Вопросы к стороннику.

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Урок 1

Тема . И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Задачи

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

И.А. Гончарова.

Форма урока . Рассказ-лекция.

План-конспект

I . Организационный момент.

II . Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Урок 2

Тема : «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».

Цели урока:

    Определить особенности характера главного героя.

    Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

    Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет .

Первая часть работы

Особенности характера Обломова

Философия жизни


интерьер

Образ жизни


(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Задание:

    Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

    Оформите работу своей группы в виде сообщения.

Групповой функционал:

    Руководитель группы

    Мыслители

    Работающий с текстом

    Секретарь

*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4

Светская жизнь

«Творчество»

«Безликость»


Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

    Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

    Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

    Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?

Жизнь Обломова.

Цель : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие
: колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

    Включенность в работу всех участников группы.

    Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.

    Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание :

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Урок №3

Тема урока: «Сон Обломова»

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи:

    Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

    Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

    Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова», презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Беседа:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Подумайте, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет нахождение положительных и негативных моментов в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:

    Картина мира.

    Философия жизни.

    Воспитание ребенка.

Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока.

IV . Домашнее задание.

Урок №4

Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».

Цели урока:

    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

    Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

    Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Форма урока – аналитическая беседа.

Антитеза жизненных идеалов героев:

Обломов: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...»

Штольц: «Труд – образ, содержание,

стихия, цель жизни».

Чья философия позитивна и конструктивна?

План работы :

    Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

    Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

    Сопоставить характер Штольца с характером Обломова.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Обломов: Штольц:

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»


Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»


«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»


Мечта – «скорлупа, самообман»


Страх перед обстоятельствами


«причину всякого страдания приписывал себе»


Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»


Труд - наказание


«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»

4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

антитеза между Обломовым и Штольцем.

5. Антагонизм жизненных воззрений героев.

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

Проблемные вопросы:

1. Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

2. А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

3. Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

4. Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Домашнее задание: составить таблицу сравнительной характеристики героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Урок №5

Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цели урока:

1. Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.

2. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

3. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.

Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).

Любовь – претрудная школа жизни!

Проблемный вопрос:

Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его?

Работа в аналитических группах :

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:

    Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

    2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

    9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

    10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

    3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

    6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

    12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.

ЖизньОльги Ильинской
Цель
: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего.
Восприятие
: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа.
Принципы
: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”.

Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье.

Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие.

Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно.

Больше всего боялась потерять любимых людей.

Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.

Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».

Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела проследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…

Жизнь Агафьи Матвеевны Пшеницыной
Цель
: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних.
Восприятие : жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…”
Принципы : всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”

Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.

Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.

Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.

Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

Опорная схема «Развитие отношений Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной».

Итог:

Что символизирует собой выстроенная нами схема?

Это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения.

Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?

Домашнее задание:

Записать вывод – ответ на поставленные вопросы.

Вывод.

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности» . После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

Урок №6

Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

Цели урока:

    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.

    Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)

    Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.

Форма урока – проблемный диалог.

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Нет, жизнь моя началась с погасания.

Наше имя – легион!

    Проверка домашнего задания : вывод по теме предыдущего урока.

Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья

В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности.

Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».

I . Композиционная роль главы «Сон Обломова».

II . Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.

III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?

IV . Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром . Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?».

V .Н. А. Добролюбов. Статья «Что такое обломовщина?»

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».

V. Итог:

Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов.

Страх жить, неумение делать выбор желание спрятаться от проблем


бесцельность неспособность

существования устраивать свою жизнь

неумение брать на существование

себя ответственность за свою «сегодняшним днем»:

судьбу жить на «авось».

Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.

Домашнее задание :

1. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Ответьте на вопрос: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?».

2. Сочинение.

Темы сочинений :

Антиподы ли Обломов и Штольц?

Обломов и Захар: кто у кого в рабстве?

Обломов и обломовщина.

Трагичен ли образ Обломова?

Хороший ли человек Обломов?

Ильинская и Обломов. История любви: почему Обломов не женился на Ольге?

Письмо в прошлый век Илье Ильичу Обломову.

Что я ценю и чего не принимаю в Обломове?

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев,

которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев,

которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Сравнительная характеристика героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью








































Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Постарайтесь найти положительные и отрицательные моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта повествования: отношение обломовцев к миру, природе и человеку; философия жизни; принципы воспитания ребёнка




Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Философия жизни (+) Размеренная, спокойная жизнь, без забот и происшествий. Нет места злу. Философия жизни (-) Жизнь – механическое повторение еды и сна. Неумение трудиться. Отношение к труду как к наказанию, надежда на «авось».


Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Принципы воспитания ребёнка (+) Любовь родителей к Илюше. Формирование поэтического начала в ребёнке при помощи сказок, фольклора. Принципы воспитания ребёнка (-) Излишняя опека, совершенно ограждающая от деятельности. Сказки рождают пустые мечты о чуде, о том, что всё можно получить без труда. Отсутствие положительного примера родителей, воспитание «по-обломовски»





























Чувства Обломова Обломов вдруг жаждет «слёз, страсти, охмеляющего чувства». Он любит глубоко и искренне, но любовь для него – составная часть обломовского идеала жизни, «вечное и ровное течение чувства». Любовь пробудила Обломова ото сна, но не изменила сущности его характера.





Департамент образования и науки Тюменской области

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Преподаватель: Туз Наталья Владимировна

Тема учебного занятия : «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Группа: ТО 16-1о

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

Обучающие цели:

формирование завершенного представления о романе и его герое , формирование активной жизненной позиции обучающихся;

Развивающие цели:

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения; развитие ассоциативного, критического мышления;

Воспитательные цели:

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать :

Основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь :

Анализировать и интерпретировать художественное произведение;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

Участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Формируемые компетенции

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный .

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи: русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!

Добрый день, всем-всем!

Друзья мои! Я очень рада
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!

От трудаздоровеют,а от …болеют.

- Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть? Антонимы! Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже. Вспоминается ещё одна пословица «Труд кормит, а лень портит». Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2 . «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго.

Попробуйте узнать персонажа по портрету : «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Это Илья Обломов – слайд 3.

Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Тема занятия: «Господин де Лень ». (слайд 4). Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, в образе Ильи Ильича мы видим некоторые события из жизни самого автора, создателя романа.

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый студент называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие , тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

- В продолжении разговора о лени предлагаю притчу , которую прочтёт Антон, а мы потомпроанализируем! (Слайд № 7-8-9)

(Текст читает подготовленный студент)

Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?

Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?

Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Текст притчи как раз подтверждает это! Каковы истоки лени и апатии Обломова? На какой почве взращён характер? Об этом расскажет МустакимовВакиль!

Сообщение подготовленного студента – 2 минуты (слайд 10)

Друзья, что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд

Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11)

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации. )

Слайд 12

Задание творческого характера:

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?

2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? (конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?

(обсуждение ответов обучающихся)

Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова : слайд 13

«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». «Есть, - сказал он чуть слышно...Какое слово он произнёс? Обломовщина!

Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)

Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.

Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?

Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Рефлексия. Выставление оценок!

Этап занятия

Цели и задачи

Действия преподавателя

Деятельность студента

Результат

Организационный момент.

Организовать обучающихся

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Рабочая обстановка на занятии

Эмоциональный настрой.

Настроить на позитивные эмоции и деятельность

Предлагает определить свое эмоциональное состояние

Показывают свой настрой

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся

Актуализация знаний и практических умений.

Вовлечь в формулирование темы и целей учебного занятия

Вводит в проблему занятия

Подводит обучающихся к самостоятельному определению целей. Корректирует их, задаёт вопросы, выбирает помощников.

Отвечают на вопросы

Формулируют цели

Слушают притчу

Формулирование целей

Ответы на вопросы притчи

Систематизация и обобщение знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.

Способствовать деятельности студентов по включению в работу

Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы

Инструктирует о ходе занятия, показывает видеофрагмент

Объясняет задание, корректирует работу

Просматривают видеофрагмент ипрезентацию.

Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы.

Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием

Готовность к работе, заполняют таблицу

Составление

синквейнов

Обобщить знания

Слушает работы студентов, вносит уточнения, дополнения.

Читают полученные синквейны

Синквейны к словам Обломов и обломовщина

Информация о домашнем задании.

Предлагается студентам выполнить домашнее задание.

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Оценить эмоциональное состояние в конце занятия

Предлагает в четверостишии указать эмоциональноесостояние

Отмечают эмоциональное состояние в нужной строке стиха

Позитивный эмоциональный настрой

обучающихся

Завершение учебного занятия

Дать качественную оценку работы группы

Анализ уровня достижения поставленных задач

Оценивает, хвалит работу

Анализирует уровень достижения поставленных задач

Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшейжизни, в процессе самореализации.

Озвучивают свои результаты

Оценивание работы на занятии

Радькова Ю.Н.

учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения , умение характеризовать образ главного героя произведения, сопоставлять его с образами других героев.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- «…Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару — и к ней. Сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию или прямо в Париж…» - такое необычное письмо получил от И.А.Гончарова из Мариенбада его друг Лоховский летом 1857 г. Вы заинтригованы? Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь шла о главной героине нового романа писателя - Ольге Ильинской. Летом 1857 г. Гончаров переживал самые счастливые дни своей жизни. Куда только подевалась его обычная апатия и медлительность! Гончаров вставал в 6 часов утра, пил лечебные воды и с 9-ти часов до обеда работал не отрываясь - писал начатый десятью годами раньше роман «Обломов». Вечерами подолгу бродил по лесным тропинкам, обдумывая очередную сцену или эпизод. Там же, в Мариенбаде, Гончаров прочитал свой новый роман И. С. Тургеневу и А. Фету, которые высоко оценили работу писателя, а когда «Обломов» был опубликован в России («Отечественные записки», 1859г.), грянул успех, который Л.Толстой назвал «капитальным».

Чем же был интересен этот роман современникам? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Жизнь и судьба главного героя романа «Обломов» - Ильи Ильича Обломова - заставляют размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова — это допустимый, возможный, законный ее вариант?

Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Отстранённый наблюдатель, не навязывающий своего мнения, Гончаров неторопливо ведёт повествование. Настолько неторопливо, что Н.А.Добро-любов в статье «Что такое обломовщина» пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и всё».

Всё ли? Конечно, нет: образ Обломова дан в развитии, автор раскрывает судьбу героя и окружаю-щую его жизнь, быт на протяжении 37 лет, с семилетнего возраста до смерти. Кто же такой Илья Ильич Обломов? Какое представление дают о герое его фамилия, имя и отчество?

Фамилия «Обломов» ассоциируется со словами «обломок», «обломанный» - человек. Сломленный жизнью, пасующий перед ней. Имя и отчество героя - Илья Ильич - самозамкнуты: образ жизни предков находит в Обломове своё завершение.

Каким предстаёт перед нами Обломов? Дайте его портретную и социально-психологическую характеристику.

Обломов - дворянин, коллежский секретарь в отставке, двенадцатый год живёт в Петербурге на Гороховой улице, это «человек 32 - 33-х лет от роду…» (цитата, с.17).

Огромную роль в создании образа героя, в раскрытии его характера играют предметные детали. Какие предметы окружают Обломова? Какие вещи особенно дороги ему? Как они характеризуют героя?

Домашний костюм Обломова - просторный азиатский халат (цитата, с.17 - 18) - является символом стиля жизни героя, знаком принадлежности к барскому миру.

Комната героя (с.18 - 19, цитата) говорит, с одной стороны, о том, что у Обломова есть вкус, внутренняя потребность окружить себя дорогими и красивыми вещами, но, с другой стороны, свидетельствует о безразличии Обломова к своему быту, нежелании поддерживать чистоту и красоту кабинета.

Книги, страницы которых пожелтели и покрылись пылью, прошлогодняя газета, чернильница, из которой, «если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только … испуганная муха» - символы интеллектуального и духовного застоя, «сна души» героя.

Кроме того, Гончаров подробно описывает Захара - слугу Обломова. Почему? Сопоставьте их образы.

Обломов и Захар как братья-близнецы, который один без другого просто существовать не могут, причём Захар - карикатура на своего барина (цитата, с.69 - 74).

Гончаров подчёркивает, что Обломов и Захар психологически во многом родственные типы, Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова, и, хотя один хозяин, а другой слуга, рабство их взаимно. В социальной перспективе это мысль о том, что обломовщина - не то чтобы чисто «помещичье» явление, а вообще национально-русское.

В начале романа мы видим Илью Ильича лежащим полдня в постели, и даже многочисленные гости не могут заставить его подняться. Кто приезжает к герою? Почему автор делает этих людей представителями разных социальных слоёв?

Светский щёголь Волков; бывший сослуживец, а теперь начальник отделения Судьбинский; преуспевающий литератор Пенкин; безликий, ни во что не вмешивающийся Алексеев; наглый и шумный пройдоха Тарантьев зовут Обломова с собой, упрекают его в бездействии. У каждого из них свои приманки в жизни (у Волкова - балы, балет, женщины; у Судьбинского - карьера и деньги4 у Пенкина - желание прославиться), которыми они стремятся привлечь и Обломова, но Илья Ильич противопоставляет их суете свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то? Человека дайте мне, любите его (с.35).Эти фразы адресованы равнодушным людям, живущим ради преуспевания, богатства, а Обломов сторонится этого.

Однако было время, когда и Обломов мечтал о преуспевании. К чему он готовил себя? Какие представления о жизни, службе были у героя? (глава 5, с.59 - 60).

«…Он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастие».

« Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины… он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью,… что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.

О начальнике он слыхал у себя дома, что это отец подчиненных, и потому составил себе самое смеющееся, самое семейное понятие об этом лице. Он его представлял себе чем-то вроде второго отца, который только и дышит тем, как бы за дело и не за дело, сплошь да рядом, награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях.»

Почему же не осуществились юношеские мечты Обломова? (с.60 - 64).

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть по крайней мире землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу…

Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной … ; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались…

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раз добывали посредством курьера из гостей — все по поводу этих же записок. Все это навело на него страх и скуку великую.

С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног, иные обдергивались, опасаясь, что они не довольно хороши как есть, чтоб показаться начальнику…

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе…

- «Что же он делал дома? Читал? Писал? Учился?» - этими вопросами начинает Гончаров 6-ю главу. Какие же ответы даёт на них автор? (с.64 - 69).

Мысленно составлял план устройства имения и управления крестьянами; мечтал о подвигах на благо человечества

Итак, мы видим, что Обломов не способен чем бы то ни было заняться в жизни, поскольку обо всём имеет весьма отдалённые представления и не желает по-настоящему никакой деятельности. Проекты подвигов на благо человечества - просто пища для его воображения, мечтательность - свойство его натуры, ведь он с детства привык жить вымышленными, сказочными, воображаемыми событиями. Обломов, в сущности, удовлетворён своим положением. Всякое стремление что-то активно изменить в жизни кажется ему суетой, в которой человек теряет себя, а он хочет сохранить свою личную независимость и свободу. Лень, апатия, мечтательная созерцательность, неспособность к действию - вот его качества. Отчего же Обломов такой? Социальные и национальные корни характера своего героя раскрывает писатель в главе «Сон Обломова» , которая переносит нас в тот «благословенный уголок земли», где прошло детство Ильи Ильича . Почему же именно так - «благословенный уголок земли» - воспринимают родную Обломовку жители? Как они живут? (цитаты, с.95 - 100).

Мир, взрастивший Обломова, предстаёт как «благословенный уголок земли», как маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод». Жизнь Обломовки, вписанная в природный круг, извечно повторяется , возвращается «на круги своя»: «одни лица уступают место другим, дети становятся юношами… женятся, производят себе подобных…». Так жили деды и прадеды обломовцев, так живут и они, старательно оберегая себя от внешнего мира с его дорогами, письмами, чужими людьми. Обломовский мир даёт своим обитателям ощущение безопасности в огромном и неизвестном окружающем пространстве. Здесь царят тишина, покой, патриархальные нравы и обычаи. Труд обломовцы воспринимают как наказание, душевных тревог и издержек ненужной им образованности не знают. Их неторопливое и размеренное существование заполняют забота о пище и всеобщий, похожий на глубокий обморок послеобеденный сон, страшные предания и волшебные сказки.

Рассказывала сказки Ильюше няня. Каких сказочных персонажей вспоминает в своём сне Обломов? Случайно ли это? (с.110 - 112)

Упоминание Ильи Муромца, просидевшего 33 года на печи, и Емели, не желающего вставать со своей печки, не случайно: многие критики и литературоведы сравнивают с этими персонажами самого Обломова, только вместо печи у него диван.

Каким предстаёт перед нами маленький Ильюша? Как его воспитывают в семье? (с.101 - 110)

В чём привлекательная сторона такого воспитания и чем оно пагубно для ребёнка?

Ребёнок растёт в любви, поэтому он чуток, добр, искренен, он видит в жизни только хорошее, а к трудностям и разочарованиям не готов.

Пагубно то, что пытливость, любознательность ребёнка не развиваются, а заглушаются; родители стараются недопустить ни малейшего усилия Ильюши, и всё потому, что труд в Обломовке воспринимается как наказание.

Так что же такое Обломовка - чудом уцелевший «благословенный уголок земли», обломок рая, или точка отсчёта нравственного падения героя, начало его гибели?

Патриархальная идиллия Обломовки вполне определяется понятием «жизнь есть сон». «Сон - увертюра всего романа», - писал И.А.Гончаров, и этот сон трансформируется в сознании героя в представление об идеале.

Обломовка - Обломов - обломовщина - вот идейный стержень романа Гончарова, не случайно главный герой утверждает: «Наше имя - легион…». Обломов - не просто герой, а герой-тип, имя которого стало нарицательным. Писатель показывает социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

4. Д/З: прочитать 2-ю часть романа: 1)Методы воспитания в семье Обломовых и в семье Штольцев. Каких людей сформировало это воспитание?

2)Идеал, смысл жизни для Обломова и для Штольца.

3) Почему столь разные люди дружат?

Литература: И.А.Гончаров. Обломов. - М.: АСТ, 2001.

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 1 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)