Ведущие европейские художники 19 века. Зарубежные художники XIX века: самые яркие деятели изобразительного искусства и их наследие

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр , (1780-1867) - французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806-1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Романтизм

Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).
Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808-1810), а потом П. Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Трагическая напряженность и драматизм.В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Образное решение
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Реакция публики
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Эже́н Делакруа́ (1798 - 1863) - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

На искусство первой половины XIX в. оказали влияние Великая Французская революция (1789–1799 гг.), война с Наполеоном, война с Испанией. В этот период большой прогресс в науке. Основные стили: ампир, романтизм, французский реализм.

В архитектуре первой половины XIX столетия неоклассицизм пережил последний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитетуры прошлого - так возники неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым. В архитектуре преобладает строительство фабрик, контор, жилых домов, универмагов, выставочных залов, библиотек, вокзалов, крытых рынков, банков и т. д. Банки украшаются древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башнями. Фабрикам придаются облики замков.

19.1.1 Искусство Франции

Архитектура. В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств, главными задачами которых быи организация массовых праздников и оформление парижский улиц и площадей.

На площади Бастилии воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV была названа площадью Революции и дополнена триумфальными арками, статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарем Отечества в центре. Дом Инвалидов и его Собор превратились в храм человечности. Улицы Парижа были украшены новыми монументами.

Также в годы Французской революции была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Он сыграла существенную роль в истории архитектуры.

В искусстве наполеоновской Франции господствовал стиль ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа: предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Были построены: проспект Еисейские поля, улица Риволи, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806–1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн), въездные ворота дворца Тюильри (1806–1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), триумфальная арка Великой армии (1806–1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальен и др.).

Живопись. В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Лувра. Государственное академическое образование вытеснялось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах.

Представители живописи французского романтизма- Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Гро.

Жак Луи Давид (1748–1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1775–1779 гг. посетил Италию. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках - луврских Салонах. В 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики.

Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин. Давид получил заказ на картину о подвиге трёх братьях из знатного рода Горациев - «Клятва Горациев» (1784 г.) . Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. В основе всей композиции число три: три арки (в каждую из арок вписана одна или несколько фигур), три группы персонажей, три сына, тир меча, три женщины. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

В 1795–1799 гг. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» . Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.

В 1812 г. уехал в Брюссель, где жил до самой смерти. Писал портреты и произведения на античные сюжеты - «Смерть Марата» (1793 г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г.) . Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.

В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф - блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) был приверженцем классических идеалов, художником самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины. В 1802 г. был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию. В 1834 г. стал директором французской академии в Риме. Достиг наивысшего мастерства в жанре портрета - «Портрет Ривьера» .

Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства, например выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, - «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.) .

В монументальном полотне «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.) , он подражал живописному стилю Рафаэля. Картина принесла Энгру первый крупный успех. В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях» Делакруа, и решил её по-своему. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой. В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник» , задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

Теодор Жерико (1791–1824) - основатель революционного романтизма во французской живописи. Первая работа, выставленная в Салоне, - «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.) . Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя. В это время стало известно о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника - «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.) .

В 1816–1817 гг. Жерико жил в Италии. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

Вернувшись в Париж, художник создал картину «Плот „Медузы"» (1818– 1819 гг.) . В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. В картине Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане - фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота «Медузы».

В 1820–1821 гг. Жерико побывал в Англии. Под влиянием работ Констебла он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.) . Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

Эжен Деакруа (1798–1863) - французский живописец. Основой живописи Делакруа служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних.

Первую свою картину Делакруа написал на сюжет «Божественная комедия» Данте - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) . Делакруа создал картину «Хиосская резня» (1824 г.) под впечатлением событий освободительной революции в Греции 1821–1829 гг. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное население Хиоса. На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры: обнажённый раненый грек - его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

После событий в июле 1830 г. в Париже Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» . Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». Здесь чувствуется романтический стиль: Свобода изображена в виде богини победы, она поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа. Сейчас все они солдаты Свободы.

В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. По возвращении в Париж художник создал картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.) . Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

Антуан Гро (1771–1835) - французский живописец, портретист. Гро отказался от классических сюжетов - его привлекала современная история. Создал серию картин, посвященных египетско–сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798–1799 гг.) - «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе» (1804 г.) . Другие картины, посвященные Наполеону - «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.), «Наполеон на поле битвы при Эйау» (1808 г.) . Гро в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII.

Старинный натюрморт, "Букет с маком", Западная Европа. Вторая треть 19-го века

Старинный натюрморт « Букет с виноградом и персиком». Западная Европа, 1839 год.

Горный пейзаж с руинами замка. Западная Европа, 1846 год.

Праздник в парке. Западная Европа 1903-й год

Портрет девочки. Западная Европа, первая половина 19 века.

Виноград и цветы. Западная Европа, конец 19 века.

Яблоки и виноград. Западная Европа. Первая треть 20-го века

Старинный натюрморт с виноградом и фруктами. Западная Европа, 1869 год

Старинный натюрморт с цветами. Западная Европа, 1821 год

Старинный натюрморт с гвоздиками. Западная Европа, начало 20 века.

Старинный натюрморт с дыней, яблоками и виноградом. Западная Европа, начало 20 века.

Старинный натюрморт ваза с хризантемами. Западная Европа, начало 20 века.

Старинный натюрморт с виноградом и персиками. Западная Европа, 1876 год.

Старинный натюрморт ваза с тыквами. Западная Европа, конец 19 века.

Бой английской кавалерии с французской пехотой. Западная Европа, вторая половина 19 века.

Старинный натюрморт с вишней и виноградом. Западная Европа, середина 19 века.

Голландский зимний пейзаж. Западная Европа, вторая половина 10 века.

Старинный натюрморт: флоксы. Западная Европа, начало 20 века

Набережная. Западная Европа, конец 19 века

Морской пейзаж. Западная Европа, конец 19 века

Старинный натюрморт: астры в резной деревянной вазе.Западная Европа, начало 20 века

Старинный натюрморт: цветы на фоне фонтана. Западная Европа, Голландия, середина 19 века

Старинная картина: "Голландский натюрморт". Западная Европа, начало 18 века

Старинный натюрморт: букет цветов. Западная Европа, конец 19 века

Старинный пейзаж: "На берегу озера". Западная Европа, 1894 год.

Старинная картина: "Лесной водопад". Западная Европа, конец 19 века.

Старинная картина: "Канкан". Западная Европа, начало 20 века.

Старинная картина: "Мальчик у печки". Западная Европа, конец 19 века.

Старинная картина: "Пейзаж со всадником". Западная Европа, конец 17 века.

Старинный натюрморт: тюльпаны в китайской вазе. Западная Европа, начало 20 века

Старинная картина: " Осенний пейзаж". Западная Европа, начало 20 века.

Старинный натюрморт: "Цветы". Западная Европа, 1885 год.

Старинный натюрморт: "Ваза с астрами и гортензиями". Западная Европа, начало 20 века.

Старинная картина: " Городской пейзаж". Западная Европа, вторая половина 19 века.

Старинная картина: " Букет хризантем". Западная Европа, первая половина 20 века.

Старинная картина: " Панорама Парижа с видом на остров Сите". Западная Европа, 1840 год.

Старинная акварель: "Портрет детей художника" с картины Рубенса. Западная Европа, 1830-е годы.

Старинная картина: " На веранде гостиницы". Западная Европа, 1878 год.

Старинная картина: " У колодца". Западная Европа, 1877 год.

Старинный натюрморт: "Фрукты и цветы". Западная Европа, 1886 год.

Антикварная картина: "Водопад в горах". Западная Европа, 1852 год.

Старинная картина: " Проба вина". Западная Европа, конец 19 века.

Старинная картина: " Лодка в Неаполитанском заливе". Западная Европа, конец 19 века

Старинная картина: " Мушкетёр с графином вина". Западная Европа, начало 20 века.

Старинная картина: " Корнуэльское побережье". Западная Европа, начало 20 века. Художник: G. Berlau,

Старинная картина: " Внутренний двор палаццо Веккио во Флоренции". Западная Европа, последняя четверть 19 века

Старинный натюрморт: "Осенние цветы в горшках". Западная Европа, вторая половина 19 века.

Старинная картина: " Голландский порт". Западная Европа,Художник: Jan KUYPERS

Старинная картина: " Шарманщик и мушкетёры". Западная Европа, 1882 год.

Старинная картина: "Голландская жанровая сцена". Западная Европа, первая половина 19 века.

Старинная картина: "Натюрморт с розами". Западная Европа, 1877 г.

Прибрежный пейзаж с лодками и парусными лодками. Западная Европа, 1877 г. Художник: Moris H

Старинная картина: " Горная речка в лесу". Западная Европа, 1900-й г.

Старинная картина: " Собачки". Западная Европа, 1899-й г.

Старинная картина: " Охота на оленя". Западная Европа, 1840-1850 гг.

Старинная картина: " Итальянский пейзаж с рекой". Западная Европа, 1835-й год.

Старинная картина: " В конюшне" . Западная Европа, середина 19 века. Художник: Wouterus I VERSCHUUR

Старинная картина: " Жанровая итальянская сцена" . Западная Европа, Италия, 1844 год.Художник: Раух И. Н

Мне интересно: вот славяне столько слюной брызгали по поводу «Немытой Европы». А почему же славяне после себя не смогли оставить таких же картин, как в Европе того же самого периода: времён Войны Царируски-Конде, Королевской Семьи, со славянами в 1853-1921 гг.?

Чем же славяне: николаевские евреи-солдаты советские, старой красной (прусской) гвардии Эльстона-Сумарокова занимались в захваченной ими России, в 1861-1921 гг. ?

Как отменили своё крепостное право еврею Пушкину, потомку негров безобразных и дали евреям все права, так ничего путного и не сделали в захваченной ими России. Одни права евреям с 1861 года, - вот и все завоевания революции славян евреев-солдат советских Эльстона-Сумарокова. За что с Царями Русскими боролись в 1853-1921 гг., всей красной (советской) армией славян, народа ханаанского.

А как же? Злобные Царируски-Конде, Белые Генералы, уехали в Париж всем Петербургом и Москвой, и послали славян куда подальше, крепостных наших, ещё в 1854 году, задолго до крепостного права евреев-солдат Эльстона-Сумарокова. И отказались финансировать материальное и моральное благополучие славянам евреям-крестьянам советским, старой красной (прусской) гвардии.

А кто же работать будет?! Ну, не мы же, славяне крестьяне советские, старой красной (прусской) гвардии, диктатура пролетариата!

Хорошо, что их хоть в Европу не пустили, всей красной (еврейской) армией славян Эльстона-Сумарокова в 1853-1871 гг. Попёрли из Европы Царируски-Конде, Белые Короли Ангелов. Иначе бы и Европа сейчас стояла в таком же виде, как и захваченная славянами, Россия, после 150 лет советской оккупации славян: евреев-солдат советских, старой красной (прусской) гвардии.

17.3 Европейская живопись XIX в.

17.3.1 Французская живопись . Первые два десятилетия XIX в. в истории французской живописи обозначены как революционный классицизм. Его выдающимся представителем был Ж.Л. Давид (1748 – 1825), основные произведения которого были созданы им в XVIII в . Произведения XIX в . – это работы при дворного живописца Наполеона – «Наполеон на Сен - Бернарском перевале» , «Коронация» , «Леонид при Фермопилах» . Давид – также автор прекрасных портретов , таких , как портрет мадам Рекамье . Он создал большую школу учеников и предопределил черты художественного с тиля ампир.

Учеником Давида был Ж.О.Энгр (1780 – 1867), превративший классицизм в академическое искусство и долгие годы противостоявший романтикам . Энгр – автор правдивых острохарактерных портретов («Л . Ф . Бертен» , «Мадам Ривьер» и др .) и картин в стиле а кадемического классицизма («Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фемида»).

Романтизм французской живописи первой половины XIX в – это полотна Т .Жерико (1791 – 1824) («Плот " Медузы " » и «Дерби в Эпсоме и др . » ) и Э . Делакруа (1798 – 1863), автора знаменитой картины «Свобода , ведущая народ» .

Реалистическое направление в живописи первой половины века представлено работами Г.Курбе (1819 – 1877), автора термина «реализм» и полотен «Дробильщики камней» и «Похороны в Орнане» , а также работами Ж . Ф . Милле (1814 – 1875), бытописателя крестьянской жизн и («Собирательницы колосьев», «Человек с мотыгой», «Сеятель»).

Важным явлением европейской культуры второй половины XIX в. был художественный стиль импрессионизм, получивший распространение не только в живописи, но в музыке и художественной литературе. И все-таки возник он в живописи.

Во временных искусствах действие разворачивается во времени. Живопись как бы способна запечатлеть лишь один-единственный момент времени. В отличие от кино у нее всегда один «кадр». Как же в нем передать движение? Одной из таких попыток запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости была попытка создателей направления в живописи, получившего название импрессионизм (от франц. впечатление). Это направление объединило различных художников, каждого из которых можно охарактеризовать следующим образом. Импрессионист – это художник , который передает свое непосредственное впечатление от природы , видит в ней красоту изменчивости и непостоянства , в оссоздает зрительное ощущение яркого солнечного света, игры цветных теней, пользуясь палитрой из чистых несмешанных красок, с которой изгнаны черное и серое.

В картинах таких импрессионистов, как К.Моне (1840-1926) и О.Ренуар (1841-1919), в начале 70-х годов XIX в. появляется воздушная материя, обладающая не только определенной плотностью, заполняющей пространство, но и подвижностью. Струится солнечный свет, от влажной земли поднимаются испарения. Вода, тающий снег, вспаханная земля, колышущаяся трава на лугах не имеют четких застывших очертаний. Движение, которое раньше вводилось в пейзаж как изображение перемещающихся фигур, как следствие действия природных сил – ветра , гонящего облака , колышущего деревья , теперь сменяется покоем . Но этот покой неживой м атерии – одна из форм ее движения , которая передается самой фактурой живописи – динамичными мазками разных цветов , не скованными жесткими линиями рисунка .

Новая манера живописи не сразу была принята публикой, обвинявшей художников в том, что они не умеют рисовать, бросают на холст краски, соскобленные с палитры. Так, неправдоподобными показались и зрителям, и коллегам-художникам розовые Руанские соборы Моне – лучшая из живописных серий художника («Утро» , «С первыми лучами солнца» , «Полдень» ). Художник не стремился представить на холсте собор в разное время дня – он состязался с мастерами готики поглотить зрителя созерцанием волшебных свето - цветовых эффектов . Фасад Руанского собора , как и большинство готических соборов , скрывает мистическое зрелище оживающи х от солнечного света ярких цветных витражей интерьера. Освещение внутри соборов меняется в зависимости от того, с какой стороны светит солнце, пасмурная или ясная погода. Солнечные лучи, проникая сквозь интенсивный синий, красный цвет стекла витражей, окрашиваются и ложатся цветными бликами на пол.

Одному из полотен Моне своим появлением обязано слово «импрессионизм». Это полотно действительно было крайним выражением новаторства появившегося живописного метода и называлось «Восход солнца в Гавре». Составитель каталога картин для одной из выставок предложил художнику назвать ее как-нибудь иначе, и Моне, вычеркнув «в Гавре», поставил «впечатление». И несколько лет спустя после появления его работ, писали, что Моне «вскрывает жизнь, которую до него никто не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался». В картинах Моне стали замечать тревожный дух рождения новой эпохи. Так, в его творчестве появилась «серийность» как новый феномен живописи. И она заострила внимание на проблеме времени. Картина художника, как отмечалось, выхватывает из жизни один «кадр», со всей его неполнотой и незаконченностью. И это дало толчок к развитию серии как последовательно сменяющих друг друга кадров. Помимо «Руанских соборов» Моне создает серию «Вокзал Сен-Лазар», в которой картины взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако соединить «кадры» жизни в единую ленту впечатлений в живописи было невозможно. Это стало задачей кинематографа. Историки кинематографа полагают, что причиной его возникновения и широкого распространения были не только технические открытия, но и назревшая художественная потребность в движущемся изображении. И картины импрессионистов, в частности Моне, стали симптомом этой потребности. Известно, что одним из сюжетов первого сеанса кино в истории, устроенного братьями Люмьер в 1895 г., было «Прибытие поезда». Паровозы, вокзал, рельсы и были сюжетом серии из семи картин «Вокзал Сен-Лазар» Моне, выставленных в 1877 г.

Выдающимся художником-импрессионистом был О.Ренуар. К его произведениям («Цветы», «Молодой человек на прогулке с собаками в лесу Фонтенбло», «Ваза с цветами», «Купание на Сене», «Лиза с зонтиком», «Дама в лодке», «Всадники в Булонском лесу», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «Портрет Жанны Самари» и многие другие) вполне применимы слова французского художника Э. Делакруа «Первое дос тоинство всякой картины – быть праздни ко м для глаз». Имя Ренуара – синоним красоты и молодости , той поры человеческой жизни , когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в полной гармонии . Живя в эпоху острых социальных конфликтов , он оставил их за пределами своих полотен , сосредот очившись на прекрасных и светлых сторонах человеческого бытия. И в этой своей позиции он был не одинок среди художников. Еще за двести лет до него великий фламандский художник Питер Пауль Рубенс писал картины огромного жизнеутверждающего начала («Персей и Андромеда»). Такие картины дают человеку надежду. Всякий человек имеет право на счастье, а главный смысл ренуаровского искусства в том и состоит, что каждый его образ утверждает незыблемость этого права.

В конце XIX столетия в европейской живописи сформировался постимпрессионизм. Его представители – П . Сезанн (1839 – 1906), В . Ван Гог (1853 – 1890), П . Гоген (1848 – 1903), восприняв от импрессионистов чистоту цвета , занимались поисками постоянных начал бытия, обобщающих живописных методов, философских и символических аспектов творчества. Картины Сезанна – это портреты («Курильщик» ), пейзажи («Берега Марны» ), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов» ).

Картины Ван Гога – «Хижины» , «Овер после дождя» , «Прогулка заключенных» .

Гогену присущи черты мировоззренческого романтизма. В последние годы своей жизни плененный жизнью полинезийских племен, сохранивших, по его мнению, первобытную чистоту и цельность, он уезжает на острова Полинезии, где создает несколько картин, основой которых была примитивизация формы, стремление приблизиться к художественным традициям туземцев («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «Чудесный источник»).

Замечательным скульптором XIX в. был О.Роден (1840 – 1917), сочетавший в своем творчестве импрессионистский романтизм и экспрессионизм с реалистическими поисками . Жизненность образов , драматизм , выраженность напряженной внутренней жиз ни , продолжающиеся во времени и простран стве жесты (что дела ет возможным переложение этой скульптуры на музыку и балет), улавливание нестабильности мгновения – все это вместе создает по существу романтический образ и целиком импрессионистское видение . Стремление к глубоким философским обобщениям («Бронзовый век» , « Граждане Кале», скульптура, посвященная герою Столетней войны, пожертвовавшему собой ради спасения осажденного города, работы для «Врат ада», в том числе «Мыслитель») и стремление показать моменты абсолютной красоты и счастья («Вечная весна», «Па-де-де») основные черты творчества этого художника.

17.3.2 Английская живопись. Изобразительное искусство Англии первой половины XIX в. – это пейзажная живопись , яркими представителями которой были Дж . Констеб ль (1776 – 1837), английский предшественник импрессионистов («Телега для сена , переезжающая брод» и «Ржаное поле» ) и У . Тернер (1775 – 1851), картины которого , такие , как «Дождь , пар и скорость» , «Кораблекрушение» , отличает пристрастие к красочной фантасма гории.

Во второй половине века создавал свои произведения Ф.М.Браун (1821 – 1893), которого справедливо считали «Гольбейном XIX века» . Браун известен своими историческими произведениями («Чосер при дворе Эдуарда III » и «Лир и Корделия» ), а также картинами на акт уальные бытовые темы («Последний взгляд на Англию», «Труд»).

Творческое объединение «Прерафаэлитское братство» («прерафаэлиты») возникло в 1848 г. Хотя объединяющим стержнем и было увлечение произведениями художников раннего Возрождения (до Рафаэля), но у каждого члена этого братства была своя тематика и свое художественное кредо. Теоретиком братства был английский культуролог и эстетик Дж. Рёскин, изложивший концепцию романтизма применительно к условиям Англии середины века.

Рёскин, связывая в своих произведениях искусство с общим уровнем культуры страны, усматривая в искусстве проявление моральных, экономических и социальных факторов, стремился убедить англичан, что предпосылками красоты являются скромность, справедливость, честность, чистота и непритязательность.

Прерафаэлиты создавали картины на религиозные и литературные сюжеты, художественно оформляли книги и развивали декоративное искусство, стремились возродить принципы средневековых ремесел. Понимая опасную для декоративного искусства тенденцию – его обезличивание машинным производством , английский художник , поэт и общественный деятель У . Моррис (1834 – 1896) организовал художественно - промышленные мастерские по изготовлению шпалер , тканей , витражей и других предметов быта , рисунки для которых ис полнял он сам и художники-прерафаэлиты.

17.3.3 Испанская живопись. Гойя . Творчество Франсиско Гойя (1746 – 1828) принадлежит двум векам – XVIII и XIX. Оно имело большое значение для формирования европейского романтизма . Творческое нас ледие художника богато и многообразно: живопись, портреты, графика, фрески, гравюры, офорты.

Гойя использует самые демократичные темы (разбойники, контрабандисты, нищие, участники уличных драк и игр – персонажи его картин ). Получив в 1789 г . звание придв орного художника, Гойя исполняет огромное количество портретов: короля, королевы, придворных («Семья короля Карла IV »). Ухудшившееся здоровье художника послужило причиной смены тематики произведений. Так, картины, отличающиеся весельем и причудливой фантазией («Карнавал», «Игра в жмурки»), сменяются полными трагизма полотнами («Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших»). А за ними следуют 80 офортов «Каприччос», над которыми художник трудился свыше пяти лет. Смысл многих из них и по сей день остается неясен, другие же трактовались в соответствии с идеологическими требованиями своего времени.

Символическим, аллегорическим языком Гойя рисует ужасающую картину страны рубежа столетий: невежество, суеверия, ограниченность людей, насилие, мракобесие, зло. Офорт «Сон разума рождает чудовищ» – страшные чудовища окружают спящего человека , летучие мыши , совы и прочая нечисть . Сам художник дает следующее объяснение своим работам : « Убежденный в том , что критика человеческих пороков и заблуждений , хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живого описания, художник избрал для своего произведения из множества сумасбродства и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии».

17.3.4 Модерн завершающий стиль европейской живописи XIX в . Самыми известными работами, созданными в европейской живописи XIX в. в стиле модерн, были работы английского художника О. Бёрдсли (1872 1898). Он иллюстрировал работы О . Уайльда («Саломея» ), создавал элегантные графические фантазии , зачаровавшие целое поколение европейцев . Только черное и белое были инструментами ег о труда: лист белой бумаги и флакон черной туши и техника, похожая на тончайшее кружево («Таинственный розовый сад», 1895). В иллюстрациях Бёрдсли сказывается влияние японской гравюры и французского рококо, а также декоративного маньеризма ар-нуво.

Стиль арнуво, возникший около 1890 1910 гг ., характеризуется наличием извилистых линий , напоминающих завитки волос , стилизованные цветы и растения , языки пламени . Стиль этот был широко распространен и в живописи и в архитектуре . Это иллюстрации англичанина Бё рдсли, плакаты и афиши чеха А. Мухи, картины австрийца Г. Климта, светильники и изделия из металла Тиффани, архитектура испанца А. Гауди.

Другое выдающееся явление модерна конца века норвежский художник Э . Мунк (1863 1944). Знаменитая картина Мунка « Крик» (1893) составная часть его фундаментального цикла «Фриз жизни» , над которым художник работал долгие годы . Впоследствии работу «Крик» Мунк повторил в литографии . Картина «Крик» передает состояние крайнего эмоционального напряжения человека , она олиц етворяет отчаяние одинокого человека и его крик о помощи, которую никто не может оказать.

Самый крупный художник Финляндии А. Гален-Каллела (1865 1931) в стиле модерн иллюстрировал эпос «Калевалы» . На языке эмпирической действительности нельзя поведать о легендарном старце кузнеце Ильмаринене , который выковал небо , сколотил небосвод , сковал из огня орла ; о матери Лемминкяйнена , воскресившей своего убитого сына ; о песнопевце Вяйнямейнене , который «напевал златую елку» , Галлел - Каллела сумел передать нар одную мощь древних карельских рун на языке модерна.

В первой половине XIX в. живопись первенствовала в искусстве Западной Европы. Представителем неоклассицизма был Жак Луи Давид (1748-1825). Известность ему принесла картина «Клятва Горациев» (1784), выполненная по государственному зака­зу. После революции Давид был избран депутатом Конвента, а затем занимался революционной политикой в области искусства. Кисти Давида принадлежит самая знаменитая картина революционной эпохи - «Смерть Марата» (1793). Жан Поль Марат был одним из руководителей якобинского переворота. Он был убит Шарлоттой Корде. На картине Давид изобразил убитого Марата. Давид был так впечатлен трагической гибелью Марата, что закончил картину за три месяца и она была вывешена сначала в Лувре, где мимо нее прошли тысячи людей, а затем в зале заседаний Конвента.

В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы двора. Наполеон выбрал Давида как первого живописца, замечательно угадав пропагандистскую составляющую его таланта. Портреты Наполеона кисти Давида прославляли императора как нового на­ционального героя («Переход Бонапарта через перевал Сен-Бер-нар», «Портрет Наполеона»). Совершенством отличается замеча­тельный портрет Мадам Рекамье, свидетельствующий о привержен­ности автора к классицизму.

Учеником Давида был Антуан Гро (1771-1835). На картине «Наполеон на Аркольском мосту» художник запечатлел один из самых героических моментов жизни будущего императора. Молодой генерал Бонапарт лично возглавил атаку, подхватив упавшее знамя, и битва была выиграна. Гро создал целую серию картин об импе­раторе, прославляющих его бесстрашие, благородство и милосердие (например «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»).

Приверженцем классических идеалов был и Жан Опост Доминик Энгр (1780-1867). Как художник он много работал для частных лиц, но выполнял и государственные заказы. Энгр учился у Давида и всю жизнь оставался поборником классицизма. В своих произведениях Энгр достиг высокого мастерства и художественной убедитель­ности, воплотил глубоко индивидуальное представление о красоте.

Художник Теодор Жерико (1791-1824) был мастером, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Фран­ции. Уже в ранних его полотнах (портретах военных, изображении лошадей) античные идеалы отступили, сложился глубоко индиви­дуальный стиль. Картина Жерико «Плот Медузы» стала символом современной художнику Франции. Люди, спасающиеся от кораб­лекрушения испытывают и надежду, и отчаяние. Картина не просто повествует о последнем усилии людей, терпящих бедствие, но становится символом Франции тех лет, также переходившей от отчаяния к надежде.

Главой французского романтизма в живописи стал Эжен Делак­руа (1798-1863 гг.). Художник создал целый ряд образов: сцена из дантовского ада, герои произведений Байрона, Шекспира и Гете, борьба греков против турецкого владычества, волновавшая тогда всю Европу. В 1830 г. основным политическим событием стала Июльская революция, закончившаяся поражением и восстановле­нием во Франции монархии. Делакруа в 1830 г. пишет картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)». Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Свобода возглавляет повстанцев, поднимающихся на баррикаду. Эпизод уличных боев становится эпической картиной, а образ Свободы на баррикадах - олицетворением борьбы. Для многих поколений французов картина Делакруа стала памятником мужест­ву народа, символом республики.

В Германии представителем романтизма стал Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Его картины природы впервые представили романтическое направление немецкой публике. Основной в его творчестве становится тема трагической затерянности человека в мире. Частым мотивом его пейзажей были горные вершины, необъ­ятность морских далей, причудливые деревья. Постоянный персо­наж его произведений - это романтический образ скитальца, мечтательного созерцателя природы. По-настоящему творчество Каспара Давида Фридриха было оценено лишь в XX в.

В Европе в XIX в. художественная жизнь во многом определяется появлением групп художников, чьи взгляды на искусство были весьма близки. В Германии в конфликт с неоклассицистами всту­пили назарейцы, подражавшие немецким и итальянским живопис­цам XVIII в. и обратившиеся к религиозному искусству и христианскому благочестию. Центральной темой живописи бидер-мейера (особого стиля в искусстве Германии и Австрии) стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формирова­нию реалистической тенденции в живописи.

Во второй половине XIX в. ведущим принципом в искусстве становится реализм. Французский художник Камиль Коро (1796- 1875) выбрал жанр пейзажа, не признанного в академических кругах. Коро особенно привлекали переходные состояния природы, давав­шие возможность растворять фигуры и деревья в воздушной дымке.

Группа художников, поселившаяся в деревушке Барбизон, уве­ковечила это название в истории живописи. Живописцы барбизон-ской школы искали простые сюжеты, часто обращались к пейзажу и разработали особую живописную манеру, свободную и лиричную. Они просто писали природу, но делали это, передавая тонкие цветовые переходы, изображая игру света и воздуха. В барбизонской живописи искусствоведы видят один из источников будущего им­прессионизма, ведь барбизонцы пытались передавать живые впе­чатления от природы.

К натурализму можно отнести и живопись Жана Франсуа Милле (1814-1875) и Гюстава Курбе (1819-1877). На творчество Милле оказали влияние барбизонцы (не случайно в конце жизни он так увлекся пейзажами). Главными темами его творчества стали кресть­янская жизнь и природа. На картинах художника перед нами предстают персонажи, ранее считавшиеся малодостойными кисти живописцев: уставшие, утомленные тяжелым трудом крестьяне, нищие и смиренные. Милле совершенно по-новому разрабатывает социальную тему, нашедшую свое продолжение и у Гюстава Курбе. Свое понимание роли искусства Курбе выразил в следующих словах:

«Быть в состоянии выразить нравы, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой, быть не только художником, но и человеком, одним словом, творить живое искусство - такова моя задача». Позиция Курбе как борца за новое искусство сделала его участником событий Парижской коммуны.

Натурализм как живописный стиль нашел свое отражение в творчестве живописцев Германии, таких как Адольф фон Менцель (1815-1905) и Вильгельм Лейбль (1844-1900). Художников интере­совали образы повседневности, в их творчестве впервые прозвучала индустриальная тема и тема труда крестьян, их быта.

В первой половине XIX в. в искусстве Англии нашли отражение тенденции как неоклассицизма, так и романтизма.

Уильям Блеик (1757-1827) был не только художником, но и поэтом. Он работал в технике темперы и акварели, писал сюжеты из Библии, из литературных произведений, например, Шекспира, создал иллюстрации к Данте. В истории английского искусства творчество Блейка стоит особняком. Умер художник в нищете, признание пришло к нему лишь в XX в.

Английские художники пейзажисты открыли новую страницу в истории живописи. Джон Констебл (1776-1837) писал маслом этюды, изображая при этом знакомые ему с детства места. В своем стремлении передать свежесть натурных впечатлений он отказался от тщательно выписанных деталей. Работы Констебла пользовались известностью во Франции, оказав влияние на развитие французской хивописи; увлечение им пережил Теодор Жерико.

Пейзажи Уильяма Тернера (1775-1851) были романтически приподнятыми. Художник любил изображать бури на море, ливни и грозы. Он работал как акварелью, так и маслом.

Господствующее положение в живописи Англии сохраняла ака­демическая школа. У публики пользовались популярностью работы членов Королевской академии искусств, выполненные в традици­онной манере. Однако в Англии было создано объединение худож­ников, получившее название «Братства прерафаэлитов». Их привлекала религиозная духовность мастеров Проторенессанса (ху­дожников, работавших до Рафаэля). В своем творчестве прерафаэ­литы выражали романтическую ориентацию на иные эпохи (отсюда их увлечение Средневековьем). Творчество прерафаэлитов поддер­жал Джон Рёскин (1819-1900), писатель и критик искусства, став­ший автором книги «Современные живописцы». Прерафаэлиты обращались к новозаветным сюжетам, много писали с натуры, изменили и традиционную технику живописи: их полотна отлича­лись яркими и свежими тонами.

Среди живописцев второй половины XIX в. выделялся своим ярким талантом Эдуард Мане (1832-1883). Историческая тема была ему знакома, но не увлекала художника, он стал изображать мно­голикую парижскую жизнь. Официальная критика не принимала художника, его новаторская живопись осуждалась, вызывала про­тест. Именно так и произошло с самыми знаменитыми картинами Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Публике казалось вызовом изображение обнаженного женского тела, а самое главное, манера автора, пытавшегося передать богатство солнечного освещения. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: город­ская толпа, кафе и театры, улицы столицы. Творчество Мане предваряло новое направление в живописи - импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. В конце жизни Мане к нему пришло широкое признание, он был награжден орденом Почетного легиона.

Мастерская Эдуарда Мане, ставшая на время центром художе­ственной жизни, объединила целую группу художников, находив­шихся под впечатлением живописных открытий ее хозяина. Жюри Салона отвергало их картины подобно картинам Мане. Они выставлялись частным образом в так называемом «Салоне отверженных» (то есть живописцев, которым было отказано в выставке жюри официального Салона). На выставке, устроенной в помещении фотоателье в 1874 г., была представлена, в частности, картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Отталкиваясь от этого назва­ния один из критиков обозвал участников импрессионистами (впе­чатление по-французски «impression»). Так из ироничного прозвища родилось название художественного направления последней трети XIX века. Такие художники как Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсаро (1830-1903), Пьер Опост Ренуар (1841-1919), Альфред Смелей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) традиционно относят­ся к импрессионистам.

Как и барбизонцы импрессионисты писали природу, кроме того, они стали первыми изображать динамичную городскую жизнь. Барбизонцы писали свои картины в мастерской, импрессионисты же вышли на открытый воздух, «на пленэр». Они заметили, что один и тот же пейзаж меняется при разном освещении в солнечную и пасмурную погоду, при восходе и закате солнца. Они попытались сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Свои картины они писали быстро, отказывались от смешанных цветов и использовали чистые яркие краски, нанося их отдельными мазками.

Так родилось новое художественное направление. На его воз­никновение оказали влияние не только достижения предшествовав­ших европейских художников, но и изобретение фотографии (отпала необходимость в примитивном подражании жизни), зна­комство с восточным искусством (японская ксилография со своей серийностью, необычной перспективой, гармоничным колоритом стала источником новых художественных приемов).

Импрессионизм был не просто очередным направлением в живописи, он нашел свое развитие в скульптуре, музыке и литера­туре. Импрессионизм стал переворотом в восприятии мира: была обнаружена и открыто продемонстрирована субъективность восп­риятия человека. В конце XIX в. и в XX в. именно направления искусства, представляющие разнообразные, часто неожиданные варианты восприятия художником мира будут составлять подлинно современное искусство. Импрессионисты открывают относитель­ность человеческого восприятия, его субъективность. Чуть позже, на рубеже веков та же «относительность» будет открыта и теорети­ческой физикой. Уникальнейшим образом искусство обнаруживает свою способность предугадывать и выражать веяния времени и изменения сознания общества.

За 12 лет импрессионисты организовали восемь выставок. Сель­ский и городской пейзаж, портрет, бытовые сцены - во всех живописных жанрах они совершили подлинные художественные от­крытия. Произведения импрессионистов составили новаторское художественное направление, художники впитывали лучшие дости­жения друг друга.

Открытия импрессионистов были основой для следующих по­колений художников. Представителями неоимпрессионизма стали Жорж Сера (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935). Неоимпрес­сионисты изменили живописную манеру, в их искусстве была более выражена интеллектуальность.

В конце XIX столетия четыре французских художника: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), формально не объединяясь в группу, составили однако новое направление - постимпрессионизм (от лат. «post» - «после»). Постимпрессионисты близки к импрессионистам. Разочаровавшись в современном им обществе художники обратились к изображению природы, но стре­мились уже не запечатлеть мгновенные состояния, как это делали импрессионисты, а познать истинную сущность вещей, скрытую под их внешностью. В натюрмортах и портретах Сезанн искал устойчивые геометрические формы. Полотна Ван Гога своей экп-рессивностью, необычностью цветового решения передают эмоци­ональное состояние художника. Гоген изображал идеализирован­ную его воображением жизнь туземцев Таити, жизнь, не тронутую цивилизацией, передавая экзотическую природу в фантастических цветосочетаниях. В афишах и литографиях Тулуз-Лотрека перед нами предстает жизнь парижской богемы. Творчество постимпрес­сионистов послужило отправной точкой для поисков искусства XX в. Фовизм, кубизм, экспрессионизм берут свое начало в твор­честве импрессионистов.

В живописи и графике символизм и модернизм проявились в творчестве целой группы европейских художников.

Обри Бердсли (1872-1898) прожил всего лишь двадцать пять лет, но его творчество оказало огромное влияние на формирование стиля модерн. Он известен в первую очередь как иллюстратор книг. Его графика стильна и изысканна, обладает уточнение гибкими причудливыми движениями. Главным источником вдохновения для художника была литература. Творчество Бердсли воплощала многие идеи и принципы модерна. В целом для модерна характерны импровизация на темы различных эпох и стилей, причудливое сочетание порока и духовности.

Французский художник Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) был способен превратить простой, непритязательный сюжет в символи­ческую композицию. Он вдохновлялся античными образами, используя их в панно. Его произведения представляли собой стили­зацию под античность, интерпретацию античности человеком конца XIX в.

С символизмом был связан французский живописец Гюстав Моро (1826-1898). Он стремился поразить зрителя и фантастично­стью сюжетов, и яркой красотой красок, и выразительной цветовой гаммой, и сильными эмоциями.