Василий астафьев писатель биография. Краткая биография Астафьева В.П

Астафьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). В 50-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989).

Первые герои

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х гг. (первое отд. изд. — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х гг. «Последний поклон», пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Гос. премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира.

Горькая правда

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сиб. характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Военная тема

Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком мн. произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Природа и люди

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеч. и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой (в «Царь-рыбе» и др. соч.). «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Новые жанры

Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отд. изд. — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), пов. «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова.

«Печальный детектив»

Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность (цит. по кн.: «Улыбка волчицы», М., 1990, с. 213, 169). Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота.

Природа зла

В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

«Прокляты и убиты». Военный антиэпос

В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (см., напр., главу «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка в кн.I; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра в кн.2).

В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева — см. например, ст. И. Дедкова «Объявление вины и назначение казни» («Дружба народов», 1993, № 10).

Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Член союза писателей. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней.

Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже он описал свое детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».

Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Петр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьезно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребенка она не собиралась.


В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».

После 6 класса стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.


В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Литература

Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.


В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.

Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».


В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.


В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.

В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».


А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.

Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Марией Корякиной Астафьев встретился на фронте. Она работала медсестрой. Когда война закончилась, они поженились и переехали в небольшой город в Пермской области – Чусовой. Она тоже начала писать.


Весной 1947 года у Марии и Виктора родилась дочь Лидия, но спустя полгода девочка скончалась от диспепсии. В ее смерти Астафьев винил врачей, а вот жена была уверена, что причиной является сам Виктор. Что мало зарабатывал, не мог прокормить семью. Через год у них родилась дочь Ирина, а в 1950 – сын Андрей.

Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.


Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Известно, что были у него и внебрачные дети – две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.

Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков – Витю и Полину – воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.

Смерть

В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп. Умер писатель 29 ноября 2001 года.


Похоронили его недалеко от его родного села, через год в Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

В 2009 году Виктора Астафьева посмертно наградили премией . Диплом и сумму в $25 тыс. передали вдове писателя. Мария Степановна умерла в 2011 году, пережив супруга на 10 лет.

Библиография

  • 1953 – «До будущей весны»
  • 1956 – «Васюткино озеро»
  • 1960 – «Стародуб»
  • 1966 – «Кража»
  • 1967 – «Где-то гремит война»
  • 1968 – «Последний поклон»
  • 1970 – «Слякотная осень»
  • 1976 – «Царь-рыба»
  • 1968 – «Конь с розовой гривой»
  • 1980 – «Прости меня»
  • 1984 – «Ловля пескарей в Грузии»
  • 1987 – «Печальный детектив»
  • 1987 – «Людочка»
  • 1995 – «Так хочется жить»
  • 1998 – «Веселый солдат»

Астафьев Виктор Петрович - известный писатель, книги которого известны не только в России, но и за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира. Его книги в Советском Союзе, так же как и в настоящее время, выходили огромнейшими тиражами и быстро разбирались читателями. Классиком этого писателя признали еще при жизни. За свою успешную и талантливую литературную деятельность он был награжден премиями.

Детские годы

Родился Виктор Петрович в начале мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Краснодарского края. В семье Петра Павловича Астафьева и его жены Лидии Ильиничны Потылициной будущий писатель был третьим ребенком.

Известно, что детские годы были трагичны. Так, две старшие сестры Виктора умерли еще в грудном возрасте. А когда мальчику едва исполнилось семь лет, его отец попал в тюрьму. Посадили его за «вредительство». Мать будущего писателя старались посещать отца в тюрьме, хотя это и было непросто. Чтобы попасть на свидание, она вынуждена была на лодке переплывать через Енисей.

Однажды при одной из таких переправ случилось несчастье: лодка перевернулась, и мать будущего писателя оказалась в воде. К тому же она зацепилась своей косой за борт лодки и уже не могла спастись. Ее тело нашли только через несколько дней. Мальчик остался один.

Тут же его забрали родители матери, и то время, которое он провел в их доме, он считал самыми счастливыми детскими годами. Илья Евграфович Потылицин и его жена Катерина Петровна любили внука и старались окружить его заботой и любовью. О бабушке и дедушке, о жизни в их доме он потом напишет в одном из своих произведений. Повесть «Последний поклон» является автобиографической.

Но когда отец вышел из тюрьмы, то счастливая пора в жизни мальчика закончилась. Отец забрал его к себе, и вскоре он женился во второй раз. В это время семью Астафьевых раскулачили и выслали в Игарку. Во втором браке рождается мальчик Коля.

В Игарке Виктор помогал отцу, занимаясь рыбачьим промыслом. Но вскоре заболел и отец. Как только Петр Павлович оказался в больнице, мачеха выставила мальчика из дома. Так он оказался на улице, брошенный и никому не нужный.

Астафьев Виктор Петрович: краткая биография и судьба

Некоторое время, оказавшись на улице, Виктор беспризорничал. Он нашел заброшенное здание, где и стал жить, но в школу ходил постоянно. За очередной его проступок мальчика отправили в детский дом.

Окончив в детском доме шесть классов, Астафьев Виктор Петрович начал обучение в фабрично-заводской школе. Параллельно он работал сцепщиком, а затем и дежурным на железнодорожной станции. Но судьба приготовила для подростка новые испытания.

Когда началась война, Виктор Петрович отправился добровольцем на фронт. Сначала он попал на обучение в автомобильное подразделение, которое находилось в Новосибирске, а затем отправился на фронт. На многих фронтах, начиная с 1943 года, воевал Виктор Петрович Астафьев. Кратко об этом он упоминает в своих книгах. На Воронежском, Брянском и Степном фронтах он был и связистом, и шофером, и даже разведчиком в артиллерии.

Известно, что Виктор Петрович Астафьев, биография которого всегда интересна читателям, был не только контужен, но и несколько раз ранен. За мужество и героизм он была награжден орденом Красной Звезды и такими медалями, как «За отвагу», «За освобождение Польши» и «За победу над Германией».

В послевоенное время, чтобы помочь семье, пробовал себя в разных профессиях. Ради жены и детей он работал и мойщиком туш, и слесарем, и вахтером, и грузчиком, и даже простым чернорабочим. И все это время он писал.

Литературный дебют

В школьные годы Астафьев Виктор Петрович, биография которого насыщена событиями, знакомится с преподавателем Игнатием Рождественским, который не только сам писал стихи, но заметил в трудном подростке литературный талант. С его помощью мальчик стал писать, и вскоре его небольшое произведение «Жив» было напечатано в одном из номеров школьного журнала.

Известно, что этот рассказа Виктор Петрович несколько раз редактировал, и современным читателям он известен уже под названием «Васюткино озеро».

Литературная деятельность

В 1951 году Астафьев Виктор Петрович решил записаться в литературный кружок. Побывав на первом собрании этого кружка, он всю ночь упорно работал над своим произведением и написал за одну ночь рассказ «Гражданский человек». Но позже он его еще немного доработал, и из печати этот рассказ появился уже с названием «Сибиряк».

Вскоре молодого писателя заметили и пригласили на работу в местную газету «Чусовской рабочий». К этому времени у Виктора Петровича было написано больше двадцати рассказов и очерков. В 1953 году Астафьев Виктор Петрович смог издать свою первую книгу. Первый опубликованный сборник рассказов назывался «До будущей весны», а уже через пару лет вышел и второй сборник для детей - «Огоньки».

После этого практически каждый год выходили из печати его произведения: 1956 год - «Васюткино озеро», 1957 год - «Дядя Кузя, лис, кот», 1958 год - «Теплый дождь».

Особенности творчества и книги

В 1958 году из печати выходит первый роман Виктора Петровича. Произведение «Тают снега» рассказывает о том, как преобразовывались колхозы. В этом же году в жизни писателя происходят и другие изменения. Так, он отправляется в столицу на обучение на курсах литераторов, которые проходили в Литературном институте. В этом же году Виктор Петрович становится и членом Союза писателей.

К концу 50-х годов произведения Астафьева становятся известны всей стране, писатель получает не только успех, но и популярность. В это же время из печати выходят и другие произведения писателя: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад» и другие.

В 1962 году жизнь Виктора Петровича Астафьева резко меняется, так как он вместе со своей семьей переезжает на постоянное место жительство в Пермь. На новом месте он пишет несколько миниатюр и тут же печатает их в различных журналах. В 1972 году он собирает все эти миниатюры в одну книгу и публикует ее. Основные темы его миниатюр - это война, деревенская жизнь, героизм и патриотизм.

В 1967 году Астафьев работает над повестью «Пастух и пастушка». Он долго обдумывал замысел, но когда произведение было готово, то цензура не пропустила его в печать. Виктору Петровичу пришлось многое вычеркнуть из своего произведения, и несмотря на то, что оно все-таки было напечатано, через двадцать лет он вернулся к нему, чтобы вернуть прежний текст.

В 1975 году за свою успешную литературную деятельность писатель Астафьев становится лауреатом Государственной премии и вскоре получает ее. Воодушевленный, он тут же принялся за свое новое произведение, и на следующий год был создан роман «Царь-рыба», который является популярным и сегодня. Но в то время цензура не желала пропускать этот роман в печать. В результате это привело к тому, что известный писатель оказался из-за стресса в больнице.

В 1991 году писатель Астафьев начинает работу над своим новым произведением. Книга «Прокляты и убиты» будет опубликована лишь только через 3 года. Книга о бессмысленности войны понравилась читателям, а у литературных критиков мнение было разное.

Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»

Рассказ основан на реальных событиях, когда сам писатель, будучи еще ребенком, оставшись без родителей, жил у бабушки и дедушки.

Сюжет рассказа очень прост: Витя попросил у бабушки сладкий и ароматный пряник, но купить она может его, только если продаст землянику, которую мальчик должен собрать в лесу. Витя набрал землянику, но, поспорив, он высыпает ее на землю и деревенские ребята тут же съедают ее. Витя, желая получить пряник, набивает корзинку всякой ерундой и отдает ее бабушке. Утром бабушка уезжает на рынок, а мальчику становится стыдно за поступок.

Когда бабушка вернулась, то сильно ругала Витю. Но дедушка научил его, как правильно просить прощения. Мальчик, раскаявшись, следует совету дедушки и за свой поступок получает пряник в форме коня с розовой гривой. И всю свою оставшуюся жизнь мальчик, став уже взрослым, помнил этот пряник.

Личная жизнь

Со своей женой известный и талантливый писатель познакомился на фронте. Мария Корякина была медсестрой. После войны они поженились. В 1947 году в их молодой семье родилась дочь Лидия, но через шесть месяцев она умерла. В ее смерти писатель винил врачей, а его жена считала, что Виктор Петрович зарабатывал мало и не мог прокормить семью, поэтому-то девочка и умерла.

В 1948 году в семье родилась дочь Ирина, а через два года родился сын Андрей. Но известно, что у писателя были и внебрачные дочери. О детях жена Астафьева не знала, но постоянно его ревновала и к женщинам, и к книгам.

Астафьев несколько раз уходил из семьи, но каждый раз все-таки возвращался. Вместе они прожили более 50 лет. В 1984 году неожиданно и скоропостижно умерла от сердечного приступа дочь Ирина, оставив сиротами двух детей. Виктор Петрович и его жена Мария Семеновна взяли Витю и Полину к себе, воспитывали и растили их.

Смерть писателя

Весной 2001 года Астафьеву стало плохо. В больницу его забирали с инсультом. Проведя около двух недель в реанимации, он возвращается домой. Ему, вроде бы, стало лучше, он смог уже даже читать газеты. Но уже осенью он снова попадает в больницу. В свою последнюю неделю жизни Виктор Петрович совсем ослеп.

Умер великий и талантливый писатель в конце ноября 2001 года. Похоронили его недалеко от села Овсянки, где он родился. А уже через год там еще и открыли музей семьи Астафьева. Через восемь лет писатель Виктор Астафьев был награжден премией Солженицына. Диплом и деньги получила вдова писателя, которая пережила его на десять лет.

Статья рассказывает о краткой биографии Астафьева - русского писателя, одного из крупнейших представителей т. н. "деревенской прозы".

Биография Астафьева: ранние годы

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. в небольшом сибирском селе. Нелегкая крестьянская жизнь наложила отпечаток на дальнейшую судьбу писателя. В то же время она познакомила мальчика с красотой родной природы и народным образом жизни. В результате несчастного случая рано потерял мать и воспитывался своей бабушкой. Отец быстро нашел новую жену, с которой у мальчика сразу же не сложились отношения. После того как совместное проживание становится невыносимым, Виктор уходит из дома. Некоторое время он занимался бродяжничеством, пока его не определили в детский дом.
Астафьеву невероятно повезло с одним из своих детдомовских преподавателей, который был поэтом. Он смог разгадать в мальчике большой писательский талант и стремился развить его. По заданию учителя Виктор написал сочинение об озере, которое оказалось настолько удачным, что его опубликовали в журнале. Впоследствии письменная работа мальчика легла в основу известного рассказа "Васюткино озеро".
Выйдя из стен детдома, будущий писатель сразу же начинает работать, так как рассчитывать ему приходится только на себя. Сократив свои расходы до минимума, Виктор копит деньги для переезда в Красноярск. Вскоре он осуществляет это, продолжает образование и работает на железной дороге.
В годы войны Астафьев уходит на фронт добровольцем, мужественно воюет до Великой победы. Боевой опыт писателя включает в себя ряд ранений, он был награжден орденом и несколькими медалями.
После войны Астафьев женится и переезжает в уральский г. Чусовой, на родину своей жены. Семейная жизнь принесет супругам троих детей, старший из которых умрет в младенчестве. Будущий писатель вынужден много работать и часто менять профессии, чтобы прокормить семью. Вместе с этим Виктор Петрович находит время для творческой деятельности и делает небольшие заметки для газет, работая корреспондентом. После публикации в 1951 г. первого рассказа Астафьев вплотную занялся писательской деятельностью. В 1953 г. был издан первый сборник произведений "До будущей весны". Вскоре вышел в свет очередной сборник.
Астафьев был направлен в Москву для обучения на курсах при Литературном институте (1959-1961), после чего произведения писателя постоянно появляются в советских журналах.

Биография Астафьева: всенародное признание

Виктор Петрович приобрел всесоюзную известность. Он стал членом Союза писателей, удостоен нескольких крупных литературных наград и премий. 60-е гг. были очень плодотворными в творчестве писателя. Главная тема рассказов Виктора Петровича - жизнь сибирской деревни. Он издает большое количество произведений, пользующихся неизменным успехом. Астафьевым были написаны две пьесы, сразу же поставленные в нескольких театрах. В это же время писатель начинает работать в жанре т. н. "затесей" - небольших философских рассказов, содержащих размышления автора.
В середине 70-х гг. Астафьев начинает работу над своим самым значительным произведением - "Царь-рыба", в котором воплощены все основные взгляды писателя на современное ему общество. Роман критикует отрыв человека от природы, от своих родных корней, он насыщен мифологическими образами и фольклорными элементами. Рассказы этого цикла постепенно печатались в периодических изданиях, но подвергались настолько значительной цензуре, что теряли изначальный авторский смысл. Астафьев был очень огорчен такой переработкой его произведений и даже серьезно заболел, надолго забросив работу над циклом.
С 1980 г. писатель вновь живет в Красноярске. Возвращение на родину ознаменовалось новым творческим подъемом. Астафьев объезжает знакомые места и пишет множество новых рассказов, среди которых большое место занимают произведения о детстве писателя. Виктор Петрович создает свое главное произведение, посвященное войне - роман "Прокляты и убиты", вызвавший большой общественный резонанс.
В 90-е гг. Астафьев был удостоен несколькими крупными российскими наградами в области литературы. Было издано полное собрание сочинений писателя, составившее пятнадцать томов.
Виктор Петрович Астафьев умер в 2001 г. Его литературное наследие является ценнейшим вкладом в русскую литературу. Особо актуальным в наше время следует считать обращение писателя к исконным народным корням, в котором он видит главное средство к успешному развитию страны.

Виктор Петрович Астафьев был советским писателем. Он родился в 1924 году в Краснодарском крае. Виктор родился четвертым из детей в своей семье. Отца Виктора посадили в тюрьму, когда Витя был еще совсем ребенком. Как-то раз, когда его мама ехала к мужу, лодка, на которой она была, перевернулась. Она погибла, утонув. Виктор был на тот момент семилетним ребенком. Когда отца освободили из-под заключения, он попал в больницу. О Викторе некому было позаботиться. Мальчик скитался по улицам. Вскоре он попал в детский дом. После окончания школы он дежурил на станции «Енисей» и составлял поезда. Одна из основных тем его творчества - деревенская. Самое первое произведение Астафьева было написано им в школе. Это было сочинение. Потом автор переписал его и оформил как рассказ.

В 1942 году Виктор Астафьев отправился на фронт. Вторая основная тема его произведения - военная. Автор в своих рассказах показывает взгляд на военные действия солдата, рабочего. Книжные образы Астафьева отчасти автобиографичные.

Виктор Петрович получил военную подготовку. В 1943 году весной его отправили в армию. Во время войны Астафьев был связистом и шофером. Виктор Петрович поучил в итоге сильное ранение.

В 1945 году Астафьев поехал на Уральские горы. Он сменил много работ от слесаря до учителя. Тогда же Виктор женился. А в 1951 году Астафьева взял на работу в «Чусовском рабочем». Там он напечатал свой рассказ. Публиковал Виктор рассказы в разных жанрах. В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Также писатель был в Перми, потом в Вологде и Красноярске.

Автор в своих произведениях часто изображает печальные стороны жизни. Он пишет о голодных годах, о подростках с их жестокостью, о маргиналах, о насилии. Астафьев написал много рассказов для детей. Произведения Виктора Петровича были очень популярны в России. А также их перевели на разные языки. Темы, которые затрагивал автор остаются популярны и по сей день.

Астафьев умер в 2001 году.

3, 4. 5, 6, 8 класс для детей

Биография Астафьева о главном

В далеком мае 1924 года в Красноярском крае, как его называют сейчас, родился малец. Имя дали ему Виктор, что значит «победитель». Произошло это в селе с поэтическим названием Овсянка.

Когда Витя не достиг возраста семи лет, то в его семье случилось страшное: арестовали отца.

Мать Астафьева была верной спутницей жизни и таком тяжелом положении мужа не бросила. Она по возможности ездила к нему и отправляла посылки.

В период жизни, когда Виктора нужно было собирать в первый класс матушка умерла. И остался мальчик один на всем белом свете.

Но мальчику повезло в том, что его, сироту, пригрели дедушка с бабушкой. Он был для них, можно сказать, свет в окошке. Они по мере сил и возможностей старались создать внуку для проживания комфортные условия. Они делали все, чтобы мальчонка не чувствовал себя ущербным. И это самое время Виктор вспоминает с теплотой и светлой грустью. Он даже написал об этом в собственной автобиографии.

Когда отец по закону отсидел, что говорится от звонка до звонка – вышел по чистой, то стал устраивать свою личную жизнь. В новой его семье Вите места не нашлось, он бродяжничал и потом в конце концов оказался в детском доме.

Годы военного лихолетья едва ли кого не зацепили. Так и Виктор добровольцем пошел защищать Родину. В Новосибирске его научили военному делу. Стоит сказать, что Астафьев прошел войну в звании рядового, но это не помешало получить Виктору высокие правительственные военные награды. Например, медаль «За отвагу» и орден «Красной звезды».

Война закончилась. Можно сказать, что свой гражданский долг Астафьев родине отдал. Теперь можно подумать об устройстве личной жизни. Сказано – сделано. Виктор женится на Марии Корякиной. Жить молодые стали в городе Чусовая, что недалеко от Перми.

Мирная послевоенная жизнь закрутила в своем вихре так, что пришлось пробовать себя в разных профессиях. Астафьев и учительствовал, и слесарил, и был кладовщиком, и работником мясокомбината. Но пока одна профессия сменяла другую, Виктор неизменно оставался верен литературе. Он много читал, входил в литературный кружок, даже пробовал делать литературные зарисовки. Он даже не смел мечтать, что когда-нибудь станет писателем.

И вот в пятидесятые годы двадцатого века опубликован его первый рассказ в местной газете. Виктор сразу перешел работать в городскую газету и трудился на этом месте на протяжении пяти лет.

Работа в газете позволила Астафьеву шлифовать свой литературный дар. Он писал и очерки, и фельетоны, и рассказы….

И вот 1953 год – увидела свет книга рассказов Виктора.

Спустя пять лет, произошло замечательное событие, которое полностью перевернуло жизнь Астафьева – он отныне член Союза писателей. Чтобы соответствовать новому статусу, Астафьев спустя год поступает на Высшие литературные курсы. Учеба продолжается всего три года, но как много она дает для литературного творчества Виктора, для его развития, как писателя, для его совершенствования.

Главными темами произведений Астафьева являются тема деревни и тема войны. Также автор пишет и для детей. Все мы со школьной скамьи знаем «Фотографию, на которой меня нет» и «Васюткино озеро».

Один из романов Виктора получил премию Российской Федерации в области литературы и искусства.

Вершина творчества Виктора Астафьева – это сборник рассказов «последний поклон». Это вся его жизненная философия и биография.

В 2001 году в ноябре сердце Астафьева перестало биться. Прах сибирского писателя захоронен в родной деревеньке.

3, 4. 5, 6, 8 класс

Интересные факты и даты из жизни