Умер народный артист баталов. Наталья Бондарчук: «Инна Макарова не знает, что умер Алексей Баталов

Вспоминая роли Алексея Баталова, невозможно не вспомнить картину Иосифа Хейфица 1958 года «Дорогой мой человек», в которой актер сыграл доктора Устименко. Сразу после выхода на экраны фильма зрители «поженили» актера с Инной Макаровой, исполнившей роль возлюбленной героя Вари Степановой. Но это напрасно. У каждого из них на тот момент была своя личная жизнь. Дочь Инны Макаровой Наталья Бондарчук поделилась своими воспоминаниями об артисте и предположила, что могло подорвать здоровье Алексея Владимировича.

С самого моего детства я знаю Алексея Баталова. Поэтому я будто потеряла родственника. Нам сейчас очень тяжело. Но сейчас надо думать о другом, о его наследии. Алексей Баталов оставил великолепные роли. То, что они сделали с моей мамой Инной Владимировной Макаровой в картине «Дорогой мой человек», - это навсегда. Я так к нему и относилась всю жизнь - как к дорогому человеку. Своей работой он вывел на первый план интеллигента, нашего современника. Показал, каким может быть простой советский человек.

- Часто ему доставались роли рабочих, но он был совсем из другой семьи - столичных актеров, интеллигентов.

У него даже дворянские корни есть. Но при этом, какие бы роли не играл, он олицетворял лучшее, что было в наших людях. И не важно, Тибул он в «Трех толстяках», Борис в «Летят журавли», Гоша в «Москва слезам не верит», все образы потрясающие. Баталов - часть народной души, наше достояние.

- Как справилась ваша мама Инна Макарова с известием о кончине Алексея Баталова?

А она не справилась. Мы не говорим ей об этом.

- Почему?

Мама уже в том состоянии души, когда у нее все живы. И мой папа, и бабушка. Я поддерживаю ее в этом ощущении, пусть думает, что смерти нет. Мы даже поговорили с очень известными специалистами, и они считают, что так для нее будет лучше. Потому что, когда редеет эта рать, еще недавно окружающая тебя, это ужасно. И каждый раз, когда уходит близкий человек, ощущение, что «очередь за мной», как говорил поэт. Так что мы отключили все телефоны и надеемся, что она ничего не узнает.

- Думаете, по телевизору не услышит?

Она плохо себя чувствует, и я попросила сиделку, чтобы она не включала телевизор. Я очень ее берегу. Вы знаете, мне кажется, что она и не очень поймет, что случилось. Но с ней об этом мы говорить не будем. Лучше попоем романсы, которые она так любит. Она до сих пор помнит много стихов и прекрасно их читает.

Буквально на днях завершилась эта тяжба семьи Алексея Баталова с соседом по дачному участку, который на земле актера построил баню.

Эти ужасные суды, конечно, сократили жизнь Алексея Владимировича. Он защищал права своей дочери, ведь участок принадлежит Маше Баталовой. Для Алексея она ребенок сложный, особенный, у нее ДЦП. И кто, кроме него, мог защитить дочь. Но оказалась, помощь нужна ему самому. Меня несколько раз приглашали на различные телешоу, где неравнодушные люди, как могли, пытались поддержать Алексея и, чем возможно, помочь, посоветовать, найти экспертов.

Когда я сидела в одной студии с тем человеком, который затеял тяжбу с семьей актера и кричал: «Это для вас он Алексей Баталов, а для меня - обычный человек. И почему он должен пользоваться землей, которую он отписал мне», меня это просто перевернуло. Это крутое невежество. Да, есть обычные люди, их много, они могут быть и очень хорошими, и очень плохими. Но есть великие - ученые, писатели, художники, поэты, актеры. Так вот Алексей Баталов относится к этой категории. Он - великий артист, который глубоко зашел в душу каждого из нас, даже, не побоюсь сказать, целого народа. Сейчас во многих городах, поселках, деревнях люди плачут и молятся за него. Я даже не сомневаюсь в этом.

- При его регалиях, всенародной любви он никогда не мог стукнуть по столу и решить свои проблемы.

Да что вы, он ничего не мог, особенно в последние годы. Он был практически слепым. К тому же интеллигентнейшим человеком из такой же семьи, в которую были вхожи многие известные люди. Алексей дружил с Анной Андреевной Ахматовой. И не переносил всяких разбирательств. И когда ему пришлось с ними столкнуться, эти суды украли у него несколько лет жизни. Я так считаю.

- Как вам кажется, что теперь будет с дочерью Алексея Владимировича Машей?

Слава Богу, жива Гитана, супруга Алексея. Она главная ее защитница. Дети с таким диагнозом, как у Маши, - особенные дети, очень тяжело переживают уход близкого человека. Дети с ДЦП в основном передвигаются на коляске. И представьте, уйдет человек, который возит эту коляску, - и всё. И дальше беспросветность так называемой государственной опеки. Очень хочется, чтобы Гитана успела найти опекуна дочери. Здоровья ей и Маше. Как ни страшно, но ей придется этим заняться. Потому что одна дочь не сможет без помощи.

Вы знаете, я сейчас подумываю о создании каких-то общин-поселений, которые бы договаривались друг с другом об опеке их особенных детей. Чтобы не оставить их без помощи, не рассчитывая только на государство. Это нужно делать со священниками и теми, кто сам попал в эту ситуацию.

Алексей Баталов на примере своей семьи показал многим, что особенных детей не сдают в детские дома, что с ними можно и нужно заниматься. Ведь Маша получила хорошее образование. Пишет детские книги.

Маша - уникальная девушка. Она окончила ВГИК, сценарный факультет. Пишет сценарии, недавно издала книги рассказов для детей. Но чтобы добиться таких результатов, требуется еще и помощь специалистов.

Когда Маша была маленькой, ее возили на лечение в Военный клинический детский санаторий в Евпатории. Я изучила эту проблему и специфику детей с ДЦП. Узнала, что даже колясочникам надо пытаться вставать и ходить. Хотя бы начать развивать этот навык. Хотела снять фильм об этих детях, и о санатории, но Министерство культуры отклонило мою заявку. Мне кажется, люди должны больше знать о проблемах таких детей, и, быть может, кому-то удастся помочь.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года. В квартире на Большой Ордынке, где будущий актер жил с матерью и отчимом, подолгу гостила Анна Ахматова. У них в гостях часто также бывали поэты Осип Мандельштам, Борис Пастернак, писатели Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров


В Москве в четверг, 15 июня, в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов. Актер умер в одной из московских больниц.

Об этом газете сообщил близкий друг артиста Владимир Иванов.

Информацию о кончине актера подтвердили близкие Баталова.

"Да, мы подтверждаем, Алексей Владимирович скончался сегодня ночью", - сказали в семье актера. Последнее время Алексей Баталов тяжело болел. Ранее супруга артиста Гитана Леонтенко рассказала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

В январе актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал "КП" Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. Иванов также сообщил, что Баталов умер "сегодня под утро, во сне". По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится в московском Доме Кино, сообщил ТАСС заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. "Дату мы пока не определили. Отпевание - в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище", - сказал он.

Ранее о том, что Баталов, скорее всего, будет погребен на Преображенском кладбище столицы, сообщил Владимир Иванов. "Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов. По его словам, о смерти легендарного актера уже сообщили руководителю Союза кинематографистов РФ Никите Михалкову, который будет помогать в организации прощания и похорон Баталова. "Сам Алексей Владимирович просил похоронить его на Преображенском кладбище рядом с мамой", - сказал Иванов.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Его отчимом был писатель-сатирик, драматург и сценарист Виктор Ардов. В доме семьи часто бывали известные люди, в том числе подолгу гостила известная поэтесса Анна Ахматова.

Баталов впервые вышел на сцену в возрасте 14 лет в Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр. Через год он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".

Алексей Баталов сыграл более чем в 40 картинах, в том числе в пяти фильмах Иосифа Хейфица: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья", - а также в фильмах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Зонтик для новобрачных".

Одна из самых известных лент с его участием - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, где он сыграл роль слесаря Гоши. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственной премии СССР.

В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три фильма - "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому.

В 1950-1953 годах актер работал в Центральном театре Российской армии, в 1953-1957 годах - в МХАТ им. Горького (ныне МХТ им. А. П. Чехова).

Баталов много работал на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.

В 1975 году Алексей Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии (ВГИК). С 1980 года - профессор ВГИКа. В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году.

В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году Баталову присвоили звание Героя Социалистического труда. Актер награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" за 1997 год, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год.

В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.

Актер Алексей Баталов умер на 89-м году жизни в одной из московских больниц. Об этом сообщает «Комсомольская правда» со ссылкой на Владимира Иванова, близкого друга актера. Эту информацию Иванов также подтвердил «Интерфаксу».

По словам Иванова, Баталова, скорее всего, похоронят на Преображенском кладбище в Москве. Также друг семьи актера уточнил, что он умер в одном из пансионатов в Подмосковье.

«Комсомольская правда» отмечает, что в последние пять месяцев Баталов проходил лечение. В январе он сломал шейку бедра, а в феврале его прооперировали. «Комсомольская правда» пишет, что Баталов умер «тихо во сне». «Вечером лег спать, а утром не проснулся», - сообщает издание.
Режисер Никита Михалков займется организацией гражданской панихиды по Алексею Баталову, сообщает агентство «Москва» со ссылкой на Иванова.

«Никита Сергеевич распорядится, что-то сделает, поскольку любил Алексея Владимировича», - сказал он.

Самой запоминающейся ролью Баталова в кино стала роль слесаря Георгия Ивановича (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит». Также известны его работы в фильмах «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Звезда пленительного счастья», «Бег». Всего на счету Баталова более 30 ролей в кино, а также работы в озвучивании мультфильмов и документальных картин. Свою кинокарьеру актер начал в 1944 году.

С 2007 по 2013 годы Баталов возглавлял Российскую академию кинематографических искусств «Ника». С 1975 года Баталов преподавал театральное мастерство во ВГИКе.
Купить подписку

Всенародно любимый артист Алексей Баталов скончался утром в четверг в одной из московских больниц.

«Алексей Владимирович умер тихо во сне. Вечером лег спать, а утром не проснулся», - сообщил «Комсомольской правде» близкий друг актера Владимир Иванов.

Алексей Баталов попал в больницу в январе - после того, как сломал шейку бедра. В мае его перевели в реабилитационный центр.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире. В 1950 году окончил МХАТ, после которого три года работал в театре Советской Армии.

Сыграл в десятках отечественных фильмов - «Девять дней одного года», «Летят журавли», «Дама с собачкой», «Москва слезам не верит».

Актер являлся обладателем множества наград и орденов, ему было присвоено звание народный артист СССР.

К сожалению, последние годы были омрачены тяжбой с соседом по даче, который захватил часть земельного участка Баталова в Переделкине. Всего два дня назад - 13 июня - московский суд поставил точку в этом деле, вернув землю семье Баталовых.

Народный артист СССР Алексей Баталов скончался в ночь на четверг в одной из московских больниц. Прославленному актеру было 88 лет.

Во время очередного обострения болезни в январе этого года Баталов упал дома и сломал шейку бедра на правой ноге, а через месяц ему была проведена восстановительная операция, после которой он уже не покидал стены больницы вплоть до своей кончины. За день до смерти его причастил священник в стенах больничной палаты. Алексей Владимирович умер во сне. Смерть была зарегистрирована в 6 часов утра, 15 июня 2017 года.

Как рассказал « » близкий друг артиста Владимир Иванов, Баталова, скорее всего, похоронят на Преображенском кладбище в Москве.

«Сам Алексей Владимирович просил похоронить его на Преображенском кладбище рядом с мамой», — сказал Иванов. По его словам, о смерти актера уже сообщили режиссеру Никите Михалкову, который будет помогать с организацией прощания.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в актерской семье. С пятилетнего возраста рос в семье писателя Виктора Ефимовича Ардова. В 1950 году он окончил Школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького. После чего поступил в Центральный театр Российской армии, где прошла его армейская служба, в 1953 году перешел в МХАт им. Горького (ныне МХТ им. Чехова).

Снимался в фильмах «Москва слезам не верит», «Дело Румянцева», «Летят журавли», поставил фильмы «Шинель», «Три толстяка» и другие. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966), Государственных премий СССР (1981) и РФ (2005).

Предлагаем вспомнить интересные факты биографии любимого актера многих поколений россиян.

Первый фильм

Баталов дебютировал в кино в 16-летнем возрасте, пишет teleprogramma.pro . Он исполнил эпизодическую роль в картине Льва Арнштама «Зоя», который был посвящен подвигу юной партизанки Зои Космодемьянской.

Артист сыграл школьника по имени Алеша.

Во время войны Баталов жил вместе с семьей в эвакуации в Бугульме. Там он впервые вышел на театральную сцену (спектакль поставила его мама — актриса Нина Ольшевская). Когда Алексей с семьей приехал в Москву, он стал учиться в обычной школе. Создатели фильма «Зоя» задействовали в съемках весь класс, в котором учился Баталов. Будущему знаменитому артисту достался небольшой текст. Сам актер вспоминал, что после команды «Мотор!» он не мог выговорить ни слова — эта крохотная роль далась ему с большим трудом. Позже родители строго отчитали начинающего актера за то, что он не смог справиться с волнением.

Вместо одежды

Рассказывает Алексей Баталов: «Я пришел из армии, должен был вернуться во МХАТ. Анна Андреевна Ахматова, ближайший друг дома, подарила мне некоторую сумму денег, полученную ей от переводов, чтобы я немного приоделся. Я отказывался, но она настояла. Горячо поблагодарив и пересчитав деньги, я поехал к комиссионному магазину и купил… подержанную машину.

Примерно таким был первый автомобиль Баталова - это «Москвич-400».

Анна Андреевна, увидев автомобиль, сказала: «Очень хорошо». С тех пор этот старый, но самый любимый «москвичок» назывался у нас «Аннушка».

Личная жизнь

Со своей первой супругой, Ириной Ротовой, Алексей Владимирович познакомился еще в детстве. Ирина была дочерью известного советского художника-карикатуриста Константина Павловича Ротова. Влюбленные сыграли свадьбу, как только им исполнилось 18 лет.

Художник Ротов как-то раз получил задание нарисовать иллюстрации к «Дяде Степе» Сергея Михалкова. Константин Павлович срисовал главного героя знаменитого детского стихотворения со своего довольно высокого зятя, с которым он находился в очень теплых дружеских отношениях.

Алексей Баталов и Ирина Ротова прожили вместе не очень долго. Им пришлось разойтись, так как Баталов, по его собственным признаниям, уделял недостаточно времени своей супруге и дочери Наде. Теще артиста очень не нравилась его профессия.

Новая любовь пришла к Баталову совершенно неожиданно — на съемках картины «Большая семья» он познакомился с цирковой артисткой, наездницей Гитаной Леонтенко и влюбился в нее с первого взгляда.

Вторая жена актера по национальности цыганка. Поженились они лишь спустя несколько лет после знакомства.

После рождения дочери Маши жене пришлось оставить арену — девочка родилась с тяжелым заболеванием — детским церебральным параличом, и ей требовался постоянный уход. Для супругов это стало серьезным испытанием, однако они сделали все возможное, чтобы их дочка была счастлива. Мария окончила институт ВГИКа и сейчас занимается литературной деятельностью. Со своей старшей дочерью Надеждой и ее детьми и внуками Алексей Баталов практически не видится.

Народная слава


Всемирная известность пришла к Баталову после выхода на экран ленты Михаила Калатозова «Летят журавли» в 1957 году.

В Советском Союзе этот фильм посмотрели 28 миллионов человек. Показы фильма в Европе прошли с огромным успехом. Картина «Летят журавли» стала единственной работой отечественных кинематографистов, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля.

Вторая волна народной любви пришла к Баталову после премьеры легендарной картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Кстати, именно благодаря Баталову в этой ленте снялась актриса Наталья Вавилова. Дело в том, что ее родители были категорически против того, чтобы Вавилова снималась в кино — они готовили ее к дипломатической карьере. лично пришел к ним в дом и попросил отпустить Наталью на съемки. Строгие родители Вавиловой не смогли отказать знаменитому актеру.

Косолапая походка

Алексей Баталов был приглашен на главную роль в фильме «Дама с собачкой» по рассказу Чехова. Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая, помнившая дореволюционную эпоху. Увидев, как ходит Баталов, старушка сразу же заявила:

— Он косолапит. Так русские интеллигенты той эпохи не ходили.

Кадр из фильма «Дама с собачкой».

Замечание расстроило артиста, и он взялся исправлять походку, тем более что режиссер все время делал ему замечания. В конце концов Баталову все это надоело, а походка никак не хотела исправляться. Приехали в Крым, в Ялту, стали обходить места будущей съемки. И вдруг какой-то старичок-лодочник, увидев одетого для съемок Баталова, обрадованно закричал:

— Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь, как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, — обратился он к Баталову, — у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил.

Режиссерские успехи

Алексей Владимирович пробовал свои силы в режиссуре. Он снял три картины — «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок». Экранизация одноименной сказки Олеши признана самой успешной работой постановщика Баталова. Он очень трепетно относился к авторскому тексту, поэтому фильм весьма точно передает настроение и замысел книги.

Баталов также исполнил в фильме главную роль канатоходца Тибула.

Во время съемок опасной сцены прохода по канату, натянутому над площадью, артист отказался от помощи дублера. Он исполнил этот трюк самостоятельно. Ходить по канату его учила любимая супруга. И ушло у него на это, по некоторым сообщениям СМИ, год и два месяца!

Профессор актерского мастерства

Алексей Владимирович с 1975 года преподавал во ВГИКе актерское мастерство. В конце 70-х он стал профессором, а в 1989 году возглавил кафедру актерского мастерства.

Последние годы Баталов нигде не снимался — артист не желал играть в сериалах и рекламных роликах, а серьезной работы ему не предлагали.

Время от времени работал в студии звукозаписи, ведь Алексей Баталов — обладатель уникального голоса, которым разговаривают главные герои многих отечественных мультфильмов.

Алексей Баталов это лицо целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную гражданскую позицию. Он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных. Все его герои обладали какой-то притягательной внутренней силой и особым светом, согревающим окружающих. Он и сам был такой в жизни – простой, надежный и очень порядочный человек.

Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».

Детство и юность

Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир, в очень известной актерской семье. Отец Владимир Баталов был известным актером и режиссером, мама Нина Ольшевская тоже была актрисой. Родители познакомились во МХАТе, в котором оба служили. Они часто брали мальчика с собой, поэтому практически все его детство прошло в подсобке МХАТа. В 1933-м родители Алеши разошлись, и Нина Ольшанская снова вышла замуж. Ее избранником стал известный писатель Виктор Ардов, который обращался с мальчиком так же, как и со своими сыновьями. Так у Алексея появилось два брата – в 1937-м родился Михаил и в 1940-м — Борис.

С пяти лет Алексей жил с отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой поселились у Ардова, но жизнь семьи усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Так они прожили несколько лет, а потом сумели купить квартиру, расположенную в доме литераторов, и переехали в новое жилье.

По соседству с ними жили Мандельштамы, и это обстоятельство очень благотворно сказалось на воспитании мальчика. Их окружали лучшие представители интеллигентов страны Советов, деятели отечественной культуры.

Очень часто Ардовы принимали у себя , и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.

Счастливая детская пора закончилась в 1941-м – грянула война. Баталов с матерью покинули Москву и уехали в эвакуацию в Бугульму. Мама была настоящей театральной актрисой, поэтому даже в эвакуации не сидела сложа руки. Она сумела организовать собственный театр, в котором были задействованы эвакуированные артисты и их дети. В то время Алексею уже было 15, и он оказывал матери посильную помощь в театре, а вскоре оказался на сцене, примерив на себя образы второстепенных героев. Еще в детстве Алексей понял, что театр вошел в его жизнь навсегда, но сомневался, хватит ли у него таланта, чтобы достичь определенного успеха.

Театр

Театральная биография Алексея Баталова началась еще в годы войны. Впервые он оказался на сцене в Бугульме, в театре, организованном его мамой.

Дебют в кино состоялся в 1944-м, когда Алексей с мамой вернулись из эвакуации в Москву. Тогда его вместе с классом пригласили на съемки фильма «Зоя», об известной подпольщице Зое Космодемьянской. В отличие от одноклассников, у Баталова была роль со словами, которые нужно было произнести перед объективом камеры.

После окончания школы, Алексей Баталов поступилв Школу-студию МХАТ, и постигал азы актерского мастерства под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было очень объяснимым – вся его родня была артистической. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он вспоминал всегда с чувством глубокой благодарности. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный тупица. Диплом об окончании Школы-студии Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.

Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, на сцену которого он выходил на протяжении трех лет.

В 1953-м Баталов поступил на службу во МХАТ, и оставался верным ему до 1957-го. Алексей Баталов считал театр своей судьбой, родным домом. Наверное потому, что его родители служили во МХАТе, и первые детские впечатления были связаны именно с театральными подмостками. Маленький Алеша не видел другой жизни, поэтому думал, что у взрослых нет другой работы, только здесь.

Фильмы

Дебютом в кино стала картина «Зоя», снятая режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. Потом был десятилетний перерыв, и только в 1954-м Баталова пригласили на съемки картины «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица. Баталову досталась роль главного героя. В те годы в кино культивировался образ нового советского человека-рабочего. И Алексей Баталов стоял у истоков создания этого персонажа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955-м, когда вышла картина «Дело Румянцева», с Баталовым в главной роли. В 1960-м Алексей засветился в ленте «Дама с собачкой», в 1964-м зрители увидели фильм «День счастья». Героев этих картин объединяет одно – сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал молодого актера, и засыпали его интересными предложениями.

В 1956-м Баталову предложили стать Павлом Власовым в картине, снятой по произведению Горького «Мать». В 1957-м кинематографическая биография Баталова пополняется новой ролью в ленте «Летят журавли», которую снял Михаил Калатозов. После выхода этого фильма Алексей Баталов стал неимоверно популярным. Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре.

О многогранности таланта актера заговорили после выхода картины «Дама с собачкой», которую зрители увидели в 1960-м. Алексею предстояло сыграть Гурова, и ему пришлось над ней изрядно потрудиться. Эта лента была отмечена многочисленными наградами, и отечественными и международными.

В 1962-м Алексей Баталов стал Дмитрием Гусевым из ленты «Девять дней одного года». Он ученый-физик, который облучился во время своих исследований. Михаилу Ромму и Даниилу Храбровицкому захотелось создать сценарий, рассчитанный на Баталова, но вначале эта идея чуть не потерпела фиаско. Им сообщили о серьезной болезни артиста. В это время у него начались большие проблемы с глазами, и врачи категорически запретили ему находиться под софитами. Но режиссеры не опустили руки, и решили все-таки дать возможность Баталову прочесть сценарий. По почте они отправили его в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была мгновенной – он бросил лечение и первым же рейсом отправился в столицу, чтобы подтвердить свою готовность работать над новым проектом.

Эта картина о буднях физиков, занимающихся ядерными разработками. За основу сюжета частично приняты реально происходившие события. Баталов должен был показать всю серьезность произошедшего, но не в трагедийном контексте, а реалиях времени. Его герой должен быть знающим, мыслящим и интеллигентным человеком, лицом ученого двадцатого века. Алексею Баталову это удалось, и в 1966-м его работа была отмечена Государственной премией РСФСР.

В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера. Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа.

С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой. Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».

Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой в отечественном кинематографе. Режиссером картины стал , картина получила прославленный «Оскар», а Баталов звание секс-символа советского экрана.


Последние съемки, в которых участвовал актер Алексей Баталов, прошли в 2006-м. В том году его пригласили в картину «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». После этого он закончил актерскую карьеру и попробовал свои силы в писательском деле. Баталов стал автором сборника мемуаров.

Алексей Баталов стал автором стихов и детских сказок, ему принадлежат многочисленные сценарии к фильмам. Живой интерес он испытывал к живописи. Издательство «Искусство» выпустило в 1984-м книгу Баталова под названием «Судьба и ремесло». Он стал соавтором книги «Легендарная Ордынка», которую выпустили его братья – Михаил и Борис Ардовы.

Алексей Баталов внес неоцененный вклад в культурное наследие страны, и за это удостоен многочисленных правительственных наград.

Режиссура

Режиссерский дебют Баталова состоялся в 1960-м, когда он снял картину «Шинель». В 1966-м он стал автором ленты «Три толстяка», в которой снялся в образе одного из центральных персонажей. В 1972-м выходит третья работа Алексея Баталова – фильм «Игрок», по одноименной повести Ф.Достоевского. Больше Алексей Баталов фильмы не снимал. Отчасти это объясняется переменой места жительства, актер уехал из Ленинграда и поселился в Москве. Баталов считал, что с этим переездом он растерял надежных людей, настоящую команду профессионалов, которые были незаменимыми помощниками. А в столице такую команду сколотить не удалось.

Алексей Баталов увлекся радиопостановками, которые стали настоящей отдушиной в тот период, когда кинематограф переживал не лучшие свои времена К тому же артисту всегда хотелось попробовать себя в искусстве чтения. Он поставил «Казаков», «Героя нашего времени», «Ромео и Джульетту», «Белые ночи». Эти спектакли слушает уже не одно поколение, наслаждаясь прекрасной техникой исполнения и характерностью героев.

В 1974-м в творческой биографии Алексея Баталова появились мультипликационные фильмы, которые он с удовольствием озвучивал.

Личная жизнь

Впервые Алексей Баталов влюбился еще шестнадцатилетним парнем. Его избранницу звали Ирина Ротова, она была его ровесницей. Через 2 года они поженились, и в 1955 году у них родилась дочка Надежда.

В силу занятости, Баталов все меньше времени проводит дома, целиком отдаваясь профессии. Постепенно отношения супругов охладели. В это время он знакомится с циркачкой Гитаной Леонтенко, с которой вместе снимался в картине «Большая семья». В 1958-м он подает на развод с Ириной, и оформляет официальный брак с Гитаной.

Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968-м у них родилась дочь Мария, и вот тут у супругов и началась полоса преодоления трудностей. Из-за врачебной ошибки девочка родилась с ДЦП, и родители приложили немало сил, чтобы ее социально адаптировать. Мария сумела закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и ее даже приняли в Союз писателей.

Дачный конфликт

Алексей Баталов человек не скандальный, но и ему пришлось в жизни столкнуться с судебным разбирательством. Причиной тому стала его собственная дача, расположенная вблизи писательского поселка Переделкино. Баталов уже много лет являлся владельцем дачного участка в кооперативе «Мичуринец», даже сумел осилить строительство небольшого домика, но однажды он узнает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу – ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина сумел оформить документы на право собственности, прихватив часть земли, принадлежащей Баталову.

Эльгарт подсуетился и выстроил на этом месте баньку, а Баталов по незнанию подписал ему документ, который, как впоследствии выяснилось, оказался актом на размежевание границ участков. Скорее всего Баталов даже не понял, что он подписывает, а ловкий сосед мог сказать, что это просто автограф.

По документам дача Баталова принадлежит его дочери Марии, так как все полагающиеся документы артист оформил на нее уже давно. Получается, когда он ставил подпись, то владельцем дачи не являлся, и документ можно считать недействительным, но судебные разбирательства продолжались не один год. Баталов даже написал обращение к мэру столицы, с просьбой разобраться в этом процессе.

Препятствием на пути правосудия стал и тот факт, что ювелир тоже не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, проживающей в США. Естественно, что она не может присутствовать на заседании в России, и процесс длится годами.

Многочисленные поклонники артиста следили за всеми перипетиями этого конфликта, и не теряли надежду, что он разрешится в пользу Баталова. Инцидент дошел до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений в деле так и не произошло. В итоге Алексей Баталов воюет один, и даже всесоюзная известность не помогла ему добиться результата. Решение по вопросу отчуждения так и не было вынесено.

Причина смерти

В 2016-м Алексею Баталову исполнилось 88 лет. Его часто мучили головные боли, артист страдал от постоянных головокружений. В январе 2017-го болезнь снова дала о себе знать, Баталов упал и получил перелом шейки бедра на правой ноге. Его госпитализировали, сделали операцию, спустя месяц была проведена еще одна, восстановительная операция. Состояние здоровья понемногу улучшалось, рана начала заживать, но доктора не давали разрешения на выписку домой.


Фото: Могила Алексея Баталова

Баталов так и не вышел из больницы до самой своей смерти, которая случилась 15 июня 2017 года. Накануне к Алексею Баталову позвали священника, который причастил его перед смертью.

Родные, близкие, и просто многочисленные поклонники смогли проститься с великим актером 19 июня. Местом упокоения Алексея Баталова стало Преображенское кладбище.

Избранная фильмография

  • 1944 - Зоя
  • 1955 - Михайло Ломоносов
  • 1957 - Летят журавли
  • 1958 - Дорогой мой человек
  • 1963 - День счастья
  • 1969 - Внимание, черепаха!
  • 1973 - Возврата нет
  • 1979 - Москва слезам не верит
  • 1986 - Зонтик для новобрачных
  • 1991 - Полтергейст-90
  • 2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя