Вадим леванов пьесы читать. Вадим леванов - биография драматурга

Дата смерти: Профессия:

драматург

Гражданство:

СССР
Россия

Годы активности:

Вади́м Никола́евич Лева́нов (13 февраля , Тольятти - 25 декабря , там же) - российский прозаик, драматург, режиссёр.

Биография

Был постоянным участником фестиваля «Новая драма» (Москва). В 2005 и 2007 годах - член жюри, в 2008 г. - отборщик фестиваля.

Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия », «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город - Тольятти», «Самара», «Самара и Губерния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр. DOC », «Ночь с театром» и др. Пьесы ставились в Москве , Тольятти , Нанси (Франция), Екатеринбурге , Элисте , Липецке , Ди (Франция), Саратове , Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске , Гиссене (Германия) и других городах.

В 2001 г. в издательстве Les Solitaires Intempestifs вышел сборник пьес «Courtes pieces» на французском языке. В этом же году литературным агентством Вячеслава Смирнова был издан авторский сборник «Пьесы».

Летом 2011 года Вадиму Леванову был диагностирован рак мочевого пузыря 3 степени. В Интернете проводилась кампания по сбору средств на обследование и лечение. Однако, спасти его не удалось. В ночь с 24 на 25 декабря 2011 года Вадим скончался у себя дома, в Тольятти .

Пьесы

  • «Артемида с ланью» (сборник пьес «Сюжеты», №16, 1995).
  • «Шкаф» (журнал "Город", № 2 - 2000),
  • «Парк культуры имени Горького» (1996, опубликовано в сборнике памяти Вячеслава Шугаева «Одинокий русский писатель», Тольятти, «Литературное агентство Вячеслава Смирнова», 1999),
  • «Шар братьев Монгольфье» (1998, «Современная драматургия» 3-1998),
  • «Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки!» (1998, публ. «Майские чтения 1-98»),
  • «Отель „Калифорния“» («Современная драматургия» 2-2000),
  • «Славянский базар» («Майские чтения» 7-2002),
  • «Монолог (Ты будешь лежать одинокий и мертвый)» (2002),
  • «Сто пудов любви» (2002),
  • «Сны Тольятти» (2002)
  • и другие.

Короткие пьесы:

  • «Вонь» (1996, альманах «Драма Поволжья» 1-2001, Тольятти),
  • «Смерть Фирса» (1998, «Современная драматургия» 3-98),
  • «Выглядки» (1998, «Современная драматургия» 3-98, французский перевод - в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», издательства «Les solitaires intempestifs», 2001),
  • «Раз, два, три» (2001, французский перевод в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», изд-во «Les solitaires intempestifs», 2001) и другие.

Постановки

  • в 1994 году пьеса "Парк культуры имени Горького" была представлена на Всероссийском семинаре драматургов "Щелыково-авторская сцена" (организатор семинара Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)), режиссер Петр Кротенко.
  • в 1997 г. пьеса «Шкаф» была представлена на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке .
  • с 1999 г. «Парк культуры имени Горького» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Алексей Конышев.
  • с 1999 г. «Изобретатель швейной машинки» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Игорь Корниенко.
  • в 2000 г. пьесы «Раздватри» и «Муха» представлены на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке (режиссёр показа Екатерина Шагалова).
  • в мае 2002 г. документальный спектакль «Сто пудов любви» (авторская постановка, совместно с народным театром «Талисман», Тольятти) представлен в офф-программе фестиваля «Новая драма».
  • в мае 2002 г. пьеса «Сны Тольятти» (часть коллективного документального проекта тольяттинский авторов) представлена на Фестивале Молодой Драматургии (фестиваль «Новая драма», офф-программа), режиссёр показа Екатерина Шагалова.

Награды и премии

  • пьеса «Выглядки» вошла в шорт-лист премии «Три сестры» (

МАРИЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Имени И. С. Палантая

Специальность 071302

«Социально-культурная деятельность и

народное художественное творчество»

Специализация -

Театральное творчество

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ

СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ:

ВАДИМА ЛЕВАНОВА «ВЫГЛЯДКИ»

Художественный руководитель:Выполнил:

заслуженный деятель искусств РФ, РМЭ, студент

лауреат Государственной премии РМЭ Театрального отделения

ИРКАБАЕВ ГРИГОРЬЕВ

Олег Геннадьевич Владимир Геннадьевич

Рецензент :

заслуженный работник культуры РМЭ, РФ

лауреат Государственной молодежной

премии РМЭ им. О. Ипая.

ЛАВРОВ

Дмитрий Дмитриевич

г. Йошкар-Ола

Пролог.......................................................................................................................

Вадим Леванов (фотография).................................................................................

Биография драматурга...........................................................................................

Анализ произведения В. Леванова «Выглядки»...............................................

Первое впечатление.............................................................................................

Сюжет пьесы...........................................

Фабула............................................................

Действующие лица и их характеристики...........................................................

Тема.....................................................

Идея...................................................

Сверхзадача.........................................................................................

Сквозное действие....................................

Основной конфликт.................................................................

Событийный ряд..................................................................

Исходное событие....................

Событие порождение конфликта..............................................

Главное событие....................................................

Финальное событие........................................................

Жанр...............................................................................................

Образ спектакля.....................................................................................

Действенный анализ.....................................................................



Световая партитура....................................................................

Музыкальная партитура.....................................................................

Сценография........................................................

Пьеса «Выглядки»........................................................................................

Дети – главный подарок для мира,

С ними чудесней земная картина.

Все понимают, берутся за все

Лучшее с ними людское чутье

Частенько слабы, неумелы их руки,

Но некогда думать ребятам о скуке.

В движеньях, заботах их время проходит,

Удача к усердным с годами приходит.

В детские годы мечты расцветают,

Взрослые часто об этом не знают.

Надо детишкам права объяснить, многому надо их обучить.

Мир станет лучше на нашей планете,

Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов

Вадим Леванов

Биография драматурга

Вадим Николаевич Леванов родился 13 февраля 1967 в городе Тольятти, умер 25 декабря 2011.

Вадим Леванов - российский прозаик, драматург, режиссёр. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1998 году.

Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Международного литфонда, Тольяттинской писательской организации, член редколлегии журнала «Ставрополь-на-Волге-Город-Тольятти».

В 1999 -2007 годах Вадим Леванов в качестве арт-директора занимался организацией и проведением международного фестиваля драматургии театра и современного искусства «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха.

В 2001-2007 годах являлся художественным руководителем Театрального центра Голосова-20 (Тольятти).

Вадим Леванов постоянный участник фестиваля «Новая драма» (Москва). В 2005 и 2007 годах - член жюри, в 2008 г. - отборщик фестиваля.

Его пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия», «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город - Тольятти», «Самара», «Самара и Губерния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр.DOC», «Ночь с театром» и др.

Пьесы ставились на театральных площадках в Москве, Тольятти, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городах.

На сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) в постановке Валерия Фокина представлены спектакли «Ксения. История любви» по пьесе «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» и «Гамлет».

В 2001 г. в издательстве Les Solitaires Intempestifs вышел сборник пьес «Courtes pieces » на французском языке. В этом же году литературным агентством Вячеслава Смирнова был издан авторский сборник «Пьесы».

Летом 2011 года Вадиму Леванову был диагностирован рак мочевого пузыря 3 степени. В Интернете проводилась кампания по сбору средств на обследование и лечение. Однако, спасти его не удалось. В ночь с 24 на 25 декабря 2011 года Вадим скончался у себя дома, в Тольятти.

Пьесы Вадима Леванова:

ñ «Артемида с ланью» (1995, «Сюжеты» 16-1995),

ñ «Шкаф»,

ñ «Шар братьев Монгольфье» (1998, «Современная драматургия» 3-1998),

ñ «Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки!» (1998, публ. «Майские чтения 1-98»),

ñ «Отель „Калифорния“» («Современная драматургия» 2-2000),

ñ «Славянский базар» («Майские чтения» 7-2002),

ñ «Монолог (Ты будешь лежать одинокий и мертвый)» (2002),

ñ «Сто пудов любви» (2002),

ñ «Сны Тольятти» (2002)

ñ и другие.

Короткие пьесы:

ñ «Вонь» (1996, альманах «Драма Поволжья» 1-2001, Тольятти),

ñ «Смерть Фирса» (1998, «Современная драматургия» 3-98),

ñ «Выглядки» (1998, «Современная драматургия» 3-98, французский перевод - в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», издательства «Les solitaires intempestifs», 2001),

ñ «Раз, два, три» (2001, французский перевод в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», изд-во «Les solitaires intempestifs», 2001) и другие.

Постановки:

ñ в 1997 г. пьеса «Шкаф» была представлена на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке.

ñ С 1999 г. «Парк культуры имени Горького» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Алексей Конышев.

ñ С 1999 г. «Изобретатель швейной машинки» - спектакль «Дебют-центра» (Москва), режиссёр Игорь Корниенко.

ñ В 2000 г. пьесы «Раздватри» и «Муха» представлены на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке (режиссёр показа Екатерина Шагалова).

ñ в мае 2002 г. документальный спектакль «Сто пудов любви» (авторская постановка, совместно с народным театром «Талисман», Тольятти) представлен в офф-программе фестиваля «Новая драма».

ñ в мае 2002 г. пьеса «Сны Тольятти» (часть коллективного документального проекта тольяттинский авторов) представлена на Фестивале Молодой Драматургии (фестиваль «Новая драма», офф-программа), режиссёр показа Екатерина Шагалова.

Награды и премии:

ñ пьеса «Выглядки» вошла в шорт-лист премии «Три сестры» (Антибукер 1998).

ñ пьеса «Шкаф» получила третье место в конкурсе русской сетевой литературы «Тенета-рунет» (1999 г.)

ñ лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями (2002 г.)

ñ лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (Москва, 2004).

ñ лауреат премии драматургического конкурса «Евразия» (Екатеринбург, 2007).

Его пьеса – о предшественнице идей француза де Сада, русской дворянке – Салтычихе, не раз читалась уже на фестивалях и семинарах, пока, правда, не нашелся ни один театр, который отважился бы поставить эту жесткую историю.

Вадим был замечательным человеком, вокруг него всегда было много людей. Он трудно жил, после травмы передвигался на костылях, что не мешало ему всегда быть в окружении женщин.

Анализ произведения В. Леванова

«Выглядки»

Первое впечатление

Для дипломной работы я искал острый материал, который мог бы тронуть душу. Искал, и нашёл! Эта пьеса Вадима Леванова «Выглядки».

Мне безумно понравилась эта история о двух мальчиках, история такая, что даже мурашки бегут по коже.

Это без преувеличения жуткое произведение можно было бы назвать чернухой, выдумкой, плодом больного воображения автора, когда б не одно «но» - уж слишком она похожа на правду. Послушайте любую криминальную сводку, и в каждой вы услышите что-нибудь о мертвых младенцах, которых нерадивые мамаши выбрасывают из окон, подкидывают в мусорки, о подростках, «балующихся» суицидом, и прочих недетских ужасах. Кто виноват во всем этом? Почему это случилось? Что нам делать? И как дальше жить, когда уходят дети - на улицу, в подвалы, в небытие? Вот вопросы, которые звучат в пьесе.

Сюжет пьесы

Внешний сюжет «Выглядок» восстанавливает трагедию двух маленьких мальчиков. Дети ждут свою мать. Та пьет, не ночует дома и, похоже, вовсе забыла о том, что она кого-то когда-то родила.

Они провели много суток одни, запертые и забытые в квартире. Мальчики доведены до исступления и полного истощения.

Финал - смерть тех, кто только начинает жить.

Фабула

Представленная на сцене история шокирует. История такова - два маленьких мальчика ждут, когда их алкоголичка-мамаша, сутками не ночующая дома, принесет им еду и, не дождавшись, умирают от голода.

Диалог двух мальчиков четырех и пяти лет. Они и есть "выглядки". Поменять всего одну букву и получится нецензурный синоним словосочетания незаконнорожденные дети. Так называет детей "друг" их матери, когда напивается пьяным. Еще он их бьет, и мать бьет, и они голодают. Нет, не так. ГОЛОДАЮТ. - Может БЕЛОЕ принесет? - Не знаю. - Белое! Оно такое... сладкое, вкусное такое... Тот раз ничего не принесла. Никакого. Пусть лучше черное принесет хоть. Черное и белое - это хлеб.

Она - о детях, оказавшихся без поддержки. В жизни случаются такие истории. Матери алкоголички в пьяном угаре напрочь забывают о своих детях. А они, бедные, сидят по нескольку дней одни одинешеньки, запертые в четырех стенах, сидят и ждут маму. Они - «выглядки». На самом-то деле родная мать называет их совсем другим словом, с другой буквой в середине... Но детям слышится слово «выглядки», от слова «выглядывать». Потому что в ожидании мамы они часто выглядывают из окна. Однако мама так к ним и не пришла, и детишки умерли, не дождавшись...

) - российский прозаик, драматург, режиссёр.

Биография

Был постоянным участником фестиваля «Новая драма» (Москва). В 2005 и 2007 годах - член жюри, в 2008 г. - отборщик фестиваля.

Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия », «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город - Тольятти», «Самара», «Самара и Губерния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр. DOC », «Ночь с театром» и др. Пьесы ставились в Москве , Тольятти , Нанси (Франция), Екатеринбурге , Элисте , Липецке , Ди (Франция), Саратове , Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске , Гиссене (Германия) и других городах.

В 2001 г. в издательстве Les Solitaires Intempestifs вышел сборник пьес «Courtes pieces» на французском языке. В этом же году литературным агентством Вячеслава Смирнова был издан авторский сборник «Пьесы».

Летом 2011 года Вадиму Леванову был диагностирован рак мочевого пузыря 3 степени. В Интернете проводилась кампания по сбору средств на обследование и лечение. Однако, спасти его не удалось. В ночь с 24 на 25 декабря 2011 года Вадим скончался у себя дома, в Тольятти .

Пьесы

  • «Артемида с ланью» (сборник пьес «Сюжеты», № 16, 1995). * Впервые поставлена на сцене «Театром 31» в 2005 году режиссёром Оксаной Глазуновой.
  • «Шкаф» (журнал «Город», № 2 - 2000),
  • «Парк культуры имени Горького» (1996, опубликовано в сборнике памяти Вячеслава Шугаева «Одинокий русский писатель», Тольятти, «Литературное агентство Вячеслава Смирнова», 1999),
  • «Шар братьев Монгольфье» (1998, «Современная драматургия» 3-1998),
  • «Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки!» (1998, публ. «Майские чтения 1-98»),
  • «Отель „Калифорния“» («Современная драматургия» 2-2000),
  • «Славянский базар» («Майские чтения» 7-2002),
  • «Монолог (Ты будешь лежать одинокий и мертвый)» (2002),
  • «Сто пудов любви» (2002),
  • «Сны Тольятти» (2002)
  • и другие.

Короткие пьесы:

  • «Вонь» (1996, альманах «Драма Поволжья» 1-2001, Тольятти),
  • «Смерть Фирса» (1998, «Современная драматургия» 3-98),
  • «Выглядки» (1998, «Современная драматургия» 3-98, французский перевод - в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», издательства «Les solitaires intempestifs», 2001),
  • «Раз, два, три» (2001, французский перевод в сборнике Vadim Levanov «Pieces courtes», изд-во «Les solitaires intempestifs», 2001) и другие.

Постановки

Награды и премии

  • пьеса «Выглядки» вошла в шорт-лист премии «Три сестры» (Антибукер 1998).
  • пьеса «Шкаф» получила третье место в конкурсе русской сетевой литературы «Тенета-рунет» (1999 г.)
  • лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями (2002 г.)
  • лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (Москва , 2004).
  • лауреат премии драматургического конкурса «Евразия» (Екатеринбург , 2007).

Библиография

  • В. Леванов. Пьесы. - Тольятти: Литературное агентство Вячеслава Смирнова, 2001.

Напишите отзыв о статье "Леванов, Вадим Николаевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Леванов, Вадим Николаевич

Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.

Вадим Леванов

(1967-2011)

Пьесы:
«Апокалипсис от Фирса, или Вишнёвый сон Фирса»;
«Аргон и тени»;
«Артемида с ланью»;
«Ах, Йозеф Мадершпрегер — изобретатель швейной машинки»;
«Бильярд»;
«Вонь»;
«Выглядки»;
«Зрители»;
«Кровавыя барыни Дарьи Салтыковой, московской столбовой дворянки, правдоподобное и елико возможно достоверное жизнеописание»;
«Любовь к русской лапте»;
«Муха»;
"Отель «Калифорния»;
«Парк культуры им. Горького»;
«Про Сашу, четвёртого волхва и Рождество»;
«Прощай, настройщик!»;
«Раз, два, три!»;
«Роман с Онегиным»;
«Святая Блаженная Ксения Петербургская в житии»;
«Славянский базар»;
«Смерть Фирса»;
«Сто пудов любви (Письма кумирам)»;
«Ты будешь лежать одинокий и мёртвый»;
«Чжи»;
«Шар братьев Монгольфье»;
«Шкаф»;
«Я умею рисовать лодку».

Прозаик, драматург, режиссер.
В 1998 году окончил Литературный институт им. Горького.
В 1999-2007 годах занимался организацией и проведением международного независимого литературно-театрального фестиваля «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха.
В 2001-2007 годах являлся художественным руководителем тольяттинского Театрального центра «Голосова, 20» и группы «Цех драматургов».
Был постоянным участником Фестиваля молодой драматургии в Любимовке и московского фестиваля «Новая драма»: 2005 и 2007 годах — член жюри, в 2008 — отборщик фестиваля.
Автор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе.
Один из авторов сценария сериала «Школа».
Пьесы ставились Москве, Тольятти, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городах.
На сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) в постановке Валерия Фокина представлены спектакли «Ксения. История любви» по пьесе «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» и «Гамлет».
Лауреат многих литературных и драматургических премий.
В 2001 году в России вышел авторский сборник «Пьесы» («Литературное агентство Вячеслава Смирнова»), во Франции — сборник пьес “Courtes pieces” (изд-во Les Solitaires Intempestifs) на французском языке.


Ссылки:
ТЕАТР ДЛЯ СВОИХ ПОПУЛЯРЕН В ТОЛЬЯТТИ И ПОЧТИ НЕИЗВЕСТЕН В САМАРЕ [Репортаж с фестиваля «Майские чтения»-2004]
Самарское обозрение (7 июня 2004)
«НОВАЯ ДРАМА»: ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕЙНСТРИМ НА РОССИЙСКИХ ЗАДВОРКАХ [«Культурный слой» братьев Дурненковых в юбилейной программе «Золотой Маски». Анонс и интервью]
Андрей Лебедев, Утро.ру (21 марта 2004)

Нина Беленицкая, Русский Журнал www.russ.ru (4 октября 2003)
РЕАЛЬНОСТЬ СНОВА В ЦЕНЕ [Интервью Елены Греминой о Фестивале молодой драматургии-2003]
Алена Солнцева, Время новостей (18 июля 2003)

Его называют основоположником тольяттинской школы драматургии. Он принимает это утверждение в штыки. «Школа предполагает наличие учителя, - говорит Вадим. - Я же никого не учил. Наше взаимодействие строилось на творческом общении…»

Вадим Леванов. Фото: Вячеслав Смирнов

Вячеслав Дурненков, один из активных участников движения «Новая драма», оценивает роль Вадима в своем становлении эмоционально: «Это великий человек! Я бесконечно благодарен ему за то, что обрел профессию, увидел мир, кардинально изменил взгляд на многое…»

Так случилось, что общение стало для играющих на сцене молодых людей школой драматургии. Сработал принцип - сам сочинил, сам поставил, сам сыграл… С этого «сам» начинался в юности путь Вадима к театру, страсть к лицедейству. Это совпало с театральным бумом, который наблюдался в Тольятти в конце 80-х - начале 90-х годов. Вадим был в числе тех, кто варился в котле студийно-театрального Тольятти.

Еще до окончания школы пошел работать монтировщиком декораций в театр кукол. Режиссером здесь тогда был Александр Розенгартен, человек одаренный, европейского уровня, как говорит Леванов. Вадим столкнулся эдесь с вольницей, присущей творческой богеме. Во время выездных спектаклей приходилось играть на турбазах, в пионерских лагерях, иногда какой-нибудь актер «бесследно терялся» в угаре развлечений, и Вадиму приходилось подменять пропавшего. Благо выездные спектакли часто шли под «фанеру» и надо было лишь «двигать» кукол… Конечно же, он не мог делать это тупо, механически, он играл, и хотя роль его была бессловесной, внутри себя произносил текст, и, как правило, интонации и смысл его собственного спектакля не всегда совпадали с тем, что слышали зрители…

Потом Самарский институт культуры и первые разочарования. Случилось это уже на излете советского строя - из них, молодых и ищущих, по-прежнему пытались делать идеологических работников, ему же хотелось писать, ставить и играть…

И тут возникло самое тяжелое испытание в его жизни - проблемы со здоровьем. Долго пытался восстановиться, но однажды понял, что на это может уйти вся жизнь - бесконечное лечение и ничего другого. Хватит, сказал себе, надо жить дальше, поехал поступать в Москву в Литературный институт им. Горького, на отделение драматургии.

К окончанию института он имел огромное количество контактов в творческой среде, друзей, поклонников - к нему тянулись, в него верили. Начали звать на тематические «посиделки», потом на разного рода семинары и фестивали. Он считает, что не меньше самого института ему дал фестиваль «Любимовка», названный так по месту, где располагалась когда-то дача Станиславского, ставшая, по сути, театральной лабораторией. Сюда приезжали не только драматурги. Здесь собиралась театральная Москва, читали пьесы, разбирали, спорили, соглашались и не соглашались. Здесь когда-то Чехов удил рыбу на Клязьме…

Было еще Щелыково, усадьба Островского, здесь состоялся дебют Вадима уже как сложившегося драматурга - читали его «Парк культуры им. Горького», следом - публикация этой пьесы в альманахе «Сюжеты»…

Дома, в Тольятти, его ждали. И хотя он какое-то время жил в Самаре, предложили руководить театром-студией «Талисман» на Голосова, 20. Здесь же на базе студии проводился поэтический фестиваль «Майские чтения», Вадим предложил расширить рамки - фестиваль стал литературно-театральным. Вскоре о нем заговорили, сюда с удовольствием стали приезжать творческие люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, других городов Поволжья, а потом из разных концов России. Он хотел - и у него получилось - показать, что театр может быть разным, не ограниченным лишь теми формами, с которыми тольяттинцы уже были знакомы. Собственно, и «Колесо», и ТЮЗ, а потом и МДТ охотно поддерживали с ним контакт, участвовали в фестивалях, звали к себе.

Именно тогда появилась группа молодых авторов, ставшая ядром тольяттинской «Новой драмы», - братья Вячеслав и Михаил Дурненковы, Юрий Клавдиев, Кира Малинина. Что, помимо географии, объединило их? Почему возникла именно тольяттинская «Новая драма» - термин, прижившийся в театральных кругах? Вадим Леванов отвечает на этот вопрос так: «Мы все пели гимн своему городу. Это слово - гимн - не должно вводить в заблуждение. Это не «новый сладостный стиль», ласкающий ухо. Это гимн городу контрастов, городу энергичных людей, городу непростых явлений».

Провинция. Можно слышать пренебрежение к тем, кто родом из глубинки, но ведь давно известно: столичный град жив именно провинцией и не только в материальном плане. Самые смелые идеи, самые оригинальные решения рождаются в провинции - многообразной, непростой, тянущейся к прекрасному, пожалуй, энергичнее, искреннее, восторженнее, чем столицы. Объективно обладая центростремительной силой, эти идеи находят свою реализацию где-то в центре, а потом чаще всего возвращаются в ту же провинцию как столичный продукт. Тольяттинские драматурги («удивительный феномен, всплеск, лавина талантов, уникальное явление» - не жалеют восторгов критики) были признаны именно как тольяттинские, хотя пишут они не только о своем городе и ставят их пьесы в лучших театрах мира. «Новая драма» в Тольятти приобрела международный характер. О ней уже написаны исследования, дипломные и научные работы, в крупнейших вузах изучают творчество наших ребят.

Вадим Леванов востребован. Его пьесы ставят в столицах и за рубежом. Его регулярно приглашают во Францию, там когда-то издали его первую книгу. Охотно ставят в Прибалтике. Для жителя Петербурга афиши с именем Леванова стали привычной деталью. В Александринском театре второй год при полном аншлаге идет его «Блаженная Ксения Петербуржская». Вадим Леванов написал пьесу в виде иконописных клейм - очень коротких новелл. Пьеса обращена к истории реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века, к судьбе Ксении Григорьевны Петровой, которая, внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, решила подвигом самоотречения, приняв обличье покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу. Здесь же в Александринском театре идет и «Гамлет», которого режиссер Валерий Фокин попросил Вадима адаптировать к современности, «перевести» на тот язык, на котором мы говорим.

Сегодня Вадима как никогда занимают дети. С участием британских деятелей культуры несколько лет назад в России стартовал проект Class Act. Дети пишут маленькие пьесы о своей жизни. С учетом того что в творческом процессе принимают участие дети из «горячих точек», все это приобретает особое значение. Детские пьесы все без исключения должны быть представлены в рамках проекта. Юные авторы здесь имеют право участвовать и высказываться наравне со взрослыми. Нет, даже не так, дети имеют здесь преимущество перед взрослыми в отстаивании своей точки зрения.

Для Вадима Леванова, для его отношений с окружающим миром особое значение имеет тема, которую он разрабатывает сегодня, - «Житие протопопа Аввакума». В чем-то этот исторический персонаж совпадает с реальным, ныне живущим тольяттинцем. По своему пафосу, и не только религиозному…

Леванов Вадим Николаевич
Прозаик, драматург, режиссер. Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы

Родился в 1967 году в городе Тольятти Куйбышевской области
1984 - окончил тольяттинскую среднюю школу № 13
1984-1987 - учеба в Куйбышевском государственном институте культуры на отделении театральной режиссуры
1986-1988 - принимал участие в организации и деятельности Куйбышевского Молодежного театра.
1990-1991 - помощник режиссера в Тольяттинском профессиональном театре-студии ВАЗа
1993-1998 - учеба в Литературном институте им. Горького (Москва) на отделении драматургии
2001-2007 - художественный руководитель Театрального центра Голосова-20, город Тольятти
1999-2007 - в качестве арт-директора занимался организацией и проведением международного фестиваля драматургии, театра и современного искусства «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха

Автор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе. Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия», «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге - Город Тольятти», «Самара», «Самара и Губер-ния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр.DOC», «Ночь с театром» и других

Пьесы ставились в Москве, Тольятти, Санкт-Петербурге, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Белгороде, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городов

2002 - лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями
2004 - лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», город Москва
2007 - лауреат премии драматургического конкурса «Евразия», город Екатеринбург.

Валерий ШЕМЯКИН, издательство «Ника»