Виды античной литературы. Периодизация и особенности античной литературы

ПИСАТЕЛИ АНТИЧНОСТИ

(VIII век до н. э.)

Гомер - имя поэта, которому приписываются великие древнегреческие эпопеи «Илиада» и «Одиссея». О личности, родине и времени жизни Гомера в древности и в новейшее время существовало множество разноречивых гипотез.

В Гомере видели то тип певца, «собирателя песен», члена «общества Гомеридов», то реально существовавшего поэта, историческую личность. В пользу последнего предположения говорит то обстоятельство, что слово «гомер», означающее «заложник» или «слепец» (на кимском диалекте), могло быть личным именем.

О месте рождения Гомера существует множество противоречивых свидетельств. Из различных источников известно, что семь городов имели притязания называться родиной поэта: Смирна, Хиос, Колофон, Итака, Пилос, Аргос, Афины (а еще упоминались - Кима, Иос и Саламин Кипрский). Из всех городов, которые признавались родиной Гомера, раньше и чаще всего встречается Эолийская Смирна. Вероятно, эта версия основана на народном предании, а не на домыслах грамматиков. В пользу версии о том, что остров Хиос был если не родиной, то местом, где он жил и творил, говорит существование там рода гомеридов. Эти две версии примиряет один факт - наличие в гомеровском эпосе и эолического и ионического диалектов, из которых ионический является преобладающим. Знаменитый грамматик Аристарх, исходя из особенностей языка, из характерных черт религиозных воззрений и быта, признавал Гомера уроженцем Аттики.

Мнения древних о времени жизни Гомера столь же разнообразны, как и о родине поэта, и основываются всецело на произвольных предположениях. Тогда как критики новейшего времени относили гомеровскую поэзию к VIII или к середине IX века до н. э., в древности Гомера считали современником, с одной стороны, Троянской войны, которую александрийские хронологи приурочивали к 1193–1183 годам до н. э., с другой стороны - Архилоха (вторая половина VII века до н. э.).

Сказания о жизни Гомера частью баснословны, частью представляют плод домыслов ученых. Так, согласно смирнскому сказанию, отцом Гомера был бог реки Мелета, матерью - нимфа Кретеида, воспитателем - смирнский рапсод Фемий.

Сказание о слепоте Гомера основывается на одном фрагменте гимна Аполлону Делосскому, приписывавшегося Гомеру, или, быть может, на значении слова «гомер» (см. выше). Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру в древности приписывались так называемый «эпический цикл», поэма «Взятие Ойхалии», 34 гимна, шуточные поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», эпиграммы и эпиталамии. Но александрийские грамматики считали Гомера автором только «Илиады» и «Одиссеи», да и то с большими допущениями, а некоторые из них признавали эти поэмы произведениями разных поэтов.

До наших дней из упомянутых произведений дошли кроме «Илиады» и «Одиссеи» гимны, эпиграммы и поэма «Война мышей и лягушек». По мнению современных специалистов, эпиграммы и гимны - это произведения различных авторов разных времен, во всяком случае гораздо более поздних, чем время сложения «Илиады» и «Одиссеи». Поэма «Война мышей и лягушек», как пародия на героический эпос, уже по этому самому относится к сравнительно позднему времени (автором ее называли и Пигрета Галикарнасского - V век до н. э.).

Как бы то ни было, «Илиада» и «Одиссея» являются древнейшими памятниками греческой литературы и совершеннейшими образцами эпической поэзии мира. Содержание их охватывает одну часть великого троянского цикла сказаний. «Илиада» повествует о гневе Ахилла и возникших в связи с этим последствиях, выразившихся в гибели Патрокла и Гектора. Причем в поэме показан лишь фрагмент (49 дней) десятилетней войны греков за Трою. «Одиссея» воспевает возвращение героя на родину после 10 лет странствий. (Мы не будем пересказывать сюжеты этих поэм. У читателей есть возможность насладиться этими произведениями, благо переводы великолепные: «Илиада» - Н. Гнедич, «Одиссея» - В. Жуковский.)

Гомеровские поэмы сохранялись и распространялись путем устной передачи через профессиональных, потомственных певцов (аэдов), которые на острове Хиос составляли особое общество. Эти певцы, или рапсоды не только передавали поэтический материал, но и дополняли его собственным творчеством. Особое значение в истории гомеровского эпоса имели так называемые состязания рапсодов, устраивавшиеся в городах Греции во время празднеств.

Полемика по поводу авторства «Илиады» и «Одиссеи», полуфантастический образ Гомера породили в науке так называемый гомеровский вопрос (до сих пор дискуссионный). Он включает в себя совокупность проблем - от авторства до происхождения и развития древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества. Ведь первое, что бросается в глаза в текстах Гомера - это стилистические приемы, характерные для устной поэзии: повторы (подсчитано, что повторяющиеся эпитеты, характеристики одинаковых ситуаций, целые описания одинаковых действий, повторяющиеся речи героев составляют около одной трети всего текста «Илиады»), неторопливость повествования.

Общий объем «Илиады» около 15 700 стихов, то есть строк. Некоторые исследователи считают, что эти стихи настолько филигранно построены в безупречную композицию, что такого не мог бы сделать слепой поэт, что Гомер все-таки вряд ли был слепым.

Давно подмечено, что автор «Илиады» потрясающе наблюдательный человек. Его рассказ очень подробен. Археолог Шлиман вел раскопки Трои, держа в руках «Илиаду» - оказалось, что ею можно пользоваться как географической и топографической картой. Точность прямо-таки документальная.

Отличает Гомера и гениальная картинность, которая создается драматично, экспрессивно, с использованием особых эпитетов. Вообще СЛОВО в поэмах Гомера особо значимо, он в этом смысле истинный поэт. Он буквально купается в океане слов и достает порой особенно редкие и прекрасные из них, и очень уместные.

Гибок язык человека; речей для него изобильно

Всяких, поле для слов и туда и сюда беспредельно.

Гомер замечательно подтверждает свои же слова.

Геннадий Иванов

Из книги Античная мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Глава 1 «БУДУТ ОБА ОНИ НАПОЛНЯТЬ НЕСКАЗАННОЕ ВРЕМЯ»: ритуальные традиции античности Если, однако же, все именуется Светом и Ночью, И по значению их - как те, так и эти предметы, - Стало быть, все полно и Светом и Ночью незрячей, Тот и та наравне, никто не при чем не

Из книги 100 великих операций спецслужб автора Дамаскин Игорь Анатольевич

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА Марафонская битва Годы царствования Дария I (522–486 гг. до н. э.) - период наивысшего могущества Персидской державы. Дарий подавил мятежи в Вавилонии, Персии, Мидии, Мартиане, Эламе, Египте, Саттагидии, среди скифских племен Средней Азии,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую планету в Античности принимали за два разных небесных объекта и почему? Близость Венеры к Солнцу позволяет ей, с точки зрения земного наблюдателя, следовать за светилом на закате и предвосхищать его восход. Именно поэтому древние греки принимали ее за два разных

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Заговорщики античности

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Европа и Малая Азия: от неолита к античности Стоунхендж ждет своего толкователя Ни один доисторический памятник Европы не привлекает к себе такого пристального внимания, как Стоунхендж, эта груда каменных глыб, вздыбленных каким-то нечеловеческим усилием. Вот уже

Из книги Горизонты оружия автора Лещенко Владимир

«Народы моря» и загадки «темных веков» Античности Около 1200 года до нашей эры большинство великих культур, созданных в странах Средиземноморского региона, были уничтожены таинственными «народами моря», которые разрушили многие города и опустошили огромные территории.

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

Европа: от Античности к Средневековью Византийская империя и история неизвестного вулкана Извержения вулканов в отдаленных районах планеты не раз влияли на судьбы Европы, принося немалые бедствия. Внезапное похолодание, недород, голод – вот страшные дары огненной

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

10. Амазонки античности, или «если верить Геродоту» Докладчик:А вот об амазонках Италии упоминает лишь Вергилий (разумеется, в «Энеиде»). Если верить ему, их царица Камилла даже сражалась на стороне древнеиталийцев против Энея, мифического прародителя римлян - и в этой

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

15. Риторика и философия – два полюса духовной жизни античности Первый вызов софистическому идеалу был брошен Сократом. Вопреки софистам, строящим расчеты на психологическом воздействии, Сократ стал родоначальником моральной философии. Согласно его концепции верная

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Боги античности Часть I Богатейшая и красивейшая мифология Древней Греции оказала огромное - его просто невозможно переоценить - влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке,

Из книги автора

Боги античности Часть II Изида или ИсидаДревнеегипетская богиня, олицетворяющая производительные силы природы, хранительница сокровенных тайн. На храме Изиды в Саисе было начертано: «Я то, что было, есть и будет: никто из смертных не приподнимал моего покрывала».Отсюда

Из книги автора

Из книги автора

Знаменитый мудрец античности Факты биографии Древнегреческий философ Платон родился в 428-м или 427 году до нашей эры в Афинах. Родом он был из аристократической семьи. Уже в юности проявились его незаурядные способности в поэзии, литературе. Сначала он собирался даже

Для античной литературы были характерны следующие черты:

1. мифологическая тематика

2. традиционализм разработки

3. поэтическая форма.

« Мифологизм тематики античной литературы был следствием преемственности общинно-родовой и рабовладельческой культуры. Мифология -- это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим.» Гаспаров М.Л. Литература европейской античности. - М., 1983, С.306

В эпоху ранней античности мифология была основным материалом литературы, но в более поздней античной литературе мифология является именно арсеналом для искусства. «Любое новое содержание, поучительное или развлекательное, философская проповедь или политическая пропаганда, легко воплощалось в традиционные образы и ситуации мифов об Эдипе, Медее, Атридах и пр.» Гаспаров М.Л. там же Каждая эпоха античности давала свой вариант всех основных мифологических сказаний. По сравнению с мифологической тематикой иная отступала в античной художественной литературе на второй план.

Традиционализм античной литературы объясняется тем, что у каждого жанра был свой основоположник: Гомер -- для эпоса, Архилох -- для ямба, Пиндар или Анакреонт -- для лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид -- для трагедии. Степень совершенства каждого нового произведения, нового поэта измерялась тем, насколько он сумел приблизиться к этим образцам. Особое значение такая система идеальных образцов имела для римской литературы: всю историю римской литературы можно разделить на два периода -- первый, когда идеалом для римских писателей были греческие классики, Гомер или Демосфен, и второй, когда римская литература уже сравнялась с греческой в совершенстве, и идеалом для римских писателей стали уже римские классики, Вергилий и Цицерон.

Для античности было характерно также литературное новаторство, но здесь оно проявляется не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в обращении к более поздним жанрам, в которых традиция еще не была достаточно авторитетна: к идиллии, эпиллию, эпиграмме и т. п.

Третья черта античной литературы -- господство стихотворной формы. Это было следствием дописьменного отношения к стиху как к единственной возможности сохранить в памяти словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах (Парменид, Эмпедокл). Ни прозаического эпоса -- романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была достоянием литературы, преследовавшей исключительно практические цели-- научную и публицистическую. Известна также закономерность, что чем больше проза стремилась к художественности, тем больше она усваивала поэтические приемы: ритмическое членение фраз, параллелизмы и созвучия. Такой была ораторская проза в Греции в V--IV вв. и в Риме во II--I в. до н. э.

Система родов и жанров в античной литературе

Едва ли не самым большим достижением теоретико-литературной мысли Античности стала родовая и жанровая классификация литературных произведений. Она складывалась в процессе многовековой творческой практики мастеров слова и впервые была системно осмыслена в труде Аристотеля «Поэтика» («Об искусстве поэзии»), который на протяжении почти двух с половиной тысяч лет своего существования практически постоянно находился в поле зрения филологов и по сей день не утратил своего значения. Именно Аристотель выделил три самые большие группы литературных произведений, которые мы теперь называем литературными родами. Различия между ними Аристотель определял, исходя из созданной им (вслед за Платоном) концепции искусства как подражания природе, или мимесиса. В каждом роде литературы, по мнению ученого, подражание природе достигается разными способами: «…подражать в одном и том же одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя (1), как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собою, не изменяя своего лица (2), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных (3)» 24 . Не подлежит сомнению, что (1) характерно для эпоса, (2) – для лирики, а (3) – для драмы.

Впоследствии литературоведы выдвинули и другие идеи о принципиальных различиях между литературными родами 25 . При этом все они так или иначе перекликаются с концепцией Аристотеля и все по-своему справедливы. Не отвергая их, можно предложить и еще одно соображение по этому поводу.

«Подражать природе», то есть отражать в произведениях искусства окружающий мир, художник может, лишь руководствуясь определенными представлениями об этом мире и месте человека в нем, или, иначе говоря, определенной концепцией мира и человека. У каждого рода литературы она своя.

Эпос воспринимает мир как бесконечное многогранное объективное бытие, где постоянно совершаются разные события, человек же выступает как часть этого мирового целого и активный деятель, который, участвуя в событиях, реализует себя. Событийный мир внешний по отношению к человеку; что-то происходит в нем объективно, то есть независимо от человеческой воли, а что-то является результатом деятельности человека. Выявление причин и следствий событий, их взаимосвязи, роли конкретных людей и даже целых народов в движении жизни, многообразных отношений людей с миром и между собой (которые тоже реализуются в различных событиях) – вот главный объект интереса в произведениях эпического рода литературы и предмет повествования в них.

В истории словесного искусства эпос возникает, как правило, первым, опережая лирику и драму. Это и понятно: ведь первым осознанным интересом людей был именно интерес к внешнему миру, природе, ко всему, что происходит вокруг. В Древней Греции развитие эпической поэзии начинается в VIII в. до н.э., в Риме – в III в. до н.э.

В лирике человек выступает как субъект переживаний и духовной деятельности. Соответственно, внешний мир для нее – не объективная реальность (как для эпоса), а субъективные впечатления, ассоциации, опыт, эмоции конкретного лица, возникшие под воздействием внешних обстоятельств. В повествовании этот мир внутренних состояний и душевных движений человека – в отличие от эпического событийного мира – не может быть раскрыт до конца (недаром говорят, что о чувствах не расскажешь).

Поэтому лирика ни о чем не рассказывает, а воспроизводит человеческие мысли, чувства и настроения, в которых внешний мир отражается субъективно, индивидуально. Личность человека, занятого разнообразной духовной деятельностью, лирика воплощает в образе лирического героя. Обычно он обозначаем местоимением первого лица, однако неверно думать, будто это «я» принадлежит только автору произведения. В духовной жизни лирического героя собственно авторские, индивидуальные переживания и опыт типизируются, приобретают общечеловеческий смысл.

В результате «я»-герой лирического произведения выступает как вполне самостоятельное лицо, духовно близкое не только автору, но и читателю.

В Древней Греции становление лирики происходит в VII в. до н.э., то есть тогда, когда человеческая индивидуальность начинает осознавать себя не как неотъемлемую часть коллектива, а как самоценную и самодостаточную единицу. Греческая лирика, особенно в начале своего исторического пути, была очень тесно связана с музыкой, пелась (мелическая) или читалась нараспев при музыкальном сопровождении (декламационная). Этим объясняется и происхождение термина «лирика» (лира в Древней Греции – струнный музыкальный инструмент, использовавшийся для аккомпанемента).

В Риме лирика в полном смысле слова складывается в I в. до н.э. С музыкой и пением она была связана гораздо слабее. Свои лирические стихи римляне чаще предназначали для чтения. В драматическом роде литературы (от греч. drama – действие) мир представляется как борьба противоположных начал, развитие конфликтов, а человек – как участник этой борьбы; от него требуется максимальное напряжение всех сил для принятия жизненно важных решений, для самоутверждения, достижения цели. Драматургия возникает позже эпоса и лирики, когда сознание личности достигает подлинной зрелости и человек осознает себя непременным участником извечной борьбы Добра и Зла в мировом масштабе, проявляет значительную общественную активность. В Древней Греции драматургия формируется в конце VI – начале V вв. до н.э., в Риме – в III в. до н.э. Драма опирается на традиции эпической и лирической литературы. Подобно эпосу, она изображает человека в деятельности, с точки зрения внешнего наблюдателя, подобно лирике, представляет его субъектом переживаний. Драматургия тесно связана с театром – особым синкретическим искусством. Изначально драматические произведения предназначались не для чтения, а именно для сценического воплощения, что обеспечивало им дополнительные изобразительно-выразительные возможности и особую силу воздействия на зрительскую аудиторию.

Кроме родовой, возможна и другая, более детальная классификация литературных произведений. В соответствии с ней в каждом роде литературы выделяется своя группа жанров – «исторически складывающихся типов литературных произведений», характеризующихся целым набором специфических признаков (В.В.Кожинов, ЛЭС. – С.106-107). Каждый жанр как бы конкретизирует, локализует общую концепцию человека и мира, свойственную тому роду литературы, к которому он относится. По мнению С.С.Аверинцева, весьма знаменательно уже то, что Аристотель впервые «сознательно описывает жанр как внутрилитературное явление, распознаваемое по внутрилитературным критериям» 26 , а не по внешним обстоятельствам, связанным с этикетом и различными условиями обрядового оформления жизни.

Эпические жанры в античной литературе

Эпопея (эпос как жанр) – (от греч. epos – слово, повествование и poieo – творю), «монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики» (Г.Н.Поспелов, ЛЭС. – С.513). Следует различать эпопею фольклорного происхождения и чисто литературную. Первая из этих разновидностей бытовала в архаической Греции в форме народно-героического эпоса («Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру, а также так называемые киклические поэмы, создававшиеся в устной коллективной традиции народных певцов аэдов). После длительного фольклорного бытования некоторые тексты были записаны и таким образом спасены от забвения. Так они перешли в сферу литературы. Литературные эпопеи сразу создавались индивидуальными авторами в виде зафиксированных текстов. Сформировалось несколько их жанровых разновидностей: дидактическая («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия), мифологическая («Теогония» Гесиода, «Метаморфозы» Овидия), историческая («Анналы» Энния) и историко-мифологическая («Энеида» Вергилия) эпопеи.

Несмотря на различные способы создания, основные жанровые признаки у народно-героической и литературной эпопей сходны. Мир представлен в них как единая вселенная, изображенная в соответствии с мифологическим мировоззрением древности всесторонне, как идеализированный и гиперболизированный мир прошлого, где вершились (и завершились) грандиозные события, решалась судьба народов. То есть картина мира в эпопее тяготеет к максимальному обобщению; детали, частности при этом либо опускаются, либо укрупняются и тоже приобретают монументальный характер (щит Ахиллеса в «Илиаде»).

Столь же широко обобщаются и образы людей. Герои народно-героического эпоса – это богатыри, понимаемые как неотъемлемая частица народа и вместе с тем (благодаря некоторым индивидуальным чертам) – лицо народа. В литературных эпопеях герой может трактоваться как идеальный, всезнающий мудрец (автор-повествователь в дидактической эпопее), идеальный гражданин (Эней у Вергилия) и даже как вполне обычный человек, погруженный в личную жизнь, (персонажи «Метаморфоз» Овидия), но всегда в эпически широком – всенародном и всечеловеческом – контексте. Поэтому характеры эпических героев, как правило, цельны, гиперболизированы, монументальны.

Именно такие люди способны участвовать в судьбоносных событиях, вершить великие деяния. Переживания героев в ранних формах эпопеи (народно-героический эпос) тоже изображались как действия, через внешние их проявления. В более поздних примерах, особенно у Вергилия и Овидия, значительно возрастает мастерство психологического анализа.

Эпопея прославляет героическое прошлое народа, героев-предков, утверждает вечные общечеловеческие идеалы, воспевает единение человека с народом и миром. Для этого используются возвышенно-поэтический, монументальный стиль и стихотворная речь.

Характерный для античных эпопей стих гекзаметр возник в Греции еще в гомеровские времена. Позже был освоен и римлянами.

В качестве бесспорных образцов для подражания в Античности воспринимались героические эпопеи Гомера и дидактическая поэма Гесиода «Труды и дни». Роль классического образца эпопеи для литературы последующих эпох, начиная с эпохи Средневековья, долгое время играла «Энеида» Вергилия.

Особое место среди эпопей Античности занимает анонимная комическая поэма «Война лягушек и мышей» (кон.VI – нач. V вв. до н.э.). Эта пародия на гомеровскую «Илиаду», возможно, стала откликом народа на официальное, государственное признание «образцовости» поэм Гомера. В ней могла отразиться и критика мифологического мировоззрения, начатая первыми греческими философами. Пародийное начало присуще также ранним поэмам Овидия «Наука любви» и «Лекарство от любви». В них автор демонстративно равнодушен к «высоким», значительным явлениям, героическим подвигам. С лукавой улыбкой он углубляется в мир любовных переживаний – ведь и они имеют общечеловеческий смысл.

Эпиллий – малый эпический стихотворный жанр, утвердившийся в греческой литературе эпохи эллинизма. Смысл названия («маленький эпос») оправдывается не только небольшим объемом текста, но и особым подходом к отбору художественного материала, а также изящной – «ювелирной» – обработкой художественной формы. Эпиллий повествует, как правило, о неких частных событиях, отдельных моментах, так или иначе соприкасающихся с великими эпическими деяниями. Самостоятельного героического значения эти события не имеют. Они привлекательны своим психологическим рисунком, эмоциональным наполнением. Подобно большим эпопеям эпиллии слагались в гексаметрах. Классическим примером данного жанра в античной литературе стала «Гекала» Каллимаха. Впоследствии эпиллий пришел в римскую поэзию («Свадьба Пелея и Фетиды» Катулла).

Басня – «короткий рассказ в прозе или в стихах с прямо сформулированным моральным выводом, придающим» ему «аллегорический смысл». В качестве аллегорических персонажей выступают «животные, растения, схематичные фигуры людей»; широко используются сюжеты по типу «как некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хуже». Часто в басне присутствует комизм и мотивы социальной критики. Зародилась в фольклоре, «…устойчивую жанровую форму… приобрела в греческой словесности (VI в. до н.э. – время полулегендарного Эзопа)» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.46-47). Создателем первых образцов латинской литературной басни считается Федр (I в. н.э.). Первые греческие литературные басни создает Валерий Бабрий (II в. н.э.). Первый пишет свои басни в основном ради морали, для второго же басня – риторическое упражнение, и он сосредоточивает свое внимание на изяществе подробного рассказа.

«Биография (от греч. bios – жизнь и grapho – пишу), жизнеописание. …На основе фактического материала она дает картину жизни человека, развитие его личности в связи с общественными обстоятельствами. История биографического жанра восходит к античности («Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь Агриколы» Тацита, «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония)». (ЛЭС. – С.54). Автор биографии может подчинять свой труд различным задачам: похвальное слово, моральное наставление, занимательность, психологические наблюдения и т.д.

«Роман…, эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи «организации» личности. Являясь эпосом частной жизни, …роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии, и в этом состоит определяющая особенность его жанрового содержания».

Из приведенного здесь определения В.А.Богданова (ЛЭС. – С.329-330) явствует, что в отличие от другого, более древнего эпического жанра – эпопеи, – роман изображает мир не как единое монолитное целое, а как сложную многосоставную систему. Причем главное внимание он сосредоточивает только на одной сфере бытия – сфере частной жизни людей. Все остальные стороны окружающей действительности изображаются в романе сквозь призму этой частной жизни. Романный мир – это не всем хорошо известное, прославленное в веках, завершенное, статичное прошлое (как в эпопее), а текущая, незавершенная современность, где исход событий заранее не известен и потому вызывает особый интерес. Вообще главная цель романиста – не возвеличить частную жизнь рядовых людей, а представить ее как нечто яркое и интересное.

Для этого – особенно на заре развития жанра, в том числе и в Античности, – широко использовались занимательные любовноавантюрные сюжеты, фантастика, экзотика.

Романные герои, в отличие от эпических, трактуются не как неотъемлемая часть народа и человечества, а как самостоятельные личности, отдельные от этих сообществ, вступающие в сложные, противоречивые отношения между собой, а также с обществом и миром. Следовательно, их характеры не могут (и не должны) быть столь же цельными и монументальными, как у эпических богатырей. Не нуждаются они и в гиперболизации, зато нередко (хотя и не обязательно) изображаются в динамике, в процессе развития личности, что не свойственно героям эпопей.

Таким образом, в романе нашла свою художественную реализацию новая, отличная от эпопейной, концепция мира и человека.

В сознании людей Античности она формировалась постепенно. «Необходимое для романического героя развитие личностного начала, – продолжает В.А.Богданов, – происходит в историческом процессе обособления личности от целого: обретение свободы в неофициальной, повседневной семейно-бытовой жизни; отказ от религиозных, нравственных и иных принципов замкнутой корпорации; появление индивидуального идейно-нравственного мира и, наконец, сознание его самоценности и стремление противопоставить свое неповторимое «я», его духовную и нравственную свободу окружающей среде, природной и социальной «необходимости» (ЛЭС. – С.330). Романное мышление окончательно устанавливается на закате эпохи, в условиях углубляющегося кризиса рабовладельческого общества и всей античной цивилизации. Время интенсивного развития романа в греческой и римской литературах – II – III вв. н.э. Правда, тогда он еще не имел своего нынешнего названия. Термин «роман» утвердится в Европе лишь в Средние века. В Древней Греции литературные произведения такого типа называли «историями» или «драмами» (то есть «действиями»).

Полностью уцелели тексты пяти греческих романов: «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Пастушеская история Дафниса и Хлои» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора. В пересказах известны также «Вавилоника» Ямвлиха и «Удивительные приключения по ту сторону Фулы» Антония Диогена. Наконец, существует латинский перевод романа «Повесть об Аполлонии Тирском», греческий оригинал которого не сохранился.

Римская романистика представлена фрагментами произведения Гая Петрония «Сатирикон» и полным текстом книги Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Лирические жанры в античной литературе

Гимн (греч. hymnos – хвала) в Древней Греции – «культовая песнь в честь божества», исполнявшаяся обычно хором. Так, гимны-пеаны обращались к Аполлону, парфении – к Афине, дифирамбы – к Дионису. Существовали и гимны в честь торжественных событий: эпиталамии (свадебные), эпиникии (в честь олимпиоников). Гимны Каллимаха (III в. до н.э.) уже не имеют культового назначения и рассчитаны не на хоровое пение, а на чтение. «Под названием гимнов известны произведения эпикоповествовательного характера – так называемые гомеровские гимны (приписывались в древности Гомеру)». Вообще «в гимнах усматривают зачатки эпоса, лирики и драмы» (ЛЭС. – С.77-78).

Элегия (от греч. elegos – жалобная песня), «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания…, чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции. …Форма античной элегии – элегический дистих». Возможно, развилась в ионийской Малой Азии из плачей над усопшими. «Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э. (Каллин, Тиртей, Феогнид), первоначально имела морально-политическое содержание, потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.508). «Образцом считалась «Лида» Антимаха (объединение мифов о несчастной любви)» (СА. – С.650- 651).

«Ямбы, жанр стихотворений, преимущественно обличительного, реже элегического характера, с чередованием написанных ямбом [стихотв. размером] длинных и коротких строк в строфе» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.528). «Праформами ямба как литературного жанра были ритуальные поношения, служившие на праздниках плодородия магическим средством отвращения зла; их метрической основой был ямбический размер». Формой этой обрядовой поэзии и воспользовался греческий поэт Архилох (VII в. до н.э.), которого считают основоположником ямба. Гиппонакт (конец VI в. до н.э.) изобрел “хромой ямб” (холиямб) – ямбический стих с перебивом ритма в конце каждой строки – и применил его для своих остроумно-грубоватых, дерзких стихов. В эпоху эллинизма к ямбу обращались Каллимах, Герод. «В римскую литературу ямбическая поэзия вошла благодаря Луцилию». Его начинание продолжили неотерики и Гораций («Эподы»). «Последними значительными ямбографами античности были Персий, Петроний и Марциал» в Риме (СА. – С.675).

«Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера…» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.258). «Темы одической поэзии были разнообразны: мифология, человеческая жизнь, любовь, государство, слава и т.п. Крупнейшие одические поэты античности – Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций» (СА. – С.390). Эпиграмма (греч. epigramma – надпись), в античной поэзии – первоначально «короткое лирическое стихотворение произвольного содержания» (ЛЭС. – С.511). Развилась в Древней Греции из посвятительных надписей на памятниках, жертвоприношениях. В греческой поэзии появилась в VII – VI вв. до н.э., достигла расцвета в III – I вв. до н.э. Отличительный признак эпиграммы – меткость выражений. Часто создавались в виде элегических дистихов. Латинская литературная эпиграмма развивалась под влиянием александрийской поэзии. В образованных кругах были популярны эпиграммы-экспромты. «При этом они все больше содержали насмешливо-сатирические черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных эпиграммах Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности» (СА. – С.659).

Сатира – лирическое стихотворение обличительной направленности, часто имеющее характер ораторского выступления лирического героя, критического обзора общественной жизни и нравов людей, в котором широко используется сатира как один из видов комического наряду с другими видами (сарказм, ирония, юмор и т.д.). Этот литературный жанр возник и развился в Древнем Риме. Основой для него послужила сатура. Наименование восходит к лат. lanx satura – блюдо, наполненное всякими плодами, которое вносилось в храм богини Цереры; в переносном смысле – смесь, всякая всячина. Сатура – «жанр ранней римской литературы: сборник коротких стихотворных и прозаических произведений нарочито разнообразного содержания (притчи, инвективы, нравственные зарисовки, популярно-философские рассуждения и пр.). Возник в начале II в. до н.э. у Энния как подражание эллинистической литературе. …Уже в конце II в. до н.э. у Луцилия Гая сатура становится целиком стихотворным жанром, приобретает обличительный оттенок и перерождается в сатиру у Горация, Персия Флакка и Ювенала, а более архаичная сатура («смесь») отмирает» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.371).

Драматические жанры в античной литературе

«Сатировские драмы, первоначально – местные веселые сценические представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. …Этим персонажам было присуще неумеренное обжорство, пьянство и чувственность. Когда возникла опасность того, что с расцветом трагедии и комедии С.д. будут вытеснены, Пратин из Флиунта контрастно соотнес действие своих С.д. со своими же трагедиями. При этом герои трагедий (особенно Геракл) попадали в комические положения. Этим Пратину удалось достичь того, что С.д. прочно вошли в состав театральных представлений в качестве четвертой драмы после трилогии» (СА. – С.510). Полностью до нас дошел только текст сатировской драмы Еврипида «Киклоп». В римской драматургии данный жанр не представлен.

«Трагедия, драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики…» (А.В.Михайлов, ЛЭС. – С.491). Этимология (греч. tragodнa, лат. tragoedia – песнь козлов) указывает на происхождение данного драматического жанра из обрядовых игр в честь бога Диониса. Уже в Античности предшественником трагедии считался дифирамб. «Благодаря Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор», участники которого были переодеты в сатиров. «Начиная со второй половины VI в. до н. э. дифирамбы исполняются на Великих Дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актера-декламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав таким образом предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматическое действие, независимое от хора. …В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись трагедии. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех трагедий и одной сатировской драмы. …Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает являться необходимым условием.» (СА. – С.583). В античных трагедиях разрабатывались преимущественно мифологические мотивы. События истории или современности использовались для трагических сюжетов крайне редко, что объясняется как обрядовым происхождением трагедии, так и ее жанровыми особенностями.

Как всякий драматический жанр, трагедия исходит из представления о мире как о борьбе, развитии конфликтов, в которых неизбежно участвуют люди. Однако эту общую драматическую концепцию бытия трагедия конкретизирует особым трагическим мировосприятием. Суть его примерно такова: в жизни человека нередко подстерегают неразрешимые конфликты, тупиковые ситуации, от которых уклониться нельзя, недостойно, но и выйти из них победителем невозможно. Однако и в таком безнадежном положении человек может и должен оставаться человеком. Чтобы не стать жертвой обстоятельств, сохранить верность себе и отстоять свое достоинство, он действует даже без надежды на успех, страдая от этой безысходности.

Итак, важнейший жанровый признак трагедии – наличие неразрешимого, иначе говоря трагического конфликта, то есть такого противостояния, где нет ни победителей, ни побежденных. Ее вторая отличительная черта – особый тип героя.

Личность трагического героя характеризуется масштабностью, силой страсти, воли и интеллекта; он активен, свободен, ответствен и целеустремлен. Причем цели его всегда благородны и бескорыстны, но – в условиях безвыходных обстоятельств – не реализуются. Более того: результаты деятельности трагического героя часто противоположны намерениям (стремится к добру, но творит зло). Причиной такого расхождения обычно является трагическая ошибка. Допущенная по незнанию, она приводит к необратимым последствиям. Ситуация трагической ошибки показывает, что трагический герой творит зло не намеренно и, следовательно, заслуживает снисхождения. Однако сам он, как истинно благородный, ответственный человек, берет на себя всю полноту трагической вины. От нее невозможно избавиться, так как уже ничего нельзя исправить, поэтому удел трагического героя – страдания, а иногда и гибель.

Как видим, трагические герои по своим личностным данным явно возвышаются над средним уровнем рядовых людей (по выражению Аристотеля, это люди, «лучшие, чем мы»). Их деятельность также выходит за пределы частной, обыденной жизни. Трагические герои оказываются в конфликте с миром, в разладе с самими собой, в гуще важных событий, перед лицом всечеловечески значимых проблем (Добро и Зло, нравственный выбор, борьба за справедливость, свободу и т.д.). Таким образом, трагедия сосредоточивается на изображении и исследовании серьезных, высоких сфер жизни и возвышенных натур. Вот почему произведения этого жанра исполнены благородного героического пафоса и создаются в возвышенно-поэтическом стиле. Цель трагедии – прославить величие человека и вместе с тем вызвать к нему сострадание, предостеречь о несчастьях и катастрофах, которые подстерегают в жизни каждого. Сочувствие зрителей героям трагедии нередко обостряется благодаря использованию автором эффекта трагической иронии. Он возникает тогда, когда зритель информирован лучше трагического героя и заранее предвидит беду, о которой сам герой еще не подозревает. Пробуждая в людях самые благородные чувства (восхищение, сострадание), трагедия, по мысли Аристотеля, содействует их духовному очищению (катарсису).

В Древней Греции трагедия процветала в V в. до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида, а также их предшественников (Херил, Пратин, Фриних, Феспид) и младших современников (Агафон, Ион Хиосский); с IV в. до н.э. постепенно стала утрачивать свое значение. В Древнем Риме первые трагедии – вольные обработки греческих – были поставлены в III в. до н.э. Ливием Андроником. В конце того же столетия Гней Невий разработал новый вид трагедии – претексту, или претекстату (на сюжеты римской мифологии и истории), за ним последовали Энний, Пакувий, Акций (II в. до н.э.). С I в. до н.э. трагедии все меньше ставят в римском театре, но продолжают сочинять в расчете на читателей (Цицерон, Цезарь, Август, Овидий). Яркие примеры трагедий для чтения сохранились в литературном наследии Сенеки (I в. н.э.). В литературе Нового времени эта традиция будет продолжена.

Комедия, драматический жанр, «в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим» (ЛЭС. – С.161). Здесь имеется в виду, что общедраматическую концепцию мира и человека этот жанр корректирует особым комическим мировосприятием, согласно которому абсолютное большинство жизненных конфликтов имеют характер не трагических тупиков, а несообразностей, отклонений от нормы и могут быть преодолены, исправлены. В Античности утвердилось представление о комическом как о безобразном, уродливом, не приносящем однако большого вреда.

Различных несоответствий немало в реальной действительности (между тем, что должно быть, и тем, что есть; между видимостью и сущностью и т.п.). Будучи изображенными в произведении искусства, эти жизненные несоответствия порождают особый комический эффект. Стремясь к его достижению, художник может целенаправленно видоизменять, переосмысливать изображаемое, намеренно утрировать в нем нелепости. «Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица), но их соотношения, расположение, масштабы и акценты («композиция» предмета) преображены творческой фантазией; и один из источников наслаждения от комического – это наше «узнавание» предмета под преображенной до неузнаваемого (напр., в шарже, карикатуре) маской: сотворчество зрителей и слушателей», – рассуждает Л.Е.Пинский (ЛЭС. – С.162). Комический эффект в литературном произведении создается и речью персонажей (игра слов, парадоксы, пародии и т.д.), и их внешним видом (так, актеры древней аттической комедии намеренно деформировали фигуру, одевались шутовски), и поведением. Однако главными источниками комизма являются необычные, нелепые ситуации и характеры героев. В зависимости от того, какой из этих источников преобладает в комедии, различают два ее основных типа – комедию положений, интриги и комедию характеров. Оба типа представлены уже в античной литературе.

Комическое мировосприятие открывает перед художником неисчерпаемые возможности. Руководствуясь им, комедиограф а) углубляется в исследование закономерностей жизни, ее противоречий и парадоксов; б) обнаруживает в жизненном укладе, а также в поведении и характерах людей различные негативные проявления и, дискредитируя их, утверждает идеалы, подлинные духовные ценности; в) выражает оптимистическое мироощущение, поддерживает нравственное здоровье людей, содействует их духовному раскрепощению; г) воспитывает, преподает людям нравственные уроки; д) развлекает.

Как видим, цели комедии разнообразны и только к «осмеянию пороков» не сводятся. Не следует также приравнивать комическое к смешному. В произведении искусства комический эффект может вызывать не только смех, но и гнев, возмущение, отвращение, грусть, сожаление, симпатию, умиление. Поэтому пафос комедий очень разнообразен: от площадного шутовства до романтической героики. Вместе с тем комедия, даже когда она утверждает и прославляет, не возвеличивает изображаемое. Ее сфера – это сфера неофициальной, обыденной жизни; ее стиль – стиль живого обиходного общения людей. Комические герои трактуются как частные лица, не свободные от недостатков и даже пороков. По словам Аристотеля, это люди «такие, как мы», или «худшие, чем мы». Во всем этом комедия противоположна трагедии, зато близка роману. Действительно, успехи комедии – новой аттической и римской – подготовили почву для античной романистики.

Как и трагедия, комедия выросла из комплекса религиознообрядовых действ древнегреческих земледельцев, на что указывает и этимология наименования этого жанра: лат. comoedia, греч. komodнa, от komos – веселая процессия и ode – песня). «Аттическая комедия возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра» (СА. – С.280). Свое жанровое обличие комедия окончательно обрела к середине V в. до н.э. в творчесте Эпихарма, Эвполида и Кратина. Первым признанным классиком этого жанра в Греции явился Аристофан (конец V в. до н.э.) Дальнейшему развитию аттической комедии способствовали Антифан, Алексид, Менандр, Дифил, Филемон (IV – III вв. до н.э.). Их произведения послужили образцом для первых римских комедиографов (Ливий Андроник, Гней Невий) и таких признанных классиков жанра, как Плавт и Теренций (III – II вв. до н.э.). С I в. до н.э. и затем в Римской империи античная комедия постепенно теряет свое значение и вытесняется ателланой и мимом. «Ателлана, жанр древнеримской народной комедии; появилась в Риме в III в. до н.э. на оскском языке. Первоначально импровизировалась; в начале I в. до н.э. ателлана получила стихотворную обработку на латинском языке (сохранились фрагменты).

Ателланы – комические короткие сценки из быта простонародья, нередко с политическими выпадами; актеры выступали в масках» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.41). В виде 4 масок (устойчивых примитивных характеров-персонажей) представлены и действующие лица ателланы. Впоследствии вытеснена мимом.

«Мим (от греч. mimos – лицедей; подражание), малый комический жанр античной драмы, одна из форм народного театра. Вначале это были короткие сценки с какой-либо характерной фигурой в центре…– импровизированная имитация на смешную или непристойную тему из повседневной жизни. Первую литературную обработку мим получает в творчестве сицилийского поэта Софрона (V в. до н.э.) и его сына Ксенарха. С III в. до н.э. мим распространяется по всему греческому миру, постепенно вытесняя другие драматические жанры. С I в. до н.э. появляется в Риме (мимы Д.Лаберия и Публилия Сира).

В сравнении с большими литературными формами мим допускал необычную свободу в словесном, ритмическом, стилевом оформлении, а также в выборе темы и героев из разных социальных слоев…» (Т.В.Попова, ЛЭС. – С.221).

Не все литературные жанры из тех, что были охарактеризованы выше, стали предметом изучения в «Поэтике» Аристотеля. И дело не только в том, что текст трактата, как мы уже показали, скорее всего не сохранился полностью. Некоторые жанры оказались просто младше «Поэтики». Так, исторически позднее сформировались ателлана и сатира (к тому же чисто италийские явления), также биография, эпиллий и тем более – роман. То же самое можно сказать о буколике и ее разновидностях.

«Буколика (греч. bukolikб, от bukolikos – пастушеский), жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III в. до н.э. – V в. н.э.): небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов…, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Стихотворения буколической поэзии безразлично назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка)… Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.59).

Следует учесть и еще одно обстоятельство. В «Поэтике» ясно выражено представление о жанре как явлении устойчивом, обладающем рядом только ему присущих признаков. Правда, Аристотель понимал, что жанры проходят стадию возникновения и формирования, но завершается этот путь стабилизацией – установлением жанрового канона. Литературные формы, достигшие своей канонической завершенности, и были впервые описаны в «Поэтике». Однако не все жанры античной литературы выработали такой канон. Это касается, в частности, жанров, активно использовавших фольклорный материал (буколика) или тесно связанных со сферой устного общения, как диалог, который даже трудно отнести к какому-то конкретному роду литературы.

Диалог – «литературный жанр, преимущественно философскопублицистический, в котором мысль автора развернута в виде собеседования, спора двух или более лиц. Опирался на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции; у истоков традиции – деятельность Сократа» (ЛЭС. – С.96). Как особый жанр диалог оформился в IV в. до н.э. в прозе Платона, который с помощью этой литературной формы популяризировал свое философское учение. Плутарх использовал диалог для моралистических сочинений. Лукиан создал несколько циклов комических диалогов. Цицерон, опираясь на опыт Платона и Аристотеля, применил диалог для изложения своих философских размышлений («Тускуланские беседы»).

Жанром, враждебным всяким канонам, показал себя и роман, уже в пределах античной литературы. Такие нестабильные, легко меняющие свой облик жанровые образования не укладывались в рамки художественного сознания рефлективного традиционализма и потому не нашли своего отражения ни в «Поэтике» Аристотеля, ни у его позднейших продолжателей.

Примечания

24.Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Азбука, 2000. – С.25-26.

25.Обзор этих концепций см., напр.: Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999. –С. 328–336.)

26.Взаимосвязь и взаимодействие жанров в развитии античной литературы. – М., 1989. – С.12.

Термином «античная» обозначают литературу Древней Греции и Рима с IX в. до н.э. по V в. н.э. Она занимает свое место среди литератур древности: ближневосточных, индийской, китайской. Античная литература всегда представлялась истоком и образцом новых литератур и культур (огромным вкладом в сферы политики, права, науки, искусства) Европы, изучение древних языков и древних литератур лежало в основе гуманитарного образования в Европе со времени Возрождения. Многие европейские теории литературы, литературного творчества исходили из концепций Аристотеля и Платона. Памятники античной литературы представлялись образцами для поэтов и писателей на протяжении веков. Система жанров европейской литературы развивалась из системы жанров античной литературы. Система стилей европейской литературы с ее классификацией приемов, различением метафор, метонимий и т. д. выработана античной риторикой.

На протяжении истории античной культуры положение в обществе писателя и представление о ценности литературы значительно менялись.

В истории античной культуры можно выделить три этапа; для первого, архаического , характерен переход от общинно-родового строя к рабовладельческому, он завершился к VIII в. до н. э. Литературным памятником этого периода остался эпос Гомера. В это время письменной литературы еще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников, его труд был сопоставим с ремеслом плотника или кузнеца.

Основой второго периода, классического , становятся города-государства (полисы) с республиканской формой управления. В литературе – это время расцвета аттической драмы V в. до н. э. и аттической прозы IV в. до н. э. В эту эпоху появляется письменная литература. И поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. Поэмы декламируются рапсодами, песни распеваются в дружеских кружках, трагедии разыгрываются на всенародных празднествах. Литературное творчество пока – одна из второстепенных форм общественной деятельности человека-гражданина.

Третий период – эпоха эллинизма . Ведущую роль в этот период играют сначала эллинистические монархии, а затем римская империя. В это время письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги; создается стандартный тип книги – папирусный свиток или пачка пергаментных тетрадок общим объемом около тысячи строк, создается система книгоиздательства и книготорговли; книга становится более доступной. Читаются книги, даже прозаические, по-прежнему вслух (отсюда – исключительная важность риторики в античной культуре).

Для античной литературы, как и для всех литератур древности, характерны:

1) мифологическая тематика, по сравнению которой любая другая отступала на второй план;

2) традиционализм разработки;

3) поэтическая форма.

Мифология становится основным материалом литературы и искусства.

Традиционализм разработки связан с представлением о наличии образцов каждого жанра; степень совершенства каждого нового произведения измерялась степенью его приближения к этим образцам. Для каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер – для эпоса, Пиндар или Анакреонт – для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид – для трагедии и т. д.

Третья черта античной литературы – господство стихотворной формы – результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить

в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах. Ни прозаического эпоса – романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием научной и публицистической литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, как, например, ораторская проза. Беллетристика в современном смысле слова появляется лишь в эллинистическую и римскую эпохи: это так называемые античные романы.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт, тем не менее, всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться. Жанры различались: на более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира – с другой); на более высокие и более низкие (высшим считался героический эпос). Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким – высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.).

В эпоху, когда поэзия еще не отделилась от музыки и пения, сложились основные размеры античной поэзии: дактилический гексаметр в эпосе («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»), ямбический триметр в драме («О вы, младые чада Кадма древнего…»), сложные комбинации стихов и стоп в лирике (алкеева строфа, сапфическая строфа и т.


д.). Но с течением времени положение изменилось. С переходом к книжной культуре эпохи эллинизма поэзия отрывается от музыки, стихи уже не поются, а декламируются.

Во главе жанров античной литературы находится поэма: героическая (Гомер «Илиада», Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»), дидактическая (Гесиод «Труды и дни», Вергилий «Георгики», Лукреций «О природе вещей»). За ней следует трагедия, написанная на мифологический сюжет, представляющая собой действие, комментируемое хором, включающая диалоги и монологи действующих лиц (Эсхил, Софокл, Еврипид). Приобретает популярность комедия – старая и новая. Старая писалась «на злобу дня», в основе ее могли быть политические сюжеты (Аристофан), новая предполагала бытовые сюжеты (Менандр, Плавт).

В лирике наиболее популярный жанр – ода: анакреонтическая (Анакреонт) – о вине и любви; горацианская (Гораций) – о мудрой жизни и здравой умеренности; пинандрическая (Пинандр) – во славу богов и героев. Оды исполнялись под музыку и предназначались для пения. Для декламации создавались элегии – размышления о любви и смерти. Широко использовалась короткая элегия – эпиграмма, позднее ставшая юмористической. Целью сатиры (Ювенал) было воспевание нравственности, клеймение пороков. Сценки из жизни влюбленных пастухов и пастушек запечетлевались в идиллиях – пастушеских стихах (Вергилий «Буколики»).

Античная литература известна нам лишь в малой степени. От творчества большинства писателей сохранилось немногое: от Эсхила – 7 драм из 80–90, от Софокла – 7 драм из 12, от Ливия – 35 книг из 142. Огромное количество писателей известно нам только по именам и скудным отрывкам: непереписываемые тексты забывались и при хрупкости античного писчего материала (папируса) были обречены на скорую гибель.

Древнейшая литература Греции (греческий и римский фольклор) представлена немногочисленными песнями, связанными с ритмикой труда (песня гребцов, пахарей); заплачками (похоронными причитаниями, или восхвалениями, трансформировавшими

ся позднее в эпитафии), песнями-заклинаниями от болезней или при заключении мира, пословицами.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» – первый, дошедший до нас памятник греческой художественной литературы.

От творчества Гесиода – поэта конца VIII в. до н.э., представителя дидактического эпоса, сохранились поэмы «Труды и дни» (о разделе земли после смерти отца; с характерной для Гесиода поэтизацией труда земледельца, отчетливой моралью, изобилием описаний природы, с жанровыми сценами, яркими образами) и «Теогония» (происхождение мира из хаоса, фиксация мифологической традиции).

Философский эпос VI в. до н.э. представлен отрывками из элегий и стихами из поэмы «О природе» греческого философа Ксенофана.

Сборник басен Эзопа (легендарный поэт, считающийся родоначальником басни) был составлен в средние века, поэтому трудно однозначно установить авторство.

В VII–VI вв. до н.э. появляется лирика и мелика (вокальная лирика). Алкей и Сапфо, представители лесбосской мелики, аристократы, изгнанные, затем возвращенные на Лесбос, воспевали в стихах вино, любовь, страсть, поклонение красоте.

Темами поэзии Анакреонта, поэта второй половины VI в. были вино, любовь, радостное упоение жизнью, у него было множество подражателей, однако оригинальных текстов почти не сохранилось.

В V–IV вв. до н.э. получают распространение торжественная хоровая лирика (Симонид, Пинандр), трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедии (Аристофан). Исторические тексты остались нам от Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Известны примеры ораторской прозы Лисия, Демосфена, письменные философские сочинения, сохранившиеся от классического периода – «Пир» Платона, «Поэтика» Аристотеля.

В III–II вв. до нашей эры в Италии происходят значительные события, связанные с экспансией на Средиземноморье. Влияние Греции способствовало становлению римской литературы, уже в III в. до н.э. появляются поэты, переделавшие для римской сцены греческую трагедию и комедию. Первый поэт, переведший Одиссею Гомера был Ливий Андроник, другой – Невий, известный поэмой о пунических войнах, первым закрепивший в литературе миф о происхождении римлян от троянцев.

Контрольные вопросы и задания

1. Поэма: Гомер, «Илиада» или «Одиссея».

2. Трагедия: Эсхил, «Царь Эдип».

3. Лирика: Анакреонт, Сафо.

Ответить на вопросы:

1. Определение героического эпоса; особенности гомеровского эпоса.

2. Становление и развитие греческого театра. Законы театрального действия. Трансформация мифологического сюжета в трагедии Эсхила. Человек и его судьба в греческой трагедии.

3. Виды греческой лирики. Темы греческой лирики.

Студент(ка) ОЮИ: Якубович В.И.

Открытый юридический институт

Москва 2007

Введение

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Античной (от латинского слова antiquus – древний) называли итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя с тех пор открыты и более древние культуры. Оно сохранилось как синоним классической древности, т.е. того мира, который лег в основу при формировании всей европейской цивилизации.

Хронологические рамки античной литературы отхватывают период от IX-VIII вв до н.э. до V в н.э. включительно. Древние греки населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Сицилию и южную часть Аппенинского полуострова. Римляне первоначально жили в Лации – области находившейся на территории Аппенинского полуострова, однако в результате войн римская держава постепенно разрослась, и к концу I в до н. э. она занимала не только Аппенинский полуостров, но и значительную часть территории Европы, включая Грецию, часть передней Азии, Северную Африку, Египет.

Греческая литература старше римской, которая начала развиваться в то время, когда греческая уже вступила в период относительного упадка.

Античная литература неразрывно вязана и мифологией. Авторы произведений литературы и изобразительного искусства черпали свои сюжеты в основном из мифов - произведений устного народного творчества, в которых отражаются наивные, фантастические представления людей об окружающем мире – о его происхождении, о природе. Греческие мифы содержат рассказы о богах, созданных по образу и подобию людей; на богов и героев греки перенесли все черты их собственной земной жизни. Поэтому для изучения античной литературы особое значение приобретает знакомство с греческой мифологией.

Историческое значение античной литературы состоит в первую очередь в огромной влиянии, которое она оказала на развитие культур других европейских народов: настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой.

В V в. н. э. общий упадок культуры, деспотизм, породивший полное равнодушие населения к судьбе страны подорвали изнутри Римскую империю, она не смогла противостоять варварам (германским племенам). Римская империя пала. В эту пору погибла огромная часть текстов античной литературы: одни авторы вызывали неудовольствие, другие просто не вызывали интереса и не переписывались, а между тем папирус, на котором были записаны литературные тексты, - недолговечен, и те тексты, которые не были переписаны в средние века на пергамен обречены были на исчезновение. Тщательно переписывались и сохранялись произведения, в которых были заложены мысли, импонирующие христианству (например, сочинения Платона, Сенеки и др.).

Античная книга представляла собой папирусный свиток, который при чтении разворачивался. Объем такой книги мог составлять до сорока страниц в привычном для нас типографском исполнении. Каждая из гомеровских поэм была записана на 24 свитках (книгах); отдельный свиток составляла каждая книга «Анналов» Тацита или «Записок о Галльской войне» Цезаря.

Лишь с III в н. э. папирусный свиток начинает вытесняться кодексом – книгой привычного для нас вида, изготовленной из пергамена.

Античная литература оказалась близка эпохе Ренессанса, потому что она воплощала свободу человеческой мысли и человеческих чувств. Культурные деятели этой эпохи стали отыскивать и издавать произведения античных авторов, бережно переписанные и сохраненные просвещенными монахами в эпоху средних веков.

В эпоху Возрождения писатели использовали для своих произведений латинский язык, античные темы; художественным произведениям старались придать максимальное сходство с античными, в которых видели эталоны прекрасного.

Непосредственно за эпохой Возрождения наступила эпоха классицизма. Само название говорит о том, что оно было направлено на античность, на классическую древность. Классицизм в основном ориентировался на римскую литературу.

Влияние античной литературы было сильно и в XIX в. сохранилось оно и до сегодняшнего дня.

Литература Древней Греции

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы:

Архаический, который охватывает время до начала V в. до н. э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленный распад патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а так же лирика.

Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н. э., когда греческие полисы и, в первую очередь Афины, переживают расцвет, а затем кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н. э. до конца I в. н. э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

I глава. Архаический период

1.1. Мифология

Миф в переводе с греческого означает «повествование, предание». Понятие «миф» могло включать в себя всю поэтическую деятельность, художественные творения, рожденные в архаический период, именно мифология послужила фундаментом для последующего развития науки и культуры. Образы и сюжеты мифологии вдохновляли творчество гениев поэзии от Данте до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и других.

Мифы создавались в дописьменную эпоху, а поэтому эти сказания, легенды в течение долгого времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь. Они никогда не были записаны как единая книга, а воспроизводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками: это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий, Овидий, представивший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метаморфозы».

Мифы бытовали в самых разных частях европейской континентальной Греции, в Аттике, Биотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую общегреческую систему.

Главными персонажами греческой мифологии были боги и герои. Созданные по человеческому подобию, боги были красивы, могли принимать любой облик, но главное - отличались бессмертием. Подобно людям, они могли быть великодушны, щедры, но так же коварны, беспощадны. Боги могли соперничать, завидовать, ревновать, хитрить. Боги совершали подвиги, но им были знакомы неудачи и горе. Гибнет возлюбленный Афродиты Адонис. У Деметры бог смерти Аид похищает дочь Персефону.

Греческие боги составляли как бы несколько категорий с точки зрения значимости. Двенадцать главных верховных богов «олимпийцев» обитали на заснеженной горе Олимп, самой высокой в Греции. Там же находился дворец верховного бога Зевса, жилища других богов.

Зевс, отец богов и людей. Его считали сыном Крона, богом времени и земледелия. Его матерью была Рея. Зевс разделил со своими братьями власть над миром: он получил в удел небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство.

От первой супруги Метиды Зевс родил Афину. Были у него и другие многочисленные дети от богинь и смертных. Супруга Зевса Гера была верховной греческой богиней, царицей богов. Она покровительствовала браку, супружеской любви и родам.

Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также владельцем земных недр и их богатств. В морской пучине находился его дворец, сам Посейдон повелевал волнами и морями. Если Посейдон взмахивал трезубцем, начиналась буря. Он мог также вызвать землетрясение.

Богом подземного мира и царства смерти являлся Аид, брат Зевса, глубоко под землей он владел царством, он сидел на золотом троне вместе со своей женой Персефоной, дочерью богини плодородия Деметры. Персефона была похищена Аидом, стала его женой и владычицей подземного царства.

Один из древних богов – Аполлон, сын Зевса и богини Латоны, брат Артемиды, был богом света и искусств, метким стрелком из лука. Аполлон получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался богом муз. Музами были девять сестер – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Они были богинями искусства, поэзии и наук: Каллиопа – муза эпической поэзии; Евтерпа – муза лирической поэзии; Эрато - муза любовной поэзии; Талия – муза комедии; Мельпомена – муза трагедии; Терпсихора – муза танца; Клио – муза истории; Урания – муза астрономии; Полигимния – муза гимнической (от гимна) поэзии и музыки. Аполлон был почитаем как покровитель, вдохновитель поэзии и музыки; таким его запечатлело мировое искусство.

Сестрой златокудрого Аполлона была дочь Зевса Артемида, охотница, покровительница животных, богиня плодородия. Она обычно изображалась с луком, которым искусно владела, охотясь в лесах и полях. В различных областях Греции существовал ее культ, а в городе Эфесе был возведен прекрасный храм Артемиды.

Богиня Афина наиболее из почитаемых в Греции, была рождена самим Зевсом, появилась у него из головы в полном военном облачении. Богиня мудрости и справедливости, она покровительствовала городам и государствам как в период войны, так и в мирное время, определяла развитие наук, ремесел, земледелия. В ее честь был назван главный город в Греции – Афины.