Теневой театр и все его виды. Домашний кукольный театр для детей

И зачем идти на Shadow fest?

Shadow fest – это первый международный фестиваль театров теней, которому нет аналогов в России. Как признаются организаторы, идея его провести витала в воздухе уже давно. Но то ремонт, то другие обстоятельства не позволяли реализовать ее раньше. Для зрителей это, прежде всего, хорошая возможность ближе познакомиться с жанром не только на примере российских театров, но и зарубежных гостей. Но для начала давайте разберемся, что же такое театр теней, где он родился, как развивался и во что превратился?

Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.

Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад, но точное его происхождение неизвестно. Одни считают, что он из Китая, другие – из Индии, а кто-то упоминает Египет. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений. В мире различают несколько видов теней; деление это очень условное, но среди них выделяют три главные: китайская, русская и испанская.


Китайская тень получается при использовании тростевой куклы . Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей, которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили. Индонезийские куклы – разновидность китайской – изготавливались из плотной кожи, поэтому они более статичные. Ее размер при этом зависел от статуса героя: демонические могли быть большими, а простолюдины, наоборот, маленькими.


В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер. Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.

Но самое главное изобретение в теневом театре – экран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться. В 70-е годы проводились постоянные эксперименты с материалом, чтобы достичь приемлемого результата, ведь кукла должна идеально скользить по полотну.

Еще одна особенность теневого театра – это применение разного света: китайского и русского. Китайские куклы обычно плотно прижаты к экрану и освещаются рассеянным светом. При работе с русскими куклами свет должен быть всегда жесткий и направленный – он дает совершенно четкую картину, на каком бы расстоянии кукла ни находилась.

Русскую теневую куклу мы можем видеть в Московском детском театре теней , где и была доработана окончательная конструкция с коромыслами и креплениями.

Театру теней , расположенному на Измайловском бульваре, в следующем году исполнится 79 лет. Это единственный театр, который работает со всеми видами кукол. При этом происходящее на сцене завораживает не только детей. В середине 70-х их сатирические спектакли были очень популярны среди взрослых. С тех пор репертуар изменился, но подобрать для себя спектакль можно и сейчас.

Например, спектакль “Шерлок. Продолжение” – энциклопедия театра теней и кукол. Там можно увидеть все виды кукольного и теневого театра: перчаточные, тростевые, а также большую ростовую куклу. Но помимо теневых кукол там присутствует и живой план – Шерлока и Ватсона играют два артиста.

На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.

Обычно новому актеру дают партитуру хвоста. В спектакле куклой управляют сразу несколько артистов. Голову и передние лапы исполняет тот, кто озвучивает персонаж, середину – другой актер, а вот начинающему дают только вилять хвостом. При этом кукла должна работать как единый организм, чтобы никто не догадался, что происходит за экраном.

Иногда в театр приходят и драматические артисты, которые никогда до этого не играли в театре теней. Но и им приходится приобретать новые навыки – нужно четко держать профиль.


Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном. Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.

Обычному зрителю попасть за экран практически невозможно. Еще в Индии туда пускали только мужчин, а женщины смотрели представление, как все зрители сейчас. Но для особо любознательных Театр теней приготовил отдельный спектакль “Где живут тени”. Именно там всем разрешают вскакивать с мест и смотреть, что происходит по ту сторону полотна, и наблюдать за работой артистов. При этом одним из них можете стать и вы – всем желающим можно попробовать управлять куклой, а в конце сделать и свою собственную из бумаги. После чего на все спектакли театра вы уже будете приходить осознанно. Зная, что же такое теневой театр.

или Психокоррекция страхов

Наряду с пальчиковыми куклами и куклами-марионетками, которые легко изготовить своими руками, в психотерапии используются также и теневые куклы.

Теневые куклы - это особые куклы. В изготовлении теневой куклы нет ничего сложного или уникального.

Вся сила - в сценарии, который поведёте Вы - Ведущий.

Для изготовления теневой куклы Вам необходимо в общем три предмета:листы черного картона, крепкая нить, экран.

Как изготовить Экран для теневой куклы

Для изготовления Экрана берётся очень большая коробка. Дно её вынимается (вырезается) и вместо дна вклеивается тонкая, полупрозрачная белая бумага, например - калька.

Теперь поставьте коробку так, чтобы её экран был повёрнут лицом к зрителям. А за экран, с обратной стороны коробки, поместите источник света - горящую свечу или лампу.

Как изготавливается теневая кукла+сценарий

Все участники берут в руки чёрный-чёрный лист картона и слушают голос Ведущего, который сообщает им следующее:

«Перед Вами не просто лист картона. Перед Вами - Сама Темнота. Вообще-то темнота - страшная, но в праздничный день мы сумели укротить её, сделать послушной и ручной.

Темноту можно взять в свои руки. Сегодня и только сегодня мы увидим - кто же спрятался в этой темноте и выловим их всех поодиночке.

Своими руками мы достанем из темноты наши самые страшные страхи».

Теперь каждый участник должен вырезать из чёрного картона свой «Страх». Вот некоторые наблюдения:

  • Страхов может быть несколько, а может быть один,
  • Страхи могут иметь чёткую форму (быть сказочными героями), а могут быть просто уродливыми, агрессивно вырезанными формами без смысла,

Работа со страхами. То, что нужно обязательно проговорить в ходе психотерапии:

  • нам всем важно вынести каждый свой страх «вовне», например, изготовив куклу.
  • После окончания работы с теневой куклой, страх - преодолевается.

После того, как теневая кукла вырезана из чёрного картона, сзади к ней прикрепляется толстая нить - поводок. Некоторые психологи-сказкотерапевты называют эту нить - «цепью», на которую мы сажаем свои страхи.

Эта нить - важный нюанс психотерапии. Она очень сильно успокаивает тех, кто работает со своим страхом.

За эту же нить мы будем «водить» куклу-страх, пронося её перед экраном в подвешенном состоянии.

Вождение теневой куклы перед светящимся экраном

Презентация куклы-страха ничем не отличается от презентации любой другой психотерапевтической куклы, изготовленной своими руками.

При этом - называть свой страх - вовсе необязательно. Можно придумать ему сказочное имя, псевдоним, зашифровать.

Однако Ведущий должен постоянно подчёркивать то, что каждый участник кукольной психотерапии УПРАВЛЯЕТ своей теневой куклой, а значит - управляет и своим страхом.

Работа со страхами. Окончание сценария

Как же завершается работа с куклами-страхами?

Ведущий рассказывает участникам, что теневые куклы - сделали свою работу. А именно, показали нам всем - какие мы сильные. Теперь эти «страшилки» могут быть уничтожены.

Как правило со стороны участников следует два типа реакции.

Некоторые с удовольствием уничтожают сделанные теневые куклы. Некоторые сохраняют эти теневые куклы, так как уже больше не воспринимают их негативно, успевая подружиться с ними и проникнуться к ним симпатией.

Некоторые уничтожают свои страхи - избирательно.

Вы сами можете придумать несколько вариантов окончания сценария - от торжественного сожжения всех кукол разом, до переименовывания и переделки «кукол-страхов» в «кукол-добряков».

Ну а экран - сохраните до следующих праздников.

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Теневой театр в детском саду своими руками

Театр теней своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс. Изготовление методического пособия своими руками

Тема занятия : Мастер-класс. Теневой театр
Автор : Суховецкая Оксана Александровна, воспитатель логопедической группы Центра развития ребенка – детский сад № 300 «Рябинушка», г. Новосибирск.

Описание материала : В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить.

Материал : для создания театра нам потребуется:
- ширма готовая (либо ее можно изготовить самостоятельно, подробно на этом останавливаться не буду);
- ткань: белая (можно использовать кальку), цветная на кулисы;
- нитки в тон ткани;
- лента вилькро (липа)
- трубочки для коктейля;
- палочки для барбекю (большие);
- хольнитены (заклепки);
- крепления для электропроводов;
- крючки швейные.

Инструменты для работы
:
- молоток;
- гвозди;
- канцелярский нож (резак);
- дырокол для ремня;
- ножницы;
- пресс для люверсов;
- шило;
- клей-пистолет;
- линейка;
- карандаш/ручка;
- супер-клей «Момент»;
- швейная машина.
Результат мастер-класса помогает :
Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности.
Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравтсвенности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
(Б.М.Теплов)


«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.

Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр.

Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы.

Реквизит , который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках.

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)


Силуэты можно подготовить на компьютере или нарисовать самим. Я идеи силуэтов нашла в Интернете, распечатала на принтере на обычных листах А4



Затем распечатанные силуэты наклеиваем на бумагу черного цвета. Я сразу подготовила силуэты персонажей и декораций.


Теперь эти силуэты нужно вырезать. Мелкие внутренние детали вырезаем с помощью канцелярского ножа, сами силуэты вырезаем ножницами.


Чтобы силуэты не гнулись, я их заламинировала. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для жесткости фигур.


Следующий шаг – уже заламинированные двусторонние силуэты вырезать.


Поскольку мне очень хотелось, чтобы персонажи (силуэты) имели подвижные элементы(например, могли идти) я сделала для силуэтов отдельные элементы: руки, лапы, ноги.
Чтобы привести их в движение, детали необходимо скрепить определенным образом. Для скрепления подойдет и проволока, и нитки с узелками на кончиках. Но мне хотелось некоторого изящества, что ли. Поэтому я соединяла детали с помощью ременного дырокола и хольнитенов (заклепок).


Дыроколом для ремня я пробила ровные дырки в местах скрепления, подобрав диаметр такой, чтобы заклепки не вылетали и имели свободный ход. Предварительно, в местах скрепления шилом намечала точки, выравнивая лапы, чтобы в дальнейшем они не перекашивались. Затем прессом для люверсов соединяла заклепки (данный пресс подошел по размеру к заклепкам).



Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Мне важно, чтобы театр был компактный. Поэтому, палочки у меня будут съемные. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы.. Подбираем к этим палочкам по размеру трубочки для коктейля с гофрой. Очень важно, чтобы палочки в трубочках не болтались, а сидели очень плотно. И нужен нам для закрепления =- клей-пистолет.


Ножницами отрезаем у трубочки часть с гофрой (гармошкой), оставляя негофрированные кончики по 1,5 см


С помощью клеющего пистолета закреплю трубочки на силуэтах. Есть два варианта крепления: горизонтальное (с гофрой) см.на волке; вертикальное (просто кусочек трубочки 2 см) см. на поросенке.


Чтобы понять в дальнейшем, какие крепления будут вам удобны, вставьте палочки в трубочки.


Попробуйте силуэты поводить, поиграйте ими. Мне в принципе, оба крепления понравились. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное.


Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Мы основу уже подготовили, когда наклеили силуэты декораций на черную бумагу, вырезали, заламинировали и еще раз вырезали. Теперь нам необходимо укрепить силуэты и заодно сделать систему крепления к ширме. К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю на клей-пистолет заостренным концом книзу.



Чтоы полноценно воспользоваться нашими подготовленными силуэтами, приведем в готовность ширму. К моему счастью, у нас на группе оказалась такая ширма.


Основные конструктивные изменения мы внесем внутри ширмы


Нам потребуются несложные инструменты:


На нижней планке окна разметим места для пластиковых креплений.


Закрепим гвоздями пластиковые крепления (эти крепления обычно используют в электрики, для фиксации проводов к стенам), заодно примерим, как будут входить палочки от декораций. Крепления должны быть зафиксированы жестко, не болтаться, иначе все наши декорации не будут располагаться правильно.


На верхнюю планку окна с помощью супер-клея «Момент» закрепим швейные крючки. Они нам нужны для размещения на них таких декораций, как облака, солнце, месяц, птицы. Под крючками крепим ленту вилькро (липу). Лучше закрепить на мебельный стиплер, чтобы не оторвалась.


На нижнюю планку над креплениями для декораций, так же зафиксируем ленту вилькро.


С внешней стороны все это даже смотрится интересно. Универсальность проведенных манипуляций в том, что все эти крепления можно использовать не только для теневого театра, но и для разыгрывания любого другого кукольного спектакля.



На ленту вилькро мы будем крепить белый экран. Экран сделаем из отреза бязи белого цвета. С помощью сантиметровой ленты отмерим ширину и высоту окна. (вместо ткани можно использовать кальку, к сожалению, она менее надежна)


Выкроим кусок прямоугольной формы, аккуратно обработаем края. На верх и низ пришьем ленту вилькро – вторую ее половину.


Теперь экран можно поместить на ширму. Он будет держаться на ленте вилькро в натянутом состоянии.



Мне внешне ширма показалась теперь скучной. Поэтому решила ее преобразить. Занавес-шторки украсят наш театр.


Сошьем ламбрекен из узкой прямоугольной полоски ткани. Ламбрекен закроет верхнюю перекладину окна.



Из прямоугольников с обработанными краями получится занавес из двух частей. Обе части по бокам можно собрать. Можно сделать съемную фибулу, чтобы занавес мог полностью закрывать окно или быть открытым беспрепятственно.
Самоклеющейся пленкой в тон нашему занавесу, я обклеила нижнюю часть ширмы.


Для сравнения: что было и что стало