Тема доброты в литературных произведениях. Добро в русской и зарубежной литературе: примеры из книг

С начала сотворения мира на свете существуют два царства: света и тьмы. Между ними идет вечная борьба. Людей всегда интересовала та неизвестная таинственная грань между добром и злом, которую человечество пыталось, и пыталось небезуспешно, преодолеть.

Итак, что же такое доброта и какова ее роль в психологии, жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

В понятие доброты входить сердечность, бескорыстие. Не случайно слово «нравственный» имеет в своем корне на языках разных народов такие понятия, как «воля», «желание», «мужество», «храбрость», «дружественный», «герой» и т.д.

Благородство – неотъемлемый признак доброты, и именно оно оказывает самое сильное влияние на души. В произведении «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главным действующим лицом является Юрий Андреевич Живаго. Это доктор, выходец из семьи разорившегося интеллигента. Присвоение Пастернаком профессии доктора Юрию Андреевичу не случайно. Доктор символизирует собой нейтральность между двух противоборствующих лагерей. Всю свою жизнь Живаго посвятил любимым людям, часто принося себя в жертву. Живя с любимой женщиной, в безопасности, уюте, он покидает дом ради спасения ее жизни. Юрий Андреевич обладает чутким, добрым и отзывчивым характером. В его понимании жизнь надо прожить так, чтобы люди запомнили о тебе только хорошее. Трудно приходилось доктору Живаго; сталкивающимися с глупыми, черствыми людьми. Но тяга к добру и надежда на лучшее будущее всегда спасали его. Попав в плен, Живаго видит перед собой кровавый ужас революции. На его глазах погибают невинные жертвы, ему самому грозит смертельная опасность. И при этом он не испытывает страха за собственную жизнь. Юрий Андреевич размышляет о судьбе России, переживает за все человечество. Вот что значит истинная доброта! Решать глобальные проблемы, не думая о своей судьбе. Творя бескорыстно добро для разных людей, Живаго не забывает о своих близких, с которыми он волею судеб был разлучен. «Военное время требовало трудных решений, и все же критерии милосердия и гуманизма должны определять поступки людей». Именно таким человеком был доктор Живаго. И это поистине гуманно! Человечеству остается только надеяться, что в его рядах есть еще такие благородные люди, которые без всякой корысти, искренне стараются помочь людям.

Доброта – это, прежде всего, необходимость быть твердым и мужественным, ибо именно добрый человек, должен первым вступить в борьбу с уродством и злом, быть до конца непримиримым к ним. Понадобилось помочь – отдай последнее, случилось несчастье с кем-то – бросайся на выручку, не рассуждая, забыв все и вся. Доброта – это прямодушие, огромная безграничная вместительность сердца. И проверяется она, в первую очередь, на отношении к беззащитному. Есть замечательная повесть Л. Воронковой «Девочка из города». Эту повесть я прочитала еще в раннем детстве, на рассказ о маленькой девочке-сиротке запомнился мне надолго. Действие повести происходит во время войны. В село Нечаево пришли беженцы, среди которых была Валентинка, девчушка, потерявшая родителей и младшего брата. Тетка Дарья, приютившая Валентинку, была матерью двоих детей. Несмотря на это, она относилась к ней, как к родной дочери: Дарья не сомневается, что сделала правильно, взяв девочку. В письме на фронт мужу она пишет: «… А я взяла в дом девочку Валентинку – сироту, беженку. Думаю, что я хорошо сделала…» Но в деревне так не считали. Дарью уговаривали не брать Валю, смеялись в лицо женщине, совершившей прекрасный поступок. Деревенские жители посмеивались над Валентинкой, робкой и застенчивой. Но Дарья не давала ее в обиду и постепенно все свыклись с новой жительницей. А Валя, доверчиво относящаяся к людям, внимая разговорам детей Дарьи, понимала, что Таиска и Роман не осознают того чувства любви и доброты матери, которым она сама, совсем еще недавно, была обделена. И поэтому поначалу замкнутая, Валентинка раскрывает свою душу перед детьми, чтобы показать, что добрые чувства важнее всего на свете. Даже грозный дед оттаивает под душевной теплотой Вали, он водит девочку в лес, чтобы показать ей лесные цветы, удивляется тому, как много городская девчонка знает. В день рождения Дарьи Валентинку, по совету Таиски, рисует на столешнице красной краской цветы, думая, что это лучший подарок из тех, какие она делала. И это, действительно, оказывается так, Дарья счастлива, что девочка приняла ее. Под крылом «новой» мамы Валентинка находит себе защиту от злых людей, новый дом и много новых друзей. А наградой Дарье послужило слово – мама - , которое Валентинка долго не решалась ей сказать.

Доброта сотворена человеком, она не наследуется при зачатии, не вручается с паспортом. Ее необходимо создавать заново всякий раз, в каждом новом человеке.

Верную характеристику добра дает в своей монографии «Категории этики» доцент Уральского университета имени А.М. Горького – Л.М. Аргангельский: «Добро обобщено включает в себя содержание всей совокупности норм, принципов, морали данного класса или общества в целом, выступает как нравственное основание долга, совести, чести, счастья. В широком смысле добро и доброта – стремление дать полное счастье всему человечеству. Именно доброта станет основным критерием в отношениях между людьми грядущего века, когда навсегда исчезнет ужас войны, исчезнут пороки, разъедающие старое со сцены человеческое общество.

Думается, как высшую форму общественного добра, следует рассматривать такое историческое явление: мы сражались с немецкими войсками насмерть, понесли в этой войне неслыханные потери, принесли огромные жертвы. Но едва пробил час победы, с тем же самоотвержением мы стали помогать германскому народу, обманутому Гитлером и его сворой, строить новую жизнь. Это великая, братская доброта. Одним из лучших примеров такой доброты является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Насколько велико было взаимопонимание в отряде коменданта – старшины Васкова» И хотя весь отряд состоял из девушек, казалось бы, совершенно слабых и беззащитных, все равно их вера в победу, их чистые добрые сердца были так велики, что это помогло им совершить подвиг. Разве не вера в себя и в товарищей помогла им совершить невозможное? В повести Васильева самая страшная беда человечества – война. А где, как не в беде, познаются друзья и проверяются лучшие качества человека. Борис Васильев сумел восстановить страшную картину: ужас, кровь, убийство, но главное то, что в своем произведении он сумел передать чувства, переживания людей, вставших на защиту своей Родины. Ведь на войну ушли совсем молодые девушки, прожившие так мало, еще не сумевшие испытать главных чувств в своей жизни. Кто-то, как Галя Четвертак, еще не познал любви, кто-то, как Рита Осянина, оставил больную маму и маленького сына, а кто-то, как Женя Комелькова, еще только мечтал о будущем. И вот эти молодые девушки попали в капкан, который грозил вот-вот захлопнуться, если к тебе на помощь не поспешат друзья. Чувство доброты, существовавшее между ними, укрепляло им силы, заставляло их идти на неравный бой, но с твердой уверенностью в скорой победе. Все они совершили подвиг. Хотя подвигом является уже то, что они решили пойти на фронт вместе с мужчинами. Рита Осянина, тяжело раненная, зная, что рана смертельная, убивает себя, чтобы не быть обузой в пути. Женька Комелькова уводит за собой немцев и погибает, но этим спасает единственного оставшегося в живых Федота Васкова. Повесть оканчивается трагически, но автор не оставляет надежды, что немало есть на свете людей, готовых жертвовать собой ради спасения человечества.

Есть у А. Солженицына рассказ «Матренин двор». Это произведение автобиографично. Рассказывается в нем, как учитель приехал на новое место работы и искал себе жилье. Ему указали на дом Матрены. Неказистый был домишко, старый. Зато хозяйка была прекрасной женщиной. Не молода была Матрена, да и болела часто, но всегда старалась угодить постояльцу. Вставала рано, готовила обед: для учителя, для себя и для грязно-белой козы, единственной в ее хозяйстве. Безотказная Матрена Васильевна всегда старалась помочь людям; всем кто бы ни просил у нее помощи, всегда была готова помочь. Из разговоров с Матреной учитель узнал, что она была замужем, но ее муж погиб на фронте. Дети, а их было шестеро, умирали один за другим. А приемная дочь Матрены – Кира, вышла замуж и живет в соседней деревне. Свой дом Матрена оставляла ей в наследстве. Узнал учитель, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры, которые даже не навещают ее потому, что боятся, что она попросит их о помощи.

Жила Матрена на маленькую пенсию, которую ей давали за то, что она всю жизнь, не жалея сил, проработала в колхозе. Чтобы получить эту жалкую пенсию, Матрене Васильевне пришлось несколько лет писать заявления и носить их в сельпо, стоящее на краю деревни. Вот так и жила Матрена, не причиняя никому зла, творя вокруг себя добро. Но не судьба была жить ей тихо и мирною, решил брат ее погибшего мужа перевезти хижину Матрены в другую деревню, чтобы в ней могла поселиться Кира. Матрена поехала вместе с ними, чтобы помочь. Но когда они переезжали через железную дорогу, пошел поезд и Матрена бросилась отталкивать сани, успела, но погибла сама. Ее племянник тоже попал под колеса. И вот в день похорон собрались в матренином дворе три ее сестры, приемная дочь и Фадей со своей семьей. Сестрички Матрены вздыхали и плакали, но в глазах у них светилась жадность. На уме у сестер была одна мысль: «Кому же достанется дом Матрены?» Искренне о смерти прекрасной женщины переживали только Кира да Матрена, жена Фадея. Только они понимали, что это был за хороший человек. Учитель, оставшийся один в доме, сразу почувствовал, что означало присутствие Матрены. Без хозяйки дом опустел, пропал домашний уют. Горько было учителю, что родные люди Матрены не знают, какой она была замечательный человек…

Итак, доброта к людям зарождается в опыте гуманного отношения ко всему живому и вопрос этот далеко не праздный, ибо человек начинается с простых чувств и поступков – с заботы о природе, о старшем, с ответа за слабого, с сострадания к ближнему. Эти качества потом переплавятся, социально обогатятся, станут масштабнее.

Вовсе не надо быть сентиментальным, чтобы пожалеть живое, маленькое существо, обреченное на гибель, - это естественное, почти бессознательное движение души. Помните у Толстого в «Казаках»: «… Ерошка поднял голову и начал пристально вглядываться в ночных бабочек, которые вились над колыхавшимся огнем свечи и попадали в него. «Дура, дура» - заговорил он – Куда летишь?...Сгоришь, дурочка, вот сюда лети, места много, приговаривал он нежным голосом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпустить. – Сама себя губишь, а я тебя жалею…» Старый гребенской казак движим могучим чувством добра ко всему живому, и потому активно противится слепой стихии разрушения.

Человек должен быть другом всему живому. Эта старая, как мир, истина помогает нравственному росту. Жестокость рождается легко, и особенно легко отравить ею душу маленького. Если человек в самом нежном возрасте не обладает живым воображением и не способен представить, почувствовать чужую боль, как свою, независимо от того, кто ее испытывает, пусть даже кошка, то будьте уверены, вряд ли его взрослого, очерствевшего с годами, смутят человеческие страдания и боль.

Милосердие! Древнее русское слово, означающее милость сердца, сострадание к слабому, беззащитному, поверженному. Редким оно стало, к сожалению, это мудрое человеческое слово. Человек, понимающий красоту, почти всегда добр сердцем. Мы зачастую холодно, с иронией говорим о жалости. В русской литературе слову «жалеть» всегда отводилось почетной место, и оно было синонимом слова «любить». Пожалеть слабого, в том числе и бессловесное животное, - значит прославить доброту одно из самых чтимых и прекрасных человеческих качеств, которому нет цены. А жалости – в самом широком смысле, именно в смысле любить – учат и учатся с детства. Милосердие в отношениях – это непосредственное, как бы импульсивное движение души; оно по природе своей нерасчетливо, бескорыстно.

Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.

В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.

В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.

В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.

В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.

В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.

В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.

О. де Бальзак писал: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». И правда – мы постоянно стоим перед выбором, как нам поступить, гуманно или бессердечно? Но предугадать последствия наших действий порой невозможно. В своих произведениях А. С. Пушкин показывает читателю разные ситуации, в которых связаны доброта и жестокость, но исход у каждой свой.

Доброта

  1. (Добро и зло возвращаются бумерангом ) В повести «Капитанская дочка» главный герой хоть по молодости и может поступить опрометчиво, но всегда старается делать все по совести. Когда в метель ему помог Пугачев (тогда юноша еще не знал, кто он), Гринев приказал слуге отдать ему хороший заячий тулуп в знак благодарности. Перед этим он пригласил вожатого выпить с ними вина и погреться. В этом произведении добро породило добро: во время массовых казней Пугачев спас молодого офицера (хотя тот не присягнул ему), потому что вспомнил, что тот по-человечески к нему отнесся. Таким образом, хорошие поступки возвращаются тому человеку, который их совершил.
  2. (Доброта – норма поведения в обществе ) Главный герой одноименного романа, Евгений Онегин по-доброму отнесся к Татьяне, которая в порыве чувств написала ему письмо о своем к нему отношении, что было достаточно безрассудно в XIX веке. Мужчина не стал над ней смеяться, сохранил это послание в тайне и честно ей отказал в любви: «Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой». Он признался Татьяне, что, если бы искал себе супругу, лучше нее не нашел бы никого, но он недостоин ее «совершенств» и не сделает ее счастливой. Пушкин отметил, что со стороны Онегина подобный разговор был благородным: «Очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». Такое поведение, впрочем, не делает из Евгения праведника, он поступил так, как было принято в светских кругах: не стал «выносить сор из избы» и вернул компрометирующие бумаги их обладательнице. Каждый уважающий себя дворянин вел себя так, а не иначе, и это норма жизни, а не нравственный подвиг. Если бы герой разгласил эту тайну и опозорил барышню, его бы просто перестали принимать и замечать в обществе.
  3. (Какие качества присущи доброму человеку? ) В детском произведении «Сказка о рыбаке и рыбке» старик ловит золотую рыбку и на мольбы отпустить ее ласково отвечает: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». В этих словах отражена доброта и бескорыстность героя, который подивился чуду и не стал его губить. Каждый раз, как старуха отправляла его к рыбке просить о новых богатствах, старик уважительно к ней обращался, «с поклоном». Несмотря на тиранию жены, которой подчинялся, он смог сохранить в себе доброту. Возможно, именно поэтому рыбка исполняла желания: ей хотелось отплатить добросердечному человеку, отпустившему ее без каких-либо условий. Таким образом, основой добродетели является бескорыстие.
  4. (Доброта – это сила, а не слабость ) В одной из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» Пушкин показывает, что доброта присуща только сильным личностям, которые полностью контролируют свои эмоции и поступки. В «Выстреле» главный герой Сильвио хотел отомстить обидчику, застрелив его после свадьбы с любимой женщиной, тем самым причиняя боль не только оскорбившему его мужчине, но и его жене. В годы бурной молодости Сильвио конфликтовал с богатым и знатным дворянином, который прилюдно его унизил, а во время дуэли вел себя равнодушно и непочтительно: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня». Тогда герой решил дождаться момента, когда его противнику не будет все равно на свою жизнь, и сохранил за собой право на выстрел. Сильвио ждал реванша шесть лет, но в последний момент изменил свое жестокое решение и оставил графа в живых: «Я доволен: я видел твое смятение, твою робость…Предаю тебя твоей совести». Герой мог пойти на крайний шаг – убийство, — но внутренняя сила и доброта дуэлянта спасли его обидчика. Подобное решение далось ему нелегко, он колебался, но подчинил свои разбушевавшиеся чувства и проявил милосердие, отказавшись от легкой добычи. Это достижение показывает силу его характера, слабы человек не смог бы совладать с собой и выплеснул бы все накопленное зло наружу.
  5. (Цена доброты — самопожертвование ) В поэме «Кавказский пленник» черкешенка, хоть и получила отказ в любви от русского пленника, в конце спасает его: она приходит к нему ночью, и сама перепиливает его оковы. Девушка, полюбившая молодого человека всем сердцем, отказывается бежать с ним, когда он ей предлагает: она понимала, что ее любовь не взаимная, а более страдать ей не хотелось. Черкешенка освобождает юношу в тот момент, когда у него есть шанс спастись – невдалеке вели бой русские, до которых он в конце и добирается. Сама же девушка убивает себя: «Вдруг волны глухо зашумели, и слышен отдаленный стон…». Так, она полностью отпускает человека, которого любила – его не сковывают ни цепи, ни ее чувства, ни желание отплатить за ее доброту. Очевидно, что отказ от личного счастья дался героине нелегко, и она пожертвовала собой ради того, чтобы совершить добрый поступок. Без этой жертвы подобное благородство было бы невозможным, значит, именно готовность помочь человеку ценой своих страданий является обязательным атрибутом великодушных и милосердных людей.

Жестокость

Однако у героев, о которых пишет Пушкин, есть не только благородство и добродетель, но и жестокость, и несправедливость.

  1. (Трусость – мать жестокости ) Со своим другом Ленским Онегин поступает некрасиво: он начинает заигрывать с его невестой, на приеме танцует только с ней, и все ради мелкой мести – молодой поэт попросил его заехать на именины Татьяны и заверил, что там будет узкий круг друзей, а на самом деле: «С утра дом Лариных гостями весь полон…». Раздосадованный мужчина намеренно злит Ленского, а когда тот вызывает его на дуэль, не отказывается, хотя понимает, что сам был неправ: он зря так жестоко посмеялся над искренними чувствами юноши. Но в ссоре был задействован «старый дуэлист» Зарецкий, который, в случае неприятия Онегиным вызова, мог распустить слухи о его трусости. Евгений боится общественного мнения, поэтому предпочитает участвовать в кровавом спектакле на потребу толпе. В поединке главный герой убивает своего друга, хотя его смерть бессмысленна. Так, трусость породила жестокость, ставшую причиной гибели ни в чем неповинного юноши.
  2. (Существует ли уважительный повод для жестокости? ) В повести «Дубровский» читатель также видит размолвку двух друзей, которая приводит к гибели одного из них. Барин Кирила Петрович Троекуров и разорившийся помещик Андрей Гаврилович Дубровский были товарищами по службе, а потом сдружились. Богатый дворянин уважал своего сослуживца, а тот не боялся ему перечить, если был с чем-то не согласен. Однажды Кирила Петрович привез гостей на свою псарню, которой любил похвалиться. Андрей Гаврилович немного завидовал, но справедливо отметил, что не все люди так хорошо живут, как собаки его приятеля. Тогда один из псарей обиделся и намекнул, что не у всех дворян такие же чудные и теплые усадьбы, как «любые здешние конурки». Все стали смеяться, а Дубровский, для которого это было унизительно, уехал. Так началась несправедливая и жестокая война двух друзей. Троекуров, окончательно взбесившись и не обдумав свои поступки, обманным путем отбирает у обедневшего дворянина его имение. Этот жестокий поступок сильно подкосил старого Дубровского – у него помутился рассудок, и через несколько дней он умер. Для Кирилы Петровича эта победа ничего не значила: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». Но его злые и жестокие действия и слова стоили его честному другу и хорошему дворянину жизни. Таким образом, даже сам герой понимал, что его поступки нельзя оправдать веским мотивом, они стали следствием ссоры, в которой, по большому счету, был виноват наглый слуга. Жестокость не может быть оправдана каким бы то ни было поводом, потому что она всегда ему не равнозначна.
  3. (Кого можно назвать жестоким человеком? ) В повести «Капитанская дочка» есть герой, который никак не может вызвать положительный чувств – это Алексей Иванович Швабрин. На протяжении всего произведения он поступает низко и недостойно. Он изменил присяге, примкнул к Пугачеву и доносил на бывших товарищей. Он же запер капитанскую дочку в светлице и шантажировал ее, чтобы она стала его женой. Он же регулярно пытался подставить главного героя, Петра Андреевича Гринева: сначала что-то нашептал главарю мятежников, из-за чего тот даже не спросил юношу, перейдет ли он в его ряды; затем, когда Швабрина арестовали, он пишет донос генералу на соперника, будто тот служил у Пугачева шпионом. Казалось бы, пора уже забыть все прошлые обиды и попробовать исправиться, но жестокая и хитрая душа Швабрина не способна на добродетель. Алексей знал, на что рассчитывать, когда пишешь доносы на офицера. К счастью, за доброго и честного Гринева было кому вступиться, поэтому планы мстительного героя не осуществились. Таким образом, видя несправедливые и подлые поступки мужчины, мы можем сделать вывод, что он жесток по своей природе, ведь он ни разу не раскаялся за свои действия, ни разу не почувствовал укора совести, значит, он считает их оправданными и естественными.
  4. (Жестокость в семье и ее последствия ) Жестокость по отношению к отцу Пушкин описывает в «Станционном смотрителе», который включен в цикл «Повести Белкина». Дуня, красавица-дочка Самсона Вырина, станционного смотрителя, уезжает с богатым барином. Она бросает родителя, ничего ему не рассказав, потому что понимала, что он ее не отпустит, так как не поверит в искренние чувства молодых. Но Дуня поступает неблагодарно и крайне жестоко: она оставляет старого отца в нищете, хотя он холил и лелеял свое единственное дитя. Самсон Вырин пытался встретиться и поговорить с дочерью, но ослепленная роскошью и любовью Дуня не желала этого. Возможно, ей было стыдно перед отцом, и поэтому она решила навестить его только через много лет. Увы, в живых она его уже не застала. Таким образом, жестокость и эгоизм девушки довели ее родителя до смерти, ведь после того, как Минский выгнал его, он запил и умер от тоски. Таковые трагические последствия злодеяний в кругу семьи.
  5. (Что делает добрых людей жестокими? ) В «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» зависть музыкальному дару коллеги породила в главном герое желание убить друга. Это и происходит во второй сцене пьесы: великий композитор выпивает яд, который ему подбросил Сальери. Гениальность Моцарта, однако, никак не отразилась на его характере: он был очень открытым, простым человеком, с удовольствием слушал слепого скрипача у трактира. Его антипод и убийца не обладал таким талантом. Все его успехи – это результаты упорного труда музыканта, поэтому он высоко ценил таких же трудолюбивых людей. Моцарту все давалось легче, и это вызывало настолько сильную зависть со стороны Сальери, что он жестоко убивает того, кто считал его своим другом и верил ему. Герой пытается себя оправдать тем, что в гении Моцарта нет пользы для остальных, ведь никто не сможет ничему у него научиться. Но это лишь уловки совести, ведь до этого инцидента композитор никому не завидовал и уж тем более никого не травил. Именно ложное убеждение в несправедливости судьбы стало причиной ожесточения мужчины: черная зависть погубила его душу.

Таким образом, Пушкин показывает в своих произведениях разные ситуации, в которых герои совершают добрые и жестокие поступки. Автор ценит милосердие, ими проявляемое по отношению к другим людям, независимо от их положения. Испанский писатель М. Сервантес считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». Так и у Пушкина: ни одно негуманное действие не имело благоприятных последствий.


Дорогие читатель!

Прочитав книги, представленные в этом

возможность поразмышлять над тем, что

такое добро, милосердие, задуматься о тех

людях, которые живут рядом с тобой и,

может быть, нуждаются в твоей

помощи и поддержке.

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен

-М.:Квадрат,2008.-350с.

Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. "" - самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.

-М.:Дет.лит.,1987.-152с.

Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.

Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький.

-М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).

В основе пьесы Максима Горького «На дне» - спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы - люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

Гюго,В.М. Козетта /В.М.Гюго –М.:Стрекоза- Пресс, 2006.

- 62с.:ил.-(Библиотека школьника).

" Козетта "-отрывок из романа Виктора Гюго"Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде. Для детей младшего возраста.

Достоевский, Ф.М. Раненое сердце: повести, рассказы, статьи /Ф.М. Достоевский. -М.: Молодая гвардия,1986.

- 494с.-(Библиотека юношества).

Хочу предложить вашему вниманию рассказ «Мальчик у Христа на елке» из книги Ф.М.Достоевского «Раненное сердце». Да, «Мальчик у Христа на елке" - это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его. Недолгая история о маленьком мальчике-сироте. Новый год и Рождество - мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей - больно вдвойне. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались "глухими" к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.

-М.:Астрель,2010. - 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть " Чучело " впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях "Чучела"."Чучелом" прозвали Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много "чучел" живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Высокохудожественные иллюстрации в
выполнены талантливой художницей Екатериной Муратовой.
Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко

-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).

Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу "нехорошо воровать", и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста

Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.

-319с.:ил.-(Школьная библиотека).

В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.

Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей

Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А. Лиханов.

-М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман / А.А.Лиханов.-М.:Дом,2008.

-320с.

Роман Альберта Лиханова, как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа. Книга рассчитана на массового читателя.

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева.

-М.:Самовар,2010.-77с.:ил.-(Школьная библиотека).

Замечательные о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.
Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали, что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.

Книга рассчитана на массового читателя

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести

/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая...», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.

-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей - недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу "Уроки французского" вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Приятного и полезного Вам чтения !

Добро - категория нынче не особенно востребованная. Мир стал жестоким, и чтобы в нем выжить, приходится принимать его правила. Но ведь мы сами сделали мир таким. Книги про добро и доброту напомнят, почему оставаться человечными - крайне важно. Прагматичность, цинизм, амбиции, стремление к власти и деньгам не делают эту цивилизацию лучше. Мы должны усвоить это сами и научить быть добрыми своих детей - и тогда у нас появится шанс изменить вектор…

Величайший роман 19 века о судьбе одного человека по имени Жан Вальжан, который прошел путь от каторжника, ненавидящего весь человеческий род, до добропорядочного гражданина, всегда проявлявшего поистине поразительную человечность и доброту к другим людям.

Трагическая история про одного заключенного, приговоренного к электрическому стулу за убийство двух маленьких девочек. Огромный негр, своим видом вызывающий ужас, на деле оказывается добрейшим человеком, к которому судьба была совсем не благосклонна.

Американский роман 19 века, выступающий против жестокости рабовладельческой системы. Это история одного человека и всей эпохи рабства в Америке. Эта история о том, что такие качества, как доброта, милосердие, человечность не зависят от цвета кожи.

Дневник нидерландки по имени Этти Хиллесум, в душе которой жила огромная сила и воля к жизни. Здесь описаны ее мысли во времена Второй мировой войны. Испытывав на себе все ужасы концентрационного лагеря, она не пала духом, а смогла зажечь огонек надежды в сердцах тысячи людей.

Робби, Отто и Готтфрид – трое друзей, пережившие войну. Вместе с еще одной девушкой по имени Пат, они вынуждены учиться жить в новом мире – мире разрухи, горя и зла. Каждый из них должен выбрать свой нравственный путь, который определит их дальнейшую жизнь.

Книга, по которой снят популярный фильм «1+1». Рассказ о французском богаче, прикованном к коляске, и безработном негре, перебивавшегося мелкими ограблениями. Двое совсем разных, с первого взгляда, людей, которые нашли в друг друге то, чего им так не хватало.

Аттикус Финч всегда старался жить по совести. Своих двух детей – сына и дочь – он воспитывает в духе справедливости и человечности. Когда в городе появляется негр, которого обвиняют в убийстве, Аттикус, несмотря на все предрассудки окружающих, становится на его защиту.

От детства и до глубокой старости – история одного священника, который, как и все испытывал страхи и сомнения, как и все был подвержен негативным эмоциям. Но с каждым днем он старался стать лучше – боролся с жестокостью, нетерпимостью, злом и помогал каждому, кто нуждался.

Поучительная книга о девочке Саре, которая не видела поводов радоваться в жизни. Но однажды, повстречав мудрую говорящую птицу, которая научила ее смотреть на жизнь с позитивной точки зрения, она поняла, как важно проявлять ко всему свою любовь, доброту и милосердие.

Жизнеутверждающая история про старушку Элнер, которая всегда видела радость в малейших мелочах и никогда не унывала. Она дарила радость и любовь всем окружающим. И даже в почтенном возрасте Элнер не удается уйти на покой – еще стольким вещам нужно научить других.

Молодая женщина вместе со своей дочерью переезжает в провинциальный французский городок и открывает свою шоколадную мастерскую. Загадочным образом чувствуя своих покупателей, она преподносит им не только сладости, но и то, чего им так не хватает.

История о разных людях и разных поколениях, которая заставит, смеяться, плакать и грустить. В ней настоящая жизнь. Но жизнь не с той стороны, на которую мы привыкли смотреть. Эта история о том, что всегда нужно продолжать верить в добро и никогда не отчаиваться.

Добрая и светлая книга о девятилетнем Трилле и его подруге Лене, которые ввязываются в различные приключения и всегда успешно из них выходят. Рекомендуется к прочтению взрослыми, которые в ворохе своих проблем забыли о самом важном – любви, дружбе, взаимовыручке.

В 11-летнем возрасте героине романа Поллианне приходится покинуть свой дом и переехать жить к своей суровой и строгой тете. Но девочка не отчаивается, ведь ее отец научил ее одной игре, которая заключается в том, чтобы во всех жизненных ситуациях видеть только позитив.

Очень добрая и поучительная история про двух мальчиков и про одно чудесное лето. Невероятные приключения, интересные ситуации, загадочные случаи и… лето, полное чудесных запахов, ярких красок, способное перенести любого читателя обратно в детство.

Сказка для детей и для взрослых. Потерпевший крушение летчик в далекой пустыне встречает маленького мальчика, который оказывается пришельцем с другой планеты. Удивительный взгляд мальчика на жизнь, его мысли и рассказы не оставят равнодушным никого.

Как важно, в любом возрасте, в любой ситуации, никогда не забывать о своих родных. О своих бабушках-дедушках, а уже может и о постаревших родителях. Книга не просто о необычном дедушке, о маленьком мальчике и вишневом дереве, а о семье, любви и доброте.

Сказка, повесть или, может, загадка? В центре всего – Дом с его необычными обитателями. Неимоверное сплетение сказочных историй, раздумья на тему извечных вопросов о добре и зле, и неожиданный финал – эта книга заведет читателя в фантастический мир, в котором каждый сможет найти то, что давно искал.

«35 кило надежды» — это повесть о выборе своего пути, о любви и вере, о семье, о жизненных ценностях, о преданности и терпимости к окружающим. Эта книга заставляет и смеяться, и плакать, она мотивирует действовать и не терять ни минуты жизни на пустяки.

Капитан Кру очень влиятельный и богатый человек. Он отправляет свою дочь Сару в одну из лучших школ. Но после его внезапной смерти, на девочку нападает куча напастей. Доброе сердце, терпимость и вера в лучшее помогут Саре найти выход даже из этой ситуации.