Викторина о литературных героях. Литературная викторина "путешествие в страну литературию"

красноштанова ирина николаевна

Тема : «Литературная викторина «Путешествие по страницам любимых книг » .

Цель : систематизация и обобщение знаний детей о народных и авторских сказках.

Задачи :

Формировать стремление детей к постоянному общению с книгой , желание самому научиться читать и стать активным читателем;

Развивать умение мыслить, анализировать, сопоставлять;

Закреплять навык работы в команде;

Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ о литературном герое с опорой на схему;

Развивать двигательную активность детей.

Предметно-развивающая среда : «волшебные» предметы (волшебная палочка, шкатулка, дерево, карта волшебной страны , изображения сказочных героев, иллюстрации известных детям сказок, книга для сюрпризного момента.

Планируемый результат :

Дети должны знать :

Названия популярных детских книг и их авторов ;

Уметь :

Узнавать героев произведений для детей по описанию внешности;

Ориентироваться в пространстве ;

Эффективно взаимодействовать в команде.

Предварительная работа : чтение литературных текстов разной тематики и жанров для детей, знакомство с биографией авторов этих произведений, дидактические игры «Чей портрет?» , «Что сначала, что потом?» , «Узнайте сказку» и т. п., составление рассказа – описания о сказочном герое по схеме.

КОНСПЕКТ

Дети рассматривают «волшебные» предметы, размещённые в помещении группы. Входит воспитатель.

Воспитатель : Ребята, а вы любите путешествовать ? (Ответы детей)

В : Я предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебной стране , стране , в которой живут наши любимые сказки . А чтобы путешествие наше было ещё интереснее, мы будем искать клад, который спрятан героями сказок в секретном месте.

Что же нам понадобиться для того, чтобы этот клад найти? (Ответы детей) .

Правильно, обязательно нужна карта, без неё клад найти невозможно.

Для того чтобы получить карту нужно выполнить несколько заданий. За каждое выполненное задание можно заработать кусочек карты. Если сложить эти кусочки вместе, то обязательно найдёшь дорогу к сокровищам.

Отправляемся в путь!

Задание 1 «Волшебные слова» .

Что нужно сделать, чтобы очутиться в волшебной стране ? (Ответы детей) .

Правильно, нужно сказать волшебные слова! Сейчас мы проверим, знаете ли вы заклинания и волшебные слова из сказок?

Каждому ребёнку предлагается, взяв в руки волшебную палочку, вспомнить определённые волшебные слова.

Вопросы воспитателя :

1. Какие волшебные слова нужно сказать, когда закопаешь на пустыре пять сольдо? «Крекс, фекс, пекс» (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» )

2. Как заставить вёдра идти за водой? «По - щучьему веленью, по- моему хотенью» (Р. Н. С. «По щучьему веленью» )

3. Помогите открыть пещеру с сокровищами для Али-Бабы? «Сим - сим, открой дверь» (герой арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников» )

4. Как позвать Сибку-бурку? «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой» (Р. Н. С. «Сивка -бурка» )

5. Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…» (В. Катаев «Цветик-семицветик» ).

6. Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом» .

7. Как попросить у горшочка сладкой каши? «Горшочек вари!» (Бр. Грмм «Горшочек каши» ).

8. Помогите девочке Элли из Канзаса вызвать летучих обезьян. «Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Явитесь передо мной летучие обезьяны!» («Волшебник изумрудного города» ).

В.: - Вот мы и очутились в волшебной стране . (Звучит музыка) . Молодцы, вы - настоящие волшебники! Я тоже знаю одно заклинание : «Абра-кадабра!» . (Достаёт первый кусочек карты) .

Задание 2 «Волшебная шкатулка» .

В.: - Посмотрите, что мы наколдовали! Это волшебная шкатулка, в ней лежат предметы, которые принадлежат героям разных сказок. Ваша задача – узнать сказку по этому предмету.

В шкатулке лежат : горошина, роза, азбука, ореховая скорлупка, горшочек, веретено, кусочек теста, уголёк и стеклянная брошка, зеркальце. Последним достают кусок карты.

В.: Ребята, вы справились с заданием. А сейчас нас ждёт чудо-дерево.

Задание 3 «Чудо-дерево»

В : - Это дерево необычное.

На нашем дереве растут не листочки и не цветочки, а портреты детских писателей. Вам нужно не только назвать этих писателей, но и постараться вспомнить книги , которые они написали. (Андерсен, братья Гримм, Пушкин, А. Линдгрен, Н. Носов, К. Чуковский, Ш. Перро).

По одному портрету снимает с дерева, дети называют автора и его произведения. Последним с дерева достаёт фрагмент карты.

В.: Теперь у нас есть 3 фрагмента карты. Мы преодолели половину пути, и я предлагаю вам отдохнуть вместе с любимым сказочным героем .

Музыкальная физминутка «Буратино» .

Задание 4 «Угадай героя»

Дети рассаживаются за столы парами.

В.: - Ребята, следующие задание : составить загадку о сказочном герое по схеме, так, чтобы ваши товарищи угадали, кто это.

Вывешивает схему на доску, раздаёт карточки с изображением героев

(работа в паре) .

Рассказы детей.

В.:- За верные ответы и правильно составленные рассказы сказочные герои передают вам фрагмент карты.

Задание 5. «Из какой сказки иллюстрация » .

Подходят к пеньку, на котором лежит порванная книга .

В.: - Ребята, даже в волшебной стране есть люди , которые неаккуратно обращаются с книгами . Вот посмотрите на эту книгу , из неё выпали страницы с иллюстрациями . Давайте определим сказки, к которым были нарисованы эти иллюстрации .

(5 -6 иллюстрации ) . Дети называют сказку и фрагмент сюжета, к которому относится картинка.

В. – Мы разобрались с выпавшими страницами , а теперь книгу нужно обязательно подклеить. А вот и наш кусочек карты вложен в книгу .

Задание 6. «Четвёртый лишний» .

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором разложены карточки для игры.

В.: - Смотрите, записка.

Читает : Здравствуйте, ребята! В нашей стране случилось несчастье : сильный ветер перемешал всех сказочных геров и теперь мы не можем вернуться назад в свою сказку. Помогите нам, пожалуйста!

В. - Ну что, поможем сказочным гароям?

Детям предлагается 4 карточки :

1)Три героя русских народных сказк, один – авторской.

2)Три героя сказок Перро, один – из сказки Пушкина.

3)Три героя сказки «Чипполино» , один – А. Линдгрен.

На столе находится последний фрагмент карты.

В.: Наконец-то, ребята у вас в руках все фрагменты карты чудесной страны . Для того чтобы найти клад, нужно сложить все кусочки вместе.

«Кладом» оказывается книга .

Рефлексия

В.: Вот и закончилось наше путешествие .

Если вам понравились наши приключения, снимите с доски изображение доброго героя сказок. Если не понравилось – возьмите картинку героя с плохим характером.

Дети снимают с доски изображения сказочных героев.

В.: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать , спасибо вам за него.

Давайте скажем спасибо и нашим гостям, за то, что они путешествовали с нами .

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину по книгам советских писателей. Материалом для составления литературной викторины послужили литература по программе и рекомендуемая для внеклассного чтения в начальной школе.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: Выставка книг

Литературная викторина «По страницам детских книг»

1. В рассказе А.И. Куприна «Слон» имя нарядной куклы, о которой ее хозяйка сказала «Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет, есть суп»
- Соня.
2. Любимое слово Емели, которое он всегда произносил, отказываясь от работы
в русской народной сказке «По щучьему велению».
- Неохота.
3. Кличка собаки, принадлежавшей тете Наташе в рассказе Н. Носова «Дружок» из сборника рассказов «Фантазеры».
- Дианка.
4. Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
- Африка.
5. Какую должность отец прославленной Шахерезады занимал при дворе царя Шахрияра в рассказе «О царе Шахрияре и его брате» в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
- «Везирь» (визирь).
6. Ее больше всех на свете боялся Железный Дровосек в повести сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Вада
7. На них дедушка - мороз «дышит» и «узоры пишет» в стихотворении С.Д. Дрожжина «В крестьянской семье».
- Окна.
8. Куда комар впился поварихе, после чего та «побледнела, обмерла и окривела» в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Глаз.
9. «Цветочное» имя улыбчивой мышки, работавшей «дежурным директором» гостиницы в Солнечном городе в романе – сказке Н. Носова «Приключение незнайки»
- Лилия.
10. Чудесное лекарство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи в сказке «Доктор Айболит»
- Мазь
11. Какое блюдо было бы приготовлено из щуки, если бы она не умела говорить человеческим языком в русской народной сказке «По щучьему велению»
-Уха.
12. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость в сказке А.Н. Толстого повесть – сказка «Золотой ключик; или Приключения Буратино».
- Чулан.
13. В это животное Незнайка превратил «книгоглотателя» Листика с помощью волшебной палочки в романе – сказке Н. Носова «Приключения Незнайки».
- Осел.
14. То, что получил старший сын в наследство от отца в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Мельница.
15. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
- Пир.
16. Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
- Сад.
17. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея – людоеда.
- Берлога.
18. Какое дерево в лесу со всего плеча рубил Данил в русской народной сказке «Изумрудное кольцо».
- Дуб.
19. Что просили купить отца в городе две умные дочери из русской народной сказки «Наливное яблоко – золотое блюдечко»?
- По шелкутневому сарафану.
20. Как звали младшего сына в русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
- Ивашко Запечник.
21. Как зовут мальчика, мама которого работает инженером в стихотворении С. Михалкова « А что у вас»?
- Толя.
22. Каким именем Медведь назвал Барсука в рассказе Н. Сладкова «Барсук и медведь»?
- Боря.
23. Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»?
- Совок.

В мире литературных героев

Викторина по сказкам

Под звуки музыки начинает своё вступительное слово учитель.

– Сказка… Слушая сказку, каждый из нас оказывается в волшебном мире. Мы ходим по тропинкам, где никогда не ступала человеческая нога. Там летают дикие лебеди, построены дворцы из снега. В волшебной стране злой колдун превращает Царевну в лягушку, мальчика – в козленочка, поросята строят дома.

Любите ли вы русские народные сказки?

Конечно, их любят и дети и взрослые. Эти истории знакомы нам с самого раннего детства. По-доброму смеемся над ними, затаив дыхание, читаем о самых невероятных чудесах, симпатизируем любимым персонажам и страшимся злого волка и хитрой лисы

Очень много интересных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы и вспомним их, встретимся со многими героями сказок.

В нашем празднике принимают участие 3 команды.

1 команда – “Колобок”.
2 команда – “Винни-Пух”.
3 команда – “Золушка”.

Команды представлены. А теперь ознакомимся с условиями нашей игры.

Не шуметь!

Не подсказывать!

Каждая команда за один правильный ответ получает жетон. В конце КВНа посчитаем, у кого больше всех жетонов.

1-е задание. Из каких сказок эти строки? Приложение №1

– Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех. (Три медведя)


– Жили – были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок. (Бобовое зернышко)

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная ! (Заюшкина избушка)


– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь . (Заяц - хваста)

Из чего печь-то? Муки нету. Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети – авось муки и наберётся. (Колобок)


– Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала бычка кормить. (Смоляной бычок)

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня! (Петушок - золотой гребешок )


– Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает:
– Ну, мужик, давай делить!
– Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, – и отвез ему воз ботвы. (Мужик и медведь)


– Открыли, отомкнули козлятки дверь. Волк и прыгнул в избу да всех козляток съел. Только самый маленький в печку влез, там волк его и не нашёл. (Волк и семеро козлят)

Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам ! (Коза дереза)


– “Вот будет подарок жене”, – подумал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка выбрала время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла . (Лисичка-сестричка и серый волк)


– Вот их уже двое. Бежит зайчик, подбежал к рукавичке, спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто? (Руковичка)


Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. (Лиса и журавль)

2-е задание. Ребус. Ребята должны отгадать ребус и узнать название сказки. Приложение №2

Кот, лиса, облако, носок. (колобок)

3-е задание. Разгадай кроссворд? Приложение №3-4

4-е задание. Отгадать загадки и подумать, в каких сказках они встречаются? Приложение №3-4

  1. Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

  1. У нее маленький рост,
    Зато длинный хвост,
    Серенькая шубка,
    Остренькие зубки.
    (Мышь – “Курочка Ряба”, “Колосок”, “Теремок”.)
  1. Он в мундире ярком.
    Шпоры для красы.
    Днём он - забияка,
    Поутру - часы.
    (Петух-“Петушок – золотой гребешок”, “Зимовье”)
  1. Зимой беленький, летом серенький. (Заяц – “Колобок”, “Рукавичка”.)
  1. Летом по лесу гуляет,
    Зимой в берлоге отдыхает (Медведь – “Колобок”, “Три медведя”, “Маша и медведь”, “Мужик и медведь”, “Рукавичка”.)
  1. Кто имеет пятачок,
    Не зажатый в кулачок?
    На ногах его копытца.
    Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок – “Три поросёнка”, “Зимовье”)
  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёжик – “Зимовье зверей ”)


Подписи к слайдам:

– Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Жили – были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь

Из чего печь-то? Муки нету. Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети – авось муки и наберётся.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала бычка кормить.

: Два слова русского языка с прямо противоположными значениями произошли от одного слова — "бугорок". Причем, одно из этих слов означает нечто прекрасное, а другое — наоборот — ужасное. Вам предстоит назвать оба этих слова.
Подсказка: это прекрасное упоминается в одном стихотворении Б.Пастернака.

Ответ: От латинского "бугорок" произошло два слова: "туберкулез" и "тубероза" — роза, покрытая бугорками.

Комментарий: В стихотворении Б.Пастернака "Пиры" есть такие строки:
"Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю".

Вопрос 20 : А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" недвусмысленно намекал о том, какую фирму, производящую процессоры, он предпочитает. А какую?

Вопрос 21 : Есть на Волге между Нижним Новгородом и Чебоксарами небольшой город Козьмодемьянск. В начале нынешнего века этот город попал в известное литературное произведение, но под другим именем. Через этот город пролегал путь героев произведения, а события, произошедшие в этом городе, связаны с очень популярной игрой. Что это за произведение и как в нем назывался город?

Вопрос 22 : Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.

Вопрос 24 : У какого русского писателя фамилия, имя и отчество состоят из одинакового количества букв?

Ответ:
Грибоедов Александр Сергеевич,
Чаковский Александр Борисович (1913-1994),
Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855),
Бирюков Николай Зотович (1912-66),
Станюкович Константин Михайлович (1843-1903).

В стране литературных героев

Цели:

    прививать любовь к чтению;

    обогащать опыт общения детей в коллективе;

    учить организовывать досуг;

    помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;

    расширять словарный запас учащихся.

Оборудование : картинки сказочных героев, жетоны, призы.

Звучит музыка. “Приходите в гости к нам поскорее…”

Учитель: Ребята, наша сегодняшняя викторина будет состоять из нескольких этапов. Первый этап – разминка . Назови сказочных героев, которые пришли к нам в гости.


РАЗМИНКА “ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ СКАЗКИ?”
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
3. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаила Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
4. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф.)
5. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

(Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)

6. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
7. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
8. Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
9. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
10. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)


1 тур. ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?”
1.“Лежит, потягивается с боку на бок переваливается. Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать…” (Ленивица)
2. Кто эта героиня и из какой сказки?

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей – Королевич Елисей.

(Царевна из сказки “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
3. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

Месяц под косой блестит,
И во лбу звезда горит
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

(А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)
4. “Она слегка прикоснулась к ее платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями”.
Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное? (Фея, “Золушка”.)
5. Угадайте, кто это?
“Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”. (Мороз Иванович.)
6. “Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела”. Про какую девочку здесь говорится?
(Про девочку Женю из сказки В. Катаева “Цветик-Семицветик”.)

2 тур. Задания капитанам
Ученикам дается предмет, по которому они должны назвать имя героя сказки, которому принадлежит этот предмет.
Горошина(“Принцесса на горошине”)
Скорлупа грецкого ореха(“Дюймовочка”)
Синий воздушный шарик(“Вини Пух и его друзья”)
Золотой ключик (“Буратино”)
Корзинка с пирожками (“Красная Шапочка”)
Санки (Кай “Снежная королева”)
Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”)
Утиное яйцо(“Гадкий Утенок”)


3 тур. Русские народные сказки
1. Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои вершки, а мои корешки”. (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)
2. Скажите, какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки “Маша и медведь”.)
3. Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”)
4.Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
5. Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко...

(“Петушок - золотой гребешок”.)
6. Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка.)

4тур. “Отгадай меня”
Сказка 1
“Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...”
Сказка 2
“Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежала бы я на самом видном месте...”
Сказка 3
“Мне приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...”
Сказка 4
“Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...”
Сказка 5
“Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать...”
Сказка 6
“Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?..”
Сказка 7
“Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта...”
Подведение итогов. Награждение победителей .

Открытое внеклассное мероприятие по чтению

«В стране литературных героев»

во 2 «Б» классе

Учитель Корунова В.Н.

17.10.2012


«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

Б.Асафьев

Начальная школа – это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Я думаю, что лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового.

Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности.

Я считаю, наиболее благоприятными для развития творческого потенциала ребёнка являются уроки литературного чтения. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.

Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели : помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.

Развитие детского творчества, по моему мнению, в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

1) замечать любые творческие проявления учеников;

2) создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:


    познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;


    творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.


    система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.


Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д. В своей работе я использую игры- драматизации. Ученикам предлагаю представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. Сначала использую готовые сценарии, затем пишем их совместно с учащимися. Разработка характеров и речи героев позволяет мне лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Назову возможные формы драматизаций: 1)кукольный театр; 2)костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; 3)музыкальные инсценировки сказок и рассказов; 4)спектакли по собственным сценариям; 5)драматизация сказок.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы. Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры . На уроках чтения, русского языка и окружающего мира и во внеклассное время ученикам предлагаю разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, - головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Они с большим удовольствием сочиняют рассказы, стихи, потешные сказки, сказки. К урокам окружающего мира делают интересные рефераты на разные темы. С увлечением работают над созданием книжек-самоделок.

Я считаю, что наилучшим стимулом для детского творчества является свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.

Литература:


    Алешаева Н.П.. Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11.


    Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.


    Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.


    Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 1985. №10.


    Интернет – проект «Фестиваль – открытый урок» «Развитие творческой активности младших школьников».


    Сухов И. Г. Занимательные материалы: ВАКО, Москва. 2005.

МАОУ «СОШ №45»

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Корунова В.Н.

Октябрь 2012г.

Контрольная работа

1 вариант.

    Вычисли: 18 – 6 30 + 30 35 – 0

7 + 8 70 – 40 0 + 89

9 – 9 34 – 3 41 + 9

    Реши задачу. Второклассник Витя Иванов метнул мяч на 15 м, а третьеклассник Максим Петров – на 20 м. На сколько дальше метнул мяч Максим, чем Витя?

28 + 35 61 – 34

43 + 47 84 – 19

59 + 38 75 – 36

    Реши задачу. Утром в киоске было 48 газет и 25 журналов. За день продали 60 газет и журналов. Сколько всего газет и журналов осталось в киоске к концу дня?

    Построй многоугольник с вершинами в точках А, В, и С. Заполни пропуски:

В многоугольнике АВС ___ вершины, ___ стороны, ___ угла. Многоугольник АВС – это _________________.

. В

А . . С

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольник»

2 вариант.

    Вычисли: 19 – 7 20 + 50 18 – 0

6 + 7 90 – 30 0 + 42

8 – 8 57 – 5 51 + 9

    Реши задачу. Красная Шапочка несла бабушке гостинцы: 16 пирожков с повидлом и 20 с капустой. На сколько меньше было пирожков с повидлом, чем с капустой?

    Выполни действия, записывая числа столбиком.

35 + 55 72 – 18

27 + 49 94 – 57

43 + 38 81 – 43

    Реши задачу. В магазин поступило 57 кукол и 36 машин. За неделю продали 80 этих игрушек. Сколько всего кукол и машин осталось продать?

    Построй многоугольник с вершинами в точках М, Е, и К. Заполни пропуски:

В многоугольнике МЕК ___ вершины, ___ стороны, ___ угла. Многоугольник МЕК – это _________________.

. Е

М . . к