Вокал: что такое вокал и его основные типы. Виды вокала Направления эстрадного вокала

Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?

Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.

Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об , ни о . Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.

Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. В этом также заключается сложность. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.

В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Ещё одним отличием эстрадной музыки является манера пения, которая основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Здесь находятся очень тонкие грани смешения разных вокальных стилей, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Так, например, в оперной технике belcanto нет частых резких скачков и быстрой смены певческих регистров, что можно встретить в эстрадной технике. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, эстрадный вокал как бы уступает по сложности овладения и является более простым технически, так как рассчитан на более доступное для слушателей восприятие, а вместе с тем и простоту, то с другой стороны, эта так называемая простота только кажущаяся, ведь исполнитель точно так же должен уметь владеть своим голосом, как и классический певец, точно так же должен долго учиться и овладевать техникой пения. А как пользоваться своими умениями и талантом – выбор каждого из нас, это дело вкуса.

Уроки эстрадного вокала с нашими преподавателями откроют вам много нового: вы не только разовьете свой голос и разучите эстрадный репертуар, но и научитесь отделять хороший вокал от плохого, качественный от некачественного. И сами сможете стать образцом для подражания. Мы научим вас управлять своим голосом и придавать ему различные краски и оттенки, увеличим ваш вокальный диапазон и, конечно, разовьем индивидуальный тембр голоса, который с каждым уроком вокала будет все интереснее слушателям.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы!

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

Постановка дыхания на уроках эстрадного вокала

Правильная постановка дыхания – это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Правильное использование дыхательного аппарата дает возможность не только петь на одном дыхании длинные фразы, но, главное, открывает новые возможности для вашего голоса. Использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время эстрадного пения снимает нагрузку и давление (зажим) с мышц горла. За счет этого горло никогда не устанет, вы не сможете сорвать голос и дадите ему возможность развиваться и вверх, и вниз одинаково легко. На уроках вокала вы освоите специальные упражнение на развитие мышц, отвечающих за опору при пении. Более подробно об этом читайте на странице Постановка дыхания.

Постановка голоса и его развитие на уроках эстрадного вокала

Чем отличается постановка голоса для эстрадного вокала от постановки голоса для других видов пения на наших уроках вокала, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для эстрадного пения, и упражнения, подготавливающие голос к джазовому пению или академическому вокалу, - одни и те же. Но в разных видах пения используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения. Без специального тренинга на уроках вокала вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники. А значит, сможете петь только самые простые (часто примитивные) эстрадные песни при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения – полуречитативная. Качественный же эстрадный вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения.

Часто на первом этапе обучения эстрадному вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с нашими преподавателями академического вокала. Ведь, выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на занятиях вы его правильно тренировали. Современных же эстрадных исполнителей чаще всего без микрофона не услышишь вообще. Потому что они с самого начала приучены к пению в микрофон без опоры, без правильной постановки голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках эстрадного вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробнее об этом читайте в статье Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала.

Нашими специалистами разработана специальная эффективная методика обучения вокалу, которая позволит вам добиться очень хороших результатов за меньшие деньги! Подробнее об этом читайте на странице “Уроки вокала дешевле!”

Вокальные приемы пения в эстрадном вокале

Самый простой прием в эстрадном пении (как и в академическом пении) и самый сложный одновременно – это кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena - пение), что значит максимально певучее звучание, плавный ровный переход одного звука в другой. Это базовый прием, то, что вы начинаете отрабатывать уже на первых уроках эстрадного вокала. Только после того, как вы освоите этот прием пения, можно переходить к разучиванию других приемов пения. Кантилена переводится как пение. Пение это как раз и есть владение плавным и певучим звучанием голоса.

В современной эстрадной музыке есть много направлений, которые предполагают владение другими различными приемами пения:

Рэп – это ритмичный речитатив на фоне инструментального сопровождения. Партия солиста – рэпера предполагает виртуозное владение голосом в пределах разговорного диапазона. Часто непрофессиональный подход исполнителя к речитации приводит к тому, что голос садится и начинает болеть горло. Призываем вас отнестись к этому серьезно и освоить другую манеру речитации, с помощью которой полностью снимается нагрузка с горла. На уроке эстрадного вокала наш преподаватель поможет вам освоить приемы чтения рэпа.

Р’н’Б (R&B) музыка использует мягкий мелодичный вокал, идущий от манеры пения афроамериканцев. В сравнении с обычной поп-музыкой требует более виртуозного владения голосом, большой подвижности голоса.

Соул – одно из направлений джазовой музыки. В современной эстрадной музыке спокойного, размеренного характера часто можно услышать влияние этого джазового стиля. Соул опирается на блюзовую гамму и блюзовые гармонии, отсюда вокальные приемы исполнения – соскальзывающие интонации, заниженные ступени звукоряда, глиссандо и т.д.

Рок, метал – такие стили, как: дэт-, блэк-, трэш- и дум-металл, грайндкор, дэткор, скримо, эмокор, подразумевают владение гроулингом и скримингом (читайте на странице Виды пения). С нашими преподавателями пения на уроке эстрадного вокала вы без труда освоите эти вокальные приемы.

Не забывайте, что любые вокальные приемы следует осваивать только после того, как вы овладели правильной постановкой чистого голоса!

Нужно ли развивать слух для занятий эстрадным вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом,джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься эстрадным вокалом, вам обязательно нужно осваивать музыкальную грамоту и развивать музыкальный слух. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие музыкального слуха.

Как строятся уроки эстрадного вокала

Главный этап обучения эстрадному вокалу – овладение вокальным дыханием (см. статью Постановка дыхания) и развитие голоса (см.статью Развитие голоса). Если вы хотите научиться петь, то нельзя пропускать этот очень важный этап обучения эстрадному вокалу. На уроке эстрадного вокала постановкой вашего дыхания и голоса занимается профессиональный педагог вокала. Итак, первая и основная часть урока эстрадного вокала посвящена специальным вокальным упражнениям, на которых выстраивается ваше дыхание и голос. Подробно о постановке дыхания и постановке голоса читайте на странице Постановка дыхания и постановка голоса.

После усвоения основополагающих принципов эстрадного пения на наших уроках вокала, вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники эстрадного пения: эстрадные песни рок, поп и других направлений, романсы, песни из кинофильмов и мультфильмов. Именно этот репертуар вы будете осваивать на уроках эстрадного вокала. Освоение репертуара по эстрадному вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент.

Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала

Работу с микрофоном мы советуем начинать только после хорошего усвоения основных принципов пения: постановки голоса и дыхания. Если вы можете петь без микрофона сильным ярким и свободным голосом без устали, то с микрофоном вам петь не составит никакого труда вообще, ведь он облегчает процесс пения. На наших уроках эстрадного вокала вы получите необходимые навыки пения с микрофоном, а также опыт записи своего вокала в профессиональной звукозаписывающей студии. Подробно о работе с микрофоном читайте на странице Работа в студии для записи вокала.

Выступления на концертах

Эстрадный репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению эстрадной музыки. Концертное выступление – важный этап обучения эстрадному вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат обучения вокалу.

Программы обучения для любого уровня

Программа погружает студента в жизнь школы, дает представление о том как проходит обучения по вокалу. 4 индивидуальных урока по Вокалу дают возможность выбрать педагога, а 2 занятия по Теории или Коммуникации - посетить дополнительные предметы и опробовать свои силы в хоре или бэнде.

ЛЮБИТЕЛИ

Базовая программа, погружает в выбранную специальность. Составляется по удобному для студента расписанию из индивидуальных занятий по Вокалу (1,2 или 3 раза в неделю). Включает выступления студента с подготовленными на курсе номерами на мероприятиях школы. В качестве дополнительных уроков доступны занятия по теории, в хоре и бэнде.

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Расширенная программа, для получения полного музыкального образования. В курс входят индивидуальные уроки по Вокалу (1,2 или 3 раза в неделю) и курс по Теории БЕСПЛАТНО. Студент имеет скидку на все дополнительные занятия, мастер-классы и интенсивы школы. Получает профессиональное портфолио со всех своих выступлений и может пройти тест и получить сертификат.

Каждый любитель музыки неизменно сталкивается с понятием вокала. Большинство предполагает, что вокал - это всего лишь пение. Отчасти это так и есть. Но давайте рассмотрим вопрос о том, что такое вокал, более широко. Кроме всего прочего, мы постараемся рассмотреть его основные типы.

Что такое вокал: определение

Вообще, если обратиться к множеству толковых словарей, существует достаточно много трактовок того, что собой представляет вокал. Что такое понятие значит с точки зрения, так сказать, музыкального научного подхода? В общем понимании - умение петь, владение голосом, искусство пения, способность выражать некие эмоции голосом на музыкальном уровне и т. д.

Нередко можно встретить и трактовку понимания сути вопроса о том, что такое вокал в музыке. Многие музыковеды, композиторы и даже сами исполнители называют его самым утонченным музыкальным инструментом, способным затрагивать глубинные чувства и струны души. Согласитесь, именно человеческий голос способен передавать немыслимое количество эмоциональных оттенков, что недоступно ни одному из известных музыкальных инструментов.

Типы вокала

Итак, рассмотрим вокал. Что такое умение владеть голосом в музыкальном отношении применительно к разным типам музыками, мы сейчас и посмотрим. Остановимся на наиболее распространенной классификации.

Основой для всей вокальной школы является так называемый классический вокал, который иногда называют академическим. Не нужно думать, что это только оперная постановка голоса, ведь классическая музыка, как и любое другое направление, подразумевает разные жанры. Как правило, такой голос характеризуется невероятным объемом и глубиной, а также в большинстве случаев не предполагает пения в микрофон, поскольку его применение может вызвать сильные искажения голоса, звучащего в колонках.

Именно от академического вокала пошло разделение голосов на соответствующие группы, различающиеся по высоте голоса, то есть возможностью пения нот в определенном диапазоне и с определенным тембом. Здесь вам и сопрано, и меццо-сопрано, и тенор, и альт, и баритон, и многое другое.

Одним из самых распространенных можно назвать эстрадный вокал. Что такое эстрадная или поп-музыка, объяснять, наверное, не нужно. Здесь рамки постановки голоса, соответствующие классической, напрочь отсутствуют, хотя и есть свои требования.

К сожалению, сегодня развелось столько эстрадных исполнителей, что многие из них считают себя вокалистами, даже не умея петь, а все вокальные партии «выравниваются» при помощи компьютерных программ типа Melodyne, которая позволяет подтянуть любую фальшивую ноту на нужный уровень звучания. Впрочем, для эстрады вокал не столько важен, здесь первое место скорее отдается именно музыке и ритму. Неудивительно, что эстрадный вокал подразумевает, так сказать, хотя бы просто умение хоть как-то петь. Но есть и множество профессиональных исполнителей, которые все-таки делают упор именно на голосовое восприятие какой-либо композиции.

Одним из самых сложных проявлений владения голосом является джазовый вокал. голос у певца и певицы? Это очень тонкое владение голосом в очень широком диапазоне, умение очень точно брать диссонансные ноты с переходом, скажем, через октаву и больше, но главное тут в умении импровизировать. Собственно, сама джазовая музыка в основе своей и подразумевает именно импровизацию.

Теперь рассмотрим еще один тип, называемый рок-вокал. Что такое рок, знают все - музыка зачастую очень экспрессивная. Понятно, что «рокешный» вокал и подразумевает в первую очередь экспрессию и невероятную динамику. Без этого сама рок-музыка выглядит «сухой».

Вокал здесь является вместе с ритм-гитарой превалирующим. Именно он несет тот заряд энергии, за который и любят рок-музыку ее поклонники. Но здесь тоже есть свои оговорки. Не секрет, что рок-баллады признаны в мире самыми мелодичными. Так что рок-вокалист должен не только уметь «завести» публику, когда исполняются ритмичные композиции, но и передать все нотки настроения баллады.

Кстати, в последнее время в роке очень часто используется академический вокал. Чаще всего это проявляется у скандинавских групп и исполнителей. Взять хотя бы бывшую вокалистку известной финской по имени Tarja Turunen. Ее голос практически по всем определениям подходит к классической постановке.

Вокализ

Отдельно стоит рассмотреть и вокализ, поскольку он тоже является разновидностью вокала. В принципе, техника исполнения подразумевает использование в пении только гласных типа «а», «о», «у», «э» и т. д. Однако кажущаяся простой техника исполнения во многом намного сложнее, чем при использовании текста.

Одним из самых ярких примеров можно назвать композиции группы Pink Floyd под названием Great Gig In The Sky из альбома Dark Side Of The Moon, ставшего классикой жанра. Даже в концертном варианте чувствуются мастерство и профессионализм вокалисток, исполняющих главную партию. Кстати сказать, обычно группа приглашает негритянок, поскольку они обладают весьма специфичными голосами, в чем-то перекликающимися с джазовой школой и стилем соул.

Заключение

Конечно, это далеко не все, что можно сказать о вокале. Остается добавить, что, если человек хочет научиться петь и максимально гибко владеть своим голосом, занятиям нужно посвятить не один год, при каждодневных распевках, призванных развить технику исполнения, а также существенно расширить границы воспроизводимого голосом диапазона звуков.

Эстрадный вокал – это собирательный термин, включающий в себя огромное множество жанров и стилей, главным образом песенных направлений от блюза и рок-н-ролла до нынешних Chaotic и TranceCore. Часто эстрадную музыку называли «лёгкой» (даже в случае с хард-н-хэви), но в нашем случае это не так. Вокал Стиви Вандера и его музыку лёгкой не назовёшь.

Есть существенные отличия между эстрадным вокалом и классическим (академическим):

  • Во-первых, эстрадный вокал включает в себя не только технические приемы классического и народного вокала, но и специфические приемы, присущие только ему;
  • Во-вторых, цели и задачи эстрадного вокалиста - поиск "своего" неповторимого звука, раскрытие уникального личного вокала, определение оригинальной возможно даже уникальной манеры пения для наиболее эффективного донесения главной мысли песни до слушателя;
  • В-третьих, данный вид вокала требует наличие внятной дикции, способной донести смысл слов песни, а также способности быстрой смены ритма дыхания и «выпевания» сложных фраз;

Основные приемы эстрадного вокала:

  • Расщепление;
  • Драйв (гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.);
  • Обертоновое («горловое») пение;
  • Субтон;
  • Глиссандо («слайд»);
  • Фальцет;
  • Йодль («тирольское пение»);
  • Штробас;

Каждый прием имеет свои особенности, а для постижения их необходимы специфические упражнения, которые может дать только профессионал.

Почему обучению эстрадному вокалу стоит доверить школе «Красный Химик»?

В легендарной Школе рок-музыки «Красный Химик» обучение вокалу проводят профессиональные преподаватели в специализированных помещениях, оборудованных необходимой современной техникой.

Многие наши выпускники после обучения на курсах вокала поступают в средние и высшие музыкальные учебные заведения на вокальные факультеты. Мы помогаем не только поднять ваш профессиональный уровень, но и готовим учащихся к самостоятельной концертной и студийной работе.

Стоимость обучения в месяц составляет 9000 рублей: это 4 урока практического вокала и 4 урока теории музыки и сольфеджио. Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Одно практическое занятие вы получаете в подарок при оплате первого месяца.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Хотите попробовать?

Да, хочу!

Наши выпускники

солистка группы "Слот"

Дария Ставрович (Нуки) родилась в семье преподавателя и врача 1.02.1986-го года (г. Вельск, Архангельская обл.). Школу Дария оканчивала в Арзамасе, после чего поступила в Нижегородское музучилище. По приезду в Москву Ставрович окончила школу вокала «Красный Химик», где ей уроки преподавал Арнольд Манукян.

Алина Перова родилась 15.03.1982 года в Нижнем Новгороде. Всю свою сознательную жизнь Алина связывала с музыкой, считая сцену своеобразным наркотиком. Постоянно работая над собой и своими навыками, Алина перебралась в Москву, где продолжила свое обучение. Одним из заведений, где Алина брала уроки вокала, стала школа «Красный Химик». Ее преподавателем был Арнольд Манукян.