Урок ю ким рыба кит. Краткая биография Ю

Урок литературы по творчеству Юлия Черсановича Кима в 5 классе.

Урок внеклассного чтения.

Учителя МКОУ Панская школа-интернат

Лапицкая Ирина Борисовна

Никанорова Виктория Витальевна

Тема урока: "Имя твоё – ПОЭТ!"

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством Юлия Черсановича Кима.

Задачи урока

Предметные:

    представить творчество нового для учащихся поэта Юлия Кима;

    познакомить со знаменитыми произведениями автора.

Метапредметные:

регулятивные:

    определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

    уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

коммуникативные:

    оформлять свои мысли в устной форме;

    устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

    вести диалог с учащимися класса, учителем;

    высказывать и аргументировать своё мнение.

личностные:

    определять своё отношения к прочитанному;

    совершенствовать культуру речи;

    стремиться к формированию эстетического вкуса.

Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение, кластер, таблица.

Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с биографией, кластер, таблица), аудиозаписи песен Ю. Кима, презентация.

План урока.

I. Организационный момент. (4 мин)

II. Знакомство с поэтом.

А. Работа с понятием. (4 мин)

Б.Работа с фотографиями. (4 мин)

В.Знакомство с произведением. (10 мин)

Физминутка (2 мин)

III. Самостоятельная работа в командах. (9 мин)

IV. Финальное задание с таблицей. (7 мин)

V. Подведение итогов. (3мин)

VI. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока.

I . Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих.

Здравствуйте, дорогие ребят. Сегодня у нас не простой урок. Мы познакомимся с одним очень интересным и талантливым человеком, однако его имя, вы мне назовете сами в конце урока. Я дам вам подсказку, ЕГО знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а ещё «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других. Ну кто из нас хоть однажды не напевал: “А-а-а... крокодилы, бегемоты...” или “А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк...” Или “Уно, уно, уно, ун моменто...” С автор всех этих популярных песен - мы и познакомимся сегодня.

Мы с вами побудет наблюдательными исследователями, которые не пропустят ни одной детали. Ну что, приступим?

Дети (Да!)

По хожу нашего урока мы с вами будем записывать все новые и непонятные для вас слова в словарь . Также, мы будем составлять кластер.

Кластер - от английского «cluster» - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка. Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

II . Знакомство с поэтом.

А. Работа с понятием.

Как вы думаете, о ком сегодня пойдем речь?

(о писателе, поэте, художнике, актере, враче и т.п.)

Перед вами, на столах лежал заготовки кластеров. Что написано в центре вашей схемы?

-поэт.

Что это значит?

-то, что мы будет сегодня говорить о поэте.

Ребята, каких поэтом вы знаете? (перечисляют)

Хорошо, посмотрите внимательно на экран и прочитайте строки стихотворения.

Виталий Агафонов ( Кто такой поэт) Родились, как и все, но другие.
Сердце бьётся тревожней в двойне.
Наши чувства острей и нагие.
Мы снаряды в тяжёлой войне.

Мы, как узники, в вечной неволе,
Мы борцы, за свободу и свет.
Каждый в жизни собой не доволен.
Подбирая свой нужный ответ.

Почему стихотворение так названо?

Почему поэт отличается от других людей?

В чем проявляется это "другие"?

Какие слова использует Агафонов для определения ПОЭТА?

(Ученики начинают заполнять кластер ключевыми словами из стихотворения)

Б.Работа с фотографиями.

Перед вами слайд с картинками.

- как вы думаете как связаны эти картинки?

Что можно сказать о человеке, глядя на эти картинкам?

Какая картинка особенно привлекла ваше внимание?

Важно отметить, что этот поэт очень тесно связан с нашим городом, и мы особенно должны уделить ему внимание.

Записываем увиденное в кластер.

В.Знакомство с произведением.

Но кто же скажет о себе лучше, чем сам поэт. Читаем стихотворение, потом прослушиваем запись.

Что говорит о себе поеэ?

Каким мы его представляем?

физминутка (под музыку повторяем движения) Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!
Припев: А-а в Африке реки вот такой ширины!
А-а в Африке горы вот такой вышины!
А-ах, крокодилы, бегемоты,
А-ах, обезьяны, кашалоты,
А-ах, и зеленый попугай!
А-ах, и зеленый попугай!

III . Самостоятельная работа в командах.

Теперь вам необходимо разделиться на 7 команд.

На ваших столах лежат листы, на которых написаны фрагменты биографии этого человека. Каждая команда должна подготовить биографию и внести дополнения в кластер. В течении 5 минут команды готовятся, читают, выделяют ключевые слова, каждая команда в своем фрагменте. Обратите внимание, на каждом фрагменте стоит буква.

1 кусок (Ю)

был рожден в городе Москве 23 декабря 1936 года. Его отец, был репрессирован, а затем расстрелян, когда ЕМУ исполнилось два года, после чего в ссылку была отправлена и мать. По возвращении домой в 1946 году мать переехала в город Малоярославец, что рядом с городом Калуга, после чего уехала вместе с сыном в поисках работы в Туркмению. По окончании школы в 1954 году ПОЭТ перебирается в Москву.

2 КУСОК (Л)

В мечтах он хотел поступить на факультет журналистики МГУ, но этому не суждено было сбыться, так как сын «врагов народа» не имел допуска в высшее учебное заведение. Тогда он отправляется попытать удачу в МГПИ им.В.И. Ленина. “В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять".

В результате он был принят на филологический факультет. От учебы он получал огромное удовольствие.

3КУСОК (И)

Институт для ПОЭТА стал возможность творческой самореализации. Тут он становится автором и участником капустников, постоянно присутствует на заседаниях литературного объединения. Его стихи публикуются в газете «Ленинец» и стенгазете «Словесник».

4 КУСОК (Й)

Вплоть до 1990 года в институте, в котором учился ПОЭТ, существовала система, по которой все студенты должны были быть распределены в школы страны, которые нуждались в учителях. Так по распределению ПОЭТ отправиться на Камчатку. В 1959 году приступает к работе учителя русского языка и литературы в средней школе Ильпыринского поселка Карагандинского района и трудится на протяжении пяти лет. То время, что было проведено на Камчатке, было лучшем в его жизни. В этот период он сочиняет много.

5 кусок (К)

В 1962 году ПОЭТ принимает решение вернуться в Москву, и там уже работает учителем в школе № 135, после - в физико-математическом интернате № 18 при МГУ на протяжении трех лет. Тут он пишет песню «Гренадеры». В этот период он сам пишет и пытается разыгрывать с учениками авторские песни, а также вокальные сцены, содержащие элементы, характерные для мьюзикла.

6 КУСОК (И)

В 1965-1968 годах ОН становится одним из активистов правозащитного движения. С1968 года ПОЭТ уходит из рядов учителей; с этого времени он профессионально занимается написанием пьес, песен для телевидения и кино, а также театра. Учительству он посвятил около 9 лет. После, в 1969 году, понимая, что не может больше публиковаться под своим именем и фамилией, он вынужден взять псевдоним Ю. Михайлов.

7 КУСОК (М)

ПОЭТ - лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2000). Он является членом Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991).

Основным делом своей жизни он считает работу над текстами песен и исполнение их под гитару. В концертах поет как песни, сочиненные для собственного исполнения, так и песни, созданные для театра, кино и телевидения, в том числе и на музыку других композиторов.

IV . Финальное задание с таблицей.

Я предлагаю им заполнить таблицу биографии ПОЭТА в логическом порядке. Если вы сделаете это правильно, тогда у вас получится имя и вы ответите на главный вопрос, кто наш таинственный герой урока.

V . Подведение итогов.

Назовите имя. Юлий Ким. Кто он?

Чем он занимается?

Что вы узнали о нем?

Понравился ли вам урок?

Что запомнилось больше всего?

VI . Домашнее задание.

Выберете понравившееся стихотворение Кима, красочно оформите его.


Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.


А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.




Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)

Урок 101
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом

Уроки внеклассного чтения

I. Артикуляционная разминка
Можно провести соревнование, разбив класс на три-четыре команды: кто больше помнит скороговорок? Команды хором по очереди произносят скороговорки, не подглядывая в рабочие тетради. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Учитель заранее заготовит небольшие призы, например календарики.
II. Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит»
Стихотворения-шутки, которые могут прозвучать на уроке в конце учебного года, создадут хороший настрой у детей, оставят впечатление об уроке литературы как о радостном, праздничном событии.
В учебнике-хрестоматии (с. 179-180) дано одно стихотворение Юлия Кима - одного из ярких представителей авторской песни, который создал тексты песен к большому количеству фильмов и для взрослых, и для детей. «Рыба-кит» - тоже песня, это сразу чувствуется по задорному ритму и игровой ситуации.
Юлий Ким не одинок в своем стремлении создавать стихотворения-шутки и песни-шутки: это делали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Вадим Егоров, Юнна Мориц и другие современные поэты. Несколько текстов мы предлагаем учителю и детям в Приложении .
III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. Приложение ). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.


СКОРОГОВОРКИ

[б] - [п] [б’] - [п’]

Добры бобры
Идут в боры.

Добр бобр для бобрят.

Бык тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

По поясам пояски,
По пояскам поясочки.

Белогубы огурцы,
Молодцы белопупы.

Ехали купцы,
Говорили они
Про покромы
Да про покромки 1 .

Стоит копна 2 с подприкопеночком.

Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку 3 ,
Пошел продавать.
Просил полтинник 4 .
Получил подзатыльник.

[в] - [ф] [в’] - [ф’]

Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.

По двору-подворью
В добром здоровье.

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

Вьюги, метели
Под февраль полетели.

Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.

[д] - [т] [д’] - [т’]

На дворе трава,
На траве дрова.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.

На улице деготник 5 .
Нам не до деготника,
Не до деготниковых детей.

[г] - [к] [г’] - [к’]

На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз - Егорка,
Два - Егорка.

Я вокруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

Полпогреба репы,
Полколпака гороху.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи.

Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?

Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.

Утка моя,
Селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку,
Не тупи носку.

Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.

[х] [х’]

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало,
О охало
Не на тропе, а около.

Не просмеховствуй других -
И сам не просмеховствован будешь.

Полпуховика и полполувыпуховика,
Цельный пуховик 6 и полполувыпуховик.

[з] - [с] [з’] - [с’]

Зелен изумруд.

Сыворотка 7 из-под простокваши.

У сыра дуба,
У суха сука
Белошерстый пес.

На семеры сани,
По семеры - в сани.

Идет с косой
Косой козел.

Бежит лиса по шесточку 8 .
- Лизни, лиса, песочку!

Сенька-везенька,
Вези бабу на санках.
Санки - скок,
Сеньку - в лоб!

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

[ж] - [ш]

Журила 9 журавля журавлиха.

Летят три пичужки 10
Через три пусты избушки.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша 11 .

Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку 12 из-под простокваши.

Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.

ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. ). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.

102. Резервный урок.

Приложение

ОТ СКОРОГОВОРКИ ДО ПЕРЕВЕРТЫША

Артикуляционная разминка. Скороговорки.
Докучные сказки. Небылицы и перевертыши

Стоит копна с подприкопеночком.

Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку ,
Пошел продавать.
Просил полтинник .
Получил подзатыльник.

[в] - [ф]
[в’] - [ф’]

Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.

По двору-подворью
В добром здоровье.

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

Вьюги, метели
Под февраль полетели.

Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.

[д] - [т]
[д’] - [т’]

На дворе трава,
На траве дрова.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.
Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку из-под простокваши.

Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.
Сыпь песочек
В желтенький черепочек .

Курочка честра-пестра,
Уточка с носка плоска.
Послушайте, ребята,
Нескладишу буду петь:
Летит бык на ераплане .
Мужик пашет на свинье.
Сидит ворона на згороде ;
Сини ягоды клюет,
Лежит корова на канаве,
Опоясавши конем.

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, -
Говорят собаки.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Сам на кобыле,
Жена на корове,
Ребята на телятах,
Слуги на собаках,
Кошки на лукошках.

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.
Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву-ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин ,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.

Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили -
Всю скотину пропустили.

Счас как режиком заножу,
Будешь дрыжками ногать
И мотою головать!

Заплетык языкается.

Едки трое не посучишь,
На тошне заживотит
И на ворчале забрюшнит.

Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Вороны - в коробы,
Тараканы - в барабаны,
Коза в сером сарафане,
Корова в рогоже ,
Всех дороже.

Был себе царь Додон,
Застроил он костяной дом.
Набрали со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут,
Тогда доскажу.

Мужик серый, кафтан рослый,
на босу ногу топоры,
лапти за поясом,
под носом румянец,
а во всю щеку - что в носу.

Летит пуля, жужжит.
Я в бок - она за мной,
я в другой - она за мной,
я упал в куст - она меня хвать в лоб,
я цап рукой - ан это жук!

Пошел я на лыко гору драть;
увидал - на утках озеро плавает.
Я сробил три палки:
одну еловую,
другую березовую,
третью рябиновую.
Бросил еловую - не добросил,
бросил березовую - перебросил,
бросил рябиновую - угодил:
озеро вспорхнуло, полетело,
а утки остались.

Виктор Михайлович Васнецов

«Родился Васнецов 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Вскоре после рождения Виктора Васнецовы переехали в село Рябово той же Вятской губернии, где и прошли детские годы будущего художника. Быт семейства Васнецовых мало чем отличался от быта окружавших их крестьян. „Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал впоследствии художник, - и любил их не „народнически“, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины“.
Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров народной расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к народному творчеству.
Первые художественные профессиональные навыки Виктор Васнецов получил в Вятке. Будучи учеником духовной семинарии, он одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры.
В 1867 году Васнецов приехал в Петербург и через год стал студентом петербургской Академии художеств, оказавшись в центре бурной жизни молодых художников. <...> По воспоминаниям современников, Васнецов увлекался чтением народных былин, интерес к которым особенно оживился в русских литературных кругах в 1860 - начале 1870-х годов. Уже тогда было замечено, что фольклорные образы и темы привлекали Васнецова больше, чем кого-либо из друзей».
Первые годы Васнецов работает в жанровой живописи, т. е. пишет картины, на которых изображаются яркие сцены из обычной жизни. Картины Васнецова пользуются успехом, но художник не чувствует удовлетворения. Во время поездки в Париж, где он изучал искусство Франции, Васнецов получает новый опыт.

«Вернувшись из Парижа, Васнецов в 1878 году принял решение перебраться на постоянное жительство в Москву. Этот шаг был не случайным: Москва давно манила к себе художника. „Когда я приехал в Москву, - писал он впоследствии, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда - Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным“.
Москва в это время привлекала не одного Васнецова. Примерно в те же годы здесь поселились Илья Репин, Василий Поленов, переехал из Петербурга Василий Суриков. Всевозрастающий интерес к национальной истории, к национальным истокам обращал взоры русских художников к древней столице, казавшейся оазисом, способным напоить искусство живительными струями.
В Москве у Васнецова, по его словам, „происходит решительный и сознательный переход из жанра“. В этом не было ничего неожиданного и внезапного. „Я всегда, - вспоминал художник, - только Русью и жил“».
В 1880 году Васнецов создает картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» - огромное полотно (его размеры 205 на 390 см), какого еще не бывало в русской живописи.
«Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России. Картина сразу же после ее появления на 8-й передвижной выставке 1880 года была приобретена Павлом Третьяковым, с тех пор не перестававшим следить за каждым творческим шагом живописца.
Жизнь в Москве складывалась для Васнецова счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших понять его искания. Близко сошелся с Третьяковым, часто бывая в его доме и принимая участие в устраиваемых там музыкальных вечерах. Но особенно важную роль в его жизни и творчестве сыграло семейство Саввы Ивановича Мамонтова.
С Мамонтовым Васнецов познакомился вскоре по приезде в Москву и едва ли не сразу же стал одним из самых частых и желанных гостей как в московском доме на Садовой, так и в загородной усадьбе Абрамцево. Мамонтов угадал в молодом художнике поэта, влюбленного в старину, в народное искусство, а это как нельзя лучше отвечало его собственным художественным интересам. При поддержке Васнецова вокруг Мамонтова очень скоро сложился кружок художников, музыкантов, артистов, занятых поисками национальных истоков, национального стиля русского искусства. Многие из них, как и Васнецов, подолгу жили у Мамонтовых в Абрамцеве, определяя своим участием ту атмосферу творческой свободы и воодушевления, которая там царила.
В Абрамцеве зародился первый большой цикл сказочных работ Васнецова. Его открывают три картины... - „Ковер-самолет“, „Бой скифов со славянами“ и „Три царевны подземного царства“ (1879-1881). За ними последовали „Аленушка“ (1881), „Иван-царевич на Сером Волке“ (1889) и другие. Картины на сказочные сюжеты Васнецов писал на протяжении всей жизни, и особенно много в последние годы. При всем разнообразии их объединяет желание художника раскрыть прежде всего суть русской народной сказки, то есть заключенное в ней понимание добра и зла, и воссоздать ту атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки. Так, три царевны подземного царства одновременно и реальны, и необычны: в их томлении - и тревога, и грусть, и надежда на конечное торжество справедливости. Загадочность сюжетной ситуации в картине во многом зависит от тревожного настроения, создаваемого зловещим контрастом черного мрака пещеры и огненно-красного вечернего неба. То же соединение реально-конкретного и удивительного в изображении сказочных персонажей, сказочного волка, самой обстановки находим мы в картине „Иван-царевич на Сером Волке“».

Несомненная творческая удача Васнецова - оформление пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», перенесенное потом в одноименную оперу Римского-Корсакова.

«Самым грандиозным и значительным сказочно-эпическим замыслом Васнецова 1880-х годов стали его „Богатыри“ (1881-1889) <...>
В 1899 году Васнецов открыл в Москве свою первую персональную выставку. Центральным произведением на ней стала картина „Богатыри“. Много лет занимала она творческое воображение мастера, став самым любимым его детищем. Понятно то волнение, с каким выносил на суд публики Васнецов свою картину, над которой трудился свыше восемнадцати лет. Встреча оказалась весьма доброжелательной. Высокую оценку картине дал Стасов. „Эти „Богатыри“... - писал он, - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа“. В словах знаменитого критика блестяще выражена основная идея картины - идея силы и могущества русского народа. В „Богатырях“, как и в „После побоища“, „Аленушке“, не иллюстрируется какой-либо конкретный былинный эпизод. Сюжет определен самим художником в результате его собственного прочтения народных былин».
По рисункам Васнецова были построены домашняя церковь и шутливая «избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи и несколько частных жилых домов в Москве.
«Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве. Последние два десятилетия его жизни почти целиком были заняты работой над новым большим циклом сказочных картин, к которому относятся „Боян“, „Спящая царевна“, „Царевна-лягушка“, „Царевна-Несмеяна“, „Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем“ и другие, находящиеся в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве, филиале Третьяковской галереи».


Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) - российский график и театральный художник.
Родился в селе Тарховка (близ Петербурга) 4(16) августа 1876 г. в семье военного врача. Учился в школе А. Ажбе в Мюнхене (1898), а также у И. Е. Репина в школе-мастерской М. К. Тенишевой (1898-1900). Жил преимущественно в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Отправившись по заданию этнографического отдела Русского музея в путешествие по северным губерниям (1902-1904), испытал большое влияние со стороны средневековой деревянной архитектуры, равно как и крестьянского художественного фольклора. Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (например, в статье «Народное творчество русского Севера», 1904). Значительно повлияла на него и традиционная японская гравюра на дереве.
Создавая с 1899 г. оформительские циклы для изданий былин, сказок («Василиса Прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист - ясный сокол», «Царевна-лягушка» и др., в том числе пушкинских сказок о царе Салтане и Золотом петушке и некоторых произведений Лермонтова), разработал - в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, - особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.
С 1904 г. успешно занимался сценографией (в том числе в антрепризе С. П. Дягилева).
Революции Билибин первоначально не принял. В 1920 г. эвакуировался вместе с белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 г. переехал в Париж. За рубежом, помимо книжных и театральных вещей, создал ряд красочных панно (для частных домов и ресторанов), ставших своеобразными эталонами «стиля рюс»; оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии. С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вернулся на Родину, поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра.
Умер Билибин в Ленинграде 7 февраля 1942 г.
Время, прошедшее с момента ухода художника, подтвердило: глубокое проникновение в искусство народа позволяет создавать произведения, которые становятся эталонами, отправными точками в развитии жанра.
Возьмем в руки книгу русских волшебных сказок с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина и не спеша рассмотрим ее.
Сначала обратим внимание на начертания букв: буквы вырисованы как древнерусский устав и выглядят удивительно по-сказочному. Даже если бы мы не видели иллюстраций, а только буквы, мы бы уже могли догадаться, что перед нами книга сказок. Особенно интересны буквицы, т. е. заглавные буквы первых предложений каждой сказки. В одной букве В , словно бы сплетенной из стеблей, сидит птица, в другой В - узоры малахитового цвета и необыкновенные цветы цветут. Буква Ж , словно весна, украшена зеленой травой и розовыми цветами, как прекрасный куст, на котором поет райская птица.
Разнообразны заставки, стоящие перед началом сказок, и виньетки, которыми заканчиваются сказки: перед нами то сплетения полевых цветов - ромашек, васильков, клевера и ивана-да-марьи, то листья волшебных растений, нарисованные так, словно они вырезаны на дереве искусным мастером, то диковинные цветы, то волшебные птицы - Сирин и Алконост, то деревенские окошечки, закрытые расписными ставенками.
Разглядывая рисунки, мы верим, что художник в действительности сам побывал в тридевятом царстве, видел дремучие леса, быстрые реки и высокие горы, сам встречался с Бабой-ягой и ее верными слугами - белым, черным и красным всадниками, видел, как спасал Иван-царевич от Кощеева плена Марью Моревну, видел, как шла по лесам девица в железных башмаках в поисках Финиста - ясна сокола. Сказочные персонажи настолько глубоко отражают глубинные представления народа (архетипы), что после рисунков Билибина иначе ты уже этих персонажей не представляешь.
Характерно, что персонажи одеты в традиционные крестьянские одежды Русского Севера (для женщин это сарафаны); изображенные на иллюстрациях деревянные здания и интерьеры типичны для русского деревянного зодчества; пейзажи - тихие реки, болота, еловые леса - передают особенности северной природы. Мы видим, какой глубокий след оставило в творчестве Билибина путешествие по северным губерниям, которые в начале XX века были последними хранилищами подлинно народной, не испытавшей нового влияния русской культуры, сохранившей для нас русские исторические песни, былины, деревянное зодчество и художественное творчество народных промыслов.
Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга. Баба-яга сидит, поджав ноги, в высокой деревянной ступе, которая словно бы споткнулась о ствол упавшей березы. В правой руке у Бабы-яги пест, которым толкут зерно, в левой - помело (не путать с метлой!), которым подметают под русской печи перед тем, как поставить печься хлеб. Синий сарафан у Бабы-яги в заплатах, рукава розовой рубахи засучены выше локтей так, что видны костлявые руки. Редкие седые волосы распущены, вьются по ветру седыми нитями разной длины, словно показывая скорость движения колдуньи. Нечеловеческие глаза, длинный нос крючком и тяжелый подбородок, серьга в ухе - именно такой мы представляем Бабу-ягу, слушая русские волшебные сказки.
Летит Баба-яга по дремучему лесу, где на фоне мощных стволов елей, поросших мхом и лишайником, выделяются редкие кривые березовые стволы. Среди молодых, но уже погибших от недостатка света елочек, на глубокой подушке мха растут алые нарядные мухоморы. Мы верим: именно в таком лесу должна стоять избушка на курьих ножках, жилище Бабы-яги. Под стать пейзажу и коричневый орнамент на рамке, окружающей иллюстрацию: такие орнаменты характерны для тканых русских шерстяных поясов.
Каждая иллюстрация заключена в рамку с оригинальным орнаментом, который не повторяется больше нигде и гармонирует по содержанию и цветовой гамме с сюжетом и колоритом самой иллюстрации. В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц, которые будто бы сошли и слетели на рисунки Билибина с русских резных и расписных прялок, из резного убранства крестьянских домов, из нарядных вышивок на одеждах, из волшебства северных кружевных узоров, из яркого многоцветья расписной глиняной игрушки.
В иллюстрациях Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской народной культуры.

«Серебряное донце, золотое веретенце»
Урок-праздник по теме «Устное народное творчество»

Для подготовки к уроку-празднику выберем исполнителей роли Яши и ведущей праздника. Слова ведущей можно распределить между двумя-тремя учениками. Для исполнения роли Яши можно сделать куклу, поставить в классе небольшую ширму. Ведущая (ведущие) надевает русский народный костюм.
В предложенный сценарий учитель может вставить творческие элементы в зависимости от возможностей школы и класса. Кабинет, в котором проходит урок-праздник, нарядно оформим.
Оборудование: корзина, клубок, веретено, кудель, изображение прялки (не самопрялки), мешковина, подарки для активных учеников.
Ведущая . Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам одну удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моем шкафу. Я тихонько открыла дверцу. В полутьме, точно чьи-то глаза, светились два огонька. «Кто там?» - спросила я.
Яша . (появляется из-за ширмы) . Это я, Яша.
Ведущая . Откуда ты и кто такой?
Яша . Называют меня суседкой. Из сказки я, из старины далекой, русской, значит, и дело мое сказочное.
Ведущая . Как же ты здесь оказался?
Яша . (удивленно оглядываясь) . Да я и сам не знаю. Жил я в большом деревянном доме. В доме том вместе со мной жили кошка Мурка, пес Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот. Мурка спала на печке, Полкан дом охранял, дедушка кадушки да бочонки ладил, лапти плел. А бабушка Арина и вовсе волшебница была. Как сделает что-нибудь, то или пахнет вкусно, или уютно становится.
Ведущая . Чем же ты-то в доме том занимался?
Яша . А я жил - не тужил, с Муркой в прятки играл, Полкану дом сторожить помогал. Но больше всего я любил, когда бабушка держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатенькое. Когда бабушка уходила, я с ним играл. Оно неживое, а прыгает!
Ведущая . Как же ты в мой шкаф попал?
Яша . Однажды я заснул крепко-крепко, а когда проснулся, то оказался в совершенно незнакомом месте. Исчезли не только дедушка с бабушкой, но и печка с горшками, и старый стол с самоваром, и пестрые половики с занавесками, и мой пушистый друг тоже пропал. Так я и поселился в шкафу. Больше всего я скучаю без моего непоседливого друга. Когда бабушка занималась любимым делом, он просто танцевал от радости. Так и прыгал, так и крутился! А вот как зовут его, забыл.
Ведущая . Не расстраивайся, Яша. Это горе - не беда. Мне кажется, ребята знают, как зовут твоего друга. О нем еще загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?

Ответы из зала.

Яша . (радостно) . Точно, клубок ! Хвостик у него тоненький, а потянешь - и весь размотается!
Ведущая (достает из корзины клубок) . Во многих сказках клубок путь героям указывает. Знаете ли вы, ребята, какие это сказки?

Ответы из зала.

Ведущая . А знаешь ли, Яша, почему русские люди так много сказок да загадок про клубок придумали?
Яша . Нет. А правда, почему?
Ведущая . В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек сматывает. Не простые то нити - волшебные. Это нити судьбы человеческой.
Яша . А Макошь каждому такой клубочек дает?
Ведущая . У каждого он есть. Только в обычной жизни клубочек не виден, а в сказках он становится видимым. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека на душе обида да зависть, то ниточка рвется, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.
Яша . Так вот что значит клубочек! И еще в старых сказках всегда говорят: где ниточка, там и иголочка.
Ведущая . Правильно, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково: игла-мастерица, игла-помощница. А вот изготовить иглу совсем не просто. Как это делают?

Ответ из зала.

Специальную игольную проволоку режут, заготовки точат, заостряют, шлифуют, закаляют. Это очень кропотливая работа. Она всегда высоко ценилась.
Яша . Интересно, из чего была сделана самая первая иголка? Когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?

Ответы из зала.

Ведущая . Верно, ребята, верно. Давайте обобщим наши ответы. Первыми иглами пользовались первобытные люди, и делали они их из острых рыбьих костей или костей животных. Стальные же иглы появились лишь в XIV веке в Европе, а в Россию были завезены только в XVII столетии из Германии.
Яша . Спасибо вам, ребята! Теперь-то я точно про иголку-мастерицу все знаю. Но и про другие ремесла вспомнить хочу. Вот помню я, как пряла по вечерам бабушка Арина...
Ведущая . Не торопись, Яшенька, все по порядку. Давай я начну с самого начала. (Напевно.)
Яша . Ой, вы точно как моя бабушка Арина - так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без особенной волшебной палочки и не спрядешь ничего.
Ведущая . Верно говоришь. А как называется эта волшебная палочка, мы у ребят спросим.

Ответы из зала.

Яша . Точно, веретено!
Ведущая (достает из корзины веретено) . Веретено - главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.
Яша . А делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром пословица говорит: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал»!
Ведущая . Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. К веретену относились с уважением. Во многих сказках - помните? - есть слова про серебряное донце, золотое веретенце.
Яша . В каких это сказках про веретено говорится?

Ответы из зала.

Ведущая (показывает изображение прялки) . На донце садились, на лопасть надевали кудель (достает из корзины кудель, показывает детям) . Левой рукой нитку сучили, правой - веретено крутили.
Яша . Донце - веретенце. Прямо стихи получаются! Интересно, а есть ли еще рифмы к словам веретено , веретенце , веретенышко !
Ведущая . Конечно, есть.

Выступают дети с чтением стихов.

Ведущая . Спасибо, очень хорошо получилось. Действительно, Яшенька, работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно становилось. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину жгли.
Яша. Помню светец. Помню, что работы было очень много. Вот забыл только, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались. Работу ведь нельзя было бросать.
Ведущая . А работу и не бросали. Девушки брали с собой донца, веретенца, собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Как назывались такие вечера?

Ответы из зала.

Ведущая . Правильно, посиделки .
Яша . А парни как же?
Ведущая . И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках парни даже варежки вязали!
Яша . Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках? Ведущая. Давай спросим у ребят.

Ответы из зала. Подготовленные ученики исполняют русские народные песни.

Ведущая . Спасибо. На посиделках не только песни пели, но и загадки загадывали, в игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли девушка в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Подготовленная ученица читает стихотворение.

Яша . Вот ребята говорят, нитки пряли. А из чего?

Ответы из зала.


Ведущая . А теперь отгадайте загадку. Нити изо льна называются...

Ответы из зала.


Ведущая . Из шерсти...

Ответы из зала.


Ведущая . А из конопли?

Ответы из зала.


Яша . Конопляные!
Ведущая . А вот и неправильно! Из конопли до сих пор делают нити, из этих нитей изготавливают ткань. Вы все ее хорошо знаете (достает из корзины и показывает мешковину) . С коноплей человечество познакомилось, видимо, раньше, чем со льном. Лингвисты утверждают, что слово конопля попало в русский язык из латыни. Древние римляне заимствовали его из языка шумеров. Волокна из стеблей конопли очень прочные. Их использовали для витья веревок и канатов и лишь впоследствии стали применять для изготовления тканей.
Яша . Растения конопли бывают женскими и мужскими. Волокна женских растений более грубые, волокна мужских растений - более мягкие. Ткани из них называли посконными.
Ведущая . Посконь в хозяйстве считалась собственностью хозяек. Во время сильного дождя хозяйки приговаривали:
Берегли посконь: волокна у нее крепче и чаще. Прясть из поскони было легче и удобнее.
Яша . Убирали коноплю в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения. Женские оставляли до конца августа в поле - донашивать маслянистые семена. Пищевое конопляное масло очень ценилось. А нити и шнуры из таких растений называли пеньковыми . Пеньковые полотна были прочнее льняных. Рубашки из них крепче, но грубее.
Ведущая . А вот сама пенька считалась в хозяйстве мужской долей. Мать, выдавая свою дочку замуж, расчесывала ей волосы и вплетала в косы пеньковые пряди, как бы поручая девушку мужу. Так что судите сами, какая хлопотная была жизнь у крестьян. Ведь хозяйство-то большое.
Яша . А сейчас дети, наверное, и не знают, какие постройки были на крестьянском подворье.
Ведущая . Что, ребята, постараемся ответить Яше?

Ответы из зала.


Ведущая . И гумно , и овин , и сарай , и баня . Все вы верно сказали.
Яша . И везде жили мои приятели.
Ведущая . Кто же это - твои приятели? Вы их знаете, ребята?

Ответы из зала.


Яша . И овинник , и банник , и гумённый помогали людям работать. Я на конюшне помогал - коням гривы в косы заплетал. Но люди не только работать, но и отдыхать умели.
Ведущая . Это ты верно сказал. Делу - время, потехе - час! Много крестьяне работали: весной землю пахали, рожь-пшеницу сеяли, летом сено запасали, осенью урожай убирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом - можно и праздновать!

Подготовленные ученики исполняют праздничную песню.

Праздник продолжается конкурсами: кто больше знает потешек, загадок, кто лучше произнесет скороговорку. Самым активным участникам Яша дарит подарки.
Праздник хорошо закончить чаепитием с традиционными русскими пирогами с капустой.

Мифы Древней Греции.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
В. А. Жуковский. «Светлана».
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». «Кавказ». «Жених». Повести «Выстрел», «Барышня-крестьянка».
М. Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины». «Пленный рыцарь». «Утес». Сказка «Ашик-Кериб». «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
Н. В. Гоголь. «Страшная месть». «Майская ночь, или Утопленница».
Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». «Сигнал».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы.
К. М. Станюкович. «Максимка». «Побег».
Стихотворения А. В. Кольцова, А. А. Фета, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.
А. П. Чехов. «Налим». «Беззащитное существо». «Жалобная книга». «Мальчики». «Беглец».
А. И. Куприн. «Чудесный доктор». «Ю-Ю».
Л. Н. Андреев. «Кусака». «Петька на даче». «Ангелочек».
И. С. Соколов-Микитов. «Зима». «Голубые дни».
М. М. Пришвин. «Моя родина». «Кладовая солнца». «Корабельная роща». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
К. Г. Паустовский. «Стальное колечко». «Бакенщик». «Растрепанный воробей». «Мещерская сторона».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». Рассказы для детей.
А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».
Ю. П. Казаков. «Арктур - гончий пес». «Ночь». «Тедди».
В. П. Катаев. «Сын полка». «Электрическая машинка».
В. К. Железняков. «Чудак из шестого „Б“». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
А. Рыбаков. «Кортик».
А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал».
Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч».
А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».
Ю. К. Олеша. «Три Толстяка».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем». «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона».
Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш».
В. Гюго. «Козетта». «Гаврош».
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». «История с привидением».
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта».
Э. По. «Овальный портрет».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
С. Лагерлеф. «Путешествие Нильса с дикими гусями»
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
А. А. Милн. «Когда-то тому назад...». «Маленькая Баба Яга».
П. Траверс. «Мери Поппинс».
Т. Янссен. «Шляпа волшебника».
Дж. Родари. «Сказки Италии».
Э. Сетон-Томпсон. «Животные-герои». Рассказы о животных.

Покрóма (покрóмка) - тканый пояс.
Копнá - сено или снопы хлеба, сложенные в кучу в виде конуса.
Перепёлка - самка пéрепела , маленькая полевая птица, родственная куропатке.
Полтúнник - монета в 50 копеек.
Дёготник - человек, который занимается выгонкой дегтя. Дёготь - темная смолистая жидкость, получаемая путем перегонки из дерева, торфа или каменного угля.
конопáти Сробúл - сделал, изготовил.
Материал дается по книге: Иовлева Л. И. Виктор Васнецов: альбом / Л. И. Иовлева. - М.: Трилистник, 2002. - (Художник в Третьяковской галерее).