В Полпредстве состоится пресс-конференция с участием Юрия Соломина и актеров Театра им.Камала Татарстана. Артисты театра им

Сообщество Сәләт и Татарский государственный Академический театр им. Г.Камала – давние партнеры и близкие друзья. С огромной радостью мы принимаем на наших мероприятиях артистов театра. На фестивале « Иске казан җыены » Эмиль Талипов, Миляуша Шайхетдинова и Гульчачак Хамадинурова втретились с участниками и ответили на все интересующие их вопросы.

Участники: Как вам Сәләт?

Эмиль Талипов: Много слышал о вашей организации, но здесь я впервые. Дети действительно настоящие везунчики: проводят время весело и с пользой.

Миляуша Шайхетдинова: А у меня дочка здесь отдыхает, на смене «Иске Казан». Каждое лето она едет к вам, с огромным желанием и радостью.

Гульчачак Хамадинурова: Такая хорошая атмосфера у вас! Сама душа отдыхает!

Участники: Как вы попали на большую сцену?

Эмиль Талипов: Я – пешком. (Смеется) Шучу-шучу, конечно же. Мои родители преподают в школе, они меня постоянно привлекали к разным творческим мероприятиям. Любовь к искусству идет именно с трудов родителей. Хотя в юношестве я мечтал стать хоккеистом, судьба все равно привела меня в театр, но я нисколько не жалею об этом! Очень люблю свою работу!

Гульчачак Хамадинурова: А мои родители сами артисты, и я с рождения живу в мире искусства. Папа с мамой всегда брали меня с собой в театр. Кода я училась в 7 классе, в Уфу приехал театр Камала. Я влюбилась! По-настоящему влюбилась в театральное искусство! Сразу обзавелась мечтой: «Эх, сыграть бы на сцене так же, как эти артисты!» Сегодня уже моя мечта воплотилась в реальность.

Миляуша Шайхетдинова: Мой папа – актер Тинчуринского театра. Уже с 2 лет я ездила на гастроли вместе с ним. В 8 лет сыграла свою первую роль, вела детские передачи на телевидении. Сколько себя знаю, в моей жизни всегда присутствовал театр. Но сама я не захотела стать актрисой, это было для меня слишком банально. Но, как говорит Эмиль, у судьбы на тебя свои планы: Фарит Бикчантаев и Марсель Салимгараев впервые собрали в институте курс. Подумала, пойду, посмотрю. С тех пор Камаловский театр поселился в моем сердце и стал частью жизни.

Участники: Чем занимаетесь в свободное время?

Миляуша Шайхетдинова: Ой, свободного времени у нас почти нет. Вот, например, сегодня у нас выходной. Общение с талантливыми детьми – это тоже отдых, поэтому с огромным желанием приехали к вам. В свободное время стараюсь много читать, смотреть фильмы. Обожаю смотреть футбол.

Эмиль Талипов: А я люблю хоккей! В юношестве занимался им профессионально, но из-за травм пришлось отказаться. На самом деле у артиста очень мало свободного времени. Я стараюсь проводить время с семьей и близкими, гулять на свежем воздухе, могу поиграть с друзьями в бильярд.

Участники: А как театр влияет на личную жизнь?

Эмиль Талипов: Ой, театр на личную жизнь оказывает огромное влияние: до сих пор не могу жениться! (Смеется) Я уже самый старый и одинокий человек в театре! (Смеется)

Гульчачак Хамадинурова: Детям, у которых и папа, и мама работают в театре, приходится нелегко. Пока родители на гастролях ребенок уже начинает говорить, ходить, да и вообще скоро в школу пойдет. А каждый ребенок должен жить в любви и ласке своих родителей.

Участники: Какие интересные случаи бывали во время спектаклей?

Эмиль Талипов: У меня всегда рвутся брюки. Вот постоянно! Однажды на первом ряду сидела одна скромненькая женщина. Увидев мои брюки, она выдала: «Сынок, не надо уж так!» До сих пор помню!

Гульчачак Хамадинурова: А я всегда забываю свой выход. Мне пора уже на сцену, а я сижу, чай попиваю. Потом резко вспоминаю и бегу на сцену.

Часовая беседа прошла на одном дыхании. Спасибо нашим гостям! Поздравляем театр им. Г.Камала со 110-летием!

Больше 11 тысяч просмотров собрал на YouTube ролик, в котором актер Камаловского театра Эмиль Талипов пародирует президента Татарстана Рустама Минниханова. Не так уж мало: ролик появился в Сети 29 октября. Другую пародию Талипова - на Минтимера Шаймиева - посмотрело чуть больше семи тысяч человек, хотя ее опубликовали на YouTube еще в 2013 году.

Почти во всех интервью Талипов подчеркивает, что пародистом себя не считает. Не стало исключением и это.

- Эмиль, кто сделал видеозапись, где вы пародируете президента Минниханова? - поинтересовалась корреспондент «Вечерней Казани».

Это с юбилея Рамиля Тухватуллина, нашего актера. Пятнадцатого, что ли, октября справляли. В «Пирамиде». Кажется, заснял мое выступление на свой айфон певец Раяз Фасыхов. Кто выложил в Сеть - не знаю. Для меня неожиданность - популярность этого видео в Интернете.

- Видел ли этот номер сам Минниханов?

Не знаю. Но если бы президент увидел и ему не понравилось, мне бы уже сообщили, я думаю. Понимаете, пародии не основное мое занятие. Я не пародист - я актер. Актер Камаловского театра. И с пародиями выступаю только в кругу коллег и друзей - по их просьбе.


- Помните самую первую вашу пародию?

Это было еще в школе - пародировал учителей. Когда начал работать в театре, выступал с пародиями на наших закрытых капустниках. Впервые это было, наверное, лет десять назад на празднике в честь 8 Марта: я поздравил наших женщин от имени Минтимера Шариповича Шаймиева. Говорил его голосом, копировал его мимику, жесты. Говорили, что получилось узнаваемо. И смешно. Тогда тот же Рамиль Тухватуллин, который в то время работал еще и в кабинете министров, попросил меня повторить это выступление для женщин Госсовета - у них в тот же день праздничное чаепитие намечалось. Я согласился. Минтимер Шаймиев тогда был президентом Татарстана, а Рустам Минниханов - премьер-министром. Минниханов присутствовал на празднике в кабмине и первым среди чиновников высшего звена увидел мою пародию на Шаймиева. Смеялся.

- А сам Шаймиев когда увидел?

Это было на юбилейном концерте певца Салавата, друга нашего театра. Во время выступления, когда я от лица Шаймиева поздравлял певца, увидел реакцию самого Минтимера Шариповича. Он хохотал до слез!


- Пародия на президента Минниханова появилась в вашем репертуаре сравнительно недавно?

С этим героем совершенно отдельная история. Впервые я выступил от лица президента на юбилее его брата Рифката Минниханова, когда тот был начальником республиканской ГИБДД. На этот юбилей меня пригласил сам Рифкат Нурга​лиевич. Помню, спросил, не получится ли у меня спародировать и его. Я честно сказал, что это очень сложно, потому что он непростой человек, его быстро «не ухватишь». Ему, кажется, понравилось, что я так о нем думаю.

- Эмиль, а кто пишет тексты для ваших пародий?

Мой друг - драматург и режиссер Ильгиз Зайниев. Мы учились вместе, работаем вместе. И над текстами пародийных выступлений всегда вместе работаем: что-то он предлагает, что-то я. Ильгиз очень талантливый. Пьесу «Мэхэббэт FM» он ведь написал и поставил специально для и на меня: мой герой, радиодиджей, пародирует там очень многих - говорит голосами Минтимера Шаймиева и Рустама Минниханова, актеров Ильдара Хайруллина и Равиля Шарафеева, певцов Айдара Галимова и Хамдуны Тимергалиевой... Этот спектакль уже четвертый сезон собирает аншлаги. А началась наша с Ильгизом история пародий с пародии на Шаймиева.

- А разве не с пародии на бывшего директора Камаловского театра Шамиля Закирова?

Точно! Шамиля Зиннуровича я пародировал на нашем театральном новогоднем огоньке. Он, помню, смеялся. А ведь мог и заплакать - он был очень ранимым и впечатлительным человеком. Удивительным он был. До сих пор трудно смириться с его скоропостижной смертью.

- Среди женщин только певица Хамдуна Тимергалиева удостоилась вашей пародии?

Да. Но это небольшая пародия, фрагмент спектакля «Мэхэббэт FM». Знаете, я не решаюсь выступать с пародиями на женщин. Это, по-моему, неэстетично выглядит, когда мужчина изображает женщину. Переодеваться в женский наряд и гримироваться не хочу принципиально.

Нет. Меня не волнует этот жанр, он не до такой степени мне интересен, чтобы я занимался им всерьез. Для меня пародии - всего лишь развлечение, хобби. Больше всего на свете мне интересен драматический театр. Я с гораздо большим удовольствием посмотрю по телевизору запись какого-нибудь спектакля по каналу «Культура», чем шоу пародистов.

- Кто-нибудь обижался на ваши пародии?

Надеюсь, что нет. Я бы очень этого не хотел. Я перед выступлением по сто раз вычитываю текст, тщательно перепроверяю мимику персонажа и жесты - не дай Аллах мне ненароком обидеть человека. Порог ранимости у всех разный. Чувство юмора тоже у всех разное.

- И далеко не все любят пародии.

Знаете, кто искренне любит? Салават. Он мне всегда говорит: «Эмиль, друг, пародируй меня - как хочешь и где хочешь».

- Путина смогли бы спародировать?

Легко. Я его пародировал, кстати. Это было на свадьбе нашего актера Раиля Шамсуарова: в моем лице Раиля и его супругу поздравляли Путин и Шаймиев.

- Эмиль, в принципе, у вас уже готова концертная программа с пародиями. Если бы вас уговорили с ней выступить, то какой гонорар вы бы за нее запросили?

Я не умею ни торговаться, ни просить денег. И прейскуранта - пародия на Шаймиева стоит столько-то, на Путина - столько-то - у меня нет. Я вам уже говорил: для друзей я выступаю с пародиями бесплатно. А когда приглашают на юбилеи к людям, отказать которым мне неловко, то на вопрос, сколько заплатить, я говорю: «Сколько считаете нужным». Деньги мне не помешают, честно вам скажу. Чем старше становлюсь, тем чаще задумываюсь о деньгах. Если бы мне хватало одной зарплаты, я бы из театра не вылезал - репетировал бесконечно свои роли, я очень люблю репетиции. Но увы... Понимаете, я актер престижного Камаловского. Я должен хорошо выглядеть. Мне важно хорошо выглядеть. Это стоит денег.

- Вы все еще холостяк?

Пока да, но пора, наверное, заканчивать с этим: мне уже 32 года. Знаете, есть события, которые случаются или не случаются не по твоей воле. Невозможно заранее предугадать, когда ты родишься, когда женишься, когда покинешь этот мир. Это - судьба. Я верю в судьбу...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА

29-е место: (род. 23 февраля 1967, село Мадания, Целиноградская область, Казахстан) - певец, Народный артист Республики Башкортостан и Народный артист Республики Татарстан. В репертуаре Айдара более 400 песен на татарском, башкирском, русском, английском, узбекском, турецком языках.

28-е место: (род. 31 марта 1983, Москва) - российский хоккеист, защитник челябинского «Трактора». Рост 186 см, вес 86 кг.

27-е место: - певец, исполняет песни на татарском языке.

26-е место: (род. 12 января 1981) - российский баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств.

25-е место: - татарский певец. Страничка «В Контакте» - vk.com/id18749782

24-е место: - модель. Принимал участие в съемках многих известных рекламных брендов, таких как Camelot, Armani, Black Star, Dammat, Carrera. Рост 182 см, вес 70 кг. Страница «ВКонтакте» - http://vk.com/izmailov

23-е место: Чарльз Деннис Бучинский (3 ноября 1921, Эренфелд, США - 30 августа 2003), более известный под псевдонимом (англ. Charles Bronson) - американский киноактёр, популярный исполнитель мужественных ролей в боевиках. Предки актёра по отцовской линии были липками (польско-литовскими татарами).

22-е место: - советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Родился 1 января 1942 год в Москве в интернациональной семье (отец - татарин, мать - русская).

21-е место: (род. 10 ноября 1966 года, Волгоград) - российский актёр, один из основателей комического театра Квартет И.

20-е место: (род. 26 марта 1981, Челябинск) - российский хоккеист, левый крайний нападающий магнитогорского «Металлурга» и сборной России по хоккею, в составе которой в 2008 и 2009 году стал чемпионом мира.

19-е место: Тимур Юнусов (род. 15 августа 1983, Москва), более известный как Тимати - российский рэп/хип-хоп/R’n’B-исполнитель, композитор, музыкальный продюсер, актёр и предприниматель.

17-е место: (род. 11 февраля 1978, село Вороново, Московская область) - российский комедийный актёр и телеведущий. Участвует в телепроекте «Comedy Club».

16-е место: - всемирно известный артист балета, балетмейстер. Родился под Иркутском 17 марта 1938 года, начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуреев стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время - Мариинский театр). 16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, отказался вернуться в СССР. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета. С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Умер 6 января 1993 года.
В своей «Автобиографии» Рудольф Нуреев писал о своих татарских корнях: «Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня - это татары и башкиры. Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстре и готова вскипеть всегда. И однако мне представляется, что мы более вялые, чем русские, более чувственные; в нас некая азиатская мягкость и вместе с тем горячность наших предков, этих великолепных худощавых всадников. Мы - странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских; вероятно, именно поэтому я обнаружил такую близость со многими героями Достоевского. Татары быстро воспламеняются, быстро лезут в драку. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин - хороший комплекс звериных черт, - и это то, что есть я».

15-е место: - пианист. Родился в Казани, где закончил музыкальную школу при Казанской государственной консерватории, продолжил свое образование в Московской государственной консерватории и в Королевской академии в Лондоне. В настоящий момент Рустем Хайрутдинов проживает в Великобритании и является профессором Королевской академии музыки. Официальный сайт - hayroudinoff.co.uk

14-е место: (род. 27 февраля 1985, Москва) - футболист, известный по выступлениям за клубы «Локомотив» (Москва), «Спартак» (Москва), «Эвертон» (Ливерпуль). Сыграл 46 матчей за сборную России, бронзовый призёр чемпионата Европы по футболу 2008 года.

13-е место: Риналь Мухаметов (род. 21 августа 1989, п. Алексеевское, Татарстан) - актёр.

12-е место: (род. 6 октября 1993, Нижнекамск) - хоккеист, серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2012 года в составе сборной России. В сезоне 2009/10 Наиль выступал за команду МХЛ «Реактор» (Нижнекамск), с 2010 по 2012 год играл за канадский юниорский клуб «Сарния Стинг». В 2012 году Наиль Якупов, будучи первым номером драфта НХЛ и был выбран командой «Эдмонтон Ойлерз». Наиль Якупов - третий в истории российский игрок (после Ильи Ковальчука и Александра Овечкина), ставший первым номером драфта НХЛ.

11-е место: (род. 1977, деревня Балышлы, Башкортостан) - оперный и эстрадный певец, исполнитель песен и романсов русских и татарских композиторов.

9-е место: (род. 13 июня 1957, Астрахань) - советский футболист (вратарь), один из лучших голкиперов мира 1980-х годов. Выступал за клубы «Волгарь» (Астрахань), «Спартак» (Москва), «Севилья». Дасаев провёл 91 игру за сборную СССР, завоевав серебряную медаль чемпионата Европы 1988 года, а также сыграл 6 игр за футбольную олимпийскую сборную СССР, завоевав бронзовую медаль Олимпийских игр в Москве 1980 года. Ринат Дасаев занимает второе место среди футболистов сборной СССР (после Олега Блохина) по количеству проведённых за неё матчей. С 2003 года - президент основанной им Академии футбола и вратарского искусства Рината Дасаева.

8-е место: (род. 14 декабря 1983, дер. Тат.Елтань Чистопольского района Татарстана) - актёр театра имени Г.Камала.

7-е место: (род. 21 сентября 1982, Москва) - футболист, с 2000 по 2008 год выступавший за «Локомотив» (Москва), в составе которого дважды (2002, 2004) становился чемпионом России. С 2008 года играет за «Спортинг» (Лиссабон). Игрок сборной России, участник чемпионата Европы по футболу 2012.

Эмиль Талипов о роли татарского патриота начала XX века, юбилеях Рифката Минниханова и Салавата и мечте — спектакле по хадисам пророка

В этот уик-энд театр им. Камала показывает первую премьеру сезона — главреж Омской драмы Георгий Цхвирава приглашает зрителя на серьезный разговор о судьбах народа в момент слома эпох, представляя свою версию классики — «Без ветрил» Карима Тинчурина. Главного героя пьесы Батырхана играет Эмиль Талипов. Сразу после пресс-показа «БИЗНЕС Online» поговорил с самым ярким татарским актером поколения 30-летних о том, что мы потеряли за последние 100 лет, пародиях на местных VIP’ов и стране его мечты.

Главного героя пьесы «Без ветрил» в постановке главрежа Омской драмы Георгия Цхвиравы играет Эмиль Талипов Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ, ТАТАРЫ, ВСЕГДА ЖИВЕМ С НАДЕЖДОЙ В ДУШЕ»

— Эмиль, ваш герой в спектакле «Без ветрил» — Батырхан — в одной из сцен, которая происходит в 1919 году, мечтает уснуть и проснуться через 100 лет. Как вы думаете, оказался бы доволен увиденным этот татарский интеллектуал и идеалист, действительно оказавшись в современной Казани?

— Мы, татары, всегда живем с надеждой в душе. И Батырхан — это человек идейный и искренний, он отстаивает интересы нации, то, что, мне кажется, очень ценно и сейчас. Как говорил Георгий Зурабович [Цхвирава], такие люди хоть бревнами, хоть как-то пытаются остановить то страшное, что надвигается. Батырхан хочет проснуться через 100 лет в надежде увидеть лучшую жизнь, увидеть, что мы сохранили свою культуру, что мы разговариваем на своем родном языке, что у нас процветает образование...

— Сбылись его надежды?

— Я не могу сказать, что у нас все плохо, поэтому какие-то вещи его бы наверняка обрадовали. Мы так же ходим в мечети, мы сохранили культуру, у нас есть писатели, ученые. Но Батырхан понимает, что это жизнь целого народа, и она не может просто так закончиться. На самом деле не так все страшно.

— Но что же все-таки могло огорчить вашего героя, окажись он здесь и сейчас? Может, мы что-то безвозвратно потеряли?

— Наверное, отсутствие какой-то искренности в поступках. Много представления и показушности, например, в том, как люди относятся к религии. Очень много пустословия и желания угодить тем и этим.

— Режиссер Цхвирава очень серьезно сменил акценты с традиционного прочтения пьесы «Без ветрил», даже придумал жанр для своего спектакля: «воспоминания о будущем» — так написано в программке. И в пьесе Карима Тинчурина в соответствии с велениями времени, очевидно, татарская интеллигенция 1910 - 1920-х годов, которая мечется в поисках своего места в этой новой жизни, показана более карикатурно, чем в новом спектакле театра имени Камала.

— Да, у Тинчурина же это трагикомедия, но Цхвирава хотел эту комедийность убрать. Понятно, что, когда Тинчурин писал эту пьесу в середине 20-х, советская власть уже установилась, и он решал определенную дилемму и вынужден был как-то лавировать между желанием сказать что-то важное и реальной возможностью это сделать в конкретных условиях. Местами это чувствуется.

Конечно, у Тинчурина вся эта идейная молодежь, студенты немного аферисты, и пьеса «Без ветрил» на этом фундаменте сделана. И сейчас, когда играешь, все равно иногда понимаешь, что это начинает проявляться и выпрыгивать. Но мы очень хотели уйти от этой трактовки. Получилось ли у нас, об этом пока не могу сказать. А «воспоминания о будущем» — тут все понятно. Чтобы понять настоящее и думать, как строить будущее, нужно заглянуть в прошлое и извлекать оттуда уроки. Я согласен с Георгием Зурабовичем, что театр — это умение поймать время за хвост.

Мы совершаем одни и те же ошибки и не учимся на этом. Это какая-то закольцованная история. Это удивительно, но мы — люди — каждый день совершаем одни и те же ошибки. День за днем...

«Батырхан — это человек идейный и искренний, он отстаивает интересы нации, то, что, мне кажется, очень ценно и сейчас» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ПЬЕСЕ ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО, КОГДА БАТЫРХАН ГОВОРИТ, ЧТО НАСТУПЯТ СКОРО ВРЕМЕНА, КОГДА НА НАШИХ КЛАДБИЩАХ ПОСТРОЯТ СТАДИОНЫ...»

— Про ошибки вашего героя. Кажется, что у Батырхана, при всем его идеализме и мыслях о расцвете татарской нации, дело начинается и заканчивается одними разговорами...

— Но они пытаются что-то делать. Конечно, много времени уходит на эти разговоры, поиски денег. Наверное, действовать нужно было быстрее, организовывать сопротивление большевикам. Да, со стороны кажется, что эти люди ничего не делают. Но все это организовать, собрать людей — ведь это все очень сложно. И, чтобы этим заниматься, человек действительно должен обладать какими-то незаурядными качествами.

Батырхан пытается объяснить людям, что если они сегодня не дадут денег на организацию сопротивления красным, то завтра вообще ничего не будет. Но ведь так и получается. Он говорит им, что тогда не будет никаких никахов, а дочери этих богатых татарских торговцев будут в загсе выходить замуж за красноармейцев. Заглядывает в будущее. И еще там в пьесе есть замечательное место, когда Батырхан говорит, что наступят скоро времена, когда на наших кладбищах построят стадионы и будут играть в футбол...Так что, мне кажется, симпатии Тинчурина все равно на стороне этих ребят, но с поправкой на время, когда это было написано...

— Цхвирава — режиссер отнюдь не отстраненный и не скрывающий своих симпатий и антипатий. Согласитесь, что единственный отрицательный персонаж в вашем спектакле — это нэпман Зайнетдин?

— Зайнетдин — это человек без ценностей, это человек без родины, это человек, который служит деньгам. Когда меня спрашивают, в какой стране я хотел бы жить, то отвечаю: там, где нет денег. Наверное, такая страна есть, но это будет пото м, пото м...Если Аллах разрешит туда попасть.

У Тинчурина есть идейный большевик Сунгат, есть Батырхан, а у Зайнетдина нет идей, нет цели в жизни. Какая страна, какой народ, говорит он, когда там можно купить пять бочек спирта! Но я согласен с Георгием Зурабовичем, что именно такие Зайнетдины в итоге и победили. Действительно, где теперь эти большевики?

— У пьесы Тинчурина открытый финал, а как бы могла сложиться судьба вашего героя в дальнейшем?

— Я думал об этом. Наверное, эта борьба Батырхана против советской власти еще бы продолжалась какое-то время. Но по истории мы видим, что все равно бы это плохо закончилось.

— Где-то в застенках НКВД?

— Все равно ребята бы где-то попались...

— Но в 1930-е их судьбу мог вполне повторить и нэпман Зайнетдин или, думаете, он смог бы приспособиться к жизни при сталинском режиме?

— Я думаю, что Зайнетдины могли бы приспособиться, они ведь хитрые. Георгий Зурабович, и не только он, вы знаете, проводит параллели между тинчуринским «Без ветрил» и булгаковским «Бегом». Там тоже есть Хлудов, Чарнота, которые за идею, у которых есть честь и совесть. А Зайнетдин этого даже не понимает, потому что не он это общество строил и появился непонятно откуда.

Как заканчивают Хлудов и Чарнота? А Корзухин, который меха перегоняет во время войны? Корзухин — Зайнетдин, конечно, здесь какая-то параллель существует. Пьесы написаны в одно время примерно об одном и том же. Конечно, у Зайнетдина потом бы здесь тоже все отобрали, но они могли уехать за границу.

— Режиссер нынешней версии «Без ветрил» , что XX век для нашей страны стал настоящей трагедией, и этот спектакль, по сути, лишнее доказательство подобного тезиса. Вы согласны с Цхвиравой?

— Конечно, сколько погибло интеллигенции, какой был ущерб культуре, религии, сейчас это приходится восстанавливать. А сколько было войн? Сколько было сломано, сожжено, сколько ценностей утрачено. Ущерб был и развитию конкретных народов, и общества в целом. И все это мы пережили именно в XX веке.

Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев (в центре) и Георгий Цхвирава (справа) на премьере спектакля "Без ветрил» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАМ НУЖНО БЫЛО СОБИРАТЬ ИМЕННО ТАТАРСКИЙ СПЕКТАКЛЬ, ПО ТАТАРСКОЙ КЛАССИКЕ»

— То, что режиссер не владеет татарским языком, — это как-то отражалось на самой работе над спектаклем?

— Конечно, какие-то вещи, которые понятны татарскому зрителю, он их не мог уловить, какие-то тонкости, но мы ему помогали. На чем-то мы даже настаивали (смеется ). Например, что у нас, татар, принято обсуждать за чаем дела. Но Георгий Зурабович на самом деле с удовольствием прислушивался к таким пожеланиям. Все-таки нам нужно было собирать именно татарский спектакль, по татарской классике.

— В вашем спектакле есть несколько очень ярких актерских работ: Искандер Хайруллин, Рамиль Вазиев, Лейсан Файзуллина. А насколько вам по-актерски был интересен свой персонаж. Кажется, что Батырхан, как настоящий герой, несколько прямолинеен.

— Если бы мы сохранили пьесу в первоначальном виде, в жанре трагикомедии, то, наверное, именно роль Батырхана была по-актерски немного побогаче. Можно было использовать какие-то гэги, приспособления, фишки. Но он такой герой — прямой. По большому счету не он должен играть, а его должны играть, потому что короля играет свита.

Я понимал, как бы я сыграл в той версии «Без ветрил», и понимал, как бы сыграли мои партнеры все эти комедийные вещи, всю эту сатиру. Но очень важно было познакомиться именно с нынешней версией Цхвиравы. Он так почистил этот материал и заставил нас сыграть гораздо серьезней, сделал саму пьесу откликающейся на какие-то вещи, актуальные для современного общества.

— Вас не удивило, что при кастинге возрастные роли торговцев Нуретдина и Мисбаха Хаджи достались Вазиеву и Хайруллину, которые заметно моложе своих героев? Кажется, это стало настоящей удачей режиссера.

— Да, это было несколько неожиданно. Все-таки у нас в труппе есть настоящие корифеи, например Азгар Шакиров или Ринат Тазетдинов. И я понимаю, как бы они играли эти роли. Но мне было очень интересно увидеть, как справятся Искандер и Рамиль. Мне кажется, что Георгий Зурабович решил: раз новая версия пьесы, то ее должно играть и молодое поколение актеров. И чтобы между нами — актерским составом — не было большой разницы в возрасте, были близкие друг к другу представления об обществе, окружающем мире...

Искандер Хайруллин (слева) и Рамиль Вазиев (второй слева) в спектакле «Без ветрил» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НУЖНО ЛЮБИТЬ СВОЮ РОЛЬ, ИНАЧЕ ОНА МОЖЕТ НЕ ПОЛЮБИТЬ ТЕБЯ»

— Вас не смущает, что многие вас по-прежнему называют молодым и перспективным актером?

— ... (В здыхает )

— Может, у людей из мира искусства вообще немного смещено ощущение времени, потому что иногда слышу определение «молодой» даже в отношении Фарида Бикчантаева. Приходится напоминать собеседникам, что Бикчантаев уже 13 лет возглавляет главный татарский театр, а те удивляются: оказывается, так много лет...

— Наверное, у Фарида Рафкатовича всегда свежий взгляд, он всегда идет в ногу со временем. Поэтому его и считают молодым. А что касается меня, то хочется всегда оставаться молодым...

— Но молодой — это ведь означает, что у актера все впереди, и он может еще подождать своих ролей...

— Да, так может и жизнь пройти. Я не знаю, об этом не думаю, потому что если есть роль, то это замечательно, когда есть работа — это прекрасно, поэтому не нужно думать о таких вещах. Если режиссер дает тебе какую-то роль, ты должен ее отработать. Если он мне ее дал, то, значит, в меня верит и хочет через меня что-то сказать. А молодой не молодой... Эш булсын (в переводе с тат. — «Пусть работа будет» ).

Хотя в спектакле «Запоздалое лето» мы играли 15 - 16-летних подростков, 6 или 7 лет играли его, и мне уже было неловко, я же меняюсь. В итоге подошел к Фариду Рафкатовичу [Бикчантаеву], сказал, что мне очень неловко, попросил меня заменить. Слежу за этим, ведь мне скоро уже 33.

— Какую из нынешних ролей в театре вы считаете для себя самой важной, может быть, Асфандияр в «Мулле»?

— Не знаю. У меня никогда не прекращается работа над ролями. Я готовлюсь к каждому спектаклю, прихожу домой, штудирую. Даже в повседневной жизни иногда что-то находишь, а потом думаешь о том, как бы это применить на сцене. Любая роль для тебя должна быть самой важной. Не бывает маленьких ролей. Нужно ко всему подходить профессионально. Нужно любить свою роль, иначе она может не полюбить тебя, и тогда необходимой гармонии не будет.

— Вы играете главную роль в том же «Мулле», а потом выходите в массовке в «Ходже Насреддине». Не тяжело так переключаться? Может, Бикчантаев так варьирует роли, чтобы актер не зазвездился?

— У нас в татарской драматургии много массовых сцен, и в нашем театре даже великие актеры выходят в массовке. Мы воспитаны так, об этом не принято думать, об этом нельзя думать. Но, конечно, любому актеру не хочется играть только такие роли. Но, слава богу, у меня есть и большие роли, и маленькие.

— А не хочется, например, вместо массовки попросить выходной день в театре. Можно же заменить вас в таком спектакле актером, недостаточно занятым в репертуаре.

— Нет, так нельзя (смеется ). Спектакль ставился с тобой.

«У меня никогда не прекращается работа над ролями. Даже в повседневной жизни иногда что-то находишь, а потом думаешь о том, как бы это применить на сцене» Фото: kamalteatr.ru

«ДЛЯ НАШЕГО ТЕАТРА ВАЖНО ПРОБОВАТЬСЯ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ С РАЗНЫМИ РЕЖИССЕРАМИ»

— Еще вы замечены в том, что охотно участвуете в разнообразных театральных экспериментах, лабораторных эскизах.

— Вы знаете, с лабораториями бывает по-разному. Иногда бывает так, что лаборатория пройдет, а ты ничего для себя не получил, не взял, а я всегда стараюсь дойти до результата, до конечной точки. Ведь если есть лаборатория, то, значит, в ней должны быть профессора, так? Хочется, чтобы такие режиссеры приехали, с которыми бы поработал и сказал: вот это да! Но, с другой стороны, это же общение. Ты узнаешь, чем живут молодые режиссеры, а это очень здорово.

«ПАРОДИЯ — ЭТО НЕ МОЯ ПРОФЕССИЯ»

— Есть один стереотип вокруг вашего имени: Эмиль Талипов — это прежде всего актер, который пародирует со сцены Шаймиева.

— Я к этому отношусь... Да, меня часто просят друзья выступить на разных праздниках и юбилеях, но я актер драматического театра. Пародия — это не моя профессия, это другой жанр, другая разновидность искусства. Этим нужно заниматься отдельно, и это отнимает время. А есть театр. Я вообще не люблю такого, когда человек разменивается на разные вещи. Я многое из этого не одобряю. Где-то засветиться, где-то показаться — это для меня неважно.

— Но лишний заработок еще никому не мешал...

— Есть такое, иногда вынужденно соглашаюсь.

— Значит, какой-то специальной концертной программы у вас нет?

— Нет никакой концертной программы. Просто когда приглашают выступить, мы с Ильгизом Зайниевым набрасываем какой-то текст. Вот, недавно поздравил с юбилеем замечательного актера Рамиля Тухватуллина, иногда для родных и близких выступаю. Но мне бы не хотелось этим много заниматься. Бывает же, что некоторые артисты свадьбы ведут и так далее... Нет, это очень тяжело. Да и в деньгах я так не нуждаюсь, как Батырхан (смеется ).

— Признайтесь, первые лица республики вас приглашают выступить?

— Да. Например, выступал на юбилее Рифката Нургалиевича Минниханова, бывшего руководителя ГИБДД Татарстана. Там был президент, практически весь кабинет министров.

— Вы же Рустама Минниханова тоже пародируете?

— И какая была его реакция?

— Он сидел и улыбался, не знаю, правда, понравилось ему или нет. Еще я был на юбилее Салавата Фатхетдинова, там как раз первый раз увидел мои пародии уже Минтимер Шарипович. Ему понравилось, он сказал, что от этого Эмиля мы еще всего можем ожидать. И потом, когда мы с ним пересекаемся на каких-то мероприятиях, он всегда подходит. Мудрый человек.

— А все-таки, когда пародируешь Рустама Минниханова в его присутствии, ведь наверняка есть зрители, которые думают: можно ли вообще над этим смеяться здесь и сейчас? Не напрягается элита?

— Разные зрители бывают, это уже от самого человека зависит. Но когда тебя понимают — это уже хорошо. А я что, меня пригласили, знали, куда приглашали, и я просто выступаю со своим номером и все делаю добросовестно. Неважно, кто и как отреагирует, главное, что я полностью выложился.

А вообще, если бы меня кто-то спародировал, то я бы был счастлив. Пародии не на всех можно сделать, только на настоящую личность со своими особенностями, со своим талантом.

— Как вы открыли в себе талант пародиста и кто из знаменитостей сейчас есть в вашем репертуаре?

— Это началось еще в школе, любил подкалывать учителей. Сейчас даже стыдно, потому что кого-то из них уже нет. Кроме Минниханова и Шаймиева показываю еще и наших артистов — Салавата, Айдара Галимова, Хамдуну Тимергалиеву, Равиля Шарафиева и так далее.

«МУЗЫКА МУЗЫКОЙ, НО ПУСТЬ ХОТЯ БЫ НАУЧАТ ЛЮДЕЙ ХОДИТЬ ПО СЦЕНЕ!»

— А вы поющий артист?

— Сейчас театр решил выпустить диск к нашему 110-летнему юбилею, и я согласился там спеть (смеется ). В школьном возрасте участвовал в районных конкурсах, места занимал. Пел на татарском, русском, даже на итальянском. Но потом так сложилось: ты пришел в театр непоющим артистом, значит, ты и не поешь. А кто-то себя сразу заявляет как певца.

— И что будет на этом диске, который выпустит театр? Никто не захотел спеть, например, «Битлз» или «Лед Зеппелин»?

— «Битлз», наверное, не будет. Директор театра вообще сказал, чтобы были песни только из спектаклей. Все пока в стадии согласования. Но, думаю, было бы неплохо, если бы там прозвучали Яхин, Сайдашев, Музафаров или Резеда Ахиярова. Главное, чтобы был хороший материал.

— Что думаете о главной культурной теме в республике последних месяцев — состоянии татарской эстрады?

— Только ленивый у нас не поет и не танцует. Но это же везде так, мы это переживем. Они появляются и отпадают. Но там точно процентов 90 — это непрофессионалы. И, я думаю, хорошо, музыка музыкой, но пусть хотя бы научат людей ходить по сцене! Научат выбрать стихи. Сколько их там — 700 певцов на татарской эстраде? Впрочем, на российской эстраде дело обстоит не лучше.

— Вы ведь режиссер по образованию, ваш дипломный спектакль «Зубайда — дитя человеческое» шел на камаловской сцене, не хотите к этому вернуться?

— Честно говоря, я не могу делать параллельно несколько дел. Отдаюсь чему-то одному. Я играю на сцене почти каждый вечер, а режиссуре нужно отдаваться полностью. И тебе должно быть что сказать, а не просто так: ну иди, Эмиль, поставь что-нибудь! И, боюсь, что немного утерял свои режиссерские навыки, может, сделал ошибку, что после того как выпустил дипломный спектакль перестал заниматься режиссурой, не переварил все это через себя, не окунулся в это дело. Сейчас уже страшновато начинать заново.

— Неужели нет пьесы мечты?

— Что-то есть. Хочется сделать какую-то работу, основанную на хадисах. Один хадис взять или несколько. Я об этом думал. Не знаю, может, Иншаллах, в будущем...

Талипов Эмиль Мансурович

Лауреат Республиканской премии им. Джалиля 2013 года.

Актер. Родился 27 января 1984 года в Казани. В 2008 году окончил Казанский университет культуры и искусств. С этого же года принят в труппу Татарского государственного академического театра имени Камала.