает «современность». Однако не противоречит тому, что «новое» может быть хорошо забытым старым. Новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в используемых сочетаниях еще не применялись или не выдвигались. Это и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и обучения. Такими элементами могут быть:

Техника повышения интереса к учебному материалу : привлекательная цель, Удивляй!, отсроченная отгадка, фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту.

При повторении пройденного на уроке : своя опора, повторяем с расширением, свои примеры, опрос итог, обсуждаем д/з.

Повторение изученных ранее тем : своя опора, повторяем с контролем, пересечение тем.

Уровни и виды домашнего задания : три уровня д/з (обязательный, тренировочный, творческое), особое задание, творчество работает на будущее(ученики выполняют д/з по разработке дидактических материалов.

Приемы подачи д/з: необычная обычность(ребус, почтальонка, лотерея, кубик), идеальное задание (выполнить по их собственному выбору и пониманию.

Таким образом, под инновационными процессами в образовании понимаются процессы возникновения, развития и проникновения в широкую практику педагогических нововведений. Так, по мнению М. В. Кларина, инновация – это не просто создание и распространение новшеств, но и такие изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Мастер - «особенно сведущий или искусный в своем деле» (В.Даль)

Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована и на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности, среди которых и декоративно-прикладному искусству и творчеству придается немаловажное значение. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой - новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

С первой ступени обучения ребенка в этой сфере педагогом организуется процесс целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности, в результате которой у детей устанавливается его диалогическое взаимодействие с миром искусства. В процессе обучения они осваивают его художественные принципы, средства и приемы выразительности, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия у мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

В педагогической деятельности учителя - мастера-педагога можно выделить два момента, на практике тесно связанные, переходящие один в другой:

1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, творчеству, своих знаний, умений, мастерства, приемов исполнительской работы;

2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике.

Педагогическое мастерство педагога проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, не только как педагога, но еще и как профессионального мастера, специалиста высокого уровня декоративно-прикладного искусства. Мастер-педагог на протяжении многих лет вырабатывает свою индивидуальную методику, выстраивает свою систему уроков, мероприятий, внедряет собственные новшества, учитывает реальные условия работы и различные категории учащихся. Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить детей самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;

ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета.

Контакт педагога с учеником наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенностью их результатами, когда ученик увлечен все новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий.

Таким образом, современный педагог должен успевать идти в ногу со временем: обладать высоким профессионализмом творческим потенциалом, быть мобильным и готовым к восприятию инноваций, вовлекать их в различные виды своей деятельности, уметь действовать по-новому. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Без постоянного развития и учебы педагог не сможет участвовать в инновационном процессе.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного объединения. Какие инновационные технологии может использовать мастер-педагог, обучающий и приобщающий учащихся декоративно-прикладному искусству?

Для мастера-педагога инновационные технологии существуют как в педагогической деятельности, так и в творческой деятельности. Эти инновационные технологии решают разные задачи. Про инновационные технологии в педагогике существует много информации, как в научной литературе, так и в Интернет-ресурсах. Поэтому в данной статье я про них говорить не буду. Позвольте в этой статье разобрать некоторые инновационные технологии, которые могут быть использованы при приобщении детей и взрослых к ДПИ, в частности при организации их исследовательской и творческой проектной деятельности, направленные на развитие проектного мышления. Знание направлений, где можно находить и применить инновационные технологии при изготовлении художественно-значимых изделий, важно и для самого мастера-педагога.

Очень отрадно, что в современном мире работа по возрождению и повышению интереса современного человека к декоративно-прикладному искусству как явлению культуры постепенно возрастает. Но возникает другая проблема - это сохранение традиционного национального ДПИ в новых современных условиях существования с одновременным применением новаторства в этой области. Так, как, где и какими способами найти эти новаторства или инновационные подходы, решения, технологии?

Важность сохранения народных традиций народной культуры этносов понимают все. Но возможно, то, какими способами передаются традиции через все стадии этногенеза, знают не все. Традиции в народном искусстве передаются как отпечатанный в памяти народа «образ мира» и каждый мастер - носитель этой народной памяти - передает его следующему поколению. Но вместе с тем творец-исполнитель неизбежно импровизировал, и в то же время строго придерживался рамок традиции .

Из этого следует, что традиции передаются из поколения в поколение тремя путями: 1) через реконструкцию старинных образцов изделий; 2) через инновационные технологии; 3) через трансформацию существующих стереотипов, т.е. традиции. Иначе говоря, новая норма всегда - трансформация старой. Только тогда культура живет и развивается .

Таким образом, традиция в народном искусстве и творчестве - это регулируемая народным сознанием система, в рамках которой происходит развитие народного искусства. И которая всегда неизбежно (иерофанически) трансформируется .

В настоящее время существует несколько направлений, где возможно применение инновационных технологий в области ДПИ. Они связаны с традициями и инновациями в декоративно-прикладном искусстве национальных культур :

  • · методологические и теоретические основы исследовательской работы в области декоративно-прикладного искусства;
  • · особенности и специфика изучения современного дизайна;
  • · инновационные технологии в области конструирования, дизайна, культуры и декоративно-прикладного искусства;
  • · технологические аспекты индустрии моды;
  • · национальный костюм: история и современность;
  • · новые возможности в конструировании и технологии изготовлении изделий легкой промышленности;
  • · сочетание традиций и новаторства в декоративно-прикладном искусстве;
  • · использование стилевых особенностей и импровизаций в создании предметов декоративно-прикладного искусства;
  • · инновационные технологии в создании художественных изделий;
  • · тенденции развития рынка подарков и деловых сувениров;
  • · изделия художественных промыслов из природных материалов;
  • · реализация различных проектов в области ДПИ (творческих, социально-культурных, авторских и т.д.);
  • · реализация многокомпонентных синтетических проектов, аккумулирующих различные творческие составляющие: пластическое и мультимедийное искусство, музыка, хореография, кино, театр;
  • · реализация и популяризация инновационных массовых проектов (авторских, коллективных, совместных, тематических, социальных и т.д.); в том числе связанных с миром обрядов, фольклора, народных обычаев и традиций, красоты природы, колорита национальных песен и танцев и т.д.;
  • · реализация проектов, основанных на анализ экономической эффективности создаваемых изделий;
  • · реализация проектов, нацеленных на подготовку и воспитание будущих инженеров, конструкторов, дизайнеров, робототехников, изобретателей и инноваторов.
  • · реализация различных семинаров-практикумов, инновационных проектов, конкурсов.

Главными инновациями в области ДПИ в практике выступают:

  • · компьютерные технологии;
  • · использование новых материалов, сюжетов и мотивов для создания изделий народного творчества, методов и приемов;
  • · синтетическое сочетание различных видов искусства и их новая интерпретация в единстве применения в творческих проектах.

Таким образом, инновационные технологии, инновационные подходы, инновационные приемы и методы - это все примеры творческой деятельности учителей сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности ученика. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. И такой вид творчества актуален в любом временном пространстве, в любой социокультурной среде, а значит, занимает важное место в культурно-досуговой деятельности человека .

Успех ученика зависит от учителя. От мастера своего дела. В нашей республике во многих школах работают учителя, педагоги дополнительного образования, работающие с детьми в сфере декоративно-прикладного искусства. Среди них есть такие учителя, которые совмещают свою педагогическую деятельность с собственным творчеством в декоративно-прикладном искусстве и достигают на этом поприще высочайших результатов. Такие учителя вносят значительный вклад в развитие и популяризацию декоративно-прикладного искусства Якутии, им присваиваются высокие звания «Мастер народных художественных промыслов РС(Я)» и «Народный мастер РС(Я)». И, как правило, учителя со статусом мастера, обучая детей своему мастерству в каком-либо направлении декоративно-прикладного искусства, подготавливают успешных обучающихся, завоевывающих высокие результаты на различных выставках, конкурсах, олимпиадах и конференциях как республиканского, так и всероссийского уровней. К таким учителям и педагогам относится Аммосова Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования Хамагаттинского саха-французской лицея, подготовившая победителя номинации «Лучший проект олимпиады» Всероссийской олимпиады по технологии Олесову Викторию (Армавир, 2014), победителей Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в Москве (2014, 2015, 2016). Сама Надежда Николаевна - признанный мастер в республике по изготовлению изделий из конского волоса. В Чымнайской СОШ Таттинского улуса успешно работает Большакова Арина Николаевна, педагог дополнительного образования, Народный мастер РС(Я), подготовившая по национальному шитью многих призеров НПК «Шаг в будущее», победителей и призеров многих выставок детского творчества. Сама Арина Николаевна является участником и победителем престижных республиканских и всероссийских выставок ДПИ «Лоскутная мозаика Якутии», «Якутия мастеровая», дважды завоевала высокое звание Лауреата Всероссийской выставки «Лоскутная мозаика России» (2011, 2015); приняла участие в 21-м Международном фестивале пэчворка «Европейский перекресток-2015) в Эльзасе (Франция). Большую работу проводит с детьми, их родителями, со взрослым населением по направлению «Национальная одежда» педагог дополнительного образования Чурапчинской СОШ им.С.А.Новгородова Чурапчинского улуса, отличник образования РС(Я), мастер народных художественных промыслов РС(Я) Дьячковская Альбина Семеновна. Она воплотила в жизнь такие социально-культурные проекты как «Детские жилеты в лоскутной мозаике», «Коллекция детской демисезонной одежды «Веселые лоскутки», «Коллекция семейной национальной одежды в лоскутной мозаике», с которыми дети, взрослые, и сам автор выступали во многих республиканских выставках, фестивалях декоративно-прикладного творчества и получили всеобщее признание. Мои учащиеся МОБУ СОШ №33 им.Л.А.Колосовой, обучавшиеся и обучающиеся в студиях декоративно-прикладного творчества, такие как «Национальное шитье», «Бисероплетение», «Вышивка крестом» в разные годы также принимали успешное выступление на городских, республиканских и всероссийских выставках, фестивалях, олимпиадах, конференциях «Шаг в будущее» (2001-2016), «Интеллектуальное Возрождение» (Санкт-Петербург, 2012). В 2013 году я, работая в школе педагогом дополнительного образования, выполнила квалификацию «Народный мастер РС(Я)» и получила высший нагрудный знак мастера.

Таким образом, успешность учеников, выработка их компетентности в творческой деятельности в области ДПИ напрямую зависит от педагогической компетентности учителя и компетентности учителя в художественном мастерстве. Всех учителей, совмещающих педагогическую деятельность в образовательных заведениях с собственной художественно-творческой деятельностью в области ДПИ, объединяет одно - большая любовь к народному творчеству, любовь и преданность к творчеству и культуре своего народа, желание постоянно творить и передать молодому поколению свои умения, знания, осуществляя преемственность мастерства от учителя ученику.

Из всего вышеизложенного понятно, что педагогическое мастерство и творчество не есть свойство избранных. Она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную систему. Главное - умение вовлечь в ту деятельность, которая побуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Наука и передовой опыт интересует учителя, как способ раскрытия стиля профессиональной деятельности. Учитель стремиться анализировать свой опыт и опыт товарищей по работе, фиксирует развитие интересов учеников, выполнение ими различных заданий. Такой учитель всегда в творческом поиске, он хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует результаты, в том числе и свои собственные ошибки и просчёты. Он работает с перспективой, ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду.

Московский государственный гуманитарный университет им М.А. Шолохова


Ключевые слова

Народное творчество, ДПИ, области декоратино-прикладного искусства, высокотехнологичные машинные процессы, производственный материал, пузырчатая алюминиевая пленка, титановая пена, графеновый аэрогель, молекулярный суперклей, People creation, DPI, the region are of dekoratino- applied skill, highly technological machine processes, production material, bubbly aluminum film, titanium foam, grafenovyy aerogel, molecular super-Clay

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается важность декоративно-прикладного искусства в современном Мире. Отмечены основные проблемы существования народного искусства. Описаны новые тенденции развития декоративного творчества. Представлены инновационные материалы, которые возможно применять в изготовлении предметов ДПИ.

Текст научной статьи

На всем протяжении существования человеческого общества основной областью художественного творчества являлось декоративно-прикладное искусство. Изначально оно существовало как народное творчество, и не выходило за рамки ремесла, но со временем оформилось в самостоятельную форму искусства. Этот процесс был тесно связан с классовым расслоением общества, ведь предметы искусства создавались исключительно для знати, что бы подчеркнуть их статус и высокое положение в обществе. И в наше время подлинные предметы декоративно прикладного искусства доступны лишь элите, а остальным приходится довольствоваться товарами массового производства. Городская культура современной России в 1990-2000-е годы сформировала и поставила в один ряд с общепризнанными сложившимися областями декоративного искусства ХХ столетия, такие виды искусства как роспись по ткани, набойка, гобелен, художественная керамика, стекло, ювелирное искусство, художественная эмаль, лаковая миниатюрная живопись и художественная роспись по дереву и металлу . Т.о., направления творчества, лежащие ранее на периферии «высокого» декоративного искусства встают в один ряд с традиционными ремеслами и рукоделием, и ко всему прочему, имеют многолетний опыт в непрофессиональном самодеятельном искусстве и художественном ремесле, как в нашей стране, так и за рубежом. Широкую популярность приобрели пэчворк, или лоскутное шитье, бисероплетение, художественное шитье (в том числе - золотное и лицевое), петельная (ковровая) вышивка, нетканый гобелен, исполненный в прошивной и иглопробивальной техниках, иконопись, роспись пасхальных яиц и матрешек и художественная кукла. Однако одновременно и ведущие направления декоративного искусства подверглись серьезной эволюции, а творческий спектр их расширился как за счет участия в художественных процессах значительного числа непрофессиональных исполнителей, так и по причине переориентации профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия, предметы для частного интерьера и арт-дизайн. Подобное явление имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Несомненно, что для развития ДПИ необходимо движение вперёд - поиск новых идей, замыслов, технологий и средств передачи создаваемых образов. Однако очень важно в погоне за новшеством не потерять связь с прошлым, с традициями художественного промысла, складывающимися веками. И это очень сложная задача, т.к. в связи с изменением Мира, меняются и приоритеты, которые, к сожалению, не всегда ориентированы на высокое искусство и качество изделий прикладного творчества. Привлечённые коммерческой выгодой художники часто забывают о ценности художественного наследия прошлого. Тем не менее, в 2010-е годы с распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластических материалов, в том числе - полимерных, области декоративного искусства стали тесно взаимодействовать друг с другом, объединяться со скульптурой и графикой . Авторы в качестве художественных элементов начали использовать фотографические изображения и опираться при создании декоративных изделий на высокотехнологичные машинные процессы . В частности, за последние несколько лет человечество изобрело целый ряд различных технологий и устройств. Однако важнейшим компонентом, ставящим под вопрос саму реализацию изобретений, на практике является производственный материал, из которого состоят различные вещи и без которого невозможно воплощение в жизнь тех или иных идей. Недавно были изобретены материалы, которые призваны изменить будущее, так как их потенциал использования и возможность применения являются практически безграничными. Пузырчатая алюминиевая пленка Материал, изобретенный группой инженеров из Университета Северной Каролины, может оказаться очень полезным в производстве защитного оборудования, упаковок для товаров и декоративной продукции. Для его производства ученые берут лист алюминия, прокатывают по нему шиповатый ролик, чтобы создать равномерные углубления, заполняют эти углубления пенообразователем вроде карбоната кальция или гидрата титана, сверху помещают второй такой же лист, прокатывают и помещают в печь. Под воздействием высокой температуры начинается пенообразование и в итоге на месте этих самых «пузырьков» образуются воздушные прослойки . Дальнейшие производственные испытания подтвердили, что такой металл весит на 30 процентов меньше, чем обычные листы, в то же время он почти 50 процентов прочнее и намного лучше впитывает воздействующую на него внешнюю энергию. Кроме того, стоимость производства подобного материала не такое уж и высокое, по сравнению с обычным. При этом сферы его применения практически неисчислимы: начиная от производства грузовых контейнеров, упаковок для хрупких вещей и заканчивая производством велосипедных шлемов и создания произведений декоративного искусства. Титановая пена Путем соединения пенополиуретановой губки, титанового порошка и специальных связующих компонентов у ученых появилась возможность создать из металла материал, по своей форме напоминающий губку (или пену). При его производстве основной каркас из пенополиуретана испаряется и в результате из титана получается своеобразная «пенная» конструкция, которую впоследствии при воздействии дополнительной температуры можно наделить нужными свойствами и формами. Конечные свойства при этом будут зависеть от уровня пористости такой губки. Но самые основные - ее прочность и невероятная легкость - останутся. Графеновый аэрогель Всего пару месяцев назад этот материал выбил себе титул самого легкого материала в мире. До этого пальма первенства в рамках этого свойства принадлежала аэрографиту, чья плотность составляет 0,18 мг/см3. В свою очередь плотность нового разработанного графенового аэрогеля составляет всего 0,16 мг/см3, что ниже, чем у гелия и всего в два раза ниже, чем у водорода. Графеновый аэрогель в буквальном смысле может «плавать» в воздухе. Искусственный паучий шелк Шелк является удивительно прочным природным материалом, однако добывать его не так легко как кажется. Поэтому японская стартап-компания Spiber решила разработать способ производства синтетической версии этого материала. Компании удалось определить ген фиброина, являющегося ключевым компонентом, который позволяет паукам производить паутину. Определив этот ген, компания биоинженерным способом создала бактерию, которая может производить шелк невероятно быстро. Более того, такой подход открыл Spiber возможность создавать новые типы шелка за очень короткий период времени, буквально в течение 10 дней от начала разработки и до внедрения ее в производство. При этом бактерия не очень требовательна к еде, питается сахаром, солью и другими микроэлементами. После она производит специальный белок, который инженеры компании перемалывают в порошок, и затем уже из него создают материал, из которого можно делать не только нитки, но и придать вообще любую нужную форму. Одного грамма фиброина при этом хватает на производство 9 км шелковой нити. К 2015 году Spiber планирует создать 10 метрических тонн этого чудо-материала . Молекулярный суперклей Группа научных сотрудников из Оксфордского Университета, вдохновившись возможностями бактерии Streptococcus pyogenes цепляться к другим клеткам, создала на основе этого принципа новый молекулярный суперклей . Для его производства ученые взяли у бактерии один вид белка, тот, который отвечает за сцепление с человеческими клетками, и на его основе придумали клей, который создает при контакте с соседними клетками связь на атомном уровне. Связь при этом получается настолько прочная, что при лабораторных испытаниях оборудование, на котором проводились тесты, сломалось быстрее, чем смог выдержать этот клей. Теперь ученым остается найти способ соединения протеинов с другими отобранными молекулярными структурами, что позволит создать сверхпрочные виды селективных клеев, из-за которых не будут склеиваться пальцы. Все эти новшества вполне применимы при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства. Главное при этом не забывать о веками складывавшейся истории народных промыслов и сохранять её в новых, инновационных воплощениях.