Все техники рисования и их названия. Нетрадиционное рисование в технике «Грифонаж»

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей


Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…

Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле,
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.

Рисует мелом на доске,
На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками,
И нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне,
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
тычок жесткой полусухой кистью
рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном
печать по трафарету
свеча и акварель
набрызг
тычкование
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
кляксография обычная
рисование зубочисткой
монотипия
батик
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Штампование
Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.



«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.



«Рисование ладошкой или пальчиками»
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


«Оттиск смятой бумагой»
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


«Рисование ватными палочками»
Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!


«Рисование по мокрой бумаге».
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»
Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.


«Кляксография»
Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.


«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


«Рисование мыльными пузырями»
Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.


«Ниткография»
Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.


«Батик»
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.



Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Советы родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,
предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Необычная техника рисования открывает мир фантазий и широких возможностей даже совсем не умеющему что-либо изображать на бумаге человеку. Для ребенка это идеи для самовыражения и простор для вдохновения.

Существует множество любопытных способов когда появляется возможность не только получить захватывающий рисунок, но и весело провести время вместе с малышом.

Кляксография

Способ заключается в нанесении на лист бумаги обыкновенной кляксы. Это можно сделать, просто капнув краску, набранную на широкую кисть.

После этого ребенку предлагается подумать, на что похожа его клякса, и дорисовать недостающие детали. Возможно это будут ножки, хвост или лучики. Тогда клякса оживает, дальше можно будет фантазировать и пририсовывать остальной фон.

В ходе рисования у ребенка посредством задаваемых ему вопросов развивается воображение. Он учится фантазировать и воплощать задуманное на листе бумаги.

Рисование штампами

Необычные техники рисования для детей не требуют сложной подготовки и необычных инструментов. Легко можно создать шедевр, используя обыкновенные вещи:

  • половинки картофеля;
  • дольки яблока;
  • поролоновые губки;
  • кубики от конструктора Lego.

Чтобы получилась картинка, необходимо сначала нарисовать будущую основу. Это может быть веточка, стебельки от цветочков, дорога, где скоро появятся дома.

Затем берется любой понравившийся штамп и окунается в краску. После приложения его к листу получается цветной отпечаток. Так можно изобразить листочки на веточке, цветы или с помощью кубиков Lego выходят славные домики с кирпичными стенами.

Рисование осенними листьями

Очень увлекательная и необычная техника рисования, а рисунки получаются невероятно нежными и красивыми. Для этого необходимо подготовиться и насобирать листья. Причем понадобятся совершенно разные экземпляры: большие, маленькие, красные, желтые, округлые или вытянутые.

Прогуливаясь осенним вечером с ребенком по парку, стоит обратить внимание малыша на красоту осенней природы, на буйство красок. Потом можно предложить насобирать листьев и сотворить небольшое чудо на простом листе бумаги.

Варианты отпечатков листьев

Есть несколько способов получения картины при помощи листьев.

1-й способ . Предложите ребенку на время превратиться в волшебника осеннего леса и отправиться в путешествие. Необходимо выбрать несколько понравившихся листочков и обмазать их с одной стороны красками. Затем листики прижимаются к бумаге, и остаются отпечатки, напоминающие деревья в лесу.

2-й способ . Очень нравится маленьким детям, потому что не требует особых навыков, а рисунок выглядит просто потрясающе. Вместе с малышом разложите 2-3 красивых листочка на бумаге. Далее их лучше слегка закрепить скотчем, чтобы во время работы они не скользили.

Губкой или широкой кистью наносится краска по всей оставшейся поверхности, включая и разложенные листья. Как только акварель подсохнет, можно листочки убрать и любоваться получившимся чудом.

Создаем причудливый рисунок

Необычные техники рисования для детей в школе потребуют определенной подготовки и немного терпенья. Но результат порадует не только детишек, а удивит даже взрослого человека.

Так, можно предложить детям младшего школьного возраста создать цветную бумагу собственного изготовления. Для этого понадобится:

  1. Бумага.
  2. Одноразовая пластиковая тарелка.
  3. Акварель.
  4. Плотный картон.
  5. Пена для бритья.
  6. Ватные палочки.

Сначала пена выдавливается равномерным слоем на одноразовую тарелку. Затем при помощи кисточки необходимо капнуть в произвольном порядке разноцветные краски.

Далее наступает пора магии. С помощью ватной палочки аккуратно размешиваются краски и получается разноцветная, снежная пена. Теперь берется лист бумаги и прижимается всей стороной к тарелке. Излишки пены снимаются кусочком картона.

Когда разноцветный лист просохнет, его можно использовать для дальнейшей работы. В результате получается замечательный цветной фон, который подойдет для всевозможных поделок.

Необычные техники рисования акварелью подходят даже самым маленьким детишкам. А совместное творчество не только сближает взрослых и детей, но и дарит немало чудесных работ, которые можно оформить в рамку и украсить комнату.

Использование гуаши в необычном творчестве

Гуашь, в отличие от акварели, более тяжелая и непрозрачная. Цвета получаются насыщенные, а при высыхании слегка светлеют. Необычные техники рисования гуашью основываются на ее свойствах.

Можно предложить ребенку рисование точками. Сначала ребенок или взрослый рисует контур будущего рисунка. Затем он постепенно заполняется краской, используя ватные палочки.

Особый восторг вызывает у детей рисование пеной. Гуашь, разведенная в воде, дает потрясающий насыщенный цвет. Если развести в одноразовых стаканчиках разные цвета и затем пустить бульбы, то образовавшейся пеной можно изобразить причудливые пейзажи.

Чтобы стать волшебником, не обязательно иметь волшебную палочку. Необычная техника рисования поможет показать ребенку небольшое чудо.

В отсутствии ребенка заранее нарисуйте картинку воском от свечи. А потом уже предложите малышу якобы чистый лист закрасить красками. Наверняка он удивится, откуда на листе взялась такая красота.

Увлечение для взрослых

Взрослые или старшие школьники могут попробовать создать атмосферный рисунок, используя акварель. Висячие сады - необычная техника рисования, когда изображение появляется при помощи разбрызгивания краски из пульверизатора.

Обязательно стоит попробовать изобразить данное чудо в присутствии ребенка. Для этого необходимо нанести сверху листа несколько полос из разных оттенков зеленого цвета. Потом распылять воду из пульверизатора, акварель начинает течь, причудливо меняя форму и движение.

Одной из разновидностей такого рисования является появление изображения на мокрой бумаге. Существует ряд пейзажей, которые удачно выходят, лишь когда используется необычная техника рисования.

Прежде необходимо научить ребенка делать лист слегка влажным. Если бумагу излишне намочить, то эффект не выйдет, а бумага испортится. Для этого подойдет кусок ваты, смоченный водой.

После этого можно кисточкой, дотрагиваясь до листа, оставлять следы, заранее продумывая сюжет. Это может быть дождливый день, город в ночи или цветы в тумане.

Предела в фантазии и творчестве не существует. Педагоги по советуют использовать в работе всевозможный материал и не бояться идти на эксперименты.

Алексеенко Галина Михайловна

Организую работу по данному направлению с детьми через совместную и непосредственно - образовательную деятельность. Использование нетрадиционных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает воображение, побуждает к творческой деятельности.

Предлагаю несколько видов нетрадиционного рисования.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной граттаж.


Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности : пятно.

Материалы : бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.


Рисование мыльными пузырями.

Средство выразительности: пятно

Материалы: бумага, жидкое мыло, Гуашь, трубочка.

Способ получения : в жидкое мыло капаем гуашь и начинает дуть трубкой до тех пор пока не появиться "шапка" пузырей мыльных, затем накрываем листом. на листе отпечатываются пузыри. Недостающиеся детали дорисовываются.

Рисование солью.

Материалы: клей п в а, соль,краски,кисточки.

Способ получения:

Рисунок наносим клеем,а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть и начинаем раскрашивать кистью точечно,краска расплывается по рисунку.

Набрызг, рисование зубной щёткой.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения : Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе


Рисование "Тычком"

Материалы: жёсткая кисть,гуашь,листы.

Способ получения :ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон.

Рисование ладошкой.

Материалы: гуашь, листы.

Способ получения: ребёнок наносит гуашь на ладонь кистью или окунает в миску с краской ладонь и переносит ладонь на лист.

и также пальчиками.

Фроттаж

Материалы :Восковые мелки,листы.

Способ получения: Подкладываем под лист альбомный трафарет и движениями вверх-вниз закрашиваем лист восковым мелком.

Пластилинография.

Материалы: пластилин,плотный картон.

Способ получения: пластилиновыми жгутиками выкладываем по нарисованному,затем нажимом пальчика пластилин растягиваем по всему рисунку.



Если ваш малыш часто расстраивается, что не умеет рисовать, или рисунок получается не таким, как он ожидал, предложите крохе не рисовать по образцу, а воспользоваться альтернативными техниками рисования, которые увлекут его и станут отличными мотиваторами для творчества!

Предлагаем вам 20 вариантов нетрадиционных техник рисования для ребенка, которые раскроют его индивидуальность!

ПАСПАРТУ

В этой технике рисования для детей, небрежные «мяляки» ребенка вставляются в лист с вырезанной формой животного, дерева, цветка и т.п. Вам нужно вырезать шаблон, например, в виде ромашки и наложить сверху на мазню малыша. Таким образом непримечательный рисунок станет частью особой идеи.

ФРОТТАЖ

Лист бумаги нужно положить на плоский рельефный предмет и заштриховать цветным карандашом его поверхность. У вас получится красивая картинка-оттиск, с силуэтом предмета-подложки! Дети, которые пытались рисовать на столе с рельефного дерева, наверняка знают, что иногда эта техника «подключается» в рисунок совершенно случайно.

ВОЗДУШНЫЕ КРАСКИ

Для приготовления такой краски смешайте в небольшой посуде:

  • 250 г. муки, пол ч.л соды, пол ч.л лимонной кислоты
  • пару капель пищевого красителя
  • 1 ст. л соли

Техника выполнения рисунка:

  1. В посуду с вышеперечисленными ингредиентами влейте немного воды, чтобы краска получилась нужной густоты.
  2. Нанесите краску на плотный картон кистью или ватными палочками.
  3. Поставьте рисунок в микроволновку на 20 - 30 секунд, пока масса не подсохнет. Время сушки зависит от того, насколько ваша краска получилась густой и какой ее слой вы сделали на рисунке.

Проследите, чтобы картон не содержал синтетических материалов и пленок. Выбирайте либо самый обычный его вариант, либо возьмите цветную плотную бумагу.

МРАМОРНАЯ БУМАГА

Для этой техники рисования понадобится:

  • пена для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская посуда
  • бумага
  • скребок

План работы:

  1. Толстым слоем нанесите на любую плоскую посуду пену для бритья.
  2. Сделайте насыщенный раствор каждого цвета краски с помощью воды - разбавьте красители до жидкого состояния.
  3. Возьмите пипетку (или простую кисть) и капните несколько капель краски разных оттенков на слой пены.
  4. Кистью размажьте краску по поверхности, старайтесь делать это так, чтобы получались красивые линии и формы. Это этап можно считать самым творческим и интересным!
  5. Приложите сверху на такую пену с узором чистий лист бумаги.
  6. Положите лист на плоскую поверхность и снимите с него всю пену кусочком картона.
  7. Под пеной вы сможете увидеть необычные мраморные разводы, похожие на северное сияние! Теперь нужно положить картинку в сухое место на 2 часа, чтобы она подсохла.

МЫЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Смешайте краски с несколькими капями обычного жидкого мыла, затем наносите кистью на бумагу. Вы увидите, что из краски появляются маленькие мыльные пузырьки, которые создают красивую фактуру рисунка.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Для выполнения этой техники можно использовать трубочку, чтобы выдувать кляксу, а можно обойтись и без нее. Попросите ребенка капнуть краской на лист бумаги, затем наклонить его в разные стороны, а потом дорисовать что-то к кляксе, чтобы получить красивый рисунок.

Также можно сделать кляксу, а потом сложить лист пополам, чтобы она отпечаталась на второй его половине. Затем дайте ребенку пофантазировать, на что похожа клякса и попросите дорисовать нужные элементы.

РИСОВАНИЕ НА ВЛАЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Смочите бумажный лист водой и оставьте высыхать буквально на пол минуты, а затем начинайте рисовать по нему акварелью. Краски будут растекатся в разные стороны и вы получите очень оригинальные разводы с наплывами.

ПУЧОК КАРАНДАШЕЙ

Аккуратно соберите в пучек 5-6 цветных карандашей, обвяжите их клейкой лентой и дайте малышу порисовать.

МЕЛКИ И КРАХМАЛ

Сделайте крахмальный раствор и смочите им чистый лист бумаги. Дайте крохе мелки, пусть пробует рисовать на такой скользкой основе. Используйте основные цвета мелков и они дадут новые оттенки на бумаге!

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КЛЕЙ

Подготовьте несколько пустых емкостей и разлейте в них клей ПВА, затем капните в каждый стаканчик по пару капель краски разного цвета. Таким цветным клеем рисуйте все, что душа пожелает! Особенно красиво получаются рисунки в «капельной технике»

РИСУНОК СОЛЬЮ

Нарисуйте простым карандашом набросок на бумаге, пройдитесь мокрой кистью по контуру рисунка, а затем обильно посыпьте солью. Через 10 минут струсите соль, дорисуйте недостающие элементы. С помощью соли можно красиво нарисовать бабочек, птичек, снег.

РИСОВАНИЕ ВОСКОМ

На белом листе нарисуйте восковой свечкой контуры людей, деревьев или цветов. Когда ребенок начнет раскрашивать рисунок акварелью, он «создаст» красивые белые изображения. Также можно покрыть разноцветной краской весь лист, высушить его, затем обильно натереть воском.

Поверх воска толстым слоем нанесите темную гуашь и дайте подсохнуть. После этого тонкой иголкой или деревянной палочкой можно «выцарапать» яркий рисунок на темном фоне.

ПОРОЛОН ИЛИ ГУБКА

Смачивая губку или кусок поролона гуашью, кроха может нарисовать крону деревьев, цветы, зимние пейзажи и многое другое.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Пучок ватных палочек перевяжите клейкой лентой или резинкой, предложите ребенку окунуть его в краску и нарисовать облака, деревья, снежные сугробы, снег. Недостающие детали можно дорисовать простой кисточкой.

РИСОВАНИЕ ТОЧКАМИ

Сначала кроха должен нарисовать контур предмета, а затем заполнить весь его фон разноцветными точками, с помощью краски или фломастера. Чтобы рисунок получился красочным, нужно чередовать цвета точек.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ

Возьмите сухую зубную щетку и смажьте ее гуашью. Не переборщите, краски не должно быть много, но она должна быть густая. Расположите лист на столе, наклонитесь над ним, в одной руке держите щетку с краской, а другой скребите щетину в своем направлении. Щетина должна быть повернута вниз к рисунку, иначе вы с ребенком рискуете забрызгать весь дом.

Если наложить на щетку несколько цветов, можно создать салют. Желтая и оранжевая гаммы подойдут для рисунка на осенню тематику, а синяя поможет создать красивый зимный пейзаж.

РИСОВАНИЕ ОТПЕЧАТКАМИ

Возьмите яблоко, разрежьте его пополам и создавайте красивые рисунки, обмакивая половинки в краску. Для данной нетрадиционной техники рисования можно использовать и другие интересные «штампы», которые вы найдете дома!

РИСОВАНИЕ ШАРИКАМИ

Для этой техники понадобится : крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисточки.

Положите лист бумаги на дно плоской коробки (или на крушку от любой другой), обильно брызнете на него акварельной краской. Затем туда же бросьте несколько стеклянных шариков (или шариков из подшипников) и немного потрясите коробкой, чтобы они катались, тем самым смешивая цветные брызги на листе и создавая рисунок.

РИСОВАНИЕ НОГАМИ

Эта техника рисования для детей очень расслабляет и развивает фантазию ребенка! Закрепите скотчем лист бумаги на полу. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать.

Также можно рисовать и красками, мокая пальцы ног в гуашь и создавая красивые отпечатки на бумаге.

Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств.

Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику - пастель - также относят к живописи.

АКВАРЕЛЬ

Акварель (от итальян. «aquarello») - означает живопись красками на водной основе.

В акварели существует множество художественных приемов: работа по сырой бумаге ("A la Prima"), работа по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельных карандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли, многослойная живопись, применение смешанной техники.

Разновидности техник акварели:

по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего

по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге. Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima - в первый момент) - разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

Заливка - очень интересный прием в акварели. Плавные переходы цветов позволяют эффектно изображать небо, воду, горы.

Мастихин используется не только в живописи маслом, но и в акварельной живописи. Мастихином можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, облаков, морских волн, изображать деревья, цветы.

Впитывающие свойства соли используются для получения интересных эффектов в акварели. С помощью соли можно украсить луг цветами, получить подвижную воздушную среду в картине, движущиеся тональные переходы.

Многослойная живопись насыщенна по цвету. В многослойной живописи используются все художественные приемы работы с акварелью.

Акварель - одна из сложнейших живописных техник. Основное качество акварели - прозрачность и воздушность изображения. Кажущиеся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов: работа по сухой бумаге, работа по сырой бумаге ("A la Prima"), использование акварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью, заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.

Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

Для акварельной работы бумага является одним из важнейших материалов. Важно ее качество, тип, рельеф, плотность, зернистость, проклейка. В зависимости от качеств бумаги акварельные краски по-разному наносятся на бумагу, впитываются, высыхают.

КАРАНДАШ

Карандаш - материал для рисования. Различают карандаши чернографитные и цветные. Рисунок карандашом выполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачи светотени.

Акварельные карандаши - вид цветных карандашей, водорастворимы. Приемы использования акварельных карандашей разнообразны: размывание рисунка акварельным карандашом водой, работа намоченным в воде акварельным карандашом, работа карандашом по мокрой бумаге, и др. рисунок выполнять сложнее.

С помощью карандаша можно получить бесконечно много оттенков, градаций тона. В рисунке используются карандаши различные по степени мягкости.

Начинают работу над графическим рисунком с конструктивного рисунка, т.е. рисунка внешних контуров предмета с использованием линий построения, обычно карандашом средней мягкости H, HB, B, F, далее в тоновом рисунке, в котором уже отсутствуют линии контуров предметов, а границы предметов обозначаются штриховкой, при необходимости используют более мягкие карандаши. Самый твердый это 9H, самый мягкий 9B.

В рисунке карандашом желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стирательную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Растушевкой в карандашном рисунке лучше не пользоваться по тем же причинам. Для нанесения тона применяется прием штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша. Направление штриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное) определяется формой, размерами предмета, движением поверхности в рисунке.

Портрет карандашом получается очень реалистичным и наполненным светом. Ведь с помощью карандаша можно передать множество оттенков, глубину и объемность изображения, переходы светотени.

Рисунок карандашом закрепляется фиксативом, так рисунок не теряет свою четкость, не размазывается даже при его касании рукой и сохраняется надолго.

МАСЛО

Живопись маслом на холсте - самая популярная техника живописи. Живопись маслом дает мастеру безграничное число способов изображения и передачи настроения окружающего мира. Пастозные или воздушные прозрачные мазки, сквозь которые виден холст, создание рельефа мастихином, лессировка, использование прозрачных или кроющих красок, различные вариации смешивания цветов - все это многообразие приемов живописи маслом позволяет художнику найти и передать настроение, объем изображаемых предметов, воздушной среды, создать иллюзию пространства, передать богатство оттенков окружающего мира.

Масляная живопись имеет свою особенность - картина пишется в несколько слоев (2-3), каждому слою необходимо высохнуть несколько дней в зависимости от используемых материалов, поэтому обычно картина маслом пишется от нескольких дней до нескольких недель.

Наиболее приемлемым для масляной живописи является льняной холст. Льняное полотно прочное, отличается живой фактурой. Льняные холсты бывают различной зернистости. Для портрета и живописи с детальной прорисовкой используют мелкозернистый, более гладкий холст. Крупнозернистый холст подойдет для живописи с выраженной фактурой (камни, скалы, деревья), пастозной живописи и живописи мастихином. Ранее в живописи использовалась техника лессировок, нанесения красок тонкими слоями, поэтому шероховатость льняного слоя придавала картине изящность. Сейчас в живописи часто используется техника пастозных мазков. Тем не менее, качество холста важно для выразительности картины.

Хлопковый холст - прочный и недорогой материал, подходит для живописи пастосными мазками.

В живописи маслом используются также такие основы как мешковина, фанера, оргалит, металл, и даже бумага.

Холсты бывают натянуты на картон и на подрамник. Холсты на картоне тонкие и обычно не бывают больших размеров, и не превышают размера 50*70. Они легкие и удобные в транспортировке. Холсты на подрамнике более дорогие, готовые холсты на подрамнике могут достигать размера 1,2м на 1,5м. Законченная картина оформляется в раму.

Перед работой маслом холсты проклеивают и грунтуют. Это необходимо для того, чтобы масляная краска не разрушала холст, и чтобы краска хорошо легла на холст.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. В масляной живописи используют технику работы мастихином. Мастихин - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Разная форма мастихина помогает добиться различной фактуры, рельефности, объемности. Мастихином можно также наносить ровные, гладкие мазки. Лезвие мастихина можно также использовать для создания тонких линий - вертикальных, горизонтальных, хаотичных.

ПАСТЕЛЬ

Пастель (от лат. pasta - тесто) - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью. Пастель - один из очень необычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна. Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике "сухой" пастели широко используется приём "растушёвки", что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет, проступая сквозь штрихи пастели, вызывает определённое настроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом.

Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Пастель обладает свойством придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. В этой технике можно делать любые сюжеты - от пейзажей до рисунков людей.

Преимущества пастели - в большой свободе для художника: она позволяет снимать и перекрывать целые живописные слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Типы пастели:

сухая - производится из пигмента путем прессовки без добавления масла

масляная - производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки.

восковая - производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска

Приемы работы пастелью разнообразны. Пастельные штрихи втираются пальцами, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Техника пастели очень тонкая и сложная в своих наложениях пастельной "лессировкой" цвета на цвет. Пастель накладывается пятнами, штрихами, лессировками.

Для работы пастельными карандашами необходимы основания, удерживающие пастель, препятствующие ее осыпанию. Пастелью работают на шероховатых сортах бумаги, таких как "торшон", ватман, наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте. Наилучшим основанием является замша, на которой написаны некоторые ставшие классическими произведения. Рисунки пастелью закрепляют специальными фиксативами, препятствующими осыпанию пастели.

Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. Дега обладал острым глазом и непогрешимым рисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. В феврале 2007-го на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега "Три танцовщицы в фиолетовых юбках" была продана за $7, 87 млн. В России в пастели работали такие мастера, как Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин.

САНГИНА

Цветовая гамма сангины, материала для рисования, от коричневого до близкого к красному. С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной закрепляются фиксативом или помещаются под стекло.

Сангина известна еще с античности. Именно тогда сангина позволила ввести в рисунок цвет телесного цвета. Широкое распространение техника рисунка сангиной получила в Эпоху Возрождения. Художники Возрождения разработали и широко использовали технику "трех карандашей": они наносили рисунок сангиной или сепией и углем на тонированною бумагу, а затем белым мелом высветляли нужные участки.

Сангина (от лат. "сангвинеус" - "кроваво-красный") – это карандаши красно-коричневых тонов. Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженой сиены и глины. Как пастель, уголь и соус, сангина является мягким материалом, которому при производстве придается форма четырехгранных или круглых мелков.

С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно.

Техника работы сангиной характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне, особенно когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника "трех карандашей").

Для рисунка выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж - сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.

Иногда сангину комбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодных оттенков придает особое очарование таким работам.

Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной можно закрепить фиксативом или поместить под стекло.

ТЕМПЕРА

Темпера (от латинского "temperare" - соединять) - связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но постепенно она утратила свое значение.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова привлекает к себе интерес.

В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи. Темпера в отличие от масла быстро высыхает. Темперные картины, покрытые лаком, по красочности не уступают масляной живописи, а в отношении неизменяемости и долговечности, темперные краски даже превосходят масляные.

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.