Владимир короленко краткая биография. Конспект урока чтения и развития речи "В.Г

У Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) была долгая литературная судьба, охватившая далекие друг от друга культурно-исторические эпохи. В 1879 г. он отнес свой первый рассказ «Эпизоды из жизни "искателя""» в «Отечественные записки». Одобренная Н.К.Михайловским, рукопись была отвергнута Щедриным: «Оно бы и ничего... Да зелено... Зелено очень». Большую часть своей главной книги «История моего современника», начатой в 1905 г., Короленко писал в 1918—1921 годы. Автобиографический герой остался все тем же «искателем», но изменился масштаб и тон повествования: от лирически окрашенного «эпизода» писатель перешел к эпическому полотну о своем поколении.

Короленко вырос в большой и дружной семье, где мирно уживались две национальности (украинская — отца и польская — матери), две веры (православная и католическая) и три языка (русский, польский и украинский). Семья была дворянская, религиозная, со строгими правилами. Жили сначала в Житомире, затем в Ровно; отец служил уездным судьей. Когда будущему писателю было 15 лет, умер отец, оставив семью без средств. Увлечение русской литературой, особенно Тургеневым и Некрасовым, породило юношескую мечту о профессии адвоката, защитника обездоленных. Но ровенская реальная гимназия не давала права поступить в университет, потратить же год на сдачу нужных экзаменов экстерном Короленко не мог — семья бедствовала. В 1871 г. он поступил в Петербургский технологический институт, хотя математические науки казались ему сухими и отвлеченными. В начале 1874 г. Короленко переехал в Москву и поступил в Петровскую земледельческую академию, на лесное отделение. В это время Короленко уже мечтал о писательстве и делал первые пробы. Средства к жизни приходилось добывать корректурой, черчением и дешевыми переводами.

Петровский студенческий «бунт» 1876 г., раздутый полицией, толкнул Короленко в разряд «вредных смутьянов», ссылаемых «по высочайшему повелению» (т.е. без суда и следствия). В конце жизни он напишет: «И до самой старости меня проводила та же репутация опасного агитатора и революционера, хотя я всю жизнь только и делал, что взывал к законности и праву для всех»2. Остальное Короленко относил к жанру «самодержавного помешательства» и «жандармских фантазий», что обошлось ему в 7 лет тюрем, этапов и ссылок.

Во второй половине 1880 г. «административный порядок» несколько помягчел, и Короленко был возвращен с сибирского этапа и оставлен в Перми, где нашел службу на железной дороге. Успешно шла и писательская работа (в столичном журнале появился уже третий рассказ). Но 1 марта 1881 г. был убит Александр II, и потребовалась присяга новому императору. Короленко дважды прошел церемонию общей присяги, но в качестве ссыльного от него потребовали индивидуальной присяги. Ссылаясь на два года бессудных преследований, Короленко дал письменный отказ и этим совершил «преступление», непредусмотренное сводом российских законов.

Осенью 1884 г., когда кончился срок якутской ссылки, Короленко принял решение: если вновь потребуют присяги — не давать. К счастью, не потребовали. После Сибири Короленко поселился в Нижнем Новгороде, где прошло самое светлое десятилетие его жизни: вышла первая книга «Очерков и рассказов» (М., 1886), Владимир Галактионович счастливо женился, родились дочери. Первое время приходилось брать любую работу: кассира на пристани, агента Общества драматических писателей, сотрудника Нижегородской архивной комиссии. Однако очень скоро эти службы отступили перед работой журналиста и писателя.

В ноябре 1892 г. Короленко участвовал в преобразовании журнала «Русское богатство», перешедшего к Н.К.Михайловскому; в 1894 г. стал пайщиком и членом литературно-редакционного комитета этого журнала; в июне 1895 г. — его официальным издателем; в начале 1896 г. переехал в Петербург, чтобы принять непосредственное участие в работе редакции. После смерти Михайловского в 1904 г. стал главным редактором и духовным средоточием «Русскогобогатства» («Всякий журнал есть портрет его редактора»,— писал Владимиру Галактионовичу А.Г.Горнфельд 20 декабря 1920 г.).

С 1893 г. в издании «Русского богатства» выходят все новые сборники произведений Короленко. До революции журнал народнической демократии стойко переносил цензурные бури, приостановки, прекращения, вынужденные переименования, судебные процессы и т.п. В 1918 г. был разгромлен, по слову Короленко, вместе со всей свободной русской прессой.

С 1900 г. Короленко жил в Полтаве, которая в годы гражданской войны около десяти раз переходила из рук в руки, и всякий раз вспыхивали грабежи, погромы, массовые обыски, аресты, расстрелы. И каждый раз приходилось хлопотать о какой-нибудь стороне.

Последнее ходатайство милосердия он подписал за девять дней до смерти. Поехать за границу для лечения — отказался. В 1918 г., во время празднования в Петрограде 65-летая Короленко (в его отсутствие), Горнфельд — парадоксально и неожиданно — назвал Владимира Галактионовича сверхчеловеком, видя сверхчеловеческое в «нравственной неизбежности» поступков Короленко, его готовности делать то, что «представляется невозможным робкому уму и вялой воле».

Урок литературы в 5 классе

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Автор : Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «сош №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация : разработка урока литературы для 5 класса на тему «Жизненная драма детей и взрослых в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе»». Данный материал может быть полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Конспект урока литературы в 5 классе «Жизненная драма детей и взрослых в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе»» .

Цель:
1. Познакомиться с произведением, понять, для чего оно написано, почему оно так важно для нас.
2. Научиться определять, что перед нами – повесть, рассказ или роман.
3. Научиться понимать то, что хотел сказать автор читателю. Для этого мы познакомимся с новыми для вас определениями – пейзаж, портрет.
Оборудование : учебник-хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной, иллюстрации к произведению, рабочая тетрадь.
Тип урока : Комбинированный
Вид урока : смешанный
Внутрипредметные связи: с историей русской литературы, с литературоведением.
Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа), метод творческого чтения (комментированное чтение).
Ход урока:
I. Организационный момент. Отметка присутствующих.
II. Подведение к изучению новой темы.
Сегодня мы с вами изучаем очень интересное и важное для вас произведение. Оно об отношениях между людьми, о сочувствии, о взаимопонимании. Обо всем этом мы будем разговаривать подробно в течение 2-3 уроков.
III. Выявление первичного впечатления.
- Вы прочитали произведение. Каково ваше впечатление от прочитанного?
- Что вам понравилось в произведении?
- Какие эпизоды особенно запомнились?
- Кто из героев впечатлил? Почему?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали произведение?
IY. Изучение новой темы.
- Мы с вами знаем, что литературные произведения делятся на эпос, лирику и драму. Лирика представлена в основном в стихах, в лирике показывается внутренний мир героя. Драма – это в основном пьесы, а пьесы предназначены для постановки на сцене. Сегодня же мы с вам будем знакомиться с эпосом. Но и эпос делится на 3 разновидности (рисунок 1).

Файл "/upload/blogs/13039_a452eb4c48bd04b37926c96a1eb4522e.bmp.jpg" не найден!


- Произведение Короленко – это рассказ, повесть или роман? (повесть, так как в 3 главных героя – Валек, Маруся и Вася, повествуется не о протяжённом отрезке времени, есть несколько сюжетных линий).
- Мы определили, что это повесть. В ней рассказывается о жизни ребенка из благополучной семьи и семьи нищих. Вот пересечение жизненного пути Васи и жизненного пути Тыбурция приводит к их изменению.
Y. Литературоведческая беседа.
- Давайте еще раз взглянем на тему урока. Все ли слова вам знакомы?
- Как вы понимаете слово драма? Когда так говорят: «У него случилась драма»?
- Драма – это тяжелое событие, переживание, причиняющее душевные страдания?
- Какие слова темы звучат особенно страшно и почему? (Драмы детей.)
- Вдумайтесь в название темы. Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (постараться понять, в чем заключаются драмы взрослых и драмы детей, где начало этих драм).
- Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем раскрывать ее постепенно, поэтапно, из урока в урок.
- Давайте кратко охарактеризуем, в чем драма главных героев? Какие с ними случаются несчастья? (У Васи нет мамы, с отцом у него непонимание.)
- А хотел бы Вася, чтобы отец его любил, ласкал? Найдите в тексте доказательство этого.
- Какая драма у Валека и Маруси? (они живут в подземелье, голодают, у них тоже нет мамы).
YI. Анализ текста.
- Давайте посмотрим, какие средства использует автор для того, чтобы показать нам жизненные драмы людей. Обратимся к тексту. Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город. Какие ключевые слова мы можем выделить?
- Каковы ваши впечатления?
- Какой цвет преобладает в описании города?
- Какое главное архитектурное украшение этого города? (вот представьте, в Дзержинске украшение – это …, а в этом городе тюрьма).
- Представляете, как же выглядит остальной город, если тюрьма – украшение?! Хотелось бы там жить? Почему?
- Ребята, как вы думаете, зачем автор именно так описывает город?
- Как называется такое описание города, природы в произведении? (пейзаж).
- Запишем в тетрадь определение пейзажа.
Пейзаж – это элемент литературного произведения, который может включать описание города, деревни, природы.
- Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство. Прочитав такое описание города, нам становится страшно, возникает предчувствие чего-то нехорошего).
- Когда бывает мрачен пейзаж? (кого печален человек). Давайте посмотрим, действительно ли печальны люди в этом городе.
- Как относился герой к замку в Княж-городе?
- А когда это отношение изменилось (после того, как выгнали людей).(рисунок 2)

Найдите в тексте, как выгоняли людей из замка. Кто эти люди? (нищие – это люди, у которых нет жилья, работы, а значит, они голодают). Этих нищих выгоняют в дождь, ночью.
- А почему они не хотят уходить (потому что им некуда идти, у них нет дома, очень страшно жить, когда у людей нет дома.)
- От чьего лица ведется повествование? (от автора-повествователя)
- В литературе есть особый способ преподнесения материала – автор-повествователь. Давайте запишем в тетрадь определения.
Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.
Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.
- Почему Короленко берет за автора-повествователя мальчика? (потому что именно дети особенно чутко воспринимают жестокость, несправедливость мира).
- Давайте рассуждать. Бывали ли с вами ситуации, когда вы сочувствовали нищим людям, хотели им что-то дать? А что вам говорили ваши родители?
- Как мальчик относится к нищим (с сочувствием, не с жалостью!)?
- Найдите в тексте доказательства этого сочувствия.
- Особую роль в произведениях играет описание внешности героев, через это описание автор передает свое отношение к героям, к происходящему.
- Как называется описание внешности героя? (портрет). Вам знакомо это понятие?
Давайте запишем ещё одно определение.
Портрет – это одно из средств художественной характеристики, изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
- Давайте посмотрим описание внешности Маруси и Валека. Найдите те черты, которые выражают отношение героя к Марусе и Валеку. (рисунок 3)

Тема: В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».

Слово о писателе.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА, СЫНА, ДОЧЕРИ В ПОВЕСТИ

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, человека необычайной душевной красоты, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся глубокий эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль портретов, пейзажа, сравнений, обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев, представления о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; побуждать к оптимистическому восприятию окружающего мира.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве В. Г. Короленко (учебник, с. 12).

Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. Отец его был уездным судьей, человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию.

В. Г. Короленко закончил Ровенскую гимназию, поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, но был исключен за протест против действий начальства.

Его «университетами жизни» становятся тюрьмы, этапы, ссылки - это награды за взгляды на жизнь. Все это не мешает писать, кроме этого он успевает научиться сапожничать, работает на железной дороге.

В 1885 г. в якутской слободе Амга была написана повесть «В дурном обществе». Именно в Якутск был выслан тридцатитрехлетний мастер пера за отказ присягать на верность царю Александру III.

Подводя итог своей жизни, В. Г. Короленко писал: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».

Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя», с. 12-13.

II. Слово о произведении.

Повесть Короленко является одним из лучших произведений в литературе ХIХ в. о дружбе между детьми. Читая произведение, открываешь для себя мир взаимоотношений героев, понимаешь важность взаимопонимания в дружбе, ценность помощи, заботы и поддержки друзей в тяжелый момент, осознаешь тяжесть одиночества.

II I . Чтение глав I и I I - «Развалины», «Я и мой отец» (учебник, с 13-19).

I V . Анализ прочитанного.

Вопросы:

1. Понравилось ли вам произведение? Какие эпизоды особенно взволновали вас? Почему?

2. Кто ведет рассказ? В каких прочитанных вами произведениях рассказ ведется от лица участника событий?

3. Как сам рассказчик относится к обездоленным людям?

4. Можно ли утверждать, что описание города в начале рассказа автор дает для создания определенного настроения у читателя? Какого? (Перечитать описания.)

5. Прав ли был старый Якут, разогнав нищих, обездоленных людей из замка?

6. При чтении текста создается впечатление, что Вася сочувствует беде униженных людей. Что послужило причиной того, что замок стал противен герою?

8. Чем можно объяснить то, что автор в первой главе знакомит нас с Тыбурцием и его семьей? (Перечитать портретные описания героев.)

9. Что думали друг о друге судья и его сын? Какие они были на самом деле? Как вы относитесь к этим героям? Почему между родными людьми нет доверия? Можно ли утверждать, что Вася одинок в своей семье? Одинок ли отец? Что приводит Васю к бродяжничеству?

Тяжелые переживания отца, его замкнутость отталкивают Васю, мальчик замыкается в себе. Но из текста понятно, что за угрюмостью, суровостью, строгостью стоит кристально чистый, честный, несчастный человек, подавленный смертью любимой жены. Смех, веселость Васи вызывают у отца раздражение и неприязнь к сыну, он не подозревает о сложных переживаниях мальчика.

Домашнее задание: прочитать III , I V главы; подготовить пересказ от 3-го лица эпизодов «В часовне» и «Валек и Маруся - дети подземелья», включая описание природы, а также портретные описания героев.

украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель

Владимир Короленко

Краткая биография

Влади́мир Галактио́нович Короле́нко (27 июля 1853, Житомир - 25 декабря 1921, Полтава) - украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902, с 1918).

Детство и юность

Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи. Согласно семейному преданию, дед писателя Афанасий Яковлевич (1781-1860) происходил из казацкого рода, восходившего к миргородскому казачьему полковнику Ивану Королю; сестра деда Екатерина Короленко - бабушка академика Вернадского .

Житомирский дом, в котором прошли детские и ранние юношеские годы В. Короленко, с 1972 года - музей

Отец писателя, суровый и замкнутый и вместе с тем неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810-1868), имевший на 1858 г. чин коллежского асессора и служивший житомирским уездным судьёй, оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлён писателем в его знаменитом рассказе «В дурном обществе ». Мать писателя, Эвелина Иосифовна, была полькой, и польский язык был в детстве для Владимира родным.

Могила отца и младшей сестры писателя В. Г. Короленко. г. Ровно, Украина

У Короленко был старший брат Юлиан, младший - Илларион и две младшие сестры - Мария и Эвелина. Третья сестра, Александра Галактионовна Короленко, умерла 7 мая 1867 года в возрасте 1 года и 10 месяцев. Похоронена в г. Ровно.

Владимир Короленко начал учёбу в польском пансионе Рыхлинского, затем учился в Житомирской гимназии, а после того как отец был переведён по службе в Ровно, продолжил среднее образование в Ровенском реальном училище, окончив его уже после смерти отца. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность и ссылка

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции. В Кронштадте молодой человек зарабатывал на жизнь чертёжной работой.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“». Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки», однако первая проба пера оказалась неудачной - редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

Литературный дебют в журнале «Слово», 1879, № 7

3 июня 1879 года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября 1879 года Короленко был отправлен в Бисеровскую волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880 года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское писатель был выслан сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую пересыльную тюрьму.

Из Вышнего Волочка отправлен в Сибирь, но возвращен с дороги. 9 августа 1880 года вместе с очередной партией ссыльных он прибыл в Томск для дальнейшего следования на восток. Находился на ныне ул. Пушкина , 48.

«В Томске нас поместили в пересыльную тюрьму, большой каменный одноэтажный корпус, - вспоминал впоследствии Короленко. - Но на следующий день в тюрьму явился губернаторский чиновник с сообщением, что верховная комиссия Лорис-Меликова, рассмотрев наши дела, постановила освободить несколько человек, а шестерым объявить, что они возвращаются в пределы Европейской России под надзор полиции. В их числе оказался и я…»

С сентября 1880 года по август 1881 года жил в Перми в качестве политического ссыльного, служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге. Давал частные уроки пермским учащимся, в том числе дочери местного фотографа Марии Морицовне Гейнрих, ставшей впоследствии женой Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В марте 1881 года Короленко отказался от индивидуальной присяги новому царю Александру ІІІ и 11 августа 1881 года был выслан из Перми в Сибирь. Вторично прибыл в Томск в сопровождении двух жандармов 4 сентября 1881 года и был доставлен в так называемый тюремный замок, или, как его именовали арестанты, «Содержащую» тюрьму (ныне перестроенный 9 корпус ТПУ на улице Аркадия Иванова, 4).

Срок ссылки в Сибири отбывал в Якутии в Амгинской слободе. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885-1895) - период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи.

В январе 1886 года в Нижнем Новгороде Владимир Галактионович женился на Евдокии Семёновне Ивановской, которую давно знал; с ней он проживёт всю оставшуюся жизнь.

В. Г. Короленко. Нижний Новгород, 1890-е годы.

В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы », в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара » (1885), «В дурном обществе » (1885) и «Слепой музыкант » (1886). В них Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые наблюдениями, философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала повесть «Без языка » (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895-1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство » (главный редактор с 1904 года). В этот период публикуются новеллы «Марусина заимка » (1899), «Мгновение » (1900).

В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В 1905 году построил дачу на хуторе Хатки, и до 1919 года проводил здесь с семьёй каждое лето.

В последние годы жизни (1906-1921) Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника », которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Произведение осталось незавершённым. Писатель умер, работая над его четвёртым томом, от воспаления легких.

Похоронен в Полтаве на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 года могила В. Г. Короленко была перенесена на территорию Полтавского городского сада (теперь это Парк «Победа»). Надгробный памятник выполнен советским скульптором Надеждой Крандиевской.

Публицистика и общественная деятельность

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891-1892 годов (цикл эссе «В голодный год »), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с малороссийскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия », 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление », 1910).

Владимир Короленко. Портрет И. Е. Репина.

В своей литературной общественной деятельности обращал внимание на угнетённое положение евреев в России, был их последовательным и активным защитником.

В 1911-1913 годах Короленко выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев. Именно В. Г. Короленко был автором обращения «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев», которое было опубликовано 30 ноября 1911 года в газете «Речь», и перепечатано другими печатными органами и вышло отдельным изданием в 1912 г.

В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым , Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым и Петром Боборыкиным был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 году сложил с себя звание академика в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького . После свержения монархии Российская академия наук в 1918 году избрала Короленко почётным академиком повторно.

Отношение к революции и гражданской войне

В 1917 году А. В. Луначарский говорил, что на должность первого президента Российской Республики подходит Короленко. После Октябрьской революции Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко - гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому » (1920) и «Письмах из Полтавы » (1921).

Короленко и Ленин

В. И. Ленин впервые упомянул о Короленко в своей работе «Развитие капитализма в России» (1899). Ленин писал: «сохранение массы мелких заведений и мелких хозяйчиков, сохранение связи с землей и чрезвычайно широкое развитие работы на дому, - всё это ведёт к тому, что весьма многие „кустари“ в мануфактуре тяготеют ещё к крестьянству, к превращению в мелкого хозяйчика, к прошлому, а не к будущему, обольщают ещё себя всяческими иллюзиями о возможности (посредством крайнего напряжения работы, посредством бережливости и изворотливости) превратиться в самостоятельного хозяина»; «для единичных героев самодеятельности (вроде Дужкина в „Павловских очерках“ Короленко) такое превращение в мануфактурный период ещё возможно, но, конечно, не для массы неимущих детальных рабочих». Ленин, таким образом, признавал жизненную правдивость одного из художественных образов Короленко.

Вторично Ленин упомянул о Короленко в 1907 году. С 1906 года в печати стали появляться статьи и заметки Короленко об истязаниях малороссийских крестьян в Сорочинцах действительным статским советником Филоновым. Вскоре после публикации в газете «Полтавщина» открытого письма Короленко с разоблачениями Филонова, Филонов был убит. Началась травля Короленко за «подстрекательство к убийству». 12 марта 1907 года в Государственной думе монархист В. Шульгин назвал Короленко «писателем-убийцей». В апреле того же года в Думе должен был выступать представитель социал-демократов Алексинский. Для этого выступления Ленин написал «Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе». Упомянув в нём сборник статистических материалов департамента земледелия, обработанных неким С. А. Короленко, Ленин предостерёг от смешения этого лица со знаменитым однофамильцем, имя которого недавно было упомянуто на заседании Думы. Ленин отметил: «Обработал эти сведения г. С. А. Короленко - не смешивать с В. Г. Короленко; не прогрессивный писатель, а реакционный чиновник, вот кто этот г. С. А. Короленко».

Есть мнение, что сам псевдоним «Ленин» был выбран под впечатлением от сибирских рассказов В. Г. Короленко. Об этом пишет исследователь П. И. Негретов со ссылкой на воспоминания Д. И. Ульянова.

В 1919 году Ленин в письме к Максиму Горькому подверг резкой критике публицистическую работу Короленко о войне. Ленин писал:

«Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (д е л а м и, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки) и гибели десятков тысяч…

В 1920 году Короленко написал шесть писем Луначарскому, в которых критиковал внесудебные полномочия ЧК по вынесению смертных приговоров, а также призывал отказаться от идеалистической политики военного коммунизма, которая разрушает народное хозяйство, и восстановить естественные экономические отношения. По имеющимся данным, инициатива контакта Луначарского с Короленко исходила от Ленина. Согласно воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, Ленин надеялся, что Луначарский сумеет изменить негативное отношение Короленко к советскому строю. Встретившись в Полтаве с Короленко, Луначарский предложил, чтобы тот писал ему письма с изложением своих взглядов на происходящее; при этом Луначарский неосторожно пообещал опубликовать эти письма вместе со своими ответами. Однако на письма Луначарский не ответил. Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году они были опубликованы в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. О том, что Ленин читает письма Короленко к Луначарскому, 24 сентября 1922 года сообщалось в «Правде».

Псевдонимы

  • Архивариус;
  • В. К.;
  • Вл. К.;
  • Гм-гм;
  • Журналист;
  • Зритель;
  • Зырянов, Парфён;
  • И. С.;
  • К-енко, В.;
  • К-ко, Вл.;
  • Кор., В.;
  • Кор., Вл.;
  • Кор-о;
  • Кор-о, Вл.;
  • Корол., Вл.;
  • Кор-ский, В. Н.;
  • Король, Вл.;
  • Летописец;
  • Маленький человек;
  • Н. А.;
  • Н. О.;
  • Незваный, Андрей;
  • Не-статистик;
  • Нижегородец;
  • Нижегородский сотрудник «Волжского вестника»;
  • О. Б. А. (с Н. Ф. Анненским);
  • Обыватель;
  • Пассажир;
  • Полтавец;
  • Провинц. наблюдатель;
  • Провинциальный наблюдатель;
  • Простодушный читатель;
  • Прохожий;
  • Старожил;
  • Старый читатель;
  • Тентетников;
  • П. Л.;

Семья

  • Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской - революционерке-народнице.
  • Двое детей: Наталья и Софья. Ещё двое умерли во младенчестве.
  • Сёстры жены П. С. Ивановская, А. С. Ивановская и брат жены В. С. Ивановский - были революционерами-народниками.

В. Г. Короленко в кругу своей семьи. Слева направо: Евдокия Семёновна - жена В. Г. Короленко, Владимир Галактионович и его дочери - Наталья и Софья.

Оценки

Современники высоко ценили Короленко не только как писателя, но и как человека и как общественного деятеля. Обычно сдержанный И. Бунин сказал о нём: «Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко». А. Луначарский после Февральской революции высказал мнение, что именно Короленко следовало бы стать президентом российской республики. У М. Горького Короленко вызывал чувство «непоколебимого доверия». Горький писал: «Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил В[ладимир] Г[алактионович] с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день». А. Чехов отзывался о Короленко так: «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем - весело».

Библиография

Издание произведений

  • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. - СПб., 1907-1912.
  • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. - Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
  • Полное собрание сочинений, тт. 1-5, 7-8, 13, 15-22, 24, 50-51; Посмертное изда­ние, ГИЗ Украины, Харьков - Полтава, 1922-1928.
  • Сибирские очерки и рассказы, ч. 1-2. М., Гослитиздат, 1946.
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1953-1956.
  • В. Г. Короленко о литературе. М., Гослит­издат, 1957.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. - М., 1960-1961.
  • Собрание сочинений в 6-ти томах. - М., 1971.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. - Л., Художественная литература, 1989-1991.
  • История моего современника в 4-х томах. - Л., 1976.
  • Владимир Короленко . Дневник. Письма. 1917-1921. - М., Советский писатель, 2001.
  • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. - М., 2002.
  • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914-1916. - 2011. - 352 с. - 1000 экз. ;
  • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 2. 1917-1918. - 2012. - 448 с. - 1000 экз. ;
  • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 3. 1919-1921. - 2013. - 464 с. - 1000 экз. ;
  • Неизданный В. Г. Короленко (1914-1921): дневники и записные книжки. - М.: Пашков дом, 2013. - Т. 1. 1914-1918. - 352 с.
  • Неизданный В. Г. Короленко (1914-1921): дневники и записные книжки. - М.: Пашков дом, 2013. - Т. 2. 1919-1921. - 400 с.

Экранизации произведений

  • Долгий путь (СССР, 1956, режиссёр Леонид Гайдай).
  • Полесская легенда (СССР, 1957, режиссёры: Петр Василевский, Николай Фигуровский).
  • Слепой музыкант (СССР, 1960, режиссёр Татьяна Лукашевич).
  • Среди серых камней (СССР, 1983, режиссёр Кира Муратова).

Музеи

Вид на дачу от входа в музей.
Посёлок Джанхот (Краснодарский край)

  • Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.
  • В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 работает музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
  • Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
  • На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 году открыт дом-музей писателя.
  • В Полтаве существует Музей-усадьба В. Г. Короленко - дом, в котором писатель прожил последние 18 лет жизни.
  • Ландшафтный заказник общегосударственного значения «Дача Короленко». Полтавская область, Шишакский район, село Малый Перевоз (бывший хутор Хатки). Здесь писатель отдыхал и работал летом с 1905 года.
  • Виртуальный музей В. Г. Короленко

Память

Библиотеки имени В. Г. Короленко

  • Харьковская государственная научная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Черниговская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Глазовская публичная научная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Библиотека № 44 имени В. Г. Короленко в Москве
  • Библиотека в Ижевске
  • Воронежская областная библиотека для слепых имени В. Г. Короленко
  • Курганская областная специальная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Районная библиотека № 13 в Перми
  • Центральная библиотека в Геленджике
  • Детская библиотека № 6 в Санкт-Петербурге
  • Библиотека № 26 в Екатеринбурге
  • Библиотека-филиал № 11, г. Запорожье
  • Детская библиотека в Новосибирске
  • Центральная библиотека в Мариуполе
  • Центральная районная библиотека им. В. Г. Короленко Нижегородского района в Нижнем Новгороде
  • Павловская центральная библиотека им. В. Г. Короленко. Павлово, Нижегородская область
  • Полтавский педагогический университет им. В. Г. Короленко.
  • Полтавская школа №10 1-3 ступеней им. В. Г. Короленко

Улица Короленко

Другие учреждения

  • В 1961 году Государственному русскому драматическому театру Удмуртии в Ижевске присвоено имя В. Г. Короленко, выступившего в качестве защитника удмуртских крестьян в Мултанском деле. О событиях дела поставлен спектакль «Русский друг».
  • В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).
  • Имя Короленко присвоено Полтавскому государственному педагогическому институту, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.
  • Средней общеобразовательной школе № 14 в Нижнем Новгороде
  • Учебно-воспитательному комплексу им. В. Г. Короленко в Харькове
  • Школе № 3 в Керчи
  • Школе № 2 в г. Ногинске (Подмосковье)
  • Имя было присвоено пассажирскому теплоходу СССР.
  • В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.
  • В 1978 году к 125-летию писателя установлен памятник возле дачи в селе Хатки Шишакского района Полтавской области.
  • В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

Цель работы школьной мастерской – подготовить рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Какое впечатление произвел на вас городок Княжье-Вено?
  • Какое здание было лучшим архитектурным украшением города?
  • Где находился старинный замок, принадлежавший графскому роду?
  • Какие легенды ходили вокруг него?
  • Кто обитал в замке? Почему старыйЯнуш получил право решать, кому жить в нем?
  • Где нашли себе пристанище изгнанники из замка?
  • Чем выделялся среди «дурного общества» ТыбурцийДраб?
  • Почему Вася – сын судьи – оказался в обществе обездоленных?
  • При каких обстоятельствах происходит знакомство Васи с детьми Тыбурция?
  • Что притягивает Васю к новым друзьям?
  • Как Вася относится к тому, что Валек ворует еду для голодной сестры?
  • Почему дети испугались, когда Тыбурций застал их за играми?
  • Как относятся к Васе взрослые члены «дурного общества»?
  • Как Вася пытается помочь заболевшей Марусе?
  • Почему героя не выпускают из дома после пропажи куклы?
  • Как изменились отношения отца и сына после того, как Тыбурций вернул куклу и сообщил о смерти Маруси?
  • Как судья помогает отверженным в опасную для них минуту?
  • Почему Вася и Соня, покидая родной город, произносят свои обеты на могиле Маруси?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Повесть Короленко “В дурном обществе” автобиографична. В частности, в ней описывается город Ровно, где учился в гимназии будущий писатель.

Совершенно особая ситуация детских лет жизни В.Г. Короленко, связанная с двойственностью его социального положения (дворянин по происхождению, фактически – разночинец), национальной принадлежности (мать – полька, отец – украинец), способствовала формированию у него редкого человеческого таланта, без которого немыслим и талант писателя, – умения встать на точку зрения другого человека и увидеть мир сквозь призму его понятий, принципов, представлений.

Отсюда же происходит и исключительная чуткость Короленко, необычайная мягкость, доброта и одновременно твердость, непримиримость взглядов и мнений, решительность поступков, когда честь и совесть писателя требовали однозначных оценок и конкретных действий».

(А.Г. Горнфельд )

  • Что такое «автобиография»? Почему повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» называют автобиографической? Обратитесь к словарю!
  • Что способствовало формированию у писателя в детстве редкого человеческого таланта?
  • В чем он проявлялся?

II.Задания для создания эвристической ситуации:

«В повести Короленко затрагивает такие вечные темы, как дружба, любовь, добро, сопереживание. Она раскрывает тяжелую жизнь бедных людей, существующих в условиях бесправия и нищеты, которые, несмотря ни на что, знают и умеют ценить дружбу и отзывчивость, обладая многими качествами, которых зачастую не хватает более успешным людям». (Ю.И. Айхенвальд )

  • Какие, на ваш взгляд, добрые поступки совершил Вася, познакомившись с детьми Тыбурция?
  • Что такое «сопереживание»? Кто из героев повести испытывает это чувство?
  • Как вы думаете, какими качествами обладают бедные люди, и каких – не хватает более успешным людям? Приведите примеры из повести В.Г. Короленко.

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«“В дурном обществе” Короленко рисует колоритные образы бродяг, стремящихся к независимости, воле, он воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества и солидарности». (М.А. Соколова )

  • Назовите имена бродяг, образы которых рисует Короленко в своем произведении. Кто из них произвел на вас большее впечатление?
  • Согласны ли вы с М.А. Соколовой в том, что писатель воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества? Приведите примеры.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Тыбурций, находящийся на самом дне жизни, – носитель поэзии, гордости, независимости». (Г.А. Вялый )

  • Чем необычен был человек по имени ТыбурцийДраб?
  • Как вы понимаете выражение «дно жизни»?
  • Согласны ли вы с тем, что Тыбурций – «носитель поэзии, гордости, независимости»?
  • В чем проявлялась любовь Тыбурция к своим детям?

2. «Замечательного мастерства достигает писатель в создании портрета. С необычайной глубиной передает он психологию человека, тончайшие оттенки его душевных переживаний». (М.А. Соколова )

  • Как в портретах Валека и Маруси проявляется авторское отношение к героям?
  • Для чего в портретах Маруси и Сони автор использует прием контраста (противопоставления)?
  • Кому из героев «В дурном обществе» принадлежит следующий портрет?

«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».

  • Почему мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе Тырбуция?

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы :

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«В повести Короленко есть такая сцена. Дети играют в жмурки в подземелье. Но вдруг игра прерывается самым неожиданным образом. Внезапно вошедший хозяин и глава этого подземного мира нищий бродяга пан Тыбурций хватает героя рассказа, сына городского судьи, Васю, за ногу: “Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала”.

Нечто подобное будет происходить с героями Короленко, только не в прямом, а в переносном смысле. В силу тех или иных обстоятельств персонажи рассказов писателя часто попадают в такое положение, когда окружающий их мир, люди, события, привычные взгляды и мнения вдруг открываются для них с совершенно иной точки зрения, освещаются непривычным светом, поворачиваются такой своей стороной, о существовании которой они и не подозревали. И тогда “повязка падает с их глаз”. Но это значит не только то, что они узнали нечто неизвестное им ранее или увидели то, что было скрыто от них. С этого момента начинается самопознание героев Короленко.

Взглянуть на мир и самого себя глазами представителей “дурного общества” и многое увидеть заново, переоценить и переосмыслить Васе удалось благодаря некоторой двойственности своего социального поведения. Он – сын известного в городе судьи, но ведет жизнь уличного мальчишки, почти бродяги.

Усвоенные Васей нравственные принципы и правила поведения, оказывается, совсем не являются бесспорными для его новых друзей. Более того, становясь на точку зрения Маруси и Валека, мальчик и сам инстинктивно понимает, что даже такая бесспорная для него истина, как “нехорошо воровать”, для его друзей не только не обязательна, но имеет прямо противоположный смысл. И когда Вася вспоминал, например, как его голодная подруга ела ворованное мясо, он, вопреки усвоенным им взглядам, “радовался ее радостью и радостью Валека”.

Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного, прежде абсолютно недоступного для него. Например, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Новые друзья, подчеркивает Короленко, кроме того, “указали мне на моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него”, и Вася узнает, что отец – один из самых честных людей в городе. “Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений”, – говорит о себе рассказчик, что, по мнению Короленко, является предпосылкой “более сложной точки зрения на мир”, чем та уверенность в справедливости собственных взглядов и мнений, которая была у него до знакомства с “дурным обществом”».

(Б.В. Аверин )

  • Какой глубокий смысл скрывается за выражением «повязка упала с глаз моих»?
  • Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе, «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Коллективное выполнения задания:

1.Каким вы представляете Васю? Попробуйте словесно нарисовать его портрет.

2.Сформулируйте обеты (обещания), которые давали Вася и Соня на могиле Маруси.

3. Каким человеком вы видите взрослого Васю? Чему он посвятит свою жизнь?

4. Напишите сочинение на тему «Взрослая жизнь Васи, героя повести В.Г. Короленко “В дурном обществе”».

5. Подготовьте рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»